В Викиданных есть лексема мужлан (L129853).
Содержание
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | мужла́н | мужла́ны |
Р. | мужла́на | мужла́нов |
Д. | мужла́ну | мужла́нам |
В. | мужла́на | мужла́нов |
Тв. | мужла́ном | мужла́нами |
Пр. | мужла́не | мужла́нах |
муж-ла́н
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -муж-; суффикс: -лан .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- сексол. мужчина, маскулинные черты которого развиты чрезмерно; приобрели карикатурный, гротескный характер ◆ Девочка, виденная мной по пути в город, теперь исчезала под грузом белья, помогая убирать кабинки кривому мужлану, чья большая голова и грубые черты напомнили мне так называемого «бертольда», один из типов итальянского балагана. В. В. Набоков, «Лолита», 1967 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен., разг., презр. грубый, неотёсанный, невежественный человек ◆ Хоть бы вы, Григорий Николаевич, ради Леночки несколько поотесались, а то, право, словно бы вы не благородный человек, а мужлан говорите! К. М. Станюкович, «Два брата», 1880 г. (цитата из Викитеки) ◆ Вот все вы такие, мужланы: на комара с обухом. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Золото», 1892 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Сидя где-нибудь в кабаке, Полуянов часто удивлялся: что было бы, если б эти мужланы узнали, кто он такой… д-да. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Хлеб», 1895 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Господи, разрази меня, старую дьяволицу, холопку лютую! Ненавижу вас, мужланы дикие! — завопила она, увидав Катерину. И. А. Бунин, «Личарда», 1913 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Господи, — взмолился Бурнашов, — да разве такая чистая красота должна принадлежать такому вахлаку, неотесанному мужлану, который отчего-то зовется писателем и чему-то пытается учить народ? В. В. Личутин, «Любостай», 1987 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Перевод
Список переводов
Библиография
- Для улучшения этой статьи желательно:
Честность, доброта и надежность — качества, на которые ориентируются женщины при выборе потенциальных спутников. Мужчины ценят в женщинах красоту, ум и искренность. Такие данные приводит ВЦИОМ, узнавший о предпочтениях граждан накануне Дня святого Валентина. Социологи отмечают, что россияне, как и прежде, чаще всего знакомятся в общей дружеской компании (37%) и на работе или учебе (28%).
Мужчины ценят в женщинах
Из соцопроса следует, что главное достоинство женщины — красота. Так ответили 27% респондентов. Следующим по популярности ответом стал ум (17%), затем идут искренность и честность (15%). Доброта, хозяйственность, верность, порядочность и понимание — также в приоритетах, однако их ценят меньше. А ласка, мудрость, простота и послушание важны лишь для 1% мужчин. При этом 12% затруднились ответить на вопрос социологов, а 10% признались, что ценят в женщинах — «что-то другое».
Психолог Анетта Орлова полагает, что такие данные — результат социальных ожиданий респондентов.
— Сегодня мода сильно изменилась, и если раньше мужчине достаточно было, чтобы женщина была просто красивая, то со временем требования повысились, и женщина в глазах мужчин должна быть не только красивой, но и социально успешной. И вместе с этой модой начинают цениться те черты, которые к этому приводят. Поэтому те самые 17% респондентов, которые ценят в женщине ум, скорее всего, это как раз та категория мужчин, которая очень ориентирована на то, чтобы гордиться не только внешностью своей женщины, но и умом, — отметила Анетта Орлова.
Женщины ценят в мужчинах
Для большинства женщин (23%) в мужчине главное — честность. За ней следуют доброта (20%) и надежность (16%). Такие качества, как порядочность, мужественность, трудолюбие, работоспособность, ум и интеллект, интересуют женщин куда меньше. В числе самых непопулярных — опрятность, чистоплотность, выдержка, здоровье, искренность, решительность, справедливость, отзывчивость и самодостаточность.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев полагает, что результаты опроса «еще раз подтверждают раздвоенность женского сознания».
— Потому что честных и добрых любят на словах, а тянутся к негодяям. На самом деле идеальный образ и реальный выбор часто расходятся. На словах все любят добрых, честных и красивых, а выбирают прямо противоположное, — пояснил эксперт.
Он отмечает, что даже если все эти качества собрать в нужных пропорциях в одном мужчине, вряд ли он будет самым востребованным у женщин.
— Я думаю, что как раз всем понятна и абсолютно ощутима разница между идеалом и реальной жизнью. На самом деле инстинкты и разум могут расходиться, — добавил он.
Место для знакомства
Знакомиться, по мнению большинства россиян, лучше всего в кругу общих друзей (43%). Так же они рассуждали и в 2013 году, но тогда этот показатель был еще выше — 63%. Второе удачное место для знакомств — работа или учеба (в 2013 году — 49%, в этом году — 26%). На третьем месте — клубы по интересам (18%). По сравнению с 2013 годом с 9 до 17% выросла доля тех, кто полагает, что искать вторую половинку следует на концертах и в театрах. Меньше всего граждане РФ хотели бы завязать знакомство в кинотеатре (2%) и в транспорте (4%).
Что касается тех, кто уже нашел вторую половину, большинство россиян встретило своих спутников в общих компаниях (37%), среди коллег и одноклассников (28%) и прохожих (9%). Меньше всего пар сложилось в библиотеках, спортклубах, на концертах и в театрах — по 1%.
Аналитик ВЦИОМа Иван Леконцев рассказал «Известиям», что в поисках и выборе потенциальных партнеров россияне стали немного требовательнее. По его данным, за четыре года снизился интерес к кругу «таких же, как они сами» друзей-коллег. И немного вырос — к знакомствам с людьми, посещающими места, где можно духовно и культурно развиваться (театры, концерты, библиотеки).
— Однако здесь не стоит обольщаться: желания и мечты — это одно, а реальность — другое. Россияне всё равно знакомятся с похожими на себя людьми в тех местах, где постоянно бывают. Аналогичная ситуация с желаемыми качествами у мужчин и у женщин: мы мечтаем об идеальных, но влюбляемся в тех, кто рядом, — в живых людей со своими достоинствами и недостатками, — рассказал социолог.