Сегодня отмечают День защитника Отечества. Традиционно 23 февраля поздравляют всех мужчин. Однако в армии достаточно женщин, которые тоже несут все тяготы службы и служат в горячих точках.
Mos.ru поговорил с ветераном войны в Афганистане, участницей боевых действий Мариной Красиной-Земляной. Она начала военную карьеру в военкомате в Литве, а в 28 лет уехала в Кабул работать в секретариате военного совета 40-й армии. Героиня рассказала, как проходила служба и как военная профессия отразилась на женском характере.
Не просто женщина, а военнослужащий
Я окончила несколько институтов, позже академию при Президенте России (РАНХиГС. — Прим. mos.ru.). Как я, ребенок из учительской семьи, стала военным человеком? У каждого в жизни есть случайности и совпадения, которые не подходят ни под какое разумное объяснение. По воле случая я оказалась в Литве, и единственным местом, где я смогла работать, был военкомат — вся переписка там велась на русском языке. Дисциплина, строгое и точное соблюдение порядка и правил мне, рожденной и выросшей на Кубани, были по нраву. В Советской армии нас учили сначала думать о Родине, о товарищах, о близких.
В районном Сретенском военкомате меня заметили и отправили в военкомат Литовской ССР помощником начальника первого отдела, затем пригласили стать начальником отдела в одной из военных дивизий в Вильнюсе. Решением командира дивизии меня направили в Ригу для обучения по одной из военно-учетных специальностей, далее откомандировали в 40-ю армию, которая дислоцировалась в Афганистане. Там я начала службу в секретариате военного совета генерала Бориса Громова.
Во время вывода Советских войск из Афганистана меня, занимающуюся документами армии, перевели в аппарат советников. Мы, 24 советника, остались в Кабуле для осуществления контактов между афганской и советской сторонами. Жили в центре города, без охраны.
В Кабуле, когда уже вывели войска, даже в посольстве не было женщин. Когда мы зашли туда, кто-то из руководителей увидел меня в окно и сказал: «Я не понял, почему здесь женщина?» Ему ответили, что это не просто женщина, а военнослужащий.
В Афганистане за время службы я видела только одну женщину-полковника, остальные были служащими Советской армии, а не военнослужащими. Но я почти ни с кем не общалась из-за большой рабочей нагрузки. Заметила, что сильно дружили люди из одного города или региона вне зависимости от звания и должности, пола и внешности.
У меня мужской характер и привычки
Что касается мужчин, то в армии их воспринимаешь как одноклассников. Ведь даже в школе мы можем влюбиться в какого-то мальчика из параллельного класса, но только не из своего. Здесь ситуация та же. Ты воспринимаешь своих офицеров, с которыми каждый день видишься, как братьев, родственников.
После Афганистана — Москва, брак с Сергеем Земляным — референтом секретариата ЦК КПСС. Он был бабушкиным учеником, я была влюблена в него еще в школе, мы с ним росли в одном дворе. Несмотря на мой и его характеры, мы друг другу прекрасно подошли. У нас всегда была любовь, которая связана не только с детством.
Муж умер от рака 10 лет назад. До этого мы успели взять двух девочек из детского дома — Марину и Екатерину.
На воспитании детей, наверное, отразилось мое военное прошлое. Например, младшая дочь всегда писала мне, когда у нее закончились уроки, постоянно были какие-то правила. Сейчас, когда девочки немного выросли, я считаю, что детям нужно все-таки давать больше свободы.
Еще до замужества у меня под опекой была дочь моей очень близкой подруги. Она тоже стала военнослужащей, служит в Краснодарском крае. Пошла по моим стопам, можно сказать, прошла нелегкую службу в Чечне.
Многие думают, что я мягкая и женственная, но у меня мужской характер и привычки. Я очень люблю работать с деревом, делать ремонт. Возможно, на меня так повлияла еще и ранняя смерть отца, который со мной, старшим ребенком, строил дом и мастерил мебель.
День защитника Отечества я всегда праздную, в основном встречаюсь с друзьями. Здесь в Москве мой начальник полковник Юрий Рязанцев, с которым мы выходили из Кабула в числе тех 24 человек. Он уже пожилой человек, болеет, но встреча с ним всегда как глоток свежего воздуха.
23 Февраля, которое раньше называлось Днем Советской армии и Военно-морского флота, стало Днем защитника Отечества. Его воспринимают как мужской праздник и начинают поздравлять мальчиков в школе. Но это профессиональный праздник. Думаю, он еще и для семей военнослужащих, где, как правило, больше переживают за близкого человека, чем он сам. Иногда люди мыслят стереотипами, День защитника Отечества — праздник мужчин. Думаю, это связано с тем, что в российской армии не так уж много девушек.
Сейчас я, помимо прочего, участвую в проекте «Московское долголетие». О нем я узнала от сотрудников центра соцобслуживания. Меня позвали выступить, я подумала, что расскажу об Афганской войне. Позже оказалось, что нужно было спеть или станцевать на конкурсе «А ну-ка, бабушки». И пришлось участвовать, потому что уже пообещала. По мере возможности стараюсь посещать мероприятия «Московского долголетия», в проекте участвуют люди, которые уже отработали, воспитали детей, светлые и мудрые, активные и позитивные, у которых можно многому научиться.
23 февраля в России отмечается День защитника Отечества. Этот праздник был учрежден в 1919 году. За время своего существования праздник неоднократно переименовывался. В СССР 23 февраля ежегодно отмечался как всенародный праздник – День Советской Армии и Военно-морского флота. После распада СССР праздник по-прежнему продолжают отмечать в ряде стран СНГ.
Шишкин Сергей Валерьевич.
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (урока мужества, классного часа) «День защитника Отечества»
для обучающихся 8–9-х классов
Вариант проведения занятия
Презентация
Задания для обучающихся (рабочий лист)
Цель: формирование ценностного отношения к истории страны, её героическому прошлому и настоящему, активной гражданской позиции, положительного отношения к Российским Вооружённым силам, к службе в армии.
Задачи:
- познакомить обучающихся со славными страницами истории Российской армии;
- формировать у обучающихся положительную нравственную оценку заслуг защитников Отечества, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала;
- развивать у обучающихся умение формулировать выводы при изучении различных исторических ситуаций;
- развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
- развивать умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах и источниках информации.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Более ста лет назад в разгар Первой мировой войны 28 января (15 января) 1918 года Совет народных комиссаров во главе с Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В январе следующего года глава Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский предложил отпраздновать годовщину формирования Красной Армии, назначив её «день рождения» на ближайшее к 28 января воскресенье. Однако этот вопрос не был решён из-за нехватки времени. В конце месяца Моссовет под руководством Льва Каменева постановил приурочить торжества по случаю годовщины образования Красной Армии к Дню красного подарка (этот день назначала специальная комиссия для помощи воюющим солдатам), который отмечался 17 февраля. Однако 17 февраля выпало на понедельник, и торжества перенесли на ближайшее воскресенье – 23 февраля. В последующие два года День Красной Армии не отмечался.
– Как вы думаете, о каком празднике пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
Разгоравшаяся в России Гражданская война и угроза военной интервенции требовали от нового большевистского правительства создания регулярной мощной армии – оплота Советской власти. Старая армия полностью потеряла свою боеспособность. Уставшие от изнурительной войны солдаты всеми способами стремились домой.
Выполните задание 1 рабочего листа.
Посмотрите фрагмент фильма.
Выполните задание 2 рабочего листа.
Ответы: 2.1- В; 2.2 — В; 2.3 — В.
В 1923 году был издан приказ Революционного военного совета Республики об официальном праздновании Дня Красной Армии и Флота – 23 февраля. После Великой Отечественной войны в 1946 году он был переименован в День Советской Армии, а в 1949 в День Советской Армии и Военно-Морского флота.
В 1993 году Президиум Верховного Совета РФ своим постановлением объявил 23 февраля Днём защитников Отечества, позднее он был переименован в День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) – День защитников Отечества. В 2006 году упоминание о победе Красной армии над кайзеровскими войсками из названия праздника убрали.
– * Как вы думаете, отмечался ли День Русской армии до 1919 года?
До 1917 года традиционно днем Русской армии являлся праздник – День святого Георгия Победоносца, считающегося покровителем русских воинов, праздновался во всех частях, учреждениях, учебных заведениях и на кораблях, отмечался обязательным молебном, строевым смотром и другими торжественными мероприятиями.
Выполните задание 3 рабочего листа.
В СССР 23 февраля – День Советской Армии и Военно-Морского флота отмечался торжественно. В этот день проводили военные парады, устраивали салюты. Ветеранов армии и флота награждали орденами и медалями.
Выполните задание 4 рабочего листа.
23 февраля традиционно считается профессиональным праздником военнослужащих. Но это не совсем так. Ведь настоящее название праздника – День защитника Отечества. А таковым является каждый гражданин нашей страны, независимо от своей профессии и возраста. С 2002 года по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днем.
– Как вы считаете, уместно ли 23 февраля поздравлять девушек и женщин? Обоснуйте свой ответ.
Выполните задание 5 рабочего листа.
Посмотрите фрагмент фильма.
Какие чувства у вас вызывает просмотренный фрагмент фильма?
Как вы считаете, какими качествами должен обладать защитник Отечества в современных условиях?
Что значит для вас «быть защитником Отечества»?
Можно ли стать «защитником Отечества», не имея отношения к Вооружённым силам России?
Обоснуйте свои ответы.
– * Как вы думаете, есть ли аналогичные праздники в других странах мира?
В Египте – День армии – 6 октября.
В Бразилии – День солдата – 25 августа.
В Китае – День создания народно-освободительной армии Китая – 1 августа.
В Австралии – День защитника Отечества – 25 апреля.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Слушатель специальных курсов повышения квалификации ДИС-29
Фоченкова Марина Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1062
МОСКВА
Тема урока: «Образцы нравственности в культуре Отечества».
Цели урока: воспитание чувства любви к Родине , гордости за нашу державу, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на основе реальных норм-образцов нравственного поведения.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, в парах, самостоятельная работа.
Основные понятия и термины: ТРУЖЕНИК, ВОИН, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ.
Средства наглядности: презентация.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Есть высшее счастье на свете
Любовь и надежду храня,
Оставить свой след на планете
Во имя грядущего дня.
(Кирилизе Жанне)
— Как вы понимаете эти строчки? С какой целью я приготовила этот отрывок?
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Россия — великая страна ( слайд). Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые традиции ( слайд).
Культура – нравственные, моральные ценности, умения, знания, образцы, традиции. Культурные традиции – богатство нашей многонациональной страны.
Они основаны на таких вечных ценностях, как ДОБРО, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СОВЕСТЬ.
А культура России – это пример огромных достижений во многих областях:
— в искусстве, в победе над фашистской Германией, поработившей всю Европу, в освоении космоса, в спорте ( слайд).
В нашей стране проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими людьми – гениями.
Люди мировой величины: Петр 1, А.Невский, А.В.Суворов, Дмитрий Иванович Пожарский и Кузьма Минин, И.П.Павлов, М.И.Глинка, Майя Плисецкая, Виктор Васнецов, Федор Шаляпин, Андреян Захаров, М.Маклай, М.В.Ломоносов, А. Ахматова, В.Маяковский и мн.др. Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. Эти люди оставили след в истории развития своей страны и всего человечества (слайд).
Культура России – это сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта, норм нравственного поведения (слайд).
Вспомните, что такое нравственность.
Нравственность – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу.
Назовите синоним к слову нравственность. Мораль — система норм и ценностей , регулирующих поведение людей.
А теперь попробуйте найти образцы нравственности из перечисленных ниже понятий (слайд) :
Порядочность терпимость
Стойкость патриот
Труженик врач
Мужество поэт
Строитель старательность
Воин коллективист
-Кто не справился с заданием?
-Кто справился и сможет аргументировать свой ответ, опираясь на известные нам правила или эталоны?
— Вы встретили затруднение. Остановимся и подумаем, почему нам не удалось выполнить задание. Вспомните начало урока, кем гордится наша страна?
3. Выявление места и причины затруднения.
— Какое задание нужно было выполнить?
— В каком месте вы встретили затруднение? ( При выборе понятий).
— Почему? (Не задумывались над этим, не можем отличить одно понятие от другого, не рассматривали этого на уроках).
— Наша цель: узнать какие существуют образы нравственности в культуре Отечества и составить алгоритм.
4.Построение выхода из затруднения.
Будем работать над этим заданием в группах. Вспомните правила работы в группе. Время работы 5 минут.
Защита проектов.
Проверка (слайд).
К образцам нравственности относятся ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ.
5.Реализация построенного проекта.
Рассмотрим каждый образец отдельно.
ТРУЖЕНИК – трудолюбивый человек, который своим трудом создает материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны( слайд).
ПАТРИОТИЗМ является одним из древнейших качеств и идей нравственного сознания. Это любовь к Родине, приверженность традициям отцов. Уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
ПАТРИОТ – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма немыслима была победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вспомните памятник воину-освободителю в Берлине (слайд).
Настоящий патриот должен развивать в себе такие качества:
- Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.
- Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие ( слайд).
- Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
- Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои умения и знания, эрудицию и любознательность (слайд).
- Не будь равнодушен и безразличен к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
- Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
- Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России! (слайд)
Народы России всегда прославляли ВОИНА — защитника Отечества. Воины наделялись разными добродетелями. Вспомните былинных богатырей земли Русской. Они остаются нравственным ориентиром, потому что защищали родную матушку — Русь, свой народ, не щадя своей жизни (слайд) .
КОЛЛЕКТИВИЗМ – очень важная черта нравственности нашего народа. Это сотрудничество и взаимопомощь. Коллективист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным (слайд).
Мы с детства учимся жить в коллективе, сначала это детский коллектив дошкольного учреждения, затем школьный коллектив, студенческий, а потом и производственный. В нашей стране принято заботиться друг о друге, принимать близко к сердцу все, что происходит с коллективом. Сообща легче справиться с трудностями, стоящими на пути. Чувствовать поддержку своей страны, своих товарищей, семьи – значить быть сопричастным к сильному коллективу, мощной державе.
Итак, составим наш алгоритм (слайд). К образцам нравственности в культуре Отечества относятся ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ.
6. Первичное закрепление.
Задания для работы в парах. Ответ запишите на планшетах.
- Какой образ нравственности воспевают художники и музыканты в
картинах Р.Тропинина «Кружевница» и А.Пластова «Сенокос» ?
- Послушайте стихотворение С.Есенина «Гой, ты, Русь моя родная» и определите какой образ нравственности прославляет поэт?
- А в музыкальном фрагменте «Вставай страна огромная…»?
- В следующем произведении «Марш героев»?
Ответы: ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ, ВОИН.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:
- «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
- «Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет».
- «Один за всех и все за одного».
- На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
8 Включение в систему знаний.
Приведите примеры образцы нравственности из истории нашего Отечества, из литературных произведений, которые мы изучали на уроках литературного чтения.
9. Итог урока.
— Чему был посвящен сегодняшний урок?
— Сумели мы справиться с затруднением?
— Достигли мы своей цели?
— Перечислите те образы нравственности, которые мы уточнили .
Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
1.В чем выражается патриотизм наших сверстников?
2. Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на соревнованиях, олимпиадах по различным предметам?
И какие при этом чувства вы испытывали?