Цахуры относятся к одному из коренных народов Кавказа и являются титульной народностью Республики Дагестан. Вместе с предками других народов лезгинской семьи, цахуры входили в многоплеменное государственное объединение Кавказская Албания. У них было общее название «албаны», или «агваны».
Содержание
Где живут
Проживают цахуры в России, на территории юго-западного Дагестана, в Махачкале, Рутульском, Кизлярском, Кумторкалинском районах, на северо-западе Азербайджана, в Закатальском, Гахском районах, Волгоградской, Тюменской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Свердловской, Саратовской областях, Краснодарском крае, Калмыкии. Малое количество проживает на Украине, в Белоруссии, Казахстане.
Численность
В соответствии с официальными данными, в мире проживает около 30 000 цахуров, по неофициальным — их от 50 до 100 000. Основная часть живет на территории России в Дагестане и Азербайджане.
Название
Этноним «цахур» (или «цах») произошел от названия аула Цахур. Сам народ именует себя йыхъбы, цIaIхбы. Лезгины называют цахуров «цыахурар», аварцы — «хъалтагъал», рутулы — «гъалтахъар», лакцы — «цІахъюр». Азербайджанцы именуют их лезгинами или сахурами.
Язык
Народ говорит на цахурском языке, который относится к нахско-дагестанской группе северокавказских языков и входит в лезгинскую ветвь. Цахурский более всего близок к рутульскому языку и делится на три диалекта:
- гельмецко-курдульский
- цахурско-сувагильский
- сапучинский (сабунджинский)
Народ для письма использовал арабскую модифицированную письменность. В 1930-х годах на основе латинской графики был разработан алфавит. В местных школах с 1935 по 1938 годы велось обучение на цахурском. В 1990 году был создан новый алфавит на основе кириллицы. Сегодня язык считается одним из официальных в Дагестане.
Религия
Цахуры на протяжении всей своей истории исповедовали три религии:
- ислам
- христианство
- зороастризм
Все эти религии оставили свой след в жизни народа. В древности цахуры поклонялись огню. Многие культовые древние постройки на территории, где проживают представители народа, связаны напрямую с зороастризмом. В цахурском селе Мамрух расположен храм хозяина земли Спента Армайти, в селении Гьаласкьар сохранились руины храма божества Аша Вахушта, управляющего огнем. В селении Юхары Чардахлар есть руины храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, исповедующий зороастризм верил, что существует один главный бог и шесть богов светочей, которые подчиняются ему. Все вместе они правят миром.
Христианство цахуры приняли в 313 году. 4-7 века считаются расцветом Кавказской Албании. Христианство в этой стране было государственной религией, большое внимание уделялось строительству храмов, церквей, часовен, монастырей. Ислам народ принял неравномерно. В Азербайджане этот период пришелся на начало 8 века, в Дагестане — на 10-11 века. Сохранилось в этих местах много связанных с исламом сооружений.
Еда
У народа преобладают в рационе мучные и мясные блюда. Проживающие в Азербайджане цахуры питаются более разнообразно. В кухне присутствуют продукты земледелия и животноводства, блюда из пшеничной, кукурузной муки, рис, овощи, фрукты. Из орехов делают халву, используют съедобные травы.
Хлеб пекут в печах двух видов:
- тандур, печь круглой формы со стенками, высотой в 1 метр. Иногда располагалась в яме, в земле;
- кульба, прямоугольная печь, высотой 1,5 метра.
Печи обычно расположены во дворе дома. Хлеб пекут овальной и круглой формы. От того, какой вид муки и состав теста, зависит, какую печь будут использовать.
Важное место в питании народа занимает сушеное мясо. Его заготавливают в ноябре из целой туши барана, которую засаливают, после сушат на ветру. Делают на зиму разные сушеные колбасы. Из молочного употребляют творог, молоко, айран, гатык, простоквашу. Хорошо готовят цахуры коровий и овечий сыр. Масло делают в специальной маслобойке из дерева.
Много существует у народа самобытных блюд. Одним из вкуснейших и лучших считается цахурский хинкал. Готовят его на пару и подают с сушеным мясом. Тесто используется очень тонкое, как листок. Примечательно, что не каждая хозяйка может приготовить правильно это блюдо.
Другие блюда цахурской кухни:
- сюргьюллю, из тонко раскатанного теста формируются закрученные листочки или лодочки. Варят в кипящем бульоне, подают с сушеным мясом;
- цыинт, похожи на сюргьюллю, только меньше размером. Подают с фасолью и мясом;
- гырц, пельмени с творогом или мясом. Для начинки еще используются сушеные травы: мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, щавель;
- маххвара, блинчики со рваными краями;
- быджак, лапша с молоком;
- кьуцяр’-чуду, лепешка с мясом, творогом или тыквой;
- тыелебы, тонкие хинкалы разной формы, подаются с различной начинкой.
Внешность
Цахуры считаются молчаливыми, гордыми и суровыми людьми с подтянутой стройной фигурой. Они гостеприимны и всегда хорошо встретят гостей и накроют для них стол.
Одежда во многом схожа с традиционным костюмом народов Дагестана, но отличается по отделке, покрою, цвету и способу носки. Шили одежду в основном из шерсти и кожи. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет на подкладке «алхалыг», распашную длинную черкеску, островерхую шапку конусообразной формы, пошитую из овчины, башлык, каракулевую шапку. Зимой надевали шубу-накидку со сложным рукавом, шубу с рукавами, бурку. Чабаны носили войлочный плащ. На ноги надевали вязаные носки, поршни-чарухи, которые представляли собой кусок кожи, стянутый по форме ноги, чувяки, сафьяновые сапоги, шерстяную вязаную обувь с загнутым вверх носком. Обязательными элементами костюма были кинжал и кожаный пояс.
Одежда женщины состояла из штанов, рубахи туникообразного покроя, широкой юбки, кофты на подкладке, бешметов различного кроя (катиба, алхалыг), фартука-передника. На голове носили платок, чухту. Способ носки головного убора зависел от возраста. В холодное время года надевали безрукавку, овчинную шубу. На ногах носили шерстяные пестрые носки, башмаки, поршни, вязаные сапоги, сафьяновые чувяки. Широко использовали женщины украшения в одежде: нарядный капор «дугмаче», налобник, пояс, серьги, браслеты, серебряные цепочки, нагрудные подвески. Украшали одежду вышивкой, монетами, трубочками, бляшками. Сегодня носят в основном городскую одежду, сохранились шубы, носки, вязаная обувь, шапки из каракуля.
Жилище
Цахуры населяют высокогорье и верховья реки Самур, южные склоны Главного Казахского хребта, предгорные и равнинные селения в Азербайджане. Издавна строили жилище (дега), которое состояло из большого помещения, где жила вся большая семейная община. В этом помещении ели, проводили семейные обряды, занимались домашним трудом. Углы и отсеки просторной комнаты использовались для производственных и хозяйственных нужд. Дега одновременно была кухней и кладовой, здесь перерабатывали и хранили животноводческие и растительные продукты.
Для увеличения площади жилья к задней стене пристраивали открытые отсеки, которые делили на два этажа. На верхнем хранился инвентарь, сельскохозяйственные орудия, постельные принадлежности, на втором — хранили продукты, в большей степени молочные.
Жизнь
Основными занятиями цахуров издавна было скотоводство и земледелие. Разводили мелкий, крупный рогатый скот, в основном доминировало овцеводство. Летом овец держали в Самурской долине Дагестана, осенью перегоняли на зимние пастбища в Азербайджан. Когда распался СССР, хозяйственный уклад цахуров претерпел изменения. В начале 90-х овцеводство пришло в упадок, сейчас оно постепенно восстанавливается. Сегодня стада уже не перегоняют. В некоторых селениях есть овцеводческие крупные фермы.
Цахуры, проживающие на территории Дагестана, занимаются в основном скотоводством. В Азербайджане цахуры занимаются земледелием, садоводством, огородничеством, выращиванием бахчевых культур. Выращивают табак, кукурузу, пшеницу, овес. В садах растут орехи, хурма, яблони. В Дагестане мало посевных площадей, поэтому раньше, проживающие там цахуры обменивали и покупали зерно на равнинах Азербайджана. Издавна народ занимается пчеловодством. Мед на Кавказе очень ароматный и вкусный. Очень ценится мед из горных частей региона. Широко используют цахуры продукты пчеловодства в лечебных целях.
Из промыслов и ремесел распространена обработка шерсти, из которой изготавливают сукно. Это сукно идет на изготовление одежды, шалей, ковров, мешков, носков «турсбы» и «хурджуны». Шерсть пряли на ручных прялках. Большим спросом пользовались изделия и войлока: чопуз, кече-бурка, полушубок. Ковры ткали различных видов: килим, паласы, хирсак. Пряжу окрашивали натуральными красками из хны и марены.
Занимались цахуры обработкой кожи. Из обработанной овчины делали шубы, папахи, бурдюки для хранения сыра. Из кожи крупного рогатого скота изготавливают ремни, кнуты, уздечки, седла, веревки, сумки.
Широко распространена работа по дереву. Изготавливают предметы домашнего обихода, кухонную утварь, ложки, корыта, черпалки, кадки, маслобойки, сундуки, люльки, лари, грузовые арбы, музыкальные инструменты.
Цахурские мастера украшали опорные столбы, потолки мечетей и богатых домов узорами, изготавливали мебель, окна, двери. Широко распространены у народа и другие ремесла: кузнечное, сапожное, лудильное, ювелирное, портное, гончарное дело. Развита была торговля, свои товары цахуры продавали в Грузии, России, Турции, Иране.
У народа существует две формы семьи: большая неразделенная и малая. Неразделенная семья состоит из нескольких поколений родственников, среди которых работоспособными являются несколько женщин и мужчин. Все члены такой семьи сообща пользуются скотом, землей, хозяйственными и жилыми постройками, продуктами.
При разделе имущества все сыновья обладали равными правами на наследство. Незамужние дочери получали в два раза меньше. Женщинам принадлежали только личные вещи: приданое и одежда, но при дележе имущества у матери были равные с сыновьями права. Инвентарь, скот, земельные владения и продукты делились поровну, хозяйственные и жилые постройки по жребию. По адату старый отцовский дом оставался самому младшему сыну, который оставался жить с родителями.
В малой и большой семье главным был старший мужчина, он выполнял многие сложные обязанности, связанные с бытом и ведением хозяйства, разделял между членами семьи работу, строго следил, чтобы каждый исполнял свои обязательства. Все имущество и доходы семьи были в его полном распоряжении. Глава семьи решал судьбы домочадцев. Обращались к такому мужчине не по имени, а уважительно «абаттей».
Из женщин в семье главной была «абай» — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечает за кормление скота и работает на кухне. Мужчины в женские дела не имели права вмешиваться, поэтому все споры женской части семьи решала абай. Без ее разрешения даже самый главный мужчина в доме не может распоряжаться ничем из женского хозяйства.
Так как в больших семьях было несколько свекровей, абай за каждой из них закрепляла ее невестку. Молодая жена должна была облегчить работу матери своего супруга, помогать ей, но и в полной мере выполнять свою работу по хозяйству. Нередко молодые невестки в неразделенных семьях оказывались под двойным подчинением у свекрови и абай.
Фольклор
Древние музыкальные инструменты цахуров:
- дюттек
- сипсий
- балабан
- баян «накьра»
- тампур
- дам-дам (дяф)
- зурна
- кос
Цахурский традиционный ансамбль называется «кьаварчер» и состоит из 4 человек, которые играют на разных инструментах. Народ отдает предпочтение быстрой ритмичной музыке, которая вдохновляет, поднимает настроение, дает жизненные силы. Они не любят грустные мелодии.
Музыка сопровождает цахуров на протяжении всей жизни. Она поддерживала их на войне и в периоды суровых испытаний. Во время Кавказской войны Имам Шамиль запрещал горцам петь печальные песни.
Самые любимые народные произведения цахуров: «Бег гаъяна», «Издагъ алэеъэна», авторские песни: «Аман ед’ Алшанын», «Къаджуна».
В древнем Цахуре (Рутульский район) прошли мероприятия, приуроченные к 940-летию с момента открытия первого в Европе исламского университета (медресе) в 1075 году, инициатором праздника выступила Цахурская национально-культурная автономия, функционирующая в городе Москве.
К празднику был приурочен автопробег Москва – Ростов – Махачкала – Цахур, который стартовал 18 июля в Москве и завершился 21 июля на самой крайней точке Рутульского района, на границе с Азербайджаном. В рамках мероприятия состоялся мавлид в Цахуре и круглый стол в Махачкале.
Основная часть праздничных мероприятий прошла в Цахуре, куда съехалось много гостей из городов, районов республики и других регионов страны.
Среди гостей были депутат Народного Собрания РД Фикрет Раджабов, заместитель муфтия Дагестана Магди-хаджи Абидов, член Союза писателей России Александр Ибрагимов, руководитель Цахурской национально-культурной автономии Рафаель Алиев, а также германский философ, общественный деятель, сторонник России Йоахим Кокотт, который, к сожалению, не смог попасть в Цахур, он остался в Рутуле, так как село расположено в пограничной зоне, также представители некоторых министерств и ведомств, ДУМД и другие.
Главным событием праздничных мероприятий стал автопробег из Москвы до Цахура.
По пути следования к колонне присоединялись участники из других городов России.
По прибытии в Махачкалу состоялся импровизированный митинг, где организаторы и участники говорили о значимости данного праздника не только для цахуров, но для всех народов Дагестана и России.
По словам депутата Народного Собрания РД Фикрета Раджабова, который выступил перед участниками автопробега, значение этого события огромно не только для истории Дагестана, Северного Кавказа, но и России, поскольку это было первое мусульманское учебное заведение на землях, входящих ныне в состав РФ.
В городе Дербенте гостей ждали работники крепости Нарын-Кала, которые организовали экскурсию и рассказали о том, как готовится город к своему 2000-летию. Было отмечено, что в древнем городе России находится самая древняя мечеть на Кавказе, а в Цахуре – самое старое медресе.
По прибытии в Рутульский район в районном Центре традиционной культуры народов России состоялась встреча с руководством района, где были обсуждены вопросы, касающиеся развития района, а также инвестиционной привлекательности района.
К вечеру этого дня автопробег прибыл в конечную точку – село Цахур, где был оказан радушный прием, организованный администрацией и жителями села.
На следующий день в селе состоялся большой мавлид с участием представителей духовенства республики и жителей всех сел цахурской долины.
Здесь говорили об истории зарождения ислама в России, о роли Цахура как центра, откуда распространялся ислам на Кавказ и Россию.
Участники мавлида отметили, что Дагестан является той землей в составе России, куда первыми пришли все три основные мировые религии: христианство, иудаизм и ислам. При этом на протяжении тысячелетнего совместного проживания Дагестан не знал ни национальных, ни религиозных войн! Это удивительный факт! Пожалуй, единственный в мировой истории! Сам же Цахур в средние века стал центром распространения ислама на Северном Кавказе. Именно здесь в 1075 году визирем государства сельджуков Низам аль-Мульком было основано первое на Кавказе медресе университетского типа (открылось на 13 лет раньше знаменитого университета в итальянском городе Болонья, который считается древнейшим в Европе), где готовили мусульманских ученых и учителей, а также переводили на местные языки книги мусульманских богословов. Первыми профессорами здесь стали цахуры, обучавшиеся в Сирии и Ираке, которые, окончив учебу, вернулись на родину, чтобы распространять ислам на Кавказе.
Отсюда вышли и первые представители ученого мусульманского духовенства, такие как Осман-Эфенди, Абдулла-Эфенди из Цахура, Курбан-Эфенди из Мишлеша, Исмаил-Эфенди из Гельмеца, Абдурахман-Джамалетдин-ал Сугюти, хорошо известные за пределами родного края. Здесь же в конце XIII века был создан первый двухтомный толковый словарь арабского языка «Ал Гарибайн», на титульном листе которого сохранилась надпись: «Эту книгу перевел Мухаммед, сын Абдул-Хасана из Цахура в 689 г. Хиджры (1290 г.)».
До настоящего времени в этих местах сохранились зияраты арабистов-ученых: мавзолей Султана-шейха Махмуда, могила шейха Молла-Раджаба (Цахур), мавзолей Султан-шейха Эмира (Мишлеш), мавзолей шейха Абдулвагаба-Эфенди.
Кроме того, именно здесь сохранились артефакты первых христианских (могила апостола Елисея в с. Гельмец), иудейских и мусульманских проникновений на территории, ныне входящие в состав России.
Было также отмечено, что Рутульский район – это Дагестан в миниатюре, так как здесь проживают рутульцы и цахуры, азербайджанцы и лакцы, лезгины и аварцы.
По словам одного из организаторов мероприятия, члена Союза писателей России Александра Ибрагимова, в этом поистине интернациональном районе Дагестана возможно проведение круглого стола с привлечением ведущих российских специалистов на темы культурного значения и наследия Дагестана в общероссийском масштабе. Кроме того, именно по итогам данного круглого стола могла бы быть озвучена идея о рассмотрении Дагестана в качестве модели при создании нового Евразийского союза. Поскольку именно Дагестан имеет тысячелетний опыт мирного сосуществования разных религий и народов.
После мавлида участники автопробега и праздника продолжили свой путь до границы с Азербайджаном, Чародинским и Тляратинским районами республики, с которыми граничит Рутульский район.
Останавливаясь в каждом цахурском селе, на встрече с населением они говорили не только о роли Цахура как центра распространения ислама на Кавказе и России, но и о роли каждого из них в сохранении традиционной религии, которую исповедовали наши отцы и деды.
Говорилось также о социально-экономическом положении района и сел цахурской долины, в частности о том, что можно сделать для того, чтобы возродить села, остановить отток населения в города и другие регионы страны, а также о привлечении инвестиции в район и роли состоявшихся как бизнесменов цахурцев.
В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» депутат Народного Собрания РД Фикрет Раджабов отметил, что одним из рычагов создания рабочих мест и толчком развития экономики может стать строительство кольцевой дороги, которая соединит Рутульский район с Чародинским и другими горными районами республики, а также строительство автодороги в сторону Азербайджана.
По его словам, при поддержке руководства республики и лично Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова данная дорога за последние два года протянулась еще на 7 км, чего не было в прежние годы, когда в год строился от силы один километр дороги.
«Мы надеемся, что при поддержке руководства Дагестана в ближайшее время все населенные пункты Рутульского района будут обеспечены автомобильным сообщением, данная дорога выйдет к границе с Азербайджаном и выполнение поручения Президента России Владимира Путина о строительстве пункта пограничного пропуска через Диндидагский перевал в сторону Азербайджана станет реальностью», – подчеркнул он.
Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.
Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.
Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI — начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное «криптохристианство» — сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы «насолить» местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.
Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи — это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут «Святую Троицу» (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.
Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество — Италии, а православие — Греции.
Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.
В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка — мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.
Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.
В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания — это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.
Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).
Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.
Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.
Генетически цахуры входят в лезгинскую группу дагестанских языков. Цахурский язык представлен цахским и гельмецким диалектами. Большинство цахуров знает азербайджанский и русский языки. Вера – мусульмане-сунниты.
В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону – труднодоступный Рутульский район, верховья реки Самур, в Азербайджане – южные склоны Главного Кавказского хребта.
Из истории цахуров
«Народ здесь живет дикий и необузданный, налоги никогда никому не платил, не платит и платить не будет», – писал о цахурах один из русских путешественников, побывавший в ХVII веке в верховьях реки Самур.
История цахуров уходит своими корнями в глубокую древность – во времена Кавказской Албании. Первые письменные упоминания о народах, населяющих эти места, принадлежат историку Феофану Митиленскому, описавшему поход Помпея на Албанию. Правда, о «дикости и необузданности» народа в них речи не идет. И это неудивительно: памятники зодчества говорят о достаточно высокой культуре и развитии местного народа. В селении Кум, например, сохранились развалины христианского храма VI века, в селении Лякит – остатки круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса VII века.
Однако христианство, столь рано принесенное в эти края грузинскими и армянскими миссионерами, так и не успело здесь окончательно утвердиться. Уже в VIII веке в эти высокогорные районы пришел ислам. По легенде, трое арабских проповедников обратили цахуров в веру пророка Мухаммеда.
Многие древние авторы считают Цахур одним из древнейших аулов Дагестана, но сведения о его возникновении противоречивы. Известный дагестанский языковед Г.Х. Ибрагимов пишет, что «согласно документу «Имущество цахурских правителей» Цах был основан в 80 г. до н.э.». «Из всех аулов Горного магала, – пишет Линевич, – главным и древнейшим считается Цахур, существующий по преданию 18 столетий». Интересные сведения о Цахуре оставил еще один русский ученый А. Плотто, который, также опираясь на предание, пишет, что «приблизительно в 500 г. магометанской эры (около 1162 г. нашего летоисчисления) в ущелье, называемом Санбур (Самур), построено селение Захур (Цахур), которое считали в то время самым сильным селением по многолюдству и отваге его обитателей. Вследствие этого из окрестных мест стали приходить к цахурам другие племена, селились и за это сначала подчинялись им, а потом совершенно попали под их владычество». Таким образом, каждый исследователь установил свою дату образования Цахура: Линевич – I в. до н.э., Плотто – XII в. н.э.
XII век можно назвать золотым веком цахуров, подаривших миру видного мыслителя, мудреца, гуманиста, великого поэта Низами Гянджеви (Ганджав – название его рода), автора «Пятерицы» («Хамсе»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин» «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендер-наме». Низами родом из цахурского села Кум (на родном языке – Къум), где ему установлен памятник. Его поэзия, получив общечеловеческое признание, отмечена глубиной мысли, богатством языка, высокими художественными достоинствами. Она оказала огромное влияние на литературу Ближнего и Среднего Востока.
В 1075 г. в Цахуре открылось первое на Кавказе исламское медресе, ставшее центром духовности и утверждения ислама в Дагестане, подготовки алимов-богословов. На местный язык (по утверждению известного востоковеда А.Н. Генко, этим языком был цахурский) с арабского были переведены важные работы, связанные с исламом шафиитского толка и шариатом.
Название селения Цахур переводится с цахурского языка как «горящее селение»: его неоднократно сжигали дотла пришлые завоеватели. Вплоть до середины ХIХ века через земли цахуров поочередно проходили арабы, грузины, монголы, турки, персы, вновь турки, пока здесь окончательно не утвердилась власть Российской империи: цахуры во главе с султаном Даниялбеком Елисуйским (Елисуй – река и селение в Азербайджане, одна из резиденций султана) приняли российское подданство. Султану были пожалованы княжеский титул и звание генерал-майора.
Однако 4 июня 1844 года в центральной мечети, положив руку на Коран, Даниялбек Елисуйский поклялся о переходе на сторону имама Шамиля. «До сих пор я заблуждался, забывал Бога, не исполнял шариат и наконец, познав истину, пренебрегаю всеми почестями и славою и посвящаю себя служению единому Богу», – так заявил он собравшимся.
Десятитысячная армия султана стала мощной поддержкой для Шамиля на Закавказском направлении. В ответ на это царские отряды сожгли Елису, при обороне которого погибло 500 горцев. В июне 1852 года все селения цахуров в Дагестане были сожжены и разрушены. Через семь лет после ссоры с Шамилем Даниялбек сдался князю Барятинскому. К тому времени некогда процветавший под его властью край опустел, более половины жителей погибло.
В годы Октябрьской революции и Гражданской войны цахуры Дагестана в большинстве своем поддержали советскую власть. Она отплатила им массовыми репрессиями против мусульманских ученых, которыми всегда славилась эта земля. В годы советской власти закатилась звезда Цахура как оплота ислама на Кавказе.
Легенда гласит, что Цахур был сожжен дважды. После того как он будет сожжен в третий раз, он восстанет из пепла и вновь засияет во всем своем утерянном когда-то великолепии, писали ученые того времени.
Хозяйственная деятельность
Исторически цахуры были животноводами, однако занимались и земледелием, несмотря на скудость пахотных земель.
Вертикальная зональность не могла не повлиять на развитие отраслей хозяйства – земледелия и скотоводства. В горной зоне, хотя и слабо, было развито орошаемое земледелие, особенно в этом отношении отличалось селение Мишлеш. В высокогорной зоне все обрабатываемые земли были богарными. Тем не менее жители благодаря огромным усилиям и соблюдению давних земледельческих традиций сумели использовать малоудобные склоны и превратить их в пахотные участки.
Кроме ограниченного земледелия, цахуры имели обширные летние пастбища по обоим склонам Самурского ущелья, но большей частью эти превосходные альпийские луга из-за продолжительной зимы использовались лишь короткое время.
Важной отраслью хозяйства цахуров является скотоводство, изучение которого имеет существенное значение для понимания истории общества и закономерностей его развития.
Значение этой отрасли в жизни цахуров обусловлено тем, что скотоводство обеспечивает не только продуктами питания и тягловой силой, но и сырьем для изготовления одежды, обуви и ряда предметов домашнего обихода, которые исстари служили основным источником обмена между людьми. Преобладание в хозяйстве крупного либо мелкого рогатого скота предопределило зональность развития скотоводства: крупный рогатый скот разводится большей частью в предгорье, мелкий – в высокогорье. Неотъемлемой частью скотоводства является коневодство, имевшее повсеместное распространение: без него невозможно развитие земледелия, скотоводства. Лошади из-за отсутствия колесных дорог широко использовались для перевозки грузов.
Говоря в целом о развитии скотоводства, отмечу, что цахуры всегда перегоняли скот с гор на равнину. С давних пор зимние пастбища располагались на территории современного Азербайджана, после распада СССР скот перегоняют в Калмыкию и на север Дагестана.
В советский период, как и другим горцам, цахурам были отведены отгонные земли в Бабаюртовском районе. Сегодня на этих землях образовалось несколько населенных пунктов переселенцев.
В последние годы как земледелие, так и скотоводство у цахуров пришли в упадок, они стали непопулярными у населения. Большая часть молодежи покинула родные места и занимается отходничеством.
Наиболее древним типом традиционного жилища цахуров был, видимо, дега – большое однокамерное помещение, служившее жильем для большесемейной общины. Вся ее домашняя жизнь протекала именно здесь. В дега семья принимала пищу, воспитывала детей, сообща совершала семейные обряды, занималась домашним трудом. Отсеки и углы этой довольно просторной комнаты использовались для хозяйственно-производственных нужд, и одновременно помещение было кухней и кладовой, местом переработки и хранения растительных и животноводческих продуктов.
Чтобы увеличить полезную площадь жилья, к задней стене пристраивали открытые отсеки, разделенные на два полуэтажа. Верхний полуэтаж назывался кьас, нижний – хидва. В верхнем отсеке хранили всевозможный инвентарь, сельскохозяйственные орудия, постельные принадлежности; нижний служил для хранения продуктов, в основном молочных. Наличие таких двуярусных пристроек давало возможность сохранить в комнате свободное место для дневной работы семьи. Отопление и освещение жилища осуществлялись с помощью открытого очага, который устраивался в центре комнаты в небольшом углублении. Дым выходил наружу через светодымовые отверстия.
Традиционная система отопления у цахуров была несложной. В центре земляного пола общего жилья выкапывалась ямка, обмазывалась твердой земляной массой, затем боковые стенки обжигали. После этого здесь беспрепятственно можно было разводить огонь – для приготовления пищи и обогрева помещения. Когда в жаровне оставались одни угли, над ямкой ставили курси – вид табуретки, которую покрывали паласом или войлоком, чтобы дольше сохранить тепло. Такое центровое отопление называется лахха, т.е. ямочное отопление. Здесь в зимнее время семья спала, располагаясь ногами к центру, к тандыру. Такую систему отопления мы наблюдаем не только в Дагестане, но и у части грузин, армян, азербайджанцев. Ареал данного вида отопления значительно шире и встречается у многих народов, различаясь лишь в деталях.
Азербайджанские цахуры строили дома более добротно и обставляли их лучше, чем цахуры Дагестана. Обилие стройматериалов, удобство их доставки позволяли им строить многокомнатные жилища с подвальными помещениями для продуктов. Преобладали полутора- и одноэтажные дома. В отличие от Горного магала, кровли домов здесь делали двускатными, с чердаком и покрывали соломой, камышом. Это было вызвано непригодностью чернозема для покрытия плоской кровли и частыми осадками. Здесь преобладали традиционные дагестанские конструкции в жилище с заимствованными элементами азербайджанского происхождения.
Наряду с самобытными элементами в строительстве и типе жилища в цахурском народном зодчестве встречаются общедагестанские и азербайджанский пласты, что свидетельствует о широких и плодотворных контактах цахуров с соседними этносами. Как пишет С. Хан-Магомедов: «На протяжении своей истории цахурский народ создал самобытную архитектуру. Народные мастера-строители выработали наиболее рациональные типы жилых домов, хозяйственных и культовых построек. Общаясь с народами Дагестана и Азербайджана, цахуры обогащали свою архитектуру новыми формами».
Одежда
Специалистами давно отмечена степень единства, а порой и идентичности в такой сфере материальной культуры народов Кавказа, как одежда. Определенная вариативность в покрое, способе ношения и других незначительных деталях, фиксируемая в локальных зонах, не выходит за рамки достаточно жесткой и устоявшейся традиции, охватывающей всю кавказскую историко-этнографическую область. Естественно, что в традиционной одежде цахуров также есть много общего не только с дагестанской, но и с одеждой других народов Кавказа. Сходство наблюдалось и в другом: материалы, которые шли на изготовление цахурской одежды, представляли собой переработанные продукты скотоводства – шерсть, кожа, овчина и др. Формы покроя, способы ношения одежды были обусловлены хозяйственной деятельностью населения и климатическими условиями расселения цахуров.
Мужская одежда состояла из следующих элементов. На тело надевали рубаху – гурт-вахчаг. Ее шили из домотканой хлопчатобумажной ткани, позже – из бязи и ситца. Последние два материала фабричного производства были редкостью для горца и до середины XIX в. почти не встречались. Гурт-вахчаг –
очень древний элемент цахурской мужской одежды, фактически до начала столетия он исполнял роль нательной верхней одежды и сохранял при этом простейшую туникообразную форму покроя. Рубашка шилась без застежки и манжет, воротник держался на одной пуговице.
В начале XX в. у цахуров получили распространение брюки-галифе. Вначале – как парадный элемент костюма: их носили по праздничным и выходным дням с сафьяновыми сапогами. Брюки-галифе проникли из Азербайджана и Грузии благодаря контактам цахуров-мужчин с местным населением.
Характерным традиционным элементом мужской одежды был архалух – вариант широкоизвестного общекавказского бешмета. Носили его поверх рубашки. Шили распашным и отрезным в талии, плотно облегающим тело, длина – до середины бедра, у пожилых – чуть длиннее. Носили архалух как с поясом, так и без него.
Широкое распространение у цахуров получили бурки – лит. Они изготовлялись частью на месте, частью привозились. Этот вид верхней одежды имел значительный ареал бытования, охватывая весь Северный Кавказ, Дагестан и Азербайджан. Цахурская бурка наибольшее сходство имела с рутульской, агульской, лезгинской, лакской.
Традиционным головным убором мужчин была папаха кьа|па|, сохранявшая общекавказские и общедагестанские черты. Папахи были обычно белого, коричневого и черного цветов. Выделывались из обработанной овчины мехом наружу и имели вид усеченного конуса или цилиндра. Подкладкой служила подстриженная овчина. Она же шла на изготовление ночных папах, рукавиц и т.п. Для подкладки иногда использовали плотную ткань черного, синего или коричневого цветов. В качестве парадного головного убора носили папаху из каракуля кьачий черного и коричневого цветов.
Неотъемлемой частью одежды цахурки была нательная рубаха – гурт, долгое время служившая и верхним платьем. В отдаленном прошлом рубаху-гурт шили из шерстяной ткани домашнего производства, впоследствии в употребление вошли привозные фабричные ткани. Пожилые женщины предпочитали темные тона, молодым позволительно было носить рубаху-гурт из тканей более ярких расцветок.
Интенсивные культурно-экономические связи цахуров с азербайджанцами способствовали широкому потоку азербайджанских заимствований во всех сферах цахурской бытовой культуры. Одежда также не осталась в стороне от этого процесса и подверглась серьезным изменениям. В частности, у цахурок в качестве важных элементов повседневной одежды появились надеваемые поверх рубахи кофта и юбка.
Цахурки Азербайджана вместо пальто носили ватную безрукавку – душлуг, заимствованную у азербайджанок.
В качестве повседневной обуви использовали вязаные носки – вутнан турусбы с загнутым носком. Для прочности подошву обшивали кожей. Внешне вутнан турусбы напоминали мужскую обувь кьацабы, различаясь только в узорах и расцветке. Другой вид носков – вязаные джурабы с вышитыми красивыми узорами. Внимательный наблюдатель местного быта А. Плотто отмечал: «Обувь у всех женщин в округе одинакова: пестрые шерстяные чулки и красные или какие-нибудь цветные кожаные башмаки без задников, с узкими, закрученными назад носками и на высоких подборах; башмаки эти делаются так, что пятки не входят в них».
В конце XIX-начале XX вв. цахурские женщины стали носить чувяки и калоши фабричного производства, которые стали своего рода элементом выходной одежды, так как их одевали в нерабочее время.
Женщины всех возрастов носили одну и ту же традиционную прическу: прямая линия по вертикали делила волосы на две равные половины; сзади волосы заплетались в косы, на затылочной части подстригались. Для придания волосам блеска и предохранения от выпадения использовали хину, особенно цахурки Азербайджана.
Подводя итоги, можно сказать, что в основе одежды цахурок лежит общедагестанский тип как в нижнем, так и в верхнем, накидном, костюме. Общедагестанские черты прослеживаются и в других элементах традиционного костюма – женской вязаной обуви, шубах, головных уборах, украшениях. Можно провести многочисленные параллели с аналогичными элементами материальной культуры у рутулок, лезгинок, арчинок, лачек и других народов Дагестана.
Пища
Цахурская система питания сформировалась в результате комплексного, интенсивного освоения возможностей окружающей среды. Занятия земледелием и скотоводством давали возможность употреблять в пищу продукты растительного и животного происхождения.
Традиционная пища цахуров связана с тремя видами продуктов: растительными, мясными и молочными. Основная роль в растительной пище принадлежала хлебу. Доставался он трудно, особенно в высокогорье. Своего урожая хватало лишь на 3-4 месяца, поэтому горцы были вынуждены дорого закупать муку на плоскости. Тем не менее хлеб был почти обязательной принадлежностью цахурской трапезы.
В пище цахуров Азербайджана широкое распространение получил рис, из которого готовили разнообразные каши: с молоком и без молока, с фруктовыми соками, вареньем и др. Популярность риса была связана с тем, что цахуры сами возделывали эту культуру.
В пище использовались овощи и различные травы. Фасоль, чечевица шли на приготовление супов; крапивой, укропом, щавелем и другими съедобными травами начинялись всевозможные пирожки. Любимым блюдом цахуров были чуреки маххьвара с растительным фаршем. Готовили разнообразные чуреки-пирожки с сыром и травой: к|олесна гыней, маххьвара гыней, тавасарна гыней – с добавлением сливок, молока, творога, яиц и жира.
Что касается мясной пищи, то самым изысканным блюдом у цахуров, как и у других народов Дагестана, считался хинкал с мясом: т|елебы, су|ргьулий, эришда и бы|ржа|гь. Готовили его из пшеничной и реже кукурузной муки со свежим или сушеным мясом и колбасой – дулдурма. Хинкал ели и без мяса, с кислым молоком маст, маслом и чесночной приправой или в жидком виде с мелко накрошенным сыром, творогом.
Цахуры заготовляли мясо впрок, в частности путем вяления. Перед откочевкой на отгонные пастбища каждая семья резала несколько баранов, примерно по одному на каждого члена семьи. Некоторые семьи могли увеличить число забиваемого скота до 10 и более, часть которого шла в обмен на зерновые культуры, рис, сахар, чай и другие продукты. Туши баранов вялили целиком или по частям, если это была говядина. Перед сушкой у туши удаляли позвоночник и грудинку, затем отделяли кости ляжек и передних конечностей. Засолив тушу целиком, 6-8 часов держали в посуде, после чего сушили на балконе в тени или под навесом.
Важным компонентом пищи азербайджанских цахуров были свежие и сушеные фрукты: гранат, виноград, изюм, чернослив и др. Широко были распространены различные напитки. Делали соки, очень любим был шербет – сладкая медовая вода.
Во второй половине XIX-начале XX вв. с проникновением в цахурский быт покупных товаров появляются металлические сковороды, ведра, бидоны, кастрюли, баки, посуда фабричного производства: тарелки, вилки, ложки, чашки, самовар, чайник, стаканы, блюдца. Для хранения покупной посуды в кухне делают специальные уголки, полки, настенные шкафы и маленькие подоконные приспособления для хранения новых предметов быта.
Ученые
Селим Джафаров – доктор филологических наук, профессор Азербайджанского государственного университета, автор фундаментальных трудов по тюркским и кавказским языкам, первых учебников по цахурскому языку на латинице (автор цахурского алфавита – профессор А.Н. Генко) в 30-х годах ХХ в., один из основателей цахурской литературы, включая детскую, замечательный переводчик, педагог и организатор науки; Абдулла Мухтаров –
доктор физико-математических наук, профессор Азербайджанского госуниверситета, основатель теоретической физики в Азербайджане, Дагестане, ряде республик Средней Азии; Ахмед Асланов из Галала – доктор филологических наук, профессор Гянджинского пединститута, работал проректором, ректором этого института; Абдулла Караев – доктор филологических наук, профессор Бакинского мединститута, высококлассный специалист по английскому языку, автор сотни научных работ по кавказским и индоевропейским языкам, заведовал кафедрой; Мамед Чобанзаде из Сувагиля – доктор географических наук, профессор Бакинского университета, известный специалист по Каспию, работы которого получили признание в научном мире, и многие другие. Большое число представителей цахурской научной интеллигенции работало и работают в НИИ Академии наук Азербайджанской Республики, в ведущих вузах Баку, Гянджи, Сумгаита, Шеки и внесли большой вклад в развитие науки. Многие из них – выходцы из Цахура (в основном старшее поколение), Кума, Гёзбараха, Лекид-Кётюклу, Кальяла.
Общественные и политические деятели
Шахбан Мамедов – министр сельского хозяйства Дагестана, Рамазан Ходжаев – член Госсовета РД, депутаты разных созывов Ариф Омаров, Ханмагомед Рагимов, нынешний депутат Народного Собрания РД Фикрет Раджабов, Рамазан Мамедов (бывший член Госсовета РД, долгое время работал Постоянным Представителем РД при Президенте РФ), Мамед Мамедов – руководитель Территориального управления Росфиннадзора в РД, ранее – член Общественной палаты РД, ныне – директор ООО «Печатник» Шахбан Касумов.
Цахуры представлены в правоохранительных структурах: Магомед Гарунов – полковник (с. Цахур), Гусейн Гусейнов – полковник полиции (с. Джиных), Мамед Мамедов – полковник (с. Сувагиль), Абакар Мирзоев – полковник (с. Кум), Гюльмамед Эюбов – подполковник (с. Сувагиль), Караммадин Бейдулов – полковник (с. Кум), Тофик Гейдаров – полковник (с. Сувагиль), Садык Гаджиев – подполковник (начальник ОМВД по Рутульскому району), Абдурахман Касумов – подполковник и др.
Поэты, писатели, художники
Дабуз Джаббар, Дабуз Шевкет из Микиха, Курбан Омаханов, Кантуч Фикрет, Элескер Гаджиев из Цахура, Лезги Семед, Шихамир, Абдурагим Дадашев, Вагид Мирзоев из Гельмеца, Кор-Незир, Валех Гамзаев, Абдурахман Омаров (Улуцахий) из Сувагиля; Хан-Алмаз и Рашид Мирзоевы из Галала, Ахмед Давудов из Мамруха, Махмуд Махмудов, Рамазан Мамедов из Кальяла, ашуг Сафар из Сюгута.
Среди цахуров есть немало спортсменов, достигших высоких результатов в соревнованиях всероссийского и мирового уровней.
Цахуры – по численности небольшой народ. Но есть мудрое изречение: «Мал золотник, да дорог».
Байрам Абдуллаев, главный редактор республиканской газеты «Нур»