См. раздел СВЯТЫЕ и СВЯТОСТЬ
- Святость Краткий словарь агиографических терминов
- Святой. Святость Богословско-литургический словарь
- О святости и духовности митр. Сурожский Антоний
- Святость Бога * Святость Церкви иерей Олег Давыденков
- Святость как итог аскетики свящ. Сергий Дергалев
- Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых» преп. Иустин (Попович)
- Святость человека в православной аскетической традиции проф. А.И. Осипов
- Агиология
***
Свя́тость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.
Можно выделить три уровня святости:
- Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
- Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.
- Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.
Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят… (Лев.11:44).
По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. (1Пет.1:15)
«Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)
«Бог непричастен никакому злу» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3).
Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни.
Святость есть единство человека с Духом Господним (1Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать Святого Духа, преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати Святого Духа.
Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.
***
митрополит Сурожский Антоний:
Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.
Кто такие святые и что такое икона. Гость — отец Дмитрий Смирнов.
Ведущая «Вестей ФМ» — Анна Шафран.
Шафран: Отец Дмитрий, кто такие святые?
Отец Дмитрий: Обычно в таком вульгарном сознании святыми именуют очень-очень хороших людей. В каждом народе есть такое представление. И эти представления очень близки, потому что мы как-то различаем негодяев и людей, с которыми вообще невозможно общаться. А есть наоборот.
С точки зрения христианской, церковной, это определение неточное, потому что это — качество души человека, это уже есть продукт святости. А святой — это тот человек, мотивом поступков, слов, мыслей и даже чувств которого являются не обычные страсти человека, потому что каждый человек управляется тоже духами — духом гнева, духом зависти, духом сребролюбия, духом объедения. И вот что духи ему диктуют, то он исполняет и думает, что такова его воля. На самом деле, он полностью порабощен. Особенно это заметно на таких вещах, как, допустим, табак, что человек не может часа прожить, он испытывает дискомфорт, ему надо покурить, он раб сушеных листьев. Или сейчас вообще нарезанной бумаги с отдушками всякими. Он теряет свободу.
Святой человек — это тот, над кем вот эти страсти не властвуют. А он руководствуется в своей жизни повелениями Духа Святого, который в нем живет, который ему и диктует его мысли, чувства, слова и поступки. И вот это уже отражается в качестве жизни, в общении с людьми. Потому что это идет от Бога. Дух Святой — третья ипостась Святой Троицы. Этот человек является проводником воли Божией, проводником благости Божией и даже порой проводником того, что Господь хочет сказать другому. Поэтому быть святым — это значит быть сосудом для Святого Духа. И чем ближе к апостольскому времени, тем таких людей больше.
Сейчас это вообще редкое явление. Но, тем не менее, даже человек еще в жизни не достигший никакой святости, в силу того, что всех создал Бог, каждый человек по своей природе имеет внутри себя некие интуитивные ощущения о том, как настоящий человек должен поступать.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии «Вестей ФМ»
1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете. Обожение
Слово «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность. В самом глубоком смысле понятие святости относится к Богу, абсолютно отделенному от всей твари. Поэтому святым считалось то, что выделено для посвящения Богу, так или иначе причастно Ему. Например, израильскому народу было запрещено переступать черту, проведенную Моисеем вокруг Синая как места явления Бога (см. Исх.19). Сам Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю Обетованную, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назореи, пророки), предметы (приношения и жертвы, священные одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). Свято и само имя Божие (Пс.32.21), и Закон, Им данный для освящения избранного народа (Лев.22.31–33; Рим.7.12).
Догматическое богословие относит святость к катафатическим свойствам Божиим. Это означает, что «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре», и что «так как Он чист от греха и не может согрешить, то Он любит в тварях добро и ненавидит зло», «святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенное с чистотой от греха».
Поэтому уже в ветхозаветном откровении внешнее выделение чего-то для посвящения Богу имело глубокий духовно-нравственный смысл и ставилось в тесную связь со святостью Бога, абсолютно чуждого всякого греха, обладающего всецелой полнотой нравственного совершенства. Достижение святости, как приобщения к святости Божией, было неоднократно объявлено задачей для каждого человека: «будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11.44, см. также Лев.11.45; 19.2; 20.7; 20.26) и подразумевало не просто отделенность от других народов, но стремление к нравственному совершенству. Именно в этом состоял смысл многочисленных ритуальных предписаний, которые сами по себе не делали человека праведным и святым и не были угодны Богу, о чем неустанно говорили пророки. Напоминанием о том, что для святости недостаточно жертв и приношений, что она имеет гораздо более высокое содержание и неотделима от требований нравственной чистоты, правды, милосердия и любви, пророки возвещали грядущую полноту новозаветной святости.
Слово «святые» часто, особенно в посланиях апостола Павла, употребляется и по отношению ко всем вообще христианам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим.1.7); «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах» (Флп.1.1); «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф.1.1) и пр. Именование христиан святыми имеет отчасти ветхозаветный оттенок и означает «выделенные на служение Богу». Но Искупление дает этому названию и более глубокое содержание.
Источник святости христиан – в святости Христа. Именно Он наделяет святостью членов основанной Им Церкви. В ней для человека открывается возможность восстановления его поврежденной грехом природы, преображения ее под действием благодати, обожения.
«Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в Его Божестве по благодати и становятся святыми».
Отцы Церкви выражали эту истину известной фразой: «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом». Ее истоки находим у сщмч. Иринея Лионского в книге «Против ересей», эта мысль встречается в трудах свт. Афанасия, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского. Потом эту мысль из века в век повторяли святые отцы и православные богословы, поскольку в ней выражена самая сущность христианства: «неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, – снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством». Таким образом, Воплощение Слова непосредственно связано с конечной целью, поставленной перед тварью, – соединение ее по благодати с Богом. «Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына, – Бога, ставшего человеком, – то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности, нужно, чтобы каждый из нас стал богом по благодати, или «причастником Божеского естества”, по выражению св. апостола Петра (2 Пет.1.4)».
Таким образом, оббжение «составляет существо святости». А подлинная святость возможна только в Церкви, вне истинного христианства она недостижима. Сонмы мучеников, исповедников, праведников, подвижников, ставших еще на земле «земными ангелами и небесными человеками» – все эти великие образцы святости есть действие невидимой благодати Божией, полученной через церковные Таинства. Именно благодаря участию в Таинствах человек освящается, делается «новой тварью во Христе» (2 Кор.5.17), обоживается. В его теле начинают действовать те силы, те Божественные энергии, которые были присущи земному телу вочеловечившегося Бога. Благодаря Таинствам силы эти проникают в человека из горнего мира, вводя в его жизнь святые токи своей бессмертной и боготворящей жизни. «Посредством… священных Таинств, – пишет св. Николай Кавасила, – как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце Правды и умерщвляет жизнь сообразную с сим миром, и восстанавливает жизнь премирную, и Свет мира побеждает мир, вводя в смертное и изменяющееся тело постоянную и бессмертную жизнь».
Обожение является основанием почитания святых.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- VI. Божество в Ветхом Завете
- I. Понятие Остатка в Ветхом Завете
- II. Понятие Остатка в Новом Завете: Новый Израиль
- Чудеса в Коране, Ветхом и Новом Завете
- Бог как Отец в Ветхом Завете
- Бог Отец в Ветхом Завете
- Христос в Ветхом Завете
- Судьбы религиозного искусства в Ветхом и Новом Завете
- Понятие термина «шеол» в Ветхом Завете и его позднейшая интерпретация в раввинистических писаниях
- ДВОЕВЕРИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.
- Покаяние и исповедание грехов в Ветхом и Новом Завете
- XI. ИНОСКАЗАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
- Книга 4 Трудные положения и решения из богодухновенных писаний на возражения о Сыне, заимствуемые в Новом и Ветхом Завете.
- О гневе Господнем на тех, которые согрешили в Ветхом и Новом Завете.
- Пост в Ветхом Завете
VI. Божество в Ветхом Завете
VI. Божество в Ветхом Завете Безапелляционное утверждение Библии о том, что Бог один, не дает полного представления о содержании Его природы. Связав данную идею с представлением о вневременном характере вечности Божества, классическая теология пришла к выводу, что
I. Понятие Остатка в Ветхом Завете
I. Понятие Остатка в Ветхом Завете Остаток нельзя понять в отрыве от четкого и ясного описания того, чему он принадлежит. Вот почему данный раздел должен начаться с исследования особой роли и предназначения Израиля, открытого в Ветхом
II. Понятие Остатка в Новом Завете: Новый Израиль
II. Понятие Остатка в Новом Завете: Новый Израиль Пришествие Иисуса Христа в Израиль было высшим испытанием для еврейского народа как теократии или государства, управляемого Богом. Как Мессия Иисус из Назарета был «камнем преткновения и камнем соблазна» (Рим. 9:32, 33; 1 Петр.
Чудеса в Коране, Ветхом и Новом Завете
Чудеса в Коране, Ветхом и Новом Завете «Мусульманские богословы подробно рассматривали теорию чудес и классифицировали чудеса святых как карамат, «харизматические деяния», а чудеса пророков — как муджизат, «неповторимые деяния». Эти два типа чудес всегда четко
Бог как Отец в Ветхом Завете
Бог как Отец в Ветхом Завете Бог откровения есть Бог людей, говорящий на их языке. Поэтому исходное человеческое слово «отец» в то же время является основным словом библейского откровения. Оба религиозно–исторических мотива, генеалогически–мифологический и
Бог Отец в Ветхом Завете
Бог Отец в Ветхом Завете Единство Ветхого и Нового Заветов и общего для них плана искупления раскрывается в том, что в каждом из них для спасения Своего народа говорит и действует Один и Тот же Бог. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в
Христос в Ветхом Завете
Христос в Ветхом Завете Новый Завет, как известно, говорит прежде всего об Иисусе Христе.При этом новозаветные авторы постоянно утверждают, что во Христе исполнились ветхозаветные пророчества.Но где именно в Ветхом Завете говорится о Христе, и откуда мы знаем, что это о
Судьбы религиозного искусства в Ветхом и Новом Завете
Судьбы религиозного искусства в Ветхом и Новом Завете Наряду с тем, что заповедь Божия запрещает изображение Самого Бога, в Ветхом завете при строительстве храма Сам Господь благословил и повелел: «Сделай из золота двух херувимов» (Исх. 25:18-22). Также на покрывалах скинии
Понятие термина «шеол» в Ветхом Завете и его позднейшая интерпретация в раввинистических писаниях
Понятие термина «шеол» в Ветхом Завете и его позднейшая интерпретация в раввинистических писаниях Доклад посвящен вопросу, который на сегодняшний день, к сожалению, не исследован надлежащим образом в сравнение с иными областями библейского богословия. Тем не менее, ряд
ДВОЕВЕРИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.
ДВОЕВЕРИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ. Форма религиозного *синкретизма, в соответствии с к–рой наряду с *Яхве израильтяне чтили других богов. Когда в Свящ. Писании говорится, что народ «оставил Господа» и «пошел вслед ваалам», почти всегда имеется в виду Д. Вспышками его отмечена вся
Покаяние и исповедание грехов в Ветхом и Новом Завете
Покаяние и исповедание грехов в Ветхом и Новом Завете Со времен Ветхого Завета покаяние было связано с богослужебным культом. Одним из важнейших установлений ветхозаветного культа был «великий день очищения» (Йом Киппур), когда совершались специальные богослужебные
XI. ИНОСКАЗАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
XI. ИНОСКАЗАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Если в языческих текстах могут быть иносказания того рода, как я только что говорил, вполне резонно предположить, что в Ветхом Завете их больше. У нас, христиан, две причины так думать.1) Для нас Писание священно, или боговдохновенно. Слова эти
Книга 4 Трудные положения и решения из богодухновенных писаний на возражения о Сыне, заимствуемые в Новом и Ветхом Завете.
Книга 4 Трудные положения и решения из богодухновенных писаний на возражения о Сыне, заимствуемые в Новом и Ветхом Завете. Если Сын — Бог по естеству, но и Отец — Бог по естеству, то Сын не иначе, чем Отец, но одинаково с Отцом есть Бог. Если же Сын не по естеству Бог, то, как
О гневе Господнем на тех, которые согрешили в Ветхом и Новом Завете.
О гневе Господнем на тех, которые согрешили в Ветхом и Новом Завете. Многое множество грешников стояло по всей земле, как песок морской, от времен Адама и до последнего дня пришествия Христова, от всякого народа и племени. Они стояли с лицами мрачными, злобными,
Пост в Ветхом Завете
Пост в Ветхом Завете Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.В книге Исход находим пример поста пророка