Конспект беседы на тему «Уважай старших»
( Для учащихся начальной школы, среднего звена.)
Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.
Задачи:
- дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
- развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае;
- воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.
Оборудование: мультимедийный проектор, видео- аудио источники, выставка книг, карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации.
Ход беседы.
1. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята. На дворе осень и дождь моросит за окном. Но у природы нет плохой погоды, и чтобы в этом убедиться я предлагаю вам создать настроение своими руками. Для этого нужно взять цветовые полоски соответствующие вашему настроению на столе, и прикрепить ее к солнышку, которое смотрит на вас с нашей доски. Полоски желтого цвета, символизируют отличное настроение, голубые – хорошее, серые — плохое настроение. Итак, выполняем действия и крепим лучи настроения к солнышку и мы видим, что на занятии присутствуют дети с различным настроением. Постараемся его выровнять в лучшую сторону до окончания занятия.
( выполнение задания детьми).
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.
( на экране видеоряд правильных действий по отношению к старшим в общественных местах, транспорте, учреждениях культуры, на улице, в домашней обстановке)
2. Основной ход беседы.
Педагог: Мы каждый день сталкиваемся с людьми старшего возраста, это не только ваши близкие- бабушки и дедушки, но и ваши соседи, прохожие. Как вы приветствуете старших, знаете ли вы вежливые слова? Сейчас слева — направо мы будем поочередно вставать называя вежливые слова приветствия, делая «волну вежливости», которая нахлынула на нас сегодня. ( Упражнение «Волна вежливости»). Молодцы, вам знакомы с вежливыми действиями. Хочу вам прочитать замечательное стихотворение С. Михалкова «Лапуся», послушайте его внимательно и ответьте мне вопросы. (Дети сидят и слушают стих)
ЛАПУСЯ
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!
— Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)
-Правильно ли вел себя мальчик?
Педагог: Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.
Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (ответы детей) Правильно. Здороваться со старшими, уступить место, дорогу, помочь в чем-либо и т. д.
Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Самый вежливый». Ваша задача поднимать руку и отвечать на вопросы. Кто первый и правильно ответит — получает жетон- улыбку.
Викторина
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома, если вы знакомы?
Ответ. Остановиться, поздороваться первым.
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, если вы не знакомы?
Ответ: Пропустить вперед. Если вы спешите, не толкаясь обойти стороной.
Вопрос. Нужно ли оказывать знаки внимания старшим в транспорте?
Ответ: Нужно. Необходимо уступать места в транспорте людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, предложить стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)
Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)
Вопрос. К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?
Ответ. Попросить раздеться, получить от них верхнюю одежду, повесить ее, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.
Итог викторины. Подсчитав жетоны, я хочу наградить победителей медалями «Самый вежливый».
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
Педагог: Воспитание уважения к старшим должно начинать в семье с раннего возраста ребенка. Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас наверное знает, что мужчина, папа, отец, в семье является главным и именно он подает пример ребенку авторитетом. Вот некоторые советы, как, например, воспитать уважение к старшим:
- Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.
- Чаще звонить или ходить в гости к бабушке и дедушке.
- Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.
- Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе или хлопотах по хозяйству, например, помыть за собой посуду.
- При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.
При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.
Знаете ли вы, что замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»:
* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;
* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;
* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;
* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;
* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;
* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя (обсуждение с детьми всех правил.)
3. Заключение. Рефлексия.
Педагог: Сегодня, в канун праздника «Дня пожилого человека» мы затронули актуальную тему уважения старости. И правила, с которыми вас сегодня познакомила, необходимо соблюдать ежедневно, да, для кого-то это будет нелегко.
Можете ли вы привести примеры из жизни своих друзей или из художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?
— Интересна ли вам была предложенная тема беседы?
— Что нового вы узнали?
-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?
— Сумеете ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей)
— Давайте посмотрим на наше солнышко, и поменяем его лучи, с условием, если ваше настроение поменялось, то вы крепите полоски соответствующего цвета. ( работа детей) Наше солнце улыбается и машет нам желто-золотистыми лучами!
Спасибо за внимание.
Все мы знаем, что людей старшего возраста надо уважать. Почет и внимание, вежливость и готовность прийти на помощь человеку преклонного возраста может охарактеризовать любого только с лучшей стороны. А как научить маленького ребенка уважать старших?
В наше время часто можно услышать мнение, будто дети не умеют уважительно относиться к старшему поколению. А потому инциденты, когда подростки отказываются уступать место в общественном транспорте людям преклонного возраста, не помогают бабушке перейти дорогу, и порой просто невежливы со старшими, сегодня стали уже вполне обыденными. Но это совсем не означает, что у таких детей испорченный нрав от рождения. Просто им не объяснили, как себя вести в таких ситуациях и не показали правильный пример. Практически у всех народов мира есть множество традиций, обычаев и просто пословиц, которые предписывают чтить старшее поколение. И как показывает практика, ребенку, который ведет себя таким образом со старшими людьми, объяснить что-то уже крайне сложно. Ведь любое перевоспитание пройдет намного тяжелее, чем воспитание. Поэтому, чтобы не узнать в своем любимом малыше лет через 10 именно такого подростка, стоит начать задавать ему верные ориентиры в этом вопросе как можно раньше – уже с 2-3 лет. Как это сделать правильнее всего?
Демонстрируйте уважение на личном примере
Самое главное – помните: маленькие дети практически во всем берут для себя за основу поведение родителей. Поэтому личный пример, с помощью которого вы будете демонстрировать, как нужно уважительно обращаться с теми, кто старше вас, принесет наилучший воспитательный эффект. И начать здесь надо с вашей семьи. Не допускайте, чтобы ваш ребенок видел, как вы ругаетесь со своими родителями или родителями мужа/жены. Даже если отношения с ними по какой-то причине не сложились, вам необходимо приложить все усилия для того, чтобы малыш не заметил вашего раздражения или недовольства поведением старшего поколения. Старайтесь быть благожелательны в общении с ними, интересуйтесь их мнением, помогайте им по мере возможностей, и не забывайте находить поводы для теплых слов в их адрес. Также рассказывайте ребенку об их длинной жизни и просите сделать это бабушек и дедушек, пока они приглядывают за ребенком. Альбомы со старыми фотографиями, необычные истории из их прошлого – все это поможет сформировать у ребенка к старшему поколению уважение, гордость за них, и понимание, что, с одной стороны, их опыт может быть интересным и познавательным, а с другой, они в силу возраста уже нуждаются в определенном уходе. И не забывайте: как вы сейчас относитесь к своим родителям, так наверняка будет относиться к вам и ваш ребенок, когда вы станете пожилыми. Потому привитие уважения к старшим в семье – это, прежде всего, забота о самих себе в будущем!
Впрочем, лишь родственниками ваш пример, конечно, не должен ограничиваться. Поэтому старайтесь вести себя уважительно по отношению ко всем старикам. Пропускайте в очереди в магазине или поликлинике, уступайте место в автобусе, предлагайте помощь, если человек в чем-то нуждается (хоть поднять с земли оброненную вещь, хоть подать тяжелую сумку при посадке в трамвай – примеров множество). Причем желательно делать это не только тогда, когда они говорят об этом, но и без просьбы. И обязательно поясняйте ребенку, зачем вы это сделали: «Видишь, бабушке тяжело, надо было помочь, ей это очень приятно», «Дедушка уже старенький, ему сложно ждать приема к доктору, нужно его пропустить, а мы можем подождать вместо него, он это заслужил и будет за это благодарен…». При желании и возможности можно показать ребенку еще и примеры благотворительности, направленной на одиноких стариков или дома престарелых: перечислить деньги на счет, зайти в гости проведать, купить и отвезти продукты или ненужные вещи – все это даст вам возможность рассказать больше о необходимости поддержки пожилых людей. А еще старайтесь донести до малыша мысль, что когда-то и вы, и он сам станете такими же. Да, дети в 2-3 года не очень-то и верят в это, но вам стоит подчеркивать это чаще, переводя акцент на него. «Если бы ты был таким же стареньким, ты разве не был бы рад, если тебе уступили?» или «Когда твои папа и мама станут пожилыми, ты разве хочешь, чтобы окружающие относились к ним без должного уважения?» – подобные фразы могут помочь ему понять, что чувствуют другие, и соответственно изменить свое поведение.
Помогайте ребенку помогать старшим
Но, естественно, только своим примером, какой бы он хороший ни был, научить чему-то ребенка сложно. Поэтому нужно больше обсуждать с ним способы уважения, поддержки и помощи людей постарше, а также активно вовлекать его в них всеми доступными способами. Например, вы не просто уступаете место в автобусе, а предлагаете сделать это именно вашему ребенку: «Ты не хочешь встать или пересесть ко мне на колени, чтобы бабушка посидела?». Ну, а если видите, что ребенок уже сам пытается помочь окружающим, всячески поощряйте это, отмечайте и хвалите его, что он молодец и поступает очень хорошо. Разумеется, надо пресекать и обратные образцы поведения маленького человечка. Если он грубит в ответ на обращение старшего человека, игнорирует его, ведет себя бестактно, задавая ненужные или невежливые вопросы, стоит обозначить для него пределы допустимого, пояснив основные правила этикета. Не ругайте и не наказывайте его, это может вызвать озлобление, а четко и ясно доносите до детского сознания, что такое поведение для вас лично неприемлемо. А потому вы ждете от него извинений перед человеком, который старше его, и надеетесь, что впредь подобное не повторится. Постоянно видя, что хорошее, уважительное отношение к старшим получает высокую оценку и своих родителей, и других людей, ваш ребенок скорее начнет вести себя именно таким образом.
А еще ищите примеры не только из своего поведения или поведения ребенка, но и из окружающего его мира. Похвалите перед ребенком девочку, которая всегда первой здоровается со старшими, или товарища по детсаду, вежливо разговаривающего с воспитателем. Также выбирайте фильмы или сказки, где поддержка старших или пожилых людей показана с лучшей стороны. При этом обязательно после просмотра кино или прочтения такой книги обсуждайте их с малышом! Спросите у него, кто в книге главные герои, кто из них положительный, а кто отрицательный, как их поведение относительно старших помогло им либо помешало в чем-то и какую роль сыграло в разрешении сюжета. Такие беседы помогут вам сделать акценты на нужных моментах и донести до ребенка понимание того, что же такое хорошо, а что такое плохо в отношениях с людьми, которые уже прожили намного больше лет, чем сам ребенок. И тогда уважительное отношение к ним, без пренебрежения, будет для него привычным, естественным стандартом, нормой, к которой необходимо стремиться. А главное помните, что обучение идет постепенно, научить уважению к старшим быстро и легко не получится! Лишь кропотливая ежедневная работа в этом направлении в течение многих лет воспитает в ребенке правильный характер, который поможет ему выстраивать верные отношения со старшими людьми. Поэтому не переживайте, если поначалу что-то не получается, а просто наберитесь терпения. И вскоре вы заметите реальные изменения в поведении маленького человечка!
P.S. Напоследок один немаловажный нюанс: уважение нужно проявлять ко всем взрослым, но заслужили его, будем откровенны, далеко не все. Согласитесь, вряд ли действительно достоин его грубый человек, резкий, некультурный, ведущий себя в обществе неподобающим образом. И поэтому у малыша может возникнуть резонный вопрос: зачем уступать место ругающейся со всеми бабушке, чем она такая хорошая, что заслужила мое к ней почтение? Или почему надо пропустить вне очереди пожилого мужчину-скандалиста, который оскорбляет других людей? Вопрос этот на самом деле сложный. Пояснить маленькому ребенку, что надо уметь оценивать поведение других людей и соответственно реагировать на него, крайне сложно. Ведь малыш в 3 года еще не обладает столь развитыми навыками анализа и самоанализа для корректировки своего поведения… А потому в этом возрасте будет достаточно сказать ему, что уважать надо, конечно же, всех старших. Но некоторые из них иногда могут вести себя по каким-то причинам не очень красиво или хорошо. Поэтому надо стараться помогать им, но, если они не ценят этого, лучше проявить терпение к ним и отойти в сторону, а не вступать с ними в ссору. Таким образом, вы научите его не беспрекословному подчинению старшим, а воспитаете в нем самостоятельного, тактичного, умного и чуткого человека.
А как вы рассказываете ребенку про то, как ему нужно себя вести со старшими людьми?
Бабушки, дедушки… Сколько мудрости и добра в этих словах. Это те люди, которые столько прожили и до сих пор могут улыбаться людям, даже тем, которые когда-то делали им больно. Не зря говорят, что старших надо уважать, они ведь прожили долгую жизнь, каждый из них преодолел трудности и не сломался. Но среди нас есть те, кто этого не понимает и относится к пожилым людям из-за их невнимательности как к глупым людям. Так, Б.П. Екимов в своем тексте поднимает проблему неуважения к старшим.
Автор пишет о старушке, которой нужно было добраться до завода, но запутавшись, садится на другой автобус. Когда старушка просит кондукторшу остановить автобус, получает в ответ грубость и отказ. Старушка ведь немолодая, ей тяжело дойти с одного пункта до другого.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Б.П.Екимов призывает нас к тому, что нужно проявлять уважение к старшим, мы ведь все не всегда будем молодыми, однажды постареет каждый ребенок, люди не всегда остаются внимательными. Если человек дожил до пожилого возраста, означает, что он был сильным, он не сломлен судьбой, у него есть чему поучиться.
Из всего этого можно сделать вывод: люди всегда остаются личностями, но время идет, и мы стареем, теряем память, зрение, слух. Каким бы ни был человек- его нужно уважать, хотя бы за то, что он живет.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id33398
Обновлено: 2018-06-04 Опубликовал(а): khaaliullina
Тема «отцы и дети», несомненно, близка каждому современному подростку. Ведь конфликт поколений испокон веков остается актуальным. Все люди когда-то имели разногласия со своими родителями. «Младшие» часто не воспринимают всерьез советы «старших», считая их давно уже устаревшими. Но ведь каждый родитель беспокоится о настоящем и будущем своего ребенка. Все мамы и папы стараются дать своим деткам правильное воспитание, хорошее образование и так далее, но наряду с этим, они хотят, чтобы дети учились на чужих ошибках, не совершая при этом своих. Но мы знаем, что так не бывает. Каждый человек ошибается, ведь это свойственно людям – ничего не поделаешь. Наши «старички» просто заботятся о нас с самого рождения и до тех пор, пока мы не уезжаем из «семейного гнезда». Осознание важности материнской и отцовской заботы приходит лишь с возрастом, когда родители либо уже далеко, либо больше никогда не смогут быть рядом…
Эта проблема не раз поднималась в классической, советской и современной литературе. Многие дети лишь спустя годы понимают, насколько им дороги их родители…Но может уже быть поздно.
В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Змеиный яд» главный герой Максим Волокитин получает в общежитие письмо от матери:
«Сынок, хвораю. Разломило всю спинушку и ногу к затылку подводит – радикулит, гад такой. Посоветовали мне змеиным ядом, а у нас нету. Походи, сынок, по апеткам, поспрашай, может. У вас есть. Криком кричу – больно. Походи, сынок, не поленись.»
И в этот момент Максим почувствовал свою вину перед матерью, понял, что уже долго не приезжал домой, не звонил маме. Она перестала сниться ему ночами…Одним словом – дождался. Но наш герой сразу понимает, что извиняться и придумывать отговорки уже поздно. Нужно действовать здесь и сейчас!
«Весь город переверну – добуду», — решает Максим . Волокитин обходит все городские аптеки, достает рецепт на змеиный яд и даже просит помощи своего земляка. В конце концов, все его старания не оказались напрасными: он смог достать целых два флакона лекарства и передать их матери через своего друга Игнатия. Наш герой также обещает, что скоро приедет домой навестить родителей.
Своим произведением Василий Макарович пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя забывать о родителях. Мы обязаны заботится о них, помогать, навещать… Нашим «старичкам» грустно, одиноко и тяжело. Никогда не знаешь, в какой момент письмо от мамы может оказаться последним…
Любите и цените своих родителей! Пишите им и звоните каждый день, приезжайте к ним в гости просто так. Радуйте их и не забывайте, сколько времени и сил они вложили в ваше воспитание. Мы ответственны за своих мам, папа, бабушек и дедушек. И не важно, пожилые они или молодые, в заботе нуждаются люди любого возраста.
414 слов