День памяти: 7 декабря
Святитель Амвросий Медиоланский
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.
После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий — епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 — 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.
Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 — 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.
Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.
Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 — 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 — 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.
Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.
Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.
Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.
Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.
Предисловие
О девственницах в трех книгах. Книга первая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая О девственницах в трех книгах. Книга вторая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая О девственницах в трех книгах. Книга третья Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая О вдовицах Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая О девстве (de virginitate) Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Глава восемнадцатая Глава девятнадцатая Глава двадцатая О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Увещание к девству Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая О падении посвященной девственницы Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая
Предисловие
Св. Амвросий1, епископ медиоланский, принадлежит к числу выдающихся деятелей христианской Церкви IV века. Независимо от своей кипучей административной деятельности, направленной главным образом на борьбу с язычеством, арианством и различными внутренними нравственно-религиозными нестроениями христианского общества, он составил себе громкую известность и в области христианской богословской письменности. В данном отношении на первый план выдвигаются его многочисленные нравоучительные и нравообличительные трактаты, написанные в большинстве случаев в форме гомилий. Подобно св. Иоанну Златоусту, св. Амвросий – Златоуст запада – дает в этих трактатах ответ на все животрепещущие злобы дня, которые выдвигались самою жизнью современного ему общества.Совершенно отдельную и довольно обширную группу нравоучительных сочинений св. Амвросия составляют его трактаты, посвященные вопросу о девстве, который он рассматривает в связи с вопросом о брачном состоянии человека. Таких трактатов с именем св. Амвросия до настоящего времени сохранилось шесть:1) О девственницах (dé virginibus) в трех книгах, написанных к сестре его Марцеллине,2) о вдовицах (de viduis) в одной книге,3) о девстве (de virginitate) в одной книге,4) о воспитании девственницы и приснодевстве Святой Марии (de institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua) в одной книге, написанной к Евсевию,5) увещание к девству (exhortatio virginitatis) в одной книге и6) о падении посвященной девственницы (de lapsu virginis consecratae) в одной книге.Первые пять трактатов вне всякого сомнения принадлежат св. Амвросию; вопрос же о принадлежности ему последнего трактата: «О падении девственницы» подвергается сомнению в виду неясности и сбивчивости древних свидетельств. Имея в виду те или иные соображения, одни из ученых исследователей приписывают его бл. Иерониму, другие – бл. Августину, третьи – Никите, епископу романцианскому, и четвертые – наконец – св. Амвросию. За принадлежность трактата св. Амвросию говорят в значительной степени некоторые такие особенности, которые присущи и всем другим его трактатам о девстве. Как и эти последние, сочинение «О падении девственницы» заканчивается гимном, который влагается в уста падшей девственницы. Этот гимн напоминает многочисленные восторженные песнопения св. Амвросия. Нет особенно резких отличий от подлинных сочинений св. отца и в самом стиле этого произведения, а некоторые своеобразные выражения, присущие и спорному, и подлинным произведениям св. Амвросия, как то: Synagoga (для обозначения иудейских взглядов на значение Ветхозаветного закона в его отношении к христианству – «Увещ. к девству» §§ 67, 81, стр. 235, 241 и «Опадении девствен.» § 30, стр. 257), лилия (как особенный эпитет девства – «О падении» § 5, стр. 248; «О девстве» § 51–52, стр. 132), еще более подкрепляют авторство св. Амвросия и для данного произведения.Предлагаемый перевод всех указанных трактатов сделан с оригинального латинского текста по изданию Миня (Patrologiae cursus completus. Series latina t. XVI, col. 183 – 384). При переводе обращалось преимущественное внимание на точность и ясность передачи мыслей подлинника. Места Священного Писания везде приводятся с буквальною точностью по славянскому переводу Библии в тех случаях, если славянский текст верно и точно передает цитацию самого Амвросия, и в переложении на русский язык в том случае, когда Амвросий делает вольную передачу священного текста, следовательно не могущую соответствовать тексту славянской Библии.