«В глазах горит огонь», «огонь моей души», «сгорать в огне любви», «сжигает огонь страсти», «внутренний огонь» — как часто мы употребляем подобные выражения в обыденной жизни, даже не задумываясь о том, что используем один из самых сакральных из существующих в нашей культуре символов.
Этот символ не только один из древнейших в истории человечества, но и один из наиболее значимых для каждого из нас, по той простой причине, что на глубинном уровне сознания человека крепко-накрепко закреплена наша связь с природными стихиями, одной из которых и является Огонь.
Восточные трактаты наделяют стихию Огня следующими ключевыми понятиями: горячесть, резкость, живость, инстинктивность, настойчивость, сила, агрессия, насилие. Огню свойственно экспансивное стремление во внешний мир и агрессивное, воинственное самоутверждение. К этой стихии относят и мужество и уверенность в себе, а также некоторую переоценку своих сил.
Стихия Огня представляет собой действие, нередко стремление к чистому действию.
Один из мистических индийских текстов утверждает, что если человек научится концентрироваться на стихии Огня внутри себя, находящейся у пупа и имеющей треугольную форму и пламенно-красный, как божья коровка, цвет, то даже попав в огонь, он останется живым и не погибнет.
Отметим и то, что огонь является столь важным символов еще и потому, что овладение им было одним из величайших открытий в истории человечества, серьезнейшим переломным этапом. И это также нашло отражение в нашей генетической памяти и следовательно реакция на этот символ у всех у нас особо сильна, чем часто пользуются понимающие толк в символах рекламисты.
Во многих культурах огонь символизировал очищение. В частности именно таким представляли огонь древние славяне. Именно как обряд очищения рассматривались ими прыжки через костер на Ивана Купала.
Очищение внутренним огнем – одна из техник работы над своим духовным развитием в самых разных эзотерических традициях. Достигшие высокой степени управления своим внутренним огнем умели регулировать температуру своего тела. Известно, что в качестве испытания буддистским монахам в некоторых тибетских монастырях нужно было на морозе высушить своим телом несколько мокрых простыней.
В целом же три пламени в буддизме стимулируют и претворяют в жизнь кармические энергии: стремление к антипатии, различные страсти и ненависть. Буддисты считают, что если эти три огня задуть, то исчезнут все иллюзии.
Огонь является основной священной стихией и воплощением божественной справедливости для последователей зороастризма. Культ огня практикуется парсами – современными последователями зороастризма – и в наше время. В их храмах священный огонь никогда не угасает и все время поддерживается жрецом, при этом используется исключительно древесина сандала. В новые святилища огонь парсы переносят только из старых, а огонь домашнего очага не выносят за пределы дома. Каждое утро парсы возносят молитву огню и «жертвуют» ему древесину сандала. Известно также, что парсы отвергают кремацию, считая что это может осквернить священную стихию. А потому они сооружают так называемые башни молчания, куда выкладывают тела умерших, где их так сказать «утилизуют» грифы.
В большинстве культур огонь является символом торжества света и жизни над мраком и смертью. Огонь очага — это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Интересно и то, что на Востоке огонь символизирует богатство, поэтому в Китае, например, на Новый год не разрешалось отдавать огонь в другой дом.
Для многих культур священный огонь был источником власти, символизируя ее честь и достоинство. В таких странах армия, отправляясь в поход, всегда брала с собой священный огонь, который нес специальный огненосец.
Огонь является также символом символом религиозной страсти и горения. Например, пламя или пламенное сердце в руке является атрибутом святого Антония Падуанского, а язык пламени на лбу у каждого апостола символизирует сошествие Святого Духа. Библия повествует, что Моисею около горы Хорив было видение куста, который горел, но не сгорал, — неопалимая купина. Для средневековой Церкви горящий, но несгорающий куст стал символом Девы Марии, родившей Христа, но не потерявшей невинности.
Отметим и то, что в том же христианстве огонь может быть не только небесным, но и адским. Эта двойственная природа огня подмечена во многих традициях. Огонь одновременно может быть и символом созидания и символом разрушения. Огонь, кроме того, может быть и земным, и небесным, озаряющим путь человека, его жизнь.
Огонь — символ глубинный и глубокий, яркий и многообразный, в прямом смысле «полный огня».
6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Ленинграде был зажжeн первый в СССР Вечный огонь в память о павших в годы Великой Отечественной войны. Формально первым Вечным огнем в СССР можно считать зажженный 9 мая 1957 года в Тульской области, в поселке Первомайский. Однако тот огонь горел с перебоями, в отличие от ленинградского, который не гаснет по сей день.
Давняя традиция
Почитание огня уходит глубоко корнями в традиции индоевропейских народов. Огонь неразрывно связан с жизнью, теплом и светом, тем, что противостоит тьме. Эти представления нашли отражение в мифах индоевропейцев – достаточно вспомнить древнегреческий миф о Прометее, укравшем огонь с Олимпа для людей. В Древнем Риме весталки (жрицы-девственницы) хранили вечный огонь в храме богини Весты. Литовские жрецы постоянно следили за огнем перед идолом бога-громовержца и т. д.
Символ памяти
В новейшей истории Европы о традиции вечного огня впервые вспомнили во Франции. В Париже 11 ноября 1923 года был зажжен мемориальный огонь в память о павших на фронтах Первой мировой войны солдатах. Вскоре эту традицию переняли и некоторые другие европейские страны (например, Бельгия, Чехия). А вот увековечить при помощи мемориального огня память тех, чьи жизни унесла Вторая мировая война, первыми решились поляки – это произошло 8 мая 1946 года.
Возгорелось пламя
В Советском Союзе первый Вечный огонь, который не гаснет до сих пор, был зажжен в Ленинграде на Марсовом поле 6 ноября 1957 года. В дальнейшем его пламя послужило источником огня почти для всех военных мемориалов, открытых в память о павших в годы Великой Отечественной войны, на территории городов-героев и городов воинской славы СССР. Согласно переписи Вечных огней, проведенной в 2015 году, на территории России их находится 3600. При этом постоянно горят только 22 %, остальные зажигают на праздники и по случаю памятных событий Великой Отечественной войны.