DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10073
исторические науки
Священник Александр Мазырин
Святой патриарх тихон и обновленческий раскол: совместимость несовместимого1
В статье рассматривается вопрос, каким образом правление выдающегося святого предстоятеля Русской Церкви, каковым был патриарх Тихон, оказалось ознаменовано наиболее тяжелым за ее тысячелетнюю историю иерархическим расколом — обновленческим. Рассматривается природа раскола, механизм его распространения, основное содержание деятельности раскольников. Показывается отношение к обновленцам православного народа в России, и делается вывод о полном единодушии патриарха Тихона и его паствы в этом вопросе. На основании описанных в статье фактов автор приходит к заключению, что широкое распространение обновленческого раскола и было вызвано тем, что во главе Русской Церкви стоял великий святой. Для борьбы с ним и его единомышленниками атеистической власти и потребовалось прилагать чрезвычайные усилия по насаждению церковного раскола. Эти усилия имели успех, однако в конечном итоге единство святого патриарха и церковного народа («тихоновцев») предрешило провал обновленчества, несмотря на то, что для поддержки раскола большевиками был использован такой ресурс, как Константинопольская Патриархия.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, патриарх Тихон, «тихоновцы», святость, гонения на Церковь, церковные расколы, обновленчество, «Живая Церковь», Константинопольская Патриархия, апостасия.
В истории Русской Православной Церкви патриарх Тихон предстает как один из самых великих святых. В то же время на его патриаршество приходится возникновение самого масштабного в российской церковной истории раскола — обновленческого. Чтобы оценить масштаб церковной разрухи, достаточно принять во внимание, что на пике своего распространения (во второй половине 1922-го — первой половине 1923 г.) обновленческий раскол увлек большую часть российского епископата и белого духовенства. («Достижения» старообрядческого раскола XVII в. в этом плане были куда более скромными.) Как могло сочетаться явление такого предстоятеля, святость которого была очевидна уже его современникам, и такого церковного нестроения? Как сам святитель Тихон воспринимал поразившее Русскую Церковь обновленческое бедствие? В какой мере в своем восприятии обновленчества патриарх был един со своей всероссийской паствой? Попытка разобраться в этих вопросах и будет предпринята в предлагаемой статье.
В первую очередь необходимо кратко охарактеризовать сущность обновленческого раскола и причины его возникновения. Казалось бы, ответ кроется в самом слове «обновленчество», которое указывает на стремление обновить Церковь в соответствии с изменившимися жизненными реалиями. Действительно, программы обновленцев (например, возникшей в мае 1922 г. «Живой Церкви») содержали планы самых разнообразных церковных реформ, вплоть до реформы догматики (Живая
Священник Александр Владимирович Мазырин — доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (am@pstbi.ru).
1 Статья подготовлена в рамках проекта «Высшее управление в Русской Православной Церкви в 1920-1930-е годы: проблемы канонического и практического преемства» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Церковь. 1922. 1 окт. № 10. С. 17). Однако те реформы, в которых Православная Российская Церковь действительно нуждалась, уже были осуществлены Поместным Собором 1917—1918 гг.: возобновление самого института регулярно созываемых Соборов как высшей церковной власти, восстановление патриаршества и избрание патриарха, председательствующего в соборно избираемых Синоде и Высшем Церковном Совете, утверждение принципа выборности епископата, активное привлечение к участию в церковном управлении рядового духовенства и мирян, повышение роли женщин в жизни Церкви. Эти реформы смогли объединить Русскую Церковь перед лицом разворачивавшихся гонений, повысить ответственность широких кругов верующих за состояние церковных дел.
Обновленцы же, как показало развитие событий, ни к каким церковным реформам особо и не стремились, за исключением тех, которые открывали белому духовенству путь к епископским кафедрам и облегчали налагаемые на него канонами брачные ограничения (запрет жениться повторно и после хиротонии). Главным для них было не желание внутренне реформировать Церковь, а стремление приспособиться к богоборческой власти, пойти на сотрудничество с ней, чтобы обезопасить себя от репрессий с ее стороны. Уже в апреле 1918 г. Поместному Собору пришлось принять определение «О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни», в котором шла речь о «некоторых епископах, клириках, монашествующих и мирянах, не покоряющихся и противящихся церковной власти и обращающихся в делах церковных к враждебному Церкви гражданскому начальству». Собор предусмотрел для таковых «церковных большевиков» наказания вплоть до отлучения от Церкви (Собрание определений, 1994, вып. 3, 58-60).
Однако соборные прещения не смогли остановить процесс «большевизации» части духовенства, тем более что он стал активно поощряться самой большевистской властью. В марте же 1922 г. решение сделать ставку на «красных попов» было принято на уровне высшего партийного руководства. Л. Д. Троцкий предложил Политбюро опереться на «сменовеховское духовенство» и «повалить контрреволюционную часть церковников, в руках коих фактическое управление церковью». По его мнению, следовало заставить «сменовеховских попов» довести «кампанию внутри церкви до полного организационного разрыва с черносотенной иерархией, до собственного нового собора и новых выборов иерархии» (Покровский, Петров, 1997, кн. 1, 162-163). В дальнейшем, по замыслу Троцкого, после разгрома «церковных черносотенцев», должен был последовать удар уже по самим «сменовеховцам». Политбюро этот циничный план одобрило и предписало губкомам и губисполкомам на местах поддержать лояльное духовенство. Практическая работа по организации раскола в Церкви возлагалась на органы ГПУ, которые опирались на сформированный ими «осведомительный аппарат» в церковных кругах.
В мае 1922 г. патриарх Тихон был взят под домашний арест, после чего в его прежней резиденции водворилось самозваное «Высшее Церковное Управление» (ВЦУ). При этом, согласно заявлениям раскольников и разъяснениям советской печати, патриарх якобы сам отказался от церковной власти и передал ее группе «прогрессивного духовенства». Так, петроградская «Красная газета» в заметке «Передача власти патриархом Тихоном» сообщала читателям: «18 мая было достигнуто соглашение с патриархом Тихоном и священниками Калиновским и другими о том, что церковная власть впредь до окончательного сформирования церковного управления переходит временно высшему церковному управлению в составе епископа Антонина (Грановского. — свящ. А. М.), епископа Леонида (Скобеева. — свящ. А. М.), протоиерея Введенского, священников: Красницкого, Калиновского и Белкова…» (Красная газета. 1922. 20 мая). Глава раскольнической «Живой Церкви» Красницкий со страниц одноименного журнала возмущался, что митрополит Петроградский Вениамин «единолично отлучил от Церкви трех членов Высшего Церковного Управления, принявших из рук самого патриарха Высшее Управление Церковью» (Живая Церковь. 1922. 1-15 июля. №4-5. С. 9).
На «соглашении» патриарха с Калиновским, Красницким, Введенским и др. и «принятии ими из его рук управления Церковью» следует остановиться особо. Действительно, представители «инициативной группы», в которую входили перечисленные священники, 12-18 мая 1922 г. трижды посещали изолированного чекистами патриарха Тихона и указывали ему на затруднения в функционировании церковного управления в связи с привлечением его к гражданскому суду. Патриарх согласился на временную (до созыва Собора) передачу своих полномочий, но, разумеется, не им и не близкому им заштатному епископу Антонину (Грановскому), а старейшему иерарху Русской Церкви митрополиту Ярославскому Агафан-гелу (Преображенскому). Также он уполномочил Введенского и компанию принять у ГПУ, опечатавшего патриаршую канцелярию, и передать митрополиту Агафанге-лу по приезде его в Москву «синодские дела» (Губонин, 1994, 214-218). Под этими делами очевидным образом имелись в виду канцелярские бумаги, обновленцы же интерпретировали патриаршую резолюцию так, будто бы им поручено ведение самих дел, то есть передана собственно высшая церковная власть, что было явным подлогом .
После этого раскольники, действуя, с одной стороны, обманом, а с другой — угрозами, подкрепляемыми репрессиями ГПУ, стали давить на российский епископат и рядовое духовенство, принуждая признать свое ВЦУ. В августе 1922 г., фактически за сопротивление обновленцам, был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский), предварительно «лишенный» раскольниками сана и монашества. Такая же участь готовилась и самому патриарху Тихону. Казалось, что на его возвращение на свободу, а тем более — к управлению Церковью, надежд уже нет никаких. Видя это, многие иерархи, даже такие заслуженные, как митрополит Сергий (Страгородский), предпочли встать на оппортунистический путь и перейти в раскольнический лагерь. За изменниками-архиереями шло и большинство конформистски настроенных священников. Отказ признавать ВЦУ почти неминуемо обозначал арест.
Можно проиллюстрировать то, как насаждался обновленческий раскол, выдержкой из секретного циркуляра ЦК Компартии Украины своим местным губкомам, разосланного летом 1922 г.: «Собрания и съезды разрешать беспрепятственно только обновленческому духовенству и только обновленческим мирянам. Сторонникам патриарха Тихона не разрешать ни собраний, ни съездов. Арестовывать и предавать суду. Необходимо сбросить со всех командных постов всех сторонников Тихона, противников обновленческого движения» . Отсюда и объяснение широкого распространения раскола: если бы не чрезвычайные усилия богоборческой власти, он бы не вышел за рамки небольших маргинальных групп.
Главным же содержанием деятельности обновленцев (это было прямо прописано в уставе «Живой Церкви») была «борьба с контрреволюционными элементами в церкви» (Живая Церковь. 1922. 1-15 сент. № 8-9. С. 20). Эта борьба осуществлялась путем непрерывного доносительства. Сотрудники ГПУ на местах инструктировались о том, что от «живоцерковников» «необходимо ультимативно требовать сведения и материалы об активных контрреволюционерах из духовенства». Добытые материалы должны были «широко использоваться для постановки гласных процессов, имеющих целью дискредитировать духовенство в глазах масс и, с другой стороны, — физически уничтожить и изолировать черносотенные элементы» (Мазырин, 2011, 121).
В мае 1923 г. обновленческий лжесобор в Москве принял в отношении ожидавшего расправы от богоборцев первосвятителя громкое постановление: «Так как патр Тихон, вместо подлинного служения Христу, служил контрреволюции… Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви. объявляет его лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение. Осуждая б патриарха Тихона как вождя не церковного, а контрреволюционного, Собор признает, что и самое восстановление патриаршества было актом определенно политическим, контрреволюционным» (Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1928. № 7 (30). С. 7-8).
Заключенный святитель Тихон, однако, категорически отказался подчиняться решению раскольников, сказав членам допущенной к нему обновленческой делегации, что «ему за них, духовенство, стыдно, за их постановление» (Следственное дело, 2000, 355). Этим отказом обновленцы были несколько озадачены, но главные проблемы у них начались двумя месяцами позже, когда, к полной для них неожиданности, святейший Тихон, вместо того чтобы сесть на скамью подсудимых, а затем пойти на расстрел, вышел на свободу и был с любовью встречен своей паствой и сохранившим ему верность духовенством («тихоновцами») именно как патриарх (а не как «гражданин Белавин»). Отдельный вопрос: почему большевики его освободили. Останавливаться на нем здесь нет возможности, тем более что он уже довольно обстоятельно исследован историками .
Выйдя на свободу, святитель Тихон обличил неправду обновленцев и однозначно определил их как безблагодатных раскольников. В июле 1923 г. в своем послании к Церкви он писал: «Ныне же торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что все. заявления о соглашении с Нами и о передаче Нами прав и обязанностей Патриарха Российской Церкви ВЦУ, составленному священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белковым, есть ложь и обман! И что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами нашей Церкви законных полномочий. Всем этим они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого все распоряжения не имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в Наше отсутствие, недействительны и ничтожны! А все действия и таинства, совершенные отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе» (Губонин, 1994, 290-291).
Таким образом, патриарх Тихон, не спеша облекать свое решение в форму административно-канонического прещения, вынес общую духовно-нравственную оценку обновленчеству как явлению внецерковному и безблагодатному. И это не было его личным мнением. Как тогда отмечал осведомленный современник (петроградский протоиерей Николай Чуков — будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий), процитированное выше послание было написано по представлению епископов, патриарх его всецело одобрил и от себя дописал лишь несколько слов, касавшихся его лично (Чуков, 1923-1924). Формальное же предание каноническому суду и запрещение в священнослужении вождей обновленческого раскола в ответ на продолжение их клевет были объявлены святителем Тихоном лишь 15 апреля 1924 г. (Губонин, 1994, 316).
Далекий от формальностей церковный народ в массе своей также отвращался от обновленцев, что еще летом 1922 г. вынуждены были отмечать в своих сводках органы ГПУ. «Надо сказать, — признавались чекисты, — что контингент вербованных состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями церкви. Более степенные, истинные ревнители православия к ним не идут, среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» («Совершенно секретно», 2001, 217). Чувствуя такое отношение народа и понимая каноническую неправоту раскола, наиболее совестливые обновленцы с лета 1923 г. стали массово приносить покаяние перед патриархом Тихоном (в числе первых оказался митрополит Сергий). Святитель Тихон таковых с любовью принимал.
Менее разборчивой, чем православные люди в России, и канонически нетвердой оказалась Константинопольская Патриархия, которая из собственных конъюнктурных соображений стала поддерживать обновленческих раскольников. Через эту поддержку Фанар, с одной стороны, рассчитывал расположить к себе большевиков, что было важно в условиях притеснений его турками. С другой — ослабление Русской Церкви изнутри облегчало развернутую тогда греками всемирную экспансию. Наконец, сами обновленцы всячески льстили фанариотам, что вселяло в последних надежду,
что Русская Церковь, как некогда в древности, снова окажется покорной Константинополю. Вдобавок ко всему, у греков был и банальный материальный интерес: официальный представитель Константинопольской Патриархии в Москве прямым текстом просил у советского правительства денег .
В мае 1924 г. Константинопольский патриарх Григорий VII на заседании своего Синода заявил, что «по приглашению со стороны церковных кругов российского населения» (обновленческих, разумеется) он принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской Церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию». Комиссия должна была «отправиться туда, чтобы содействовать. восстановлению согласия и единения в братской Церкви ко благу всех православных». Далее особо оговаривалось, что «отправляющаяся комиссия в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны существующему в России правительству», то есть на обновленцев. И как апофеоз канонической беспринципности Фанара звучала следующая мысль Григория VII: «Ввиду возникших церковных разногласий, мы полагаем необходимым, чтобы святейший патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собой, немедленно удалившись от управления Церковью. и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, патриаршество (Московское. — свящ. А. М.), как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения» (Церковная жизнь. 1924. Сент. № 2. С. 1-2).
На этот грубый выпад патриарх Тихон ответил Григорию VII сдержанно и с достоинством, указав ему, что за епископом Константинопольским Священные Соборы «признавали и признают первенство перед другими автокефальными Церквами чести, но не власти»: «А потому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома незаконна, не будет принята русским православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви. Весь русский православный народ давно сказал свое правдивое слово как о нечестивом сборище, дерзновенно именующим себя Собором 1923 года, так и о несчастных вождях обновленческого раскола. Народ не со схизматиками, а со своим законным и православным патриархом» (Губонин, 1994, 322-324).
Апелляция святителя Тихона к позиции православного народа России чрезвычайно важна. Обновленцев же она приводила в страшное негодование, которым они не преминули поделиться со своим стамбульским покровителем (который, к слову сказать, не нашел, что ответить Московскому патриарху). «Свидетельствуем Вам, — писали раскольники Григорию VII в сентябре 1924 г., — что наша Русская Православная Церковь переживает ныне давно небывалую внутреннюю смуту: она потеряла мир и благополучие исключительно по неразумному властолюбию бывшего патриарха Тихона, который, чтобы удержаться у власти, отдал своих пастырей на суд народа и судьбы самой Церкви вверил толпе. Такое положение Церкви нетерпимо» (Церковная жизнь. 1924. Сент. № 2. С. 3).
Стоит сопоставить крайнее презрение раскольников к народной «толпе» с позицией святителя Тихона, с одной стороны, а с другой — со словами знаменитого Окружного послания 1848 г. восточных иерархов: «У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его» (Догматические послания, 1859, 233). Нетрудно понять, на чьей стороне была истина: на стороне «тихоновцев» или обновленцев (и поддерживавших их фанариотов).
Если патриарх Тихон опирался на поддержку народа, то раскольники искали другой опоры. В октябре 1924 г. их лжесинод обратился к советскому руководству с пространным доносом о том, как «тихоновщина» их «бьет политически»: «В народе
зреет надежда, что уйдет Советская Власть, а «святейший» Тихон сохранит Россию новым, лучшим хозяевам, при которых, в первую голову, лучше будет жить церковникам… С политической пропагандой тихоновцев нам бороться трудно, ибо наши религиозные мотивы для контрреволюционеров ничего не стоят. Здесь одна лишь государственная власть может с корнем вырвать политическую заразу. Мы уверены, что при ликвидации тихоновской головки постепенно места успокоятся. Лишение Тихона возможности управлять базирующейся на нем контрреволюцией внесло бы мир в Церковь и предотвратило бы возможность целого ряда, сейчас не исключенных, эксцессов государственного порядка против власти рабочих и крестьян» (Покровский, Петров, 1998, кн. 2, 434-435).
Большевики и сами были не прочь устранить неугодного патриарха, но не решались это сделать. Не решались, поскольку видели, с какой любовью к святейшему Тихону относился православный российский народ. Почву для нового ареста патриарха, однако, богоборцы готовили, а до той поры всячески его травили, как через средства своей пропаганды, так и через своих обновленческих и фанариотских пособников.
Вывод, который можно сделать из всего вышеизложенного, парадоксален. Именно то, что во главе Русской Церкви стоял выдающийся святой, и обусловило размах обновленческого раскола. Если попытаться представить, что патриархом в 1917 г. стал бы не святитель Тихон, а какой-нибудь порочный деятель, вроде архиепископа Евдокима (Мещерского), то, вероятнее всего, так раскалывать Церковь, как это было сделано в 1922 г., богоборческой власти бы и не пришлось. Евдоким (Мещерский), ставший в августе 1923 г. председателем обновленческого лжесинода, и без усилий большевиков (скорее, вопреки им) сам собой вносил разложение в церковную среду, отталкивая от себя даже других раскольников. Можно проиллюстрировать это донесением украинского ГПУ, отправленным в центр в октябре 1923 г.: «За время короткого пребывания своего в Одессе митрополит Евдоким вызвал к себе враждебные отношения со стороны широких масс верующих. Это отношение вызвано его интимной связью с одной монашкой, привезенной им из Нижнего Новгорода. Даже самое прогрессивное духовенство относится к нему отрицательно. Ввиду сложившихся обстоятельств пребывание Евдокима в Одессе является невозможным и может еще более ослабить обновленческое движение» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 307. Л. 291-292).
Напротив, патриарх Тихон объединял вокруг себя и иерархию, и клир, и, что особенно важно, народ церковный. Это заставляло богоборцев действовать более изобретательно и изощренно, хотя бы и с опорой, по их собственной оценке, на «последний сброд» в церковных кругах. Церковь же, внешне умаляясь и терпя урон, внутренне очищалась и укреплялась, а пущенное ее врагами как презрительная кличка наименование «тихоновцы» стало синонимом слова «православные».
Противопоставление святителя Тихона как символа православия отпавшим от Церкви обновленцам, как может показаться, противоречит фактам попыток его объединения с ними, имевшим место в 1923-1924гг. Особенно непоследовательным в своем отвержении обновленчества патриарх выглядел в мае-июле 1924 г., когда им велись переговоры о создании совместного Высшего Церковного Совета с главой «Живой Церкви» Красницким, причем последний почтительно именовался в патриарших документах «протопресвитером» (Губонин, 1994, 317), хотя до своего отпадения в раскол в мае 1922 г. не был еще и протоиереем.
Церковное предание сохранило объяснение самим патриархом такой своей странной уступчивости. Когда вызванный в Москву из ссылки митрополит Кирилл (Смирнов) прямо спросил его, зачем он это делает, святитель Тихон ответил: «Я болею сердцем, что столько архипастырей в тюрьмах, а мне обещают освободить их, если я приму Красницкого» (на что получил ответ: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы.») (Косик, 2000, 43).
История с «живоцерковником» Красницким закончилась в июле 1924 г. патриаршей резолюцией на обращении очередной смущенной делегации духовенства: «Благодарю за выраженные чувства верности. Прошу верить, что Я не пойду на соглашения
и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же переговоры с о. Красницким. вместо радости возбуждают тревогу и опасения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным совершенно прекратить переговоры с о. Красницким о примирении и подписи на журнале от 8 (21) мая 1924 г. об учреждении при Мне ВЦУ считать недействительными» (Губонин, 1994, 325).
Таким образом, заявленное было противоестественное согласие святителя Тихона объединиться с «живоцерковниками» стало тем исключением, о которых говорят, что они лишь подтверждают правило. Правило же состояло в том, что в своем отношении к обновленческому расколу святой патриарх руководствовался не собственными соображениями, а был един с Церковью.
Из описанных событий можно извлечь и важный практический урок: когда во главе Русской Церкви стоит святой предстоятель, пребывающий в единодушии со своей многомиллионной православной паствой, злоба и интриги ее недругов, как внутренних, так и заморских, оказываются бессильными.
Источники и литература
Источники
1. Губонин (1994) — Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
6. Следственное дело (2000) — Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. документов по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000.
7. Собрание определений (1994) — Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994.
литература
11. Кривова (1997) — КривоваН.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
12. Лобанов (2008) — Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.). М., 2008.
14. Сафонов (2013) — Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М., 2013.
15. Тригуб (2009) — Тригуб О. Розгром Украшсько! церковно! опозицп в Росшськш пра-вославнш цер^ (1922-1939 рр.). Микола!в, 2009.
Priest Aleksandr Mazyrin. Holy Patriarch Tikhon and the Renovationist Schism: the compatibility of the Incompatible.
Sources and References
Предание:
«Проклинаю имя твоё во веки веков. В смерти благословляю тебя во веки веков.»
Его Святейшество Эскрибар — финальный босс, сразиться с которым можно после победы над Крисантой.
Его можно увидеть на определенных этапах игры, когда он в пытается связаться с Кающимся и описывает события Перевернутого Трона и Обгоревшего Дерева.
После этих событий Чудо возродило его в облике отвратительного существа, и теперь, сидя в самой высокой башне Матери матерей, Эскрибар ожидает дня, когда кто-нибудь придёт с мечом, который сможет окончить его жизнь и освободить от власти Прескорбного Чуда.
После победы над боссом Кающийся сможет пройти дальше. В зависимости от того, проходили вы испытания на Арене или нет, вы получите разные концовки. Каждая концовка открывает новый облик (при прохождении сразу на концовку А вы получите оба облика).
Содержание
Поведение и тактика
Фаза 1: Его Святейшество Эскрибар
После каждой атаки босс телепортируется в другую точку арены.
Пока Эскрибар атакует, он неуязвим, но ему может быть нанесён урон в перерывах между атаками.
Перед каждой атакой вокруг Эскрибара будут появляться частицы, цвет которых будет указывать на тип следующей атаки.
Атаки
- Огненные шары: быстро летящие огненные шары, не меняющие траекторию. Для избежания этой атаки как можно быстрее окажитесь рядом с Эскрибаром, а затем небольшими шагами двигайтесь от него. Когда дойдёте до конца арены, в нужное время делайте рывок в противоположную сторону, когда на вашем пути будет немного места без огненных шаров, а затем снова медленно двигайтесь в сторону. Примерно на половине этой атаки щит Эскрибара исчезает, так что вы можете поставить приоритет на нанесение урона и всё время находиться рядом с ним, рывками избегая шары.
- Токсичные шары: летящие шары с ядом, появляющиеся в разных местах арены и летящие в сторону Кающегося, не меняя траектории. Зелёный газ от взрыва не наносит урона. Снаряды можно отбивать.
- Магические снаряды: серия из нескольких магических снарядов, летящие сначала на уровне головы Кающегося, затем на уровне ног. Для избежания сначала приседайте, затем совершайте прыжок. Является очень опасной атакой, так как одна ошибка при уклонении может стоить вам трети здоровья. Более безопасный способ избежания — это при виде магических частиц, которые указывают на эту атаку, как можно быстрее оказаться за Эскрибаром, так как атака происходит только в одну сторону.
- Молнии: бьющие по вертикали молнии, сопровождающиеся ветром, который толкает Кающегося сторону.
Рекомендации
Самыми опасными являются атаки Огненные шары и Магические снаряды, так что рекомендуется экипировать Тлеющую бусину Кирса и Священный аметист. Так как у Эскрибара мало здоровья, то, чтобы как можно быстрее расправиться с ним, можно использовать Узелок из волос.
После падения здоровья Эскрибара до нуля экран заволакивает гора пепла, и когда она исчезнет в левой стороне экрана, Кающемуся будет противостоять Последний Сын Чуда, окованный тяжелой бронёй, напоминающей одеяние Папы Римского.
Фаза 2: Последний Сын Чуда
«И теперь видишь меня как Сына Истинного Чуда.»
Во время боя в разных местах арены появляются и исчезают ледяные платформы.
Перед каждой атакой по бокам головы босса будет появляться символ с соответствующим цветом, который укажет на следующий тип атаки.
Изначально босс неуязвим, но после устранения Золотого Меча броня на лице на время открывается, позволяя наносить боссу урон. Во время этого он может прервать текущую атаку и начать другую.
Меч имеет всего два типа атак:
- Магические волны: падает вниз, генерируя магические волны в точке приземления.
- Удар: наносит рубящий удар с большим охватом.
Сын Чуда имеет более широкий спектр атак:
- Магический всплеск: по бокам от головы босса появляются два шара, выстреливающих магическими стрелами в шести направлениях. Безопасное место во время этой атаки — середина арены или её края.
- Магический поток: от центра к краям происходят магические взрывы, сопровождаемые потоками. После потери половины здоровья босс ускоряет их и иногда задаёт в обратном направлении.
- Молнии: С высокой частотой происходит одиночный удар молнии. Как только увидите предварительные частицы, не медлите и уходите оттуда, так как времени на большее (например, на нанесение урона) не хватит.
- Шквал молний: большую часть арены с одной стороны покрывают удары молний. Проводится как одиночно, так и несколько раз.
- Огненный удар: выстреливает потоком из шести огненных шаров.
- Огненный шквал: генерирует от левого к правому краю огромные скопления огненных шаров, не изменяющих направления. Как только увидите огненный символ, бегите к левому краю и небольшими шагами передвигайтесь вправо, а затем, дойдя до конца арены, сделайте рывок в промежутке между снарядами, как в первой фазе. Эта атака является самой опасной, так как при ошибке вы можете сбиться с пути и получить ещё больше повреждений.
- Токсичные снаряды: в верхней части арены появляются летящие сферы с ядом, нацеленные на Кающегося. Зелёный газ от взрыва не наносит урона. Снаряды можно отбивать. Если во время этой атаки вы находитесь вверху и наносите боссу урон, то вы можете просто атаковать вверх, одновременно отбивая все летящие шары и не прекращая удары по боссу.
Так как самые опасные и сложные атаки — Магический поток и Огненный шквал, то рекомендуется экипировать Тлеющую бусину Кирса и Священный аметист.
Диалоги
Начало первой фазы: «В снах своих я слышал приближение твоих шагов. В снах своих пытался говорить с тобой и сказать тебе имя моё. Хранитель Чуда и знамя Чуда, с нестерпимой болью несу я символ Отца. Я — руки с окровавленной кожей, я — глаза, коими зрит Мать наша. Но о тебе мне ничего не ведомо, кроме лика твоего холодного и безымянного. Кроме твоих мозолистых израненных дланей. Кроме стонов смертей твоих. Нет. Я ничего о тебе не ведаю — ведает лишь Чудо. Так скрестится же меч твой, исполненный вины, со златым мечом моим. Пусть несут боль и пополнят процессию. Проклинаю имя твоё во веки веков. В смерти благословляю тебя во веки веков.» Начало Второй фазы: «Ты разбил зеркало, в коем узрел меня спящим. И теперь видишь меня как Сына Истинного Чуда.»
Связанные предметы
Дымящееся сердце из фимиама
Труды и милости Прескорбного Чуда. Стих первый.
Великое сухое дерево, в которое превратился Его Святейшество трудами и милостью Чуда, сгорело в ночь сильных бурь. Оно горело девяносто дней, и когда догорело, осталась огромная куча пепла, которая покрыла башню главной галереи кафедрального собора, оставив на вершине Преображённый Престол Его Святейшества. И все, кто были там, и все, кто пришёл и попытался забраться на вершину, были поглощены пеплом. И стало в кафедральном соборе тихо.
Сердце добродетельной боли
Труды и милости Прескорбного Чуда. Стих второй.
Через трещины в стенах, которые пробили корни Великого Древа, задувал ветер. Он поднял пепел, который взмыл плотным серым облаком, покрыл Мать матерей целиком — и погрузилась она в свинцовую тьму. Земля задрожала. И из глубин пепельной горы раздался ужасный крик. А потом ещё один, и ещё, и ещё. Гортанные вопли, звериный рык, чудовищные завывания, но страшнее всех был один голос: голос старика, который звучал так громко. словно его издавала глотка великана.
Сердце лазурного фимиама
Труды и милости Прескорбного Чуда. Стих третий.
Все те, кого когда-то проглотил пепел, поднялись из него великой ордой: то была Орда Чуда — Покаранные. Лишь вера была в умах их, лишь гнев в душах. И желали также покарать они всех, кто ушёл от такой святой судьбы, от воли самого Чуда.
Достижение
Победите Его Святейшество Эскрибара.
Если смотреть на общение с научной точки зрения, то оно представляет собой определённый процесс, который может в разных условиях видоизменяться.
В итоге в различных ситуациях мы выбираем удобные для нас на данный момент виды общения. Или не выбираем, но тогда закономерно попадаем в неоднозначные ситуации с не всегда положительным исходом. Как этого не допустить? Пять главных талантов для успеха:
умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение.
Гарольд Дженин
Виды общения и подходящие для них ситуации
Общение бывает не только вербальным и невербальным – это только одна, причём далеко не самая глубокая его сторона. Если вы пронаблюдаете за собой хотя бы один день, вы непременно заметите насколько различается ваш стиль взаимодействия с разными людьми. Своё влияние, конечно же, оказывает и ситуация, в которой вы оказались. Вид общения мы, как правило, выбираем несознательно, порой путаемся и нервничаем из-за этого. По этой причине важно чётко понимать различия в видах общения и применять их только в том случае, когда это уместно.
Контакт масок
Это знакомое всем формальное общение, когда собеседники не особо горят желанием понять друг друга и разобраться в особенностях личностей. В такого рода общении мы задействуем привычные маски – вежливость, безразличие, строгость, внимание и прочее. С помощью этих масок мы успешно скрываем свои настоящие эмоции и отношение к собеседнику. Такого рода общение идеально подходит в случае недолгих или поверхностных контактов с другими людьми, также оно актуально в самом начале знакомства. «Контакт масок» порой действительно необходим – ежедневно мы встречаем огромное количество людей и не с каждым из них стоит так уж глубоко общаться.
Примитивное общение
В этом случае собеседники оценивают друг друга как полезных или как мешающих людей. Соответственно с этим и происходит общение – вы обращаетесь к этим людям только тогда, когда вам что-то от них требуется, в противном случае просто их не замечаете. Ну, или кто-то так ведёт себя по отношению к вам. То есть, перед нами самое обыкновенное использование другого в своих целях. Конечно же, такого вида общения лучше избегать, ни к чему хорошему он априори не может привести.
Формально-ролевое общение
В ситуации с таким видом общения его форма и содержание известны уже заранее по одной простой причине – их определяет социальная роль каждого из собеседников. Например, магазин вы посещаете не потому, что желаете узнать подробности личной жизни продавщицы, а потому, что хотите купить продукты. Вы будете говорить ей те самые слова, что и другие покупатели, а её ответы не будут слишком отличаться от ответов других продавцов.
Деловое общение
При этом виде общения важны только те характеристики человека, которые оказывают влияние на то дело, которым вы занимаетесь. Так, вы можете прекрасно знать, что ваш сотрудник всегда приходит на работу не в духе, но вот что происходит в его личной жизни вам неведомо. Более того, зачастую знать вам это и не нужно, это не только не поможет вашей работе, но и может оказать совершенно противоположное действие – многие люди просто не желают, чтобы все вокруг были осведомлены об их личных делах. Конечно, минимальный набор знаний об интересах сотрудников был бы полезен, но иногда приходится обходиться без него.
Стоит также сказать, что в случае с деловым общением важно быть нацеленным на решение определённой задачи, мысли нужно выражать предельно чётко, стоит внимательно выслушивать собеседника и приспосабливаться к нему – все в интересах дела.
Духовное, оно же межличностное общение
К такому виду общения мы прибегаем тогда, когда находимся в окружении близких друзей и родственников. Мы можем говорить на совершенно любые темы, более того, иногда не нужны даже слова – то, о чём вы хотели сказать, понимают по выражению лица и движениям. Само собой, понятно, что не стоит переходить на такой уровень общения с обычными знакомыми – они вас не поймут и будут долго удивляться тому, почему же вы решили обсудить с ними сдвиги фундаментальных понятий в мировых системах верований.
Манипулятивное общение
Знакома ли вам ситуация, в которой собеседник явно хочет получить от вас какую-то выгоду? Для этого в ход идут и комплименты, и лесть, и демонстративное проявление доброты, и обман. Вполне возможно, вы тоже так поступали? Для того чтобы пользоваться таким видом общения нужно неплохо знать личностные характеристики собеседника и самому быть достаточно проницательным.
Мы меняем людей через общение, а не через цензуру.
Шон Картер (Jay-Z)
Светское общение
Это очень удобный вид общения, который состоит в том, что говорить вы можете о чём угодно, но на самом деле думать о другом. Получается своеобразный разговор ни о чём. Только помните, что ваших собеседников в последнюю очередь интересует ваше личное мнение по какому-либо вопросу, и высказывание его считается просто плохим тоном. Обычно такой вид общения уместен на всевозможных выставках, концертах, на отдыхе или при случайном знакомстве. Тут достаточно был вежливым, тактичным, выражать одобрение и симпатию.
Резюмируя
Эти виды общения существуют не просто потому, что так удобно учёным и психологам. Они нужны, прежде всего, для нас, ведь с их помощью мы сможем сделать коммуникацию с другими людьми эффективной в любой ситуации, заодно избежав недоразумений и непонимания.
Милюкова Юнона · 08 дек, 2016
Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:
Найден 1 синоним. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.
Синонимы строкой Скрыть словосочетания
, , рифмы на rifme.net
№ | Синоним, количество | Начальная форма | Частота |
---|---|---|---|
1 | честно (85) | честно, честный | 64.7 |
Не нашли нужный синоним?
С тем же началом: без лишних слов, без лишних разговоров, без лишних затрат, без лишних ушей, без лихого умысла
С таким же окончанием: чуждый лукавства
Слова по отдельности: без, лукавства
Другие слова на букву б
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Поделитесь, если помогло
Наверх На главную
- Средняя частота фразы «без лукавства» на миллион употреблений: 9 раз. Количество букв/символов: 13.
- Поиск занял 0.008 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.
Случайные слова и фразы: из интереса, прощевайте, городки