Протоиерей Николай Марковский
Почему иногда случается, что Бог не даёт детей тем, кто жаждет стать родителями? Стоит ли всеми силами добиваться рождения ребёнка? Как не потерять надежду, если ничего не получается? Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево, делится своим взглядом на проблему, исходя из собственного непростого опыта.
Вопрос о том, почему Бог не даёт детей, очень серьёзный. Скажу больше: он меня непосредственно касается, потому что в своё время я сам это пережил: у нас умер первый ребёнок. Сейчас я понимаю, что это был Промысл Божий, стараюсь помнить об этом. Зачастую Господь чего-то не даёт, чтобы нас вразумить, чтобы мы имели возможность изменить свою жизнь, преобразиться. Не хочу быть голословным, лучше расскажу об этом на примере своей жизни.
Я родился в верующей семье, мой отец, как многие знают, долгое время служил в Николаевском соборе Горловки. Я женился и жил мирской жизнью. После того, как вступил в брак, жена забеременела. Мы очень ждали ребёнка, но случилось так, что он прожил только семь дней после рождения. Эта смерть подвигла меня на изменение жизни, на пересмотр тех ценностей, которые были для нас с женой важны на тот момент. Ключевым моментом в том, что я решил служить Богу и людям, а впоследствии стал священником, была смерть моего ребёнка.
Как корабль меняет курс, так и наша семья резко изменила свою жизнь. Мы начали посещать храм Божий, регулярно исповедоваться и причащаться. Мы стали ближе к Богу, больше времени уделяли личному покаянию, анализировали свою жизнь и поступки. Если бы того печального события не случилось, я не знаю, как бы сложилась моя жизнь. Произошло то, что произошло. Сегодня мне уже сорок лет, у нас трое детей, и я вижу Промысл Божий во всём, что с нами происходило. Господь дал мне возможность изменить свою жизнь. Это и есть ответ на вопрос, почему Бог не даёт детей. Он даёт испытание, в результате которого мы обретём что-то важное для нашего спасения.
Когда мы внимательно читаем Священное Писание, то видим, что многим святым людям Бог давал детей в довольно пожилом возрасте, а порой и тогда, когда рожать по физиологическим критериям женщина не могла. Читаешь — и непонятно: почему люди молились, а Бог не давал? Ведь это были люди праведной жизни!
Бог давал просимое, но тогда, когда с человеком происходила какая-то важная перемена, или после того, как он укрепится в вере. Мы часто оглядываемся и смотрим, не понимая: почему Господь тем людям дал, а мне нет? Надо задуматься: может, дело не в Боге, а в тебе? В твоей жизни? Может, надо что-то в ней изменить, принести покаяние в тех грехах, в которых ты и не думал каяться или о которых хотел забыть? Господь всегда пойдёт навстречу. Надо помнить, что Он не наказывает нас. Он — как учитель, который ждёт от ребёнка, что тот выучит домашнее задание. Господь словно говорит: «Я дал тебе Священное Писание, а что ты сделал в ответ? Ты изменился? Покаялся? Стал лучше и чище? Изменил свою жизнь?»
Я знаю массу примеров, когда Господь сначала не давал людям детей, и люди менялись в этом ожидании: становились более сострадательными, внимательными, добрыми. Они ждали ребёнка, просили его и, чтобы Господь дал просимое, были готовы меняться. Вместе с этой готовностью в семью приходил ребёнок.
Мы не знаем замысел Бога о каждом человеке. Если какой-то семье Бог не даёт ребёнка, эти люди могут взять сироту или отказника из приюта и дать ему новую жизнь и счастье. Таких примеров масса, даже в нашей епархии: мы знаем семью протоиерея Вадима Ильчука из Константиновки, семью Ксении Корчмы из Славянска и многих других, кто своё тепло подарил приёмным детям. Может, замысел Бога о некоторых семьях, где нет детей, именно в этом? Побудить их подарить тепло и нежность брошенным детям? Скажу больше: часто бывает, что родители не могут родить, никакое лечение не помогает, но как только они берут ребёнка из детдома, Господь посылает им кровного. Это ли не чудо, это ли не Промысл Божий? Я думаю, семье, в которой пока нет детей, надо задуматься, почему так могло случиться, и, возможно, пересмотреть некоторые свои взгляды на жизнь, повернуться к Богу и сделать выводы, о которых я уже сказал.
Некоторые люди, не имеющие детей, стоят перед дилеммой: продолжать добиваться рождения малыша — или смириться? Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Смиряться нужно, но я выскажу своё личное мнение: надо продолжать трудиться. Я редко смиряюсь перед обстоятельствами. Всегда надо добиваться поставленной цели, работать — физически и духовно — для её достижения. Если ты действительно чего-то хочешь, если твоё желание важно — надо делать всё возможное.
Хочешь ребёнка? Готов смириться и опустить руки? А может, Господь, наоборот, ждёт от тебя деятельности? У меня есть друг, у них с женой долго не было детей. Сейчас ему за сорок пять, жене сорок три. Они всю жизнь старались сделать всё, чтобы стать родителями. Во-первых, лечились и выполняли все рекомендации врачей, во-вторых — всегда делали добрые дела. Первого января у них родился сын. Они шли к этому больше двадцати лет. Я знаю благие дела этих людей. Они совершали их не потому, что пытались купить у Бога желаемое, а от чистого сердца. Они действительно хотели работать Богу, помогать людям. В итоге Господь дал им то, чего они так хотели. Эти люди могли бы опустить руки, не лечиться, плыть по течению, но они помнили слова, которые нам сказал Господь: «Стучите, и отворят вам». Если мы перестанем стучать, дверь не откроется. Так что смиряться с обстоятельствами не надо, надо работать.
Записала Екатерина Щербакова
Ввести налог на бездетность предложили в «Совете матерей». Платить его будут должны как мужчины, так и женщины репродуктивного возраста. Тех же, кто не может завести ребенка по медицинским причинам, освободят от уплаты.
«Мы говорим о тех, кто сознательно отказывается от решения родить ребёнка. Не любят, пусть платят налог и не любят дальше. Либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит», — цитирует председателя правления этой общероссийской общественной организации Татьяну Буцкую радио «Говорит Москва».
Она обещает не делать налог грабительским: «Вас не будут просить заплатить 600 тысяч рублей в месяц. Гипотетически это может быть 500 рублей в месяц». По мнению общественницы, если ты строишь карьеру, живешь для себя, путешествуешь, получаешь «пятое образование», плати.
Буцкая считает, что такая мера необходима в связи с низкой рождаемостью в стране.
Руководитель «Совета матерей» вспомнила советское время, когда с бездетных мужчин брали налог. «Если у человека есть принципиальная позиция не рожать ребёнка, хорошо, тогда помоги тем, кто их уже родил. Рождаемость в СССР могла быть и меньше, она сохранялась. Я уверена, что налог принёс пользу с точки зрения финансовой и демографической».
В прошлом бездетные пары могли выбирать только из двух возможностей: постепенно смириться со своей бездетностью (хотя, клинический опыт говорит, что к этому смирению так никто и не приходит) или же усыновить чужого ребенка. Доступность аборта резко уменьшила число подобных детей, и потому пары с огромным облегчением устремились лечиться от бесплодия. Этот выход становится все доступнее в течение последних десяти лет.
Лечение приносит как надежду, так и разочарование многим парам, так как уровень успешности излечения еще сравнительно низок.
Однако, даже если процедура искусственного оплодотворения оказывается успешной, паре еще предстоит примириться со своей неудачей зачать ребенка так же, как их родители. Они должны изжить скорбь об утрате их изначальной надежды и ожиданий, что нормальная гетеросексуальная половая жизнь физически здоровых взрослых людей приведет к зачатию и рождению ребенка, как это было в предшествующем поколении. Так как бесплодие – это неудача, которую пара не может отрицать, стыд и вина – неизбежная часть их эмоционального настроя: стыд, что они не смогли зачать, как смогли многие их друзья, и вина за то, что они не могут подарить внуков своим родителям, продлить род и укрепить родство своих семей.
Депривация бесплодия особенно больно ударяет по женщине. Идентификация по полу устанавливается в раннем детстве и закрепляется родительской установкой в качестве сердцевины полоролевой идентичности. Сексуальная идентичность во многом определяется отрочеством. В пубертате физическое созревание впервые делает возможным для обоих полов исполнение их детских желаний и фантазий. Сложно переплетенные физиологические влияния раннего детства вносят вклад в основание и развитие индивидуальности ребенка и в установление у него или у нее образа своего тела и представления о Собственном Я. Этим последним и надлежит измениться. Это означает, что для мужчин и женщин осознание своей репродуктивной способности и уверенность в ней являются частью их образа Собственного Я. Перед женщиной стоит дополнительная задача взросления, ибо тело взрослой женщины повторяет тело ее матери, и женщина оказывается перед двойственной и противоречивой необходимостью: идентифицироваться с возможностями матери-женщины и отделиться от нее эмоционально, принять на себя ответственность за свою сексуальность и свое тело.
Для маленькой девочки вера в свою будущую способность родить ребенка, как родила ее мать, является решающей для уверенного развития ощущения своей женственности, ценности и сексуальной идентичности. Когда ее тело достигнет физической зрелости, придет время для рождения ребенка. Фантазии о беременности и желание ее можно, таким образом, рассматривать как нормальную часть будущей идентичности маленькой девочки, цель, которую предстоит достичь во взрослой жизни.
Сегодня многие женщины, заботящиеся о том, чтобы сделать карьеру, откладывают беременность и деторождение «на потом», уверенные в своей способности к репродукции. Столкнувшись с болезненной реальностью (если зачатия так и не происходит), они чувствуют себя потерпевшими бедствие, особенно если на глазах уходит физиологическое время, когда беременность еще возможна. Отсутствие контроля за репродуктивной способностью собственного тела – чудовищный личный кризис, убийственный удар по нарциссизму, по гордости образом своего взрослого тела, по отношению к Собственному Я и по сексуальным отношениям, так как они начинают казаться механическими, особенно если техника зачатия накладывает ограничения на их спонтанность.
Клинические наблюдения показывают, что у большинства бесплодных женщин были трудные и конфликтные отношения с матерью. Многие из них добились в жизни многого – сознательно или бессознательно в пику матери. И, однако, большинство этих матерей легко и естественно зачали и родили детей, что не удалось их бесплодным дочерям. Клинический опыт работы с бесплодными пациентками убеждает, что они глубоко страдают от этой нарциссической раны и регрессируют к базальному образу тела и состоянию сознания, ощущая себя при этом неудовлетворенными и неудовлетворяющими своих сексуальных партнеров. Они кажутся бессознательно фиксированными на ранней стадии их женского развития, на которой они ощущали, что им еще не дано материнского позволения родить собственного ребенка. Из-за напряженного стремления забеременеть, центром их внимания становится превратность менструального цикла. Это обедняет другие сферы жизни. Приняв тот факт, что они не смогут зачать, они смогли бы оплакать свои разбитые надежды и вернуться к жизни, но эта задача, видимо, им не по силам, пока физиологические изменения менопаузы не положат неизбежный конец надеждам на материнство.
Новые методики оплодотворения могут помочь многим женщинам. Однако, эти новые методики, а также перенос на донора спермы и врачей, несколько осложняют нормальное взаимодействие фантазии и реальности, которое стимулируется взрослым желанием иметь ребенка.
Православная мысль о Боге чрезвычайно возвышенна. Богословские творения Святых Отцов поразительно точны в выборе нужных слов и понятий. Такое чтение требует специальной подготовки, и только после подготовки начинается неспешное и трудное штудирование богословского трактата.
Впрочем, есть и богословские творения, написанные общедоступным живым языком. И в древности были, и сейчас встречаются – назовем хотя бы труды митрополита Каллиста (Уэра).
Митрополит Диоклийский Каллист много опубликовал статей по аскетике, догматике, переводил богослужебные тексты. У него одновременно дар богослова и литературный талант. Откроешь книгу, проговариваешь про себя его английские тексты… Такой замечательный у него язык, кристальной чистоты и свежести, – как воду родниковую пьешь.
Для кого он пишет? Для специалистов и неспециалистов. Вот в одной популярной богословской книге владыки Каллиста я прочел: «У Бога есть дети, но нет внуков».
Сколько этими немногими словами сказано!
Мы верим, что Бог относится к людям с отеческой заботой. Только мы не всегда бываем чадами Божиими. Порой мы относимся к Богу, как наемники к своему хозяину. Бывает, что забываем о Боге, относимся к Нему отчужденно, с недовольным ропотом на судьбу. Надо с собой повоевать, чтобы дорасти до высокого звания чада Божия. И еще нечто требуется, тоже трудное дело – передать своим детям веру в Бога.
Мы ходим в Церковь, водим детей, объясняем им порядок церковной службы, ее смысл, почему мы постимся, какой завтра праздник. Детей крестим во младенчестве, причащаем, готовим к первой исповеди. Все это нужно. И нужно еще, чтобы детки, взрослея, сами потянулись в храм Божий. Уже без посторонней подсказки на праздник старались выбраться к службе, читали Евангелие, не забывали молиться каждый день. Одним словом становились чадами Божьими, потому что внуков у Него нет.
Меня крестили в грудном возрасте, это было желание родителей и их родителей. Я искренне благодарен им, они позаботились обо мне, приобщили к святому Таинству. Но нельзя быть православным человеком только потому, что ты родился в православной семье. Нельзя быть только ребенком чад Божиих. Само понятие «чадо Божие» предполагает личные отношения с Богом. А где же глубоко личные отношения, если ты не «чадо», а «внук»? Нельзя быть «православным во втором поколении», иначе само Православие мимо нас пройдет, не затронет наши души, останется почти чужим, окажется на положении запылившейся старой вещи на чердаке.
«У Бога есть дети, но нет внуков», – я помню книгу, в которой прочитал эти удивительные слова. Но не помню страницу и главу, где они встретились. Сейчас я не воспроизведу точно эти слова, как они звучали на английском. Я совершенно забыл, что было сказано до этих слов и что – после. Но сами эти слова митрополита Каллиста глубоко запали в мою душу. Внешне они очень простые, и в то же время за ними весьма многое стоит. Перелистнул еще раз книгу владыки, наудачу, вдруг отыщется нужное место. Нет, не отыскались эти слова. Впрочем, найти цитату – не главное. Главное – стать чадом Божиим. Господи, помоги