Московская духовная академия. Фото ок. нач. 2010-х гг.
Московская духовная академия, первая высшая школа России, крупнейший центр развития церковной науки и образования в Русской Православной Церкви
Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Основана академия была в 1685 году по благословению патриарха Московского и всея России Иоакима. Ее возглавили два известных греческих богослова — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов . Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда, в 1685 году начались занятия в древнем Московском Богоявленском монастыре. В этом же году было начато строительство нового здания для академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского», по месту его нахождения «за иконным рядом». Уже на следующий год в этот монастырь перемещаются братья Лихуды со своими учениками.
Славяно-греко-латинская академия, находившаяся в Заиконоспасском монастыре и первоначально именовавшаяся греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными богословскими трудами.
Начало XVIII столетия — время петровских реформ — ознаменовало новый этап в жизни академии: расширилась научно-богословская деятельность, возросло число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличилась библиотека. Подъему духовной школы содействовал выдающийся иерарх того времени митрополит Рязанский Стефан (Яворский). К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания, начатая в 1712 году архимандритом Феофилактом (Лопатинским), учениками братьев Лихудов — монахом Феологом и Феодором Поликарповым, и законченная в 1751 году иеромонахом Варлаамом (Лящевским), удостоенным за этот труд должности ректора академии.
Большого расцвета Московская духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии , физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской академии и навсегда остался в ее благодарной памяти.
К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники — видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы — литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения.
Ректор академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской академии наук, изданием «Добротолюбия» во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII-начала XIX века.
В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской духовной академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
После преобразования академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы — 1 октября 1814 года. С того же года ведёт свое начало и коллекция древностей Московской духовной академии, со временем выросшая в музей получивший название Церковно-археологического кабинета.
Местопребывание Московской духовной академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в академии.
В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским, благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех духовных академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства считаются золотым временем Московской духовной академии.
Наряду с историческим направлением в Московской духовной академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем академия по праву заслужила наименование «школы верующего разума. Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским и получили дальнейшее развитие в трудах профессоров В. Д. Кудрявцева-Платонова, А. И. Введенского и о. Павла Флоренского.
Панорама Московской духовной академии, середина XX в. Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Во второй половине XIX — начале XX века в истории академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения были в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851-1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849-1918), профессора В. О. Ключевского (1841-1911), профессора А. П. Лебедева (1845-1908), академика Е. Е. Голубинского (1834-1912).
Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской духовной академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.
Московская духовная академия издает Богословский вестник и студенческий православный журнал «Встреча».
Ректоры
Известные выпускники
Награды
Церковные
- орден святителя Саввы I степени (2014, Сербская Православная Церковь, за усердную работу в богословском образовании будущих служителей Церкви Христовой, особенно за любовь к Сербской Православной Церкви и ее студентам)
Светские
- Почетная грамота Государственной Думы (2014)
См. также
- Московская духовная семинария
- Учебные заведения Русской Православной Церкви
Использованные материалы
- Бовкало, А. А., список Белое духовенство, «К-Р»:
Многие справочные издания указывают год основания академии как 1687. Но все сходятся на том, что именно в 1685 году братья Лихуды начали свою деятельность по созданию высшей школы.
29 августа 2020 года епископ Звенигородский Феодорит прибыл в Московскую духовную академию. У ворот Покровского храма новоназначенного ректора МДА встречали представители администрации, преподаватели, сотрудники и студенты. С пением тропаря Успению Богородицы верующие прошли в храм, где епископ Феодорит совершил молебен перед началом всякого доброго дела.
Богослужебные песнопения исполнил академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
После молебна ректор обратился к собравшимся с приветственным словом:
«Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно приветствую вас!
С глубоким трепетом и волнением я сейчас совершил первое свое богослужение в качестве ректора Московской духовной академии.
Не стану скрывать своего внутреннего волнения и трепета перед предстоящей деятельностью.
Конечно, Академия мне знакома. Знаком и дорог мне этот академический храм. В алтаре этого храма я с братьями молился двое суток после монашеского пострига. Здесь же я принял посвящение в иеродиакона и иеромонаха от дорогого моему сердцу владыки Евгения.
Но за четыре года моего отсутствия много чего изменилось в Академии. Да и мы сами невольно меняемся, особенно под тяжестью ответственности.
В такие моменты жизненных перемен и переживаний очень важна молитва и поддержка близких.
Сегодня на Литургии читался евангельский отрывок о том, как путешествующего в Иерусалим Господа не впустили самаряне в их селение. Как же хорошо, что Академия не самарийский город! И вы с любовью принимаете путника, желающего достигнуть горнего Иерусалима.
В качестве приветствия не могу сказать лучше, чем сказал апостол Павел: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь»».
Затем владыка преподал всем присутствующим архипастырское благословение на предстоящие труды.
***
25 августа 2020 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение о положении дел в Московской духовной академии (журнал № 50). Участники заседания постановили освободить епископа Звенигородского Питирима от должности ректора Московской духовной академии. Ректором духовной школы был назначен епископ Скопинский и Шацкий Феодорит, с освобождением его от управления Скопинской епархией и от должности ректора Рязанской духовной семинарии. Преосвященному Феодориту Синод постановил быть епископом Звенигородским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Преосвященному Питириму — епископом Скопинским и Шацким.
Пресс-служба МДА/Патриархия.ru