«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»
Подлинно, это – таинство, и великое таинство, потому что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, в болезнях родила, (оставивши) тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, – сочетается с той, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно, это – таинство. И родители не печалятся, когда так делается, но напротив печалятся, когда этого не бывает, и, в знак радости, не жалеют денежных издержек и расходов. Поистине, это – великое таинство, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость. Это показал и древний пророк Моисей; об этом и ныне вопиет Павел, говоря: «По отношению ко Христу и к Церкви». Впрочем, так сказано не по отношению только к мужу, но и к жене, чтобы он согревал ее, как плоть свою, как и Христос Церковь, а жена чтобы боялась мужа. Говорит не только о любви, – но что? «Да боится своего мужа». Жена – вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой; и он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; взамен послушания она должна привносить любовь. Как глава, так и тело: тело отдает в услужение главе руки, ноги и все прочие члены; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества. Но какая, скажут, может быть, любовь там, где страх? Там-то собственно она и будет. Которая боится, та и любит: любя, она боится, как главы, и любит, как член, потому что и голова есть член всего тела. Для того он и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство. Так всегда бывает с существами телесными; если бы люди были духовные, тогда был бы мир. Было некогда пять тысяч душ, и «никто ничего из имения своего не называл своим», но всем делились друг с другом (Деян. 4:32). Вот – знак мудрости и страха Божьего. Таким образом (апостол) показал образ любви, но образ страха – нет.
Замечаешь ли, как он распространяется о любви, приводит в пример Христа, упоминает о собственной плоти, говорит: «Посему оставит человек отца своего и мать», а о страхе не распространяется? Почему это? Потому что хочет, чтобы преобладала любовь. Если будет она, то за нею последует все остальное; а если будет страх, то – не вполне. Кто любит свою жену, тот, хотя бы она была и не очень послушна, все перенесет; но если (супруги) не связаны силою любви, то единомыслие между ними – дело неудобное и трудное. Страх же совсем не производит такого действия. Потому (апостол) и останавливается преимущественно на том, что сильнее. И жена, хотя ей, по-видимому, наносится ущерб тем, что предписывается страх, ничего не теряет, потому что мужу предписывается то, что особенно важно – любовь. Но, скажут, что, если жена не будет бояться мужа? Ты люби, ты исполняй свой долг; пусть другие не исполняют того, что следует, – мы должны исполнять. Укажу пример: «Повинуясь», – сказано, – «друг другу в страхе» Христове (Еф. 5:21). Что же? Пусть иные не повинуются, – ты покоряйся закону Божьему. Так и здесь: хотя бы муж и не любил своей жены, она должна бояться его, чтобы не быть ей в долгу у него; равным образом и наоборот, если бы жена и не боялась мужа, он должен любить ее, чтобы ему не быть в долгу у нее. Каждый имеет свои обязанности. Таков брак о Христе, брак духовный и рождение духовное, не от кровей, не от болезней рождения. Отчего не сказано и о жене: прилепится к мужу своему? Почему это? Потому, что о любви уже было говорено, и говорено мужу. Жене же (апостол) внушает страх и при этом говорит: «Муж есть глава жены», и еще: «И Христос глава Церкви». С мужем он рассуждает о любви и вручает ему то, что (имеет отношение) к ней; говорит ему о любви, соединяя и сочетая его (с женой). В самом деле, оставивший отца для жены и потом оставляющий ее и отпускающий от себя может ли быть достоин какого-нибудь снисхождения? Видишь, какой, по воле Божьей, она должна пользоваться честью, когда Бог, отвлекая тебя от отца, соединяет с нею?
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Психология семейных отношений родилась тогда, когда как таковая семья перестала существовать (а потому и нуждаться в какой-либо психологии). Вот же ж парадокс! Психология семьи напоминает горе-спасателей, которые подоспели на пожар, когда дотлели уже последние головешки.
Ведь отчего в семье ещё век назад были проблемы разного рода? Да оттого, что семья никогда и принципиально не учитывала потребностей конкретного человека, а только потребности рода целиком. Состояние и имущество, наследства, закладные бумаги и векселя всегда были важнее чьего-то душевного и физического комфорта, важнее любви и чувств искренней привязанности, важнее самой Жизни.
И если эта физическая Жизнь кому-то мешала, её устраняли, во имя Семьи… например, доводя человека до нищеты, общественного бойкота, сумасшедшего дома или тихого угасания от не сложившейся жизни в чужом доме.
Вот почему французский писатель Андре Жид бросил когда-то, на рубеже 19 и 20 веков, свою знаменитую фразу: «О, Семьи! Как я вас ненавижу!»
Содержание
- От экономики семьи к психологии семьи
- Вопросы семейной психологии
- Некоторые статьи из серии «психология семейных отношений»
- Репродуктивная функция
- Воспитательная функция
- Обучающая функция
- Коммуникативная функция
- Эмоциональная функция
- Духовно-психотерапевтическая функция
- Развлекательно-рекреативная функция
- Сексуально-эротическая функция
- Хозяйственно-бытовая функция
- Экономическая функция
- Статусная функция
- Функция первичного социального контроля
- Функция социализации
- Защитная функция
- Функция объединения усилий
От экономики семьи к психологии семьи
Психология семьи начиналась как экономика семьи. А экономика семьи была простая (это психология семьи потом была — посложнее). И простота её описывалась исчерпывающим афоризмом нынешнего времени: «Куда ты денешься с подводной лодки?»
Но лучше всего о психологии семейных отношений написала неподражаемая Джейн Остен в романе «Гордость и предубеждение».
«Несмотря на то, что она была невысокого мнения о браке и о мужчинах вообще, замужество всегда было её целью. Только оно создавало для небогатой образованной женщины достойное положение, в котором если ей не суждено было найти своё счастье, она хотя бы находила защиту от нужды».
Вся прогрессивная научная и общественно-политическая мысль 19 века была направлена на то, чтобы разрушить институт традиционной семьи, который никогда не давал двум хорошим людям быть счастливыми вместе, а если и давал — то в порядке исключения и эти исключительные примеры редкого счастья и согласия тонули в океане пошлости или трагедии обычных браков, заключённых в нотариальной конторе как сделка купли-продажи, чем они по сути дела и являлись.
И вот институт традиционной семьи рухнул. Его долго подтачивали реформы законодательства, сексуальная революция, особенно события, связанные с «освобождением женщины».
И вот мы пришли к новой ситуации: семья и брак как экономические институты — рухнули. А как феномен межличностных отношений — остались.То есть люди продолжают влюбляться, съезжаться, чтобы жить вместе, производить и доводить до ума потомство… Хотя никакой Голод и никакое Общественное Изгнание им не грозит, если они не вступят в брак, а будут вести холостяцкий образ жизни, сознательно избегая более тесного, личностного сближения с сексуальным партнёром.
И вот тогда родилась (и окрепла) психология семьи, психология семейных отношений.
Вопросы семейной психологии
Почему семейная психология стала актуальной? Да потому что людям (особенно учёным) стало непонятно: что держит вместе людей, которым не грозит голод и казнь, если они разбегутся? Какая сила удерживает тазик? Ситуация почти анекдотическая… На этот вопрос семейная психология может ответить просто и бездумно: мол, людей держит вместе — радость, которую они получают от общения друг с другом.
Но не всё так просто… Посмотрите внимательно вокруг себя. Отношения в парах, живущих вокруг вас, исполнены одной только радости? Так что же держит вместе людей, которым друг с другом не то что не радостно, а даже иногда «опасно для жизни»? Только лишь экономическая зависимость? Да нет… И вот ответы на все эти вопросы пытается дать психология, психология семейных отношений.
В настоящее время семья и модернизировалась и означает уже совсем не то, что раньше. А вот науки о семье — не поспевают за временем. Ну разве может «Домострой» дать ответы на вопросы, как общаться и общаться ли детям от разных браков папы и мамы? Какие кризисы могут быть в однополой семье? Какие нюансы семейных отношений ждут супругов, выбравших «гостевой брак»?
Семейная психология подоспела как раз вовремя. Как раз, когда люди получили долгожданную «свободу от» и уже начали задумываться о «свободе для», психология семейных отношений и объясняет — для чего человеку, паре нужна эта самая свобода.
На нашем сайте очень много материалов о семейной психологии, посвященных психологии семейных отношений, межличностным отношениям между любящими друг друга людьми. Любовь вспыхивает быстро и быстро прогорает. Если не умеешь разводить костёр, так, чтобы от пылающей бумажки разгорелись и дрова, то ты можешь извести все спички, спалить всю «растопку», но и не согреешься у огня, а рискуешь замёрзнуть от одиночества у нетронутых дров.
Психология семьи и отношений начинается с того, что объясняет: что такое любовь, что такое влюблённость? Что такое отношения зависимости? Что такое поиск идеального партнёра? А что такое тупое следование «родительскому сценарию»…
В разделе «Любовь и брак» на этом сайте вы можете найти огромное количество материалов, которые условно характеризуются как «азбука любви» или «психология отношений». Мы не претендуем на то, чтобы называть себе «Энциклопедия «Мужчина и Женщина», но вот «Азбука»… это к нам. Психология семейных отношений — наш любимый конёк.
Чтобы найти партнёра, нужно знать и себя. Зная себя, можно понять — кто тебе нужен. В наших статьях по психологии отношений мы попытались нарисовать идеальный гендерный портрет Успешного Мужчины и Успешной Женщины. В чём успешных? Да в поиске партнёра и создании пары, а не в карьере, разумеется. Мы же говорим о семейной психологии!
Современное общество сильно постаралось нивелировать гендерный облик мужчины и женщины в психологии семьи, превратив их в некое несимпатичное ни с какой стороны «оно».
Мы же вместе с наукой психологией семейных отношений стараемся вернуть людям их первоначальный облик, напоминая женщинам, что значит быть Женщиной, а мужчинам в свою очередь, соответственно, даём ту же информацию, только про Мужчин. Делаем мы это «со своей колокольни», опираясь на симпатичные НАМ авторитеты в области психологии, гуманитарных наук и шире — вообще культуры.
Так что если у вас совсем-совсем своё мнение — ищите материалы по теме «психология семьи и межличностные отношения» в других уголках интернета. Но людям вообще-то нравятся именно наша позиция о психологии семьи, изложенная в целом ряде статей.
Некоторые статьи из серии «психология семейных отношений»
-
В статье «Инструкция к человеку (мужчина)» мы рассказываем о том, как важно для мужчины получать безусловное уважение и что то вообще такое — безусловное уважение.
-
В статье «Пять языков любви» мы действительно-таки рассказываем о пяти языках любви, на которых говорят НЕ с помощью слов. Будет здорово, если все прочитают эту статью…
-
В статье «То, что мы принимаем за любовь» мы довольно жестко рассказываем о тех невротических причинах, которые знает психология отношений, и по которым люди вступают в брак. Причинах, которые не имеют ничего общего со свободным выбором двух здоровых свободных, независимых и гармоничных личностей, решивших быть вместе на данном этапе жизни.
-
В статье «О чем говорят кошмары» (написанной специально для женщин), мы рассказываем о том, как иногда кошмарные сны, снящиеся девушкам и женщинам, чётко показывают: она (хозяйка сна) неправильно понимает свою женскую роль и давно уже живёт «не туда». Делаем мы этот анализ при помощи теории юнгианских архетипов, а конкретно, разбираем архетип Анимуса и его проказы в наших снах. Почитайте, не пожалеете.
-
В статье «Такая вот библиотерапия…» вы прочитаете о главной проблеме в семейной психологии: почему мужчины меняют жён и каких жён они предпочитают менять? В этой статье мы разбираем один очень редкий рассказ-новеллу. Она написана писателем итальянцем (сицилийцем) Луиджи Капуано и в этом рассказе содержится описание-характеристика женщины. Что есть женщина, когда она становится Женой? Если вам интересна семейная психология и вы хотите знать «О чём говорят мужчины?» (как они секретничают о женщинах), то читайте эту статью. Она и многие другие материалы нашего раздела «Любовь и брак» неплохо дополняет собой одноимённый отечественный фильм «О чём говорят мужчины»…
Тема психологии семейных отношений с разных сторон также затрагивается во многих наших психологических трансформационных играх, таких как «Дюймовочка» и «Снежная Королева». Эти и другие игры входят в обучающий курс «Игропрактик», который вы можете пройти, чтобы научиться проводить их самостоятельно и зарабатывать на этом.
Елена Назаренко
Функции семьи — В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).
Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой — нет.
При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих — источник могущества и наследства.
Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.
Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.
Репродуктивная функция
Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
Воспитательная функция
Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция
В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция
Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.
Важно понимать, что русское слово «общение» и латинское «communicatio» происходит от «общее». То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция
Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовно-психотерапевтическая функция
Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция
Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
Сексуально-эротическая функция
Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Хозяйственно-бытовая функция
Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья — хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
Экономическая функция
Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.
Статусная функция
Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.
Функция первичного социального контроля
Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.
Функция социализации
Центральное место в социализации занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
Защитная функция
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
Функция объединения усилий
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.
Литература
Андреева Т.В. Семейная психология