О роли кошки в православной аскетике
Галина Руссо
В каждой точке земного шара можно встретить любое живое существо, даже пингвина в Африке, если, конечно, какой-нибудь чудак его туда завезет. Только внутрь церковной ограды животным вход заказан. Им там делать нечего, ведь звери не обладают способностью воспринимать Дух Святой, ту благодать, которая разлита в церковном пространстве. А вот помешать молящимся они могут, потому, что не умеют контролировать свое поведение.
Исключение делается только для кошек. Однажды в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга я наблюдала, как во время службы, когда диакон возглашает: «оглашенные, изыдите!», из алтаря вразвалку вышел нагловатый бело-рыжий котяра, прогулялся под удивленными взглядами по солее и ушел обратно в Святая Святых. Никаких репрессий не последовало, священники не обратили на котофея никакого внимания. Множество кошек можно встретить в монастырях, там их привечают и даже подкармливают, правда постной пищей. Мясо кискам приходится добывать своими силами, охотясь на мышей.
Почему же кошкам в Церкви предоставлены такие привилегии? Традиционно считается, что кошки были допущены в церковь именно потому, что так ловко очищают помещения от грызунов. Может, оно и так. Хочется, однако, хотя бы в порядке шутки, дать этому факту богословское объяснение.
Кошка – животное сугубо индивидуальное. Даже к себе подобным она относятся подозрительно. А уж продемонстрировать свою независимость человеку для кошки — обычное дело. Своего любимого хозяина она часто вынуждает соблюдать дистанцию – это когда он чем-то не угодит мурлыке. Попробуйте дать киске корм, который ей не нравится, погладить по пузику, когда она не расположена к ласкам, или засунуть в переноску, возвращая осенью с дачи в городскую квартиру. Тут же получите фунт презрения, если не описаный тапок. Никакие воспитательные меры не помогут.
Кошка требует уважения, исполнения своих желаний, которые не всегда нам понятны, причем требует активно. У хозяина не остается другого выхода, как принять кошачий ультиматум, подчиниться ее прихотям, приспособиться к ее поведенческим реакциям.
Но ведь именно такой стиль поведения и является самым правильным для православного человека.
Пытаться изменить другого – самое бесперспективное занятие на свете. Внешне человек может принять навязываемую ему роль, но внутренне он все равно останется самим собой, а своего «гуру» будет либо тихо ненавидеть, либо посмеиваться в его адрес. Значит, для того, чтобы успешно общаться с окружающими, нужно меняться самому. Учиться уважать другого, принимать его таким, каков он есть, не обижаться на него, не гневаться, не осуждать, смиряться с его недостатками, не принимать все его поступки на свой счет… Любить то есть.
Только это не та любовь, которая считается нормой для современной цивилизации, не любовь, как чувство, как привязанность к избранному объекту любви. Это любовь к любому человеку уже потому, что в нем сокрыт образ Божий, это та Любовь, которой нас одаряет Господь и которую мы постигаем именно в Церкви.
Вот и получается, что кошка с ее самостью – незаменимое учебное пособие для православного человека и свое место в храме она вполне заслуживает.
А вот собака в церкви не приветствуется. Может быть потому, что она сама приспосабливается к человеку, не побуждая его к изменениям?
Назад в раздел
У кошек, собак и их хозяев тоже есть свои святые покровители. Это Гертруда Невелльская и святой Рокко.
СВЯТАЯ ГЕРТРУДА. ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА КОШЕК.
Святая Гертруда родилась в 610 ( 621) – 659. Она была аббатисой сразу двух монастырей женского и мужского, где заботилась о паломниках, ищущих ночлега и болеющих. Естественно, что вопрос сохранения продуктов питания был важен. Поэтому аббатиса и ее монашки приютили в монастыре кошек, чтобы уничтожать грызунов, которые портили их запасы.
К тому же, например, во Фландрии 17 марта начинался период полевых работ. И конечно же ей молились в этот день, чтобы защитить посевы от грызунов.
Также под ее защитой путешественники, садовники и прядильщицы.
Садовникам она приносит хорошую погоду в начале весны, когда цветут плодовые деревья, а прядильщицам помогает в их рукоделье.
Но тех, кто работают в ее праздник, жестоко наказывает. Прямо как Макоша.
В Кельне существовала традиция жертвовать святой серебряную или золотую мышку. Затем брали воду из ее колодца и на ней замешивали тесто. Испеченную на этой воде булочку разбрасывали в местах, где надо было прогнать грызунов. Помогало это или нет – неизвестно.
Святую могут изображать в короне, с посохом, в одежде аббатисы, но в Нидерландах и Испании обычно рисуют еще крыс и мышей, бегающих возле ее ног. Они могут также взбираться на ее посох или одежду.
День святой Гертруды Невельской отмечают 18 марта. Не забудьте поздравить ваших котеек.
А если у вас проблемы с вашими кошачьими, то вы можете смело обращаться к святой за помощью. Впрочем, если у вас проблемы с грызунами, то это тоже к ней.
СВЯТОЙ РОККО. ПОКРОВИТЕЛЬ СОБАК И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ.
Да есть такой святой – Роч (St. Roch). Его еще называют святой Рокко (St. Rocco).
Жил и трудился он на божьей ниве с 1295 по 1327 год.
Родился он в зажиточной семьев Монпелье во Франции. В 20 лет лишившись родителей, он отдает свое наследство на благотворительность, присоединяется к ордену святого Франциска Ассизского и отправляется в Рим, чтобы поклониться святыням.
В тот момент в Риме бушевала чума, но Рокко святым крестом и молитвою исцелял больных. Когда эпидемия утихла, Рокко отправляется в Пьяченту, где и обнаруживает, что таки заболел.
Не желая никого обременять, он остается в лесу, где нашел заброшенный домик лесника. Отдав себя полностью в руки бога, он ожидает смерти.
Но тут его находит охотничья собака местного графа. Она зализывает язвы на его ноге и он выздоравливает.
Вот такая вот чудесная история.
Он покровитель собак, хозяев собак, хирургов, инвалидов, бакалавров, больных. А также крупного рогатого скота. Он защищает от холеры, чумы, сыпи на коже, инфекционных заболеваний и эпидемий.
Святого Рокко изображают как паломника в пути, с черепашкой (знак паломника), больной ногой, ангелом и собакой.
Его день празднуют 16 августа.
Не забудьте поздравить своих питомцев и себя с праздниками их покровителей Святых Гертруды и Рокко.
Эжени МакКвин © 2017
В группе ТЕЛЕГРАМ «Школа лунных мистерий Эжени МакКвин” вы можете принять участие в онлайн практиках, задать свои вопросы и получить рекомендации от самой Эжени.
Для того, чтобы вступить в группу перейдите .
Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.
Солнечное затмение 2 июля 2019. Вперед к звездам.
Женские практики полнолуний Колеса Года.
Самые древние сказки мира
Самые древние символы человечества
Самые древние стихи о любви
Самые древние сказки мира
Женские места силы Украины
Защитные молитвы целителей и их истоки
Места силы Киева. Тайны Софиевского собора.
Красная мартовская нить. Оберег защиты.
Дневники ведьмы. Удивительные истории о жизни женщин магов.
Преподобный Герасим Иорданский. Иконописец: Олег Шуркус / shurkus.ru
Одна моя знакомая – пожилой уже и чистый сердцем человек – решила помолиться о своем заболевшем коте. Но как молиться? О человеке – понятно как: «Помилуй, Господи, раба Твоего такого-то». А про кота же не скажешь так – «раба Твоего»: какой кот Ему раб? В результате получилось вот что: «Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…».
«Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…». Василий выздоровел
Василий выздоровел. Вполне возможно, что не в кошачьей живучести тут дело; что Творец вселенной отозвался на молитву женщины, бессознательно исполнившей Его Завет: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3). Впрямь, не в коте дело, а в ней. Или и в коте тоже? Какое место занимают животные в Его мироздании? Как мы должны их воспринимать? Христианское ли это чувство – любовь и жалость к ним? Можно ли за них молиться, и если да, то как?
И да владычествуют они…
Первая глава книги Бытия, сотворение мира:
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (…) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1. 20–26).
А во второй главе мы прочитаем о том, как Творец привел всех зверей полевых и птиц небесных к человеку, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (19).
Итак, бессловесные твари благословлены Создателем, увидевшим, что они – хороши, что земля, наполняясь ими, становится прекрасной; и Он поставил человека над ними всеми владыкой. Каким владыкой? Конечно, добрым и ответственным. Ведь это был мир до грехопадения. Зла еще не было. Оно вошло в мир потом. Жертвой падения человека безвинно («недобровольно», как пишет апостол Павел) стала вся тварь, и вся она, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне», именно от человека ожидая избавления «от рабства тлению» (Рим. 8, 20–22). На утрене праздника Богоявления (Крещения) мы слышим канон:
«Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо, Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшееся…».
С момента грехопадения отношения царя природы и собственно природы никак не назовешь идиллическими
С момента грехопадения отношения царя природы, каковым человек уже по собственному произволению продолжает себя считать, и собственно природы никак не назовешь идиллическими. Что касается животных – человек не только питается ими и одевается в их шкуры, но и проявляет совершенно страшную к ним жестокость, истребляя и мучая их ради собственного удовольствия, уничтожая места их обитания, обрекая на смерть многие виды. Исторически очень поздно, только в XIX–XX веках, человечество – сначала в лице отдельных личностей, потом уже в лице государств – стало учиться животных беречь, спасать, любить. Сегодня мы не удивляемся, видя спасателей, с риском для собственной жизни выносящих из австралийского пожара перепуганных сумчатых мишек-коал. Но проблема отнюдь не решена, и потому в первое воскресение сентября наша Церковь совершает молебное пение о сохранении творения Божия. Это богослужение призвано напомнить нам о том, что мы – по-прежнему в ответе перед Создателем за этот мир, в том числе и за бессловесных тварей – животных.
Святые и звери
«Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев – в пустыню, а авва Зосима – в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего»
Это житие Марии Египетской. На иконах преподобного Серафима Саровского мы видим рядом с ним медведя. Другой косолапый столетиями ранее дружил с преподобным Сергием. Преподобный Герасим Иорданский вылечил раненого льва, и это тоже нашло отражение в его иконописном образе. А еще здесь можно вспомнить тех хищников из римских цирков, которые вдруг отказывались терзать и пожирать христиан…
Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку
Почему звери тянутся к святым? Почему они не боятся лесных и пустынных подвижников, не проявляют к ним агрессии, почему не хотят работать палачами? Святость – это исполненность благодати; это преображение человека, приближение его к тому состоянию, в котором находился человек – Богом поставленный добрый владыка неповрежденного гармонического мира – до своего грехопадения. Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку. Когда мы все – люди, звери, птицы – увидим «новое небо и новую землю» (Откр. 21,1), мы вспомним пророка Исаию, который в VI веке до Рождества Христова провидел гармонию тварного мира, преодоление антагонизма и борьбы за существование в царстве Мессии – отрасли корня Иессеева:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11, 6).
Александр Лопухин в своем толковании на книгу Исаии пишет:
«Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они некогда первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия о состоянии первозданного мира».
Дух Божий учит любить все живое
Из записок преподобного Силуана Афонского:
«Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползла по земле, больная, с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай.
Как-то у меня в магазине на балконе завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор никогда не обижаю я тварь.
Однажды, идя в Старый (Нагорный) Русик из монастыря, я увидел на дороге убитую змию, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь, и всякое творение страдающее, и я много рыдал пред Богом.
Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра».
Душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви, не может не страдать от страдания твари
Прогресс в отношении человека к животным, о котором я сказала уже выше, произошел во многом под влиянием христианства – душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви – пусть и далеко не настолько, насколько душа афонского подвижника Силуана, – не может не страдать от страдания твари. Особая острота этой боли – жалости к мучимому животному – объясняется, наверное, тем, что животное неразумно, оно не понимает, что с ним делают, и беззащитно перед «хомо сапиенсом». Мучая животное, человек мучает младшего по отношению к себе и того, за кого он в ответе – вот почему это грех, а намеренное истязание животных ради собственного удовольствия – проявление тяжелого душевного недуга.
О неразумии души
Однако о следующую цитату из преподобного Силуана некоторые могут, пожалуй, и «ушибиться»:
«Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать – есть неразумие души.
Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением…».
Да, трудно нам эти слова принять: кто же из нас не трепал пса, не гладил кота, не разговаривал с ними, выражая таким образом к ним любовь? Да ведь и сами они нуждаются в нашей любви – недостаточно им одной кормежки. Эмоциональные они существа: гамма эмоций собаки, например, весьма высоко развита. Однако не спорить с афонским подвижником мы сейчас должны, а усвоить то, безусловно, для нас полезное, что присутствует в его строгих – пусть даже слишком строгих – словах.
Худо, когда привязанность к животному подменяет любовь к человеку и Богу
Худо, когда любовь (а скорее, привязанность) к животному подменяет любовь к человеку и Богу, компенсирует ее нехватку, а то и полное отсутствие. Адольф Гитлер тоже был привязан к своей овчарке! Да, это крайний, отталкивающий пример. Но я не раз и не два наблюдала людей, у которых буквально истерическая жалость к каким-нибудь бездомным щенкам легко уживалась с холодностью и жестокостью к людям, зачастую – к самым близким. Нередко от этих людей можно услышать рассуждения о том, что животные в целом лучше людей… На самом деле животное просто легче любить, чем человека: это не требует нравственного и духовного труда, самокритики, терпения, смирения. Потому и происходит лукавая подмена. Человек, не научившийся любить ближнего, одинок: в общении с животными он зачастую видит выход из этого одиночества, способ утолить эмоциональный голод. И не замечает, что собака, кошка или морская свинка стали ему дороже людей, что есть уже, действительно, неразумие души и нарушение иерархии – замысла Творца о тварях.
Любовь меж людьми – тоже ведь вещь непростая. Есть любовь к другому человеку, а есть желание его любви к нам, желание этим человеком пользоваться. Различить это, дать себе отчет – «Я не столько его (ее) люблю, сколько его (ее) любви к себе хочу» – человек способен далеко не всегда, и немало семей разрушились от такого неразличения. Нечто подобное зачастую происходит и на линии «человек-животное»: за словами о любви к зверюшкам скрывается желание пользоваться ими ради своего развлечения или ради того, чтобы тешить свою гордыню. Люди отдают огромную сумму за породистого кота – и равнодушно перешагивают через брошенного котенка у себя в подъезде. Я не против породистых животных, особенно собак: иная порода – действительно шедевр, совершенный плод совместного труда человека и природы. Но чтобы владеть собакой этой породы, надо знать ее особенности, использовать ее по назначению, создавать ей условия, в которых она нуждается. В свое время я вела «собачье-кошачью» рубрику в городской газете и помню, сколько драм было связано с породистыми псами, хозяева которых просто ничего в них не понимали и не умели с ними обращаться. Начиная от очумевших хаски, которые не могут жить в тесном закрытом пространстве, вырываются и убегают неведомо куда, и кончая ребенком, которого на глазах родителей изувечил амстафф… И всегда один вопрос: а зачем покупали-то эту псину? – А… хотелось такого! Но причем тут любовь?
И все же, молиться ли о коте?
Да, уравнивать животное с человеком – греховное заблуждение, помрачение. Даже интуитивно – мы содрогаемся, слыша, что в храме некоей как бы христианской конфессии было совершено богослужение для домашних питомцев, что кискам и собачкам было предложено «причастие» и т.д.
Но тем не менее – они живут рядом с нами, они – часть нашей жизни, они нуждаются в нашей заботе… а подчас и в нашей молитве. Вопрос, можно ли молиться о домашних питомцах, священникам задают очень часто, и это, наверное, неслучайно. Совершила ли грех женщина, которая молилась о «…коте Твоем Василии»? Конечно, нет. И все же я спотыкаюсь, колеблюсь, когда у меня возникает стремление помолиться о собственном коте, у которого огромный нарыв на боку и жуткая температура… Мысль: «перед Ним – и о каком-то коте?!», порожденная отчасти и чтением записок преподобного Силуана, все равно возникает. Я боюсь поскользнуться, подменить молитву неким инфантильным сентиментальным выплеском.
Конечно, мы его лечим, этого нашего бедолагу. То есть – мы действуем. А любое действие, любое доброе дело можно и нужно предварять молитвой. Вот так, спокойно, без надрыва, без истерики и сентиментальности: «Господи, помоги. Святой Герасим, бинтующий на иконе лапу льву, – посодействуй: кто нашему зверю поможет, если не мы, люди, которые взяли его некогда в свой дом, и, значит, за него в ответе». Таким образом, разумное и необходимое действие помогает мне выработать душевный и духовный градус, оптимальный и для меня, и для болящего кота.
Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями
Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями. Посмотрите, сколько раз упоминаются звери и птицы в Библии, как богат ее космос: здесь и олень, «стремящийся к источникам вод», и «скимны (львята) рыкающие», и гнездо аиста выше всех гнезд на вершине, и пушистый орел с веточкой в клюве, и ежи, и летучие мыши, и гады морские, и зайцы, прячущиеся под камнями, и те самые птицы, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их»…(Мф. 6, 26)
…Но в том же стихе есть и продолжение: «Вы не гораздо ли лучше их?» И оно напоминает нам, разумным и словесным, о нашем особом месте в мироздании и о нашей ответственности за него.
В одной деревне жил священник и был у него кот. Священник кота очень любил, поскольку был одинок. И вот однажды вечером он не обнаружил своего питомца в доме, естественно, забеспокоился и бросился его искать. Нашел довольно быстро, поскольку домик и участок у него были скромные — кот залез на верхушку дерева и сидел там, зыркая глазами. Видимо, собака загнала. Увидев хозяина кот жалобно замяукал, да так что сердце у того разрывалось от жалости. Но как снять перепуганное животное? Уговоры и приманивания эффекта на дали…
Но мы, не в средние века живем — священник придумал такой ход: привязать к дереву веревку и, с помощью машины, наклонить его к земле. Потом кот или сам спрыгнет, или он его возьмет. Веревку он конечно, привязал и дерево машиной наклонил. Да вот только коэффициент прочности веревки в расчет не взял… В общем, веревка лопнула в момент близости дерева с землей — рогатка получилась еще та! Кот вышел на баллистическую орбиту в мгновение ока, так что священник с его слабоватым зрением так и не понял — куда же делось животное?
Вы думаете на этом история заканчивается? Как бы не так! По соседству со священником жила женщина с маленькой дочкой. Дочка частенько просила маму разрешения принести в дом какую-нибудь зверушку.
Но на кой козе баян? И так с дитем забот хватает. Вот и в тот вечер доча завела свою жалобную песню:
— Мамочка, давай возьмем кошечку…
— Нет, доченька, мы себе не можем этого позволить.
— Но ведь я очень хочу, я себя хорошо веду, слушаюсь во всем…
Маман призадумалась — ребенок и в самом деле чуть ли не ангел, не рявкать же как Жеглов: «Я сказал!». И решила поступить так: «А ты доченька,- говорит, — помолись, попроси у Господа кошечку, если ты заслуживаешь, то Он обязательно ее тебе пошлет».
Послушный ангелочек преклонил розовые коленки перед иконой и направил мольбы Богу. После окончания этого таинства в раскрытое окно влетел тот самый котяра, которого священник пустил по стопам Гагарина. Мама упала в обморок…