1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.
Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.
2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.
3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.
5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.
6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.
7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства.
8. В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.
10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, настоятель, приходское собрание, приходской совет, председатель приходского совета.
Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом.
Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия.
11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.
12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.
14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.
15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.
16. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.
17. В случае принятия общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
1. Настоятель
18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.
19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.
20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:
а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;
б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями священноначалия;
в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;
д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;
е) созыв и председательствование на заседаниях приходского собрания;
ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;
з) наблюдение за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета;
и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;
к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о своей работе;
л) осуществление официальной церковной переписки;
м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;
н) выдача свидетельств о крещении и браке.
21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.
2. Причт
22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее чем из двух лиц — священника и псаломщика.
Примечание: должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.
23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.
24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:
а) быть членом Русской Православной Церкви;
б) быть совершеннолетним;
в) иметь необходимые нравственные качества;
г) иметь достаточную богословскую подготовку;
д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;
е) не состоять под церковным или гражданским судом;
ж) принять церковную присягу.
25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.
26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.
27. Причт прихода ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.
28. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.
29. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.
30. В соответствии с 13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.
3. Прихожане
31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом.
32. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.
33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.
4. Приходское собрание
34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания.
В состав приходского собрания входят священнослужители прихода, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также не привлеченные к ответственности церковным или светским судом.
35. Прием в члены приходского собрания и выход из него осуществляется на основании прошения (заявления) решением приходского собрания. В случае признания члена приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из приходского собрания решением последнего.
При отступлении членов приходского собрания от канонов, настоящего Устава и иных установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода состав приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен полностью или частично.
36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.
Приходские собрания, посвященные избранию и переизбранию членов приходского совета, проводятся с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея.
37. Собрание проводится в соответствии с повесткой дня, представляемой председателем.
38. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.
39. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления приходского собрания принимаются голосованием простым большинством, при равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.
40. Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря, ответственного за составление протокола заседания.
41. Протокол приходского собрания подписывают: председатель, секретарь и пять избранных членов приходского собрания. Протоколы приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.
42. Решения приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме.
43. В обязанности приходского собрания входит:
а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию;
б) принятие гражданского Устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;
в) принятие и исключение членов приходского собрания;
г) избрание приходского совета и ревизионной комиссии;
д) планирование финансово-хозяйственной деятельности прихода;
е) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;
ж) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;
з) одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий;
и) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов приходского совета и докладов ревизионной комиссии;
к) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и приходского совета;
л) определение порядка распоряжения имуществом прихода на условиях, определяемых настоящим Уставом, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), уставом епархии, уставом прихода, а также действующим законодательством;
м) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;
н) забота о состоянии церковного пения;
о) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;
п) рассмотрение жалоб на членов приходского совета, ревизионной комиссии и представление их епархиальному управлению.
5. Приходской совет
44. Приходской совет является исполнительным органом прихода и подотчетен приходскому собранию.
45. Приходской совет состоит из председателя, помощника настоятеля и казначея.
46. Приходской совет:
а) осуществляет решения приходского собрания;
б) представляет на рассмотрение и утверждение приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;
в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;
г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;
д) решает текущие хозяйственные вопросы;
е) обеспечивает приход необходимым имуществом;
ж) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;
з) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;
и) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.
47. Члены приходского совета могут быть выведены из состава приходского совета решением приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.
48. Председатель приходского совета без доверенности осуществляет от имени прихода следующие полномочия:
- издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников прихода; заключает с работниками прихода трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности (эти полномочия председатель приходского совета, не состоящий на должности настоятеля, осуществляет по согласованию с настоятелем);
- распоряжается имуществом и денежными средствами прихода, в том числе заключает от имени прихода соответствующие договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
- представляет приход в суде;
- вправе выдавать доверенности на осуществление от имени прихода предусмотренных настоящей статьей Устава полномочий, а также осуществлять контакты с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в связи с осуществлением данных полномочий.
49. Настоятель является председателем приходского совета.
Епархиальный архиерей вправе своим единоличным решением:
а) освободить по собственному усмотрению настоятеля от должности председателя приходского совета;
б) назначить на должность председателя приходского совета (сроком на три года с правом назначения на новый срок без ограничения числа таких назначений) помощника настоятеля (церковного старосту) либо другое лицо, в том числе клирика прихода, с введением его в состав приходского собрания и приходского совета.
Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода.
50. Все официально исходящие от прихода документы подписывают настоятель и (или) председатель приходского совета в пределах их компетенции.
51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.
52. В случае переизбрания приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя приходского совета приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.
53. Обязанности помощника председателя приходского совета определяются приходским собранием.
54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.
6. Ревизионная комиссия
55. Приходское собрание из числа своих членов избирает ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок и соответствующие предложения ревизионная комиссия представляет на рассмотрение приходского собрания.
В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею.
56. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности прихода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею.
57. Члены приходского совета и ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.
58. В обязанности ревизионной комиссии входит:
а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходом расходных книг;
б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества;
в) ежегодная инвентаризация имущества прихода;
г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.
59. Ревизионная комиссия составляет акты о проведенных проверках и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание приходского собрания. При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.
5. Приходской совет
44. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания и подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
45. Приходской совет состоит из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея. Состав Приходского совета избирается из числа членов Приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Епархиальный архиерей утверждает избрание председателя Приходского совета либо назначает на эту должность своим Указом настоятеля или другое лицо с введением его в состав Приходского собрания.
Епархиальный архиерей имеет права отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского Устава прихода.
46. В период между заседаниями Приходского собрания Приходской совет:
а) осуществляет решения Приходского собрания;
б) представляет на рассмотрение и утверждение Приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;
в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;
г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;
д) решает текущие хозяйственные вопросы;
е) распоряжается денежными средствами прихода с ведома и под контролем настоятеля и ведет их учет;
ж) обеспечивает приход необходимым имуществом;
з) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;
и) по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатным расписанием принимает рабочих и служащих на работу;
к) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;
л) осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами;
м) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.
47. Члены Приходского совета могут быть выведены из состава Приходского совета решением Приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.
48. Председатель Приходского совета — церковный староста, представляет Приходской совет в деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросах, а также в суде; в необходимых случаях выдает доверенности.
Примечание: Приходское собрание имеет право в случае необходимости поручить любому своему полноправному члену ведение дел с гражданскими организациями, а также защиту интересов прихода в суде.
49. По благословению епархиального архиерея председателем Приходского совета может быть избран настоятель.
50. Все официально исходящие от прихода документы подписывают настоятель и председатель Приходского совета — церковный староста. В случае если председателем Приходского совета является настоятель, вторая подпись принадлежит казначею.
51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель Приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.
52. В случае переизбрания Приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава Приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя Приходского совета, Приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.
53. Обязанности помощника председателя Приходского совета определяются Приходским собранием.
54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя Приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.
Следующая глава >>
Содержание
- Приходской устав Поместного Собора 1917–1918 гг
- Новый типовой приходской устав
- Пастырское служение и организация приходской жизни
- Священномученик Петр Вуйович, приходской священник
- 20 января. Священномученик Ристо Ярамаз, приходской священник
- 3 апреля. Священномученик Ново Делич, приходской священник
- 7 мая. Священномученик Бранко Добросавлевич, приходской священник
- 7 мая. Священномученик Гойко Кривокапич, приходской священник
- 17 мая. Священномученик Петр Ускокович, приходской священник
- 17 июня. Священномученик Георгий Джордже Богич, приходской священник
- 5 ноября. Священномученик Богдан Церович, приходской священник
- 15 ноября. Священномученик Василий Божарич, приходской священник
- За столом в приходской трапезной
- Состав
- Использованные материалы
Приходской устав Поместного Собора 1917–1918 гг
Приходской устав Поместного Собора 1917–1918 гг Самое обширное по объему из постановлений Собора 1917–1918 гг. — это Определение о православном приходе, по-другому названное Приходским уставом. По поручению Собора введение к Уставу составили архиепископы Тверской Серафим и
Новый типовой приходской устав
Новый типовой приходской устав Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного с юридической и практической точек зрения момента, а именно – введения в жизнь новой редакции приходского устава.Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего
Пастырское служение и организация приходской жизни
Пастырское служение и организация приходской жизни Напомню, что на прошлогоднем Епархиальном собрании духовенства города Москвы мной была предложена форма интерактивного доклада, построенного на прямом диалоге духовенства с правящим архиереем.Если помните, в тот раз
Священномученик Петр Вуйович, приходской священник
Священномученик Петр Вуйович, приходской священник Родился 21 июня 1896 года, церковное образование получил в Цетиньской духовной семинарии. Рукоположен во священники 12 июля 1925 года.Отца Петра любили все, он был надежным, преданным другом, евангельским пастырем, полагающим
20 января. Священномученик Ристо Ярамаз, приходской священник
20 января. Священномученик Ристо Ярамаз, приходской священник Родился 22 марта 1906 года в Черногории, в селе Кляковица Никшичского уезда. Богословское образование получил в Сремских Карловцах. Рукоположен во священники 9 января 1931 года. Несколько лет служил в Герцеговине и
3 апреля. Священномученик Ново Делич, приходской священник
3 апреля. Священномученик Ново Делич, приходской священник Отец Ново Делич родился в местечке Комарница Шавницского уезда 2 февраля 1901 года. Семинарию святого Петра Цетиньского окончил в 1926 году. Во священники рукоположен в 1927 году, служил в Далматинской епархии в приходе
7 мая. Священномученик Бранко Добросавлевич, приходской священник
7 мая. Священномученик Бранко Добросавлевич, приходской священник Бранко Добросавлевич родился 4 января 1886 года в городке Скрад. В 1908 году окончил Сремско-Карловацкую духовную семинарию и был рукоположен в диаконский, а затем и в священнический сан. Служил в нескольких
7 мая. Священномученик Гойко Кривокапич, приходской священник
7 мая. Священномученик Гойко Кривокапич, приходской священник Священник Гойко Кривокапич родился 13 октября 1908 года в селе Трешнево Цетиньского уезда. Семинарию святого Петра Цетиньского окончил в 1931 году. Рукоположен во диаконы 20 июня 1931 года, служил в Княжевском
17 мая. Священномученик Петр Ускокович, приходской священник
17 мая. Священномученик Петр Ускокович, приходской священник Священник Петр Ускокович родился 31 октября 1908 года в день святого апостола и евангелиста Луки в городке Новое Село Даниловградского уезда. Духовное образование получил в Цетиньской духовной семинарии. Женился
17 июня. Священномученик Георгий Джордже Богич, приходской священник
17 июня. Священномученик Георгий Джордже Богич, приходской священник Родился 6 февраля 1911 года в городке Суботска. Гимназию закончил в Новой Градишке, духовную семинарию – в Сараево. Рукоположен во священники в Пакраце 25 мая 1934 года. Служил в приходах Маяр и Боломачи,
5 ноября. Священномученик Богдан Церович, приходской священник
5 ноября. Священномученик Богдан Церович, приходской священник Эхом по горам Дурмиторским разносится плач овдовевшей матушки. Горе неутешное – погиб отец Богдан, ее муж, и Драгутин, единственный их сын. День 5 ноября 1941 года стал последним в их жизни.Богдан Церович родился
15 ноября. Священномученик Василий Божарич, приходской священник
15 ноября. Священномученик Василий Божарич, приходской священник Священник Василий Божарич родился 14 января 1895 года, его дед Феодор и отец Савва Божаричи были священниками. Участвовал в сербских освободительных войнах 1912, 1918 годов. Война не дала ему возможности вовремя
За столом в приходской трапезной
За столом в приходской трапезной Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся уже за столом, то садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда благословит настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прощения, желают всем:
28.01.09 Поместный Собор утвердил Устав РПЦ, принятый Архиерейским Собором 16.08.00 с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27.06.08. Священный Синод 10.10.09 утвердил новую редакцию типового Устава Прихода РПЦ, указав епархиальным архиереям привести гражданские уставы приходов в соответствие с новой типовой формой и обеспечить государственную регистрацию изменений в данные уставы.
Изменения, внесённые в Устав прихода, создали принципиально новую структуру Прихода. Этот Устав завершил процесс абсолютизации архиерейской власти в РПЦ. Диктатура епархиального архиерея, давно установившаяся в епархиях РПЦ вопреки действовавшему Уставу, закреплена учредительным документом РПЦ МП. 1. Точка отсчёта.
«Все вы сыны Божии
повере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).
В состав Церкви входят все верующие во Христа, согласно Священному Писанию и Преданию, Символу Веры, исторически сложившейся церковной традиции. Вступление в Церковь совершается посредством Крещения. Духовно рождаясь в Церкви, каждый христианин обретает екклезиологический статус, получает имя и церковную правоспособность.
Каждая Поместная церковь формирует Канонический Устав, применяя правила Вселенской церкви к месту, времени и гражданскому законодательству. Устав всегда основан на Вселенских канонах, чтобы не прервать церковную традицию и не утратить дух Христов. Устав не бывает идеальным, но может в большей или меньшей мере отвечать учению и жизни Церкви.
В 1917-18 Священный Собор принял Приходской Устав, представляющий замечательный образец канонического творчества. Этот устав не повреждён идеологическими и политическими претензиями. Он организует церковную жизнь для осуществления главной задачи- возрождения и спасения Человека.
Поместный Собор учреждён как высший орган четырёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной и контролирующей. Исполнительная власть распределена между Священным Синодом во главе с Патриархом и Высшим Церковным Советом, с участием епископов, клира и мирян.
Епархиальный Устав предписывал выборность и личную ответственность епископов. В высшем церковном и епархиальном управлении участвуют клирики и миряне.
Приходской Устав учредил общину, в которой регистрировался каждый участник в качестве полноправного члена: «Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах Прихода, вносятся в Приходскую книгу. Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25 лет и занесённые в приходскую книгу. Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода» (Устав Прихода 1917 г).
С высшего до нижнего уровня церковная структура была пронизана служением мирян, утвержденным и защищённым высшей церковной властью. При этом сохранялся необходимый принцип единоначалия: «архиерей пользуется всей полнотой иерархической власти”– разумеется, выражая в своем лице власть церковной полноты, а не личное самоуправство. Разумная организация церковной жизни не допускала произвол. Указанные принципы обеспечивали равновесие взаимоотношений иерархии с клиром и народом Божиим.
Устав РПЦ был формально списан с Устава 1917-18 г. Последующие соборы внесли в него принципиальные изменения, расширили власть епископов и упразднили контроль над ней. Участие клира и мирян в церковной жизни, их права и значение сведены «на нет».
2.Положение верующих граждан РФ в приходе,
согласно новому Уставу Прихода.
Положение верующих граждан РФ в приходе не способствует их активности
в приходской жизни. Само существование верующих в Церкви вынесено за пределы внутренних установлений РПЦ и оставлено вне Устава Прихода.
«Приход является добровольным объединением совершеннолетних граждан РФ»(п.1,1).»Приход учреждается совершеннолетними гражданами РФ, исповедующими православную веру»(п. 2,2)Учреждением прихода исчерпана связь верующих учредителей с учреждённым приходом. Верующие граждане РФ не получили в Уставе канонического положения и прав. Их участие в жизни учреждённого прихода не определено и остается фиктивным. Такое положение не активизирует участие верующих в приходской жизни. По выражению Устава 1917 г «христиане остаются мертвыми членами прихода».
В Уставах 1988 и 2000г. был раздел «Прихожане», состоявший из трёх статей. Они определяли понятие «прихожанин» и гарантировали связанную с ним возможность для сотен и тысяч верующих участвовать в жизни прихода. Новый Устав исключил понятие «прихожанин». «Миряне» и «прихожане» ликвидированы, как класс. (Единственное замечание в п.7,2 «из числа прихожан» не объясняется).
Новый Устав упразднил из текста «учредителей прихода», которые прежде входили в состав Приходского собрания. Теперь они упразднены из Приходского собрания и исключены из Устава прихода. ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях» в своих основных статьях 9-14: (Создание, Устав, Регистрация, Отказ в регистрации и Ликвидация религиозных организаций) сохраняет принцип «учредительства». Государственной Думе придётся пересмотреть закон ФЗ-125, исключить из него «учредительство» и привести в соответствие с Уставом РПЦ МП. Согласно новому Уставу, каждый Приход состоит из Епархиального архиерея, Настоятеля и Приходского собрания, общей численностью не менее 10 человек (п.7,2). А где же «верующие граждане РФ» ?
3.РасколПрихода. «Одно тело и один дух» (Еф.4,4).
Священный Собор 1917 положил в основу формирования прихода договор.
Подписав договор, каждый прихожанин регистрировался в Приходской книге храма. Практика регистрации общепринята в приходской жизни православной и других конфессий и является формальным признаком «прихожан». На основе регистрации приход осознаёт свою численность и отражает её изменения. Вне отношения к конкретному приходу понятие «православный христианин» теряет определённость и может употребляться неадекватно.
В приходах РПЦ не существует Приходской книги и регистрируются не все члены общины, а некоторые. Устав РПЦ разделяет «прихожан» от «членов Приходского Собрания».
Народ Божий, названный в Уставе 1988 «прихожанами”, исчисляется сотнями верующих граждан. Устав РПЦ не определил их каноническое положение и не предоставил им право на участие в управлении Приходом, его хозяйственной, административной и финансовой деятельностью.
Число «членов Приходского собрания», согласно Уставу РПЦ и ФЗ-125, не должно быть «меньше 10 человек». Обычно число членов «Приходского собрания» сохраняется в пределах 10-15 человек. Эти лица не избираются и не назначаются, не являются учредителями Прихода. Устав РПЦ не объясняет происхождение «Приходского собрания», но наделяет эту группу лиц правом управлять финансово-хозяйственной и административной деятельностью Прихода.
Искусственно разделив Приход на две части, действующий Устав РПЦ 1988 возводит в каноническую норму раскол прихода. Новый Устав Прихода вносит коррективы. Сохраняя раскол прихода на неправомочное большинство и правомочное меньшинство, Устав упразднил определение «прихожане». Теперь приходской народ определяют ещё менее конкретно: «верующие граждане РФ». 4. Условия труда в приходе.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12).
«Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Документы по личному составу «работников по трудовым договорам» хранятся Приходом в соответствии с законодательством РФ» (п.12,1).
Трудовой Кодекс РФ не защищает права священнослужителей: «В учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются»(письмо Управления делами МП от 11.03.98 №1086). «Документы на священнослужителей хранятся в Епархиальном Управлении». Лишение всех трудовых прав (приём, увольнение и перевод; охрана труда и прозрачная оплата; выходные дни, отпуск и «волчий билет») оставляет священнослужителей вне закона, обрекая на беззащитность от архиерейского произвола.
Правовое разграничение «не защищённых законом священнослужителей» от «работников по трудовым договорам», права которых защищает Трудовой Кодекс, подвергает священнослужителей прямой дискриминации.
«Приход вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Прихода» (п.12,1).
«Свои обязанности по участию в деятельности Приходского собрания его члены выполняют на безвозмездной основе» (п. 7,4). Такие условия труда обеспечивают широкую возможность для злоупотреблений.
5. Власть епархиального архиерея.
«Пасите Божие стадо,… не господствуя
над наследием Божиим» (1Петр.5,2-3).
Прежний Устав называет Приходское собрание «высшим органом управления Прихода». Новый Устав постановил: «Епархиальный архиерей является высшим органом управления Прихода». Архиерей вправе по собственному усмотрению без объяснения мотивов назначать и освобождать :
Настоятеля храма и членов причта;
Церковного старосту и Председателя Приходского совета.
Принимать и исключать членов из состава Приходского собрания(Устав 5,1)
«В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению»(ст.7,3). Коллективная ответственность Прихода.
Обязанности п.7,4 сформулированы неконкретно, в общих словах, и легко обоснуют пристрастное решение (вопреки Карф.16). Решения Приходского собрания вступают в силу после утверждения епархиальным архиереем. Приход лишён инициативы и самостоятельности в духовной, хозяйственной, административной, финансовой и прочей деятельности. Приходская жизнь связана самовластием архиерея. Его власть может действовать вопреки интересам Прихода. Самовластие противоречит догматическому принципу соборной Церкви. Соборность предполагает диалог. Авторитарность предполагает распоряжение и безоговорочное подчинение.
Единоначалие, полезное в армии и пенитенциарных учреждениях, связывает свободное свидетельство Святого Духа, живущего в Церкви: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин.3,8). Святой Дух свободен, свидетельствуя через кого, Он хочет: епископа, клирика или мирянина. Диктатура епархиального епископа ведёт к насилию и не обеспечивает соборное свободное единство Церкви.
Раскол Прихода ставит под вопрос его единство. Это естественное следствие утраты соборности. На основании нового Устава Прихода формальное единство легко восстановить архиерейской властью. Епископу предоставлено право назначать и увольнять Приходское собрание. Откуда взять новых членов? Только из того неопределённого контингента, который новый Устав называет «верующими гражданами РФ».
Епископ, как «Высший орган управления» каждого прихода, может сам формировать всю епархию из кого хочет. Епископ может создать церковь своей единоличной властью.
По Уставу 1917 клир и народ епархии принимал участие в выборах своего епархиального епископа. По Уставу 2009 епархиальный епископ может по своему вкусу выбрать членов каждого Прихода и создать личную церковь из своей епархии. Что это будет: Тело Христово или аппарат личной власти епископа?
6. Имущественные права прихода.
«Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф.6.19).
Приход не имеет прав собственности, и зависит от архиерея в правах на оперативное управление имуществом. «Имущество,принадлежащее Приходу на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом РПЦ «(п.11,7). «Приход осуществляет распоряжение недвижимым имуществом (включая земельные участки), принадлежащим Приходу на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества), с предварительного письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея».
«Распоряжение имуществом Прихода(включая денежные средства) осуществляется на основе канонической и материальной подотчетности Епархиальному архиерею (п.11,8).
«В случае ликвидации Прихода принадлежащее ему на праве собственности или ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество богослужебного и иного религиозного назначения переходит Епархии. Иное имущество, находящееся в собственности Прихода, реализуется на удовлетворение претензий кредиторов. Имущество Прихода, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, переходит в собственность Епархии» (п.11,12).
7. Метаморфозы церковного Устава.
«Тяжёлой поступью
он дальше шёл на Север» А.А.
В советской истории наблюдалось последовательное чередование эпох. Когда военный коммунизм доводил страну до разорения и голода, его сменял НЭП. Понемногу оттаивала промышленность и сельское хозяйство, народ начинал дышать. Вновь наступала эпоха военного коммунизма и брала за горло народ. Когда народ задыхался, возвращали НЭП, чтобы народ снова начал дышать.
Такая же смена эпох происходит в РПЦ. Собор1943 г. учредил РПЦ и легализовал церковную иерархию. Власть в церкви принадлежала иерархии, а приходы получили хозяйственную и прочую самостоятельность.
В 1961 году церковная иерархия под давлением гражданской власти отказалась от хозяйственного и административного управления и передала его приходам. Возник перекос. Приходы выведены из-под власти архиереев и отданы во власть уполномоченных Совета по делам религий. В церкви наступило время разрушения приходов, храмов и монстырей.
С 1970-80-х архиереи вернули власть над приходами. В 1988 Устав официально передал приходы под контроль епископа.
С 1998 архиерейский контроль ужесточился и лишил приходы самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону. Казалось, Устав РПЦ 2000 снял все ограничения власти епархиального епископа. Высшая церковная власть не контролирует епархиального архиерея. Приходу не предоставлены права и возможность обжаловать произвол епископа. Церковный суд «играет в одни ворота», и его применяют как карательный орган. Устав запрещает жаловаться в гражданский суд и администрацию (Устав, п.1,9). Клирики и приходская община одинаково беззащитны перед произволом епископа. Беззащитность прихода и клира провоцирует злоупотребление архиерейской властью. Всё познаётся в сравнении. Устав 2009г доказал, что можно ещё жёстче обосновать авторитарность архиерейской власти и эфемерность прав граждан РФ в религиозной организации.
8. Диктатура или соборность?
«Уж занавес дрожит перед началом драмы» М.Волошин.
На историческом пути Тело Христово облекается многоцветными ризами эмпирической жизни. При всем разнообразии, формы Церкви не случайны. Они воплощают сущность догматического учения о Теле Христовом, структуру и состав церковного общества, иерархии и таинств. Церковь живет исторической жизнью, не приспосабливаясь к ней, но из собственной глубины рождая формы, выражающие в данную эпоху Её онтологию. Искажение догмата о Церкви формирует Её не церковное устройство. Еретические общества всегда получали иное устройство, чем кафолическая Церковь.
И наоборот, искажение форм церковной жизни повреждает кафолическое учение о Теле Христовом. В этом опасность подмены церковной традиции. Церковное устройство обосновано догматическим учением, и должно ему соответствовать.
Символ Веры определяет четыре сущностные свойства: единая, святая, соборная и апостольская Церковь. Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Церковь святая, ибо в Ней пребывает Святой Дух. Послушание человеческой воли Святому Духу выражает апостольское кредо: «изволися Духу Святому и нам».
Ни одно догматическое свойство нельзя забыть. Церковь не жертвует догматическим смыслом соборности в пользу не церковного уклада, какие бы преимущества он не сулил. Понятие «церковного единства» выражает общественные отношения, в основе которых лежат любовь и свобода. Единство основано на внутренних связях. Если народ связан в некоторую общность посредством внешней силы, подобно кадушке, стянутой снаружи железными обручами, возникает «господство». В его основе лежит насилие с одной стороны, и порабощение – с другой. Господство похоже на единство по внешней форме. Их внутреннее содержание несовместимо.
Господь Иисус Христос осудил принцип господства в Церкви. «Иисус, подозвав учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-27).
Апостол Пётр увещает пастырей: «пасите Божие стадо, какое у вас,..не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1Петр.5,3). Не слышат пастыри.
Последствия авторитарного управления аукнутся, как и клерикализация, и ОПКаизация гражданского общества трагическим противостоянием и утратой нравственного авторитета – важнейшей ценности церкви для социальной жизни Отечества. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся беды. Боже, милостив буди нам грешным!
Заседание Высшего Церковного Совета 4 сентября 2013 года
Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви — орган управления Московского Патриархата возглавляемый патриархом Московским и всея Руси и объединяющий глав учреждений Священного Синода Русской Православной Церкви
Учреждён Всероссийским Собором в 1917 году. Состоял из патриарха, трёх членов Священного Синода, а также представителей приходского духовенства, монашествующих и мирян. Намеченный на 1921 год Поместный Собор созвать не удалось и формально в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока полномочия избранных членов ВЦС прекратились, но фактически они были продолжены на неопределенно долгий срок до будущего Собора. Деятельность ВЦС продолжалась вплоть до апреля 1922 года, но произошедший в мае того года обновленческий раскол прервал её.
Впоследствии именем «Высшего Церковного Совета» пользовались раскольники тех лет, учредившие в 1923 году обновленческий, а в 1926 — григорианский «Временный» ВЦС.
В составе Русской Православной Церкви Высший Церковный Совет был возрожден в 2011 году. Московский Архиерейский Собор 2-4 февраля того года постановил придать регулярным совещаниям глав Синодальных учреждений «формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учреждённым Всероссийским Церковным Собором в 1917 году.» Образование Высшего Церковного Совета было поручено Священному Синоду, который 22 марта того же года принял «Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви» и утвердил его первоначальный состав. На 25 августа 2020 года в него входили :
Состав
- Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси, председатель Высшего Церковного Совета
- Иларион (Алфеев), митр. Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Дионисий (Порубай), митр. Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий патриарха Московского и всея Руси
- Климент (Капалин), митр. Калужский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
- Иоанн (Попов), митр. Белгородский, председатель Синодального миссионерского отдела
- Меркурий (Иванов), митр. Ростовский, генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино»
- Кирилл (Покровский), митр. Ставропольский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
- Игнатий (Депутатов), митр. Саратовский
- Митрофан (Баданин), митр. Мурманский, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта
- Тихон (Шевкунов), митр. Псковский, председатель Патриаршего совета по культуре
- Антоний (Севрюк), митр. Корсунский, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям
- Феогност (Гузиков), архиеп. Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству
- Иринарх (Грезин), еп. Красногорский, председатель Синодального отдела по тюремному служению
- Пантелеимон (Шатов), еп. Орехово-Зуевский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
- Фома (Мосолов), еп. Павлово-Посадский, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии
- Серафим (Амельченков), еп. Истринский, председатель Синодального отдела по делам молодежи
- Стефан (Привалов), еп. Клинский, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
- Максим Козлов, прот., председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Сретенской духовной семинарии
- Ксения (Чернега), игум., руководитель Правового управления Московской Патриархии
- Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Использованные материалы
- «Высший Церковный Совет», Православная энциклопедия, т. 10, сс. 109-111:
- Страница официального сайта Московского Патриархата:
- «Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета», официальный сайт Московской Патриархии, 4 сентября 2013:
- — фото
Журнал №65 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2020 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви,
Храмопопечение — проявление заботы о храме — являлось одной из традиционных форм общественного служения севернорусских крестьян. Оно было продолжением давней традиции, ведущей свое начало с XV века, когда на Русском Севере развернулось повсеместное строительство церквей «на мирском иждивении» .
Так, изучая историко-географический ареал Двинско-Важского бассейна, этнограф Т.А. Бернштам отмечала, что «самый факт приоритета мирского — народно-приходского — устроения православной жизни в севернорусском регионе — многовековая историческая действительность» . Традиционно на Русском Севере приходы обладали большой автономией. Такое явление было связано с двумя факторами — географическим (приходы были распределены по большой территории и часто находились на далеком расстоянии от церковного центра) и социальным (черносошные, а затем государственные крестьяне, проживающие на большей части Европейского Севера, перенесли систему местного управления на организацию приходской жизни) . В таких условиях церковный староста играл важную роль в жизни прихода, являясь «его поверенным». Члены общины из своей среды избирали «добрых и пожиточных людей», «Бога боящихся», для заведования церковным хозяйством. Вплоть до XVIII века духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма .
В рамках данной статьи предполагается рассмотреть роль церковных старост в организации приходского храмопопечения в Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века. Источниками для данного исследования послужили дела о строительстве церквей и часовен, о награждении церковных старост похвальными листами и медалями, отчеты благочинных о пожертвованиях, хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области в фонде Вологодской духовной консистории.
Этап церковного строительства был важным консолидационным моментом в формировании духовных и социальных связей внутри прихода, при уже имеющихся, сохраняющихся веками географических границах. Во время строительства в приходе сформировывался церковный актив людей во главе со священником и церковным старостой, которые и в дальнейшем принимали непосредственное участие в организации храмопопечения. Таким образом, храмостроительство можно без преувеличения называть духовной и материальной основой храмопопечения.
Институт церковных старост выполнял важную организационную функцию на этапе строительства храма. Не случайно священник Феодосий Малевинский в церковно-историческом описании Стрелицкой Преображенской церкви Тотемского уезда, настоятелем которой сам являлся, подчеркивает особое значение деятельности церковных старост в жизни православного прихода. Он пишет, что церковные старосты издревле были «главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов» . В церковных летописях также нередко можно встретить тому доказательства. Например, священник Новокуножской церкви Тотемского уезда описывал участие старосты в одном из важнейших для церкви событий — покупке нового колокола — следующим образом: «Приобретение колокола принадлежит исключительно церковному старосте, который лично ездил на Слободской завод Вятской губернии, на котором продал прежний колокол весом 40 пудов, а за остальные 4 пуда и 40 фунтов доплатил свои деньги» .
Дела о строительстве церквей помогают понять роль и статус церковного старосты внутри приходского сообщества. Староста должен был неотлучно находиться при храме, поскольку на него возлагалось большое количество обязанностей, связанных с организацией строительства. Так, например, в материалах дела о возведении новой церкви в Устькулойском Благовещенском приходе Вельского уезда встречаем жалобу одного из прихожан на то, что в старосты был выбран «торгующий» крестьянин, который отлучался по своим торговым делам в разные города, что не нравилось многим прихожанам .
Церковный староста, избираемый для приобретения, хранения и употребления церковных денег и имущества, был духовно связан с храмом и приходом, которому служил. Он осознавал свою миссию по устройству приходского храма как духовного центра и был одним из первых попечителей о храме. Важность функций, возлагаемых на старосту приходским сообществом, проявлялась в форме присяги старосты, приведение к которой стало обязательным только с 1890 года. «Я, нижеименованный, обещаюсь пред святым евангелием и животворящим крестом Господним исполнять обязанности старосты церкви по инструкции, мне данной, ревностно, честно, со страхом Божиим, во благо святой церкви и для спасения моей души, помятуя, что в сем должен буду дать ответ пред законом и Господом Богом на страшном суде Его. В уверение же сего моего обещания целую слова и крест Спасителя моего. Аминь» . В данной присяге важное место занимают идея служения своей приходской церкви и ответственности за это служение перед Богом.
Согласно Инструкции, на церковного старосту возлагались следующие обязанности: 1) сбор денег в церковный кошелек и кружку, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений; 2) продажа восковых свечей и огарков; 3) покупка, по распоряжению причта, всего необходимого для церкви; 4) ведение приходо-расходных книг, которое в крестьянской среде, из-за неграмотности старосты, чаще возлагалось на членов причта; 5) поддержание в исправности, обновление и поновление ризницы и церковной утвари; 6) ближайшее наблюдение за исправным состоянием церковного здания и утвари; 7) надзор за отоплением, освещением и чистотой в церкви, исправностью сторожей и других служителей церкви; 8) присмотр за домами, приобретенными церковным иждивением, в том числе, и домами причта, за лесными дачами; 9) наблюдение за тем, чтобы в пределах прихода не происходило противозаконной продажи восковых свечей; 10) наблюдение за сохранением тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне ее — во время крестных ходов. Такое служение на благо своей приходской церкви безусловно заслуживало достойного внимания и поощрения. Поэтому церковные старосты представлялись к наградам и поощрениям. Старосты из крестьянского сословия могли награждаться серебряными медалями сначала для ношения на груди на «Аннинской ленте», а затем к медалям для ношения на шее, прежде на Станиславской, а затем на Аннинской лентах.
Пониманию масштаба и значения деятельности церковных ктиторов для храмопопечения помогают дела о награждении церковных старост . В них содержатся рапорты благочинных о 25 старостах-крестьянах. Каждый рапорт содержал прошение благочинного о награждении, наградной список, состояние церковного дохода за те годы, когда староста находился в своей должности, информацию о собственных пожертвованиях представляемого к награде.
Статистический анализ источников показывает, что особую заботу церковных старост составляло внутреннее и внешнее благолепие храма. Среди основных заслуг у 48 % представляемых к наградам церковных ктиторов называются работы по изготовлению и украшению иконостаса, на втором месте (36 %) стояли работы по сооружению новой ограды вокруг церкви, на третьем — работы по ремонту крыши храма (28 %). Собственные пожертвования старост в основном направлялись на текущие расходы храма — 52 %. Некоторые старосты на собственные средства покупали церковную утварь — 28 %, занимались церковным или часовенным строительством — 16 %, или содержали хор — 12 %.
Так, например, о церковном старосте Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда крестьянине Дмитрие Волкове, который 11 лет исполнял эту должность, благочинный пишет: «Ревностно исполнял обязанности по должности церковного старосты за все время службы и много понес трудов и работ по благоустройству приходского храма. … Его тщанием обновлен иконостас и произведена окраска полов, стен и потолков в теплом храме, улучшена ризница и для благолепия богослужения заведен певческий хор, причем на пополнении ризницы и содержание хора пожертвовано им из собственных средств 1108 руб. 82 коп. » . В журнале Вологодской духовной консистории было определено следующее: «Принимая во внимание то, что Волков имеет уже золотую нагрудную медаль на Аннинской ленте за 25-летние труды на пользу земства, за службу же в должности церковного старосты не был поощрен с 1907 года, Консистория полагала бы представить его установленным порядком к серебряной медали, для ношения на шее, на Владимирской ленте» .
Дела о награждении церковных старост позволяют дополнить существующие представления о роли и месте старост в системе храмопопечения. Статистический анализ показал, что на момент подачи ходатайства о награждении средний срок службы церковного старосты, представляемого к награде, составлял 11 лет. Выборы старосты проходили каждые три года, поэтому не случайно, что среди представляемых к различным поощрениям, а значит, и самых рачительных старост, средний срок службы был достаточно велик. Один из примеров находим в церковной летописи: «10 января прихожане избрали из своей среды человека для занятия должности церковного старосты. Внимание избирающих было исключительно обращено на крестьянина деревни Константиново Петра Прохорова, который два уже кряду трехлетия с безукоризненной честностью и усердием к храму проходил должность церковного ктитора» .
Вот еще несколько примеров деятельности старост по Тотемскому уезду: «… Церковные старосты … служат другое трехлетие с особенною пользою и старанием о благоустройстве своих приходских храмов, при весьма честном и похвальном поведении. … Брусенской Христорождественской церкви староста Арсений Петров Адриановский в четырехлетний период службы, сверх наличной суммы 516 руб. 51 ¼ коп., принятой им от прежнего старосты, умножил церковные доходы до 1058 руб. 79 ¾ коп., на каковые деньги им поправлен и вызолочен иконостас в холодном храме, выкрашен пол желтою краскою, устроена и покрыта вновь тесом, распавшаяся по листам каменная ограда. Другой староста Моисей Харлампиев Меледин, приняв от прежнего старосты всего 60 руб. 56 ½ коп. церковной суммы, нашел средства через умножение разных сборов по приходу и окрестным селениям совершенно окончить в 1873 году стенную живопись в холодном храме Воскресения Христова, с уплатою за нее 300 руб. А в 1874-1875 гг. окрасил крышу на церквах, переменил два разбитых колокола, приобрел среброзолоченый крест весом 166 золотников, на что им употреблено денег до 1500 руб., в числе коих пожертвовано им значительное количество из своей собственности» .
Один из благочинных Сольвычегодского уезда в 1910 году, сообщая о заслугах церковного ктитора Черевковской Успенской церкви, писал в Консисторию: «церковным старостой с 1908 года состоит местный крестьянин деревни Мылина Михаил Иванов Заборский. В настоящее время — время понижения благотворительности в пользу церкви и равнодушного отношения к ней — особенно приятно отметить тот факт, что есть еще светлые личности, преданные всей душой служению церкви и храму Божию. Такой личностью является и церковный староста Черевской Успенской церкви. С самого начала его служения ему пришлось много потрудиться в деле украшения местного храма и его ремонта. При означенном храме в бытность его церковным старостой была произведена стенная живопись, поставлены величественные заклиросные киоты и железные решетки по всей солее храма и другие мелкие предметы. На эти работы церковным старостой Заборским вложено много своих собственных средств. Так, на заклиросные киоты от него поступило пожертвований 200 рублей и на решетки в храме 300 рублей. Жертвы его не ограничились этим. Им были пожертвованы пасхальные облачения для священников и диакона, стоимостью в 450 рублей, одна риза из шелковой материи стоимостью около 60 рублей, билет Государственной 4 % ренты в 1000 рублей на поминовение рода» .
Среди старост были и такие, которые не вносили собственных пожертвований, но награждались за попечительскую деятельность. Так, например, в 1862 году похвальным листом был награжден мастеровой казенного Леденгского Солеваренного завода, — церковный староста находящихся при нем церквей, который более 12 лет заботился о благосостоянии храмов, но по ограниченности средств не мог производить собственные пожертвования, т.к. его годовое жалование составляло всего 17 руб. 10 коп. . Церковный староста Николаевской Становской церкви Грязовецкого уезда также не вносил собственных пожертвований в приходскую церковь, но, как написано в его наградном списке, «оные заменяет пожертвованное время, которое можно было употребить ему для собственных крестьянских работ» . Таким образом, церковный староста должен был исполнять не только должность эконома, но и показывать пример истинного попечения и радения о своей приходской церкви.
Старосты, ревностно исполняющие свои обязанности, заслуживали уважение крестьянского сообщества, членов причта, благодарности от епархиального начальства, благословения от Св. Синода, похвальных грамот и медалей. Это уважение проявлялось и при жизни ктитора, и после его смерти. Так, например, в Вологодском уезде прихожане Покровской Слободской церкви в память умершего церковного старосты Василия Андреева Козырева для вечного его поминовения пожертвовали банковский билет на 100 рублей, с правом пользования процентами в равной части церкви и причту .
Примеры особого отношения крестьян к церковному старосте можно увидеть на материалах Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева. В Тиксненском приходе Тотемского уезда по распоряжению епархиального начальства был уволен от должности церковный староста Федор Александрович Пестов (местный купец). Указ об увольнении Пестова и избрании нового кандидата был прочитан местным священником в церкви, после чего поднялся такой шум, что тот был вынужден удалиться в алтарь . Крестьяне выразили протест против удаления старосты, который, по-видимому, им нравился, думая, что инициатором данного решения был сам священник.
Церковный староста традиционно занимал центральное место в системе храмопопечения. Он избирался из среды крестьян и ведал церковным хозяйством, заботился о благолепии храма, принимал пожертвования от прихожан. Часто церковный староста участвовал в организации храмопопечения и сам был, наряду со священно-церковнослужителями, первым попечителем, жертвуя деньги, приобретая имущество для церкви, участвуя в организации приходской жизни. Его усердная попечительская деятельность вызывала уважение в среде прихожан и благодарность со стороны епархиального начальства. Во многом именно усилиями приходских старост в указанный период в Вологодской губернии проводилось церковное строительство и осуществлялось поддержание в храмах необходимого благолепия.
Рецензенты:
Саблин В.А., д.и.н., профессор, Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда.
Черкасова М.С., д.и.н., профессор, Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда.