Научно – практическая конференция.
Доклад по музыке на тему:
» И. С. Бах и современность»
Выполнила:
Ученик 7 В класса
МБОУ СОШ № 46
Познякович Дмитрий.
Руководитель:
Ибрагимова Н. В.
г. Хабаровск
Цель проекта:
Выяснить, влияет ли духовная музыка Иоганна Себастьяна Баха на возрождение духовности у современной молодёжи.
Задачи:
- Познакомить с творческой биографией композитора.
- Познакомить с духовной музыкой И. С. Баха.
- Исследовательская работа: «Отношение современных школьников к музыке И. С. Баха».
Актуальность проекта:
Не секрет, что в наш современный век происходит разложение морального облика молодёжи средствами массовой информации. Таким образом, остро встал вопрос о возрождении духовности у молодого поколения.
Эпиграф: «Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Жизненный и творческий путь композитора:
Родился Иоганн Бах 21 марта 1685 года в городе Эйзенах (Германия) в музыкальной семье. В 10 — летнем возрасте Иоганн остался без родителей, и его воспитанием занялся дядя, который учил племянника искусству игры на органе. Кроме того, мальчик имел очень красивый и чистый голос, поэтому его взяли в хор при церкви.
С 15 лет Бах начинает самостоятельно добывать средства к существованию. В течение жизни, часто переезжая из города в город, он работает то органистом, то придворным музыкантом, то руководителем небольшого оркестра, где приходится аккомпанировать и развлекать местную знать игрой на клавесине. Одно время Бах работает руководителем певческой школы при церкви.
В последние годы жизни Бах страдал болезнью глаз. Уже совсем ослепнув, он продолжает сочинять, диктуя свои произведения под запись. Великий композитор умер в 1750 году.
О музыке Иоганна Себастьяна Баха, почти не известной при его жизни, совсем забыли после его смерти. Это забвение длилось почти 100 лет. Только в 1829году под управлением композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение — «Страсти по Матфею». С этого момента музыканты всего мира начали исполнять его музыку, интерес к которой не только не угас до сих пор, но с каждым годом возрастает.
Духовная музыка в творчестве И. С. Баха.
Иоганн Себастьян Бах – автор более чем 1000 произведений, написанных в самых различных жанрах. Духовная музыка занимает особое место в творчестве композитора.
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения.
«Богослужение – это такой удивительный праздник жизни, на котором людям служит сам бог. Он дарит им свою любовь, свою радость, лечит душевные и телесные болячки, чтобы, выйдя из храма, мы могли понести его свет и тепло другим. Но душа человека не сразу может принять эти дары. И музыка призвана дать им нужный настрой. Чем глубже и искреннее она будет, тем легче человек раскроется навстречу Христу». (Бах – Моцарту)
Для И. С. Баха Христос – высшая ценность, основа бытия, морали, самой жизни. Будучи верующим человеком (протестантом), он посвятил себя и свой гений лучшему из кого – либо живших на свете, символу духовности и жертвенности – Иисусу Христу. Поэтому духовная музыка занимает особое место в творчестве композитора.
Современен ли Бах сегодня?
Шопенгауэр заметил, что все то, что претендует на современность, быстрее всего и устаревает.
А с другой стороны, те, кто просто живет в своем времени и соответствует ему, о том не заботясь, а стараясь проникнуть в суть жизни и законы души, оказываются современными всегда, вечно. Платон и Сократ, Моисей и Христос, Будда и Конфуций современны всегда, вечно свежи, как и Пушкин и Толстой, как Бах и Моцарт…
Исследовательская работа: «Отношение современных школьников к музыке И. С. Баха».
№ вопроса |
Классы, в которых проходило анкетирование: |
7 А |
7 Б |
7 В |
Всего учеников, которые ответили «да»: |
Приходилось ли вам слушать музыку И.С.Баха до знакомства на уроках музыки? |
|||||
Прослушиваете ли вы периодически музыку И. С. Баха дома? |
|||||
Как вы думаете, музыка И. С. Баха способствует возрождению духовности? |
|||||
Согласны ли вы с убеждением, что музыка И. С. Баха – навсегда! |
|||||
Всего учеников приняли участие в анкетировании: |
Среди семиклассников школы №46 проводился социологический опрос. Цель анкетирования состояла в том, чтобы выяснить отношение современных школьников к музыке И. С. Баха.
В ходе исследования выяснилось, что 50 % учеников слышали музыку Баха до знакомства с нею на уроках музыки, а 13 % опрошенных периодически слушают произведения великого композитора.
На вопрос, способствует ли музыка Баха возрождению духовности у современной молодёжи, 17 % семиклассников ответили утвердительно, 44 % школьников согласились с мнением, что музыка И. С. Баха останется современной всегда.
Практическая значимость проекта:
Формирование общечеловеческих ценностей и воспитание потребности духовно-нравственного роста у учащихся через духовную музыку И. С. Баха.
Вывод: Во все времена человек дышит, мыслит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если духовная музыка прошлых столетий не ушла в небытиё, а востребована и в наши дни, значит вопросы поиска Истины, Добра, Любви, Красоты, Веры остаются открытыми. И распахнута душа для сокровенного…
К 335-летию со дня рождения И.С.Баха.
Фрагменты из Мессы, Страстей, Кофейной и Крестьянской кантат, Пассакалия, Токката D-dur, хоральные прелюдии и многое другое.
Творец мировой музыкальной классики, Иоганн Бах был одним из последних великих композиторов эпохи барокко. Он принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему несколько поколений музыкантов. Громадно творческое наследие Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах: духовные сонаты, концерты, оратории, кантаты, прелюдии, концертные произведения для клавира. Произведения Баха отличаются единством всех элементов, строгой архитектоникой, огромным разнообразием приемов варьирования материала. Личность многогранно одаренная. Истинный лютеранин, но и ничто светское ему не было чуждо.
Исполнители:
заслуженная артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)
лауреат международных конкурсов Виктория Ребенко (сопрано)
Максим Булатов (баритон)
лауреат международных конкурсов Ольга Котлярова (орган, клавесин)
лауреат международных конкурсов Наталья Капустина (флейта)
лауреат международных конкурсов Владимир Вирок-Столетов (виолончель)
Ансамбль солистов «Рождество»
художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Концерт ведет заслуженный работник культуры России Лариса Воронцовская
Многие великие музыканты, поэты, музыкальные критики восхищались гением И. С. Баха, о чем свидетельствуют дошедшие до нас исторические факты и документы. В статье собраны некоторые подобные высказывания о немецком композиторе и его творчестве.
Содержание
- Фридрих Вильгельм Марпург о Бахе:
- Александр Николаевич Серов о Бахе:
- Иоганнес Брамс о Бахе:
- Иоганн Вольфганг фон Гёте о Бахе:
- Борис Владимирович Асафьев о Бахе:
- «Балакиревцы» о Бахе:
- Николай Андреевич Римский-Корсаков о Бахе:
- Пьетро Масканьи о Бахе:
- Роберт Шуман о Бахе:
- Вольфганг Амадей Моцарт о Бахе:
- Людвиг ван Бетховен о Бахе:
- Бах о себе:
Фридрих Вильгельм Марпург о Бахе:
«И. С. Бах прибыл в Дрезден и был, с согласия короля, так, что Маршан не знал об этом, допущен слушателем на ближайший концерт при дворе. Когда в числе других на этом концерте выступил Маршан с французской песенкой и ему очень долго аплодировали за его чистое и пламенное исполнение и за искусные вариации, то затем стоявший возле него Бах был приглашен попробовать клавир. Он принял приглашение, прелюдировал кратко, но мастерски и, прежде, нежели это могли ожидать, повторил песенку, сыгранную Маршаном, и варьировал ее с новым искусством еще никогда не слыханным способом дюжину раз. Маршан, который до сих пор не уступал ни одному органисту, должен был, без сомнения, признать превосходство теперешнего своего супротивника. Ибо, когда Бах позволил себе оного на дружеское состязание на органе пригласить и под конец представил ему тему, набросанную карандашом на листочке бумаги, для обработки ее без подготовки, попросив у него тему и для себя, то г-н Маршан на избранном поле сражения не показался и за более полезное счел с экстра-почтой из Дрездена удалиться».
Александр Николаевич Серов о Бахе:
«Было время, что на музыку Себастьяна Баха весь музыкальный свет взирал как на школьный педантский хлам, на старьё, которое иногда, как, например, в «Clavecin bien temp?r?», годится для упражнения пальцев, наравне с этюдами Мошелеса и экзерсисами Черни. Со времени Мендельсона вкус склонился опять к Баху, даже гораздо более, чем в то время, когда он сам жил, — и теперь еще есть «директоры консерваторий», которые, во время консервативности, не стыдятся учить своих питомцев играть фуги Баха без выразительности, т.е. как «экзерсисы», как пальцеломные упражнения… Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить не из-под ферулы с указкой в руках, а с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно – творения великого Баха».
«…Полифональный стиль наравне с способностью к гармонии требует в композиторе великого мелодического таланта. Одной гармонией, то есть ловким сцеплением аккордов, тут невозможно отделаться. Надо, чтобы каждый голос шел самостоятельно и был интересен в своем мелодическом ходе. И вот с этой-то стороны, необыкновенно редкой в области музыкального творчества, нет художника не только равного Иоганну Себастьяну Баху, но даже сколько-нибудь подходящего к его мелодическому богатству. Если понимать слово «мелодия» не в смысле посетителей итальянской оперы, а в истинном смысле самостоятельного, свободного движения музыкальной речи в каждом голосе, движения всегда глубоко поэтического и глубого осмысленного, — нет в мире мелодиста больше Баха».
Иоганнес Брамс о Бахе:
«Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен».
Иоганн Вольфганг фон Гёте о Бахе:
«…лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним».
Борис Владимирович Асафьев о Бахе:
«И. С. Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени».
«Балакиревцы» о Бахе:
(Н. А. Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»)
«С. Бах считался окаменелым, даже просто музыкально-математической, бесчувственной и мертвенной натурой, сочинявшей как какая-то машина».
Николай Андреевич Римский-Корсаков о Бахе:
«Контрапункт был поэтическим языком гениального композитора».
Пьетро Масканьи о Бахе:
«Верди чрезвычайно высоко ставил Баха и называл его наиболее современным среди всех полифонистов».
Роберт Шуман о Бахе:
«Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена».
Вольфганг Амадей Моцарт о Бахе:
«Здесь есть чему поучиться!»
Людвиг ван Бетховен о Бахе:
«Он не ручей – он океан».
Бах о себе:
«Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».