Святой Еразм с юных лет усердно служил Господу. В зрелые годы он был возведен в сан епископа города Формии (Италия). Во время гонения на христиан императоров Диоклитиана (284-305) и Максимиана Геркула (284-305) святой Еразм оставил свою епархию и удалился в Ливанские горы, где скрывался семь лет. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов». Внимая голосу Ангела, святой Еразм вышел из своего уединения. Первыми, кто спросил его о вере, были воины, шедшие ему навстречу. Святой Еразм исповедал себя христианином. Его привели на суд в Антиохию к императору Диоклитиану, перед которым святой бесстрашно исповедал веру во Христа и дерзновенно обличил императора в его нечестии. Святой Еразм был подвергнут жестоким пыткам, но остался непоколебимым. После истязаний святой был окован железными цепями и брошен в темницу, откуда его чудесным образом вывел Ангел, сказав: «Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению». В городе Ликии святой Еразм смело проповедовал народу о Христе и воскресил сына одного знатного человека. После этого чуда в Ликии крестилось 10 000 человек. Император Западной половины Римской империи Максимиан Геркул приказал схватить святого и привести его на суд. Перед этим императором святой Еразм также смело исповедал свою веру. Его били и угрожали распятием, если он не отречется от Христа. Потом наставили идти в идольское капище, но при входе святого все находившиеся там идолы упали и разбились, а из капища вышел огонь и попалил многих язычников. Оставшись на свободе, святой Еразм крестил множество народа, а затем ушел в город Сирмий, где был снова схвачен и подвергнут мучениям. Святого посадили в раскаленную печь, но он остался живым и невредимым. Это чудо столь потрясло присутствовавших, что император, боясь народного возмущения, удалился в свой дворец. Ангел освободил святого Еразма от оков и привел его в город Формию, т. е. в его епископию, где святой крестил множество народа. Там святой и скончался в 303 году. Христиане с честью погребли останки святого священномученика.
В эти дни в древний город Керкира, что на острове Корфу, приезжают паломники со всего мира, чтобы поклониться святым мощам Святителя Спиридона. Ведь именно здесь покоятся честные мощи святого (кроме десной руки, которая находится в Риме). Храм Святителя Спиридона в старом городе открыт ежедневно, и приложиться к мощам может любой желающий.
Верующие молятся о делах житейских и финансовых, прося у святителя Спиридона благополучия, помощи в работе и бизнесе. Святой Спиридон Тримифунтский быстро откликается на просьбы, если они идут от чистого сердца.
Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства отдавал на нужды ближних и странников, за что Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), его рукоположили во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе он вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно». В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся «великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление».
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, — тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым» (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. «Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илие, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу († ок. 348). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. А многие паломники, поклонившись Святителю Николаю, сразу отправляются на остров Корфу. Память Святителе Спиридоне вторично совершается в субботу сырную.
Подготовлено при поддержке издательства «Сибирская Благозвонница»
Утопающий в зелени греческий остров Корфу ежегодно посещают десятки тысяч туристов.
Но не только чистое море, песчаные пляжи и удивительная природа острова привлекают многочисленных гостей.
Одной из основных достопримечательностей и главной святыней Корфу, вне всяких сомнений, является собор святого Спиридона Тримифунтского.
Ведь именно здесь хранятся святые мощи Божьего угодника, по молитвам которого постоянно совершаются многочисленные чудеса.
Двери храма всегда открыты и любой желающий может прийти со своими молитвами к святому Спиридону — святителю, чудотворцу и небесному покровителю Корфу.
Четыре раза в год — в Вербное воскресенье, Великую субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября чудотворные мощи выносят для литании (крестного хода).
Тысячи паломников собираются в эти дни на Корфу, чтобы принять участие в торжественном шествии и испросить помощи у святого Спиридона.
Обладавший при земной жизни великим состраданием к обиженным, страждущим, а больше всего — к нищим, он и после своего отшествия на небо не изменил себе, помогая тем людям, кто взывает к нему за помощью в нуждах, бедах и болезнях, выполняя их молитвенные просьбы, а также наполняя сердца миром и радостью.
Десятки тысяч паломников ежегодно посещают место, где источают благоухание его святые мощи, и каждый получает от сострадательного святителя просимое, особенно те, кто находится в тяжёлом финансовом положении.
Житие святителя Спиридона из Тримифунта
На северной части острова Кипр, недалеко от населённого пункта Тримитусы (Тримифунта) расположена деревенька Аския.
Здесь, в конце III столетия, родился будущий святитель.
О его родителях и отрочестве сведений очень мало. Известно лишь, что избранник Божий отличался простотой, послушанием, благочестием и состраданием к бедным, а занятием его была пастьба коз и овец.
Женившись на благочестивой девушке, он недолго жил с ней. Спустя некоторое время после рождения их дочки Ирины, супруга умерла, и святой Спиридон был вынужден один растить маленького ребёнка.
Преподобный Симеон Метафраст пишет в своих трудах, что чудотворец Спиридон проводил время, подражая в кротости псалмопевцу Давиду, в простоте сердца — патриарху Иакову, а в странноприимстве — Аврааму.
За богоугодную жизнь христиане Тримитусы убедили Спиридона стать их епископом.
Будучи избранным на почётное место, святитель продолжал свои прежние занятия: он пас овец и обрабатывал землю, отдавая значительную часть средств в помощь нуждающимся, оставляя себе лишь скудное пропитание.
За смирение и чистоту сердца Бог наградил святителя множеством благодатных даров: прозорливостью, чудотворениями, величайшим дерзновением в молитвах.
До последних дней святой Спиридон находился во здравии и работал вместе с крестьянами.
Умер чудотворец в очень преклонном возрасте, после восьмидесяти лет.
Великие чудеса по молитвам епископа Спиридона Тримифунтского
Невозможно перечислить всех чудес, которые сотворил Бог по смиренным просьбам святителя: об этом следует написать отдельную книгу.
Приведем два ярких примера из его жизни.
Приглашенный на Никейский собор императором Константином Великим, святитель по дороге был вынужден заночевать в деревне, где находились ариане. Ночью они отрубили головы лошадям, запряженным в повозку, на которой епископ добирался до Никеи.
Проснувшись еще до восхода солнца и обнаружив коней обезглавленными, святитель попросил ямщика приставить головы к туловищам лошадей, а сам помолился Христу Спасителю.
Скакуны ожили, а владыка двинулся дальше в путь.
Каково было изумление, когда лучи солнца осветили саврасок: у гнедого коня голова оказалась чёрной, у вороного — белой, а у светлого — коричневой: в темноте ямщик перепутал соответствие цветов лошадиных голов и туловищ, но Бог даже в этом случае исполнил просьбу своего угодника!
Прибыв на собор, святитель для подтверждения истины единства Бога в трёх лицах потряс души всех присутствующих великим чудом: он взял в руки глиняную плинфу (кирпич), из которой вышел огонь, в его ладони осталась глина, а вниз потекла вода.
Святитель, будучи малословным, произнёс, что как плинфа одна, а из трёх стихий составлена, так и у Пресвятой Троицы — Три Ипостаси, но Божество Едино.
Так и запечатлён святой Спиридон Тримифунтский на иконе: в ладони он держит сухую глину, из которой исходит огонь, а вниз стекает вода.
На голове пастушья шапка из овечьего руна, а в руке — посох из финиковых ветвей.
Святитель Спиридон — покровитель и защитник Корфу
Тело святителя, оставшееся после смерти нетленным, до восьмого века покоилось в Тримифунте, потом очень долго находилось в Царьграде, а после его падения в середине XV века было тайно вывезено на остров Керкиру, где впоследствии для угодника Божьего был возведён собор.
С тех пор мощи святого Спиридона хранятся в одноименном храме в столице острова Корфу— Керкире.
Жители Корфу очень благодарны своему небесному покровителю: это единственный остров Греции, который за всю историю не был покорён могущественной Османской империей.
11 августа совершается особое богослужение, на котором вспоминается великое чудо, сотворённое святителем после его смерти: страшный ливень, столь редкий здесь в конце лета, сильнейший ураган и многометровые волны, разметали османскую армаду, штурмовавшую остров.
В те трагические дни, когда неоткуда было ждать помощи, все христиане, собравшиеся в собор, со слезами вопили молитву святому Спиридону Тримифунтскому:
О преблаженный святитель Спиридон! Умоли благосердного Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по Своей милости. Испроси нам, недостойным рабам Божиим, у Христа Бога мирную и безмятежную жизнь, душевное и телесное здравие. Избавь нас от всяких душевных и телесных болезней и бед, от всех томлений и наветов дьявола. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа Иисуса Христа, да подаст нам прощение многих наших беззаконий, безбедное и мирное житие, да дарует нам кончину жизни непостыдную и мирную и сподобит нас в грядущем жизни вечного блаженства, да постоянно воссылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И Господь, по молитвам Своего угодника, не допустил на остров османские войска — они так и не смогли приблизиться к Корфу!
Мощи святителя, имеющие все свойства живого человека, покоятся в особой раке.
Она раскрывается в торжественных случаях и обязательно — двумя священниками.
Если «домик», в котором живёт святой, не открывается (а такое случается достаточно часто), то, говорят, что святитель ушёл помогать нуждающимся.
Подтверждают эти слова бархатные тапочки-башмачки святого Спиридона, надетые на ноги святого отца, которые постоянно необъяснимым образом изнашиваются.
Поэтому всякий раз, открывая раку, священники вначале переобувают святителя, а потрёпанную обувь разрезают на кусочки и раздают богомольцам.
!
До настоящего времени не оставляет милосердный епископ людей, призывающих его на помощь: помогает найти жильё, работу, исцеляет больных, утешает в скорбях.
Авиабомба, сброшенная фашистами на собор во время Второй мировой, взорвалась в воздухе, не повредив здания. Так дивный угодник Спиридон продолжает охранять место своего пребывания и людей, почитающих его.
Милосердный угодник Божий не может не откликнуться на молитву любого человека, с верой и болью обращающегося к нему.
Находясь в Греции, не упустите редкий шанс! Обязательно побывайте в гостях у святого Спиридона Тримифунтского на острове Корфу и получите благословение от небесного покровителя города, которое пребудет с вами всю жизнь.
Клейма следуют образцу итальянской манеры, что заметно главным образом по многоцветным пейзажам с голубым небом, по строениям и по ложу с балдахином. Характерны пестрый колорит и оживленные позы персонажей, а также мягкая моделировка личного письма и плавные драпировки. Общий фон иконы, на котором размещены клейма, создает золотое обрамление вокруг каждого из них; этот прием мы видим и на иконе «Святой Николай со сценами жития» работы Теодороса Пулакиса на Керкире. Тип подписи, выполненной красными уставными буквами внизу, также следует данному образцу. Святой Спиридон, уроженец Кипра, позже ставший святым-покровителем Керкиры, куда были перенесены его чудотворные мощи, на большом числе икон наделен чертами, подобными тем, что мы видим на настоящей иконе. Длинная седая борода и своеобразная вязаная скуфья отвечают описанию в Ерминии: «Святой Спиридон, старец с длинной раздвоенной бородой, со скуфьей» и «старец с бородой как тростник, с раздвоенной бородой». Чаще святой Спиридон представляется по пояс, среди тронных изображений святого одним из самых ранних является икона о. Парос работы критского художника второй половины XV в. Тронный святитель нашей иконы повторяет устоявшийся образец, известный по множеству поствизантийских икон. Начиная с XVI в. центральное изображение часто обрамляется житийными сценами. Одна из самых ранних работ с подобным обрамлением — икона Эммануила Тзанфурнариса 1595 г. в Греческом Институте в Венеции, послужившая образцом для иконы Теодороса Пулакиса в Музее Бенаки. Житийные клейма, выстроенные в виде двух вертикальных полос, обрамляют изображение святого Спиридона в рост на иконе Эммануила Тзанеса в Музее Коррер в Венеции, а тронный святитель с житийными сценами, расположенными подобно тому, как это сделано на публикуемой иконе, представлен на иконе с подписью Иоанниса Мосхоса из коллекции Ловердоса, находящейся в Византийском музее. Из восьми житийных сцен, описанных Дионисием Фурноаграфиотом, наша икона включает лишь две, первую и третью, если следовать описанию их иконографии в Ерминии: «Святой на коленях, руки и взор обращен к небу, а сверху и вокруг него тучи с дождем» (первая сцена) и «Дома и внутри дверей человек, протягивающий руку… и святой, стоящий вне дверей, дает ему золотую змею» (третья сцена). На иконе Эммануила Тзанфурнариса мы видим все сцены нашей иконы, но в существенно отличающейся иконографии, из чего следует, что Николаос Каллергис следовал иному образцу. Так же не совпадают с рассматриваемым памятником иконографические схемы сцен на упомянутых иконах Теодороса Пулакиса, Эмманиула Тзанеса и Иоанниса Мосхоса. Житийный цикл включает в себя изображение мощей святого, послужившее и отдельным иконографическим сюжетом, чрезвычайно часто встречающимся на более поздних иконах Керкиры, где культ чудотворных мощей складывается после 1532 г. и получает усиленное развитие после чудесного заступничества святого Спиридона, избавившего Керкиру от турецкой осады в 1716 г., и выпуска печатной службы святителю. Икона Теодороса Пулакиса на Патмосе представляет один из самых ранних и лучших образцов иконографии этого сюжета. Сцена Каллергиса по положению и декору раки, помещенной перед вышитой цветами завесой, схожа с иконой ионического искусства конца XVII в. из коллекции Косметатоса, при этом полнофигурные ангелы с горящими свечами, стоящие по бокам раки, на нашей, иконе перенесены на средник и фланкируют центральный образ святого. Сцены жития святителя Спиридона распространяются на иконах и медных гравюрах конца XVIII и в XIX в., но их иконография также существенно отличается от наблюдаемой на нашей иконе. Некоторое сходство можно видеть только в сцене чуда со змеей, например на иконе в Стемнице 1771 г. и на гравюре по меди XVIII в. из частной коллекции на Керкире, где святой стоит перед коленопреклоненной мужской фигурой, возможно, следуя описанию Дионисия. Как мы видим, житийный цикл рассматриваемой иконы не совпадает с циклами наиболее известных художников XVI и XVII вв., таких как Эммануил Тзанфурнарис, Эммануил Тзанес и Теодорос Пулакис. Образцом Николаосу Каллергису послужил неизвестный нам цикл житийных сцен западного происхождения. Манера письма Каллергиса чаще консервативная, особенно в иконах, следующих старейшим образцам, а в иконах миниатюрной работы он, как правило, ориентируется на западные прототипы. Работы Николаоса Каллергиса отличаются четкостью рисунка, изяществом цветовых решений и колоритными деталями, в первую очередь, во второстепенных сценах и житийных клеймах. Все эти признаки, наблюдаемые на иконе святого Спиридона, мы видим еще на одной работе Николаоса Каллергиса, изображающей святого Харалампия со сценами жития, 1728 г., в Музее Закинфа. Две иконы абсолютно схожи в представлении тронных святителей, а также в цветовых решениях и рисунке клейм, подобным образом размещенных на общем золотом фоне. Аналогичные черты графической манеры художника усматриваются и на иконе «Святой Николай со сценами жития», без подписи, находящейся на Кефалонии, а также на иконах «Благовещение» и «Введение во храм», которые я отношу к тому же циклу его работ миниатюрного характера. Настоящая икона, несущая дату 1744 г., принадлежит к числу последних датированных работ художника.