В Ленинградской области игумен Мариенбургской церкви провел таинство крещения годовалого ребенка, которое закончилось скандалом. В сеть попало видео, на котором видно, как ребенок вырывается из рук священника, кричит и плачет. Однако батюшка на это не обращает внимания. Мать ребенка обратилась в полицию — по ее словам, после ритуала малыш стал панически всего бояться. В Гатчинской епархии заявили, что игумен отстранен от совершения таинства.
В Гатчине, городе Ленинградской области, крещение годовалого ребенка в Мариенбургской церкви закончилось скандалом после размещенного в сети видео.
На кадрах видно, как священник пытается насильно окунуть ребенка в купель, в которую тот не помещается. Малыш кричит, плачет и вырывается из рук батюшки, на что служитель церкви не обращает внимания.
«Он делал все с болью для ребенка, видел, что он взрослый, что его в такую маленькую купель не погрузить, поливать с головы надо. Но решил делать по-своему. Малыш кричал, вырывался. Я испугалась, подбежала, начала забирать. Сама чуть не загорелась, так как платком потушила свечи у купели», — рассказала «Фонтанке» мать ребенка Анастасия.
Она отметила, что вместо того, чтобы отдать ей ребенка, батюшка посоветовал ей не лезть не в свое дело. «У меня были случаи, когда дети бились головой и справляли нужду в руках», — поделился опытом священник.
В результате крещения малыш, по словам его матери, получил травмы. «У ребенка царапины на шее и на плече, он теперь всего панически боится, у него истерика», — продолжила Анастасия.
Она отметила, что индивидуальное таинство крещения обошлось семье в 3500 руб. В то же время Анастасия обратила внимание, что процесс не заладился с самого начала. «Перед таинством на пороге церкви нас встретил батюшка Фотий и спросил у меня: «Отче наш наизусть знаешь? Нет? Причащалась? Тоже нет? Кто ты тогда для ребенка? Зачем его крестить принесла?» — вспоминает девушка. Она добавила, что тот же диалог состоялся и с другими родственниками.
О проведенном ритуале родители малыша неоднократно пожалели и решили не оставлять это дело. Анастасия написала заявление в полицию и обратилась в епархиальное управление. Однако от медэкспертизы девушка отказалась, опасаясь за психику ребенка.
По словам матери, ей позвонили в воскресенье, 11 августа, из епархии и извинились за инцидент. «Я спросила у позвонившего: «Вы как считаете, на видео — это насилие или это нормальный обряд крещения?» и мне сказали: «Насилие — это мягко сказано», — рассказала Анастасия.
Между тем в пресс-службе Гатчинской епархии Русской православной церкви (РПЦ) заявили, что епископ Митрофан осведомлен о произошедшем. В связи с тем, что поведение игумена Фотия «не соответствует образу священнослужителя», епископ отстранил его от совершения таинства, передает РИА «Новости». Как отметили в пресс-службе, это одно из самых суровых дисциплинарных наказаний в церкви, не считая лишения сана.
Тем временем сам Фотий не считает себя виновным. Он уверен в том, что все сделал правильно, так как выполнял «свой священнический долг», передает «Фонтанка».
«А что собственно случилось-то? Ничего же не случилось, моей вины никакой нет», — заявил священнослужитель.
Он утверждает, что вся проблема в «повышенных эмоциях мамы», которая «оказалась человеком невоцерковленным и не готовой к крещению». «По правилам православной церкви положено младенца погружать трижды с головой, я это и сделал. Воды младенец не наглотался, о стенки купели не ударился. Я 26 лет служу и всегда стараюсь так крестить», — отметил игумен.
По его словам, ребенка было необходимо именно окунать в купель, так как именно «погружательное» крещение считается настоящим. В то время как поливают голову некрещенного человека только в случае смертельной опасности.
В то же время в РПЦ уверены, что поведение игумена недопустимо и должно быть расследовано епархией, заявил ТАСС руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.
«С этим должна будет разобраться епархия. Несомненно, вопрос требует самого тщательного расследования, такие вещи совершенно не допустимы», — сказал собеседник агентства.
Подобное мнение выразил и заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва, написавший в своем телеграм-канале, что игумен Фотий проявил себя грубо по отношению к ребенку.
«По каналам распространилась информация с приложением съемки о священнике, который, судя по видео, совершил таинство крещения грубо, а с людьми общался, судя по описанию, неадекватно Поведение священника, которое отражено на видео, конечно же недопустимо. Такого быть не должно», — указал он.
«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого
товару…»
Эти первые строчки из пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде» каждый из нас знает с детства. А в детстве, как известно, все принимается как данность: поп и поп, тем более у Пушкина! На вопросы маленьких читателей следует ответ, что поп — это православный священник. С этим не поспоришь, словари дают такое же толкование. Но у читателей взрослых возникает осторожный вопрос: а нет ли в слове «поп» уничижительного оттенка, не воспринимается ли оно как презрительное?
Если верить словарям, «поп» — слово разговорное. Но «разговорное» не значит уничижительное! Как свидетельствуют этимологические словари, когда-то, в XI веке (а именно тогда слово «поп» появилось в древнерусском языке), это была нейтральная лексическая единица. «Поп» считалось обычным синонимом к слову «священник». Именно так слово «поп» по-прежнему употребляется в болгарском и сербско-хорватском языках.
Языковеды до сих пор спорят и о том, как связано наше слово «поп» с очень похожим «папой» (имеется в виду Папа Римский, главное лицо в Римской католической церкви). Увы, как часто бывает в науке о происхождении слов, мнения расходятся. По одной версии, «поп» и «папа» — от одного предка, из греческого языка. По другой, «поп» происходит от древневерхненемецкого pfaffo (это тоже «священник»). Почти так же выглядит это слово в современном немецком: pfaffe. Предполагают, что в романо-германские языки это слово пришло из латыни: papas — «наставник». Позже в католической церкви и вообще на Западе это слово получило значение «папа римский». Ясно одно: эти слова — ближайшие родственники.
Есть в словарях и еще одно слово «поп» — то самое, содержащееся в известном выражении «поставить на попа», то есть вертикально. Немногим из нас случалось играть в городки, но если кто-то играл, то знает: «поп» — это вертикально поставленный городок (рюха).
Но, возвращаясь к современному звучанию слова «поп»: нейтральное оно или нет? Увы, нет. Думаю, любой священник обидится, если вы назовете его попом. Разговорный характер слова особой уважительности не предполагает.
«Попы должны молиться в церкви! Я сказал!» – закончил свою довольно пространную тираду мой собеседник голосом капитана Жеглова. Правда, собеседником его назвать сложно: собеседник – это когда со-беседуют, а не ведут монолог с оттенком истерики. А поводом для таких эмоций послужила книга, написанная священником, которому не повезло войти в число любимых писателей моего визави. Разумеется, тут и «книга написана плохо», и «вообще непонятно, зачем эти попы за книги взялись», и «нечего им в общественной жизни делать – пусть в своих церквах молятся», и наконец последний «железный» аргумент: «у нас государство отделено от Церкви!» Можно было, конечно, посмотреть на эту сценку с усмешкой и забыть ее, если бы так часто не встречалось это вот мнение: «дело попов – только их Церковь».
Итак, уберем оскорбительное в этом контексте «поп» и попытаемся разобраться: действительно ли служение, деятельность священника должны ограничиваться исключительно пределами церкви, или же она, эта деятельность, может (и должна) простираться за пределы храма? Перед вами мнения нескольких людей.
Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель храма праведного Лазаря в Вологде:
– Ограничить служение священника стенами церкви – как это все знакомо… Загнать христианство в этакое этнографическое гетто, резервацию, где интересующиеся могут понаблюдать за дикарями-православными – вот сегодняшняя цель противников Церкви.
«Государство отделено от Церкви» звучит примерно так же, как, скажем, «государство отделено от воздуха» или воды, леса и т.п. А ведь Церковь для очень многих важна ничуть не меньше, чем воздух или вода, – люди просто не мыслят себя без нее. Да, были попытки жить без Церкви – к чему они привели само государство в прошлом веке, все мы прекрасно, надеюсь, помним и видим сегодня по духовному (точнее, бездуховному) состоянию нашего общества. И бездуховность эта ощущается во всех сферах жизни, будь то политика, экономика, медицина, образование, литература, журналистика и т.д. Как вы считаете: может ли Церковь помочь человеку в этих сферах, или же ее удел – это пресловутое «совершение треб и обрядов»? Возьмем только несколько примеров из жизни святых. По логике приверженцев идеи «требоотправления», какое право имел преподобный Сергий Радонежский призывать русский народ на Куликовскую битву? Да никакого! Ты монах? – Монах. – Вот и молись себе, а в жизнь общества не вмешивайся. Но вот только общество тогда такого вопроса не задавало, а именно в Церкви, в Боге и видело выход из тогдашнего, мягко говоря, «кризиса».
Перенесемся на несколько столетий ближе к нашему времени. Почему это праведный Иоанн Кронштадтский создавал дома трудолюбия, в которых работали, казалось бы, навсегда потерянные для общества люди? Почему он ходил по самым страшным местам города и призывал закоренелых уже в своих грехах преступников изменить свою жизнь – и они это делали? И кто скажет, что святые не были великими молитвенниками? Просто нужно понять, что церковное служение никак не может ограничиться стенами церкви – оно всеобъемлюще. Нельзя молиться только в храме, а выйдя из него, перестать быть христианином – мол, здесь, «в миру», другие правила, другая жизнь, и я уже другой, а христианин я только в церкви.
Что же касается способности священнослужителей писать книги, картины, делать еще что-то, то это можно только приветствовать. Вообще-то такие способности называются талантами, и, как мы знаем из евангельской притчи, большой грех для любого человека – пренебрегать ими, закапывать талант в землю. Знает священник толк в литературе – будет прекрасно, если он напишет хорошую книгу. Если он педагог – образование получит большую пользу, а дети будут только рады. Примеров священников, которые, будучи медиками, писателями, искусствоведами, физиками, математиками и т.д., продолжают свое христианское служение, огромное количество. Отказывать им в праве на разнообразие служения означает элементарное невежество отказывающих. Что, святой врач Лука (Войно-Ясенецкий), автор «Очерков о гнойной хирургии», перестал быть священнослужителем, принеся медицине неоценимую пользу? Глупость какая! Как хорошая книга или картина, рассказывающая о добре, делающая душу человека чище и светлее, может не соответствовать образу написавшего ее священника, я, простите, не понимаю. Наоборот – это же продолжение служения, к которому призван священнослужитель.
«Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать» – это лозунг противников Церкви. Что бы ни делала она, все оказывается «не так». От Церкви истошно требуют «высказать свое мнение» по поводу некоего обсуждаемого в обществе скандального события (чаще всего это событие – какие-нибудь выборы или рекламная кампания). Церковь ссылается на то, что эти мероприятия ее не касаются, – и тут же раздается: «А-а, какие чистенькие – страшно далеки они от народа!» Но тут приходит ужасная засуха, пожары опустошают Россию, и Церковь занимается (причем занимается действительно хорошо, а не на уровне деклараций – только об этом СМИ не говорят) оказанием помощи пострадавшим; теракты в московском метро, трагедия в станице Кущевская, события на Манежной площади – Церковь решительно заявляет о своей позиции, призывает власти видеть в народе людей, а не «население», уважать их и защищать – и вот мы уже слышим: «А что это попы из своих церквей вышли?! Их дело – там быть, а не народ своей заботой смущать!» И так далее – будь то литература, деловой мир, искусство или что еще: Церковь мешает, она слишком неудобна. Впрочем, это совершенно не ново.
Священник в больнице. Фото: Фома.Ru
Алексей Алексеевич Колосов, журналист, фотограф:
– Многие пребывают, увы, в состоянии эйфории от монополии на право сказать людям свое слово, поделиться с ними размышлениями. Это какое-то помешательство. Сомневающихся в правоте не просто мыслей своих, но «изречений» становится все меньше, активность таких «изрекателей» все возрастает, что является свидетельством шизопандемии, мне кажется.
В Киргизии мне посчастливилось познакомиться, в том числе, с отцом Владимиром, православным священником из города Пржевальска (сейчас он переименован), что стоит на восточном берегу Иссык-Куля. Был он до прихода в Церковь выходцем из семьи школьных учителей, немцев по происхождению, кажется – поволжских немцев. Геолог по образованию, он исходил своими немецкими ножками почти весь Русский Север (не редакцию, разумеется), собрал уйму интересного материала, из которого ему старшие товарищи порекомендовали сделать диссертацию. Он ее сделал, но защититься ему не давали по двум причинам: немец и не член КПСС. От первой причины он избавиться не мог и не хотел, а со второй причиной каким-то образом разобрался, повраждовав с райкомом. К тому времени он стал обретать Бога в душе. Учился, был рукоположен.
В конце 1980-х годов, когда стали рушиться партия с комсомолом (сначала изнутри, не сильно заметно для постороннего глаза), возвращались из Афгана наши «недобитки», которым захотелось научить «военному делу настоящим образом» подрастающее поколение, – они-то лучше других понимали, насколько слаба была их военная выучка, с которой они попали в Афган. И эти вот десантники, как правило, стали создавать повсеместно «Клубы юных десантников». Надо было, чтобы эти клубы были «при ком-то» – по-другому было низзя. От этих клубов шарахались и партия, и комсомол: хлопотно было с десантниками, смерть повидавшими. А отец Владимир зарегистрировал первый такой клуб при православном храме своем. И окрестил сперва воинов-афганцев, потом подрастающее поколение, потом летчиков аэроклуба ДОСААФ, которые проводили занятия по прыжкам с парашютом… Могу сказать, что ни тогда, ни сейчас я ни на мгновенье не сомневаюсь в правоте действий отца Владимира, с которым и мне довелось впоследствии летать и прыгать, многочасовые беседы беседовать, в баньке париться, Богу молиться. А уж как любили его и большие, и маленькие воспитанники клуба, их подружки, их родители! А уж как он их любил!
Не могут, на мой взгляд, благие дела быть помехой к исполнению священнического долга. Да и не мне судить об этом, в конце концов. Есть же, мне думается, внутренние Уставы, определяющие характер служения и виды деятельности, способствующие этому. А еще, уверен я, есть люди творческие, а есть и не очень, от которых не стоит требовать умения фотографировать, рисовать, танцевать, сочинять музыку и стихи в качестве «подспорья» служению Богу… Не могу избавиться от чувства, что некоторые «штатские», хорошо знающие, чем должны попы заниматься, меня не радуют.
Писатель Роберт (Роман) Балакшин. Фото: РГДБ.Ru
Роберт Александрович Балакшин, писатель:
– На днях прочитал с большой радостью книгу отца Александра Лебедева, вологодского священника, «Предлагаю не мелочиться». Хороший стиль, автор владеет языком, пишет доступно, просто, откровенно. С большой радостью читаю рассказы священника Ярослава Шипова; его зарисовки из сельской жизни современной российской глубинки – простое, доброе повествование, без претензий на «гениальность и исключительность». Может быть, поэтому в его рассказах чувствуется любовь к людям, красоте нашей северной природы. Был недавно на выставке картин священника Сергия Колчеева – его работы поражают глубиной и заботой об Отечестве и людях. Фотоработы архиепископа Максимилиана – прекрасное подтверждение необходимости свидетельствовать о том, что мир по природе своей прекрасен, и человек призывается заботиться о нем, восхищаясь его красотой и благодаря его Создателя. Если человек обладает талантом, глупо и преступно закапывать свое дарование в землю. Разговоры о том, что «попы нужны только для того, чтобы в церкви служить», сильно отдают большевицким стремлением свести деятельность Церкви только к «требоисправлению». Примеров служения священников в миру великое множество, и их должно быть больше: если у священника есть еще какой-нибудь талант, который приносит радость людям, то использовать его необходимо.
А вот слова патриарха Кирилла:
«Задача Русской Православной Церкви заключается в том, чтобы воспитывать человека, способного на жертву, на подвиг, на победу. Современная система так называемых ценностей, которые обрушиваются на нас через средства массовой информации, не способна сформировать личность, которая могла бы совершить подвиг и тем более принести победу. Поэтому главная задача Церкви – это противостояние всем искушениям и соблазнам нынешнего века. Главная задача Церкви – говорить людям о том, что означает подлинное человеческое счастье. Главная задача Церкви заключается в том, чтобы спасти молодое поколение, пробудить в нем ясное сознание того, что жизнь, которую ему предлагают, – это языческая, безбожная жизнь, разрушающая человеческую личность. Именно здесь – передняя линия фронта. Сегодня главная борьба – это борьба за человека, особенно за молодого человека. Если у нас есть еще кто-то из батюшек, кто считает, что совершение богослужений и треб вполне реализует его призвание и больше ничего делать не нужно, то такой священник не просто ошибается – он совершает преступление. Мы все должны понять, что главное наше дело – молитва, но вокруг молитвы мы должны создавать активное поле жизнедеятельности, воспитывать людей, давать образование, являть примеры доброго отношения к людям через социальную деятельность. Священники должны не взирать на мирян с высоты своего служения, а видеть в них народ Божий, который и должен совершить подвиг, который и должен научиться самопожертвованию, который и должен принести победу. Все это очень непросто, все это требует слома стереотипов. Кто-то может сказать: «А зачем все это надо?” А ответ простой: мы живем в такое время, которое многие называют апокалиптическим. Это не значит, что завтра конец света. Но это означает, что если существующие тенденции в жизни людей укоренятся, то человеческая цивилизация перестанет быть жизнеспособной, она погибнет. И не потому, что кто-то ее взорвет со стороны, – люди сами друг друга погубят. Мы должны сделать все для того, чтобы не просто сохранить Россию, не просто воссоздать Святую Русь, а чтобы стать мощным заслоном на пути всех сил, которые сегодня разрушают человеческую личность».
Содержание
Как православные делят храмы и верующих. Что стоит за скандалом между РПЦ и церковью Киева
Опубликована стенограмма беседы двух Патриархов — Варфоломея и Кирилла — о судьбе Украинской церкви, провозглашение автокефалии которой поддержал Госдеп США. И на западе Украины начался «захват храмов» — правда, в формате инсценировки. Октябрь должен стать решающим месяцем в «битве за автокефалию».
Укрощение Кирилла и унижение Илариона
Процесс провозглашения украинской церковной автокефалии (независимости), стартовавший еще в апреле, приобрел поистине драматические черты после встречи Вселенского и Московского патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 31 августа. Как сообщала «Новая», Кирилл потерпел там неудачу, и конфликт двух патриархатов перешел в острую фазу, поставив православный мир на грань глобального раскола.
С 14 сентября РПЦ не поминает Константинопольского патриарха и не сослужит с его епископами. А 28 сентября близкий к Константинополю греческий сайт Оthodoxia.info опубликовал фрагменты стенограммы, судя по всему, беседы двух патриархов в последний день лета.
Уже первый тезис московского гостя («Украинцы и россияне — один народ, а с Киева начинается история России») вызывает протест Вселенского патриарха.
«Украинцы не чувствуют себя комфортно под властью России, — говорит не «наш» патриарх, — и желают быть абсолютно свободными в религиозном и политическом смысле».
Далее «наш» Кирилл пытается оспорить законность обращения за автокефалией президента и парламента Украины, утверждая, что они представляют лишь 8% населения страны и скоро будут сметены восставшим народом, который хочет вернуться под руку Москвы.
Патриарх Варфоломей. Фото: Громадское
Патриарх Варфоломей, однако, довольно изящно парировал и эту аргументацию:
«Вы не можете посетить Украину, а священнослужители там не поминают Вас во время святого богослужения. Вы считаете, что это не является проблемой?»
Так что оправдываться пришлось Кириллу.
«Вы говорите о том, что у Вас есть миллионы верующих и что Вы обладаете из-за этого политической силой, — говорил Варфоломей. — Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужения?»
Присутствовавший на встрече ближайший помощник патриарха Кирилла, его министр иностранных дел митрополит Иларион (Алфеев), был и вовсе изничтожен:
«Вы заявили, что президент Порошенко подкупил Вселенский патриархат, — поставил вопрос Вселенский патриарх. — Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если вы не можете, вы хулите Церковь-Мать, и она наложит на вас проклятие».
Патриарх Кирилл и митрополит Иларион. Фото: РИА Новости
После попытки Московского патриарха заступиться за Илариона Варфоломей прямо попросил Кирилла:
«Прошу Вас наказать его, чтобы он вел себя так, как положено его сану, потому что он ведет себя в ущерб Вам».
Теперь понятно, почему на обратном пути в Москву, прямо на борту самолета, московский первосвятитель довольно грубо накричал на своего бывшего фаворита.
А как вам неожиданный призыв Кирилла поддержать католических епископов, которых обвиняют в педофилии. Если в начале беседы российский патриарх Кирилл как бы осуждал католицизм, говоря, что в XV веке из-за унии с католиками Константинополь отпал в ересь, и Москва была вынуждена самопровозгласить автокефалию, то в конце назвал католиков братьями. «Все эти обсуждаемые истории, касаются и нас, — смело признал Кирилл. — Разные утверждения, согласно которым якобы тридцать лет тому назад какой-то епископ что-то делал, без каких-либо доказательств причиняют ущерб церкви и создают очень болезненную атмосферу».
«Битва архивов»
Православные священники собрались в Константинополе на Архиерейский собор. Фото: РИА Новости
После этой встречи диалог двух патриархатов продолжается исключительно в виртуальном пространстве. Каждая из сторон создала свои научно-исторические сайты, на которых выкладываются горы документов XVI–XVII вв., призванные доказать, что Киев находится именно в «этой» юрисдикции. Едва ли кто теперь читает и анализирует документы, написанные на церковнославянском и греческом языках.
Ключевым в споре является акт 1686 года, согласно которому Константинополь передал Москве право поставлять на кафедру Киевских митрополитов, но не передал при этом саму Киевскую митрополию,
о чем, впрочем, не решался напоминать долгих 235 лет, пока не пала Российская империя.
В этой «войне архивов» вскрылись и свежие исторические факты. Официальный представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов напомнил на днях, как в 1946 году силами НКВД были отторгнуты от Константинополя и переданы Москве приходы Закарпатья, причем администратор этих приходов сгинул в воркутинских лагерях.
Далее Киевский патриархат опубликовал факсимиле подписи нынешнего предстоятеля Украинской церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского) под обращением Собора УПЦ 1991 года о предоставлении ей автокефалии. После двухнедельного молчания Московская патриархия нашла довольно неуклюжий способ «оправдать» своего киевского представителя. Анонимный источник Московской патриархии заявил через агентство «Интерфакс», что тогда, 27 лет назад, Онуфрий поставил свою подпись «под давлением», которое на него, беззащитного, оказал нынешний «раскольнический» Киевский патриарх Филарет (Денисенко).
Впрочем, позиция митрополита Онуфрия также не выглядит выразительной. Например, он не приехал на чрезвычайное заседание Синода в Москву 14 сентября, хотя занимает в нем второе место после патриарха. Однако репутацию митрополита в глазах Москвы спасло включение его имени в базу данных «Миротворец», куда радикальные гражданские активисты, близкие к МВД Украины, записывают разных «врагов отечества».
Америка против РПЦ?
После того как кремлевская пропаганда, объясняя «церковный провал на Украине», включила антиамериканскую пластинку, а митрополит Иларион стал цитировать фейковые «слова Бжезинского» о необходимости уничтожить русское православие после падения коммунизма, на тему украинской автокефалии впервые высказался Госдеп США. 25 сентября официальный представитель этого ведомства Хизер Нойерт назвала Вселенского патриарха «олицетворением толерантности и межконфессионального диалога» и поддержала верующих Украины, желающих «следовать путем автокефалии». США, говорят в Госдепе, поддерживает Украину в деле автокефалии потому, что это является частью ее «собственного пути».
В процессе подготовки к автокефалии американские дипломаты проделали большую работу, встречаясь с предстоятелями поместных церквей. Так, они внесли серьезную лепту в грядущую международную изоляцию РПЦ, которую едва ли сможет поддержать хоть одна церковь.
На днях считавшиеся лояльными РПЦ предстоятели Александрийской и Польской православных церквей подписали совместное заявление, в котором хоть и в туманных выражениях, но признали неизбежность украинской автокефалии.
Одновременно у чиновников РПЦ в разных странах начались проблемы с визами.
Спешно покидает США управляющий (с 2014 г.) тамошними приходами епископ Иоанн (Рощин) — выдвиженец патриарха Кирилла. Управляющему делами Московской патриархии, постоянному члену ее Синода митрополиту Варсонофию (Судакову), равно как и другим духовным лицам из России, стали систематически отказывать в греческих визах. Самому патриарху Кириллу не согласовали визит в Латвию, да и визит в Молдову, планировавшийся поначалу на сентябрь, находится под большим вопросом.
Show must go on!
Не имея возможности как-то отменить провозглашение автокефалии, РПЦ избрала тактику нагнетания страхов по поводу «захватов храмов», волна которых якобы должна подняться. С подозрительной точностью разные иерархи (например, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебидь) назначают первые столкновения на 14 октября — праздник Покрова Богородицы. В этот день на Украине отмечают еще и праздник Вооруженных сил.
По версии митрополита Павла, автокефалия может быть провозглашена уже 10–12 октября, поэтому 14-го «боевики» просто обязаны захватить лавру.
Гарантии украинского правительства, что после провозглашения автокефалии все монастыри и храмы останутся у их нынешних пользователей, во внимание не принимаются.
В исторической традиции Украины (еще со времен Великого княжества Литовского и Речи Посполитой) сосуществование в каждом городе и даже селе церквей нескольких конфессий. Конечно, выход из подполья греко-католической церкви в западных регионах страны в начале 1990-х привел к столкновениям, но вот уже около 20 лет каких-либо революционных изменений на религиозной карте Украины не наблюдалось. Большинство храмов (более 12 000) принадлежит общинам Московского патриархата, которые смогут оставаться в этой же юрисдикции и после провозглашения автокефалии. В случае если часть той или иной общины захочет перейти в автокефалию, а часть — остаться с Москвой, будет применяться украинский закон об обеспечении властями поочередного служения в одном и том же храме.
По моим ощущениям,
в украинском обществе нет «критической массы» для какой-то тотальной «битвы за храмы». Подобные идеи — удел маргиналов.
В первое время после Майдана 2014 года в стране работало немало российских стрингеров, создававших картинку для российского же телевидения. Эпическим стало противостояние за храм общин УПЦ МП и УПЦ КП в селе Птича Ровенской области. Непонятные люди в масках раз в месяц устраивали у церковных дверей перформансы с фаерами и дымовыми шашками, охотно зажигая всю эту пиротехнику перед камерами. Получив скромный гонорар, они быстро удалялись. Едва ли кто из читателей, возмущенных заявлениями Московской патриархии, знает, что все украинские суды, включая Высший апелляционный, оставили храм в Птиче за общиной Московского патриархата.
Новый инцидент произошел 28 сентября в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области. Для многих было откровением узнать, что в этом «самом националистическом» регионе на западе Украины спокойно действует внушительных размеров храм Московского патриархата с целыми «митрополичьими покоями». Собственно, «покои» и были объектом столкновения (судя по размещенным в Сети видеоматериалам, оно ограничилось словесной перепалкой). Как явствует из сообщения, размещенного на официальном сайте УПЦ МП, на сам храм «налетчики» не претендовали, и были они представителями властей, которые пытались выполнить решение местного совета о передаче «палат» музыкальной школе.
Представители Московского патриархата реанимировали уже почти забытый бренд «Правого сектора» (запрещен в РФ), обвинив в инциденте его активистов, однако пресс-секретарь этой организации Артем Скоропадский, ранее, кстати, работавший в УПЦ МП, опроверг причастность организации к столкновению.