1+
Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв. Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско – Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.
Содержание
- Спасо-Евфимиев монастырь
- Собор Рождества Богородицы
- Смоленский храм
- Лазаревская церковь
- Воскресенская церковь
- Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
- Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
- Покровский монастырь
- Ризположенский монастырь
- Борисоглебская церковь
- Кресто-Никольская церковь
- Цареконстантиновская церковь
- Александровский монастырь
- Успенская церковь
- Петропавловская церковь
- Васильевский монастырь
- Покровский собор
- Церковь Вознесения Господня
- Никольская церковь
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
- Краткая история
- Архитектура Знаменской церкви
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.
Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.
Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.
Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.
Рекомендуем прочитать:
Собор Рождества Богородицы
К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.
В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).
Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.
Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.
Смоленский храм
Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.
Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.
Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.
Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.
Лазаревская церковь
На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.
Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.
Воскресенская церковь
Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.
Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.
Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.
Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.
Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века.
В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. «нарышкинского” барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез.
На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма.
С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.
Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.
Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века.
Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.
Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.
Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.
Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым – 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Ризположенский монастырь
Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская.
Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.
Борисоглебская церковь
Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв.
Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской.
Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница.
На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.
Кресто-Никольская церковь
Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни”Кресты”, которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора.
Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.
Цареконстантиновская церковь
Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.
В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.
Александровский монастырь
Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.
На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.
Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.
Успенская церковь
Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции.
К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие «нарышкинскому” барокко.
В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. Варганова.
Петропавловская церковь
Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью.
Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.
Васильевский монастырь
Васильевская обитель входит в «пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами.
На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета.
Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.
Покровский собор
Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.
Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.
В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.
Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).
Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.
Церковь Вознесения Господня
Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.
В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.
После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины.
Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.
Никольская церковь
Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область).
В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св. 250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.
Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню.
По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре – мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.
В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:
Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Ленина, 22
Дата постройки: 1749 год
Координаты: 56°24’33.2″N 40°26’49.2″E
Краткая история
У самого въезда в Суздаль со стороны Владимира, над крутым берегом речки Мжары возвышается приходская церковь Знамения Богородицы.
С восточной стороны от Знаменского храма открываются виды на предместье Суздаля — Михайлову сторону, или Михали. В XIII столетии на месте церкви Знамения стоял Введенский женский монастырь, рядом с которым располагалась деревня Пинаиха. Монашеская обитель была разрушена ордами монголо-татар в 1237 году, а деревня просуществовала до 1685 года и в конце XVII века стала частью города Суздаля, получив название Пинаевой стороны.
Согласно писцовой книге Суздаля, в 1617 году здесь находились два деревянных храма — во имя Введения и Рождества Христова. На рубеже XVII — XVIII веков по распоряжению суздальского митрополита Иллариона на Пинаеву сторону перенесли деревянную Знаменскую церковь, ранее стоявшую на Торговой площади. В 1749 году церковь Знамения перестроили в камне за счёт средств, добровольно собранных прихожанами. В 1777 году рядом воздвигли небольшую «зимнюю» церквушку Ризоположения, создав единый ансамбль «парных» храмов. В 1959 году Знаменская церковь в Суздале реставрировалась искусствоведом А. Д. Варгановым.
Архитектура Знаменской церкви
В основу композиции Знаменской церкви положен куб, перекрытый четырёхскатной кровлей и завершённый гранёным барабаном с луковичной главкой. Окна на фасадах размещены в два ряда и обрамлены резными наличниками. Вместо кокошников верхнюю часть стен раньше украшали изображения евангельских сюжетов. С востока к основному объёму-кубу примыкает большая апсида, а с запада — массивное парадное крыльцо, опирающееся на гранёные столбы.
Между «летней» Знаменской и «зимней» Ризположенской церквями возвышается трёхъярусная колокольня. Она представляет собой квадратную в плане постройку с полусферической металлической кровлей. Крыша колокольни увенчана луковичной главкой с крестом, а ярусы здания декорированы пилястрами и полуколонками.
Рейтинг достопримечательности:
Музейных экспозиций в Суздале должно прибавиться. Сейчас в некоторые исторические памятники вход для туристов закрыт. Например, внутрь деревянной Никольской церкви, расположенной на территории западной части Суздальского кремля, не попасть. А она как магнитом манит гостей.
— Вход сюда закрыт. Сейчас здесь хранится всякий хлам. Например, вот старая витрина музея, которую завезли сюда лет 40 назад. Сейчас решают, что с ней делать. Раньше здесь была экспозиция, — рассказал «Призыву» один из сотрудников.
Церковь была построена в 1766 году. Изначально клеть находилась в селе Глотово Юрьев-Польского района. Потом в 1960-е церковь перенесли на территорию музея-заповедника.
Деревянную церковь обещают открыть для туристов летом.
— У нас там временно находится часть фондов. Мы сейчас занимаемся ремонтом фондовых помещений. На музейную ночь мы сделаем открытое хранение фонда деревянного зодчества, который хранит музей-заповедник. И так потихонечку будем перемещать эти объекты. И в следующий летний сезон он станет объектом показа, как образец деревянной архитектуры, — поделилась планами генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова.
Ранее «Призыв» сообщал, что благоустройство Суздаля прошло оценку федеральных чиновников. Город посетила вице-премьер Ольга Голодец.
Татьяна Данилова
Фото «Призыва»
Кресто-Никольский храм располагается в Суздале, у северной области Торговых рядов и выходит на две улицы: Старую и Ленина. Он был построен примерно в 1770 году.
Кресто-Никольский храм представляет собой тип трёхчастной бесстолпной церкви, состоящей из центрального объёма, трапезной, апсиды и колокольни. Куб основного объёма перекрывает четырёхскатная кровля, увенчанная одной главой-луковкой. С восточного края, около алтарной апсиды возведена маленькая часовня в память о бывшей.
У него, как и у каждой суздальской церкви, существует своя особенная черта – двухцветное оформление. Если смотреть на здание с разных улиц, то можно и не догадаться, что это – одно и то же сооружение, так оно различается по внешнему облику с противоположных сторон. На улицу Ленина выходит желтая часть — собственно, основной объем одноглавого храма, который был построен на месте часовни, возведенной здесь в середине XVII столетия в память об окончании мора. На желтой стене находятся беленые узорчатые карнизы, фронтоны и карнизы, напоминающие барочный стиль. В XIX веке к храму были пристроены широкое трапезное помещение и колокольня со шпилем белого тона, хорошо просматриваемые со Старой улицы и закрывающие для обзора более старую часть церковного здания.
Кресто-Никольская церковь была возведена на месте памятной часовни, которая являла собой избавление города Суздаль от сильнейшего морового поветрия в 1654 году, которое истребило почти половину городского населения, достигавшего в то время примерно 2500 человек. По старинной традиции, в разгар несчастья на этом месте (тогда здесь был оживленный дорожный перекресток) суздальцы служили молебен об избавлении от эпидемии, а после прекращения мора соорудили деревянную часовню, впоследствии замененную большим каменным храмом в честь Креста Господня с приделом святого Николая Чудотворца.