Приложение 2
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ювенальных судах в Российской Федерации
Статья 1.
1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов, действующих на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации”, создаются ювенальные суды.
2. К делам в отношении несовершеннолетних относятся дела, в которых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим – при рассмотрении уголовных и административных дел, или одной из заинтересованных сторон – при рассмотрении гражданских дел.
Статья 2.
К ювенальным судам относятся:
— ювенальная судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации – судебная коллегия по делам в отношении несовершеннолетних Верховного Суда Российской Федерации;
— ювенальные судебные коллегии — судебные коллегии по делам в отношении несовершеннолетних верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуются президиумами этих судов по мере необходимости;
— федеральные ювенальные судьи.
Статья 3.
1. Федеральные ювенальные суды (судьи) являются специализированными судами, рассматривающими дела в отношении несовершеннолетних в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Ювенальная судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по делам в отношении несовершеннолетних, рассмотренным ювенальными судебными коллегиями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.
3. Ювенальные судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к федеральным ювенальным судьям, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 4.
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также вступившие в силу решения и определения ювенальной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам на не вступившие в силу решения ювенальной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
3. Ювенальная судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
4. Ювенальная судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда второй инстанции дела в отношении несовершеннолетних по жалобам на не вступившие в силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.
Статья 5.
1. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения соответствующей ювенальной судебной коллегией на вступившие в силу решения и определения федеральных ювенальных судей.
2. Ювенальная судебная коллегия верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа рассматривает дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения федеральных ювенальных судей.
3. Подсудность дел в отношении несовершеннолетних, рассматриваемых ювенальными судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа в качестве суда первой инстанции, устанавливается федеральным законом.
4. Ювенальные судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
5. Ювенальные судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа являются вышестоящей судебной инстанцией к федеральным ювенальным судьям, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 6.
Федеральный ювенальный судья рассматривает дела в отношении несовершеннолетних за исключением дел, перечисленных в статьях 4, 5 настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 7.
Должности федеральных ювенальных судей учреждаются и упраздняются федеральным законом.
Статья 8.
Границы судебных округов, в которых действуют федеральные ювенальные судьи, соответствуют границам судебных округов районных, межрайонных, городских без районного деления судов общей юрисдикции.
Территория, на которую распространяется юрисдикция федерального ювенального судьи, устанавливается и изменяется федеральным законом.
Статья 9.
1. Председатели, заместители председателей и судьи ювенальных судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Полномочия председателей, заместителей председателей и судей ювенальных судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа могут быть приостановлены или прекращены только по решению Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
3. Федеральные ювенальные судьи назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.
4. Полномочия федеральных ювенальных судей могут быть приостановлены или прекращены только по решению квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.
Статья 10.
Дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются федеральными ювенальными судьями единолично, а в вышестоящих ювенальных судебных коллегиях – в составе трех профессиональных судей.
Статья 11.
Наряду с лицами, имеющими право принесения протеста на вступившие в законную силу решения, определения и постановления по делам в отношении несовершеннолетних, такое право имеет председатель районного, межрайонного, городского без районного деления суда общей юрисдикции, который приносит протесты в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.
Заключительные и переходные положения
Статья 12.
Настоящий Федеральный конституционный закон вводится в действие с 01 января 2006 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным конституционным законом установлены иные сроки введения в действие.
С 01 января 2003 года для реализации процесса введения в действие настоящего Федерального конституционного закона при верховных судах республик, судах краев, областей, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов в рамках системы судов общей юрисдикции создаются ювенальные судебные коллегии.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в срок до 01 июля 2002 года определяет количество и перечень субъектов Российской Федерации, в которых в период с 2003 по 2005 годы будет осуществляться экспериментальное внедрение деятельности ювенальных судов.
Коллегия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в срок до 01 июля 2002 года разрабатывает положение об эксперименте в сфере внедрения ювенальных судов и ювенальных судебных коллегий.
Статья 13.
Для осуществления внедрения системы ювенальных судов в Российской Федерации результаты, полученные в субъектах Российской Федерации, в которых будет осуществляться эксперимент, должны быть проанализированы ювенальной судебной коллегией Верховного Совета Российской Федерации с учетом мнений заинтересованных министерств и ведомств, государственных и негосударственных организаций, а также независимых экспертов.
Статья 14.
До создания федеральных ювенальных судов производство по делам в отношении несовершеннолетних осуществляется ювенальными присутствиями судов общей юрисдикции, которые формируются в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального конституционного закона.
До вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона ювенальные присутствия судов общей юрисдикции осуществляют свою деятельность на основании общих и процессуальных норм уголовного, административного и гражданского права, принятых в отношении несовершеннолетних в законодательстве Российской Федерации.
Дела в отношении несовершеннолетних, начатые рассмотрением в соответствующих судах, разрешаются этими судами.
Статья 15.
Дела, начатые производством до образования на конкретной территории ювенальных судов, рассматриваются судами, принявшими дела к своему производству.
Статья 16.
Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование федеральных ювенальных судов за счет средств федерального бюджета.
Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации принять меры по кадровому, финансовому, материально-техническому и иному ресурсному обеспечению деятельности федеральных ювенальных судов.
Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка.
Правовой основой системы ювенальной юстиции должны стать специализированные суды – ювенальные суды в рамках системы судов общей юрисдикции.
***
На первоначальном этапе создание таких судов, прежде всего, связано со специализацией судей на делах несовершеннолетних, что в настоящее время в полной мере обеспечить не представляется возможным. Несмотря на решение пленума Верховного Суда от 26.03.2000г., процесс специализации судей происходит по усмотрению председателей судов. Во-первых, даже в тех судах, где сделаны попытки ввести такую специализацию, судьи не рассматривают только дела несовершеннолетних. Отсутствие закона, закрепляющего рассмотрение дел данной категории за специальными судьями, как правило, влечет загрузку указанных судей другими, находящимися в производстве суда, делами. Во-вторых, в настоящее время, когда обсуждают специализацию судей по делам несовершеннолетних, подразумевают только уголовные дела. Отсутствуют специальные участники судебного процесса – социальные работники, которые могли бы осуществлять социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в судебном процессе и обеспечивать психокоррекционное содержание судебного заседания.
В настоящее время судебное решение не взаимосвязано с реабилитационным процессом и не ориентировано на него. В результате судебный процесс в отношении несовершеннолетних не обеспечивает профилактику рецидива правонарушения и не создает предпосылок к ресоциализации ребенка.
В этих условиях невозможно реализовать переход к важной функции ювенального суда – рассмотрение категории дел, в которых ребенок выступает в качестве социально-психологической жертвы, и не совершил правонарушение.
В первую очередь истоки девиантного поведения детей можно найти в распаде семьи (а развод осуществляется при наличии несовершеннолетних детей исключительно в судебном порядке), или в потере жилья (если родители продали квартиру или дом), либо иной жизненной ситуации, рассмотрение которой относится к гражданскому или административному праву. Соответствующие меры, принятые в гражданском или административном процессе могут создать условия, при которых тот же ребенок не появится в качестве подсудимого в уголовном процессе.
***
Первоочередным условием, обеспечивающим успешность проводимой в данный момент политики либерализации уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, является развитие ювенальных технологий в контексте создания ювенальной юстиции. В ином случае судебное решение, выраженное в условном наказании, не связанном с ограничением свободы и не имеющем реабилитационного содержания, будет восприниматься несовершеннолетним как безнаказанность, которая неизбежно приведет к повторному, зачастую, более тяжкому правонарушению. Судебное решение, связанное только с ограничением свободы, как правило, не обеспечивает задачи реабилитации и дальнейшей ресоциализации несовершеннолетнего. Целью судебного процесса с участием несовершеннолетнего должно являться не только установление истины и наказание виновного, а, прежде всего, защита прав ребенка, что может достигаться решением, направленным на восстановление внутрисемейных отношений в интересах ребенка; в то же время произвольное, не правовое вмешательство в жизнь семьи недопустимо.
Закрепленный законом статус ювенального судьи, безусловно, обеспечит возможность специализации судей, рассматривающих данную категорию дел. Ювенальный судья сможет глубже изучить особенности правового статуса несовершеннолетних, законодательство и правоприменительную практику в отношении таких дел.
***
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, проводимый в ряде регионов (Ростов-на-Дону, Саратов и др.) эксперимент по целенаправленной и полномасштабной специализации судей на делах несовершеннолетних с развернутым включением в судебный процесс социальных работников, в полной мере подтверждает необходимость и реальную возможность создания ювенальных судов в рамках судов общей юрисдикции.
***
Примат интересов ребенка в действиях государственной системы, включая судебную систему, закреплен в статье 3 Конвенции о правах ребенка и является основополагающим принципом этого международного акта. В октябре 1999 г. Комитет ООН по правам ребенка в своем заключении по 2-му Периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Россией Конвенции о правах ребенка, в пункте 67 указанного доклада отметил: «Правосудие в отношении несовершеннолетних остается предметом постоянной и серьезной обеспокоенности Комитета, в особенности в связи с недостаточным исполнением государством-участником рекомендаций Комитета 1993 года о необходимости создания системы ювенальной юстиции, что включает принятие закона о ювенальной юстиции и учреждение судов по делам несовершеннолетних».
В настоящий момент Министерство труда и социального развития готовит очередной Периодический доклад Российской Федерации о реализации Россией Конвенции о правах ребенка, в котором пытается обосновать отсутствие существенного продвижения в вопросе создания ювенальной юстиции в РФ. Единственный позитивный факт, изложенный в проекте этого доклада, это факт принятия Государственной думой ФС РФ 15 февраля 2002 г. в первом чтении проекта федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов.
***
20 ноября 2001г. Постановлением №805 Правительство Российской федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2002-2006гг., где, в частности, предусмотрена разработка «финансово-экономического обоснования создания специализированных ювенальных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции».
***
На основании вышеизложенного, становится очевидной необходимость незамедлительно приступить к формированию системы ювенальной юстиции в РФ. Этот процесс необходимо осуществлять поэтапно. При этом на первом этапе следует сконцентрировать усилия на:
1) специализации судей («ювенальный судья») – исполняющее свои обязанности на профессиональной основе лицо, достигшее возраста 30 лет, имеющее высшее юридическое образование и специальную подготовку в сфере детской психологии и специально наделенное полномочиями осуществлять правосудие по делам, участником в которых является несовершеннолетний и (или) представители его интересов;
2) создании условий участия в процессе, в качестве самостоятельного, (наряду с законным представителем несовершеннолетнего) официального лица (специалиста по социальной работе), обладающего специальными познаниями в сфере детской психологии (это официальное лицо должно иметь особый процессуальный статус и являться сотрудником социозащитного учреждения системы Министерства труда и социального развития);
3) обеспечении в полной мере положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части создания подразделений по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания психологической, юридической, социальной и медицинской помощи данной категории несовершеннолетних, а также введение индивидуальных программ реабилитации ребенка в правоприменительную практику (в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание, готовящихся к освобождению, условно осужденных, отбывших наказание и т.д.).
4) усилении роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части внедрения социально-реабилитационных технологий и закрепление этой работы в соответствующей нормативной базе, как элемента системы ювенальной юстиции.
В судах второй инстанции и в Верховном Суде РФ необходимо создать ювенальные коллегии, которые вместе с ювенальными судьями в судах первой инстанции и составили бы систему ювенальных судов в рамках системы судов общей юрисдикции. Такая специализация не повлекла бы за собой увеличения количества дел и не потребовала бы в ближайшее время существенного увеличения количества судей (введение дополнительных единиц потребовалось бы только в односоставных судах).
***
Для законодательного обеспечения создания и развития системы ювенальной юстиции в Российской Федерации необходимо:
1. Поддержать прошедший первое чтение в Государственной думе 15 февраля 2002 г. проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов как специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Данный законопроект в полной мере обеспечивает реализацию вышеизложенной концепции на первоначальном этапе.
2. Внести в Государственную Думу ФС РФ от имени Президента РФ проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации», проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», а также ряд изменений и дополнений в процессуальные нормы Российской Федерации.
***
Приложение 1. Проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Приложение 2. Проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации».
Приложение 3. Проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».
Приложение 4. Предложения по изменению процессуальных норм в связи с организацией судопроизводства с участием несовершеннолетних.
Приложение 5. Концепция деятельности специалиста по социальной работе.
Приложение 6. Финансово-экономический расчет расходов, требуемых при внедрении ювенальных судов.
Ювенальный суд самый праведный
Парламентская газета
Номер 96(1713) 01 июня 2005 года
Виктор ТКАЧЁВ
председатель Ростовского областного суда,
член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия,
член президиума Совета судей РФ, заслуженный юрист РФ
По статистике, значительный процент преступников начинал свою уголовную «карьеру» в подростковом возрасте. Немало осуждённых подростков пополняют взрослые преступные сообщества. Получается порочный круг. Такого не должно быть. На решение этой задачи направлено создание ювенальной юстиции — специализированного правосудия по делам несовершеннолетних.
Еще в феврале 2000 года пленум Верховного суда РФ в Постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» рекомендовал в судах общей юрисдикции ввести специализацию судей по рассмотрению уголовных дел с участием несовершеннолетних. В документе также было указано на необходимость подготовки судей по делам несовершеннолетних не только по вопросам права, но и психологии, педагогики, социологии. В нем упоминалось об обязанности применять в судебной деятельности международно-правовые стандарты и нормы, касающиеся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, профилактике их правонарушений, мер по обеспечению интересов несовершеннолетних и защите их прав.
Ростовский областной суд и управление судебного департамента при Верховном суде РФ в Ростовской области в 2001-2003 годах выполняли совместно с Программой развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) экспериментальный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.
Тогда при областном суде были созданы Координационный совет для обеспечения проекта, специализированная юридическая консультация адвокатов «Ювенал». В судах, участвовавших в проекте, в помощь судьям по делам несовершеннолетних были введены должности помощников судей с функциями социального работника. Они оказывали содействие судьям в изучении психологических особенностей личности подростка, его социальной и воспитательной среды, в установлении причин и условий преступления, в принятии мер по предупреждению не только правонарушений, но и такого поведения, которое с неизбежностью приведет к правонарушению. Специально для социальных работников при судах областным психолого-педагогическим и медико-социальным центром министерства общего и профессионального образования Ростовской области по поручению областного суда были разработаны «Программа деятельности социальных работников при суде» и «Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей». В областном суде был создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам, который не только рассматривает дела несовершеннолетних в кассационном порядке, но и обеспечивает методической помощью судей районных и городских судов области, проводит с ними обучающие семинары.
В результате именно в Таганроге в марте 2004 года открылся первый в России ювенальный суд. В нем работают двое судей по делам несовершеннолетних (по уголовным и по гражданским делам), помощник судьи с функциями социального работника. В помещении суда размещены специалисты системы профилактики, социальный педагог, психолог, сотрудники общественной приемной комиссии по защите прав человека при главе администрации Таганрога, адвокаты, представители общественных организаций. Меньше чем за год работы достигнуты показательные результаты. Было рассмотрено 158 гражданских дел. Почти все, за небольшим исключением, иски в защиту прав детей были удовлетворены.
Характерны тенденции при рассмотрении уголовных дел. К примеру, если в 2002 году, то есть до создания ювенального суда, не было ни одного случая освобождения несовершеннолетнего от наказания и помещения его в специальное учебное заведение, то в 2004 году их было семь. Количество несовершеннолетних, лишенных свободы, уменьшилось в четыре раза, а применение мер воспитательного воздействия выросло в пять раз. Общий курс суда на воспитание и профилактику, внимательный анализ всех причинно-следственных связей в любом деле привели и к тому, что в 2004 году по сравнению с 2002 годом в 20 раз выросло количество прекращенных уголовных дел в связи с примирением сторон.
Популярность ювенального суда у граждан стремительно растет. За три месяца 2005 года было подано не намного меньше гражданских исков, чем за весь прошлый год. А это значит, что все больше детей получат справедливую и законную защиту правосудия.
После завершения проекта ПРООН возникла настоятельная необходимость сохранения достигнутого уровня межведомственного взаимодействия, который сложился благодаря работе Координационного совета при Ростовском областном суде. Поэтому на базе Ростовского филиала Российской академии правосудия была открыта «Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области» («Центр ювенальной юстиции»), которая оказывает информационную и методическую помощь судам, органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органам местного самоуправления.
Учитывая цели и задачи «Центра ювенальной юстиции», Программа развития ООН в РФ предлагает, чтобы при её финансовой поддержке именно наш ростовский «Центр ювенальной юстиции» выполнял функции администрирования и сопровождения создаваемого Всероссийского информационного портала «Правосудие в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция) в России».
Опыт внедрения ювенальных технологий в Ростовской области, в том числе взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти, получил положительную оценку Верховного суда РФ, Государственной Думы. Областной суд совместно с губернатором области при участии мэрии Ростова-на-Дону решает вопрос о создании «Ростовского городского ювенального суда», в котором бы сосредоточилось рассмотрение всех уголовных дел и материалов о преступлениях несовершеннолетних, а также гражданских дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних, которые в настоящее время рассматриваются судьями 8 районных судов города.
Мы не можем пожаловаться на недостаток внимания. Опыт областного суда обсуждался и на заседании Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, и на парламентских слушаниях в Госдуме, и на Всероссийской конференции в Ростове-на-Дону. Его берут на вооружение коллеги в других регионах. Казалось бы, можно быть довольным проделанной работой. Но
В 2002 году Госдума приняла в первом чтении поправки к Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ», предусматривающие введение ювенальных судов. Однако до сих пор этот документ не вынесен на рассмотрение во втором чтении. Кстати, еще раньше, в 1995 году, Президент РФ своим указом утвердил разработку «Национального плана действий в интересах детей». В идеале, когда наконец он будет разработан и начнет реализовываться, ювенальная юстиция станет одним из главнейших механизмов модернизации детской социальной политики в России.
Ювенальная юстиция должна существовать повсеместно. И не столько потому, что ее создание является реализацией обязательств России по применению общепризнанных принципов и норм международного права, сколько потому, что это отвечает национальным интересам России. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть составной частью процесса национального развития страны. Особенно с учетом тех социальных факторов, которые неблагоприятно сказываются именно на ее развитии. Именно судейское сообщество берет на себя инициативу в развитии ювенального правосудия. Но без нормативно-правовой, организационной и финансовой поддержки законодательной и исполнительной властей эксперименты никогда не перейдут в стадию социального внедрения.
СПРАВКА «ПГ»
Ювенальная юстиция — это система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), общественные организации. В ювенальной юстиции акценты в работе с несовершеннолетними правонарушителями переносятся с карательного и репрессивного на воспитательный и реабилитационный. При этом приоритет таких мер обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами. Международная правовая практика предусматривает мобилизацию всех возможных государственных и общественных ресурсов, чтобы обеспечить справедливое и гуманное обращение с подростком, конфликтующим с законом.