й организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
(Статья введена — Федеральный закон от 30.03.2016 № 76-ФЗ)
Статья 22. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений
1. Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Передача в установленном порядке в пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. (В редакции Федерального закона от 30.11.2010 № 328-ФЗ)
Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций
Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях
1. Религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками. (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 119-ФЗ)
2. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником. (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 119-ФЗ)
3. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде. (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 119-ФЗ)
4. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования. (Пункт введен — Федеральный закон от 07.06.2013 № 119-ФЗ)
Глава III1. Миссионерская деятельность
(Глава введена — Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ)
Статья 241. Содержание миссионерской деятельности
1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:
в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
в местах паломничества;
на кладбищах и в крематориях;
в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.
(Статья введена — Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ)
Статья 242. Порядок осуществления миссионерской деятельности
1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241 настоящего Федерального закона.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:
от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.
6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.
7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5, 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.
(Статья введена — Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ)
Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
Статья 25. Осуществление надзора и контроля
1. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
2. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 341-ФЗ)
3. К отношениям, связанным с защитой прав религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ)
4. При осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, за исключением документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые могут быть запрошены и получены исключительно в случаях, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта;
запрашивать и получать у религиозной организации, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
запрашивать и получать, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и иных органов государственного контроля (надзора); (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 394-ФЗ)
направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации;
проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом;
проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований и других денежных средств, источников поступления и (или) использования иного имущества, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ)
5. Основанием для проведения внеплановой проверки религиозной организации является:
истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном религиозной организации федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом;
поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
наличие приказа (распоряжения) руководителя федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ)
6. Предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма) не допускается. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ)
Статья 251. Отчетность религиозной организации, получившей денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства
1. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от указанных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
2. Религиозные организации, получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).
3. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет в объеме сведений, представляемых в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
4. Форма и срок представления отчета, указанного в пункте 2 настоящей статьи, а также порядок и срок его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи определяются федеральным органом государственной регистрации.
(Статья введена — Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ)
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты.
3. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.
Перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета их деятельности, указанные в пункте 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, не производится. При отказе в перерегистрации по указанным основаниям федеральный орган юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации передает материалы в суд. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 13.07.2015 № 261
Первоочередная задача законодательства о миссионерской деятельности, принятого в субъектах Российской Федерации – оградить население от пропаганды религиозных экстремистских организаций, различных сект и культов. Появление подобных законодательных актов обусловлено тем, что в регионах в течение 15-25 лет религиозное поле заметно расширилось, порождая угрозы социально-политической напряженности. Принимаемые законопроекты – отражение оперативных, адекватных действий местных властей, нуждающихся в механизмах соблюдения законности в сфере межрелигиозных отношений.
Такие законодательные акты были приняты в 23 регионах (первый – в Тульской области в 1994 году). Сегодня законы, регулирующие условия и порядок осуществления миссионерской деятельности, определяющие компетенции уполномоченного органа исполнительной власти в данной сфере, действуют в девяти субъектах РФ: в Республике Северная Осетия – Алания, Еврейской АО, Белгородской, Воронежской, Костромской, Курской, Новгородской, Псковской и Смоленской областях. В 2000 – 2005 годы законы признаны утратившими силу в ряде территорий (например, в Тульской, Тюменской областях, Приморском крае). Основной довод в пользу их отмены – все необходимые аспекты миссионерской деятельности в регионах урегулированы Федеральным законом от 26.09.1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В некоторых случаях возникающие по данному поводу разногласия доводили до судебных разбирательств. В Удмуртии, где решением республиканского Верховного Суда от 5.03.1997г. Закон «О миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики» был признан недействительным. Суд счел некоторые положения регионального закона – например, запрет на распространение религиозных убеждений без разрешения специального органа по аккредитации (ст.3) и административную ответственность за распространение вероучения без аккредитации (ст.19) – ущемляющими конституционные права граждан.
И, напротив, определением Верховного Суда РФ от 3.12.2001г. оставлен без удовлетворения протест прокурора Белгородской области о признании недействующими и не подлежащими применению ряда положений Закона «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области». Была подтверждена законность установления правовым актом субъекта Российской Федерации условий и порядка осуществления миссионерской деятельности на его территории. Аналогичное определение вынес 7.07.2015г. Новгородский областной суд в отношении заявления прокурора области о признании некоторых положений закона «О миссионерской деятельности на территории Новгородской области», принятого 26 декабря 2014 года, недействующими. Вынося отрицательное решение по заявлению прокурора, суд признал: «миссионерская деятельность, как деятельность религиозной организации, осуществляемая вне религиозно-обрядовой сферы, направленная на создание и распространение религиозных канонов, догм, на федеральном уровне не урегулирована. Следовательно, при отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование».
В регионах продолжается разработка законопроектов, направленных на укрепление системы государственно-конфессиональных отношений, упорядочение миссионерской деятельности. Такая работа ведется в Калининградской, Тверской и Ярославской областях. До конца года планируют внести на рассмотрение республиканского парламента проект Закона Республики Крым «О свободе совести и религиозных объединениях». Он состоит из семи глав, в том числе – «Религиозные объединения», «Религиозное образование», «Взаимоотношения органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с религиозными объединениями».
Действующие сегодня региональные законы о миссионерской деятельности концептуально и структурно близки друг к другу, однако наделены некоторыми нюансами и отличиями. Например, в ст.2 закона «О порядке осуществления миссионерской деятельности на территории Воронежской области», включающей основные понятия, применяемые этим законодательным актом, содержится термин «основы вероучения». Ст.2 аналогичного закона Костромской области разъясняет правовую основу законодательного акта. В каждом регионе – специфические условия осуществления миссионерской деятельности. Ст.4.3 упомянутого закона Воронежской области уточняет, что исключительным правом приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью, обладают российские религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке. Сроки предоставления миссионерами необходимых документов в уполномоченные органы исполнительной власти обычно не конкретизируются, но есть исключения: в законе Костромской области сказано о пяти днях со дня прибытия (ст.4.6), а законы Смоленской и Псковской областей обязывают предоставлять документы до начала осуществления миссионерской деятельности (соответственно ст.3.5 и ст.5). Отдельные положения законов Костромской и Смоленской областей разъясняют полномочия уполномоченных органов, ведущих работу с миссионерами (ст.5 и ст.4). Закон «О миссионерской деятельности на территории Курской области» в ст.4 определяет порядок формирования, состав и функции Экспертно-религиоведческого Совета при областной администрации. Сами формы и порядок миссионерской деятельности в регионах определены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.09.1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе». Во всех региональных законах о миссионерской деятельности за нарушения в этой области предусматривается административная ответственность на основании законов об административных правонарушениях, принятых в данном субъекте Российской Федерации.
Наличие уже действующих и принятие в скором времени новых законов в других регионах (в том числе – в Ставропольском крае) свидетельствует о необходимости появления аналогичного федерального законодательства. Такой точки зрения придерживаются представители власти ряда субъектов Российской Федерации, экспертное сообщество. Актуальность и востребованность данного законодательного акта обостряются при очередном возникновении правовых коллизий в данной сфере (как это было, к примеру, в Новгородской области). Тем более что эта проблема увязана с реализацией конституционного права граждан.
В 2015 году несколько членов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека выступили с предложением подготовить проект федерального закона, регламентирующего миссионерскую деятельность в России. Для выработки общих правил, идеологии и подготовки законопроекта создана рабочая группа с участием представителей Генпрокуратуры РФ, правозащитников, исследователей деятельности сект и духовенства. Инициаторы законопроекта намерены дать в нем четкие определения понятий «секта» и «миссионерская деятельность», что, по их мнению, поможет решить многие нынешние противоречия на религиозном и правовом поле страны.
Таким образом, до рассмотрения федерального закона, регулирующего вопросы миссионерской деятельности, целесообразно принять соответствующий закон Ставропольского края.
Информационно-аналитическое
управление аппарата Думы
Ставропольского края
9 октября 2015 года