DOI: 10.17805/zpu.2017.1.20
Трансгуманизм*
В. А. Луков Московский гуманитарный университет
Энциклопедическая статья раскрывает сущность трансгуманизма как современной философской доктрины изменяющегося человека, где под воздействием генной инженерии человек приобретает свойства, не характерные для него от природы и фактически относящиеся к свойствам вещей. В статье показывается история термина от первого его появления до настоящего времени, а также движение от человека к трансчеловеку и далее — к постчеловеку. Особо рассмотрено положение новых поколений в отношении трансгуманизма как теории и практики. Утверждается, что молодежь иначе воспринимает трансгуманистическую идею, чем представители старших поколений. Рассматриваются вопросы превращения философской доктрины в общественное движение, каковым сегодня выступает трансгуманизм в различных странах.
Ключевые слова: трансгуманизм; биосоциология; молодежь; история гуманизма; философия человека; генная инженерия
Трансгуманизм — современная философская доктрина, утверждающая, что человек не сохраняет свои природные качества по мере своего развития и под действием генной инженерии превращается в существо, подобное вещи, которое в зависимости от обстоятельств имеет различные интеллектуальные, креативные, физические и другие свойства. По определению пропагандистов трансгуманизма, он представляет собой «рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» (Введение в трансгуманизм: Электронный ресурс). Отличительными чертами трансгуманизма как философской теории являются: 1) стремление к включению именно в научный дискурс — на языке науки и в правилах научного рассуждения, хотя по видимости ее тематический строй должен был бы сближать ее с фантастикой, сферой художественного вымысла; 2) агрессивная позиция ее сторонников в вопросах самоорганизации общественного движения и реализации уже «здесь и сейчас» тех или иных экспериментов над человеческой природой. В известном смысле трангуманизм является метафорой, как метафорой является наиболее привлекательное в тезаурусном аспекте понятие трансгуманизма — бессмертие. Согласно высказанному в 1980 г. утверждению родоначальников когнитивной теории метафоры Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, неметафорическая мысль для человека в обыденной жизни возможна, но только в отношении физической реальности (Lataff, Jоhnsоn, 2003). В этом смысле трансгуманизм, как и бессмертие, становятся понятны именно как метафоры. Они как метафоры соотносимы с тезаурусным подходом, поскольку составляют субъектную организацию гуманитарного знания (Луков В., Луков Вл., 2008).
Дискуссия о трансгуманизме приобрела всемирный характер, впрочем, как и трансгуманистическое движение, которое не знает государственных границ. На одной сто-
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №15-1830057).
роне в дискуссии стоят ярые сторонники этой доктрины, видящие в ней новое мировоззрение, направленное в будущее. На другой — непримиримые критики, характеризующие трансгуманизм как «наиболее опасную в современном мире идею» (Fukuyama et al., 2004: 42-43).
Имеются трактовки трансгуманизма, в которых обнаруживается его связь с философской традицией от эпической песни о Гильгамеше, возрожденческих идей Дж. Пи-ко делла Мирандолы, Фрэнсиса Бэкона и других, представителей академической науки на протяжении тысячелетий (Bostrom, 2005). Естественным стало обращение к мыслям Ф. Ницше о сверхчеловеке, наиболее отчетливо сформулированным в книге «Так говорил Заратустра» (1883-1885) (Ницше, 1990). Идеи Ницше содержат доводы «в пользу генетической инженерии» или даже трансгуманизма в целом (Sorgner, 2009: 34), однако такая попытка малопродуктивна, поскольку расходятся сами основания для сближения трансгуманистического «трансчеловека» и «постчеловека» и ницшеанского «сверхчеловека» (Hauskeller, 2010). Прежде всего, трансгуманисты считают возможным и желательным улучшить человеческую природу с помощью технологии; «сверхчеловек» Ницше основан на признании зла как высшего блага, а идеальное выражение «сверхчеловека» Ницше находил в Цезаре Борджииа (которого не раз упоминает в качестве «своего рода сверхчеловека») — «человека-хищника» (Raubmensch). Ницшеанский «сверхчеловек» — не лучший из людей, а «исключительный человек» (Ausnahme-Mensch). В этом отношении ницшеанского «сверхчеловека» и трансгума-нистского «постчеловека» связывает фактически только то, что, по Ницше, «человек есть нечто, что должно быть преодолено» (Nietzsche, 1966: 279).
Термин «трансгуманизм» был предложен биологом, основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 г. (Huxley, 1957), но трансгуманизм, по Хаксли, имеет иное содержание, чем приписывается ему трансгуманистами. Своими идейными предшественниками современные западные трансгуманисты считают в основном ученых 1920-1950-х годов — биолога Дж. Б. С. Холдейна, физика Дж. Д. Бернала, палеонтолога П. Тейяр де Шардена и др. (Артюхов, 2008: Электронный ресурс). В своей нынешней форме трансгуманизм был в основном сформулирован в лекциях и публикациях иранского фантаста и футуролога Ф. М. Эсфендиари, писавшего в 1970-е годы под псевдонимом FM-2030 (FM-2030, 1970, 1973, 1977). Вклад в развитие концепции внесли Р. Эттингер (его известная книга по крионике вышла в 1962 г.), К. Э. Дрекслер, М. Мински (Ettinger, 2005; Drexler, Minsky, 1986). На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды, — иммор-тализм, искусственный интеллект, нанотехнологии. Иммортализм — доктрина, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение в конечном счете неограниченного долголетия. Искусственный интеллект представляет собой науку и технологию по созданию компьютеров (компьютерных программ), которые могли бы заменить человека и понять его, в частности распознать его творческие и другие способности (распознавание речи, начатое в 1952 г. с распознавания произносимых цифр, и т. д.) (Davies, Biddulph, Balashek, 1952). Нанотехнологии в данном случае понимаются как совокупность технологий, основанных на заданной атомной структуре, которая поддерживается на атомном и молекулярном уровне.
Трансгуманистическая концепция эволюции человека. Уже в ранних трактовках трансгуманизма возникает представление, что применение достижений науки и техники непосредственно к человеку, причем в аспекте решительного воздействия на его
природные свойства и границы жизни, имеет последствия, затрагивающие общество в самых разных отношениях, включая экономику, политику, право, религию и т. д.
Один из идейных основателей трансгуманизма Роберт Эттингер в книге «Перспективы бессмертия» (1964) утверждал, что у большинства людей, ныне живущих, есть шансы на личное физическое бессмертие (Эттингер, 2002).
Теоретическая конструкция трансгуманизма, по существу, является новой концепцией эволюции человека в современных условиях. Переходным типом объявляется трансчеловек, впервые детально описанный в работах FM-2030. На развитие трансгуманистического движения определенное воздействие оказала книга FM-2030 Are You a Transhuman? (Трансчеловек ли ты?) (1989), в которой содержалось определение транслюдей как новых существ, проистекающих из современных прорывов в науке и технике (FM-2030, 1989). По первоначальному определению FM-2030, транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или самыми сведущими в технологии людьми и не обязательно должны осознавать свою «связующую роль в эволюции». По мере того как идеи FM-2030 распространялись и росло трансгуманистическое движение, понятие трансчеловека стало включать в себя аспекты самоидентификации и активной деятельности. FM-2030 называет такие признаки трансчеловечности, как улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность.
Соответственно строятся характеристики трансчеловека в последующей литературе. По определению «Словаря трансгуманистической терминологии», трансчеловек — это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. В этом случае вектор трансчеловеческой активности определяется приближением к состоянию постчеловека. Постчеловек (posthuman), как следует из данной концепции, — это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Идеал постчеловека выглядит так: «В качестве постчеловека вы будете обладать умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого не-модифицированного человека. Вы будете умнее, чем любой человек-гений, и будете обладать намного более совершенной памятью. Ваше тело не будет подвержено заболеваниям, и оно не будет разрушаться с возрастом, что обеспечит вам неограниченную молодость и энергию. Вы сможете получить гораздо большие способности испытывать эмоции, удовольствие и любовь или восхищаться красотой. Вам не придется испытывать усталость или скуку и раздражаться по мелочам» (Общие вопросы … : Электронный ресурс). В духе этого утверждения построен целый ряд фантастических фильмов для молодежной аудитории, таких как «Терминатор» (1984, англ. The Terminator, в главной роли Арнольд Шварценеггер), «Робот-полицейский» (1987, англ. RoboCop, в главной роли Питер Уэллер), «Киборг» (1989, англ. Cyborg, в главной роли Жан-Клод Ван Дамм), «Газонокосильщик» (1992, англ. The Lawnmower Man, в главной роли Джефф Фейи), «Универсальный солдат» (1992, англ. Universal Soldier, в главных ролях Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен), «Я робот» (2004, англ. I, Robot, в главной роли Уилл Смит), «Суррогаты» (2009, англ. Surrogates, в главной роли Брюс Уильямс), «Киборг Х» (2016, англ. Cyborg X, в главной роли Ив Мауро) и др.
Следует за этим идеальным образом видеть уже утвердившийся в виртуальном пространстве и освоенный прежде всего молодежью нескольких поколений образ киборга (от англ. cybernetic organism — кибернетический организм), под которым в медицине понимается биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, а в научной фантастике используется в качестве одного из
обозначений андроидов. Термин «киборг» введен Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 г. в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли.
В теоретическом плане понятие «киборг» отражает возрастание зависимости человека от искусственного мира, где протезы и имплантаты уже означают путь к превращению человека в киборга (киборгизации, согласно термину Джеймса Литтена). Разновидностью киборга является конструированный объект, обозначаемый термином «омар» (англ. Lobster), который был введен Брюсом Стерлингом в рассказе «Царица Цикад» (Cicada Queen). Этот киборг создан путем объединения человека со скафандром.
Киборг-терминология вошла в компьютерные игры для юношества. Так, в компьютерной игре Deus Ex: Invisible War омарами называется «большая группа киборгов, модификации которых были созданы русскими учеными, объединившими свои нервные системы в единое сознание». И далее: «В игре они представлены как активная фракция, а в одной из концовок игры можно стать одним из них» (Омар (киборг), 2016: Электронный ресурс). Другие киборги в компьютерных играх называются «ки-мек» (кимех, саймех, англ. Cymech) — вселенная «Батлерианский джихад» (приквел к «Дюне»); «строги» (англ. Stroggs) — киборги вселенной «Quake»; «борг» — цивилизация киборгов из вселенной «Звездный путь»; «синтеты» — вселенная «Half-Life 2»; «биороид» — мир Apple Seed; «киберлюди» — персонажи сериала «Доктор Кто» и др. В западной литературе с конца 1990-х годов обсуждается проблема идентичности киборгов (Столярова, 2000).
Биосоциология молодежи и трансгуманизм. Трансгуманизм в России — заимствованная теория, и его зарождение восходит к интеллектуальным экспериментам западных литераторов и ученых. Тем не менее трансгуманизм не воспринимается, особенно в молодежной среде, внешним заимствованием применительно к его отдельным частям.
Это относится, например, к киборгизации, которая в особой форме затрагивает молодое поколение. Экспериментирование над собой, понимаемое как раскрытие новых возможностей человека, отражает этот процесс (Луков, 2016; Лапшин, 2016). Биосоциология молодежи дает возможность охарактеризовать человеческий потенциал, в частности человеческий потенциал России (Ламажаа, Лапшин, 2013). Особенности биосоциологии молодежи состоят в том, что в XXI в. ее определяет электронная форма передачи и накопления информации. Но именно так видит будущее трансгуманизм. Концептуализация будущего с позиций трансгуманизма сохраняет оптимизм и агрессивность первооткрывателей, сконцентрированных в призыве FM-2030: «Не стоит бояться мечты и надежды. Ведь именно дерзость мечтателей завела нас так далеко — из мрачных первобытных болот к тому, где мы сейчас — в шаге от покорения галактик, в шаге от бессмертия» (FM-2030, 1989: 1). С учетом этого биосоциология молодежи непременно требует опоры на трансгуманизм. Молодежь иначе воспринимает трансгуманистическую идеею, нежели представители старших поколений, что показали проведенные в 2016 г. в университетских городах России эмпирические исследования. Выявлено, в частности, что неприемлемые в отношении себя практики бодимодификейшн молодежи представляются интересной формой самопрезентации нового поколения.
Идеология трансгуманистического движения. Трансгуманизм —это организованное общественное движение. На международном уровне действует, среди прочих
объединений и организаций, Институт этики и новых технологий (IEET). В 2002 г. принята Трансгуманистическая декларация (The Transhumanist Declaration), в которой представлен идеологический облик движения. В одной из версий трансгуманизм (постгуманизм, ньюгуманизм) рассматривается как новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но скорее — началом эволюции вида Homo Sapiens.
В декларациях крупнейшей группы российских трансгуманистов, каковой является Российское трансгуманистическое движение (Д. А. Рязанов, И. В. Вишев, Д. А. Медведев, И. С. Алмазов, А. Н. Гордеев, А. А. Еремин, И. В. Артюхов и др.; движение существует в виде интернет-сообщества, сложившегося вокруг сайтов transhumanism-russia.ru и bessmertie.ru), такая установка изначально включает и идею выхода человека за свои природные границы. В Манифесте Российского трансгуманистического движения содержится следующее понимание центрального понятия: «Трансгуманизм — это новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность и желательность — с помощью науки и современных технологий — безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас «естественными» пределы человеческих возможностей» (Манифест Российского … , 2007: Электронный ресурс).
Соответственно формулируются и цели движения:
1. Развитие и распространение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее разумного и демократичного использования новейших достижений технического прогресса.
2. Содействие развитию новых и традиционных наук и технологий в той их части, которая непосредственно касается трансгуманистических и имморталистических аспектов бытия человечества, а также безопасности использования этих технологий.
3. Консолидация усилий всех прогрессивно мыслящих людей для создания предпосылок наиболее благоприятного и неконфликтного развития человечества в новых условиях (там же).
Члены Российского трансгуманистического движения считают: «.скорость изменений в мире и потенциальная опасность неуправляемого развития сверхтехнологий таковы, что каждый должен дать себе отчет: или мы будем бездействовать — и человечество погибнет, или мы вместе построим прекрасное будущее. В том числе и для себя» (там же).
Иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии не могут однозначно быть признанными действительным путем в будущее человека. Даже там, где в общественном мнении и в научных сообществах достаточно велика близость при оценке перспективности этих направлений научно-технического и биотехнологического развития, в действительности общего мнения нет. В наибольшей степени это характерно для общества, приближающегося к информационному. Некоторые черты будущего уже видны и закрепляются в тезаурусах подрастающих поколений, некоторые оказываются на пересечении реального и виртуального и не могут быть определенно отнесены на уровне здравого смысла (т. е. без специализиронанного, экспертного знания) ни к тому, ни к другому. В этих условиях тезаурусный подход, особенно к молодежи, наиболее применим (Луков, Погорский,2014).
Дата поступления: 15.01.2017 г.
V. A. Lukov
Moscow University for the Humanities
Keywords: transhumanism; biosociology; youth; the history of humanism; human philosophy; gene engineering
Submission date: 15.01.2017.
Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru
Как бы ни были разнообразны идеи трансгуманизма, их можно разделить на два течения.
Первое направление, идущее из глубины веков, подразумевает, что технологии и достижения науки могут и должны использоваться для восстановления, корректировки и поддержания естественных ресурсов организма вплоть до замены износившихся органов на искусственные.
Основная цель этого подхода – с помощью новейших технологий компенсировать пока неизбежные для биологического организма «поломки» органов и систем и тем самым как можно дольше обеспечивать человеку качественный уровень жизни.
Можно сказать, первыми трансгуманистами были изобретатели очков и протезных конструкций.
Второе направление, возникшее уже в эпоху научно-технического прогресса, основывается на вере в возможность изменения самой биологической природы человека вплоть до переноса его психического мира на кремниевые носители и направленного изменения генома.
По замыслу авторов этого течения, таким образом можно обеспечить человеку бессмертие. На мой взгляд, второе направление — это всего лишь наивная и ненаучная фантастика.
Нет ни практических, ни теоретических оснований того, что психические процессы могут быть воспроизведены на транзисторах вычислительных машин. Этому противоречит само определение и предназначение психики человека.
Высшие психические функции мозга человека формируются по ходу его жизни, отвечают его физиологическим потребностям, индивидуальным эмоциональным и интеллектуальным запросам.
Поэтому очевидно, что психика конкретного человека не может «переселиться» даже в голову другого человека, не говоря уже о кремниевых вычислителях любой сложности. Тем более сознание человека не может «выйти» из его тела и затаиться в корневой системе грибов или раствориться в океанской пучине.
Что касается первого направления трансгуманизма, то оно более оправдано, и в скором времени ученые и врачи-технологи смогут заменять органы человека на искусственные так же, как айтишники меняют в электронных устройствах сгоревшие платы. Невозможно будет заменить только мозг.
Поэтому срок человеческой жизни будет определяться продолжительностью естественной жизни мозговой ткани. Есть биологические и экспериментальные основания, что этот срок может быть в два-три раза дольше средней продолжительности жизни человека на текущий момент
Идеи трансгуманизма несомненно воплотятся в жизнь: продолжительность жизни человека практически перестанет зависеть от состояния его внутренних органов: сердца, печени, легких, поджелудочной железы, но будет полностью определяться ресурсами биологического существования мозга.
А если человечество пойдет по пути примирения и жизни без войн, то освободившиеся людские и материальные ресурсы можно будет направить на разработку новейших био- и нейротехнологий.
Таким образом, уже в этом веке могут быть разработаны подходы, которые обеспечат человеку минимум двукратное увеличение продолжительности качественной жизни и существенное расширение интеллектуальных способностей.
6 апреля в читальном зале библиотеки имени Светлова прошла лекция «Трансгуманизм – будущее или закат человечества». Спикером выступала одна из создателей Российского трансгуманистического движения и футуролог Валерия Прайд. Она рассказала о том, чего можно достичь с помощью науки и кто такой постчеловек. Slon публикует 9 фрагментов лекции.
Содержание
- Трансгуманизм: следующая станция – постчеловек
- Жизнь до неприличия коротка
- Управлять жизнью, а не править миром
- Совершенный постчеловек в совершенной нанокоже
- Очень приятно, Синтия, искусственная бактерия
- Управляйте метаболизмом, вашим главным активом
- Добро пожаловать в идеальный анабиоз!
- 3D-принтеры уничтожат классовое общество
- Почему обязательно должны быть ноги, когда крылья удобнее?
Трансгуманизм: следующая станция – постчеловек
Название «трансгуманизм» произошло от аналогии с трансатлантическим перелетом: через Атлантику к чему-то новому. Так и трансгуманизм – это перелет от обычного человека к постчеловеку. Трансгуманизм – это мировоззрение, которое на основе научных принципов говорит нам, что человек – это пока что вершина эволюции, но он плох, и его можно улучшить по всем направлениям. Рационально мыслящие трансгуманисты понимают, что люди несовершенны и сделать их сильнее можно только с помощью технологий и науки. Вопросы, которые поднимают трансгуманисты, рождаются именно сейчас, потому что серьезная тема для обсуждения появляется в тот момент, когда большое количество людей дает себе труд об этом думать. К трансгуманизму ведет нас не какая-то абстракция, а сама жизнь. Кто-то называет трансгуманизм идеологией, философией, но это точно не идеология, потому что идеология – это мировоззрение, которое используют в политических целях. Пока что трансгуманизм еще никто таким образом не успел использовать.
Жизнь до неприличия коротка
Трансгуманизм зародился в конце XX века, когда возникли необходимые технические предпосылки. Среди его основателей были весьма серьезные люди, например первый генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли. Больше всего приверженцев трансгуманизма в США. В России их сотни тысяч, а только в нашей группе «ВКонтакте» примерно девять тысяч участников. Интересный момент – идеи трансгуманизма впервые прозвучали именно в России, в контексте философии космизма. Трансгуманисты считают, что необходимо преодолеть самое главное базовое ограничение – смертность. Например, фантаст Иван Ефремов полагал, что большинство войн и глобальных катастроф от того, что люди мало живут, а жить меньше 150 лет вообще не имеет смысла. Люди не успевают стать умнее, а когда все-таки умнеют, накапливают базу знаний, начинает угасать тело, приходится уступать место более молодым и менее компетентным.
Управлять жизнью, а не править миром
Трансгуманисты хотят преодолеть ограничения и стать умнее и влиятельнее. Говорят, что они хотят получить власть над миром. Да, мы этого хотим! Случай из жизни: одному итальянскому трансгуманисту попался въедливый репортер, приставший с вопросом о том, хотят ли трансгуманисты править миром. Ученый ответил: «Да, мы хотим править миром». На следующий день в организацию записались 50 человек.
Совершенный постчеловек в совершенной нанокоже
Чем мы влиятельнее и сильнее, тем больше продвигаем идей. На Марсе и Венере человек не может жить таким, какой он есть сейчас, поэтому нужна порода генетически модифицированных людей, чтобы они могли там прижиться. Сейчас идет разработка скафандра, между которым и кожей не будет никакой прослойки, это фактически нанокожа, обладающая к тому же лечебными свойствами. Одно из ответвлений трансгуманизма базируется на идее постоянного постижения новых знаний, обучения. Когда мы улучшаем себя, то, оглянувшись назад, понимаем, что уже сильно изменились. В момент, когда появится большое количество новых возможностей, нас можно назвать постлюдьми.
Очень приятно, Синтия, искусственная бактерия
Примерно десять лет назад несколько ученых собрали конференцию, на которой доложили результаты НБИК-исследований. НБИК-технологии – аббревиатура, обозначающая современную тенденцию к конвергенции нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий. Их исследования были сделаны в рамках гранта правительства США. Ученые провели грандиозный анализ, просчитали, каким образом определенные отрасли соединены. Выяснилось, что несколько областей образуют кластер, то есть тесно связаны друг с другом. С 1941 года пошла волна развития информационных технологий, с 1953 – биотехнологий, с 1972 года – когнитивной науки, с 1982 – нанотехнологий. Раньше эти области существовали автономно, но авторы НБИК-отчета заметили, что все они работают на расширение способностей человека. Все, чем занимаются эти науки и технологии, имеет трансгуманистический характер, и на стыке дисциплин обнаруживаются самые интересные области. Больше всего грантов в ЕС и США дают тем, кто занимается когнитивной наукой и синтетической биологией, где создаются искусственные организмы. Лидером здесь можно назвать Крейга Вентера, отца искусственной бактерии, получившей имя Синтия. Сейчас он работает над созданием искусственных бактерий, способных вырабатывать нефть.
Управляйте метаболизмом, вашим главным активом
Когда мы едим, пьем, мы получаем огромное количество различных веществ, а что-то организм вырабатывает сам. Старение связано с тем, что одни вещества перестают вырабатываться в нужном количестве, каких-то, наоборот, организм производит слишком много. Сейчас есть возможность принимать различные препараты, потому что большинство веществ можно или добавить, или повлиять на их выработку. Раньше всего начинает не хватать лецитина, который является строительным материалом для обновления поврежденных клеток, но и его можно получать искусственно. Обычно такие вопросы начинают волновать в 40 лет. Создателя системы распознавания речи Рэймонда Курцвейла это обеспокоило примерно 10 лет назад. Они с другом построили для себя клинику. Курцвейл приходит туда, и ему делают 80 анализов, после чего врач говорит, какие параметры нужно так или иначе подвинуть. Курцвейл принимает около 200 различных веществ ежедневно, и за это время он не то что не постарел по всем исследуемым параметрам, но и вылечился от многих болезней.
Добро пожаловать в идеальный анабиоз!
Сейчас происходит активное развитие крионики, то есть сохранения в состоянии глубокого охлаждения людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости вылечить. Гарантии, что вы когда-нибудь проснетесь, если подвергнетесь крионике, нет. Идет огромная волна развития технологий в области обратимой заморозки органов. Идеальная технология анабиоза непременно будет изобретена, потому что человек – это собрание органов, и благодаря крионике многих можно было бы спасти. При хороших вложениях за пять лет можно будет освоить эту область и технологии, но у нас прорыва не будет, он произойдет в Китае или США, где готовы активно работать и вкладывать в это денежные средства.
3D-принтеры уничтожат классовое общество
Позавчера я вызвала мастера, чтобы он починил ручки холодильника. Пришел, установил новые дорогие ручки. Я спросила, почему так дорого? Мастер открытым текстом говорит: «Знаете, будь у нас 3D-принтер, они были бы дешевыми». Простому человеку стало понятно, что закупать эти ручки весьма накладно, а 3D-принтер – это наше все. Когда 3D-принтеры распространятся, изменится баланс производительных сил, фабрики разорятся, возникнет другая модель производства, грозящая серьезными экономическими трансформациями. Если принтеры окажутся в собственности у обычных людей, никому не нужно будет ходить в магазин и что-то покупать, исчезнет классовое деление, потому что какой смысл в классах, если все будет доступно каждому?
Цивилизация сейчас сильно меняется, как и морально-этические нормы. Через 10–15 лет брак между человеком и роботом будет нормальным явлением. Уже сейчас можно онлайн послушать пекинскую оперу, посетить любой музей мира, причем увидеть всю экспозицию в отличном качестве. Изменения затрагивают и биологию: только в одной из российских клиник с помощью экстракорпорального оплодотворения было рождено 2227 детей. Сейчас мы другие и живем намного дольше. Например, Монтень в свое время открытым текстом писал: «Женщина в 25 лет уже стара для балов и должна оставить свет для детей и внуков». Сейчас часто человек в 60 лет не чувствует себя старым.
Прогнозировать в быстро меняющемся мире становится сложнее. Считается, что наступит период технологической сингулярности, когда прогресс станет настолько быстрым, что мы перестанем его понимать и контролировать. Если, однако, к этому времени мы уже будем постлюдьми, то сможем с этим справиться. Я недавно читала лекцию инноваторам, которые создают различные стартапы. Они придумали, например, маленькую улучшенную батарейку и хотят заработать миллионы. Моя задача была сказать им: успокойтесь, ребята, конкуренты уже наступают на пятки. Нельзя сделать стартап и стать навсегда богатым, потому что через полгода вас перекроют, сделают что-то лучшее. Они согласились со мной.
Почему обязательно должны быть ноги, когда крылья удобнее?
Ваш IQ сейчас выше примерно на 30 пунктов, чем у ваших соотечественников 80 лет назад. Это феноменальный эффект Флинна – люди умнеют. Уже сейчас происходит направленная эволюция человека. Мы не знаем, что будет с человечеством, когда мы сможем менять свои тела, как захотим. Почему обязательно должны быть ноги? Может, я летать хочу. Мы не знаем, как будем мыслить, может, это будет происходить коллективно. На эти вопросы ответа нет, но нужно смотреть в будущее открыто и быть честным с самим собой.
Мир изменяется. И скорость изменений нарастает, неся с собой немыслимые ранее возможности. Вспомните: всего лишь двадцать пять лет назад появились первые персональные компьютеры – редкие, дорогие, неуклюжие. Сейчас же компьютерные технологии захлестнули мир, изменив его до неузнаваемости!
И тут же – мир еще не успел освоиться в условиях посткомпьютерной революции, как следом грядет исполинский вал новейших сверхтехнологий! И, хотим мы этого или нет, но через 20-30 лет появившиеся недавно новые сверхмощные технологии кардинально изменят нашу жизнь и даже самого человека. Недалёк день, когда:
- Современная геронтология, нано- и биотехнологии позволят людям жить неограниченно долго, что означает наступление эры практического бессмертия человека (см. «Иммортализм»).
- С помощью новых технологий, в частности – технологии искусственного интеллекта (ИИ) люди кардинально усилят свои интеллектуальные и физические возможности.
- Молекулярная нанотехнология сделает возможным создание изобилия ресурсов для каждого человека.
Кому-то эти взгляды покажутся радикальными, но их поддерживает все большее число ученых, философов и социальных мыслителей всего мира («Ученые об идеях трансгуманизма»). О возможности радикального изменения природы человека говорят такие разные люди, как бывший президент США Билл Клинтон, футуролог Фрэнсис Фукуяма, открыватель ДНК Джеймс Уотсон и Далай-лама Тензин Гьяцо. Неизбежным отражением происходящих изменений явилось возникновение в конце XX-го столетия нового прогрессивного мировоззрения — трансгуманизма. Трансгуманизм – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Сегодня трансгуманистическое движение набирает силу по всему миру. С 1998 года действует , объединяющая более 3000 членов. Продолжая дело Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и других представителей русского космизма, Российское Трансгуманистическое Движение (РТД) развивает и пропагандирует в России идеи научного иммортализма и трансгуманизма, а также новые исследования и технологии, которые позволят каждому превзойти «естественные» пределы возможностей своего тела, своего разума, своей жизни. Вместе с тем мы осознаем, что если человечество не сможет обуздать энергию сверхтехнологического взрыва, то под угрозой окажется не только развитие цивилизации, но даже само существование человечества. Поэтому важнейшей задачей РТД мы считаем также создание условий, при которых развитие сверхтехнологий будет управляемым, а их достижения будут использоваться только для блага каждого человека и человечества в целом (см. «Манифест»). На этом сайте мы попытались представить практически полную картину мирового трансгуманистического процесса. Вы можете найти здесь большое количество материалов и ссылок по всем темам трансгуманизма. Мы надеемся, что совместная деятельность членов РТД и всех людей, сочувствующих нашим идеям, а также активное обсуждение в форумах различных аспектов трансгуманизма приведет к все более глубокому пониманию особенностей будущего развития человечества и увеличению вероятности наиболее благоприятного и демократичного использования будущих достижений сверхтехнологий. Мы приглашаем всех прогрессивно мыслящих людей к участию в работе Российского Трансгуманистического Движения. В рамках Движения каждый сможет выбрать подходящее ему направление деятельности и желаемую степень участия (см. «Что я могу сделать?»). О специализированных и общих проектах РТД вы можете узнать в разделе «Проекты РТД». Дополнительно Технологическая сингулярность как ближайшее будущее человечества