ВЛАДИМИРКО́ ВОЛОДА́РЕВИЧ, Володимирко Володаревич (? – февр. 1153, Галич), князь галицкий (1141–44, 1145–1153). Из династии Рюриковичей, сын Володаря Ростиславича, отец Ярослава Владимировича Осмомысла. После смерти отца (1125) получил города Звенигород и Белз с волостями. В 1125–26 успешно выдержал борьбу с братом – перемышльским кн. Ростиславом Володаревичем, пытавшимся лишить его владений. После смерти брата присоединил к своим владениям Перемышль, передав племяннику – Ивану Ростиславичу Берладнику Звенигород. В 1130-е гг. оказывал поддержку венг. королю Беле II Слепому в борьбе с польск. князьями. В 1139 поддержал ставшего киевским кн. Всеволода Ольговича и совершил вместе с двоюродным братом Иваном Васильковичем неудачный поход против владимиро-волынского кн. Изяслава Мстиславича. После смерти Ивана Васильковича (1141) присоединил его владения к своим, сделал своей столицей Галич. Вскоре осложнились отношения В. В. с киевским кн. Всеволодом Ольговичем, что стало следствием вокняжения во Владимире-Волынском в кон. 1142 сына киевского князя – Святослава Всеволодовича. В. В. опасался, что вокняжение Святослава помешает планам расширения его влияния на юго-западе Руси. В 1144 против В. В. выступила мощная княжеская коалиция во главе с Всеволодом Ольговичем. Не имея возможности противостоять этим силам, В. В. обратился к Игорю Ольговичу с просьбой примирить его с братом в обмен на будущую поддержку при занятии последним киевского стола. В результате был заключён мир, В. В. заплатил киевскому князю 1200 (по др. данным – 1400) гривен серебра, а Всеволод Ольгович вернул В. В. два города – Ушицу и Микулин, захваченные участвовавшим в походе кн. Изяславом Давидовичем. В ходе этой кампании В. В. утратил Галич, где по приглашению местных бояр вокняжился его племянник – звенигородский кн. Иван Берладник. Однако уже в февр. 1145 В. В. вернул себе Галич. В 1146 он захватил пограничный город Киевского кн-ва Прилуки. В ответ киевский князь предпринял неудачный поход на Галич. В ходе противостояния Изяслава Мстиславича и Юрия Владимировича Долгорукого в борьбе за Киев В. В. с 1150 выступал на стороне последнего. В февр. 1150 стал посредником на их переговорах, а вскоре женил сына Ярослава на дочери Юрия Долгорукого Ольге. После захвата Киева Изяславом Мстиславичем в авг. 1150 подход войск В. В. вынудил его оставить город. В конце августа или начале сент. 1150, после нового вступления в Киев Юрия Долгорукого, в Киево-Печерском мон. В. В. и Юрий Долгорукий оформили договором воен. союз. Возвращаясь в Галич, В. В. выбил из Погорынья Мстислава Изяславича и безуспешно пытался захватить Луцк. Осенью 1150 по просьбе Изяслава Мстиславича венг. войска атаковали Галицкое княжество, взяли г. Санок и разорили окрестности Перемышля. В февр. – марте 1151 В. В. совершил поход на Киев, безуспешно пытаясь предотвратить вокняжение там Изяслава Мстиславича. На обратном пути перебил близ г. Сапогынь венг. «помочь», которую вёл отцу Мстислав Изяславич. Вероятно, тогда же В. В. сумел захватить г. Бужск на Волыни, а также города Шумск, Тихомль, Выгошев и Гнойницу в Погорынье. В 1152 против В. В. совершил поход Изяслав Мстиславич при активной поддержке венг. короля Гейзы II. После поражения под Перемышлем, поняв бесполезность сопротивления и притворившись тяжелораненым, В. В. просил венг. короля прекратить воен. действия, подкрепляя просьбы ценными подарками архиепископу и окружению короля. В итоге был заключён мир при условии возвращения В. В. захваченных городов киевскому князю, однако попытка Изяслава Мстиславича посадить своих посадников в занятых В. В. городах закончилась неудачей. Осенью 1152 В. В. пытался прийти на помощь союзникам – Юрию Долгорукому и новгород-северскому кн. Святославу Ольговичу, осаждавшим Чернигов, однако эта попытка была пресечена киевским князем. В нач. 1153 В. В. фактически выгнал из Галича посла киевского князя боярина Петра Бориславича, отправленного к нему с требованием вернуть незаконно занятые им города, после чего скоропостижно скончался.
22 марта 1568 года произошло первое открытое столкновение митрополита Филиппа с царём Иваном Грозным. Личность митрополита известна широким кругам благодаря обличениям Ивана IV Грозного и царских опричников. Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений.
С тех пор, как светит солнце на небе,
не слыхано, чтобы благочестивые цари
возмущали собственную державу…
свт. Филипп, митрополит Московский и всея Руси
Боярин, избравший путь монаха
В миру митрополит Филипп носил имя Федор. Он родился 11 февраля 1507 года в семье старинного московского боярского рода Колычёвых. Род этот славился своим богатством и влиянием в России, так что будущий митрополит ни в чем не знал недостатка. Однако с детства Федор увлекся чтением и, как говорили, стал человеком «книжным». Кроткий и благочестивый, сторонящийся забав, он, в силу статуса, часто бывал в царском дворце. На царевича Ивана Васильевича, своего сверстника, он производил большое впечатление.
Федор намеренно медлил с женитьбой вплоть до 30-летнего возраста. Наблюдая борьбу за власть и материальные блага, развернувшуюся среди бояр после смерти Василия III и во время малолетства Ивана IV, Федор отвернулся от государственной службы, хотя будущее его ждало блестящее. В той борьбе Колычёвы встали на сторону противников Елены Глинской – матери Ивана IV, бывшей регентшей при малолетнем царе. Борьбу они проиграли, род оказался в опале, многие были казнены. Тогда Федор принял окончательное решение уйти на Соловки. Один, двигаясь на север пешком, без припасов и каких-либо денег он добрался до Соловецкого монастыря и принял монашеский постриг с именем Филипп.
Митрополит Филипп (Колычёв)
Филипп-пустынножитель
Будучи монахом Соловецкого монастыря, Филипп много трудился по хозяйству, исполнял послушания и тяготел к уединению. Он стал надолго удаляться в пустыню. Сам того не желая, в 1546 году Филипп был вынужден принять на себя руководство монастырем, игуменом которого он оставался вплоть до 1566 года. В Филиппе-пустынножителе удивительным образом сочетались тяга к уединению и молитве и отличные административные способности. Благодаря ему быстро увеличились земельные владения монастыря, были осушены болота под сенокосы, проведены каналы между озерами и построены дороги в ранее непроходимых местах, а среди богатых жертвователей на благо обители оказался царь с семьей. Последнее позволило возвести знаменитые Успенский и Спасо-Преображенский монастырские каменные соборы. Строгий устав, разработанный Филиппом, сделал молитвенную жизнь Соловецкого монастыря образцовой для других монастырей Беломорья.
Супротив опричнины
В 1566 году игумена Филиппа неожиданно вызвали в Москву. При первой же встрече с царем выяснилось, что ему назначено быть новым митрополитом Московским и всея Руси. Филипп всячески противился этому. Наконец, он заявил архиереям и боярам, что готов согласиться при условии, что будет отменена опричнина. Но те сумели убедить Филиппа не упорствовать в этом требовании из уважения к самодержавию. Здесь стоит оговориться, что на тот момент опричнина просуществовала только два года и массовые казни (хотя несколько представителей аристократии уже успели расстаться с жизнью), которые могли бы потрясти традиционные устои Московии, еще не начались.
В первые два года пребывания Филиппа на митрополичьей кафедре проблемы опричнины несколько поутихли. Но со временем возобновились. Иван Васильевич все меньше прислушивался к голосу Церкви. Попытки церковных иерархов избавить от смерти тех, кого царь считал изменниками, вызывали в последнем отрицательные эмоции. Доселе любезные и дружественные отношения царя и митрополита стали постепенно ухудшаться. Филипп старался воздействовать на царя, тот не реагировал. Тогда Филипп решился действовать открыто. 21 марта 1568 года, стоя в храме перед началом богослужения, митрополит отказался благословить царя. Затем в присутствии опричников и простого люда он стал обличать Ивана Грозного: «…У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. <…> Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Такого царь простить не мог.
Заточение и месть
В середине лета того же года Иван Васильевич добился свершения суда над Филиппом. Архиереи Русской церкви с трудом сумели убедить царя заменить сожжение опального митрополита на вечное заточение в монастырь. Во время одного из богослужений опричники ворвались в Успенский собор, зачитали указ о лишении Филиппа митрополичьего сана, содрали с него облачение, одели в оборванные монашеские одежды и увезли. Толпы народа стеклись к московскому монастырю, где пребывал отныне святитель. Это крайне раздражало царя. В итоге жизни лишились многие родственники Филиппа, а голову его любимого племянника Ивана Борисовича Колычёва Иван Грозный прислал прямо в келью бывшего митрополита. Наконец, Филиппа перевели в Тверь, в Отрочь монастырь.
Спустя год, когда царь с войском двинулся на непокорный Новгород, он отправил вперед опричника Малюту Скуратова, дабы тот заехал в Отрочь монастырь. Испрашивая благословения царю, опричник услышал в ответ лишь такие слова: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Тогда Малюта задушил святого. Похоронили Филиппа тут же, на глазах убийцы. В 1590 году мощи святителя перенесли в Соловецкий монастырь, а в 1652 году стараниями патриарха Никона мощи оказались в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся до сих пор.