Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года на Ладожском озере. Судно, на котором было около 1500 пассажиров из блокадного города, попало в шторм, но на сигнал SOS первыми прилетели вражеские самолеты. Баржа пошла ко дну, и более тысячи двухсот пассажиров погибли.
На что делали основную ставку?
Алексей Козлов: Самое главное — сюжет, история. Думать об этой картине мы начали три года назад. В нашу идею поверило правительство Санкт-Петербурга и поддержало нас, выделив средства, на которые можно было начать производство.
Работая над фильмом, я вернулся к прежнему названию нашего города — «Ленинград». Связка «блокада Ленинграда» вечна, трагична. Название «Спасти Ленинград», которое предложила студия Universal, придало большой смысл нашей картине. Исторически это выглядело именно так — из блокадного Ленинграда был один путь спасения — по воде, через Ладогу.
Где снимали?
Алексей Козлов: Основные съемки прошли под Старой Руссой. На берегу озера Ильмень построили декорацию, состоящую из порта, причала и баржи. При подготовке к съемкам в разных местах было воссоздано более 30-ти локаций сентября 1941 года.
В нашем фильме есть вода, шторм, бомбардировка, есть городские эпизоды и есть сухопутный бой, который занимает 14 минут картины. Всего в кино 40 минут экшна. Одна минута отдана документальной хронике — чтобы в кадрах масштабной войны не было фальши.
Главные роли сыграли дети известных родителей: Андрей Миронов-Удалов, актер, сын актрисы Марии Мироновой, внук Андрея Миронова, и дочь актрисы Анастасии Мельниковой Маша, школьница. Решили пойти по легкому пути? Тем более, маму героини Маши сыграла мама в жизни — Анастасия Мельникова.
Алексей Козлов: Мы искали героев долго, два года, посмотрели, кажется, всю Москву и весь Петербург, дважды меняли кастинг-директоров. А потом я оказался в доме Анастасии Мельниковой и увидел за роялем очаровательную девочку — ее дочь Машу. Сразу понял — вот наша героиня! Было совершенно очевидно, что она выразительна и киногенична, но были и опасения — история и сам персонаж очень сложные, есть любовная линия, а Маше на тот момент было всего 14 лет.
Потом и с главным героем определились. О существовании Андрея я раньше не знал. Но он приехал на пробу, надел форму, один раз проговорили эпизод — и стало понятно: нашли!
Целую зиму репетировали у меня в кабинете, прошли весь сценарий. И когда весной Маша вышла на съемочную площадку, она была великолепна! Уверен, что после выхода нашего фильма она станет звездой.
Расскажите, какие технологии использовали.
Алексей Козлов: Технологически история невероятно сложная, поэтому мы так долго готовились к съемкам.
У меня есть своя кинодеревня под Лодейным Полем. Мы построили там небольшую площадку, соорудили на ней фрагмент декорации палубы баржи, сделали два водосброса. Была цель — понять принципы работы с водой. Дело в том, что вода не поддается режиссуре. Это стихия, и найти с ней язык сложно, но в то же время важно. Помню, что это было ночью, когда мы сняли первый кадр с взлетевшей на палубу мощной волной, после которого группа зааплодировала. В эту минуту мы поняли, что снимем это кино!
До нас в российском кино никто не снимал девятибалльный шторм. Ни у кого не было подобного результата! В нашей картине шторм длится 10 минут. Я считаю это своим личным достижением в профессии, и все причастные к картине гордятся, что мы первые! Для съемок шторма в павильоне мы построили металлический гимбл — управляемую подвижную конструкцию, которая позволяет создать эффект движения корабля на волнах, эффект качки. Туда же перенесли огромную декорацию из Новгорода и сделали четыре водосброса — в день на актеров сбрасывали по сто тонн воды. Причем в этих эпизодах они делали все сами, в кино вошел только один трюк, исполненный каскадером.
Это была последняя фаза съемок. На гимбле мы снимали пять дней. На тот момент я понимал, что актеры — Маша, Андрей, Гела Месхи, Есения Раевская — уже находились в таком тонусе, что если бы я им предложил риска чуть больше — они бы и на это согласились не раздумывая. У всех было ощущение, что получается что-то достойное.
Кто из операторов взялся за эту работу? И какого композитора пригласили?
Алексей Козлов: Поскольку мы снимали два года, состав группы менялся. Бой и кадры города снимал Алексей Доронкин, а баржу и последующие интерьеры — Глеб Вавилов. Считаю, что они хорошо справились со своими задачами. У нас очень хорошие художники — Ольга Яковенко и Дмитрий Малич-Коньков. Локация сухопутного боя, улицы предвоенного Ленинграда, баржа, порт — это огромный труд.
Музыка Юрия Потеенко, самого маститого в стране кинокомпозитора, обладателя «Золотых орлов», «Белых слонов», всех престижных кинопремий. В записи музыки принимал участие один из старейших симфонических коллективов страны — Государственный академический симфонический оркестр Светланова, чего в последние годы в нашем кино не было.
В вашей семье что-то связано с блокадой?
Алексей Козлов: Да. Мой тесть рассказывал, как его в возрасте десяти лет вывозили из города той же дорогой. А отец Насти Мельниковой, тогда курсант Военно- морской медицинской академии, должен был плыть на этой барже, но его и нескольких однокурсников не взяли на борт. Он чудом спасся, впоследствии стал известным хирургом- онкологом.
Говоря о технологиях, вам «припомнили» фильм «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга.
Алексей Козлов: Фильм «Спасти рядового Райана» в свое время произвел революцию с точки зрения изображения кинематографического боя. Думаю, нам удалось в некоторых кадрах сухопутного боя добиться большего, чем Спилберг. Во всяком случае, я не постеснялся бы показать их ему. Российскому же зрителю всегда хочется больше видеть человеческих отношений. Я рос на советском кино («На войне как на войне» Трегубовича, «Проверка на дорогах» Германа, «Война и мир» Бондарчука), и мне кажется, у нас в фильме есть люди, человек, наш национальный юмор и характер в сочетании с технологией, которую, конечно, первым показал Спилберг.
Судя по первым отзывам, нам удалось соединить мнение, эмоцию двух поколений — тех, кому за шестьдесят и совсем молодых. Пожалуй, впервые кинотехнологии, которых в фильме предостаточно, использованы точно и по-питерски интеллигентно, графика органично вписана в ткань фильма, исполнена на высоком уровне и не является отдельным номером. Это крайне важно. Нам очень хотелось достичь единства всех компонентов — от сценария до записи музыки.
Факты
— Фильм создан студией «АВК», без поддержки Министерства культуры РФ.
— В общей сложности в фильме снялись около четырех тысяч человек, 60 профессиональных актеров, Алексей Козлов выступил в качестве автора сценария, режиссера и продюсера (совместно с Аркадием Фатеевым).
— 27 января, в День окончательного снятия Блокады Ленинграда, фильм «Спасти Ленинград» показали родственникам пассажиров баржи 752.
Баржа под номером 752
16 сентября 1941 года в порт Осиновец из блокадного Ленинграда прибыли около тысячи курсантов и офицеров военно-морских училищ, которых приняла на борт старая баржа под номером 752. Остальные пассажиры – женщины и дети.
Капитан буксира, которому предстояло тянуть баржу, посчитал невозможной буксировку с огромным количеством пассажиров в условиях меняющейся погоды. Но к нему не прислушались. Когда вышли в Ладогу, начался девятибалльный шторм. Никаких спасательных шлюпок, кругов и жилетов не было.
Баржа была перегружена, на Ладоге начался шторм, ускорила гибель судна бомбежка. Из 1500 человек спаслись только 240. То, что произошла страшная катастрофа, как рассказывали очевидцы, стало понятно, когда с Ладоги через Неву потащило по воде чемоданы, тюки, детские панамки. На борту было много детей, ни один ребенок не спасся.
«Гибель баржи – одна из пяти самых крупных водных мировых катастроф. На борту были выпускники и курсанты военных училищ и их близкие – жены, дети, родители – рассказал Алексей Козлов. – На протяжении десятилетий факты, связанные с этой трагедией, были засекречены. Мы же хотим на экране восстановить реальные события, историю, в которой будет и Ленинград, и влюблённые, он и она, и злодей. Влюблённых сыграли Андрей Миронов-Удалов – внук Андрея Миронова и дочь актрисы Анастасии Мельниковой – Маша Мельникова, которой в начале съёмок было четырнадцать лет, а сейчас шестнадцать».
Зрителям Алексей Козлов, ученик режиссера-педагога Розы Сироты, известен по документальным и художественным кинолентам, сценарии к которым, как правило, пишет сам. Четырнадцать лет назад он снял первый фильм телевизионного художественного сериала «Всегда говори «Всегда”».
Потом работал в составе группы компаний «Феникс-Фильм», был художественным руководителем и одним из учредителей петербургского отделения компании. В 2006 году стал финалистом (2-е место) премии ТЭФИ в номинации «Режиссер телевизионного художественного фильма/сериала» за картину «Прииск». А в 2008-м создал свою киностудию «АлексФильм», которая позже, в 2013 году, была преобразована в «Студию «КонтАкт Продакшн».
Письма и рояль Рахманинова
Создатели фильма старались максимально приблизить к реальности то, что тогда происходило, чтобы зритель не просто понимал – чувствовал и глубоко эмоционально воспринимал трагедию.
Многое из того, что требовалось для съёмок, было изготовлено в кинодеревне, которую Андрей Козлов построил два года назад в деревне Люговичи Лодейнопольского района Ленобласти вместе со сценаристом Николаем Лврчиковым и декоратором Евгением Елисеенко. В её строительстве и обустройстве участвовали художники Павел Новиков и Сергей Селиванов. Теперь это киномузей и одновременно творческая мастерская под открытым небом.
Первой здесь появилась декорация размером шесть на шесть метров, установленная на воде местного озера. На ней уместился автомобиль, который по сценарию должен находиться на палубе баржи. Позже в кинодеревне испытывали макет судна. И до сих пор среди всех построек и достопримечательностей необычного населённого пункта макет «Титаника» производит самое сильное впечатление. В нем всё продумано до мельчайших деталей, чтобы у зрителей не оставалось сомнений в том, что это настоящее судно. «При съемках американского «Титаника» использовалось пять макетов разной величины, а у нас три макета, которые выполняют разные задачи», – открыл секрет режиссёр.
Главные съёмки проходили на озере Ильмень между Новгородом и Старой Руссой. В строительстве там порта и баржи очень помогли лодейнопольские строители.
По сценарию фильма на трагически затонувшем судне перевозили рояль Рахманинова, а когда встал вопрос о том, как замедлить затопление, облегчить баржу, на борту приняли решение сбросить машину, в которой находятся документы НКВД, а следом – рояль.
«Рояль, пожалуй, единственное, что выдумано, — говорит Андрей Козлов. – Но он символ того времени и города, переживающего блокаду».
Что касается влюблённых – двух молодых людей, погибших на затонувшем судне, то их история взята из письма, пришедшего режиссеру от родственников пассажиров баржи.
К слову, когда появилась первая информация о съемках фильма, Алексей Козлов получил множество писем, которые позволили дополнить сценарий документальными подробностями. Сильны, например, воспоминания чудом спасшихся очевидцев о том, как молодая женщина умоляла спасти ее ребенка. Твердила, что он еще маленький и ничего в жизни не видел. Именно в письмах упоминался и капитан буксира, спасший многие жизни…
В последние январские дни, крепко связанные с особой не только для блокадников, для всех нас, датой полного освобождения Ленинграда от блокады, начались премьерные показы фильма в разных российских городах.
Для съемок, как ни старались создатели фильма максимально уменьшить расходы, потребовались значительные средства. Петербург отчасти материально помог, а прокатчиком стала студия «Universal», которой предстоит продвигать киноленту в других странах. Они, понятное дело, знакомились с фильмом, который их впечатлил чрезвычайно, и полагают, что у него будет звездная прокатная судьба.
Евгения Дылева
Фото автора и Петра Васильева, а также кадры из фильма «Спасти Ленинград»
Кинокасса США • $ Россия 1.Честный ворHonest Thief2 354 022 2.ДоводTenet1 300 000 3.Кошмар перед РождествомThe Nightmare Before Christmas577 000 4.Фокус-покусHocus Pocus530 000 5.Корпорация монстровMonsters, Inc.494 000 23.10 — 25.10 Кинокасса России • руб. США 1.Глубже!31 254 410 2.ДоводTenet19 196 170 3.Семейка БигфутовBigfoot Family16 691 381 4.Любовь без размера13 258 269 5.Стрельцов10 624 973 23.10 — 25.10 Результаты уик-энда Зрители593 112151 552 Деньги155 440 033 руб.40 095 848 Цена билета262,08 руб.0,50 23.10 — 25.10 Лучшие фильмы — Top 250 152. БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni 8.127 153. Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet 8.127 154. Перед классомFront of the Class 8.124 155. Шерлок ХолмсSherlock Holmes 8.123 156. Золотой телёнок 8.123 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 1. ДушаSoul 98.20% 2. Доктор Стрэндж и мультивселенная безумияDoctor Strange in the Multiverse of Madness 97.81% 3. ВечныеEternals 96.84% 4. ДюнаDune 96.16% 5. Майор Гром: Чумной Доктор 95.24% ожидаемые фильмы Новые рецензиивсего Притяжение495 Агрессивная РэцукоAggretsuko3 Руководство для нянь: Как поймать монстраA Babysitter’s Guide to Monster Hunting1 Ход королевыThe Queen’s Gambit6 Затерянные в космосеLost in Space19 Сегодня в кинорейтинг Ведьмы The Witches 5.329 Глубже! 6.833 Лето’85 Été 85 промо 7.253 Удалить историю Effacer l’historique промо Дедушка нелегкого поведения The War with Grandpa 5.639 афиша Скоро в кинопремьера Выбивая долгиThe Tax Collector04.11 Пока мы молодыWhile We’re Young05.11 8 с половиной8½12.11 Непосредственно Каха!12.11 Курьер26.11 премьеры