От Пасхи до праздника Святой Троицы (50 дней)
• Молитва «Царю Небесный, Утешителю» не читается.
• Отменяются земные поклоны.
Кроме того:
На Светлой седмице (7 дней от Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно)
• Вместо вечерних и утренних молитв (молитвенного правила) поются или читаются Часы Пасхи.
Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.
• Каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю заменяются каноном Пасхи.
В «Правиле ко св Святому Причащению» (М., 1893) говорится: Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются.
От Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней)
• Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Далее читается «Трисвятое».
• Молитва «Достойно есть» заменяется на:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
С праздника Вознесения Господня до Дня Святой Троицы (10 дней)
• Все молитвословия начинаются с «Трисвятого». Тропарь Пасхи не читается.
• Молитва «Достойно есть» снова начинает читаться (не читалась 40-к предыдущих дней).
***
Содержание
Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)
1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5).
2) На всено́щном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).
3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.
4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…».
- Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.
5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени1: на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1-м, 6-м часах2 и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…».
- Примечание. Помимо данной, наиболее распространенной практики, существуют еще следующие традиции, касающиеся исполнения тропаря Пасхи на службах суточного круга в послепасхальный период. По одной из них, на 1-м, 6-м часах и вечерне3 тропарь Пасхи не отменяет текст «Приидите, поклонимся…», а предваряет его. По другой традиции, «Христос воскресе…» не произносится в начале присоединяемых служб (напр., вечерни, 1-го4 и 6-го часов), на них читается только «Приидите, поклонимся…».
6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Ви́дехом Свет Истинный…». Входное: «Прииди́те, поклони́мся… воскресый из мертвых…».
7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».
8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.
9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.
10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.
11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).
12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.
13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).
14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.
15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.
16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».
17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».
18) Причастен Пасхи «Тело Христово приими́те…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.
19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.
1 В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «а́бие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения».
2 См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея К. Никольского «Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19.
3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694.
4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе…» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся…» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).
«Ангел вопияше Благодатней:
Чистая Дево, радуйся,
и паки реку, радуйся:
Твой Сын воскресе
тридневен от гроба,
и мертвыя воздвигнувый;
людие веселитеся!»
Радость праздника Светлого Воскресения Христова, предвкушаемая в большей или меньшей мере каждым из нас ещё задолго до наступления его, в самый день Святой Пасхи столь сильно овладевает всем существом нашим и так живо заставляет чувствовать сердце наше, что мы, по-видимому, совершенно перестали на это время жить другими силами своей души. Присутствуя за пасхальной утреней в празднично убранном храме, видя священнослужащих, одетых в блестящие дорогие одежды, и ликующий народ вокруг себя, мы слышим слова торжественных священных песнопений и, в то же время, как бы не слушаем их. Чувство, охватывающее нас при этом, столь сильно и приятно, что мы думаем только о том, как бы продлить или чем-либо не нарушить его. Рассудок наш на время отказывается от своих законных прав и уступает место одной чистой, неподдельной радости: уж такова сила живых непосредственных впечатлений, которыми, начиная с раннего детства, дарит нас каждый раз «сей нареченный и святый День…». И по мере того, как проходят Святые дни Пасхальной седмицы, тихая грусть прокрадывается в сердце верующего; ему жаль своего прошлого, единственного в своём роде, высокого наслаждения: ему хотелось бы даже вернуть самый праздник. Он невольно начинает воспроизводить недослушанную им в своё время пасхальную службу, припоминает в отдельности её священные песнопения и старается проникнуть в их внутренний смысл. Умолкший на время рассудок в нём просыпается и стремится возвести пережитое чувство Живоносного Воскресения Христова на степень вполне сознательного и трезвого понимания.
Далеко не всем и не всё из пасхального богослужения становится при этом ясным и понятным. Кто из православных наизусть не знает, например, припева к девятой песни Пасхального канона, «Ангел вопияше Благодатней?» Кто из нас вслед за священнослужащими не поёт его если не устами вполголоса, то сердцем? А между тем всякий ли в состоянии уразуметь и правильно истолковать сокровенный смысл его? Никто, без сомнения, не затруднится сказать, что в первой половине припева песнотворец ведёт речь о Благовещении и имеет в виду слова: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28), которыми приветствовал Пресвятую Деву Марию небесный Вестник, посланный возвестить Ей тайну воплощения от Неё Сына Божия. Но о чём говорится далее в итересующей нас песни? Ввиду грамматической связи второй половины припева с первой (и паки реку), весьма легко подумать, что и далее воспроизводится приветствие того же Архангела Гавриила, но только обращённое к Богоматери уже во утрие дня Воскресения Христова. Так и думают, не говоря о людях простых, некнижных, весьма многие учёные и даже авторитетные лица. Раскрывая мысль о том, что Ангелу, а не кому-либо другому повелено было сообщить Богоматери первую радостную весть о восстании Сына Её из Гроба, последние ссылаются именно на слова разбираемого нами припева девятой песни Пасхального канона. Ссылка эта нам представляется делом недоразумения, но мысль, ею подтверждаемая, согласна с благочестивым, освящённым веками преданием.
Нигде в Священном Писании не говорится о явлении Ангела Пресвятой Богородице с вестью о Воскресении Христовом; нет в нём упоминания и о тех, чтобы Богоматерь прежде всех видела воскресшего Сына Своего. А между тем, кому другому могла принадлежать преимущественная радость о Воскресении Господа, как не Той, Которая достойнее всех могла принять её? Матерь Божия ближе всех из земнородных была к Иисусу Христу, и сердце Её более других поражено было невыразимой скорбью при виде страданий и смерти Господа. Видя с Креста муки Своей Матери, Господь, в нежной сыновней заботливости о Ней, в предсмертные минуты поручил Её попечениям Своего возлюбленного ученика. Возможно ли допустить, чтобы этот необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней в то время, когда настал час славы Его, когда Он явился на земле Победителем смерти и ада? Возможно ли подумать, чтобы Ему угодно было продлить страдания Той, от Которой Он принял плоть Свою, Которая Им жила и сердце Которой, пронзенное оружием при Распятии Сына и Господа, более всех нуждалось в утешении? Вот почему, при всём молчании Евангелистов, охотно соглашаешься со святым Григорием Паламой, что Богоматерь прежде всех, как и надлежало тому быть, узнала от Архангела Гавриила о Воскресении Сына Своего, что Она первой из земнородных удостоилась не только лицезреть Воскресшего Спасителя и беседовать с Ним, но и прикоснуться к пречистым стопам Его. В Иерусалимском храме Воскресения, неподалеку от Гроба Господня, до сих пор показывают место явления Воскресшего Своей Матери, а Святая Церковь неоднократно возвращается к этому событию в своих пасхальных песнопениях: «воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Бого-благодатная. Чистая; и еже радуйся первее, яко всех радости Вина, восприял еси, Богомати Всенепорочная… Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй…» — в этих и подобных выражениях вспоминает она явление воскресшего Спасителя Богоматери. Всё это, конечно, так, предание о явлении Ангела с благовестием о Воскресении и Самого Воскресшего Богоматери, освещённое веками, должно иметь в основании своём несомненное событие.
Но, однако, не это событие разумел песнотворец во второй половине припева к девятой песни Пасхального канона. Не к Ангелу, благовествовавшему Богородице о Воскресении Христовом, относил он слова: «и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе три дневен от гроба, и мертвыя воздвигнувши, людие, веселитеся». Он говорил их от своего лица. Слагателю и певцу этих слов вполне естественно было призывать Богоматерь, а вслед за Нею и всех людей — всю Церковь к Духовной радости и веселию, но у Ангела, возвещавшего Богоматери о восстании Сына Её из Гроба, глубокою ночью или же ранним утром, при Гробе Воскресшего, не было видимого повода прибавлять к своему благовестию слова, «людие, веселитеся», ибо некого было приглашать к веселью при скорбящей Богоматери.
Итак, внутренний смысл рассматриваемого припева, как он излагается в славянских богослужебных книгах и поётся нами теперь, должен быть следующий:
Ангел (в минуты Благовещения) взывал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И я (Творец песни) снова скажу, радуйся: Твой Сын воскрес тридневный из Гроба, воскресивши и мёртвых, веселитесь, люди!
Что именно таков подлинный смысл, говорят отчасти и другие припевы к той же девятой песни Пасхального канона. Например: «Радуйся, Дево, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Как в этих словах песнотворец ведёт речь к Богоматери от своего лица, так он поступил и во второй половине припева: «Ангел вопияше Благодатней…».
А. П. Голубцов
Господь, сотворивший небо и землю за 6 дней, провозгласил седьмой день днем покоя. Иисус, воскресший в воскресенье, сделал этот день святым и свободным от суеты, для поклонения, молитв, посещения храмовых богослужений.
Молитвы, читаемые в воскресенье — воззвания к Создателю и святым, в которых живет надежда на Божью благодать, помощь и ведение в будущие дни. День покоя и свободы от суеты является временем моления о даровании помощи Всевышнего на наступающий новый день, неделю, год.
Правила чтения молитв в воскресенье утром
Православная Церковь не устанавливает жестких требований к воскресным молитвенным текстам и правилам поведения при этом. Приходит святое воскресенье, молитва открывает двери благодати и Божьей помощи.
Воскресная молитва является способом спасения человеческой души
Молитвенное правило читается ежедневно, воцерковленные христиане каждое воскресенье посещают богослужения, слушая там проповеди.
Утренние молитвы в воскресенье можно читать и дома, если нет возможности пойти в церковь. Вездесущий Творец слышит и видит сердце человека всегда и везде.
Читайте о молитвенных правилах:
- Молитвенное правило Серафима Саровского
- Утренние и вечерние молитвы
- Вечерняя молитва на сон грядущий
Выходной воскресный день является временем особых искушений, молитва в этот день направлена на избавление от страстей нечистых, цена которых очень велика. Основной воскресной молитвой является «Да воскреснет Бог», известная под еще одним названием «Молитва Честному Кресту Господню».
Основная молитва воскресенья
Христиане, практикующие регулярное чтение воскресного воззвания к Господу, утверждают, что чтение ее на старославянском языке дарует особые ощущения святости и приближения к Творцу.
Не каждый человек владеет умением чтения на старославянском языке, поэтому осознание каждого слова священного текста на русском также дарует особые ощущения благодати и крепкой веры в помощь Господню.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да прийдет Царствие Твое, да будет воля Твоя, Яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Даждь мне Господи по благости Твоей, мир и здоровье и яви Свою милость мне, Твоему созданию, чрез посредство всеблаженной Девы Марии, Твоих апостолов: Петра, Павла, и Андрея, и всех святых. Дай мне, Твоему созданию, мир и здоровье на всю жизнь и дабы я с помощью Твоего милосердия никогда не сделался бы рабом греха, а также не познал бы страху и не пришел бы в смятение, во имя Иисуса Христа, Сына Своего, нашего Господа, Который, будучи Богом, живет и царствует в единении с Святым Духом во веки веков! Да будет так! Да будет мир Господа всегда со мною! Да будет так! Да прибудет мир небесный, который ты Господи, дал Своим ученикам, всегда твердо в сердце моем, и да пребудешь Ты всегда между мною и моими видимыми и невидимыми врагами. Да будет так! Да пребудет мир Господа, Его лик, Его тело, Его кровь во мне в помощь, утешит и охранит меня, Твое создание ( имя ), как для души, так и для тела. Да будет так! Агнец Господень, который удостоил родиться от Девы Марии, Который , будучи на кресте, омыл мир от его грехов — сжалься над моей душой и моим телом. Христос, Агнец Божий, закланный для спасения мира, смилуйся над моей душой и моим телом. Агнец Божий, чрез Которого спасены все верующие, даруй мне Твой мир и да пребудет он всегда, как в этой жизни, так и в будущей. Да будет так! Аминь. Важно! «Да воскреснет Бог!» — не просто слова, а утверждения с верой о защите от врагов и болезней под покровом Творца.
Здесь же звучит хвала Всевышнему Богу, прославляется неоценимая жертва Иисуса Христа, который пошел на крест за твои и мои грехи, чтобы даровать открытые Небеса тем, кто признает Его Спасителем.
Молитвенники верят не только в помощь на земле, но и на небе. Победивший дьявола Христос даровал всем живущим на земле надежду на спасение при условии праведного образа жизни.
Цель воскресной молитвы — упросить Господа оказать защиту от искушений
Животворящий крест нельзя сравнивать с мертвым идолопоклонством, ибо воскресший Спаситель дарует вечную жизнь, и воскресная молитва является защитной.
Читайте о Кресте:
- Молитва «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»
- Что означает православный крест
- Православный крест на могилу
Кратко воскресное воззвание звучит так: «Поставь ограду Свою, Господи, и силой Честного и Животворящего Креста твоего сохрани нас от всякого зла».
Воскресная молитва к архангелу Варахиилу
Архангел Варахиил является ангелом — хранителем последнего дня недели, о нем мало известно в христианском мире. Первые упоминания о воскресном ангеле были найдены в Иудейских книгах, которые отнесены к неканоническим изданиям, апокрифам, написанным во время до новой эры.
Первое признание Архангел Варахиил получил в католицизме во второй половине второго тысячелетия, с того времени христиане молятся покровителю воскресенья, прося о совершении благих дней.
О, великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоле принося благословение Божие в домы верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многия лета, да единодушно славим Бога Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Варахиил является покровителем семейного счастья, розы на его груди — вознаграждение за труды. Особую благодать от воскресного ангела-хранителя получают христиане, помогающие бедным и нищим, раздающие пожертвования.
Воскресенье заканчивается вечерней молитвой архангелу Михаилу, покровителю понедельника.
Молитва Богородице, читаемая в воскресенье