«Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии».
Это цитата из книги русского писателя и путешественника Андрея Николаевича Муравьёва. Книга-размышление «Русская Фиваида на Севере» (1855г.) стала результатом путешествия-паломничества Муравьева по Вологодским и Белозерским святым местам. Фиваида – это древнеегипетская область, известная местом поселения раннехристианских монахов-отшельников. С легкой руки писателя поэтическое название «Северная Фиваида» закрепилось за северными русскими землями, окружающими Вологду и Белозерск. Древние монастыри и нетронутая природа севера – вот что представляем мы, когда слышим или употребляем в обиходе термин «Северная Фиваида».
На живописном берегу залива Ораванселькя Ладожского озера в окружении великолепной природы в наши дни создается зримый образ Северной Фиваиды.
Идея создания на берегах Ладоги духовно-просветительского комплекса «Северная Фиваида» принадлежит нескольким энтузиастам. Идейный вдохновитель и автор проекта — историк Алексей Лаушкин. Дмитрий Лебедев, который стал руководителем проекта, путешествовал по ладожскому побережью еще в молодые годы, тогда и влюбился в эти места, со временем захотел перебраться сюда жить. В реализации проекта приняли участие реставратор Сергей Волов (участвовал в строительстве усадьбы «Богословка» под Санкт-Петербургом), специалист по деревянному зодчеству Михаил Мильчик (Санкт-Петербург) и другие.
Проект осуществляется по благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила при духовном попечении настоятеля храма Вознесения Господня города Питкяранта протоиерея Олега Вилко. Строительство ведется на частные пожертвования.
По словам Алексея Лаушкина, идея проекта возникла спонтанно. Началось все в 2009 году, когда на горе был возведен храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.
По предложению Сергея Волова храм был выполнен как точная копия церкви Воскрешения праведного Лазаря из Муромского монастыря, который располагается на берегу Онежского озера. Деревянная церковь принадлежит к числу древнейших сохранившихся деревянных построек в России. Храм Муромского монастыря был срублен, по одной версии, в конце XIV века, по другой – во второй половине XVI века по образу более древней одноименной церкви, стоявшей на том же месте. Церковь представляет собой типичный образец небольшого монастырского храма. Именно с подобных деревянных церквей начиналась история едва ли не всех русских обителей времен преподобного Сергия Радонежского и его учеников-последователей.
В целях сохранения Лазаревская церковь в 1959 году была перенесена с берега Онеги, где она простояла несколько столетий, на остров Кижи. Находится на территории островного музея-заповедника она по сей день.
После возведения храма идея проекта получила конкретику. Специалист по деревянному зодчеству Михаил Мильчик предложил возводить не абстрактные архитектурные объекты, а копии древних часовен, которые не дожили до наших дней. Таким образом создатели проекта решили рассказать о русском монашестве, интересном явлении в нашей русской истории.
Предполагается, что всего в «Северной Фиваиде» будет возведено девять церквей и часовен. На данный момент (сентябрь 2019 г.) кроме храма преподобных Сергия и Германа Валаамских на холме в еловом лесу построено три.
Часовня преподобного Александра Свирского построена как копия старинной и уже утраченной часовни из Медвежьегорского района (2011г.) Главное украшение здания – открытая паперть на резных столбах. Такие небольшие часовни нередко ставили у дорог, чтобы путники могли помолиться в пути.
Часовня преподобного Сергия Радонежского (2012-2013г.г.) представляет собой копию Преображенской часовни из деревни Глебово Мошенского района Новгородской области.
Деревенские мастера, возводившие Глебовскую часовню (ее создание датируется серединой XIX в.), сделали ее восьмигранной с широким круговым гульбищем-галереей на столбах и увенчали двойной главкой необычной формы.
В советское время деревенская часовня была закрыта и превращена в склад. В 2013 году остатки сруба без кровли и отдельных резных деталей были перевезены для сохранения и реставрации в Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы».
Часовня преподобного Арсения Коневского является копией часовни святого Василия Великого из заонежской деревни Горы.
Часовня в своем архитектурном исполнении проста и лаконична. Это четырехугольная клеть, покрытая двускатной кровлей и украшенная высоким крыльцом.
Деревянные строения надежно скрыты от любопытных глаз среди еловых великанов. Вокруг – огромные валуны, поросшие мхом, заросли кустарника и папоротника, северные цветы, вспыхивающие яркими пятнами среди сочной зелени.
Здесь тихо. Лишь плеск волн да звуки леса нарушают здешнюю тишину. В каждую из часовен можно зайти, включить свет, постоять в тишине, помолиться… Здесь все устроено на человеческом доверии. В часовнях есть свечи, можно оставить при желании пожертвования.
Рядом – удивительной красоты берег уединенного залива Ладожского озера.
Возле причала расположилась небольшая часовня-купальня, которая отлично вписалась в прибрежный пейзаж.
Не всегда удается сохранить древние деревянные храмы. Время, пожары, а порой и наше равнодушие делают свое черное дело. Духовно-просветительский проект «Северная Фиваида» не спасает древние храмы, но дает возможность сохранить для последующих поколений образы старинных церквей Русского Севера.
Духовно-просветительский проект «Северная Фиваида»
Карелия, Питкярантский район, Харлуское сельское поселение, деревня Рауталахти
Свято-Ильинский Водлозерский погост – памятник деревянного культового зодчества в Карелии, мужской православный монастырь, расположенный на территории Водлозерского Национального парка на острове Ильинский (ранее Малый Колгостров). Добраться к погосту можно только по воде.
Предания утверждают, что Ильинский погост вырос на месте более древнего святилища язычников, где местные племена совершали жертвоприношения. Существует иная версия, утверждающая, что погост был создан монахами, шедшими на Соловки, в XVI веке. Первые документы с упоминанием Водлозерского погоста относятся к концу XVI века.
Свято-Ильинский погост, по общепринятому мнению, украшает церковь Ильи Пророка, построенная на средства прихожан в 1798 году на месте обветшавшей шатровой церкви. Церковь строилась по проекту, разработанному квалифицированными архитекторами и утвержденному Олонецкой консисторией. В 1947 году архитектор А. В. Ополовников обмерял церковь и сделал вывод, что она строилась не единовременно, а по частям, в разное время. Самой древней частью постройки является четверик, к которому со временем были пристроены трапезная и колокольня. Изначально колокольня имела высокое шатровое завершение. В XIX-XX вв. храм был обновлен, с колокольни шатер сняли. Вместо него на постройку был водружен приплюснутый полукупол со шпилем. Тогда же колокольня была обшита тесом. Срубы церкви и трапезной также были покрыты обшивкой, за счет чего слились в единую массу все элементы декора здания, были уничтожены висячий переход, соединяющий сени и колокольню, два крыльца. Также был обновлен интерьер: тябловый обветшавший иконостас был заменен на новый, созданный по последним тенденциям и представляющий собой эклектичное произведение второй половины XIX столетия.
Еще одна особенность Свято-Ильинского погоста – это сложенная из бревен ограда. Такая ограда придает церковному зданию сходство со старинной крепостью и является характерной чертой культовых сооружений той эпохи. В ограде были обустроены лавки, где купцы и крестьяне торговали в дни праздников и ярмарки. Торговля была прибыльной, что можно понять из того, что на соседнем Колгострове были построены специальные складские помещения.
В 1930-е годы Свято-Ильинский Водлозерский погост опустел и растерял прихожан и священников. Только через 60 лет, в 1991 году началось его возрождение. В 2007 году на погосте был создан мужской монастырь.
Подобно умению шмеля летать, появление этой пустыни антинаучно. Но, как и в первом случае, в природе это явление существует. Самая северная пустыня мира называется Чарские пески и находится в России, в Забайкальском крае.
Кварцевые пески формируют цепи барханов, высота которых достигает 80 метров. Чарские пески окружены глухой тайгой, болотами, озёрами и двумя горными системами.
Среди горных хребтов, которыми ограничена пустыня, находится высшая точка Забайкалья — пик БАМ высотой 3070 км, а рядом протекает одна из крупнейших забайкальских рек – Калар.
Ближайший населённый пункт – пос. Новая Чара – находится в 9 километрах. От него до пустыни проще добираться зимой, чем летом, так как в холодное время года дорогой может служить лёд замёрзшей реки.
Добраться до Чарских Песков непросто, но несмотря на это сюда стремятся попасть и туристы, и местные жители, ведь 50 кв. километров песчаных барханов, окружённых заснеженными горными хребтами – нереально красивое зрелище, особенно зимой, когда изящные волны песка покрыты инеем. Как среди сибирских просторов появилась настоящая песчаная пустыня, неизвестно до сих пор.
Путешествуйте по всему миру по ценам ниже, чем на сайтах авиакомпаний и мета-поисковых систем. Мобильное приложение app.city.travel — лучший помощник в поиске и покупке авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы! City.Travel — путешествия по Вашим правилам!
Содержание
- Свято-Ильинская Водлозерская пустынь Мужской монастырь на территории крупнейшего в Европе национального парка «Водлозерский» Остров Малый Колгостров, озеро Водлозеро
- Про комфорт.
- Выпады и давление на Церковь и священников.
- Автомобиль, Орлик и 37 год.
- Новый храм, Ткачев, захожане.
- Георгий Победоносец и Иоанн Предтеча.
- Служба.
- Наука.
- Свято-Ильинская Водлозерская пустынь
Свято-Ильинская Водлозерская пустынь Мужской монастырь на территории крупнейшего в Европе национального парка «Водлозерский» Остров Малый Колгостров, озеро Водлозеро
Второй день на озере дул северный ветер. К волне и прыжкам на катере мы привыкли. Андрей Исаев, инспектор Национального парка «Водлозерский», умело вел наше судно к монастырскому острову с подветренной стороны.
На встречу к нам вышел знаменитый конь Орлик. Андрей сразу предупредил — Орлик идет проверить что привезли вкусного. Но, увы, наши рюкзаки загружены не едой, а фототехникой. Орлик обнюхал нас и когда понял, что мы не пахнем едой — потерял к нам интерес. В следующий раз исправимся.
Мы причалили с «задней стороны» острова. Здесь монашеская трапезная, теплицы, хозпостройки, небольшая банька.
До начала фоторепортажа мы пошли за благословением к игумену Киприану. Но в трапезной его не нашли.
По лесной тропинке дошли до самого Свято-Ильинского погоста. Наш проводник зашел в храм, но и там не увидел игумена. Сказал нам ждать. Ушел в соседний перелесок к монашеским кельям. Игумена он и там не нашел.
В это время мы с Костей Волковым, напарником по экспедиции, осмотрелись. И примерно составили план, что и как хотим сфотографировать. Небо пасмурное — это плохо. Сильный ветер, легкая изморось и отсутствие ярких цветов и контрастных теней. Суровая северная палитра.
Время ближе к 10 утра, воскресенье. Или служба уже прошла, или еще не началась… Устав местной обители нам не знаком.
Чуть позже мы вновь зашли в Ильинскую церковь и уже встретили там настоятеля — игумена Киприана.
— Фотографировать и кино снимать? Видел в окошко штатив среди ветвей. Снимайте. Только все сами и аккуратно — у нас сейчас служба начнется.
— У нас в том числе съемка с воздуха. Можно?
— Хорошо, такое здесь тоже видели. Вот как-то отец Федор, тот, который для вас Федор Конюхов, но он священник в звании иерея, посещал нас — у него огромный квадрокоптер. Фантастика. А еще с первого канала приезжали — тоже разную съемку делали. Снимайте.
Слово за слово и начался разговор. О быте, о жизни на острове.
Несколько запомнившихся моментов из беседы с отцом Киприаном «своими словами».
Про комфорт.
«Недавно у нас появилось постоянное электричество — солнечная батарея. До этого появился генератор, но его включали в крайнем случае. Теперь свет есть когда он нужен. Еще холодильник появился — вслед за электричеством. Первое время радость была удивительная, как в детстве. Открываешь дверь холодильника — а там свет горит. Недавно еще пароварка появилась. Комфорта все больше — подвижников все меньше. Вот такая загадка…»
Выпады и давление на Церковь и священников.
«Вы о том, что сейчас постоянно на священников много нападок? Тут все просто. Часто, чем самому становиться лучше, проще всех вокруг сделать хуже, хотя бы словами, хотя бы в своих глазах. Оправдать свои слабости и грехи, через принижение других людей.»
Автомобиль, Орлик и 37 год.
«Но и поводы и соблазны есть разные у всех. Вот есть у нас надежный, давно подаренный нам автомобиль на больших колесах — L200. Не так давно я был в командировке в Москве — там в качестве подарка монастырю, предложили поменять наш L200, на более комфортный автомобиль — Лендкрузер Прадо. Приехал домой в Куганаволок — а сосед через забор первое что сказал: «Быстрее бы 37 год…» Осмотрелся я, и решил, что доля правды в словах соседа есть. При первой возможности отогнал Тойоту обратно в Москву и забрал наш старенький Эль200. Вот так и получается — «Лучше пусть моя корова сдохнет, чем у соседа две будет»…
Святынь у нас тут по берегам много, а прихожан не очень, хотя и поселок крупный — 400 человек. Кому Отец Олег, священник Куганаволокского прихода не нравится, так как был директором Парка, кому Отец Киприан не по душе — у него у автомобиля большие колеса. Конечно, всем было бы радостней, что бы священник на лошадке в Пудож за припасами 100 километров ехал. Есть у нас конь Орлик. Можно на нем ехать. Только гарантии нет, что за месяц обернемся. Конь с характером. Может встать, сказать: «Устал я» и задержка выйдет на неопределенный срок.»
Новый храм, Ткачев, захожане.
«Вопросов как и за счет чего живут приходы у людей всегда много. У протоиерея Андрея Ткачева, есть статья где он вводит термин «Захожане». Удачно очень. Прихожане в современности, как правило, не могут содержать приход. И денег у людей нет и приходы маленькие. А значимые пожертвования поступают от тех, кто в храме бывает не регулярно, а по поводу, от случая. Либо по печалям, либо по радостям. Их Ткачев и назвал — «захожане», при этом подчеркнув, что именно за их счет на сегодня приходы получают значительную поддержку и возможности развиваться — где ремонтом, где строительством. Вот мы бы могли своими силами построить новый храм? Нет конечно. Кто-то приедет и поможет работой, деньгами, стройматериалами, молитвой. Сходите и посмотрите наш новый храм в честь Иоанна Предтечи. Там и святыня есть значимая — икона с ковчегом с частицей мощей Георгия Победоносца. Святыни наши — отдельная история.»
Георгий Победоносец и Иоанн Предтеча.
«Некоторое время назад в телефонном разговоре со знакомым дьяконом я посетовал, что к нам мало кто приезжает, так как кроме Свято-ильинской церкви у нас значимых святынь нет. Через несколько дней раздается звонок от одного священника, который никак не связан с тем, с которым я беседовал о скромности нашего монастыря. И этот священник сообщает нам, что хочет передать в нашу обитель частицу мощей Иоанна Предтечи. Вот таким неожиданным образом мы обрели первую настоящую святыню. Вот она у нас здесь в храме и висит — икона Иоанна с врезанным в нее ковчегом.
Прошло еще некоторое время и при содействии отца Федора Конюхова мы получили еще одну святыню — икону с ковчегом с частицей мощей Георгия Победоносца.
Вот такие чудеса.»
Служба.
Я вышел сделать несколько фотографий и раздался колокольный звон. Началась служба. Удивительная, без спешки, размеренная воскресная служба. С первыми молитвами за окошком прояснилось. Выглянуло солнце. Это будет заметно по фотографиям. Первая часть репортажа до службы — тяжелый свет. И после — яркие летние цвета.
На службе кроме меня было всего четыре человека. Три монаха — игумен Киприан, монах Мартирий и еще один послушник. Также женщина, что родом из соседней деревни, которая приехала на 1 день привести в порядок огороды и грядки. Мои два попутчика — Костя и Андрей в этот момент изучали остров.
В конце службы была проповедь. От толкования фрагмента Евангелия, что читалось в этот день, отец Киприан перешел к жизненным и близким примерам. И, как мне казалось, все слова в проповеди направлены ко мне, все было в точку и о насущном. Несколько фрагментов своими словами ниже.
«Тщеславие. Желание быть известным. Чтобы тобой восхищались. Чтобы твои достижения были признаны. Не могу представить, как можно прожить без тщеславия. Это не просто. Сам постоянно ловлю себя на этом. Но прекрасно понимаю, что если при жизни тебе сказали спасибо, тебя вознесли, то в вечности за это уже никто спасибо и не скажет. Все выдано здесь.
При этом всегда вспоминаю. Сильно изумил один случай в начале 90-х (91-92). Голодное время везде. Мне было тогда 30 лет. К монастырю ночью подъехала машина. К ферме. И выгрузила корову. Большую здоровую дойную корову. Человек привязал ее к воротам, сел в машину и уехал. И никто никогда не мог узнать — кто это был и почему так поступил. Меня очень сильно поразил этот случай. То, что жертвователю, не была нужна награда даже в виде добрых слов и похвалы. Вот она добродетель без тщеславия. Конечно не только этот подвиг и поступок ценен и важен. Но он показателен. Бывало что люди придут, пригласят приехать за картошкой, овощами. Мы конечно едем, принимаем, благодарим, молимся. Но до сих пор особо сильно удивляюсь значимости именно того ночного поступка.»
«От обиды один шаг до ненависти. Молись Господу за человека, на которого обижен.
У меня был момент, когда с одним священником были тяжелые отношения, причина была во мне, конечно, и обида была с моей стороны. И я молился за него во время пребывания в пустыни. И через много лет, когда я его встретил в городе — он показался мне настолько родным и близким, что я готов был обнять его как близкого и родного человека. Ни следа не осталось от прежних обид. Сердце отчистилось. Молись за того, на кого обижен, вот слова: «Спаси Господи и помилуй Раба Твоего _____, и его святыми молитвами помилуй меня грешнаго.» Не просто, не сразу, но результат будет.»
«Тому кто с родителями своими груб и невнимателен — от детей его может придти в несколько раз больше.»
«Зависть — не в радость Богу. Если у кого-то талант, голос хороший, значит он радует Господа. Дом хороший построил, семья крепкая — тоже радость Богу. Надо радоваться, а не завидовать. И радоваться за достижения других. И именно с позиции, что это радует Господа. И за богатых тоже, но это отдельная тема — кому много дано здесь, с него и спрос…»
Наука.
Свято-Ильинская Водлозерская пустынь
Свято-Ильинский погост — центр Водлозерья. И один из северных оплотов Православия. Без излишеств и богатства. Все скромно. Здесь не теряется главное — вера и служение Богу. Каждая минута на острове, каждая досочка и камушек — все посильно отдано немногочисленной братией православному служению.
Водлозеро — большое озеро расположенное к северу от Онежского озера. 65 километров плохой дороги и совсем другой мир. Здесь в деревне Куганаволок — офис Национального парка и берег от которого на лодке можно отправиться в монастырь.
Свято-Ильинский Водлозерский погост — расположился на острове, который иногда называют Монастырским или Ильинским, а исторически — Малый Колгостров. Добраться до него в теплое время года можно по воде, а зимой — по льду.
Самый старый храм — деревянная церковь Ильи Пророка, поставленная в 1798 году на месте ветхой шатровой церкви местными плотниками на средства прихожан. Основой при строительстве служил разработанный профессиональными архитекторами и утвержденный Олонецкой консисторией проект. Духовные власти не разрешили новую церковь строить по старому образцу, приказав старую церковь разобрать, а на ее месте заложить новую «в сходственность плана». По мнению архитектора А. В. Ополовникова (который впервые в 1947 году обследовал и обмерил церковь) церковь строилась в разное время. Ее самой древней частью является четверик, к которому позднее были пристроены трапезная и колокольня. Колокольня первоначально завершалась шатром, стремительно взмывающим ввысь.
На рубеже XIX—XX веков памятник был обновлен, колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый «полукумпол» со шпилем. Колокольня была обшита тёсом. Обшивка срубов церкви и трапезной слила в единую глухую массу все элементы здания; были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени, а также два крыльца. Обновлен был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым — «составленным согласно правил архитектуры». Новый иконостас, утвержденный Олонецкой строительной и дорожной комиссией, представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.
В 1930-е гг. растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел на 60 лет. И лишь в 1991 г. началось его возрождение. С 2006 г. на древнем Ильинском погосте образована Ильинская пустынь — мужской монастырь.
Церковь соединена в единую композицию с колокольней. Еще одна особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров.
Сегодня здесь много новых расписных икон, старые иконы, что удалось сохранить во времена СССР — в музеях страны. А новые иконы расписывали художники — Ирина и Юрий Грецкие. В том числе в 2012 году они расписали восстановленные потолочные иконы — небеса.
Храм Ильи Пророка двупрестольный: один престол освящен в честь Пророка Илии, второй — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Теплый зимний придел имени Василия Великого, который находится в притворе-трапезной, появился существенно позже основной церкви. Там в основном и проходят службы в холодное время года — здесь проще нагреть небольшое помещение.
Ходят легенды, что храм здесь возник на месте языческого святилища, но скорее всего обитель была создана в XVI веке монахами, которые шли этим путем к Белому морю — в сторону Соловецкого монастыря. Впервые сведения о Ильинском погосте встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского Митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 г.
В 2016 году трагически погиб на рыбалке знаменитый и любимый многими паломниками иеромонах Илия (зацепился пряжкой спасжилета за сеть и выпал в холодную воду). Илия рассказывал туристам и паломникам все что знал об острове и храме. И его слова сейчас можно часто встретить в Интернете:
«Это уже третий храм: первый сгорел через 40 лет, а второй простоял 100 лет, но обветшал, — рассказывает отец Илья. — Построили его очень быстро, за два летних месяца. Но материалы, конечно, заготовили заранее. Очень хорошие материалы — храму больше 200 лет, а повреждения пошли уже только в советское время, когда вокруг выросли деревья, на крышу стали падать листья и начался процесс ее гниения. Строили местные жители. Крыша была из доски, под доской лежал ковер, сшитый из бересты, — это все хорошо сохраняло храм. Еще остались фрагменты тех досок, которыми была покрыта крыша. Ну, и лес — очень хороший лес, сосна.
Храм перестраивался несколько раз, последняя серьезная реставрация была в конце XIX — начале XX века. Это было самое зажиточное время в Водлозерье. А так мужики уходили на заработки — то Питер строить, то лес сплавлять. В основном тут было все на женщинах — они и сети ставили, и сами всегда на веслах на лодках-водлозерках, и детей кормили-растили. На севере погост был центром жизнедеятельности человека. Новгородцы сюда привнесли православную веру, и потом люди из окрестных деревень на островах и на берегу — вокруг было 32 деревни — могли здесь собираться. Путь это был долгий: зимой на лошадях 10-15 км, летом на веслах, под парусом. На праздники либо в воскресный день здесь встречались родственники, друзья. И было не так, как сейчас — каждый занимается отдельно своим духовным состоянием: мы в храм пришли, свечку поставили, тихо помолились, я никого не трогаю — меня никто не трогай, и я ушел. А здесь такого не было: люди встречались, сразу не расходились, что-то с собой привозили, ели, здесь же торговали. На Илью Пророка была ярмарка — две недели торговали. Кто-то шил лодки, кто-то делал сани, кто-то корзины — в каждой деревне был какой-то мастер. Сюда привозили зерно, потому что здесь угодий немного, острова каменистые.
Народ жил довольно-таки бедно, но с Водлозерья никто уезжать не хотел. Периодически, несмотря на пожары, люди отстраивались, и то, что они смогли этот храм построить, говорит об их любви к этому краю. Сейчас, конечно, вокруг все пусто, и, может, логично, что здесь теперь монастырь. Храму этому повезло, потому что в советское время он проходил как колхозный склад, тут был сторож, поле, сеяли зерно, потом здесь были сенокосы. Сейчас елки кажутся большими, но этот лес молодой — ему всего лет сорок, на удобренных почвах он очень быстро пошел вверх. Кладбище осталось еще от старого храма. Здесь кость на кости, особенно весной видно — все в холмиках могильных. Все старались похоронить своих близких в ограде церковной — это такой важный объединяющий момент, потому что храм считался кораблем спасения, а у Бога все живы. И люди, приезжая в храм, могли выйти к родственникам на могилку, отслужить панихиду.
Наш основной праздник Ильи Пророка проходит в августе, здесь собирается до 200 человек, — продолжает рассказ иеромонах Илья. — Выступает ансамбль, поют на клиросе, потом мы буквально накрываем поляну, кормим людей, коптим рыбку — и дальше концерт. Очень душевно все проходит. Потом у нас идет праздник Успения Божьей матери. В августе нет мошки, нет комаров, озеро теплое — оно мелкое, прогревается до 30 градусов, и в сентябре еще можно купаться. Люди приезжают: «Как хорошо тут у вас!”. Потом осень, все свинцовое: и небо, и вода. Хотя здесь очень красиво в любое время, потому что такой простор — небо открывается. В городе неба не видишь — там некогда зазеваться, рот раскрыть, а здесь вот можно созерцать его в любое время. Особенно в марте очень красиво и в сентябре. Здесь много островов, много лиственных деревьев: красный, желтый, вода такого насыщенного цвета, голубое небо и лебеди. Очень много лебедей собирается в стаи. Я как-то в стае насчитал 62 лебедя — это просто что-то сказочное творится здесь».
Монашеские кельи расположены в перелеске в стороне от погоста. У каждого монаха своя избушка-келья. Общая поленница дров.
Здесь же в 2017 году окончательно достроен и обустроен новый храм в честь Иоанна Предтечи. Храм теплый и основательный. В зимнее время службы будут вестись здесь.
В новом храме Иоанна Предтечи хранится недавно обретенная святыня — икона и с ковчегом мощей Георгия Победоносца.
На соседнем острове Колгостров — основное хозяйство монастыря — гостевой дом для приезжающих на несколько дней и монашеские огороды.
Есть гостевая двухкомнатная келья и на острове рядом с монастырем. Но за все года возрождающейся обители — здесь редко бывало одновременно на длительное время более пяти человек. Суровый климат, отсутствие комфорта, мобильной связи и полное отрешение от мира — испытание только для самых сильных Духом.
Фото и текст, Илья Тимин, 2017.
По личным впечатлениям и историческим данным из Интернета.