II. СУЕВЕРИЯ ИЛИ ВЕРА?
Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.
Одни суеверия — являются очевидными и всем известными (вера в приметы).
Другие примеры суеверий — не так очевидны. Пример такого суеверия — «погоня за чудесами». Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.
Ещё один типичный пример церковных суеверий — преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди «не убий», совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.
Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа — братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.
III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ
Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.
Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум — посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.
IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ
1. Определение терминов:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слову «примета»:
«Примета — отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. — Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. — Например, дурная примета».
Итак, примета может быть:
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
На Востоке существует поверье, что птицы не умеют грустить, так как награждены вечной свободой. Когда они в чем-то разочаровываются, то надолго улетают в небо. Чем выше, тем лучше. Летят с уверенностью в том, что под порывами ветра высохнут слёзы, а стремительный полет приблизит их к новому счастью.
Мы часто бываем совершенно уверены в том, что должны делать другие люди, как они должны жить и кем им надо быть. У нас абсолютное зрение в отношении других людей, но не самих себя.
Некоторых птиц в неволе не удержишь. Их перья слишком яркие, и когда они улетают — часть тебя понимает, нельзя держать их взаперти, но то место, где ты живешь, становится мрачнее после того, как они улетели.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди.
Жизнь заключается не в том, чтобы найти зонтик в ливень, а как научиться танцевать в дождь.
Люди думают, что много чего не могут, а потом неожиданно обнаруживают, что очень даже могут, когда оказываются в безвыходном положении.
Прежде чем помогать утопающим, надо самой научиться держаться на воде.
Чем глубже пропасть, в которую падаешь, тем больше шансов научиться летать.
Чем старше я становлюсь, тем меньше обращаю внимание на то, что говорят люди. Вместо этого я наблюдаю за тем, что они делают.
Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены.
Дата публикации или обновления 15.01.2017
Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?
Из истории вопроса
По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное — за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.
Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.
Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).
С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) — вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.
Несмотря на то, что народные приметы и суеверия — это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?
Народная мудрость
В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.
Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета — это наблюдение и опыт.
Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета — это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.
В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета — это часть народной (как правило, крестьянской) культуры. Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д. В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.
В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:
• Во время дождя, если лужи пузырятся — к продолжительной непогоде.
• Ласточки низко над землёй летают — к дождю.
• Воробьи в пыли купаются — к дождю.
• Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) — к морозам.
Суетная вера
Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы. В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь. Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.
Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию — суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.
Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе. Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи. Причина этого в одном — живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.
Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.
В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:
• Чёрная кошка перебежала дорогу — к беде, неприятностям.
• Встать с кровати утром с левой ноги — будет неудачный день.
• Встретить на дороге человека с пустым ведром — не будет удачи.
• В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо — к беде.
Сергей Милов
Газета «Возглас» № 23 декабрь 2012 г.
В начало
Подсчет дней до конца света. Как в каждой шутке, в этой есть доля правды.
Фото РИА Новости
Каждый раз, когда по случаю круглых или мистических дат возникает тема «конца света», общество как будто впадает в массовый психоз – все вспоминают о магии цифр, о знамениях последних времен, начинают верить даже в те приметы, какие раньше и не замечали. Большинство граждан верят в причудливый коктейль из астрологии, уфологии, теософии и фольклора. Мифы, подобные якобы аккуратно отмеченному в календаре майя дню всеобщей катастрофы, легко овладевают умами людей. Неужели суеверия заслоняют веру?
На фоне чрезвычайно низкой практической религиозности и знаний о том, что такое Церковь и жизнь в общине верующих, наиболее четкие ответы в рамках социологических опросов россияне дают именно на вопросы о степени своей суеверности. По данным Левада-Центра, с 1991 по 2011 год число верующих в приметы и вещие сны неуклонно росло и сейчас составляет больше половины опрошенных. По сравнению с 1990 годом в 2008-м почти в два раза больше респондентов стали верить в сглаз и порчу (66% по сравнению с 38%). Однако вера в такие чисто религиозные вещи, как чудеса, жизнь после смерти (31% в 1990-м и 33% в 2008-м), вечную жизнь (22% в 1998-м, 29% в 2008-м, 21% в 2011 году), выросла совсем незначительно.
Если сравнивать Россию с протестантской Америкой, то мы по многим вопросам получим противоположную картину. К примеру, в 2009 году ВЦИОМ сравнил свой опрос с опросом жителей США, проведенным каналом FoxNews. Оказалось, что американцы почти в два раза больше россиян верят в религиозные чудеса и в полтора раза меньше верят в астрологию, а также «ведьм и всякую нечисть». Это совсем не значит, что жители США менее суеверны, чем граждане России. В реинкарнацию, в НЛО и в «пятницу, 13-е» и американцы, и россияне верят примерно одинаково (только в России больше опрошенных испытывают интерес к астрологам, колдунам и магам). Дело в другом: американцы, так же как и все жители планеты, подвержены разного рода фобиям и стереотипам, но они больше осведомлены о том, что такое вера на практике (воскресные богослужения, проповеди, приходская жизнь).
Именно поэтому в России рост суеверности происходил на фоне роста числа православных верующих, для которых православие – это идеология, то есть государственность и патриотизм. Получается вполне естественная картина, когда число суеверных, как правило, больше среди православных верующих. Согласно исследованиям Дмитрия Фурмана и Киммо Каариайнена 2005 года, выделенная ими группа «традиционных верующих», которые и в Бога верят, и молятся, и в церковь ходят, оказалась самой суеверной. Они больше всех опрошенных верят в астрологию (44% по сравнению с 42%), доверяют гороскопам. 40% твердо верят, что судьба каждого предопределена. Помимо этого «традиционные» православные намного больше, чем все опрошенные, верят в то, что существуют внеземные существа, посещающие Землю, а также в то, что разбитое зеркало приносит несчастье (твердо верят 21%, считают вероятным 34%). Наряду с этим на вопросы о вере в загробную жизнь, воскрешение мертвых, причащение во время литургии выделенное социологами ядро православных верующих дает противоречивые ответы.
Уникальный портрет суеверного человека позволяет нарисовать исследование, проведенное в рамках опроса МегаФОМ фонда «Общественное мнение» (по заказу службы «Среда») летом с.г. (выборка 56 900 человек по 79 субъектам РФ) под названием АРЕНА – Атлас религий и национальностей. Опцию «Я верю в приметы, гадания и судьбу» среди других опций, посвященных религиозной практике и предписаниям, по всей России выбрало 13% (это не число всех суеверных вообще, в рамках анкеты это был скорее выбор приоритетов). Суеверных больше, чем в среднем по России среди верующих в Бога, но не исповедующих конкретную религию (17%), среди христиан, не принадлежащих ни к какой конфессии (15%), среди просто православных и старообрядцев (по 15%). Наибольший процент суеверных среди тех, кто исповедует иудаизм (26%), восточные религии (22%) и традиционные верования и язычество (19%). Меньше всего тех, кто верит в приметы, среди протестантов и мусульман.
Создается образ активного и молодого (18–30 лет) суеверного гражданина. Среди верящих в приметы и гадания больше, чем в среднем по стране, тех, кто поддерживает традиционные семейные устои, хотел бы иметь много детей, доверяет Патриарху Русской Православной Церкви, «хотел бы верить в Бога больше, чем верит сейчас», а также тех, кто верит в чудеса и счастливых людей.
Рейтинг суеверности регионов отражает по крайней мере два типа людей, которые верят в приметы: с одной стороны, это православные верующие, а с другой – безрелигиозные или просто верующие в Бога. Именно поэтому в топ-10 субъектов РФ по суеверию входят как исторически православные регионы (Брянская и Калужская области), так и традиционно слабый по степени влияния РПЦ Дальний Восток, Сибирь, частично Урал (Красноярский край, Свердловская, Иркутская, Амурская, Еврейская автономная области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа). Наименее суеверны Дагестан, а также Смоленская и Белгородская области.
Среди активных прихожан, а также тех, кто часто совершает молитвы, почти столько же тех, кто верит в приметы и гадания, сколько и по России в целом. Среди часто исповедующихся чуть больше – 15%. Однако проект АРЕНА подтвердил низкий уровень участия населения в религиозной жизни. К примеру, тех, кто молится каждый день, – 12% (среди православных – 17%), прочитавших Евангелия – 5% (среди православных – 8%), тех, кто назвал себя прихожанами, по России 3% (среди православных – 5%), исповедующихся – 2% (среди православных – 4%). В рамках опроса верующими, принадлежащими к РПЦ, себя назвали 41% по всей стране. В это число могут входить как православные по соображениям традиций и патриотизма, так и «захожане», и активные прихожане, а также те, кто делает это из суеверия, воспринимая действия священников как магию и так же относясь к святой воде, свечам и иконам. Если просто православными верующими в разных опросах себя могут назвать 60–70%, то напрямую с РПЦ себя связывают меньше людей.
Означает ли всеобщая суеверность, что православие – это скрытое язычество? Совсем нет – это также старое интеллигентское суеверие. Русского человека скорее бросает то во внерелигиозную апатию, то в магизм, но стремление увидеть в православии живую веру всегда остается. Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета 30 ноября с.г. сказал о том, что люди, возможно, и не знают элементарных вещей, но Церковь показывает пример снисходительности, пытаясь сделать «статистических православных» людьми, которые живут по законам веры. Не надо стыдиться признать, что суеверие в условиях государственного православия стало русским богоискательством и заменило веру еще задолго до советской власти.
19 февраля 2019, 13:00 Гуманова Ольга
Из представителей разных профессий самыми суеверными считаются те, чья работа связана с повышенным риском и опасностью: космонавты, летчики, военные, пожарные, врачи. Актеры и студенты тоже выполняют свои ритуалы для привлечения удачи. Есть приметы и общечеловеческие, как, например, боязнь черной кошки. Почему они имеют свойство сбываться?
Среди пожарных, военных, летчиков и прочих представителей героических профессий не принято употреблять слово «последний». За выражение типа «последний полет» можно и схлопотать. Принято говорить «крайний», чтобы не навлечь беду.
Врачи не любят меняться между собой дежурствами. Считается, что выменянное дежурство обязательно будет тяжелым. Врачи «скорой помощи» большое значение придают первому за смену пациенту — считается, что если дорога к нему или его случай был тяжелым, так же тяжело бригаде придется и на протяжении всего дня. Сотрудники роддомов радуются, если в открывшемся после мойки роддоме первым рождается мальчик — это к счастью. Среди хирургов считается плохой приметой оперировать человека, который носит такие же имя и отчество, как и врач.
Пожарные верят, что если во время дежурства почистить сапоги, то обязательно поступит вызов на пожар. То же самое происходит, когда в расчете появляется новенький. А когда пожарные возвращаются из отпуска, их поливают водой. Считается, что иначе и им, и их товарищам в этот же день придется выезжать на пожар.
Чемпионы по разработке сложных ритуалов — космонавты. Всем хорошо известно, что перед стартом обязательно нужно посмотреть фильм «Белое солнце пустыни», а по дороге на космодром — справить малую нужду на колесо автобуса. Также запуски ракет не производятся по понедельникам.
У актеров, музыкантов и спортсменов есть свои ритуалы, призванные не спугнуть удачу. «Я свято верю в несколько артистических примет. Нельзя класть на стол гостиничные ключи — можно остаться без концертного костюма. У меня так уже два платья пропали. Еще нельзя уверенно рассказывать о предстоящей работе, подобная болтовня может привести к отмене концертов. Нельзя в дороге грызть орехи — обязательно «кинут на деньги». А если дают предоплату, то я ее ни за что не потрачу, иначе отменят концерт и придется возвращать уже свои деньги», — рассказала в интервью газете «Аргументы и Факты» певица Марина Хлебникова.
У каждой профессии — свои суеверия
О том, как относится к приметам Церковь, «Правде.Ру» рассказал иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Ивановской духовной семинарии:
— Я думаю, что эти приметы нужно разделить на две части. Одни действительно отражают некий жизненный практический опыт. Про актеров мне трудно сказать. Военный человек — это человек очень наблюдательный, очень внимательный. Человек, от наблюдательности и внимательности которого зависит очень многое. Сами понимаете, о чем идет речь. Ну и тут есть, конечно, какие-то важные аспекты жизненные, особенно в боевой обстановке, когда это обостренное внимание может давать некоторый перехлест. И это простительно в связи со спецификой их работы.
То же самое у летчиков. Мы видим авиакатастрофы, видим разного рода неприятности, которые вызываются недостатком внимания, недостатком реакции человека на внешние факторы.
С другой стороны, есть элементарнейшие суеверия, которые сходятся. Одна достаточно тонкая линия профессионального внимания и другая — широкий поток обычных человеческих суеверий. Эти две струйки сходятся и в жизни перемешиваются.
— Отец Макарий, а что вы думаете о специфически церковных приметах, как то: не передавать свечу левой рукой?
— Это не церковные приметы, это антицерковные предрассудки, которые во всех отношениях действуют как яд. Они отравляют церковным, верующим людям религиозную жизнь, и они служат препятствием, барьером в нашей миссионерской работе, в осуществлении нашей задачи открытия церкви народу и миру. Потому что люди приходят в храм, встречаются с идиотскими предрассудками, разворачиваются и уходят. А если не уходят, то еще хуже — они думают, что вот теперь узнали православие.
— Почему приметы иногда сбываются?
— В обычных приметах могут сходиться суеверия, а могут сходиться жизненные факты. Предсказания погоды, когда мороз, когда ветер, когда что к чему. Есть на то физические причины. То же самое, когда касается самочувствия человека. Когда голова болит, когда что-то ломит в ноге, это все имеет определенные физические или, возможно, психологические причины. Кроме того, могут быть какие-то индивидуальные события. У меня есть предчувствие, вот оно и сбылось. То, что относится к личной жизни человека и не подвержено какой-то статистической проверке.
Здесь я не могу исключить воздействие каких-то невидимых сил и факторов, нам неподвластных, факторов, таинственных, причем не всегда благотворных. Это может быть и воздействие злых сил, от которых мы, к сожалению, не всегда закрыты.
Есть у нас так называемые лжестарцы, а если сказать попросту, проходимцы под маской православия, которые работают следующим образом. Приходит к нему женщина (мужчины, конечно, реже). Он говорит такой женщине: если меня не послушаешься, будет тебе очень плохо, тебя ждут большие скорби и неприятности.
Допустим, она не послушалась. Она сказала: «Нет, для меня это все неважно». И пошла своим путем. Что-то в жизни потом произошло, не может быть, чтобы у человека в жизни всегда все было гладко. И когда это происходит — раз, у нее в голове как молния: «Я не послушалась старца! Вот и получилось все». И вот этот удар нужно уметь выдержать. А иногда они после этого возвращаются к проходимцам, становятся их рабами, сектантами и кем угодно. Вот эта система работает. Это я наблюдал своими глазами.