История, 6 класс
Урок 09. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению роли католической церкви в жизни общества в средневековой Европе.
Тезаурус
Католицизм – это одно из основных направлений христианства, оформившееся в Западной Европе.
Крестовые походы – это военные походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096 – 1270 гг. для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гробы Господня.
Ересь – это религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей католической церкви, отступление от «истинной веры».
Духовенство – это общее название всех служителей церкви, составлявших привилегированное первое сословие средневекового общества.
Индульгенция – это полное или частично отпущение грехов; грамота об отпущении грехов, выдаваемая за деньги католической церковью от имени папы римского, также называлась индульгенцией.
Папа римский – это глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году – глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.
Кардинал – это второй по значимости ранг в иерархии западнохристианской церкви после папы римского.
Епископ – это священнослужитель высокого ранга.
Диакон – это первая ступень священного сана.
Аббат – это монах, настоятель католического монастыря (аббатства).
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
За первое тысячелетие христианство распространилось почти по всей Европе. Постепенно церковь приобрела большое политическое значение и стала играть значимую роль в жизни общества. Почему христианская церковь приобрела такое могущество? Попробуем понять, как она формировала мировоззрение средневековых европейцев и влияла на политическую жизнь Европы.
Средневековое общество жило в ожидании Страшного суда, поэтому вопросы благочестия, регламентации жизни и исполнения заповедей были важной частью сознания Европейцев. Это давало возможность духовенству активно влиять на повседневную и политическую жизнь. Их трёх сословий: молящиеся, воюющие и трудящиеся, на которые делилось средневековое общество, главным считалось духовенство. В X в. монастырь аббатства Клюни во Франции начал реформу, добиваясь освобождения монастырей от власти сеньоров. В результате католическая церковь достигла большого могущества и приобрела огромные богатства. Римские первосвященники участвовали во всех делах государств и пытались влиять на императора и королей.
Наряду с аббатствами большую роль играли объединения монастырей – ордена, имеющие разную специализацию. Были ордена крестоносцев, просветительские, нищенствующие, проповедующие бедность и аскетизм. Крайние формы религиозных движений превращались в ереси – учения, противостоящие официальной идеологии католицизма. Папская власть вела борьбу с еретиками путём отлучения от церкви, военных походов и суда инквизиции.
Период с XI по XIII века время Крестовых походов – массового движения рыцарей и простолюдинов в Палестину с целью отвоевания Гроба Господня и изгнания мусульман из Святой земли. Кроме религиозной причины этого явления были в стремлении получить новую землю и богатство, открыть торговые пути, приобрести новые владения. В ходе Крестовых походов сложились новые феодальные государства и произошло столкновение с Византийской империей, закончившееся разорением в 1204 году Константинополя.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Заполните пропуск в тексте. Для этого наберите пропущенное слово или словосочетание на клавиатуре компьютера.
_____________________ – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Правильный вариант:
Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Задание 2. Установите соответствие между понятиями и соответствующими им определениями.
Понятие |
Определение |
1) Десятина |
а) Церковный суд |
2) Инквизиция |
б) Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения |
3) Индульгенция |
в) Десятая часть дохода выплачиваемая, как налог |
4) Реликвия |
г) Грамота о прощении грехов |
Правильный вариант:
Понятие |
Определение |
1) Десятина |
в) Десятая часть дохода выплачиваемая, как налог |
2) Инквизиция |
а) Церковный суд |
3) Индульгенция |
г) Грамота о прощении грехов |
4) Реликвия |
б) Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения |
Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский
Митрополит Георгий (Данилов) родился 14 августа 1964 года в г. Жлобин Гомельской области, республики Беларусь. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина. С мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных cилах.
В 1986 году поступил в Московскую духовную cеминарию. В ноябре 1988 года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 22 декабря 1989 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца) наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом в Троицком соборе. В июне 1990 года закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
9 ноября 1990 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеродиакона епископом Бендерским Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне — митрополит Ташкентский и Узбекистанский). 9 апреля 1991 года (вторник Светлой Седмицы, праздник Иверской иконы Божией Матери) за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В январе 1993 года назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви. Тема кандидатской диссертации: «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Беллавина)». С августа 1995 года читал курс «Византология» в Московской духовной семинарии. С августа 1999 года назначен по должности (как эконом Лавры) директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. 31 мая 2002 года назначен экономом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ.
В 2000 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года архимандрит Георгий, эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначен на Нижегородскую кафедру. Наречение архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского состоялось 1 февраля 2003 года в домовом храме в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Московском Свято-Даниловом монастыре. Архиерейскую хиротонию совершил 2 февраля 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев Русской Православной Церкви.
Указом № 1154 Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 9 сентября 2004 года владыка Георгий в составе коллектива авторов был награжден Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники за 2003 год за разработку научно обоснованной технологии воссоздания архитектурных памятников истории и ее применение при реставрации колокольни Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад Московской области).
24 февраля 2006 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан архиепископа.
11 сентября 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил архиепископа Георгия орденом Преподобного Серафима Саровского II степени.
15 марта 2012 г. Священный Синод Русской Православной Церкви назначил архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия главой вновь образованной Нижегородской митрополии, в состав которой вошли Нижегородская, Городецкая, Выксунская и Лысковская епархии.
18 марта 2012 г., в третье воскресенье Великого поста — Неделю Крестопоклонную, во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в сан митрополита.
22 августа 2010 года, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
За братской трапезой после богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился с речью к архиереям и священнослужителям, сопровождавшим Его Святейшество в дни пребывания на Соловках, братии монастыря и высоким гостям.
Святейший Владыка выразил радость по поводу того, что в ходе Первосвятительского визита состоялись две архиерейские хиротонии, причем на высочайшую степень церковного служения были возведены пастыри, не искавшие почестей, но всю свою жизнь отдавшие «смиренному, не очень заметному, но искреннему служению Господу».
По словам Его Святейшества, «есть о чем подумать» в связи с тем, что сонм архиереев Русской Церкви пополнили такие люди, как архимандрит Пантелеимон (Шатов) — благочестивый пастырь, до пострига много лет несший приходское послушание и воспитавший четырех дочерей, и архимандрит Вениамин (Лихоманов) — «монах, духовник, скромный, образованный человек, который никогда не кичился своим образованием и смиренно служил в тех местах, куда его направляли».
«Самое отвратительное в Церкви — это монашеский карьеризм, — подчеркнул Предстоятель. — Я думаю, две хиротонии, которые были совершены на Соловках, — очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты».
«Всякий нездоровый карьеризм в Церкви — это то, что нужно искоренять, и с Божией помощью мы этим будем заниматься, — сказал Святейший Владыка. — И всех, кто очень хочет стать епископом, хочу предупредить: Патриарх видит это и навряд ли вы станете епископами. А епископами станут те, кто к этому не стремится».
Святейший Владыка отметил, что хиротонию отца Пантелеимона предполагалось совершить 10 августа в Новодевичьем монастыре, однако в те дни столица была охвачена дымом лесных пожаров и к Его Святейшеству обратились с просьбой отменить Патриаршее богослужение, чтобы избежать большого стечения народа и не подвергать опасности здоровье людей. Предстоятель позвонил отцу Пантелеимону и сообщил, что хиротония переносится. «Он мне смиренно говорит в ответ: «А может, вообще ее отменить?» — рассказал Патриарх. — Спасибо вам, владыка Пантелеимон, за эти слова — они мне душу согрели».
«Думаю, что нам нужно так относиться к архиерейскому служению: пал на тебя жребий — принимай, не падает жребий — занимайся тем, чем занимаешься, — добавил Предстоятель Русской Церкви. — Ведь пред Богом все мы встанем в ряд не по порядку хиротоний, и не по количеству крестов, и не по тому, в митре ты служил или в камилавке. Там, может быть, Патриарх встанет за уборщицей и будет ей в глаза заглядывать и говорить: «Марья Ивановна, ты уж помолись за меня…»»
«Мы должны очень ясно понимать, что наша церковная карьера есть относительная вещь, не имеющая никакой прямой связи с нашим спасением, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл. — Дает Бог силы и разумение, обратил на тебя внимание соборный разум Церкви — будешь и епископом, и митрополитом, и Патриархом. Нужно тебе быть там, где ты несешь свое служение, — неси его с дерзновением, молитвой и любовью».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Кроме того, Председательствующее Епископство – это орган по выполнению мирских дел Церкви. Мирские дела – это вопросы, связанные с распоряжением десятиной и пожертвованиями от поста, с учетом и распределением денежных средств и управлением ими, а также с реализацией церковной программы благосостояния и гуманитарной деятельностью Церкви. В ведении Председательствующего Епископства также находятся церковные здания; учет членов Церкви; пошив храмовой одежды; перевод, издание и распространение материалов, используемых при проповедовании и обучении Евангелию. В эти материалы входят Священные Писания, материалы, утвержденные учебным планом, плакаты, DVD-диски, видеокассеты, методические пособия и церковные журналы – все это необходимо для достижения духовных целей Церкви. Все члены Председательствующего Епископства являются представителями Высшей власти Церкви, и в этом качестве мы можем делать все, о чем нас попросит Первое Президентство или Кворум Двенадцати Апостолов. Вот почему мне было поручено председательствовать на конференции того кола, где мне и был задан этот вопрос.
В представлении большинства людей мирские дела, за которые отвечает Председательствующее Епископство, – это деловые начинания Церкви. Но в 29-м разделе Учения и Заветов Господь говорит: «Итак, истинно говорю Я вам, что все сущее для Меня является духовным; и никогда не дал Я вам закона временного… ибо заповеди Мои – духовные” (стихи 34–35).
Господь смотрит на мир не так, как мы. Это справедливо и в отношении мирских дел Церкви. Поскольку экземпляр Книги Мормона – это обычная, изданная в типографии книга, неосведомленному человеку может показаться, что она похожа на любую другую книгу. Но эта книга создана для того, чтобы принести миру вечное Евангелие Иисуса Христа. И поэтому в «мирских делах”, благодаря которым осуществляется перевод, издание и распространение Книги Мормона, присутствует множество духовных аспектов. Этот принцип верен и в отношении всех других «мирских” дел Церкви.
Наша главная цель как Председательствующего Епископства – всемерно способствовать тому, чтобы у детей Небесного Отца было все необходимое для получения благословений вечного Евангелия. Мы помогаем в оказании им земной, или мирской, поддержки, чтобы дела обстояли именно так.
В 78-м разделе Учения и Заветов есть замечательные стихи, где Господь говорит о Своем хранилище. В самом широком смысле это хранилище можно определить как то время и ресурсы, которые члены Церкви предоставляют для созидания Царства Божьего. Здесь мы узнаем о гармонии между земным и небесным:
«Надобно, чтобы среди народа Моего была создана организация для установления и управления делами хранилища для бедных из народа Моего…
Как постоянное и вечное устроение и порядок для Церкви Моей, чтобы способствовать продвижению дела, которое вы приняли на себя для спасения человека и для славы Отца вашего, Сущего на Небе” (стихи 3–4).
В качестве члена Председательствующего Епископства я действительно узнал, что мантия священства и дух пророчества и откровения неотделимы от этих мирских аспектов работы Господа и постоянно сопровождают их.
Примеры употребления слова епархия в литературе.
Итак, предместье Умо выросло в богатый промышленный город, второй Ангулем, которому завидовал Ангулем верхний, где остались присутственные места, управление епархией, суд, аристократия.
Чтобы в процессах и делах о ереси против жителей города Севильи и его епархии апеллянты в дозволенных законом случаях, под предлогом, что означенный архиепископ Иньиго вступается напоследок как церковный судья, не лишились судьи, который выслушал бы эти апелляционные дела, мы решили, что означенный архиепископ Иньиго в делах инквизиции еретической испорченности против подчиненных его церковной юрисдикции может применять свою юрисдикцию сколько раз придется вместе с вышеназванными инквизиторами не сам лично, а через своего церковного судью.
Предвидя гонения и физические репрессии богоборческой власти, Поместный Собор постановил значительно увеличить число православных епископов, в каждой епархии открыть по нескольку викариатов.
Знаю только, что нашего жильца зовут Фожа, аббат Фожа, и что он переводится сюда из Безансонской епархии.
Поговаривают даже, будто старший викарий, аббат Фениль, заправляет всей епархией.
Источник: библиотека Максима Мошкова