Торжок — Воскресенский Новоторжский женский монастырь
По левобережью Торжка находится Воскресенский женский монастырь. Он не настолько древний, как Борисоглебский, но построен тоже очень давно. Во всяком случае, о нём упоминается в XVI в., а в начале следующего столетия обитель серьёзно пострадала во время польско-литовской интервенции. Однако монастырь довольно быстро возродился. Уже на исходе XVII в. в монастырские владения входило без малого 500 десятин земли и 30 пустошей. Кроме того, монастырь имел право ловить рыбу на оз. Корегощ близ Осташкова, владел двумя мельницами.
В 1778 г. монастырь обнесли каменной стеной, примерно в это же время были разобраны обветшавшие деревянные церкви. За оградой, достигавшей в высоту 4 м, размещалось несколько десятков деревянных домиков, где жили монахини. Если верить молве, имелся тайный подземный ход, соединявший мужскую и женскую обители…
Монастырь существовал на щедрые пожертвования, в т.ч. со стороны купцов, помещиков и даже членов царской фамилии. Своим ходом шла в монастыре хозяйственная жизнь. Солидный доход приносило рукоделие, получившее развитие благодаря Петру I. Царь направил в Торжок двух мастеров, которые и обучили монахинь выделывать прочные ткани для армии. Послушницы также плели кружева, вязали, шили, писали иконы. Сюда ссылали и преступниц. Под строгим надзором содержались бродяги, детоубийцы, женщины, обвинённые в колдовстве… После закрытия монастыря традиции рукоделия, зародившиеся здесь, не прервались. В первые советские годы в этом комплексе зданий открыли швейную фабрику.
(По материалам издания Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. — Тверь: «Мартин», 2005.)
- Воскресенский собор Воскресенского девичьего монастыря
- Усекновения главы Иоанна Предтечи церковь Воскресенского девичьего монастыря
- Нерукотворного Образа Спаса часовня Воскресенского девичьего монастыря
Посмотреть всю карту
Вознесенская деревянная церковь – одна из самых значимых старинных построек Торжка, занимающая особое место среди достопримечательностей города. По сей день не утихают жаркие споры по поводу времени ее создания.
Вознесенская деревянная церковь впервые упоминается в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 г. Храм описан кратко как «древян клетцки», т.е. в то время церковь представляла собой простейшее по форме сооружение — клеть: четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. Описывая монастыри и приходские церкви г. Торжка, архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий (Самбикин) сообщает, что 6 марта 1653 г. на месте этого обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Как же выглядел храм 1653 года? В этом вопросе до сих пор нет единства. Исследователь А.Н. Кирпичников предполагает, что Вознесенская церковь постройки 1653 г. изображена на рисунке голландского географа Николаса Витсена, побывавшего в России в 1664 г. Витсен назвал этот рисунок «Башня в Торжке». На нем изображена деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов. Таким образом, если основываться на выводах А. Н. Кирпичникова, можно предположить, что современный вид Вознесенская деревянная церковь приобрела позже.
Не все исследователи согласны с выводами А. Н. Кирпичникова. Соответственно, бытует мнение, что именно в 1653 г. была построена церковь, дошедшая до наших дней. Между тем известно, что серьезная переделка церкви, возможно, повлекшая за собой изменение в ее общей композиции, произошла в 1717 г. В церковных документах именно эту дату связывают с устройством нового храма, дошедшего до наших дней. Таким образом, существующая ныне композиция храма возникла скорее всего в первой четверти XVIII в. Церковь высотой 34 м срублена из прочного соснового леса. Центральная часть и трапезная храма срублены «в обло» (остатком концы бревен выступают), алтарная – «в лапу», т.е. без остатка (в шип). Церковь четырехярусная, относится к типу «восьмерик на четверике». Ее основанием является четверик. На него поставлены три постепенно убывающих яруса – «восьмерика». Простое по форме сооружение кажется очень изящным и стройным. Устремленность храма вверх, к небу, достигается мастерски выдержанными пропорциями всех частей здания. Безусловно, деревянная церковь неоднократно подновлялась и перестраивалась. В 1780-е гг. под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня (на одном из них выбит год – 1782). В 1783 г. старая тесовая кровля, которая неоднократно перекрывалась, была заменена железной. В 1806 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1828 г. переделана глава.
Свидетельством высокого мастерства строителей церкви является конструктивное решение устройства интерьера храма. В нем отсутствуют внутренние перекрытия. Церковь просматривается на всю высоту своих ярусов, что придает, в общем-то, небольшому по площади зданию чистоту и простор. В XIX — начале XX вв. церковь отличалась внутренним убранством, что позволило архиепископу Тверскому и кашинскому Дмитрию (Самбикину) при описании храма назвать его «церковно-археологическим музеем». Иконостас состоял из пяти ярусов. В нем было много старинных икон. Архиепископ Дмитрий выделяет местные – Вознесения Господня и Тихвинской Божией Матери, а также древние – святых Жен-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею (не сохранился). В трапезной также были установлены старинные иконы в иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка спускалась крепкая кованая цепь, на которой держалась деревянное паникадило — голубь с распростертыми крыльями. Подсвечники были укреплены на спине и крыльях голубя.
В советское время все убранство храма было растащено. Сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви: на восточной стене – Знамение Божией Матери, на боковых и западной стене – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст в разноцветных украшениях. Живопись была выполнена клеевыми красками, это довольно редкое явление в нашей полосе. Преобладают красные, белые, синие цвета с неумело нарисованными фигурками святых в наивном стиле русского народного лубка. Венцом иконописного комплекса храма была икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой. В настоящее время икона-небо находится в фондах Всероссиского историко-этнографического музея (г. Торжок).
Старовознесенская церковь единственный сохранившийся в Торжке деревянный храм. В середине XIX в. храм ждала судьба всех деревянных храмов – быть разобранным. Ведь замена деревянных приходских церквей на каменные началась в Торжке еще в конце XVII в. Но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей настоятельно запретил уничтожать такую замечательную по древности и архитектуре церковь. Для каменного Вознесенского храма прихожане выбрали другое место. После освящения нового Вознесенского храма старая деревянная церковь, с одной стороны, представляла собой, по сообщению архиепископа Дмитрия (Самбикина), печальное зрелище постепенно разрушающегося древнего священного памятника, а с другой стороны, своим стройным видом и прекрасной архитектурой вызывала к себе живейшее сочувствие у всех любителей церковной старины. Настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний долго и безуспешно убеждал именитых граждан Торжка возобновить деревянную церковь Вознесения. Наконец в 1883 г. ревностному охранителю церковной старины, управляющему казенной палатой А.К. Жизневскому удалось убедить церковного старосту каменного Вознесенского храма в необходимости восстановления деревянной церкви. Ему было объяснено высокое значение этого храма и в церковно-историческом, и архитектурном отношении.
5 октября 1883 г. обновленная церковь была и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. С тех пор храм стал называться Старо-Вознесенской Тихвинской церковью. Свой современный вид церковь приняла после реставрационных и научно-исследовательских работ середины 1970-х — начала 1980-х гг., которые не были завершены. В июне 2006 г. в храме в возобновились богослужения (в летнее время). В октябре 2007 г. храм закрыт на реставрацию.
Попасть в храм можно в выходные дни, когда он открывается для верующих и туристов. Особое участие в его судьбе принимает краевед Ирина Александровна Бочкарёва, стараниями которой проводятся ремонтные работы и возобновились богослужения.
Использованная литетратура: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Кирпичников А. Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николаса Витсена. – СПб., 1995. – С. 141-145. Лопатина Н. А. История города Торжка в названиях улиц. – Тверь, 2002. Писцовая книга города Торжка и посада, составленная дьяком Потапом Нарбековым и подъячим Богданом Фадеевым. 1625-1626 гг. // Памятная книжка по Тверской губернии за 1865 год. — Тверь, 1865.
Монастырь основан в 1038 году и является одной из старейших православных обителей России. Первый каменный Борисоглебский собор простоял около 700 лет, однако сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками.
В 1785–1796 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве собора заложила Екатерина II.
Самая древняя постройка монастыря – Введенская церковь (XVII в.). В архитектурный ансамбль монастыря также входят: Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь.
Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.
На данный момент монастырь используется Православной Церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.
Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница.
Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский, судьба которого весьма необычна.
Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира – Борису. Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.
Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? Как уже было сказано выше – ради карьеры. Но не только. И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Неслучайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана, который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую, поэтому он почитается обеими концессиями, в том числе и верующими епархии Русской Православной Церкви в Венгрии.
Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия, но отрезают ему голову, видимо, для того, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен, дело в том, что русские дружинники в X-XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея, спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.
Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Для этого у Ефрема было очень мало времени, если мы только представим, сколько диких зверей обитало в то время. Поэтому можно предположить, что он находился неподалёку от места трагедии. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг страннолюбия».
Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его Житии: «…чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли. «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новгородский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спрашивал, где положены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архиепископ приказал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетленным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в Житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.
Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785–1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова. Императрица Екатерина II во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе торжественно заложила первый камень будущего собора, построенного в традициях палладианской архитектуры, ярым приверженцем которой был Львов. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.
Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб. Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк, получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты – 1020, 1039, 1071 годы.
Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же Жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом, в 1038 году, начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения Церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037–1038 годов.
Есть сведения, что ещё до сначала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый. Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев неслучайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и как мог способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.
Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским, бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.
Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель – с 21 февраля по 5 марта – сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен.
Мы не знаем точно, были некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле в древнем Торжке, или нет. Мы может лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, пока под спудом.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России
Святыни древнего Торжка
24 ноября 2015
Среди малых городов России много таких, которые сохранили «лица необщее выраженье» вопреки неумолимому давлению времени и буйствам истории, о которых можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Торжок, ныне небольшой городок Тверской губернии с пятидесятитысячным населением, – один из них. Расположенный на быстрой реке Тверце, разбросанный по холмам, он очень живописен.
Оказавшись здесь в любое время года, погружаешься в атмосферу русской жизни нескольких столетий назад, которую создают роскошные виды Тверцы, сохранившиеся до наших дней купеческие и дворянские дома, но главное – многочисленные православные храмы, перекликающиеся друг с другом с противоположных речных берегов. Их количество кажется невероятным для небольшого города, особенно после десятилетий большевистского гнета. Хотя и вышли они из-под этого гнета со многими потерями и слишком уж долго ждали восстановления былой красоты.
Между Новгородом и Москвой
Торжок, один из древнейших городов Центральной России, был основан новгородскими купцами в месте впадения в Тверцу ручья Здоровца. Город гораздо древнее Москвы: первое упоминание о нем в летописях относится к 1015 году, когда началась христианизация окраинных новгородских земель. Развиваясь как торговое поселение, он сменил несколько названий – Торг, Новый Торг, Торжец, Торжок. По одному из них местные жители до сих пор называют себя необычным для русского уха именем – новоторы.
Город, располагавшийся на пересечении сухопутных и водных путей, развивался очень активно. К XIII веку он был обнесен стеной, защищен земляным валом и рвами, превратившись в крепость. В 1238 году новоторы, возглавляемые посадником Иванкой, две недели сдерживали войска хана Батыя, обрушившего на город всю свою военную мощь. О подвиге Торжка академик В.Л. Янин писал: «Распятый и поруганный, так и не дождавшийся новгородской помощи, он сражался насмерть, заслонив Великий Новгород. Героической обороной Торжка Новгород был спасен от военного разорения, а вместе с ним и русская государственность».
До возникновения в середине XIII века Твери Торжок был единственным крупным городским центром Верхневолжья. Через него велось снабжение Северо-Западной Руси хлебом, и князья часто организовывали здесь торговые блокады Новгорода. Поэтому отечественные историки называют Торжок «ключом к упрочнению влияния в Новгороде». Исключительное стратегическое положение Торжка отчетливо осознал в 1215 году Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, и даже попытался перенести в Торжок княжескую резиденцию из Новгорода.
О средневековом Торжке сохранились немногочисленные, но яркие летописные свидетельства как о крупном даже по общеевропейским масштабам городе. В 1215 году на новоторжский торг съехались 2000 купцов только из новгородских земель. В 1372 году в городе проживало не менее 5000 жителей. Летописец так характеризует Торжок XV века: «Град велик, бесчисленное множество людии в нем». Еще более яркую картину средневекового Торжка дают результаты археологических работ, получаемые ежегодно Новоторжской археологической экспедицией. На Нижнем городище обнаружены развалины каменных башен середины XIV века, что позволяет включить Торжок в немногочисленный список каменных крепостей средневековой Руси. В настоящее время город по количеству найденных археологами берестяных грамот занимает третье место после Новгорода и Старой Руссы, оставив позади Смоленск, Псков, Тверь.
Самый древний монастырь в России
Мало кто из наших современников знает, что именно в Торжке находится самый древний на территории нынешней России монастырь (Киево-Печерская лавра не в счет – она теперь стоит на территории иностранного государства). Монастырь в честь первых русских святых мучеников Бориса и Глеба, тысячелетие подвига которых Россия отметила в этом году, основал на высоком берегу реки Тверцы в 1038 году бывший конюший киевского князя Владимира Святославича боярин Ефрем. Он был венгром по национальности, родился во второй половине X века. Прибыл на Русь в конце X века с двумя братьями Моисеем и Георгием, был зачислен в боярское сословие и поступил на службу к сыну князя Владимира Борису, состоя при нем конюшим.
Когда княживший в Ростове Великом князь Борис был убит на реке Альте посланниками его коварного брата Святополка, Ефрема не было на месте его гибели, поэтому он и остался в живых. Однако брат Ефрема Георгий был убит вместе со святым Борисом: он пал рядом со своим господином, причем убийцы отрезали у него голову ради золотого украшения, которое когда-то подарил ему Борис.
Трагическая гибель святых князей Бориса и Глеба, а также собственного брата Георгия настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, пришел в северные пределы Руси и основал здесь странноприимный дом, а позднее монастырь. 12 лет он посвятил христианской миссионерской деятельности и «подвигу странноприимства», а впоследствии принял иночество. Именно тогда он добился у новгородского архиепископа разрешения на строительство в Новом Торжке каменного храма и монастыря, посвященных мученикам Борису и Глебу. Скончался преподобный 28 января 1053 года в глубокой старости и был погребен в основанном им соборе, в каменном гробе, по преданию, им самим высеченном. Найденную на месте расправы над князем Борисом отсеченную голову своего брата Георгия преподобный Ефрем хранил до самой своей кончины и завещал положить с собой в гроб.
Интересна судьба и второго его брата, Моисея, который был при князе Борисе во время убиения, спасся бегством от смерти, а после этого, как сообщает его житие, пострадал за свое целомудрие от одной развращенной польки. В итоге он стал иноком в Киево-Печерском монастыре и прославился в Русской Православной Церкви как святой Моисей Угрин (что по-русски означает – венгр).
Труды и дни Борисоглебской обители
Первый каменный Борисоглебский собор, построенный Ефремом Новоторжским, простоял около 700 лет, в 1577 году во время правления Ивана Грозного к нему были пристроены два придела. Он сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками.
Сама Борисоглебская обитель многократно подвергалась разорению – русскими, татарами, литовцами. Но Борисоглебский собор, с мощами преподобного Ефрема и ученика его преподобного Аркадия, всегда оставался невредимым.
В 1785–1796 годах вместо старого был построен новый собор – по проекту знаменитого столичного архитектора Н.А. Львова, уроженца Торжка. 9 июня 1785 года в Торжке был грандиозный праздник – закладывали новый собор. Сама императрица Екатерина II серебряным молоточком и лопаточкой уложила первый камень. Об этом Львов сообщал в письме графу Л. Воронцову: «Изволила государыня закладывать соборную церковь». Большой и величественный собор оказался классически гармоничен в своей архитектуре, являясь одним из лучших образцов русского строгого классицизма.
В 1925 году Борисоглебский монастырь был распущен, а на его территории разместили тюрьму строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После нее в монастыре был устроен лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем Всероссийский историко-этнографический музей, основанный академиком Дмитрием Лихачевым. В 1993 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, но многие его постройки продолжали разрушаться и еще несколько лет назад находились в плачевном состоянии. Несмотря на то что в Торжке в ХХ веке сохранилось много православных храмов, до 1995 года единственным действующим храмом в городе оставался Михайло-Архангельский. С 1931 года и до закрытия в 1936-м здесь находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, изъятые советскими властями при закрытии храма (их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна).
Наталья Осипова