Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами.
«Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах»
Однажды после проведенной встречи с молодёжью, мы шли по городу и к нам подошли две сектантки. «Здравствуйте, не хотите ли поговорить о Боге?» — спросили они. Тогда я решил провести для православной молодёжи наглядный урок сравнительного религиоведения. «Здравствуйте», — обратился я к сектанткам. «Я – оператор механических навозоразбрасывателей, но мне очень интересно говорить о Боге. Расскажите мне о Нём и о том, что Он в мире делает». И сектантки, показывая свои примитивные журнальчики стали говорить: «При Аврааме Бог сделал то… при Моисее – то… при Давиде –то…»
«Хорошо», – остановил я их. «Я верю, что Бог помогал своим угодникам». Но дело в том, что мне нужен такой Бог, который не только в древности действовал, но и в нашей жизни может что-то сделать. Скажите мне, что Бог сделал в вашей жизни лично?»
Сектанток поразил вопрос. Они стали говорить, что я не прав, и Бог сейчас в мире не действует. Он действовал в библейские времена, а теперь просто наблюдает за миром и ждёт момента Страшного Суда, чтобы наказать грешных и наградить праведных. После этого православная молодёжь, слушавшая нас, сказала: «Слава Богу, что мы православные».
Встреча человека с Богом С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни мы можем через личную молитву.
Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни. Ведь любящему важно всё в любимом. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, а её главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров (со стороны человека), которые преодолеваются только с помощью молитвы. Все говорят – во время молитвы хорошо. Это потому, что Бог касается души.
Часто спрашивают: «Зачем нужно молиться, если Бог и так знает, что нам нужно?» Но мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить ради корысти, а получить от Него помощь в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не должен быть вспомогательным средством в наших земных делах, как воспринимают Его протестанты. Главным содержанием молитвы должно быть само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы «побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, ощутить Его присутствие».
Но мы не всегда чувствуем Бога в молитве. Причин тут может быть несколько. Бог может этим показать, что в нашей жизни что-то не в порядке, что мы грешим. Как если бы мы поздоровались с мамой, а она от нас отвернулась, – мы бы всполошились – что случилось? Чем мы её обидели? Что в нашей жизни не так, что она с нами не здоровается? То есть Бог может попустить «нечувствование», чтобы мы захотели исправить свою жизнь.
Человек может быть не готов познать Бога в молитве. Мы жалуемся, что Он не делает явным Своё присутствие в те несколько минут, когда молимся, но ведь весь день мы говорим Ему «мне не до Тебя». Потому святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах».
Трудись и укрепляй в себе веру
Бывает так, что когда мы начинаем духовный путь, наше сердце стремится вместить в себя Бога. Иногда мы чувствуем, что во время молитвы нам «хорошо», что «небо нас слышит». Этого не надо бояться, а надо стараться жить духовно и, в конце концов, живое чувство Бога, живая вера придёт к нам.
Бывает так, что человек не способен воспринять Бога. Сердце повреждено искаженной жизнью и человек Бога не слышит. Бывает так, что услышать Бога мешает множество грехов.
Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться…
Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.
Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.
Христос дарует людям возможность на личном опыте познать Истину. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – это православный способ общения с Богом. Но если душа повреждена, она не ощущает небо. Тогда помогает исповедь. Ведь церковные таинства вводят Господа в жизнь человека.
Маленькому ребёнку не нужно доказывать существование Бога, он Его просто ощущает. Но становясь взрослее ребёнок совершает больше грехов, и грех заслоняет Бога от человеческой души. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Когда человек долго не исповедовался, то он не знает, что тому человеку сказать». А ведь старец Амвросий был прозорлив и знал содержание и состояние душ, приходящих к нему. Но он понимал и то, что пока человек не хочет перемены, ему не помогут советы, ведь он воспримет их в соответствии со своим лукавством. Поэтому у аввы Дорофея есть мысль о том, что если не желающий покаяться придёт даже к пророку, и Господь положит на сердце пророка, что сказать, чтобы помочь лукавому человеку, всё равно не получит никакой помощи, и виной будет его лукавое сердце.
«Идущего ко Мне не изгоню вон»
Церковные таинства очень помогают человеку не только встретить Бога, но и жить Богом. Святой Николай Кавасила говорит: «Именно таинства и составляют нашу жизнь во Христе». Приведу современный пример, рассказанный мне Татьяной Садыковой.
Случай произошёл с канадцем Кристианом из Квебека, мужем Таниной подруги. Он был ревностным католиком и ради интереса причастился в православном храме. После этого он сказал: «Вот настоящее причастие. После причастия в православии трудно оставаться не православным».
Высокое состояние – ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собою, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших. Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами.
Однажды мне пришлось говорить с протестантом об иконах. Серьёзные аргументы в защиту иконопочитания он не принял. Мне было его жалко и пришла мысль — предложить ему посмотреть на икону Спасителя, которая у меня была с собой. Он смотрел долго, и я спросил его, что он чувствует? И он сказал: «Чувствую, что я грешник». Это всё говорит о том, что не только мы пытаемся прийти к «живому чувству живого Бога», но и Сам Бог тоже пытается прийти к нам. В Евангелии есть такие слова Христа: «Стою у двери (человеческого сердца) и стучу». И Он ждёт, кто Ему откроет, чтобы войти к тому и вечерять с ним.
Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их (прим. ред.: апостолов) дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям… «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (ст. 17), то есть, Я говорю не в укор. Что Я душу Мою полагаю, что Я предварил вас дружбою, но — для того, чтобы привести вас к дружеству.
И Он первым ищет нас и уже сейчас пришел к нам и действует в нашей жизни, хотя мы это не всегда замечаем. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Христос действует в твоей жизни не с того момента, как ты об этом подумал».
Он постоянно присутствует в нашей жизни, хотя большинство людей этого не замечает. Мы не видим всю разумную красоту того, как складывается наша жизнь в единый сюжет, ведущий всех добрых людей к счастливому концу. Но мы можем довериться Господу и поверить, что это – так.
Расскажу одну историю. Катя Б. – библиотекарь православного факультета. Однажды она сидела в библиотеке (а читальный зал находится на этаже университетского общежития, где живут арабы, китайцы и негры) и думала: «Господи, как же есть хочется». А потом иностранный студент палестинец Анас, открыв дверь, увидел Катю и через несколько минут принёс ей три тарелки еды. Мама, узнав об этом, сказала словами аввы Дорофея: «Если Господь захочет, Он и сердце сарацина расположит, чтобы нам помочь».
Человек перед Богом может изображать из себя постника, молитвенника, а может – и «великого страдальца». Только Христос – во всём настоящий и от человека ждёт искренности. Важно знать, Бог всегда рядом с нами, но мы сами далеки от Него.
Бывает и так, что человек ощущает Бога во время молитвы, а вне её не ощущает. Это неудивительно – чувство Бога и вправду приходит в молитве. У кого-то из святых отцов есть замечание, что все высокие состояния духа переживали только молящиеся люди. Причём молящиеся правильно.
История Евгении К.
У Евгении есть в Донецке родственница Виктория. В 2010 году она была невоцерковлённой, хотя и признавала существование Бога. Виктории 50 лет, и она сильно страдала от приступов удушья в лёгких. Однажды ночью у неё начался сильный приступ, а она тогда в квартире была одна. Она упала на ковёр рядом с кроватью и стала молиться Богу и говорить: «Господи, мне страшно умирать, я ещё не готова».
И тогда в комнате во многом свете явилась Владычица. Виктория испытала удивительный мир в душе и необыкновенную радость. Владычица ничего не сказала, но положила руку на плечо Виктории, и та тотчас уснула. А когда она проснулась, болезни у неё уже не было. Тогда Виктория стала ходить в храм.
Был в Донецке ещё и такой случай. Одна неверующая учительница очень страдала. В таком состоянии она легла спать и увидела во сне икону. От иконы был голос: «Ты помолись – тебе легче будет». Так она и поступила и страдание облегчилось. Так она пришла в Церковь.
Правильным было бы молиться постоянно. Но мало кто это может. Поэтому важно иметь чувство Бога в себе. Как? Частой короткой молитвой в течении дня. Обращать внимание на то, что с нами происходит, это может послужить поводом для молитвы.
Есть несколько способов почувствовать Бога:
1. Молиться со вниманием (к словам молитвы).
2. Предстоять перед иконой, как осужденный, и молиться, как мытарь.
3. Совершать добрые дела.
4. Участвовать в таинствах.
5. Благодарить Бога за перенесённые страдания.
Чем чище сердце, тем естественнее человеку общаться с Богом, ощущать Его присутствие. Мера самоотвержения, добродетельная, подвижническая жизнь и есть мера нашего богообщения.
Эту историю рассказала одна из женщин, несущих послушание в Лавре. Некоторое время назад туда привозили мощи святого Целителя Пантелеимона. Конечно же, собирались большие очереди, стоять в которых приходилось по многу часов. Эта женщина ходила к мощам семь раз, но каждый раз просила, чтобы монахи её провели без очереди. Добрые монахи всякий раз соглашались. Когда мощи увезли из Лавры, этой женщине приснился удивительный сон. Она увидела во сне лаврский храм, полный людей, стоявших в очереди. По храму шел сам святой Пантелеимон и на голову каждого возлагал венец. Проходя мимо этой женщины, он не дал ей венца. Она возмутилась и говорит: «Как же так! Ведь я семь раз к тебе ходила. А остальные только по разу! Что же ты мне венец не даёшь?». И святой Пантелеимон тихо ответил: «Они потрудились…»
Может ли тот, кто не чувствует Бога или имеет очень слабое чувство, твёрдо надеяться, что придёт к живой вере? Может. И уверенность эта основана на том, что мы Богу нужны задолго до того, как начали Его искать, и Он Сам хочет войти в нашу жизнь, чтобы стать её светом и содержанием.
Также и мы можем рассчитывать на то, если только постараемся, что Бог встретит нас. Он хочет нас встретить, так как сказал: «Идущего ко Мне не изгоню вон».
В декабре прошлого года по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия благочинный Балаковского округа архимандрит Амвросий (Волков) совершил Чин положения антиминса в крещальном храме в честь Богоявления Господня. Это заметное в православной жизни Балакова событие послужило поводом для беседы с настоятелем храма в честь Рождества Христова священником Николаем Бильчуком.
– Отец Николай, к храму в честь Рождества Христова сейчас приписан крещальный храм в честь Богоявления Господня – бывшая Христорождественская часовня. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Часовня была построена и освящена в честь Рождества Христова в начале 2000-х годов. С ее появления началось и рождение нашего прихода. Люди собирались на молебны, панихиды, совершали краткие молитвословия. Прихожанам, конечно, хотелось, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы была возможность участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Поэтому было принято решение пристроить к часовне алтарь, и с октября 2003 года здесь стали служить Литургию.
Но здание было все равно маленькое, людям было очень тесно – тем, кто находился внутри, из-за тесноты порой невозможно было руку поднять, чтобы перекреститься. Чтобы все пришедшие в храм имели возможность молиться, пришлось установить снаружи аудиоколонки. Поэтому служить в большом строящемся храме начали еще до того, как здание было сдано в эксплуатацию.
С началом богослужений в новом храме маленькая часовня осталась невостребованной. Мы начали совершать там Таинство Крещения. Со временем построили купель для взрослых, чтобы крестить с полным погружением. Для деток оборудовали специальные пеленальные столики. Были выполнены капитальные строительные работы: заменили потолки, паникадило, полы, установили новый иконостас, а в алтаре – новый Престол и Жертвенник. Так бывшая часовня стала крещальным храмом.
– Батюшка, приходилось слышать такое мнение: зачем еще один храм? Не лучше ли построить, например, детский дом, садик…
– Очень много бывает всяких разговоров вокруг строительства храмов – зачем их так много, зачем их так украшать, Богу это не нужно, можно ведь молиться и в более скромном помещении, лучше бы строить детские дома, приюты, помогать малоимущим… Но обычно те, кто так говорит, ничем подобным не занимаются. Надо делать и то, и другое – строить и храмы, и детские дома, и приюты. Мы тоже стараемся выделять средства на благотворительность, занимаемся социальной работой, помогаем малообеспеченным семьям и детям-отказникам. С другой стороны, не зря ведь храм называют духовной лечебницей – очень важно, чтобы человеку было куда прийти, поделиться своими проблемами, попросить совета, покаяться в грехах, чтобы изменить свою жизнь.
В свое время ныне покойному Патриарху Алексию II задали этот вопрос: зачем строить храмы, их и так много? Лучше строить приюты, больницы. Он ответил, что если будет больше храмов, станет меньше детских приютов. Ведь если люди будут ходить в храмы, они и жить станут по-другому, и детей бросать не будут. Храм облагораживает душу человека.
Священник же, в первую очередь, должен заниматься организацией прихода, строительством храма, для того, чтобы там налаживалась церковная жизнь. А строить социальные объекты должны люди, ответственные за это. Это все равно, что спросить врача: зачем он лечит людей, или преподавателя: зачем он преподает в школе, а не идет, например, заниматься строительством. Каждый должен заниматься своим делом.
– Парадокс: некоторые люди возмущаются великолепием наших переполненных храмов – это, мол, не нужно Богу, и в то же время строят для себя огромные дома-дворцы, практически невостребованные и полупустые…
– Раньше на Руси в любом месте, где селились люди, в первую очередь строили храм – величественный и красивый. Хотя большинство крестьян жили бедно и избы для себя ставили самые простые. Но ни у кого не было сомнений – храм должен быть красивым. Почему? Вспомним ветхозаветное время. Сын царя Давида, Соломон, возвел в Иерусалиме храм, равного которому по великолепию не было в мире. Храм этот строили по откровению Божию. И когда он был возведен и украшен золотом и серебром, то был отмечен особым присутствием Божиим в виде наполнившего его облака (см.: 2 Пар. 5, 13-14).
Сегодня многие строят огромные, богато обставленные дома. Каждый знает, что даже на самый скромный ремонт квартиры необходимы немалые средства, но когда речь заходит о нуждах храма, делает удивленный вид – для чего, мол, все это? Кому это нужно? Да, Богу это не нужно, это нужно нам. Через украшение храма мы пытаемся проявлять не только свою заботу о нем, но и послужить Богу. Красота – это свойство Божие, поэтому храм должен быть красив – архитектурой, росписями, иконами, молитвенным пением. Храм ведь символически изображает еще и Царство Божие, которое было утрачено Адамом, а красота его – это и некая попытка изобразить Царство Небесное, и тоска верующего человека по утраченному Раю. И если человек заботится о храме, это говорит о его устремлении к Богу.
– Нужен ли храм тому, кто уверен, что у него «Бог в душе»?
– Если человек утверждает, что «Бог у него в душе», то он просто не понимает, в чем состоит истинный смысл жизни христианина. Измениться, побороть в себе грех, возрастить добродетель – в этом заключается спасение. Когда человек по-настоящему борется с грехом, он понимает, что сам без Бога ничего сделать не может. Тогда он идет в храм, просит у Бога помощи, исповедуется в своих грехах и через таинства, установленные Самим Иисусом Христом, получает помощь Божию и жизнь вечную. Посещая храм, мы исповедуем свою веру «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», Главою которой является Сам Бог (см.: Еф. 5, 23).
Апостол Иаков в своем послании говорит: Вера без дел мертва (2, 26). То есть наша вера не может быть теоретической, она должна быть живой и подтверждаться жизнью. Представьте, что человек говорит, что любит своих пожилых родителей. Но при этом совсем не навещает их, не помогает, считая, что любит их «в душе». Или, например, муж бросает жену с детьми, живет в свое удовольствие, а их «любит в душе». Так и человек, говорящий о том, что у него «Бог в душе», лукавит и пытается оправдаться перед своей совестью.
Если мы действительно хотим полюбить Бога и принять Его в свое сердце, то не должны оправдывать свою леность, быть инертными в духовной жизни. Нужно следовать за Христом, помня Его слова: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
Беседовала Валентина Николаева
Вопрос:
Если Б-г совершенен, зачем Ему нужно было создавать нас? Если Он совершенен, ему не может не хватать чего-то, так зачем Ему мы? А если мы Ему не нужны, не бессмысленна ли наша жизни? Не являемся ли мы просто частью Б-жественного эксперимента?
Ответ:
Вы совершенно правы: Всевышнему, поскольку он совершенен, всего хватало. Этот мир не есть удовлетворение какой-либо Его потребности. Он ни в чем не нуждается.
Так что сотворение нас не имело целью удовлетворение нужды. Оно было тем, что Б-г выбрал. Он не нуждается в нас, Он хочет нас.
Что Б-г от нас хочет? У Него не было лишь одного до того, как он создал нас, — отношений. Он был один. Чего Он хотел от этого мира, так это отношений со свободными существами. Поэтому Он создал нас и дал нам способ соединения с Ним – заповеди. Однако мы не можем сказать, что Он нуждался в отношениях с нами. Возможно Он и был один до сотворения этого мира, но он все равно был Б-гом – идеальным и цельным. Он не нуждался в отношениях – Он их пожелал.
Делает ли это нашу жизнь ненужной? Делает ли нас факт того, что Б-г в нас не «нуждался», менее значимыми?
Нет, совсем наоборот. Когда мы вступаем в отношения с кем-то, только потому что эти отношения нужны нам (как например отношения с домработницей или семейным врачом), то когда потребность удовлетворяется, отношения заканчиваются. То есть связь эта зависит от предоставления ими услуг, и она закончится, как только этим услуги окажутся более не нужны.
Но если мы вступаем в отношения с кем-то, просто потому что хотим этого, потому что избрали соединиться с ними, то это глубинная связь. Мы не любим их за то, что они делают для нас, мы любим их за то, кто они есть – и это навсегда.
Всевышний не нуждается в нас; Он хочет нас. Он дал нам заповеди, не потому что Ему нужно, чтобы кто-то их выполнил, но потому что Он хочет, чтобы у нас были с Ним отношения. Если бы мы были созданы потому, что Б-гу нужно было бы от нас выполнение чего-то, то по отношению к этой миссии мы были бы второстепенны – и как только миссия была бы выполнена, нас можно было б выкинуть. Но Всевышний ни в чем не нуждается. Он избрал решение создать нас в качестве акта чистой любви.
В этом и состоит испытание истинной любви: если любимый человек больше не может удовлетворять мои потребности, буду ли я по-прежнему любить его или ее просто за то, что это мой любимый?
Создав нас, Б-г ответил на этот вопрос утвердительно.
Перевод Анны Каллер
Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?»
Бог – наше единственное утешение и самый страшный ужас. В Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него больше всего хотим спрятаться. Он наш единственный союзник, а мы Его враги.
К. С. Льюис. Просто христианство
Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?» Сложность этого вопроса состоит в том, что при ответе на него человек не сможет слукавить, ведь в этом случае он солжет самому себе. Зачем нам Бог? Чтобы обращаться к Нему только тогда, когда у нас проблемы? Но, по словам известного французского писателя прошлого века Экзюпери, Господь, к Которому обращаются лишь изредка, – не настоящий. Если мы приходим к Богу только в случае необходимости, это не Бог – это идол, созданный человеком в его собственном воображении, это некий искусственный божок, который, по человеческим представлениям, должен мгновенно исполнять наши пожелания.
Как тысячу лет назад, так и сейчас Христос обещает каждому человеку, оставившему попечение о земных благах, непреходящее богатство – сокровище на Небесах (Мф. 19:21). Однако ценности в нашем понимании сильно изменились, и нам, к сожалению, сегодня такое сокровище не нужно. Зачастую человек хочет счастливой, беззаботной жизни, даже не думая о том, для чего он живет. В последнее время множество молодых людей добровольно уходят из жизни, ощущая бессмысленность своего существования и чувствуя себя ненужными и лишними в современном обществе. Дар, предлагаемый Христом, мы не можем себе представить, для нас это нечто абстрактное, никак не связанное с обыденной жизнью, в конечность которой мы не хотим верить. В своих молитвах мы просим у Бога здоровья, счастья, благополучия, богатства; нам необходимо многое, но только не Он Сам. Мы просим Господа помочь нам в наших нуждах, но в то же время не желаем, чтобы Он обременял нас Своими «требованиями»: исполнять заповеди, ходить в храм, поститься… И здесь правомерен другой, не менее интересный и важный вопрос: «А что же Бог хочет от нас?»
Некоторые люди думают, что, периодически бывая в храме и соблюдая посты, они тем самым делают Творцу большое одолжение. Другие же исполняют все заповеди Господни, регулярно посещают богослужения, причащаются, но только делают это исключительно из страха перед наказаниями или даже возможностью оказаться в аду. В действительности же Бог не требует от человека ничего. Хороший пример сказанному – евангельская притча о блудном сыне: Господу не нужны рабы, Он хочет иметь только сыновей (Лк. 15:11–32). Любовь Бога к человеку настолько велика, что Он не желает силой ставить нас «на колени», но оставляет нам возможность выбора, даже если этот выбор окажется неправильным. По словам митрополита Антония Сурожского, Бог может сделать все, кроме одного – Он не может заставить человека любить Себя. Господу нужно наше сердце, исполненное любовью к Нему. Святой Николай Кавасила пишет, что Господь, Сам будучи любовью, желает равной любви и, получив ее, Он прощает нам все. Как отмечает известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман, в конечном итоге у человека есть только один грех: не захотеть Бога и отойти от Него.
Бог желает дать нам Свой величайший и бесценный дар, Он хочет поделиться с нами Своею вечностью, Своим бессмертием, а мы… мы переполнены временным, зацикливаемся на своих жизненных проходящих проблемах и не хотим уделить Господу ни минуты своего времени, ни частицы своей жизни. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) – и иначе никак, ведь человек сам делает свой выбор. Он сам обрекает себя на вечную жизнь без Бога, несмотря на все старания Творца подарить своему творению хоть небольшую часть Своей жизни. Человек подменяет дар Божий суррогатом, не понимая, что ничто временное не может войти в вечность.
Чтобы человеческая жизнь имела смысл, одного бессмертия недостаточно. Человек и вся вселенная могут существовать вечно, но без Бога подобное вечное бессмысленное существование будет намного хуже смерти. В одном научно-фантастическом рассказе описывается, как некий астронавт потерпел крушение на пустой каменной планете, блуждающей в космосе. Астронавт имел при себе два пузырька: один с ядом, другой – с эликсиром вечной жизни. Отчаявшись в возможности возвращения на Землю, он захотел покончить с жизнью и выпил яд, но, к своему ужасу, обнаружил, что выпил не из того пузырька. Астронавт по ошибке выпил эликсир бессмертия и этим обрек себя на вечную жизнь, лишенную всякого смысла. Этот рассказ скрывает в себе одну весьма глубокую истину: для того, чтобы жизнь обрела свое истинное значение, человеку нужно не просто бессмертие. Ему нужен Тот, Кто направил бы и упорядочил это бессмертие, придал бы ему смысл, ведь жизнь без Бога не имеет абсолютно никакого смысла.
Бог нуждается в нас не для Себя, это необходимо для нас же самих. Когда мы уходим от Творца, не Он наказывает нас. Когда мы говорим Ему, что сами хотим руководить своей жизнью, то обрываем связь с Богом, и Он не может уже защищать нас от того зла, которое окружает нас. Он любит нас слишком сильно, чтобы нарушить нашу свободу. Христианский писатель XX века К. С. Льюис писал: «Чего, собственно, люди хотят от Бога? Чтобы Он омыл все их прошлые грехи и, любой ценой, позволил начать все сначала? Но Он это уже сделал, на Голгофе. Простить? Они не желают прощения. Оставить их в покое? Увы, боюсь, что именно так Он и поступает». Зачастую мы не понимаем Божьего замысла о нас, однако это не значит, что Он нас наказывает или отвергает за наши проступки. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, желает даже больше, чем мы сами. Человек должен понять, что вне Господа – все бессмысленно и пусто, и только в Боге человеческая жизнь обретает свою ценность.
Западный богослов и философ Питер Крифт, перефразируя слова Блаженного Августина, предложил однажды своим читателям поразмышлять над такой ситуацией: Бог является человеку и говорит: «Я дам тебе все, что ты ни попросишь – наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица», – и вот это одно «но» обесценивает и разбивает вдребезги все те дарования и преимущества, которые выше Бог обещает человеку взамен Себя. Господь не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет. Разум, быть может, и не понимает этого, но сердце – оно ведь точно знает, что Бог человеку нужен больше всего на свете. В одном из своих произведений Льюис задает вполне логичный вопрос: «Если человек соединен с Богом, то как ему не жить вечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть?» В каждом человеке есть некая бездонная глубина, заполнить которую, по словам архиепископа Кентерберийского Михаила Рамзея, может лишь один Бог. И до тех пор, пока мы не прекратим избегать Господа, наше счастье будет оставаться все тем же пустынным миражом, стремиться к которому бессмысленно и бесполезно.
Андрей Музольф