2. Нечто сближающее человека с Богом; пожертвование как символ завета между Богом и человеком (Еврейское слово: «qorban»).
3. Кровавая жертва (Еврейское слово: «zebah» от «zabah», «оставаться»), главной идеей является пролитие крови. Это понятие является абсолютно противоположным описанному в пункте №1- «minha» (Псалтирь 39:7) и в пункте №4 «‘ola» — «всесожжения» (Исход 10:25 «Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему»; Исход 18:12 «И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу»).
4. Всесожжения (Еврейское слово «‘ola»), жертва, пожираемая огнём (Левит 1:3 «Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу»).
5. Греческое слово «thusia» одновременно описывает и жертву, и процесс жертвоприношения (будь то в прямом или в переносном смысле) — Ефесянам 5:2 «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».
6. Греческое слово «prosphora» — «дар» или «приношение». В Новом Завете это слово переводится как жертва или приношоение (Деяния 21:26; 24:17; Ефесянам 5:2 «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное»; Евреям 10:5 «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне»);
7. Греческое слово «holokautoma»переводится как «всесожжения» (Евреям 10:6 «Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе»). Это то же самое понятие, которое описано в пункте №4.
I. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ЗАКОНА
1. Адам и Ева
Бытие 3:21 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»
А. Из чего были сделаны одежды для Адама и Евы?
Сказано, что это были кожаные одежды. Стало быть, они были сделаны из какого-то убитого зверя. Это первое упоминание о смерти животного, и вообще о смерти живого существа.
Б. Глагол «одел» — в оригинале «покрыл». В греческом языке этот глагол означает «скрывать» или «покрывать» и чаще всего переводится как «прощать», «покрывать грехи». Римлянам 4:7 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты».
В 1 Коринфянах 13:4-7 описаны характеристики истинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». В 7-м стихе упоминается выражение «всё покрывает». Это та же идея покрытия и прощения.
В. Кто сделал Адаму и Еве одежды, кто покрыл их наготу?
Бог сделал кожаные одежды Адаму и Еве. Бог убил животного, вместо того, чтобы убить Адама и Еву за их грех. Таким образом Бог первым познакомил людей с идеей жертвоприношения: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22).
2. Каин и Авель (Бытие 4:1-15)
Жертвоприношение Авеля было принято Богом, потому что:
* Авель был праведным (1 Иоанна 3:11-12 «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны»), а также
* Жертвоприношение Авеля было принесено Богу с верой (Евреям 11:4 «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще»).
Здесь мы видим, что Авель принес жертву Богу от стада. Нужно отметить, что до потопа люди не ели мяса. Животные были убиваемы людьми только для того, чтобы принести жертву Богу.
3. Ной
Бытие 8:20-22 «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся»
4. Иов
Иов 1:5 «Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни».
5. Авраам (Бытие 22:1-19).
Бытие 12:8 «Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».
Бытие 13:18 «И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу».
Как мы видим, жертвы Богу приносились как до Потопа, так после Потопа, задолго до того, как Бог дал закон Моисею и обществу Израилеву.
II. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
1. Заключение Завета
При Моисее Господь Бог вступил с обществом народа Израилева в Завет. Это был завет между Богом и Израилем. Это событие произошло у горы Синай и сопровождалось жертвоприношениями.
Однако фундаментальным принципом и условием этого Завета было послушание Богу, а не жертвоприношения.
Исход 19:4-8 «…вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу».
Даже в истории об Аврааме, который послушался Бога, когда Он повелел ему принести в жертву единственного своего сына Исаака, то Бытии 22:17-18 Бог сказал: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Таким образом, Господь этим заветом сместил фокус с жертвоприношений на послушание и верность Яхве. Жертвоприношения были второстепенными, и именно поэтому они не имели значения, если не сопровождались послушанием и богобоязненностью. Притчи 15:8 «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему». Притчи 21:3 «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее». Екклесиаст 4:17 «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают».
Даже отцам их Бог не давал заповедь о всесожжениях: Иеремия 7:21-23 «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: ‘слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо'».
2. Типы жертвоприношений
Приношение первых плодов: — Притчи 3:9 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих».
Мирная жертва: Притчи 7:14 «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои». Левит 3; 7:11-21, 29-34.
Жертва за грех: Притчи 14:9 «Глупые смеются над грехом , а посреди праведных — благоволение». Исход 29:10-14 «И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца, и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех». Так же: Левит 4-6:13; 9:7-11, 22-24; 12:6-8; 15:2, 14, 25-30; 14:19, 31; Числа. 6:10-14. В день Искупления эта жертва приносилась с ещё большей серьезностью и торжественностью (Левит 16:5, 11, 15).
Всесожжения: Исход 40:29 «…и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принес на нем всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею». Числа 28:11.
Жертва возлияния: Числа 15:5 «…и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца», Осия 9:4 «Не будут возливать Господу вина», Исход 29:41, 30:19.
Курения благовонные: Исход 30:34-36 «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас».
Добровольные дар: Исход 35:29 «…и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу». 2 Коринфянам 9:7 «Доброхотно дающего любит Бог».
Каждое жертвоприношение базировалось на идее искупления в сочетании с идеей всесожжения, дым и курение от которого должны были подниматься к Богу и обоняться великим Иеговой (Левит 1:13). Порядок жертв по закону был таковым:
Жертва за грех à Всесожжения à Мирная жертва (Левит 8:14-22; 9:8-22; 12:8; 14:19-20). Духовная последовательность, в которой грешник нуждался, заключалась в следующем: (1) искупление жертвой за грех; (2) после чего он мог приносить другие жертвы и курения (Псалтирь 50:19), возносимые Богу и принимаемые Им, (3) радость общения и мир с Господом Богом, выражавшиеся в принесении мирной жертвы.
Таким образом, Закон показывал, что войти в присутствие и покой Бога можно было только после того, как человек избавился от греха.
III. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА
1. Учение Иисуса о жертвоприношениях
С одной стороны, Иисус ничего против системы жертвоприношений не имел. Вспомните прокаженных, которых он исцелил и послал в храм, чтобы они показались священнику и принесли положенные жертвы за очищение (Матфея 8:4).
С другой стороны, Иисус учит, что Бог не примет жертву до тех пор, пока она не будет принесена с чистым сердцем: Матфея 5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Этот стих иллюстрирует следующий принцип: Если ты пытаешься умилостивить Бога дарами, тогда как сам не проявляешь милости к ближнему, то это пустая трата времени. Посему Иисус и повелел сначала пойти и примириться с ближним, оказав ему милость, а потом уже приходить пред лицо Бога и просить милости у Него.
Таким образом, Иисус применяет пророческое высказывание Осии о том, что Богу больше угодна милость, чем жертва (Матфея 9:13; 12:7). Кроме того, Иисус одобрил высказывание одного из книжников, который сказал, что любовь к Богу и ближнему стоит выше всякого жертвоприношения (Марка12:33).
Более же всего нужно помнить ещё очень важное учение Иисуса Христа. Он учил, что Его кровь, «за многих изливаемая», является кровью Нового Завета (Марка 14:24; Матфея 26:28; Лука 22:20). Таким образом, Его жертва является высшей жертвой. И Его завет стоит выше прежнего Ветхого Завета.
2. Иисус — совершенная жертва
Смерть Иисуса на кресте является:
А. Жертвой Завета (Марка 14:24 «И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая», Матфея 26:28, Лука22:20; Евреям 9:15 «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное»);
Б. Жертвой за грех (Римлянам 8:3 «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти»; 2 Коринфянам 5:21 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»; Евреям 13:11-12 «Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат»; 1 Петра 3:18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных»);
В. Пасхальной жертвой (Пасхальный Агнец) — 1 Коринфянам 5:7 «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»; как жертва, приносимая Израилем в День Искупления (Евреям 2:17 «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа»; также в Евреям 9 главе).
3. Новый Завет о жертвоприношениях и пожертвованиях.
А. Материальная жертва:
* Денежные пожертвования: 1 Коринфянам 16:1-4 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут».
* Благотворительность: Евреям 13:16 «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».
* Пожертвование (финансы, пища, одежда): Филипийцам 4:18 «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу».
Б. Духовная жертва:
Иоанна 4:24 «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
1 Петра 2:4-5 «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
13 марта 2017Антропология, История
Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения
Автор Алена Чепель
Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, совершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жертвенной крови для скрепления клятвы.
Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — заклание домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доставался дым, участникам церемонии — мясо.
Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам почести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из возможных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древнегреческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертвоприношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетельствам. Некоторые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социальной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распределение лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертвоприношение как бы закрепляет и оправдывает социально-экономическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприношение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотношений как между людьми, так и с потусторонними силами.
У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертвоприношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам приносить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.
1 / 2 Стела с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Remi Mathis / CC BY-SA 3.0 2 / 2 Фрагмент стелы с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0
Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и процедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с недавнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.
Содержание
Выберите жертву
Жертвоприношение быка. Роспись кратера. Аттика, 410–400 годы до н. э. Кратер — сосуд для смешивания воды и вина.The Metropolitan Museum of Art
Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое животное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покровительницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кровью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а богиням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтоническим богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными календарями и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца анфестериона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно приносить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зубами, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — беременную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жертву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.
Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприношений в Греции не засвидетельствовано.
Найдите профессионального музыканта
Сцена жертвоприношения. Юноша (слева) играет на авлосе. Роспись кратера. Аттика, около 430–410 годов до н. э.© The Trustees of the British Museum
Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны называются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение происходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исмения, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпеливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неумело заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.
Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделившись с ним жертвенным мясом.
Помойтесь и нарядитесь
Участники церемонии жертвоприношения в венках и белых одеждах. Фрагмент росписи кратера. Аттика, конец V века до н. э. The Metropolitan Museum of Art
Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные белые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы подчеркнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», чтобы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.
Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей праздничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.
Организуйте шествие
Девушка с корзиной с инструментами для церемонии. Фрагмент росписи скифоса. Аттика, около 350 года до н. э. Скифос — керамическая чаша для питья с низкой ножкой и горизонтально расположенными ручками.The Metropolitan Museum of Art
Все почти готово, и вот тут начинается один из самых важных этапов — торжественная процессия. Участники обряда ведут животное к алтарю под музыку и пение. Важно правильно организовать процессию и распределить роли: кто за кем идет, у кого что в руках и кто что делает. Не забудьте принести к алтарю инструменты для церемонии — прежде всего нож. Положите нож в корзину, посыпьте его ячменной крупой (чуть позже объясним, зачем это нужно) и украсьте бантами. Пусть корзину несет на голове девочка аристократического происхождения, она же должна возглавлять шествие — ведь молодость и невинность гарантируют успех предприятия. Если девочку найти не удалось, сойдет и простой раб. Кто-то обязательно должен держать кувшин с водой для ритуального окропления участников и алтаря. Кому-нибудь поручите нести лепешки и пироги — они тоже пригодятся для ритуальных целей. В начале процессии громко объявите о том, что сейчас будет совершаться священнодействие. Это можно сделать с помощью возгласа «Эвфемия! Эвфемия!» — что дословно переводится как «благоговейная речь», но в данном случае означает скорее «Внимание! Внимание!».
Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для исполнения ритуального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев животного, то ли чтобы отметить важность происходящего.
Не забывайте о деталях
У алтаря нужно будет произнести молитву: подумайте заранее, о чем вы хотите попросить богов. Прежде чем убить животное, посыпьте всех участников ячменной крупой Вероятнее всего, использование ячменя в ритуалах связано с его психоделическими свойствами. и окропите водой. Теперь достаньте ритуальный нож, отрежьте клок шерсти и бросьте в огонь. Если животное крупное, разумнее оглушить его топором, а уже потом перерезать ножом горло. Именно сейчас женщины должны испустить ритуальный крик. Важно, чтобы кровь животного пролилась на алтарь, а не на землю. Попадание жертвенной крови на землю — дурной знак и может привести к мести и очередному кровопролитию. В некоторых случаях имеет смысл собрать пролитую кровь в специальную вазу.
Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons
Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все равно ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мясника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать лучшие куски самым почетным гостям.
Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними органами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам церемония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здоровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными знамениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и других внутренних жидкостей.
микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив