Содержание
Краткая биография
Как воинствующий фарисей, Савл участвовал в преследовании первых христиан. На пути в Дамаск от внезапного ярчайшего света с неба ослеп (Деян. 22:11) и, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него (Деян. 9:3-8). Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение. Уже в Дамаске Савл стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9:1-20). На Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после этого Савл именуется Павлом (Деян. 13:4-12). Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли ап. Петра.
Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа, подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии (1Кор. 11:28), опроверг иудеохристианство. Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении: отрывки из них читаются при совершении Божественной литургии и некоторых других богослужений , а также на различных требах.
Художественно-символически изображается лысеющим и бородатым, в красно-зелёном одеянии, с мечом, которым его обезглавили, и с книгой посланий в руках.
Источники
Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, согласно библейской критике бесспорно принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы).
Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми — первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.
Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46—61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.
О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.
Жизнь
Апостол Павел (Андреа Ванни, 1390 год)
Происхождение
Павел — иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл (др.-греч. Σαῦλος, эллинизированная форма имени Шауль, ивр. שאול). Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.
Семья и воспитание
Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), что означает «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1Кор. 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.
Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22:3). Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения (или опровержения) в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян. 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам .
Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1Кор. 7:8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2-1Тим. 4:3)
…Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками
Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:10), — можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак. Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами, подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.
Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным — родными сёстрами) апостола Павла.
Связи с эллинизмом
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян. 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.
Участие в преследовании христиан
Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.
Убийство Стефана
«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян. 7:58) изображён Савл.
Впервые Савл упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем будучи несовершеннолетним он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды (Деян. 7:58). Поскольку в следующем году Савл уже принимает участие в гонениях на христиан в Дамаске, можно предположить, что год смерти Стефана (33 год) совпал с годом совершеннолетия Савла, который у иудеев отмечается в 13 лет. Таким образом, годом рождения Савла можно признать 20 год. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.
Причины и характер преследований
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:
- Проповедь распятого Мессии. «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…» (1Кор. 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам (Гал. 3:13) Павел цитирует Второзаконие (Втор. 21:33): «… проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
- Критика храмового культа. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2Кор. 11:23, 2Кор. 11:24). Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях (Деян. 9:1 — Деян. 9:2) фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.
После обращения
Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск. 1601. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Рим
Около 34 года на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (Деян. 9:8 — Деян. 9:9). Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился (Деян. 9:17 — Деян. 9:18). Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Ап. Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии (Гал. 1:17), под которой обычно понимается Набатея. После он возвращается в Дамаск, где сталкивается с преследованиями царя Ареты (2Кор. 11:32).
Около 37 года или 39 года он посещает Иерусалим (Гал. 1:18). Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (Деян. 9:26 — Деян. 9:27). После Иерусалима он возвращается в родной Тарсус, откуда его забирает Варнава и приводит в Антиохию (Деян. 11:25). В антиохийской церкви соратниками Павла были Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил.
1-е апостольское путешествие
Из Антиохии около 46 года Павел совершает своё 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр (Деян. 13:4), дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6). После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам (Деян. 13:46). Из Памфилии он пришёл в Иконию (Деян. 14:4). Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса (Деян. 14:12). Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию (Деян. 14:26).
Апостольский собор 51 года
Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15:1 — Деян. 15:6). Павел отстаивал позицию, что христианам неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Пётр и Иаков приняли сторону Павла и тот убеждённый в своей правоте возвратился в Антиохию (Деян. 15:35). Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11 — Гал. 2:14).
Ефесяне сжигают колдовские книги после проповеди апостола Павла
2-е апостольское путешествие
Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея, которого берёт с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию (Деян. 16:6). Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы (Деян. 16:12). Здесь Павла и Силу задерживают, но как римского гражданина отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках (Деян. 17:1). Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом (Деян. 17:34). В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой (Деян. 18:2) и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона (Деян. 18:12), то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию (Деян. 18:22).
3-е апостольское путешествие
3-е апостольское путешествие
3-е апостольское путешествие было предпринято в Эфес (Деян. 19:1), где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу (Деян. 20:2). Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир (Деян. 21:3). В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий – Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима.
Суд
В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он язычников вводит в Храм Соломона (Деян. 21:28). Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который «оставил Павла в узах» (Деян. 24:27). Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царём Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору (Деян. 26:32). Здесь Павел в качестве пленника отправляется в своё последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит (Деян. 28:1). Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил ещё 2 года (Деян. 28:30). Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям.
4-е апостольское путешествие
Согласно преданию, в Риме апостол был освобождён и совершил четвёртое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64—65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришёл в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из неё был схвачен в Риме и помещён в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею.
Смерть
Согласно традиционной точке зрения, апостол Павел перенёс много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или 68 году, то есть после четвёртого апостольского путешествия.
На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Католики отмечают память Петра и Павла 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Пётр и Павел — два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
Сподвижники Павла
Энрике Симоне, Усекновение главы св. Павла (1887)
Усекновение главы св. Павла (1278—79)
Поскольку роль апостола Павла как апостола язычников была велика, то его миссия была бы невозможной без многочисленных сподвижников, которые упоминаются на страницах Нового Завета:
- Аполлос
- Артема
- Ахаик
- Гаий Коринфянин
- Димас (Кол. 4:14)
- Зина Законник
- Ераст
- Иасон
- Иродион
- Карп
- Крискент
- Лин
- Евангелист Лука, лекарь
- Евангелист Марк
- Онисифор
- Прискилла и Акила
- Пуд
- Силуан
- Сосипатр
- Тертий
- Тимофей Эфесский — адресат двух посланий ап. Павла
- Тихик
- Трофим
- Фортунат
Обнаружение останков апостола Павла
Реконструкция возможного облика апостола Павла
В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены
…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв.… …Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла
— заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым.
В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений.
Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
Послания апостола Павла
Древнее христианское предание, разделяемое, в частности, Православной и Католической Церквями, присваивает апостолу Павлу авторство четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.
В научном сообществе (библейской критике) существует деление тринадцати посланий апостола Павла на две группы.Первую группу составляют так называемые протопаулинистские (прото-павловы) послания, то есть послания несомненно написанные апостолом Павлом (собственноручно или под диктовку). К ним относятся семь посланий: Послание к Римлянам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам, Послание к Филимону.
Вторую группу составляют так называемые девтеропаулинистские (девтеро-павловы) послания, то есть послания, относительно написания которых апостолом Павлом нет единой точки зрения. К ним относятся шесть посланий: Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам, Второе послание к Фессалоникийцам, Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу. Ученые, отрицающие написание этих посланий апостолом Павлом, считают, что они были написаны от лица Павла после его смерти до начала II века, возможно, его учениками.
Принадлежность апостолу Павлу послания к Евреям современная западная библейская критика отвергает.
В качестве критериев подлинности посланий рассматриваются их вероятная дата написания, форма, стиль, лексика и богословские взгляды, изложенные в посланиях. Для объяснения некоторого различия в стиле посланий используется предположение, что на стиль девтеро-павловых посланий оказали влияния писцы-секретари апостола Павла. Так один из писцов по имени Тертий указан в послании к Римлянам (Рим. 16:22).
В настоящее время всё большее число современных ученых, имеющих разные богословские позиции, на основании полного стилеметрического анализа посланий (пропорциональное соотношение длины предложений, вариации в длине предложений, расположение ключевых слов в посланиях и др.), приводят доводы в пользу принадлежности апостолу Павлу всех 14 посланий, за исключением послания апостола Павла к Евреям. Немецкая исследовательница Эта Линнеманн пришла к выводу о том, что «словарный состав не дает нам никаких аргументов для провозглашения каких-либо писаний неаутентичными – будь то в отношении целых писем или отдельных их частей».
Послания в Новом Завете расположены не в хронологической порядке их написания, а в порядке уменьшения их длины (исключением является послание к Евреям). Самым ранним посланием считается первое послание к Фессалоникийцам (около 52 года), самым поздним – второе послание к Тимофею (около 67 года)
Критические замечания
С. И. Соболевский отмечал:
Послания апостола Павла в лингвистическом отношении безыскуственны; он писал так, как говорил, то есть живым языком того времени <…> разговорным языком более или менее образованных людей <…> недаром блаж. Иероним в своих комментариях не раз указывает на его знакомство со светской литературой (litterae saeculares), но вместе с тем и признает его недостаточное знание греческого языка, — конечно, литературного, аттического: <…> «еврей, родом из евреев, большой знаток своего родного языка, он не мог выражать глубоких чувств на чужом языке, да и не заботился особенно о словах, когда относительно смысла не было опасности».
— Греческий язык библейских текстов Κοινή. — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. — С. 112.
Представьте себе, что, прогуливаясь по летнему Арбату, в память о прекрасном солнечном дне вы захотели унести домой свой портрет и доверились уличному художнику. Каково же будет ваше разочарование, когда вместо портрета, хотя бы отдаленно напоминающего вас, вы увидите карикатурный образ, на котором невозможно разглядеть ничего, кроме носа и огромной бородавки (которая к тому же отсутствует в оригинале). Вы начинаете возмущаться, что портрет ничего общего с вами не имеет и это вообще не портрет, а только его фрагмент, а художник, глядя на вас через огромные очки с овальными прорезями вместо стекол, настаивает: «Так у вас ничего, кроме носа, и нет, а бородавка эта есть у всех представителей вашего типа».
Это, конечно, невероятный сценарий, но когда в церкви заходит речь о фарисеях, мы становимся на позицию этого «художника». В современном языке слово «фарисей» стало синонимом слова «ханжа», и читая в Писании о фарисеях, мы словно надеваем непрозрачные очки с небольшими прорезями, через которые нам виден весьма искаженный портрет, отдаленно напоминающий фарисея. Многие убеждены, что главные черты фарисейства — законничество (тот самый «нос») и ханжество (та самая «бородавка»), что именно от всего этого избавился фарисей Савл, став после встречи с Христом величайшим апостолом язычников. Но не мешают ли такие стереотипы, эти крошечные овальные «прорези очков», нам разглядеть истинный портрет фарисея?
На страницах Книги Деяний мы видим Савла взрослым мужчиной, рьяно преследующим учеников Иисуса. Из рассказа Луки мы узнаем подробности: Савл родился в Тарсе (см.: Деян 22:3), был фарисеем (см.: Деян 23:6), учился у выдающегося Гамалиила (см.: Деян 22:3) и был римским гражданином. Рассказ Луки драматичен, он подчеркивает, что Савл преследовал христиан очень решительно: он ходит по домам, выискивая верующих в Иисуса мужчин и женщин, волочет их на улицу, мучит, бросает в тюрьмы, бьет в синагогах и идет аж в Дамаск с письмом от первосвященника, чтобы привести оттуда христиан в Иерусалим на суд; он первым готов подать голос за их казнь. Любопытно то, что сам Павел намного сдержаннее рассказывает о своем прошлом, он лишь подтверждает факт, что был ревностным гонителем христиан (см.: Гал 1:6; Фил 3:6). Несмотря на различия в описании и Лука, и сам Павел рисуют портрет человека, основной характеристикой которого является не сугубое законничество, а некая «ревность», мотивировавшая его преследовать христиан.
Почему же, представляя себе портрет Савла, мы всегда видим в нем законничество, которое стало «визитной карточкой» фарисейства? Может быть, все дело в словах, которые Павел написал о себе в Послании Филиппийцам (3:5–6)? Он сообщает, что родился и воспитывался благочестивым иудеем, был обрезан в восьмой день (согласно требованию Закона), был из колена Вениамина, еврей из евреев (то есть чистокровный еврей), по отношению к Закону — фарисей, по рвению — гонитель Церкви Божией, по праведности, достигаемой Законом, — человек безупречный. Похоже, именно последние слова Павла западают нам в душу, и в нашем сознании возникает некий образ фарисея Савла, для которого суть иудаизма сводится к тому, чтобы через неуклонное соблюдение Закона стать праведным перед Богом и тем самым обеспечить себе место в Царстве Бога и причастность к блаженствам грядущего века. То есть большая часть протестантов проводит прямую параллель между своим мировоззрением и тем мировоззрением, которое будто бы было присуще фарисеям. Мы рассуждаем примерно так: смысл жизни заключается в посмертном блаженстве на небесах, а чтобы попасть туда, необходимо признавать и соблюдать данный Богом нравственный закон. Но мало кто из нас задумывается о том, что представления иудеев I века н. э. далеки от всего этого.
Да, Савл, будучи фарисеем, посвящал себя изучению Писания и заботился о скрупулезном соблюдении Моисеева Закона. Савл был хорошо знаком и с устным преданием, обсуждавшим смысл и способы исполнения Закона. Его рвение в этих вопросах отражают его же слова: «… преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1:14). Но если Савл, безупречно соблюдая Закон, не стремился тем самым достичь «личного» спасения, то какой была его мотивация? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к понятию ревности — ключевой характеристике умонастроений той религиозной группы иудеев, к которой принадлежал Савл. Оказывается, что фарисей фарисею рознь. На рубеже нашей эры в фарисейских кругах произошел раскол, который положил начало двум партиям, лидерами которых стали Гиллель и Шаммай. Философия и принципы первой из них были весьма, как мы бы сейчас сказали, либеральными, в то время как взгляды второй — явно ортодоксальными. Савл вырос в атмосфере ожесточенных споров и борьбы между этими партиями. И хотя мы читаем в Книге Деяний (22:3), что Савл был учеником Гамалиила (последователя Гиллеля), стоявшего на толерантных позициях — мол, если новое движение (христиан) не от Бога, оно само развалится, а если от Бога, то лучше не противиться ему, — описание жизни и деятельности Савла явно указывает на то, что на самом деле он разделял убеждения шаммаитов. Споры между этими двумя партиями не сводились лишь к разногласиям по поводу соблюдения религиозных предписаний. Центральной точкой расхождения была судьба Израильского народа, земли и Храма, и поэтому вся их полемика непосредственно влияла на местную политику. На кону стоял главный вопрос: что значит быть частью Божьего народа, как оставаться верным Торе и сохранять иудейскую идентичность перед лицом и под давлением языческого мира? Что делать в ожидании грядущего века Божьего Царства и избавления Израиля, обещанных пророками, чтобы в Судный день ты мог иметь часть в оправдании перед Богом и Его благословениях.
Для Савла как для сторонника Шаммая неприемлема была убежденность «либеральной» партии в том, что главное — жить, не мешая жить другим, и пусть Пилат, Ирод и даже продажный Каиафа правят, лишь бы можно было спокойно изучать и соблюдать Закон. Для таких, как Савл, этого было мало, ведь Тора требует, чтобы Израиль сбросил с себя языческое иго и, будучи свободным, мог служить своему единственному господину — Богу. Именно в этих исторических реалиях надо рассматривать «рвение» Савла. Мы же часто понимаем термин «рвение» как «крайнее усердие в чем-нибудь» (Словарь Ожегова), «горячность», «пыл». В результате, говоря о «ревностном» верующем, мы представляем себе набожного человека, который при первой возможности падает на колени, с пылом проповедует Евангелие и усердно совершает добрые дела. Но ревность Савла была иной, для него она означала призыв к священной войне за будущее народа Израиля. Мы знаем из истории, что такие умонастроения будоражили иудейское общество в течение двух веков (пришествие Христа пришлось как раз на их середину), и носителями этих настроений были подобные Савлу фарисеи.
В понимании Савла всякий раз, когда народ Израильский оказывался под гнетом язычников или в плену, это было наказанием Божьим (см.: Дан 9:7). Он знал, что на протяжении всей истории Израиля Бог снова и снова прощал и миловал Свой народ (см.: Дан 9:9), напоминал ему Свои обетования, восстанавливал его. Савл был убежден: благодаря усилиям тех евреев, которые сохраняют верность Богу и исполняют Закон, на царский трон когда-нибудь воссядет потомок Давида, который восстановит мир и процветание Израиля. Но исполнение этих обетований — в будущем, когда Бог вновь установит Свое правление на земле и все творение прекратит сопротивление и подчинится Ему. Англиканский епископ и богослов Томас Райт пишет, что Савл и подобные ему фарисеи верили в то, что «раз есть только один Бог и у Него есть только один народ — Израиль, у мира, над которым правит единый Бог есть только одно будущее, и оно скоро наступит», и в конце концов Бог явит Себя, победит зло и освободит Свой народ. Движимый этой верой, Савл ревностно старается поступать по Торе, не просто исполняя ее заповеди, но приближая хороший конец истории. Савл верил в то, что Бог может вмешаться в историю в любое время, а поскольку Израиль по-прежнему отступает от Закона, то, если это произойдет сейчас, избранный народ ожидает участь язычников. И Савл чувствует свою ответственность — он должен очищать Израиль от скверны, возвращать отступников-иудеев в лоно церкви, ведь тем самым он приближает Царство Бога и восстановление Израиля. Так что целью гонений Савла вряд ли были христиане как таковые. Его интересовали последовавшие за Христом иудеи, именно их Савл так самоотверженно вылавливал, стараясь вернуть на «истинный путь».
Итак, если принять во внимание историческую реальность начала I тысячелетия н. э., то начнет проступать иной портрет фарисея, совсем не похожий на тот «небрежный шарж», который мы привычно себе представляем. Савл стремился к праведности по Закону не для того, чтобы обрести личное спасение и «отправиться на небеса». Представления Савла о Божьем замысле спасения мира были верны почти во всем, ошибочным был лишь один пункт, осознание которого превратило «ревнителя о Торе» в «ревнителя Благой Вести». Когда Савл встретил воскресшего Христа на дороге, ведущей в Дамаск, он не перестал быть иудеем и не отринул все свои знания, почерпнутые им из Торы, и Божьи обетования. Но в его картине мира вдруг все сошлось: он осознал, что Иисус и есть обещанный Богом Мессия (см.: Дан 9:26), а потому именно в Нем Бог уже исполнил все надежды иудеев. Теперь, раз новый век уже наступил в Иисусе, Савл (ныне Павел) может служить Богу Израилеву, но по-новому — не загоняя своих сородичей в «правильную веру» плеткой, а открывая двери спасения для всех, в том числе и для язычников. Ему предстоит открывать людям все те же истины Торы: есть только один Бог, Бог Израиля, который в Иисусе Христе установил царство милости и правды.
Апостол Павел: биография от воинствующего фарисея до святого
Христиане и иудеи имеют насчет апостола Павла собственные мысли и никак не могут достичь единодушия. Странно, как мог маленький человек, пускай и великий, превратить доктрину крохотной группы людей, фактически «клуба по интересам», в мировую религию, которую сегодня мы называем христианством. Основные сведения из его жизни можно почерпнуть из книг Нового Завета. Он упоминается в Деяниях святых Апостолов и в его собственных письмах. Правда, определить, какие Послания из существующих четырнадцати принадлежат ему, уже не представляется возможным.
Важно
В девятнадцатом веке за городскими стенами в Риме в базилике святого Павла была найдена тяжелая мраморная надгробная плита. Углеродный анализ показал ее принадлежность к пятому веку нашей эры. Надпись на ней была четкой и разборчивой – Paolo Apostolo Mart («Апостол Павел Мученик»). Почти через сотню лет в две тысячи шестом под полом базилики открылась полость. В ней обнаружили нишу, где располагался саркофаг с останками. Папа Бенедикт XVI впоследствии рассказал, что захоронение вполне может принадлежать Павлу, это не противоречило бы ни одному древнему тексту.
История гонителя и миссионера христианства
В отличие от большинства других апостолов, Павел (Савл или Шауль), что в переводе с иврита означает «выпрошенный», «долгожданный», «вожделенный», принадлежал к элите. По рождению он являлся римским гражданином, что было по тем временам престижно. Это давало множество разнообразных привилегий и прав. К примеру, такой подданный мог требовать личного императорского разбирательства в спорных судебных тяжбах.
Вероятнее всего, имя Paullus или Paulus (лат. малый), было дано мальцу от рождения, но использовать его он начал только после принятия христианства. Получив весьма недурное образование, Шауль сделался настоящим ревнителем Закона, так как собирался связать свою жизнь со служением Богу, став раввином. Он был не только книжником и фарисеем, но и принадлежал к синедриону – высшему иудейскому религиозному учреждению, а заодно и судебному органу страны. Свой голос в совете он зачастую отдавал за казни первых христиан. Он никогда не видел воочию Иисуса при жизни, хотя мог вполне быть на ежегодных пышных празднованиях в Иерусалиме.
Первое упоминание о Савле датируется приблизительно тридцать третьим годом. Тогда насмерть забили камнями юного мученик Стефана, диакона – христианина. Религиозные тексты гласят, что Павел был мал, и его приставили следить за одеждой. Впоследствии по дороге в Дамаск «явился свет» и ослепил его.
Христианский пророк исцелил апостола, после чего тот от чистого сердца уверовал в доброго Мессию. Иудеи отдали Шауля под суд, но казнить изменника было не так просто. По праву он принадлежал Риму. Свой приговор он все же получил у римского императора, но немного позднее. Совершив четыре апостольских миссионерских путешествия, судьба его свершилась: суд признал вину и приговорил отступника к казни.
Биографические сведения о миссионере
Согласно иудейским записям, Павел, от рождения получивший имя Шауль (שאול) – прямой потомок двенадцати сыновей Иакова (колено Вениаминово), которые стали родоначальниками происхождения еврейского народа. Отец будущего апостола являлся ревностным фарисеем (общепринятое религиозно-иудейское течение), и детей своих воспитывал в строгости при соблюдении предписываемого Закона. При этом он имел римское гражданство, что явно указывает на его знатное происхождение и высокий уровень достатка. Похвастаться подобным в провинции мог далеко не каждый.
Родился Савл в городке под названием Тарс Киликийский. Все свое детство и юность провел в этом средоточии эллинистического образования и греко-римской культуры. Наряду с богословием, он изучал литературу, музыку, искусство, философию, религию и все, что было положено знать образованному человеку. Воспользовавшись правами гражданина, он переехал из родного города в великий Иерусалим. Согласно Деяниям святых апостолов (одна из книг Нового Завета), учиться ему пришлось у самого Рабана Гамлиэля бен Шимона ха-Закена (в христианстве – Гамалиила), известного ученого и раввина первого века до нашей эры.
Он штудировал Тору, а заодно и ее раввиннистические толкования, что хорошо заметно по поздним Посланиям. Скорее всего, он готовился стать учителем (ребе). Принимать плату за толкование священных текстов по тем временам было запрещено. Поэтому раввины зачастую «висели тяжким камнем на шее» у общины. С детства мальчиков приучали зарабатывать самостоятельно на жизнь, чтобы ни от кого не зависеть. Шауль овладевал ремеслом шитья парусиновых палаток для кочевников и торговцев. Если верить преданиям, то мученицы Филонила и Зинаида Тарсийская были кровными родственницами святого, а может, даже его родными или двоюродными сестрицами.
Преследование христиан
В Посланиях Павел впоследствии говорил, что имел реальную власть подавать голос за или против убийства христиан. Следовательно, вполне вероятно, что он мог служить в судебном органе (синедрионе). В седьмой и девятой главе Деяний сказано, что Шауль активно осуждал ранних христиан, обрекая их на гонения, пытки и даже казни.
Основной причиной тому была проповедь абсолютно неподходящая для ортодоксального (правоверного, последовательного) иудаизма. Иисуса распяли, что считалось самой позорной казнью после «побивания камнями». Этого уже достаточно – такой человек никак не мог иметь родства с Богом. Было и второе – новая вера отвергала исключительность Иерусалима в целом и Храма в частности. Преступник, в котором христиане усматривали Мессию, позволял обращаться к Творцу напрямую, минуя все положенные формальности храмового культа. Какой удар по авторитету священнослужителей!
Первый раз в библейских и апокрифических текстах имя Савла встречается как раз в том месте, где ведется рассказ о гибели от побития камнями первомученика Стефана. До самой казни Шауля не допустили, но спустя год он уже участвовал в подобных действах. Из этого можно сделать вывод, что ему как раз исполнялось тринадцать лет – возраст совершеннолетия у евреев. Библейские тексты дают весьма смутное описание суда над юношей. Непонятно, вынесли ли Стефану официальный приговор, или разъяренная толпа сама свершила его судьбу. Большого впечатления гибель мальчишки на Савла не произвела.
Из преследователей в миссионеры: жизнь Святого апостола Павла
Разбираясь, как Савл стал Павлом, следует понимать и учитывать, что никаких достоверных исторических материалов о жизни этого человека не сохранилось. Мы можем опираться только на библейские и апокрифические тексты, а также свидетельства его «коллег» апостолов. Доподлинно неизвестно, существовал ли такой человек в реальности или это собирательный образ нескольких первых христиан. Тем не менее история достаточно интересна, потому стоит изучить ее подробнее.
Путь в Дамаск и поворотный момент веры
Будучи убежденным фарисеем и членом синедриона, Савл должен был часто путешествовать меж городами, чтобы принимать участие в общих обсуждениях. Ходить доводилось пешком или передвигаться на лошадях или ослах. Направляясь однажды из Иерусалима, он подвергся чудесному явлению. Случившееся ученые датируют приблизительно летом тридцать четвертого года.
Погода стояла солнечная и вдруг на подходе к городу с небес заструился очень яркий свет. Шауль в страхе рухнул прямо в дорожную пыль, а потом услышал голос, который обращался к нему. После этого мужчина ослеп ровно на трое суток, из-за чего пришлось под руки вести апостола в Дамаск. Потом к нему пришел христианин Анания, возложил руки (особый обряд), и тот сразу же обрел зрение. Старец окрестил Савла именем Павел, и с тех пор земной путь этого человека круто изменился. Из-за случившейся истории выражение «путь в Дамаск» стало считаться образным, обозначающим переломный момент в чем-либо.
Апостольские путешествия
Что делал апостол Павел сразу после обращения, доподлинно неизвестно. Побыв немного в Дамаске, скорее всего, он направился в Набатейское царство, где проповедовал Евангелие среди аравийских иудеев. Правителю Арету IV Филопатрису, которого люди прозвали Великим, такое развитие событий не понравилось: по его стране бродил философ и агитировал народ попрать заветы старой веры. Он приказал схватить смутьяна, вносящего разброд в умы его верноподданных.
В тридцать седьмом или тридцать девятом пришлось бежать и поспешно возвращаться в Иерусалим. Там проповедник опять наткнулся на остракизм и отвержение. Новые единоверцы никак не могли смириться с тем, что им обязательно нужно было принять и даже полюбить палача, жестоко преследовавшего их ранее. Если бы не заступничество другого апостола – Варнавы – неизвестно, чем могла завершиться эта история. После этого Павел вернулся в родной Тарус, откуда через пару лет направился в Антиохию.
- В первое апостольское путешествие Савл отправляется, руководимый своим защитником и наставником Варнавой. Мужчины заходят в Селевкию на Тире. Переправившись на остров Кипр, Павел вступает в препирательство с ложным пророком Вариисусом в городе Паф. Они направляются в Памфилию, Иконию и Ликаонию, где приходится проповедовать язычникам. После этого, друзья возвращаются в отправную точку.
- Второе путешествие Павел начинает с Силой, еще одним апостолом. В Листре они «подхватывают» Тимофея и вместе идут в Галатию через Фригию. Решив проповедовать еще и в европейской части, они двигаются в Филиппы, где по приезде оказываются тут же арестованными. Павла освобождают, как настоящего гражданина Рима. Он продвигается дальше в Афины, где выпадает случай познакомиться с популярным мыслителем Дионисием Ареопагитом. В пятьдесят втором году он приходит в Коринф, где на полтора года задерживается у Прискиллы и Акилы, ставшими его последователями. После этого апостол морем идет в Эфес, откуда возвращается домой.
- Третье путешествие Павел осуществляет в Эфес. Тут пишет два своих главных Послания – Коринфянам и Галатам. Апостол посещает Элладу и Македонию, а зимой доходит до Коринфа, откуда, через Кипр и Родос, приезжает в Тир. Вернувшись в Рим, обнаруживает, что иудеи решили судить его за то, что водил язычников в храм Соломона. Фарисеи и седукеи (религиозные течения в иудаизме) не смогли сами вынести приговор, перессорились и чуть не передрались. Тогда решили отправить неугодного богослова в Рим на суд императора.
Пуститься в четвертое и последнее апостольское путешествие у Павла получилось только после освобождения. Он посетил Крит, Эфес и Македонию. В Коринфе он повстречал своего единоверца и вечного оппонента Петра. С ним святой возвратился в Вечный город. Он успел побывать еще и в Испании, прежде чем опять попал под арест и был брошен в холодное и сырое подземелье.
Размышления первого христианского философа
Апостол Павел являлся первым богословом, который рассматривал философский аспект своей веры. Он пытался осмыслить и донести до простого люда историческое значение новой религии. Кроме того, его считали философом – мистиком, который трактовал слова Иисуса, зачастую опираясь на собственный духовный опыт. Мистика этого апостола – приближение к Христу. Он утверждал, что пребывает ежечасно в Боге, а Бог в это же время обретается в нем. Но если человек совершает проступок, то должен сам понести наказание, что несколько противоречит самим основам учения.
Эта философия получила даже отдельное название – паулианство. Фридрих Ницше считал Савла истинным основателем всей христианской доктрины. С ним соглашалось множество мыслителей, в том числе Лев Толстой, которому близка была идея непротивления злу насилием. В своих рассуждениях он говорит, что вера Павла основывается на страхе грядущей кары. В то же время богослов оправдывает казни, насилие, рабство и подчинение властям. На этой почве у апостола даже возникла идеологическая распря с Петром, который считал, что любовь следует познавать во всепрощении.
Послания богослова
По преданию апостол Павел написал четырнадцать писем, которые полностью вошли в Новый Завет. Авторство семи из них неопровержимо (протопаулинистские), а вот о других шести (девтеропаулинистские) ведутся ожесточенные дискуссии меж теологами на протяжении более двух тысяч лет. Послание к Евреям общепринято считать не имеющим отношения к этому апостолу.
- Ранними письмами принято считать первое и второе к Фессалоникийцам, и Галатам. Они содержат основы проповеди, призывы к святости, а также размышления о Судном дне и воскрешении мертвых.
- Самые большое – послание к Римлянам. В нем говорится о соблюдении чистоты веры, рассуждение о грехе и законе, о покорности властям и жестком следовании всем заповедям.
- Ефесянам, Филимону, Колоссянам и Филиппийцам были написаны в римских застенках. В них много благодарности общине, а также осознание Христа, как примера для подражания. Павел предупреждает от лжеучителей и призывает к всеобщей радости.
- Пастырские послания к Титу, Коринфянам и Тимофею более поучительны. В них меньше общих фраз, а речь идет о женской скромности, о поведении священников и диаконов, а также о церкви и таинстве благочестия.
Российский и советский ученый-лингвист Сергей Иванович Соболевский, штудируя работы Павла, выяснил, что написаны они обычным живым языком, без изысков и лишнего пиетета. Иероним Стридонский, церковный сочинитель и аскет, считал, что это прямое следствие того, что мужчине было трудно выражать свои мысли на неродном греческом, а тексты написаны именно на нем.
Смерть мистика Павла
Согласно библейским писаниям, апостол Павел или Савл перенес на жизненном пути огромное количество страданий и лишений, но никогда не предал своей веры. Он много путешествовал, проповедуя новую религию, разоблачая лицемеров и поощряя праведников. Большинство из его текстов вошли в Новый Завет, а имя его хорошо известно всем христианам на планете. После того как святой был схвачен подручными императора Нерона в Риме, он был казнен, вместе со своим «коллегой» Петром.
Важно
Император Нерон, приказав арестовать «праздно шатающихся» апостолов, поставил перед собой задачу красиво выйти из положения. Петра казнили через распятие головой вниз за городскими воротами, как простолюдина, вора и убийцу. Но Павел был римским гражданином и закон запрещал так позорно его убивать. Нерон приказал отрубить ему голову, но произвести казнь не на площади, а далеко за городской стеной.
Если судить по библейским текстам, то случилось это в шестьдесят третьем или четвертом годах. Однако пасторское Послание к Титу датируется более поздним временем. Потому ученые предпочитают датой смерти Святого апостола Павла считать шестьдесят седьмой – шестьдесят девятый год.
На месте захоронения учениками был поставлен специальный знак. Позже его использовал император Константин I Великий, как ориентир, желая увековечить память святого человека и выстроив базилику (храм). Православные празднуют день памяти Петра и Павла двенадцатого, а католики двадцать девятого июня. После обнаружения захоронения под алтарем церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура папа Римский пообещал верующим, как только будут проведены соответствующие анализы и необходимые исследования, выставить мощи для поклонения.
В память об апостоле
В честь великого человека, ревностного христианина и апостола, установлено множество памятников по всему миру. В Бразилии располагается город, который называется Сан-Паулу (Святой Павел), являющийся крупнейшим поселением в Южном Полушарии на 2016 год.
Люди искусства неоднократно обращались к жизни апостола для создания собственных произведений. Рембрандт увековечил момент избиения камнями юного Стефана, при котором присутствовал Савл, Караваджо обыграл сюжет божьего озарения, произошедшего с ним на пути в Дамаск. Энрике Симоне написал картину «Усекновение главы святого Павла», на которой отрубленная голова сияет, озаренная божественным светом.
Одним из свидетелей казни Стефана был юноша по имени Савл. Непосредственно в расправе он не участвовал, но одобрял происходившее и стерег одежду, которую разгоряченные линчеватели сбросили, чтобы сподручнее было кидать камни.
Родом Савл был из киликийского Тарса — того самого обиталища изнеженных сибаритов, близ которого учился в юности Аполлоний Тианский. Семья Савла, стопроцентно иудейская, из колена Вениаминова, в то же время принадлежала к имперской элите, обладая наследственным римским гражданством — честь, которой в те времена удостаивались немногие из провинциалов.
Эллин Аполлоний приезжал в Таре изучать греческую философию; еврей Савл для получения традиционного иудейского образования должен был ехать в Иерусалим. Аполлоний выбирал между учениями Платона, Эпикура, Пифагора, стоицизмом, скептицизмом и т. п.; выбор Савла лежал в другой плоскости — среди учений саддукеев, фарисеев, ессеев, зелотов и пр. И если Аполлоний, не имея авторитетного наставника, самостоятельно избрал пифагорейство, то Савл, обучавшийся «при ногах» знаменитого Гамалиила, не мог стать никем иным, кроме как ревностным фарисеем.
После казни Стефана он по инерции принимает активное участие в арестах последователей Иисуса. Мы ничего не знаем о том, что происходило в это время в его душе, но можем предположить, что его уже грызли сомнения в правильности своих взглядов и действий, и он стремился внешней активностью заглушить внутреннее смятение.
Вскоре Савл отправляется в Дамаск, где осела часть кумранской общины — глашатаев Нового Завета. Он везет доверительное письмо первосвященника к тамошним синагогам, подтверждающее его полномочия по борьбе с ересью Иисуса, «чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим». Видимо, первосвященник уже знает, что в Дамаске, за двести с лишним километров от Иерусалима, некоторые иудеи уверовали в мессианство Иисуса; последующие события подтверждают правильность этой информации.
При приближении к Дамаску Савла внезапно ослепляет льющийся с неба свет. Он падает на землю лицом вниз на землю и слышит Голос: «Савл, Савл, что ты гонишь меня?». — «Кто ты, Господи? — спрашивает потрясенный юноша, и слышит ответ: «Я Иисус Назорей, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!». Трепеща от ужаса, Савл молит: «Господи! Что повелишь мне?». — «Встань и иди в Дамаск, там тебе будет сказано, что делать».
Рекомендуем:
Фрешфорекс — одна из лидирующих, динамично развивающихся компаний, предоставляющих трейдерам выгодные условия торговли на мировом валютном рынке Форекс с 2004 года. Компания растет и развивается быстрыми темпами, покоряет новые рынки и получает все больше сторонников в сообществе трейдеров. Отличные торговые условия, вывод средств за считанные минуты, компенсация комиссий на пополнение счета, бесплатное обучение Forex, ежедневная аналитика — это и многое другое дает смотрите на сайте компании.
Много лет спустя, будучи уже широко известен среди христиан и иудеев под именем Павла, он во 2-м послании к Коринфянам намекнет, что в тот момент вблизи Дамаска с ним произошло и нечто большее: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли, не знаю, вне ли тела, — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, — только не знаю, в теле или вне тела: Бог знает, — что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать».
Спутники его тоже видели свет и были очень напуганы, не понимая, с кем Савл разговаривает. Поднявшись с земли с открытыми глазами, он обнаружил, что ничего не видит; в Дамаск его привели за руку.
Тем временем в Дамаске некоему Анании, уже уверовавшему в Иисуса, явился Господь и сказал: «Пойди на Прямую улицу, войди в дом Иуды и спроси там тарсянина по имени Савл». Для отношений иудеев с Богом интересно отметить, что Анания не бросился немедленно выполнять поручение, а сперва попытался переубедить Господа, ссылаясь на то зло, которое Савл причинил ученикам Иисуса. Но Господь был непреклонен и твердо заявил, что Савл избран Им, чтобы возвестить Его имя перед народами. Анании не остается ничего иного, как подчиниться Божьей воле. Он вдет по указанному адресу, находит Савла, возлагает на него руки, и у того сразу как бы падает чешуя с глаз; к нему возвращается зрение, и, встав с колен, он принимает крещение.
С этого момента поведение Савла в корне меняется. Он начинает открыто заявлять, что Иисус — сын Божий, вызывая возмущение дамасских иудеев. На выходе из городских ворот его караулят, собираясь убить; по свидетельству самого Савла, приказ об этом был подписан наместником царя Ареты, сидевшим в Дамаске. Однако единомышленники, узнав о грозящей Савлу опасности, помогают ему бежать, спустив его с городской стены в корзине.
Относительно дальнейшего хода событий свидетельства Павла (дальше мы будем называть его так) и Луки расходятся. Лука пишет, что, покинув Дамаск, Павел вернулся в Иерусалим; сам же он в Послании к Галатам вспоминает: «Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск».
Кому верить больше? Наверное, Павлу, писавшему о том, что сам пережил.
Итак, воспользовавшись тем, что окрестные территории оккупированы арабами, Павел отправляется в Аравию и на некоторое время исчезает из нашего поля зрения. Примерно тогда же вспыхивают волнения среди жителей Самарии: их, по словам Иосифа Флавия, «смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ». Человек этот призвал самаритян вооружиться и вместе с ним подняться на священную гору Гаризим, где он покажет им зарытые священные сосуды Моисея. Вероятно, в сознании людей это мероприятие как-то увязывалось с освобождением от римской власти, иначе трудно объяснить, зачем для созерцания сосудов понадобилось оружие. Местом предварительного сбора для похода на гору была назначена деревушка Тирифан. Здесь, однако, манифестанты подверглись нападению римского отряда, посланного Понтием Пилатом. Часть собравшихся римляне перебили, а остальных обратили в бегство.
Прежде Пилат своими резкими действиями сам провоцировал волнения среди иудеев, и это сходило ему с рук; в данном же случае он просто выполнил свой долг, но именно это вызвало гнев руководства. Представители верховного совета Самарии обратились с жалобой к наместнику Сирии Люцию Вителлию, заверив его, что их соотечественники вовсе не собирались отлагаться от Рима, а хотели лишь уйти от насилий Пилата. Реакция Вителлия была чрезвычайно жесткой: он сместил Пилата с должности и предписал ему ехать в Рим, чтобы оправдаться перед императором. Исполнять обязанности прокуратора Иудеи Вителлий поручил своему приятелю Марцеллу. Одновременно Вителлий готовился нанести удар по арабам, угрожавшим спокойствию римских владений. Пока его легионы двигались в Аравию, сам он отправился в Иерусалим под предлогом участия в праздновании Пасхи. Прибыв в священный город, он сместил первосвященника Ионафана и поставил на это место его брата Феофила.
Теперь можно было без помех обрушиться на арабов. Но 16 марта 37 г. на острове Капри в своей вилле на Мизенском мысу умирает 78-летний император Тиберий, и на престол вступает 25-летний Гай Цезарь Август Германик по прозвищу Калигула — «Башмачок». Письменное извещение о смене власти в Риме Вителлий получил на четвертый день пребывания в Иерусалиме. Он привел местное население к присяге на верность Калигуле, и, не имея от нового императора полномочий на ведение войны, отменил намеченное вторжение в Аравию. Арета смог вздохнуть с облегчением.
Что касается Пилата, его известие о смерти Тиберия настигло по дороге в Рим. Позднее среди христиан бытовало предание, что при Калигуле Пилат попал в немилость и покончил с собой.
Калигула, придя к власти, внес изменения в систему управления палестинскими землями. Освободив из заключения своего приятеля Ирода Агриппу, внука Ирода Великого и родного брата Иродиады, он отдал ему северо-восточные территории -прежнюю тетрархию его дяди Филиппа, присоединив к ней ливанскую Халкиду.
Иродиаду успех брата отнюдь не привел в восторг, и она уговорила своего мужа Ирода Антипу попытаться отобрать у Агриппы тетрархию. В Рим полетел донос. Но Агриппа тоже был не лыком шит: он в свою очередь донес, что его дядя участвовал в заговоре Сеяна, казненного при Тиберии. В результате Антипа не только не получил новых владений, но лишился своей тетрархии и был отправлен в ссылку -то ли в Лугдун (Лион), то ли в Испанию. Иродиаду ради ее брата Калигула был готов помиловать, но она добровольно последовала за мужем в европейскую глушь, заявив, что разделяла с ним его счастье и не бросит его при перемене судьбы.
Где в это время находился Павел? В Послании к Галатам он упоминает, что из Аравии он возвратился в Дамаск, а спустя три года посетил Иерусалим: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Руководителям иерусалимской общины, услышавшим удивительную историю его обращения, ничего не оставалось, как принять ее к сведению. В то же время бывшие соратники Павла по фарисейской фракции, видимо, не простили ему предательства. Его вновь попытались убить, и Петр с Иаковом поспешили отправить его в Кесарию, вряд ли испытывая большое сожаление от расставания с этим самозванным апостолом.
Из Кесарии Павел вернулся в родной Таре. Трудно сказать, что произошло бы, если бы про него забыли. Однако развитие христианского движения вскоре вновь втягивает его в гущу событий.
Среди учеников Христа, покинувших Иерусалим после казни Стефана, возникли расхождения. Большинство их «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя Слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам (то бишь неиудеям), благовествуя Господа Иисуса» -пишет в «Деяниях апостолов» Лука. Когда об успехах кипрян и киринейцев в обращении язычников узнали иерусалимские апостолы, в Антиохию был направлен Варнава, апостол из семидесяти, иудей родом с Кипра.
Видимо, Варнава не отличался красноречием и не был настолько уверен в собственных силах, чтобы взять на себя ответственность за состояние антиохийской общины. Поэтому из Антиохии он отправился в Таре к Павлу, с которым некогда вместе учился у Гамалиила, и уговорил ехать с ним. Павел согласился, и они вместе вернулись в сирийскую столицу. Согласно «Деяниям», «целый год собирались они в церкви и учили немалое число лкюдей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».
Павла вначале звали Савлом. Савл был фарисеем, который терпеть не мог учеников Христа. Он ходил по Иерусалиму, врывался в дома и всех, кто верил в Христа, отправлял в тюрьму. Но этого ему показалось мало. Он пошел к первосвященнику Каиафе и попросил, чтобы ему разрешили пойти в город Дамаск переловить там всех верующих в Христа и отправить в иерусалимскую тюрьму. Первосвященник позволил, и Савл отправился. Около полудня он подходил к Дамаску. День был светлый, ни одной тучки на небе. Вдруг с неба полился свет ярче солнечного. Савл и все, кто с ним был, не могли вынести такого яркого света и в испуге пали на землю. Тогда Савл услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус Назорей, Которого ты прогоняешь!» – ответил Господь. Сразу припомнились Савлу все его злодейства, как он сажал в тюрьму и убивал христиан. «Что же Ты прикажешь мне делать, Господи?» – спросил он.
Христос приказал ему встать и идти в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Спутники Савла слышали, что кто-то с ним разговаривает, но не могли разобрать слов. Савл встал, хотел идти, но не смог. Вы знаете, что с ним случилось? Он ослеп. Его взяли за руки и повели в Дамаск. Целых три дня с горя он ничего не ел и не пил, пока Господь не послал к нему Своего ученика Ананию, который исцелил Савла от слепоты и крестил. С этих пор Савл не только прекратил гонения на христиан, но стал проповедовать Христа, рассказывать всем о жизни и чудесах Христовых и всех уговаривал верить в Господа и молиться Ему. Савл сделался апостолом и крестил всех, кто верил в Христа. Его стали звать Павлом.