Факт 1. Краткая биография Геория Свиридова могла бы быть совсем другой. Раскрыв в себе музыкальный талант, он стал великим композитором, но у него были все шансы реализовать себя в качестве писателя. Читать он научился очень рано, будучи совсем ещё маленьким ребёнком, и книги настолько его захватили, что он проводили с ними всё своё время. Это продлилось до тех пор, пока его заинтересовала музыка.
Факт 2. За долгую свою жизнь Георгий Свиридов освоил несколько музыкальных инструментов, первым из которых был рояль – тогда ему было всего девять лет, и он, начав учиться, уже не мог оторваться. Но любимым инструментом композитора на протяжении лет оставалась балалайка! Играл он на ней очень хорошо, а это непросто – несмотря на кажущуюся простоту, научиться играть на балалайке намного сложнее, чем, например, на гитаре.
Факт 3. Обучался Георгий Васильевич у лучших. Игре на фортепиано его учил Исай Браудо, знаменитый эксперт в области музыки и мастер органного творчества. А позднее, когда Свиридов уже учился в консерватории, одним из его профессоров был Дмитрий Шостакович, которого можно смело назвать, пожалуй, одним из величайших композиторов советской эпохи. Правда, Георгий Васильевич однажды так поссорился с Шостаковичем, что перестал посещать занятия, и не общался со своим наставником на протяжении нескольких лет. Поссорились они из-за того, что учитель низко оценил несколько новых песен, сочинённых его учеником.
Факт 4. Несмотря на то, что в жизни Георгия Свиридова музыка быстро заняла первое место, отодвинув увлечение литературой на второй план, читать он не переставал никогда. Литературные вкусы его были весьма разнообразны, он охотно читал произведения самых разных жанров, а в его личной библиотеке было более 2,5 тысяч книг.
Факт 5. Несмотря на столь блистательную биографию, Свиридов так никогда и не добился финансового благополучия. В СССР известным деятелям искусства выделяли жилплощадь, но не дарили её, а выдавали на время (обычно пожизненно), так что жил Георгий Васильевич на государственной даче. У него даже не было денег, чтобы купить собственный рояль, поэтому он арендовал его у Союза композиторов СССР.
Факт 6. Творчество Георгия Свиридова крайне разнообразно. Он успел поработать во всех основных музыкальных жанрах, кроме оперы – о последнем он даже жалел впоследствии, сокрушаясь, что в своё время посчитал оперный жанр неактуальным. Он даже написал музыка для нового советского гимна, но она так и осталась на бумаге. Зато все мы слышали мелодию, предваряющую новости на Первом канале – это отрывок сюиты «Время, вперёд!”, созданной Георгием Васильевичем.
Факт 7. Великий композитор был трижды женат, но настоящей его спутницей жизни можно назвать именно его третью супругу, так как первые два его брака продлились недолго. Детей у него было двое, но Свиридов пережил обоих. Известие о смерти одного сына подкосило его здоровье, а о смерти второго он так и не узнал, так как скончался сам.
Факт 8. Некоторые люди неимоверным трудом прокладывают себе дорогу к славе, и именно таким человеком был Георгий Васильевич. В биографии Свиридова указано, что он родился в простой и небогатой семье, а в юности, во время обучения в консерватории, он жил в общежитии для студентов. В квартире, помимо него, жило ещё 20 человек! Но это не помешало ему быть принятым в Союз композиторов СССР в рекордно молодом возрасте – на тот момент Георгию Васильевичу было всего 22 года.
Факт 9. Он увлекался классической русской литературой, и оценивал её очень высоко. Будучи хорошо знакомым с произведениями Сологуба, Пушкина, Есенина, Блока и других литераторов, Свиридов положил многие из них на музыку.
Факт 10. Несмотря на народное признание и тёплые в целом отношения с властью, Георгия Свиридова подозревали в политической неблагонадёжности. Как показали рассекреченные на закате эпохи СССР документы, одно время его жильё даже прослушивалось спецслужбами.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
-
Музыка
6 класс
Урок № 11
Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести
А. С. Пушкина «Метель»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— многообразие музыкальных жанров и возможности симфонического оркестра;
— музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Александра Пушкина «Метель»;
— ассоциативные связи между музыкальными образами и художественными других видов искусства;
— особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.
Тезаурус
Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.
Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.
Обязательная литература
Дополнительная литература
1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель».
В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.
В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по этой повести кинофильм «Метель».Он говорил: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и лёгкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и всё богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».
После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.
В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту «Метель».
Оркестровая сюита «Метель» появилась в 1974 году. Она состоит из девяти пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель». Так родился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации.
Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события. Слушатель ярко представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель. Он не только слышит, но и как будто бы видит колокольчики, звенящие на дугах, и как под копытами лошадей трещат снежные сугробы.
В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.
Второе произведение – «Вальс», одна из самых известных мелодий из сюиты «Метель». Звуки фанфар возвещают о начале праздника: приподнятое настроение и радостное волнение буквально захватывают. Приятный мотив звучит под характерный для вальса аккомпанемент. Вальс имеет трёхчастную форму, во второй части мелодию играют деревянные духовые инструменты, а в первой и последней частях она звучит в исполнении скрипок.
Третий номер – «Весна и осень» – состоит из двух миниатюр.
В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».
Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо.
В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.
Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.
Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.
Четвёртый номер – «Романс».
Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.
Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.
«Пастораль».
В продолжении лирической линии в «Пасторали» негромко звучит мелодия в исполнении гобоя, рисуя образы простой и спокойной сельской местности. На смену деревянным духовым инструментам приходят скрипки, наполняя произведение большей звучностью, и тема вновь возвращается к деревянным духовым инструментам.
Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.
«Военный марш».
На контрасте с другими лирическими частями сюиты «Военный марш» звучит мощно в исполнении духового состава симфонического оркестра. Композитор «рисует» образ удали и жизнелюбия молодых офицеров.
«Военный марш» имеет трёхчастную форму с идентичными первой и третьей частями. Музыка посвящена Отечественной войне 1812 года и созвучна русским песням, воспевающим подвиги: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды».
Седьмой номер – «Венчание».
Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.
Мелодические линии без аккомпанемента переплетаются между собой. Вдруг в конце появляются восклицательные интонации, отражающие ход сюжета. В музыке подчеркивается драматизм ситуации, когда молодых людей обвенчали и Мария, взглянув на жениха, кричит: «Ай, не он, не он!».
Восьмая часть сюиты – «Отзвуки вальса».
Знакомая мелодия теперь звучит в другой инструментовке, с облегчённым аккомпанементом. Её исполняют солирующие инструменты, а не группы, как это было во втором номере сюиты. Часть «Отзвуки вальса» звучит менее торжественно, менее наполнено, как воспоминание о былом.
Завершает сюиту «Зимняя дорога».
Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.
Сюита не случайно названа «музыкальными иллюстрациями». Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.
Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.
Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.
Тренировочные задания
№1. Какие пьесы входят в состав сюиты «Метель»?
Варианты ответов:
«Тройка»
«Время, вперёд!»
«Вальс»
«Марш»
«Первая симфония»
«Престо. Фа мажор»
«Весна и осень»
«Пастораль»
Для правильного ответа необходимо вспомнить сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Пьесы, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова, являются музыкальными иллюстрациями к повести. В произведении звучат музыкальные образы, в которых угадывается лёгкий перезвон бубенцов, интонации русского романса, нежные напевы, русская музыка. Сюита стала жемчужиной классической музыки.
Правильный ответ:
«Тройка»
«Вальс»
«Марш»
«Весна и осень»
«Пастораль»
№2. Иллюстрацией к какой музыкальной пьесе сюиты «Метель» Григория Свиридова может быть эта картина?
«Золотая осень»
Художник Ефрем Иванович Зверьков
Варианты ответов:
«Зимняя дорога»
«Пастораль»
«Весна и осень»
«Весна и осень»
«Пастораль»
На уроке были прослушаны все произведения, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова «Метель». Вспомните, с какой пьесой можно сопоставить задумчивую и печальную осень, изображенную на картине Ефрема Ивановича Зверькова «Золотая осень»? В какой пьесе проникновенное звучание оркестра и акцент на струнных и деревянных инструментах создают лирический колорит?
Правильный ответ: «Весна и осень».
Биография
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Георгий Свиридов | Gamesounds
Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.
Георгий Свиридов в молодости
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Георгий Свиридов | KudaGo
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
Георгий Свиридов за инструментом | Ekburg
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.
Георгий Свиридов в молодости | Проза
Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
Георгий Свиридов | Москворечье
На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочинив «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова.
Георгий Свиридов | Fmtigmusic
Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.
В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Георгий Свиридов | Вы можете Всё!
Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, обращаются к народным мотивам в своем творчестве. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 70 годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А. С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Георгий Свиридов | Вести
Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, — «Время, вперед!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» — подлинная вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Было юноше на тот момент 16 лет.
Георгий Свиридов с женой и сыном | Fenixclub
Младший сын Юрий тяжело болел и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.
О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.
Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.
Георгий Свиридов с женой Эльзой | Новости академической музыки
В основном поклонникам известна его третья жена — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе композитора на 10 лет.
Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
Последние годы жизни
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.
Георгий Свиридов | Fetmuzclips
После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.
Произведения Георгия Свиридова
- 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
- 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
- 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
- Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942)
- Соната для фортепиано (1944)
- Фортепианный квинтет (1944)
- Фортепианное трио (1945)
- Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
- «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
- «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
- Музыка к фильму «Метель» (1964)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
- Сюита «Время, вперёд!» (1965)
- Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973)
- Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1978)
- «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
- «Пушкинский венок» для хора (1979)
- «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
- «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980—1981)
- «Песнопения и молитвы» (1994)