Жертва Богу—дух сокрушен.
Душа, непринужденно сокрушающаяся по своему смирению и своей кротости,—вот благоугодная и благоприятная Богу жертва.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Часто Писание, как мы и заметили уже, сердцем называет душу, потому что сердце весьма тесно соединено с душею, а равно и душа преимущественно пребывает в сердце, почему, когда страдает какою либо болезнию сердце, душа тотчас вылетает или уходит из тела. Итак, сей то сокрушенной и смиренной души Бог не уничижает, то есть, не отвращается.
Слова великого Василия: Сокрушение сердца есть уничтожение человеческих помыслов; ибо кто презирает земное и предается слову Божию, покоряя величественный ум свой превосходящим человека и божественнейшим, тот может иметь сокрушенное сердце и принесть оную не уничиженную Господом жертву. А которым Бог благодетельствует, желая, чтоб они ходили в обновленной жизни своей, в тех сокрушает ветхого человека. Посему-то жертва Богу есть дух сокрушенный; ибо здесь сокрушается дух миpa, производивший грех, дабы дух правый обновился во внутренностях, и им надобно свое высокомудрое и надменное знанием сердце сокрушать, чтоб смирение их было жертвою Богу. Преподобного Марка: Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла; сокрушает сердце троякое воздержание, то есть, от сна, чрева и от телесного покоя, Феодорита: Божественный Давид, услышав Божественный глас: не пpииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов,—жертва, говорит, Тебе наилучшая и благоприятная есть смирение духа; посему, весьма смирив мое сердце и как бы сокрушив его, я принесу Тебе наилучшую жертву. Cии слова произнесли и блаженные отроки в пещи: С сердцем, говорили, сокрушенным и духом смирения да будем приняты Тобою, как со всесожжениями овнов и тучных быков. Согласно с ним говорит и Исихий: Здесь дух означает, что жертва, благоприятная Богу, есть смиренномудрие: ибо блаженны нищие духом, потому что таковых есть царство небесное. Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестанно памятовать грехи. А в изъяснении: Помилуй мя, Боже, содержится и следующее, что хотя дух сокрушенный и сердце смиренное и отделены одно от другого, однакож в истинно кающемся они соединяются, как и в грешнике сходятся дух гордый и сердце жестокое; ибо кто согрешает по гордости своего духа, тот согрешает и по жестокости сердца своего. Заметь, что блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Посему, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сию жертву, сказал: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника.
Как же я люблю старейшину Джозефа Б. Виртлина! В 1897 году поэт Редьярд Киплинг обратился к Британской империи с такими словами, предостерегающими от гордыни:
Вражде и смуте есть конец;
вожди уходят и князья.
Лишь сокрушение сердец
– вот жертва вечная твоя.
Hymns,
Говоря о сокрушенном сердце как о «вечнойжертве”, Киплинг, очевидно, имел в виду слова царя Давида в 50-м псалме: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердц сокрушенно и смиренно” (стих 19). Слова Давида свидетельствуют о том, что даже в эпоху Ветхого Завета народ Господа понимал: Богу нужно отдавать свои сердца, поэтому одних лишь всесожжений недостаточно.
Жертвы, приносимые в устроение Моисея, символически указывали на искупительную жертву Мессии, Который один мог примирить грешного человека с Богом. Амулек учил: «И вот, это и есть полный смысл закона, который вполне указывает на ту великую и последнюю жертву… Сын Божий” (Алма 34:14).
Иисус Христос после Своего Воскресения возвестил народу Нового Света:
«Ваши жертвы и всесожжения должны прекратиться, ибо Я больше не приму …
И в жертву Мне вам надо приносить сокрушенное сердце и кающийся дух. И всякого, приходящего ко Мне с сокрушенным сердцем… Я буду крестить огнем и Духом Святым” (3 Нефий 9:19–20).
Что же такое сокрушенное сердце и кающийся дух? И почему это считается жертвой?
Как и во всем остальном, жизнь Спасителя стала для нас совершенным примером: несмотря на то, что Иисус из Назарета был совершенно безгрешен, Он всю жизнь прожил с сокрушенным сердцем и кающимся духом, что проявилось в Его подчинении воле Отца. «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (от Иоанна 6:38). Он сказал Своим ученикам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (от Матфея 11:29). А когда пришло время заплатить высшую жертву, связанную с Искуплением, Христос не уклонился от горькой чаши, но полностью предал Себя воле Отца.
Полное и совершенное подчинение Спасителя Вечному Отцу – вот сама суть сокрушенного сердца и кающегося духа. Пример Христа показывает, что сокрушенное сердце есть вечное свойство Божественности. Когда наши сердца сокрушены, мы полностью открыты для Духа Божьего, осознаем свою зависимость от Него во всем, что у нас есть, и во всем, кто мы есть сами. Следовательно, нам нужно принести в жертву свою гордыню во всех ее проявлениях. Подобно мягкой глине в руках опытного гончара, сокрушенные сердцем могут стать податливым материалом в руках Учителя.
Кроме того, сокрушенное сердце и кающийся дух – это непременное условие покаяния. Легий учил:
«Ибо искупление – в Святом Мессии и через Него достигается…
Вот, во исполнение требований закона, Он предает Себя в жертву за грехи всех тех, которые сокрушенные сердцем и кающиеся духом, и ни для кого другого не исполняется сей закон” (2 Нефий 2:6–7).
Когда мы грешим и хотим получить прощение, сокрушенное сердце и кающийся дух помогают нам испытать то, что называется «печаль ради Бога”, которая «производит покаяние” (2-е Коринфянам 7:10). Она приходит, когда наше желание очиститься от греха становится столь всепоглощающим, что сердце переполняют горе и печаль, и мы жаждем обрести мир с нашим Небесным Отцом. Сокрушенные сердцем и исполненные кающегося духа с готовностью делают все, о чем просит Бог, не противясь и не испытывая чувства обиды. Мы перестаем делать все по-своему и учимся поступать по воле Божьей. Лишь при таком полном подчинении Искупление обретает силу, и может произойти истинное покаяние. Тогда кающийся испытывает освящающую силу Святого Духа, которая наполняет его душу миром и радостью от примирения с Богом. В чудесном слиянии Божественных качеств Тот же Бог, Который заповедал нам иметь сокрушенное сердце, призывает нас радоваться и не унывать.
Когда мы получаем прощение грехов, сокрушенное сердце служит Божественным щитом, защищающим от искушений. Нефий молился: «Да будут навсегда закрыты врата ада предо мною, ибо сокрушено сердце мое и смирен дух мой!” (2 Нефий 4:32). Царь Вениамин учил свой народ: если у них будет глубокое смирение, они всегда смогут радоваться, «будут преисполнены любовью Божией и всегда хранить отпущение… грехов” (Мосия 4:12). Если мы отдаем свои сердца Господу, мирские соблазны просто лишаются своей притягательной силы.
Есть еще одно измерение сокрушенного сердца, а именно – наша глубокая благодарность за страдания Христа, которые Он претерпел ради нас. В Гефсимании Спаситель «низошел ниже всего” (У. и З. 88:6), взяв на себя бремя грехов каждого человеческого существа. На Голгофе Он «предал душу Свою на смерть” (Исаия 53:12), и Его великое сердце буквально разрывалось от всепоглощающей любви к детям Божьим. Когда мы помним о Спасителе и Его страданиях, наши сердца тоже сокрушаются от благодарности за Помазанника.
Если мы будем приносить Ему в жертву все, что у нас есть, и даже самих себя, Господь наполнит наши сердца покоем. Он «исцел сокрушенных сердцем” (Исаия 61:1) и наградит нас любовью Божьей, «самой сладкой и самой чистой на свете” (Алма 32:42). Об этом я свидетельствую во имя Иисуса Христа, аминь.
«Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже» (Пс 50:18-19)
Сегодня Бог ищет людей, которые хотят иметь с Ним глубокие отношения. Он ищет жаждущих, близких к Нему людей, через которых Он сможет посещать эту землю. Подобно тому, как царица Есфирь построила близкие отношения с царем и через это спасла еврейский народ, так и церковь сегодня через приближение к Богу может принести пробуждение во все народы.
Но есть то, без чего трудно построить близкие взаимоотношения с Богом. В Библии говорится: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже» (Пс. 50: 18, 19). Даже при самом большом желании без смирения невозможно приблизиться к Богу, потому что написано: «Бог гордым противится». Можно годами молиться за разрешение проблем, можно просить «Бог используй меня», но без правильного сердца все будет безрезультатно. Но если сердце будет в смирении перед Богом, то все может измениться в один миг.
Это можно сравнить с тем, как развиваются отношения между супругами. Разве можно без смирения уступить? Разве можно без смирения послушаться? Помню, в моей семье был такой период, когда отношения с женой были настолько плохими, что вообще не хотелось идти домой. Я говорил Богу: «Господи, Ты дал мне эту жену, в чем дело вообще? Я над ней работаю-работаю, за нее молюсь-молюсь, а все остается по-прежнему». Я всячески пытался ее изменить, даже написал на листке ей свои требования. Но так продолжалось до тех пор, пока Бог не дал прорыв в отношениях с Ним. Однажды я пришел в тайную комнату и снова стал молиться за изменение своей жены. Тогда Бог сказал мне: «Знаешь, Сергей, жертва Богу – дух сокрушенный. Проблема не в ней, а в тебе».
Знаете, такое слышать очень трудно. Внутри поднимается оправдание, так хочется выглядеть в своих глазах красиво. Но именно тогда начинается смирение и сокрушение, когда ты делаешь усилие и говоришь: «Да, Господь, я принимаю, что проблема во мне. Я один виноват в этих плохих отношениях с женой. Ее часть – это ее часть, это ее отношения с Тобой. Я должен перед Тобой выполнить Свою часть». В результате я стал садить себя пониже, смиряться. И что вы думаете, наши отношения восстановились! Сегодня, если возникает какой-нибудь конфликт, я говорю: «Я был не прав». Вдвоем сорились, но я беру всю вину на себя. Ей так это нравится, сразу меня прощает. Без смирения отношений не построить. Ты должен смиряться. Смиряться – это значит потерять свое лицо.
То же самое происходит в отношениях с Богом. Если ты считаешь себя крутым перед Ним, если ты начинаешь сопротивляться, то сам себе на голову приключений ищешь. Но когда ты смиряешься и садишь себя пониже, говоришь Ему: «Господи, это Твоя благодать. Все, что у меня есть – это Твоя заслуга», то ты доставляешь радость Богу, ты покоряешь Его сердце.
В Библии сказано: «Если я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой; И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грех их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:12, 13).Когда мы читаем это место, то видим, что все начинается со смирения. Я уверен, если бы у Бога нашелся хоть один человек, который сказал радикально «да!», этот мир бы изменился полностью. Не надо думать «это пусть они смиряются, потому что это их проблема, они не достаточно посвящены». Написано «смирится народ Мой», а народ это кто? Это христиане, каждый отдельно взятый верующий. И потому здесь имеется в виду «смирится Сергей, смирится Маша, Саша, Даша». Все начнет работать тогда, когда каждый лично скажет: «Господи, это проблема во мне, я не прав». Другими словами, смиряясь, ты берешь на себя ответственность. А когда появятся люди с такими сердцами, то все остальные, даже если им и надо изменяться, изменятся автоматически, потому что малая закваска квасит все тесто. Если я изменяюсь, а я часть этой семьи, то, как следствие и семья обязательно изменится. Потому, когда мы берем ответственность на себя, что-то начинает происходить в наших взаимоотношениях с Богом, – они начинают строиться, они начинают развиваться. Смирение развивает отношения с Богом, поэтому нам надо практиковаться в смирении.
Иисус самый лучший пример смирения. О Нем написано: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим …, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя … даже до смерти, и смерти крестной. Посему и превознес Его Бог» (Фил. 2:5-9). Здесь мы видим, что не кто-то смирил Иисуса, а Он Сам смирил Себя. Он Сам так уничижил Себя, что стал не просто как человек, а даже как раб среди людей, еще приняв такую позорную смерть. И через Его смирение у нас теперь есть мир с Богом, смирение приносит мир в отношения.
Если человек не захочет измениться, ни Бог, ни различные ситуации не смирят его. Ведь если бы обстоятельства смиряли людей, то сегодня бомжы были бы самые смиренные люди на планете. Многие из них одни из самых гордых на планете, которые вообще не хотят принимать никакой помощи.
Мы должны знать сердце Бога, должны знать, как построить с Ним отношения – по-другому не получится. Однажды, когда я читал историю, как Иисус въезжал в Иерусалим, увидел интересный прообраз. Заметьте, Иисус ехал не на коне, не на колеснице, а на молодом осле. Тогда я подумал: «Как это подходит к нам?» Иисуса везут ослы, а если ты хочешь быть конем, вези кого-нибудь другого. Написано если кто-нибудь похвалит вас, скажет «молодец, ты так круто проповедовал, так Бог пришел», тогда ответь «Я раб, ничего не стоящий, это Господин». Потом в молитве, это как-то невольно произошло, я представил, – Иисус въезжает в Иерусалим, по двум сторонам дороги стоят люди и бросают свои одежды, пальмовые ветви. И смотрю, а вместо осла на четвереньках ползу – я. Ползу и вижу, что по сторонам дороги стоят мои друзья, знакомые, мама, папа. А Иисус радостно сидит на мне и принимает славу, приветствует всех. Я ловлю на себе недоуменные взгляды, изредка поглядываю на маму, родственников. Чувствую, у меня щеки красные. Мне так стыдно. И в этот момент появляется мысль: «Что делать будешь?» Конечно, я могу сказать «Иисус, слезай», но какой тогда будет результат? Есть несколько вариантов: можно пойти рядом с Иисусом, можно встать и бросать со всеми пальмовые ветви. Тогда Иисус будет на ком-нибудь другом въезжать в Иерусалим, но не на тебе.
Хочешь иметь свое лицо, никогда не увидишь Божье лицо. Надо потерять свое лицо, надо быть тем ослом, на котором едет Иисус. В какой степени ты научишься смиряться перед Богом, в такой степени Он сможет использовать тебя. Если мы даже перед одним человеком не можем смириться, находясь наедине с ним, то сможем ли мы смириться перед десятью, перед сотней, перед тысячью, а перед всем миром? Поэтому, слава Богу, за наших жен и мужей, которые помогают нам тренироваться в смирении. Без смирения мы не увидим славы Божьей.
В смирении нужно практиковаться, как мы идем из веры в веру, также мы идем из смирения в смирение. И это стоит того, потому что смирение – это ключ к сердцу Бога, к близким-близким взаимоотношениям с Ним. Нужно почаще садить себя пониже и больше думать о том, «как я выгляжу перед Богом». Это с людьми мы можем надеть маску и что-то искусно сыграть, но с Ним такой номер не пройдет. Он Бог сердцеведец.
Итак, друзья, давайте смиряться перед Богом, признавать свои проступки, потому что это начало исцеления земли. И я верю, что однажды мы увидим нашу землю исцеленной, и великое пробуждение придет в наши жизни, в нашу страну.
Конспект проповеди Сергея Шидловского с Алмаатинской конференции