Размещено на http://www.allbest.ru/
Алтайский государственный педагогический университет
Реферат по теме:
«Многозначность понятия образование. Функции образования»
Введение
1.Образование как социальный институт
2.Образование как целостный педагогический процесс
3.Функции образования
Заключение
Список литературы
Введение
Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.
Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.
В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.
Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития. «Развитие» — традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.
1. Образование как социальный институт
Образование — важный социальный институт. Известно, что социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:
1) наличие социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;
2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой — позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения;
3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются: установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
В современных концепциях, касающихся философии и социологии образования принято проводить различие между формальным и неформальным образованиями. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с :
а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе;
б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей.
Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования. Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь, экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важнуюроль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.
2. Образование как целостный педагогический процесс
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, что понятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «питать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением закрепляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответственного. Славянское православное толкование воспитания исключает слепое преклонение перед личностной самостью, отраженной в латинском educo.
В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:
· широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;
· широкий педагогический смысл — управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;
· узкий педагогический смысл — процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.
Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторону процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становление собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспитанником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение.
Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение -процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специально организованной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственным знаковыми системами.
Для чего человека надо обучать? На этот вопрос еще в XVII веке ответил Я.А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В.А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»
Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно оцениваемая.
Не может не обращать на себя внимание многозначность основных категорий, характеризующих предмет педагогики, их порой трудно «разводимые» взаимосвязи. Чем это определяется?
Во-первых, педагогика — наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.
Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала. У ее истоков — тысячелетняя практика воспитания, этические и сословные традиции, достижения всех наук, изучающих человека, природу и общество.
В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменением бытия самого человека. Социокультурная ситуация начала XXI века ставит педагогику перед необходимостью проникать в такие области своего предмета, которые требуют новых научных категорий и переосмысления уже существующих. Поэтому в научной периодике и на конференциях ученых-педагогов не умолкают споры о самой главной научной проблеме педагогики — о сущности ее предмета. Он фантастически сложен и в экспериментальном фиксировании, и в теоретическом обосновании.
3.Функции образования
образование воспитание личность
Образование выполняет социальные и личностные функции.
Социальные
· Формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;
· Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества
· Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;
· Подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме
Личностные
· В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением.
Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах.
Мы увидели, что образование — очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:
· это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
· это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
· это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
· это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя.
Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.
Заключение
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что действительно образование это сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Без образования полноценное развитие индивида не может происходить.
Список литературы
Пояснение.
Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление. Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт — соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке).
Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
А) анонимность произведений — народная культура.
Б) ярко выраженный коммерческий характер — массовая культура.
B) коллективность творческих процессов — народная культура.
Г) стандартизация содержания — массовая культура.
Д) ориентация на запросы потребителя — массовая культура.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УД» 372.854 И. Н. ДЕРГ АЧЕВА
Омский государственный институт сервиса
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»: ОТ ИСТОКОВ К ВОЗРОЖДЕНИЮ…_
В статье рассмотрены вопросы соотношения понятий «культура и деятельность человека». Проведен анализ происхождения понятия «культура». Раскрыты различные подходы к его орпределению. Определены функции кльтуры, раскрыта ее структура. Осмыслена проблема соотношения культуротворческой деятельности и основных компонентов культуры, обращено внимание на единство материального и культурного.
Культура — есть особый мир, деятельный способ освоения человеком мира, включающая как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития.
Семенов B.C.
Культура человечества богата и разнообразна. Она возникла на самых ранних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ, гениальные личности ученых, философов вносили свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры.
Эти слова особенно актуально звучат в наши дни, когда в эпоху техногенной цивилизации произошло отчуждение человека от природы, культуры и от самого себя. Сегодня наблюдается все меньший интерес к истории и культуре родного края, России, а значит, превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатство личности не происходит. Определение слова «культура» в отдельную лексическую единицу и переход его в понятие «культура» — длительный исторический процесс.
Не претендуя на более полное и глубокое рассмотрение происхождения культуры, мы остановимся кратко лишь на некоторых особенностях исторического происхождения данного понятия.
Понятие «культура» можно отнести ко всем эпохам.
В эпоху античности не существовало самостоятельного понятия «культура». Смысл этого слова «возделывание души» предполагал индивидуализа-
цию человека, его физическое и умственное развитие.
Теологическое мировоззрение рассматривало человека иначе, чем античное. Это нашло отражение и в трактовке понятия «культура». Вместо него употребляется родственное, но имеющее другое значение «cultus», ставящее акцент на заботу и почитание высшей сверхестественной силы.
Эпоха Возрождения возвращает и рассматривает культуру в своем первоначальном значении как процесс возделывания и обработки природы человеком, как процесс совершенствования самого человека.
Понятие «культура», по мнению Ефимова Ю.М., РакитоваВ.М. и др. , развивалось в данный период в тесной связи с «гуманизмом».
Гуманизм (studia humanitatis, лат.), в переводе с латинского означает изучение всего, что составляет целостность человеческого духа . Является очевидным, что вновь возрождается аспект античного понимания культуры, связанный с идеей «окультуривания», возделывания души. В этот период человек занимается мыслительной деятельностью, наукой, саморазвитием, самовоспитанием. Историк Межуев В.М. подчеркивает, что мир культуры — это мир человека, от начала и до конца создаваемый им самим .
Таким образом, именно эпоха Возрождения позволила подчеркнуть роль человека (личности) в формировании и развитии культурной среды эпохи и подготовила социальные и теоретические предпосылки для становления понятия «культура» как самостоятельной философской категории.
Эпоха Просвещения часто отождествляла понятия «культура» и «цивилизация». Например, Ж.Ж. Руссо рассматривает проблему отношения между культурой (цивилизацией), ее достижениями и счастьем человека.
Гердер И., немецкий просветитель, в главном труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791 гг.) важным моментом понимания культуры определяет то, что она становится предметом философской рефлексии . «…Нет ничего менее определенного, чем это слово — «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам…» .
Все происходящее в обществе должно быть пронизано «духом гуманности», который вечен и неизменен: исследовать дух гуманности — вотподлинная задача человеческой философии… она являет себя и в общении людей, и в государственных делах, и в науках, и в искусствах» .
Следует обратить внимание, что некоторые авторы считают понятия «культура» и «цивилизация» тождественными. Тайлор Э.Б., например, определяет, что культура и цивилизация тождественны и понимает данные понятия в широком этнографическом смысле как целое, слагаемое из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества .
Слова «цивилизация» и «культура» латинского происхождения:
• Цивилизованный — гражданский, государственный.
• Культурный — воспитанный, образованный, развитой, возделанный.
• Канке В.А. замечает, что уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видны определенные различия :
• Цивилизация — это все человечество во всем его богатстве.
• Культура — это достижения цивилизации, самое совершенное в ней, триумф человеческого.
Росенко М.Н. считает, что понятиями «культура» и «цивилизация» обозначены совершенно разные сущности :
Культура — состояние науки или общества в стадии высокой творческой активности, в которой господствуют духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также продукты этой деятельности. Человек в ней охвачен свободным устремлением к созданию нового.
Цивилизация — характеристика общества в фазе затухания творческой активности, перемещения деятельности с духовных предметов в сферу материального. По Бердяеву H.A., цивилизация — это изобретения технических орудий, самых элементарных орудий примитивными людьми, всякий социализирующий процесс. Культура — процесс более индивидуальный и идущий вглубь. Цивилизация старее и первичнее культуры, культура-образуется позже. Цивилизация означает большую степень объективации и социализации, культура же более связана с личностью и духом… .
Рерих Н.К. полагает, что смешение понятий культура и цивилизация — одно из заблуждений. Культура — дух творческой деятельности человека. Цивилизация — обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. .
Культура — есть торжество не просто человека, а, как определяет Канке В.А., — человечности. Культура реализуется в том случае, если она общезначима, то есть не остается личным делом своего творца. .
Иконникова С.Н. также добавляет, что следует различать понятие «культура» и «цивилизация». Основное отличие состоит в том, что культура — это система, состоящая из структурных компонентов, в цивилизации же такого деления нет. .
Рассмотренные выше точки зрения о разграничении понятий «культура» и «цивилизация» позволяют заключишь, что:
• существует тесная связь понятий «культура — цивилизация — человек»
• культура не является чем-то окаменевшим — это то, что мы создаем… и нельзя забывать о прошлом, потому как прошлое — это часть настоящего.
В России, в связи со спецификой социально-исторического понятие «культура» имело свой особый характер. О России А. Блок, русский поэт пишет :
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Этот процесс начался в XVIII веке с петровскими реформами, заложившими основы культурного обмена России с Западной Европой. Для России XVIII век -«эпоха перевозов», новое время для страны .
Первое издание Толкового словаря В. Даля (1865г.) в понятие «культура» включает: обработку и уход, возделывание; образование, умственное и нравственное, т.е. в первоначальном смысле «cultura» и
Различные подходы к определению понятия «культура» (по А. Крбберу и К. Клакхоиу)
Таблица 1
№ п/п Подходы Определение понятия «культура»
1. Описательный культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего возданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, религию, которые складывались веками.
2. Исторический культура — результат исторического развития, в которую входит всё то, что искусственно, что люди произвели, и что передаётся от поколения к поколению — орудия, символы, общая деятельность, взгляды и т.п.
3. Нормативный культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностный культура — это метериальные и социальные ценности группы людей, их институты, реакции поведения.
5. Психологический культура — особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям.
6. Структурный культура — система определённых признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром культуры.
7. Символический культура — организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
8. На базе теорий обучения культура — это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
9. Идеологический культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий (слов, подражаний).
более позднего его употребления, которое имело место в эпоху Просвещения.
По мере исторического развития понятие «культура» приобретает более широкий социальный смысл и начинает рассматриваться как средство совершенствования общественного устройства и личности.
Рассмотрев историческое происхождение понятия «культура», следует остановиться на определении этого понятия.
В настоящее время изучением культуры занимаются многие науки — философия, история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология и другие. Существует более 250 определений культуры, несколько десятков различных подходов к ее изучению, включающие те или иные стороны культуры. Единого, целостного подхода к определению данного понятия не существует. С учетом вышесказанного, различные подходы к определению понятия «культура» могут быть наглядно представлены в таблице 1.
Из представленных в таблице 1 подходов к определению понятия «культура» можно заключить, что большинство точек зрения рассматривают культуру как творческую деятельность человека по созданию, преобразованию ценностей, материальных и духовных объектов.
Капенко М.А., Росенко М.Н. подчеркивают, что без деятельности человека нет культуры, нет развития человечества.
Наглядно различные аспекты содержания понятия «культура» представлены с помощью ключевых слов на схеме 1.
Схема 1 показывает, что понятие «культура» включает различные аспекты, например: исторический, ценностный, структурный, аспект на базе теорий обучения, нормативный и т.д., но общим для всех перечисленных является деятельность как главное ядро понятия «культура».
Схема 1.
Различные аспекты содержания понятия «культура»
Социально-значимая условия для система ценное отношение
Культура — это творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил (Арнольдов А.И., ).
Культура — способ деятельности человека по обладанию мира (Гуревич П.С., ).
Культура — сфера развития человека, условие формирования самого человека. (Ефимов Ю.И., )
Культура — это социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативного (опредмеченного — в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах) выражения и ее процессуальное™, предполагающей освоение (распредмечивание людьми уже имеющихся результатов творчества, то есть превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека (Злобин Н.С., ).
Культура — исторически развивающееся, сложное, многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания ценностей, реализация творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. (Иконникова С.Н., ).
Культура — воплощение развития человека. Культура с этой точки зрения — не просто производство «вещей» как голых «полезностей» и не просто производство самого человека как общественного человека, то есть производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельного существования (Межуев В.М, ).
Культура — это весь мир, в котором мы обнаруживаем, находим самих себя, который заключает в себе условия и необходимые предпосылки нашего подлинного человеческого, т.е. всегда и во всем общественного существования (Межуев В.М., ).
Культура — есть особый мир, деятельный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. В этом главное ценностное значение всех созда-
ваемых человеком материальных и духовных проду к-товитворений. (Семенов B.C., ).
Культура — выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности, включающая в себя не только предметные результаты деятельности, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, эстетического, нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках общества и коллектива). Культура, воплощенная в технике, искусстве, открытиях, нормах взаимоотношений между людьми, художественные и нравственные ценности, свидетельствуют о развитии творческого потенциала человека, о его неугасимом стремлении к совершенствованию жизни. (Фролов И.Т, )
Анализ различных точек зрения (философских, исторических) в рамках деятельного (исторического) подхода к определению понятия «культура» показал, что:
• носителем культуры является человек;
• культура неразрывно связана с деятельностью;
• история и культура тесно связаны друг с другом отношением людей к прошлому, настоящему, будущему. Следует продолжить словами Д. С. Лихачева о роли исторической памяти человечества:
память активна;
она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным;
она владеет умом и сердцем человека;
память противостоит, уничтожающей силе времени.
В этом величайшее значение памяти;
• культура одновременно и результат, и процесс деятельности человека;
• культура — активный, деятельно-творческий способ освоения человеком внешнего мира, направленный также и на формирование, развитие, воспитание самого человека как личности.
Рассмотрев определения понятия «культура», остановимся на функциях культуры, которые наглядно представлены в схеме 2.
Одной из существенных характеристик культуры является ее структура, включающая следующие
Внутренняя структура культуры (по Давыдовой К Д.)
Схема Э.
компоненты: материальная, духовная, художественная, нравственная и религиозная .
Рассмотрев структуру культуры, следует перейти к краткой характеристике каждого из компонентов структуры культуры. Остановимся лишь на двух из них: материальном и духовном.
Материальная культура — совокупность материальных объектов .
Духовная культура — знаковая система, воспринимая которую, человек обнаруживает содержательную сторону и формирует свое отношение к ней .
Существует нерасторжимое единство духовной и материальной культуры. Человек — есть мера культуры. Создавая мир культуры, он формирует свой духовный облик, духовные силы, происходит его развитие как личности.
Наука, относящаяся к духовной культуре, есть не только познание, но и творчество, есть часть единой человеческой культуры. Позволяет предвидеть и преобразовывать действительность, поскольку является продуктом духовного производства.
Творчество, как считает H.A. Бердяев есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире.
Рассмотрев компоненты структуры культуры, следует остановиться на их важной характеристике — культуротворческой (культурной) деятельности.
В процессе деятельности человек вычленяет себя из среды, на которую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природными, иными социокультурными .
Анализ литературы показал, что можно выделить следующие особенности культурной деятельности:
• целенаправленность;
• творческое начало;
• наличие свободы;
• не является жестко запрограммированной (генетически);
• является предметно-направленной.
Следовательно, культура включает в себя свою
сущностную характеристику — культурную деятельность личности, например, личности ученого, характеризующуюся творческим, свободным и созидательным началами.
Таким образом, выявленные на основе анализа литературы сущность, структура, функции культуры позволяют заключить:
1. проблема культуры, соотношение понятий «культура и личность», «деятельность и культуро-творческая среда» являются актуальными;
2. культура обретает способность и развитие тогда, когда целиком ориентирована наличность, усматривает в ней свою главную цель и результат.
Материалы данной статьи могут быть использованы в процессе преподавания не только курса «концепции современного естествознания», но и в преподавании гуманитарных дисциплин в высшей школе, таких как история, антропология, философия, социология и др.
Также полезной, интересной и значимой тема культуры будет для общеобразовательных средних школ Омска и области. Это подтверждается в современных общеобразовательных стандартах и документах. Так, в «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что сегодня одной из главных задач школы является окультуривание современного образования, а значит — и личности будущего выпускника школы.
Библиографический список
1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК , 1992. — 240с.
2. Блок А.А. Избранное: Стихотворения и поэмы, М.: Детская литература, 1989. — с. 127
3. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа. В сб.: Философия и культура. М. Наука, 1987. — с. 87-130..
4. Ефимов Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура.Л: Наука, 1989. — 190 с.
5 Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 303 с.
6. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. -205 с.
7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебникдлявузов. М.: Логос, 1996. — 320 с.
8. Культура и развитие человека. Киев. . Наукова думка, 1989. — 320 с.
9. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 332с.
10. Культура духовных запросов личности. Киев,: Втца школа, 1986. — 203 с.
11. Лекторский А А Научное познание как феномен культуры. В сб.: Культура, человек и картина мира Наука, 1987. — с. 130-140.
12. Материальная культура народов России. Новосибирск.: Наука, 1995. — 236с.
13. Межуев В.М. Культура как проблема философии. Веб.: Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — с. 300-332.
14. Межуев В.М. Культура и история. М.:Наука, 1977.
15. Основы современной цивилизации / Под редакцией Л. Н. Богомолова М.: Бюро Денди, 1992. — 255 с.
16 Рерих Н К. Культура и цивилизация. М : МЦРЮ, 1994 -148 с.
17. Семенов B.C. Личность и культура в современном мире. В сб.: Философия и культура. М.: Наука. 1987. — с. 131-145.
18. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура. М : Политиздат. 1989. -573 с.
19. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1986. — с. 47
20. Философский словарь/Под редакцией И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1983. — с. 294.
21. Философские проблемы культуры. Новосибирск: НГПИ, 1984. — 136 с.
22. Философия и культура. М.: Наука, 1987. — 335 с.
ДЕРГАЧЕВА Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры ЕНД, аспирант кафедры органической химии и методики обучения и воспитания химии.
УДК 658.512.23 (075)
И. Г. ПЕНДИКОВА
Омский государственный технический университет
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ БИОДИЗАЙНЛ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Настоящая статья посвящена одному из актуальных направлений в современном дизайне. Несмотря на то, что биодизайн является одним из константных направлений в формообразовании на протяжении всего XX в., его стилистические особенности и этапы эволюции еще не были систематизированы должным образом. Задача автора настоящей статьи состояла в том, чтобы наметить основные направления и пункты такой систематизации.
Довольно долгое время само понятие «дизайн» ассоциировалось с сугубо рационалистическим стилем, созданным мастерами Баухаса и русскими конструктивистами. Как «дизайнерские» воспринимались вещи строгой и даже стерильной геометрической чистоты, формы и цвета и выполненные из сочетаний стали, стекла, камня. История дизайна как вида специализированной творческой деятельности насчитывает не многим более ста лет, но с момента его зарождения и по сей день можно проследить как одну из важнейших при проектировании не только предметов, но и архитектурных сооружений, тенденцию подражать главному дизайнеру бытия — природе, и воспроизводить в дизайн-проектах природные «биологические» формы. В области формообразования современные дизайн и архитектура все чаще меняют четкие вертикали и горизонтали на мягкие, текучие, округлые линии и силуэты. Несмотря на то, что биодизайн является одним из константных направлений в формообразовании на протяжении всего XX в. и в начале нового тысячелетия, его стилистические особенности и этапы эволюции еще не были систематизированы должным образом. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы наметить основные направления и пункты такой систематизации.
Термин «биодизайн» постоянно встречается в статьях и публикациях, касающихся как истории дизайна, так и его настоящего. Содержание этого тер-
мина является достаточно широким, так как каждый автор в зависимости от преследуемой цели и поставленной задачи вкладываете него собственный смысл. В наиболее узком понимании, «биодизайн» — это направление в дизайне, начало формирования которого относится к 1960-м гг., когда в моду вошли идеи необходимости синтеза достигшей относительно высокого уровня техники и биологических форм. Эта мысль возникла, по-видимому, из-за того, что в ту эпоху креативные возможности человеческого интеллекта переживали определенный кризис, поэтому природа в очередной раз была интерпретирована как неистощимый источник творческих идей. Но, в связи с особенностями постмодернистской культуры, становление которой также приходится на конец 1960-х — 1970-е гг., биодизайн так и не стал имеющим какие-то четкие рамки и целенаправленную программу направлением, поскольку постмодернистская культура изначально предполагает смешение и плюрализм самых разнообразных форм и тенденций, совокупность которых, иногда в невообразимой комбинации, образует продукт постмодернистского дизайна. Биодизайну время от времени отдают дань практически все современные дизайнеры, но каждый из них интерпретирует биологические формы в собственной манере. Одновременно совершенно очевидным является тот факт, что биологические формы выступали прототипами художественных
Самые лучшие сорта томатов
По отзывам садоводов из разных регионов нашей страны самыми вкусными признаны такие сорта помидоров:
Из зеленых — Малахитовая шкатулка.
Куст этого томата высокий, более 1,5 м, выращивается в один стебель. По срокам созревания Малахитовая шкатулка относится к среднеранним томатам. Плоды 200-300 г, с тонкой кожицей, которая при необходимости легко снимается. Цвет зрелых помидоров зеленый с желтоватым оттенком. Вкус бесподобный. К недостаткам этого сорта можно отнести ухудшение вкусовых качеств при перезревании (становится водянистым) и непригодность к транспортировке. Сажать такие помидоры можно посоветовать и тем, у кого в садах часты кражи — цвет Малахитовой шкатулки вводит в заблуждение о зрелости плодов. Зеленоплодные сорта помидоров — отличный заменитель красных аналогов для людей, склонных к аллергии на них. Томаты Малахитовая шкатулка можно выращивать как в теплице, так и в открытом грунте.
Из красных и розовых — Розовый мед, Безразмерный, Бычье сердце, Трюфели, Чудо земли, Яблочный липецкий.
Сорт Розовый мед — один из самых вкусных помидоров. Имеет очень крупные сердцевидные, сладкие и мясистые плоды розового цвета. Томаты на первой кисти могут иметь вес до полутора килограмм. В теплице высота куста обычно больше метра, в открытом грунте — 60-70 см. Сорт детерминантный, среднеспелый. Устойчив к болезням, перепадам температуры и влажности. Выращивается обычно в два стебля.
Бычье сердце — этот сорт томатов уже стал классическим, начинающие огородники с него обычно начинают. В принципе он подходит и для открытого грунта, но полностью свой потенциал сорт раскрывает в тепличных укрытиях. Существуют разные подвиды Бычьего сердца — сорта с красными, черными и желтыми плодами, очень крупными и мясистыми в среднем 300 г. Из-за высокой урожайности необходимое условие выращивания — непременно нужно подвязывать кусты, иначе они не выдерживают веса плодов и ломаются или падают. Помидоры сочные и имеют безупречный вкус — сладкий, с небольшой кислинкой, они великолепно подходят для салатов и соков, очень хороши и в маринованном виде.
Чудо Земли — сорт розовых томатов практически без недостатков и по праву занимает первое место в нашем рейтинге. Это очень сладкие помидоры с великолепной урожайностью — до 4 кг с куста. Это раннеспелый высокорослый сорт, кусты вырастают до двух метров, поэтому их лучше высаживать в теплицах, хотя он подходит и для открытого грунта. Плоды у этого сорта действительно чудесные не только на вкус: сердцевидные, вытянутые, очень крупные — в среднем по 500 г, а при должном нормировании вырастают и вовсе более килограмма! Кроме того, плоды не имеют зеленых пятен около плодоножки, не растрескиваются, транспортабельны, что делает этот сорт подходящим для выращивания на продажу. Ко всем своим достоинствам сорт еще обладает высокой засухоустойчивостью, он адаптивен к перепадам погоды. Что тут сказать… с названием селекционеры не ошиблись, помидор — действительно чудо!
Яблочный Липецкий
Плоды красные, округлые. Некоторые слегка овальные, а некоторые с намёком на носик, но не все. Мякоть красная, нежная, сладкая, очень хорошая, гармоничная. Индетерминантный, высотой 1.5м. Средне-мощный, хорошо облиствлённый. Среднеспелый, с продолжительной отдачей урожая. Масса плодов от 200 до 400 грамм.
Из желтых — хорошие сорта томатов Медовый король, Апельсин, Хурма.
Хурма — среднерослый детерминантный сорт, в открытом грунте вырастает до 70-80 см, а в теплицах — до полутора метров. Это желтый томат с плоскими округлыми крупными плодами, в среднем — 350-300 г, а самые большие плоды весят более 500 г. На вкус помидоры сладкие и ароматные, при перезревании появляется пикантная кислинка, очень хороши в салатах, соках и соусах. Отличительной особенностью является повышенное содержание в плодах бета-каротина и пониженное — органических кислот, поэтому плоды Хурмы применяют и как диетическое питание. Также Хурма выделяется длительным сроком плодоношения — 4-5 месяцев, до самых заморозков, а также тем, что не теряют своих вкусовых качеств, если их собрать недозрелыми. А учитывая высокую урожайность сорта — около 6 кг с 1 кв.м. — Хурму можно рекомендовать как для личного, так и для коммерческого выращивания.
Куст томата Апельсин достигает высоты полтора метра, сорт это полудетерминантрный. Выращивается в 1-2 стебля, причем как в теплицах, так и в открытом грунте. Ярко-оранжевые мясистые плоды могут быть весом от 200 до 400 г. Годятся они для консервирования и приготовления заготовок.
Медовый король. Самый сахарный. Великолепный гибрид с плодами аппетитной розово-красной окраски. Плоды товарного вида: округлые, выровненные, массой 180-220 грамм каждый. Мякоть сочная, сахаристая, по сладости не уступает самым сладким томатам-черри. Растение индетерминантное, подходит для выращивания в теплицах и в открытом грунте как коловая культура.
Из черных томатов славится — Маризол фиолетовый и Сиреневое озеро.
Плоды у этих помидоров очень схожи — плоскоокруглые, фиолетовые с розовой мякотью, мясистые, очень сладкие, массой 400-500 г.
Из томатов черри — хороши Медовая капля и Финик желтый, Черри Ира и Медовая конфетка.
Черри Ира и Медовой конфетке. Первые я отнесла бы к коктельным томатам. Всегда урожай гарантирован, в салаты добавляю, в консервированном виде вообще хороши, помидорка плотная. . На вкус с легкой кислинкой и характерным томатным ароматом . Вторые очень сладкие. . Эти два сорта буду всегда в теплице выращивать. . На следующий год снова попробую новый черрик. А вдруг еще что-то стоящее попадется. .
Куст томата Медовая капля высокорослый, в теплице может быть выше двух метров, в открытом грунте — до полутора метров. Обычно выращивается в два стебля. Расстояние между кустами должно быть порядочным, так как куст с крупными листьями и большими гроздьями томатов (12-15 шт на одной веточке) — необходимо много места. Вес каждой помидорки 10-15 г, на вкус очень сладкие.
А какие томаты вам удались в этом году? Какие сорта отличились урожайностью или бесподобным вкусом? Поделитесь пожалуйста опытом, ведь среди нас есть только начинающие садоводы, которым только предстоит окунуться с головой в выбор семян, выращивание рассады и прочие приятные хлопоты.
***************************************
ТАК ЖЕ СМОТРИТЕ ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ https://www.ok.ru/kopilkadac/topics/1456755624
***************************************