До войны, несмотря на атеистическую пропаганду, в Ленинграде не были распространены кремации, а многие люди тайно отпевали своих умерших родственников. Люди, умершие в блокаду, оказались лишены христианского погребения. Это обстоятельство в 1990-х годах, во время возрождения церковной жизни в стране, способствовало появлению активного движения за создание в Парке храма-памятника.
Строительство часовни по проекту Е. Пунько было осуществлено в 2010 году, она была освящена 7 мая того же года. Часовня декларировалась как временное сооружение, но в реальности была возведена капитальная постройка, в которой разместилась церковь. В храме совершаются регулярные богослужения, в том числе – панихиды по погибшим в годы Блокады Ленинграда. На здании установлен общий для всех христианских конфессий четырёхконечный крест, а не более традиционный для русских храмов вариант с нижней косой перекладиной, это сделано по желанию настоятеля, отца Алексия, «чтобы в часовню могли войти все».
Посвящение храма – Всем святым, в земле Российской просиявшим – глубоко символично. Во-первых, оно подчеркивает, что храм посвящён памяти о прошлом России, что он является надгробным памятником лежащим здесь людям. Во-вторых, День всех святых, в Земле Российской просиявших, часто празднуется в июне – около годовщины начала Великой Отечественной войны.
В 1946 г. вышла в свет Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией и отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым). После этого началось праздновать память Всех русских святых во вторую Неделю по Пятидесятнице стали повсюду, где существовала Русская Православная Церковь.
Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Подвигом русских святых освящена вся Россия. Они не только спасали души, но и руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие.
Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им из всех многочисленных народов только русский народ избрал в названии своей страны слово «Святая» – Святая Русь.
В XX веке свершился великий мученический подвиг, отмеченный актами канонизации в 2000 г., когда за один год было прославлено Святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных, сейчас же среди небесных заступников России большинство составляют мученики. Подвиг святости в России – подвиг мученичества.
Святые Церкви в православной традиции – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина.
В установлении праздника Всем российским Святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку этот путь, который приводит его к Богу.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников