ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в РФ в честь «важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.
Содержание
Учреждение праздника
В православном церковном календаре 28 июля (15 по юлианскому календарю) является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В этот день в церквях совершаются торжественные богослужения, проходят крестные ходы, проводятся праздничные концерты и выставки, посвященные событиям церковной истории.
В июне 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день памяти святого Владимира в число государственных памятных дат.
В августе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин поручили Министерству культуры разработать соответствующий законопроект. В мае 2010 года он был подписан главой государства.
История Крещения Руси
Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.
После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства. В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.
По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.
История празднования
На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.
31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира особенно отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».
В 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В годы перестройки произошла либерализация политики советской власти по отношению к православной церкви, накануне юбилея ей были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле. 29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода РПЦ. В советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой. Церкви значительно облегчили издательскую и просветительскую деятельность. В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.
Празднование за рубежом
На Украине День крещения Киевской Руси — Украины отмечается ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был установлен 25 июля 2008 года указом Виктора Ющенко, президента страны (2005-2010). В Белоруссии в день памяти святого князя Владимира 28 июля проходят торжественные церковные и общественные мероприятия (официального статуса день не имеет).
ИЗРАЗЦОВЫЙ ИКОНОСТАС
Мастерская Гильдия Мастеров получила задание готовить проект для строящегося Храма Живолначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси — второго по величине храма Москвы, Патриаршего подворья. К обсуждению проекта были привлечены многие известные специалисты по древнерусскому искусству и архитектуре. За основу взяли Кузнецовские иконостасы, существенно переработав их — отказавшись от обильного многоцветия, лишенного православной символики, делающего архитектурную часть иконостаса доминирующей над иконами, что противоречит православному мировоззрению. Было решено запроектировать фоновым цветом иконостаса белую глазурь, основной акцент декорирования сделать на золото, подчеркивающее русско-византийские орнаменты.Немного цвета, соответствующего церковной символике, включили в орнаменты и архитектурные линии. Работа была завершена в течении двух лет. Эффект превзошёл ожидания. Грандиозный иконостас (12х12 м) легок и торжественен. Благодаря высокой светоотражающей способности белой фоновой глазури и золоту, покрывающему рельефные орнаментальные поверхности рам икон, колонны иконостаса, капители, канизы и полотенца, даже при одной горящей в храме свече иконостас оказывается светящимся белым светом, а по поверхности многочисленных золочёных орнаметов рассыпаются тысячи огненных искорок, мерцающих в месте с огоньком свечи.
По завершению работ, иконостас принимал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Осмотрев храм, он рассказал, где еще ему доводилось видеть изразцовые иконостасы, и отметил, что эта работа — один из наиболее достойных примеров благоукрашения храмов.
Помимо иконостаса, мастерская изготовила 12 киотов, выполненных в сочетании керамики и мрамора. Фасады церкви украшены русско-византийскими орнаментами, выполненные из золоченного фарфора, (общая площадь 550 кв.м.). Карниз декорирован неглазурованными орнаментальными изразцами в цвет кирпичных стен храма (площадь 350 кв.м.).
За выполненные работы по благоукрашению храма сотрудники мастерской «Гильдия Мастеров» были награждены Святейшим Патриархом тремя орденами, четырьмя церковными медалями и грамотами.
Крупнейшее событие
В ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО приняла решение отпраздновать 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой культуре. Это привлекает к Советскому Союзу внимание всего мира. И вот уже в Москве, Ленинграде и Киеве проходят крупные конференции, где учёные и богословы из разных стран обсуждают вопросы, связанные с христианством.
Встреча патриарха Пимена и постоянных членов Синода с Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым, которая состоялась в конце апреля 1988 года в Екатерининском зале Кремля, показала потепление отношений между церковью и государством. Власть даёт разрешение построить в Москве новый собор в честь 1000-летия Руси. А чуть позже, в мае, Церкви передают священные реликвии, которые до этого хранились в музеях Московского Кремля.
Фото Юрия Коренько (архив)
В начале июня в Москве и Загорске прошли основные торжества с участием сотен почётных гостей. В Белгороде же мероприятия в честь 1000-летия принятия христианства на Руси провели 6 июля. Глава Курско-Белгородской епархии архиепископ Ювеналий совершил богослужение в Иоасафовском соборе. Как писала «Белгородская правда», после этого духовенство отправилось возложить цветы к Вечному огню. Среди священников того времени было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Например, настоятель Николаевской церкви в селе Незнамово протоиерей Владимир Шантыко сражался на 3-м Белорусском фронте и был награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина». Отличились на войне и многие другие представители духовенства. Было им что вспомнить, стоя у Вечного огня.
Позже во Дворце культуры «Энергомаш» состоялся торжественный акт, где прозвучали доклады об исторической значимости христианства и о помощи белгородских верующих Советскому фонду мира, Детскому фонду имени В.И. Ленина, Советскому фонду культуры и Красному Кресту. После этого прошёл концерт духовных песнопений.
Фото Юрия Коренько (архив)
Необычайный подъём
«Этот юбилей отмечался во всём мире как огромное культурно-историческое событие, внёсшее вклад в историю цивилизации и развитие европейской и мировой культуры. ЮНЕСКО своей специальной резолюцией призвала 159 стран отметить Тысячелетие Крещения Руси. Исходя из этого, становится понятным, как велико значение Крещения Руси для нашего народа и мирного сосуществования между людьми. Сама Церковь – это неисчерпаемая сокровищница культурных ценностей, создававшихся в течение столетий.
Сейчас у священнослужитей углубляется взаимопонимание с деятелями науки и культуры, с государственными учреждениями и общественными организациями страны. Время, в которое мы живём, отмечено не только необычайными трудностями, но и необычайным подъёмом в общественно-нравственном сознании. Это вселяет в верующих оптимизм относительно будущего нашего народа и нашей Церкви, которая осознаёт, что она занимает достойное место в современном обществе», – написал в 1991 году протоиерей Леонид Константинов в «Курьер дайджест» (приложение к областной газете «Смена»).
Фото Юрия Коренько (архив)
Отцу Леониду довелось не только участвовать в торжествах, проходивших в Белгороде, но и побывать на юбилейном Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Он проходил в Москве в течение четырёх дней в атмосфере оживлённых дискуссий.
На Соборе приняли новый церковный устав. Духовенство обсудило роль христианства в развитии культуры на Руси. Прозвучали призывы к диалогу с Русской православной церковью за границей и со старообрядцами. Также было принято решение о канонизации великого князя Московского Димитрия Донского, Максима Грека, Андрея Рублёва, блаженной Ксении Петербургской, митрополита Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника.
Фото Юрия Коренько (архив)
Мы видели перемены
И хотя за 30 лет подробности тех событий уже потихоньку стираются из памяти, по словам отца Леонида, несомненно то, что юбилейные события заставили государство и общество совершенно по‑другому посмотреть на Церковь, понять её величайший вклад в историю и культуру страны.
В сохранившихся фотоснимках отражена вся противоречивость того времени. Здесь переплелись нищета, растерянность, страх перед будущим и в то же время свет надежды, вера в перемены, желание прикоснуться к тому, что до сих пор было недоступно и пока ещё не вполне понятно.
«Я была атеисткой в советское время. Но определённые события в жизни привели меня к Богу. И вот этот приход пришёлся как раз на конец 80-х годов, – вспоминает белгородка Людмила Марьянова. – Это сейчас в магазинах полно православной литературы, есть православные газеты и сайты, идут религиозные телепередачи. А в то время всё было по‑другому. И православие казалось для меня большим и неизведанным миром. Всё это я постигала с трепетом в душе, было очень непросто. Помню и празднование 1000-летия Крещения Руси в Белгороде, и возвращение мощей святителя Иоасафа. Эти события отзывались в сердце, было радостно. Уже тогда мы видели перемены. А сейчас тем более осознаёшь, что всё это ознаменовало начало совсем другой эпохи».
Всего лишь тремя годами ранее подобные торжества и представить себе было нельзя: само исповедание веры, посещение храмов и участие в религиозных обрядах не только не приветствовались, но и могли создать серьезные проблемы и негативно сказаться на карьере. Но к 1988 году ситуация изменилась, власть постепенно пересматривала свое отношение к Русской православной церкви. И лучшей иллюстрацией таких перемен явилось празднование тысячелетия Крещения Руси, которое первоначально планировалось как сугубо церковное мероприятие, а в результате стало общественно значимым событием.
Пробный камень
– Как стало возможным празднование такого юбилея при советской власти?
– На мой взгляд, проведение официальных торжеств по случаю тысячелетия Крещения Руси следует связывать в том числе и с возникновением в стране другого праздника – Дня славянской письменности и культуры, который теперь ежегодно отмечается 24 мая. Такой праздник стал исключительно общественной инициативой, и в СССР его впервые отметили еще в 1986-м, когда несколько писателей во главе с Виталием Масловым собрались в этот день в Мурманске. Годом позже подобное «писательское торжество» состоялось уже в Вологде. В то время в стране стремительно усиливались перестроечные настроения, значительно возрос интерес к собственной истории, к своему духовному, церковному, культурному прошлому. И если в 1986–1987 годах День славянской письменности и культуры отмечала только писательская общественность, средств на это не выделялось и никакой поддержки свыше не было, то в 1988-м государство уже приняло участие в таких торжествах.
– То есть празднование Дня славянской письменности и культуры явилось своеобразным прологом празднования тысячелетия Крещения Руси? Почему так сложно?
– Государство не очень хотело напрямую отмечать собственно церковный праздник. В тот период все-таки еще существовал барьер между светской и церковной властями, многие из власть имущих, будучи членами партии, боялись религиозной тематики, а то и искренне на дух не переносили религию. Хотя в 1986–1987 годах стали меняться общая тональность высказываний и политика в отношении Церкви. Причем во многом не потому, что начальство разрешило, а потому, что становились совсем другими настроения в обществе. И под таким общественным давлением менялись настроения и у тех, кто находился у власти.
Пробным камнем в этом смысле и стал День славянской письменности и культуры. А уже в июне 1988-го прошли официальные церковные торжества по случаю тысячелетия Крещения Руси – в Троице-Сергиевой лавре, где состоялся Поместный собор РПЦ, и в Москве, в только что отремонтированном Даниловом монастыре. Второе мероприятие носило уже международный характер: тогда, как известно, приехали предстоятели и представители многих поместных православных церквей.
– Каким образом государство приняло участие в праздновании Дня славянской письменности и культуры в 1988 году?
– Была господдержка, но не на уровне союзного правительства, а на уровне РСФСР, под эгидой республиканского Министерства культуры. В тот год всероссийским центром празднования Дня славянской письменности и культуры и одновременно тысячелетия Крещения Руси стал Новгород. Мероприятия там проходили под омофором митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ставшего позже патриархом Московским и всея Руси. В конце мая 1988 года на несколько дней весь город и прилегающие к нему районы были заполнены людьми, приехавшими на торжества. Организовали даже специальные поезда из Москвы в Новгород.
Разрушение барьеров
– Что стало признаком потепления отношений между государством и Церковью в то время? Возвращение храмов или снятие запретов?
– И то и другое, хотя возвращение храмов тогда еще не приняло широкого характера – это были скорее единичные случаи. К примеру, на территории РСФСР в 1987 году Церкви было передано только 6 храмов. Зато в юбилейный год – уже 89 храмов и обителей, в том числе Оптина пустынь под Калугой, Толгский монастырь в Ярославле и еще семь монастырей.
Важным было и то, что в конце 1980-х годов в общественном сознании стал формироваться совершенно иной образ Церкви, церковнослужителей, религии вообще. Многим стало ясно, что Церковь и религия – это не «опиум для народа», как нас учили с пеленок, а важнейший элемент русской истории, национальной культуры. Через культуру шло сближение народа, интеллигенции с Церковью, возвращение людей к традиционным православным ценностям. Впрочем, и в писательской, и в научной среде было немало тех, кто вернулся в Церковь еще в годы запретов, хотя вплоть до середины 1980-х обращение к вере было чревато серьезными последствиями. Теперь же этот период заканчивался. Свобода совести и вероисповедания, провозглашенная в Конституции СССР, стала из декларации превращаться в фактор реальной жизни. Даже наука, что тоже принципиально важно, теперь не рассматривала Церковь и религию исключительно с атеистических позиций. Именно тогда вместо политико-пропагандистской литературы стали появляться серьезные научные аналитические публикации, посвященные вопросам веры и религии и их роли в отечественной истории, что свидетельствовало об изменении настроений в обществе. Так, в 1988 году, в преддверии юбилея Крещения Руси, издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», где я был редактором, выпустило книгу «Падение Перуна. Становление христианства на Руси», написанную доктором исторических наук, профессором МГПИ имени В.И. Ленина Аполлоном Кузьминым. Тогда она вышла тиражом 150 000 экземпляров и разлетелась в одну секунду. Эту книгу мы возили в Новгород и дарили участникам праздничных мероприятий.
В общем, стали разрушаться барьеры между Церковью и обществом, которые на протяжении 70 лет советской власти выстраивались в рамках коммунистической идеологии. Они буквально на глазах уходили в небытие.
– Почему, как вы думаете?
– Начался кризис самой коммунистической идеологии. Я прекрасно помню, что уже в середине 1970-х даже среди так называемых простых людей (а я был тогда обыкновенным школьником в небольшом подмосковном городе) разговоры о построении светлого коммунистического будущего воспринимались как минимум иронически, а как максимум – с жутким скепсисом. Например, моя мама очень сердилась на отца за то, что ему, когда он стал начальником цеха на заводе, пришлось вступить в партию: в семье денег не хватает, а теперь у него из зарплаты будут еще и партвзносы вычитать!
Коммунистическая система приобрела формальный характер, потерялась ее идейная суть, а некоторые положения и вовсе доводились до абсурда. Вот знаменитый анекдот того времени: «На артиллерийском училище висит лозунг «Наша цель – коммунизм!»». При этом сами социалистические ценности по сути мало кто отвергал, но теперь их связывали скорее не с идеями Ленина и Маркса, а с мечтой о создании истинно справедливого общества. За столами нередко произносили тост: «За грядущую социалистическую революцию!» – ратуя за восстановление принципов социальной справедливости в полном объеме. Масла в огонь подлил, конечно, продовольственный кризис, который начался в конце 1970-х, когда многие продукты питания можно было купить только в крупных городах. Я сам в студенческие годы, на рубеже 1970–1980-х, рюкзаками возил домой из Москвы элементарную еду, которой не было в 100 км от столицы, – масло, колбасу, сосиски, мясо. К сожалению, в конце 1980-х этот кризис лишь усилился. Как следствие, недовольство системой только нарастало, как нарастала и общая социальная напряженность.
Народные торжества
– Если бы этого юбилея не было, произошло бы в тот момент потепление отношений между государством и Церковью?
– Юбилей сам стал результатом наступивших перемен, он явился следствием потеплевших отношений, а не наоборот. Торжества показали, насколько это людям важно. А дальнейшие события, когда народ валом пошел в церковь, это еще раз подтвердили. Недаром 1990-е годы патриарх Алексий II, который возглавлял празднование в Новгороде в мае 1988-го, назвал временем «Второго Крещения Руси».
– Почему центрами празднования тысячелетия Крещения стали Новгород и Москва, а не, например, Киев?
– Дело в том, что Киев в то время являлся одним из главных рассадников атеизма в СССР. Владимир Щербицкий, первый секретарь ЦК Компартии Украины, был из числа основных гонителей Церкви. В свою очередь, между Троице-Сергиевой лаврой и Москвой с одной стороны, и Новгородом – с другой произошло своеобразное «распределение обязанностей». В лавре и Даниловом монастыре, как я уже говорил, прошли официальные церковные мероприятия, а в Новгороде были скорее народные торжества – с песнями и плясками на улицах и площадях, с различными концертами, встречами и т. д. Кроме того, напомню, праздник в Новгороде имел всероссийский, а не всесоюзный масштаб, за него отвечал Минкульт РСФСР. Поэтому Киев сюда никоим образом не включался, это была другая союзная республика. Но, кстати, в 1989 году этот день уже отмечался в Киеве, а в 1990-м – в Минске. Так что лиха беда начало…
– Как проходил сам праздник в Новгороде?
– Открытие торжеств состоялось на Торговой стороне, причем началось оно с Божественной литургии, чего раньше даже в мыслях никто допустить не мог. Потом участники праздника во главе с митрополитом Алексием под звон колоколов, с хоругвями отправились крестным ходом на Софийскую сторону, по мосту через Волхов. Разрешенный крестный ход – это было так необычно для того времени! Правила крестного хода тогда знали немногие, поэтому все ринулись вперед, каждый хотел побыстрее оказаться на мосту, поближе к голове крестного хода. И – я прекрасно помню этот момент – мост заходил под нашими ногами ходуном, казалось, сейчас мы все рухнем в реку. Тогда нас попросили остановиться, потом разделили на две группы, и мы, стараясь шагать вразнобой, уже не торопясь, перешли на Софийскую сторону.
Далее праздник продолжился в Новгородском кремле. Торжества совпали с Днем города, все горожане собрались здесь. В Софийском соборе состоялся концерт духовной музыки, пели духовные хоры (самый крупный – из Московской духовной академии), выступал солист Большого театра Александр Ведерников. В филармонии прошли выступления симфонических оркестров и народных коллективов, причем по окончании толпа зрителей, выкатившись на улицу, стала петь и отплясывать прямо у памятника «Тысячелетие России», я тогда себе все ноги оттоптал. Позже состоялся творческий вечер писателей. Представьте себе забитый под завязку новгородский Дворец культуры: люди сидели и стояли в проходах и чуть ли не на сцене, перед ними выступали Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев – писатели, которых знала вся страна. В Новгородском пединституте проходила научная конференция. В присутствии руководителя Новгородской археологической экспедиции Валентина Янина, историков Ярослава Щапова и Аполлона Кузьмина был торжественно открыт памятник на том месте, где нашли первую берестяную грамоту. Да много чего было! Мы носились по Новгороду, стараясь успеть везде, где только можно. А по ночам – песни, танцы и бесконечные разговоры, разговоры, разговоры… Наконец, в последний день было большое празднество в «Витославлицах», в музее деревянного зодчества…
Вот ведь, прошло 30 лет, а ощущение искренней радости и восторга от того по-настоящему народного праздника до сих пор в душе живет.
Предстоятель
23 февраля исполняется 90 лет со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929–2008). Один из предков патриарха, в миру Алексея Михайловича Ридигера, курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер принял православие во времена Екатерины Великой. Дед предстоятеля был судебным чиновником в Петербурге, а отец – протоиереем. После Октябрьской революции семья Ридигер переехала в Эстонию. В детстве будущий патриарх несколько раз посещал Валаамский монастырь, находившийся в те годы на территории Финляндии.
Духовное образование Алексей Ридигер получил в Ленинграде; в 1959 году, после смерти матери, решил принять монашеский постриг. В 1961-м иеромонах Алексий стал епископом Таллинским и Эстонским. В бытность на этой кафедре ему удалось отстоять Пюхтицкий монастырь, которому грозило закрытие. В 1964 году молодой архиепископ был назначен управляющим делами Московской патриархии. В декабре 1985-го Алексий, к тому времени митрополит, написал письмо Михаилу Горбачеву, в котором предлагал накануне тысячелетия Крещения Руси пересмотреть отношение государства к верующим. После смерти патриарха Пимена в 1990 году митрополит Алексий был избран патриархом Московским и всея Руси. Его патриаршее служение продолжалось 28 лет. Это было время возрождения православия, настоящее «Второе Крещение Руси».
Академик Янин
Выдающийся историк и археолог Валентин Янин стал одним из инициаторов проведения в 1988 году мероприятий в Новгороде, посвященных тысячелетию Крещения Руси. 6 февраля этого года он отмечает 90 лет. Его имя и труды хорошо известны как специалистам, так и любителям истории. Особенно много сил академик отдал изучению и популяризации истории средневекового Новгорода. Возглавляя с 1962 года Новгородскую археологическую экспедицию, он ввел в научный оборот многие сотни новых текстов и артефактов, явился одним из создателей комплексной школы изучения письменных и вещественных источников по истории русского Средневековья (берестяных грамот, монет, печатей, других археологических находок).
Среди открытий археолога – печать князя Ярослава Мудрого, усадьба новгородского художника XII века Олисея Гречина, Новгородская псалтырь начала XI века (древнейшая книга Руси)… Широкому кругу читателей адресованы его вышедшие несколькими изданиями научно-популярные книги «Берестяная почта столетий» и «Я послал тебе бересту…». На протяжении многих десятилетий академик Валентин Янин является одним из авторов научной серии публикаций «Новгородские грамоты на бересте».
На высшем уровне
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев не остался в стороне от празднования тысячелетия Крещения Руси. Его внимание к этой дате подчеркивало высокий государственный уровень торжеств
29 апреля 1988 года Горбачев принял в Кремле патриарха Московского и всея Руси Пимена и членов Священного синода – митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего патриарха Алексия II), митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Слуцкого Филарета и митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира. На встрече было решено отмечать приближающееся тысячелетие Крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый праздник. Эту встречу широко освещали СМИ, в том числе зарубежные. В тот день Горбачев заявил о разработке нового закона о свободе совести, который отразил бы и интересы религиозных организаций, и назвал тысячелетие Крещения Руси «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности».
Горбачев продемонстрировал всему миру, что Советский Союз отказался от практики преследования верующих. Органы пропаганды, начиная с журнала «Коммунист», вслед за генсеком заговорили о православии в новой тональности. Дело не ограничилось словами. В юбилейный год было принято решение о возвращении Русской православной церкви сотен храмов, в большинстве которых до того располагались учреждения и склады. С одобрения Горбачева впервые за всю советскую эпоху началось строительство в Москве нового храма – в честь тысячелетия Крещения Руси. Кроме того, Церкви вернули некоторые реликвии, хранившиеся в музеях. На всех московских торжественных мероприятиях, приуроченных к этому юбилею, присутствовала супруга генерального секретаря Раиса Горбачева. По Центральному телевидению транслировался праздничный концерт с участием церковных хоров. Государство и Церковь сделали большой шаг навстречу друг другу, а эпоха воинствующего атеизма осталась в прошлом.
(Фото: РИА Новости, Юрий Лизунов, Александр Чумичев/ТАСС)