Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).
Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).
Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех
В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).
Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.
Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужеского пола…» (Быт. 17: 12).
А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).
И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).
Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.
Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: «Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).
И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.
Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.
Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров
Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.
Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).
Зачем крестят детей и что для этого нужно
Для одних крещение — естественное событие после рождения ребенка, для других — обряд, вызывающий кучу сомнений и вопросов. Многие молодые родители, так и не поняв до конца суть крещения, приходят с детьми в церковь для совершения таинства под давлением бабушек, дедушек или других родственников.
— Большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, — люди нецерковные, — подтверждает архимандрит Савва Мажуко: — Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо”. Кому-то просто необходима «ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка”, кто-то опасается за здоровье ребенка и его спасение. «А вдруг дитя помрет некрещеным? И все: поминать нельзя, значит, ад!..” Но неужели Творец отправляет некрещеных детей в ад? Глупости все это. А вот для истинного христианина крещение — естественное присоединение ребенка к жизни христианской общины и жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать нового человека.
— Через крещение с ребенка смывается пятно первородного греха — греха Адама и Евы. Крещение — это также врата, через которые новорожденный входит в большую семью верующих, — объясняет смысл этого таинства ксендз Кирилл Бардонов. — Крещение — это и второе рождение для человека. В дальнейшем крещеный приглашен развивать свою веру и жить в соответствии с ней.
Некоторые считают, что следует подождать, пока дети начнут что-то понимать и смогут сами решить, креститься им или нет.
— Но ведь понимание — это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого нельзя, — рассуждает архимандрит Савва Мажуко. — Тайна понимания — это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребенок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители?
Если вы решили, что крещение нужно вам и вашему малышу, то как следует подготовьтесь к этому таинству.
Для крещения ребенка в католической вере вы должны найти в качестве крестных католиков не младше 16 лет, ранее принявших святое причастие (по-белорусски «святую кумунію”) и миропомазание (по-белорусски «бежмаванне”), ведущих жизнь согласно вере, а ко дню таинства подготовить свечу и белую одежду для ребенка.
Крестить малыша в православной вере должны православные христиане, готовые регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием. Перед таинством крещения крестные должны побеседовать со священником, позаботиться о новой крестильной рубашке, крестике и полотенце для крестника — все это можно купить в церковных лавках. Если имени вашего ребенка нет в святцах, заранее подберите то, которым будут крестить малыша в церкви, например, близкое по звучанию (Алина — Елена, Жанна — Анна), или святого, родившегося в один день с вашим ребенком.
НА ЗАМЕТКУ
Вопреки суевериям, беременная женщина может быть крестной мамой, как и незамужняя девушка может быть крестной и мальчиков, и девочек. А вот кому крестить ребенка нельзя, так это его родным матери и отцу, другой семейной паре. У ребенка может быть всего один крестный родитель, но только того же пола, что и крестник.
Андрей Ларионов 5 лет назад
M.D., Вы недооцениваете критичность мышления детей. Сначала они, да, слушают то, что им рассказывают, но для них это не более (но и не менее) чем остальные истории. А это куча сказок с говорящими зверями, всяким волшебством, история страны и семьи (где тоже куча мифов формирующих взгляды). Для ребенка это всё едино.
Так вот, вообще-то так формируются взгляды людей, а потом и культура в целом полтора миллиона лет. И природа (или Бог 🙂 позаботились о том, чтобы косность мышления родителей не сказывалась на детях существенным образом. Это называется «переходный возраст». Абсолютно все дети в определенном возрасте начинают отрицать всё чему их научили родители, переоценивать это. Дергать же за торчащие из картины родителей нитки дети начинают ещё раньше.
Это гарантирует с одной стороны возможность взаимопонимания родителей и детей, формирование общего языка в детстве, а с другой стороны гарантирует изменение культуры в переходном возрасте.
И потом, понимаете, не существует абстрактной справедливости. Родители разговаривают со своим ребенком на своём языке, о своём самом дорогом. Если родители нормальные, они, конечно, оставляют свободу для мышления ребенка. Исключить вовсе Бога из своей жизни ради того, чтобы ребенок ничего не узнал — невозможно. Иначе это будет неискренняя вера. Вера без дел свидетельствующих о ней. Кроме того, если даже не упоминать о Боге, это уже тоже будет обучение определенной идеологии, только другой. Это тоже не справедливо.
Есть и ещё одна проблема. Рассуждая так вы подразумеваете, что вера это чисто рассудочная составляющая жизни. Что как рассказал, как обучил, то и получил, верующего или атеиста.
Но это категорически не так. Давайте вспомним сколько очень известных ученых, врачей, писателей, общественных деятелей вышло из семей священников, или обучались с малых лет в семинарии. И стали не обязательно верующими, а нейтрально или даже негативно относящихся к религии людьми. В детстве у них было главное — они учились думать. Это суть образования. Даже и в семинарии. А дальше они применили это умение уже по-своему.
А если не учить? Что получится если человека с талантом поэта, человека воспринимающего мир как игру стихий (обратите внимание на происхождение этого слова от греческого «стихия», первоосновы мира в той философии) не учить? Получится графоман! Также и с религией, с особым восприятием мира. Вы не сделаете такого человека атеистом или чистой доской. Он станет играть в эльфов или хоббитов прочитав прекрасную книгу Толкина, а в плохом случае он попадет в секту. Как было с несколькими моими знакомыми. Одна семья — родители художники и поэты. Не мог их ребенок быть не талантлив именно в таком взгляде на мир. Но никто их них грамотен не был в религии. И теперь они у Виссариона в Сибири. Другая семья литераторов, помню мы с их дочкой встретились в ДомеКниги в отделе философской литературы. Она покупала «Розу Мира», никто её религии не учил, никто за неё ничего не решал. Последний её след — Белое братство. Далее никто не смог найти куда она пропала.
+3 Ответить
или когда появляется ангел-хранитель у человека
Праздник Крещения — один из главных праздников христиан. Он называется также Богоявлением, потому, что Господь после Крещения явил себя миру Спасителем и сыном Господа.
В день Крещения Господня многие люди стараются крестить детей.
Крещение в Благовещенской церкви. Фото Сергея Воронина
Дней, когда крестить ребенка категорически запрещено, не существует. Но те родители, которые хотят провести таинство по православным канонам, придерживаются определенных правил.
О том, какова цель крещения вы можете узнать в публикации, подготовленной диаконом Антонием Богоявленским.
Таинство крещения в Свято-Успенском соборе Витебска. Фото Светланы Васильевой
Из поколения в поколение передавались приметы о крещении православными христианами. Мы выбрали 10 народных примет о крещении ребенка:
1. Одежда для крещения должна быть новая, светлого цвета. Ведь считается что именно в ней ребенок в первый раз предстает перед Богом.
2. Нужно крестить ребенка пораньше, так как после проведения обряда у него появляется свой ангел-хранитель, который с этого момента будет оберегать малыша.
По народным поверьям — в этот день крещеным быть, всю жизнь счастливо прожить. Фото Светланы Васильевой
3. По этой же причине не стоит показывать малыша большому количеству человек до таинства, ведь ребенок абсолютно беззащитен перед всем.
4. Предки считали самым удачным днем для крещения субботу.
5. По мнению наших прабабушек, на праздничный стол после крестин не стоит подавать свинину, лучше всего если это будет мясо курицы.
6. Кум и кума не должны состоять в романтических отношениях, тем более быть мужем и женой.
7. Крестный родитель должен подарить ребенку крестик для проведения таинства, причем лучше, если крестик будет не из золота.
8. Хорошо если до или после крещения в церкви пройдет венчание. И наоборот плохо, если это будет отпевание умершего.
9. Не стоит приглашать стать крестной матерью женщину, сделавшую аборт.
10. Крыжму (специальное полотенце для обряда) должна подарить крестная мать. Его необходимо хранить всю жизнь, не стирая.
Опираться при выборе дня крещения на церковные правила или на народные приметы — ваше решение! Главное помните, что крещение — это таинство, которое во многом может определить дальнейшую судьбу вашего малыша.
Отец Валерий, священник храма Благовещения Пресвятой Богородицы города Витебска. Фото Сергея Воронина