Теряют ли звонари слух, нужно ли иметь музыкальное образование и сколько платят колокольным музыкантам… О нелёгком звонарском труде мы поговорили с известным звонарём Константином Мишуровским. Константин – штатный звонарь Московского Кремля, храма Христа-Спасителя, а по совместительству – экскурсовод-администратор Музея истории колоколов в усадьбе Свиблово.
Содержание
К колоколам привела грампластинка
Путь Константина к звонарству начался с пластинки. В первом классе обычной общеобразовательной школы учительница поставила пластинку с ростовскими звонами, что стало самым первым сильным впечатлением ребенка. А в 11 лет мама подарила Косте новую грампластинку «Мелодии» ростовских звонов.
— Когда я это услышал, это было как море, в которое я просто ухнул, и меня все потеряли, — вспоминает Константин
Ровно через пять лет, в 1990 году, подросток прикоснулся к первому колоколу.
— За год до этого я сам стал сознательно ходить в храм Покрова Пресвятой богородицы в Медведкове. Никто меня не заставлял, родители – обычные советские люди. А в 8-м классе пришел на Пасху в Данилов монастырь на экскурсию, поднялся вместе с толпой на колокольню и в этом тарараме понял, что хочу остаться здесь, это моё. То, что я слушал 5 лет ростовские зоны, оживало в обертонах вокруг. Мне захотелось приходить туда ещё и ещё, — вспоминает Константин.
Раз в неделю юноша приходил в Данилов монастырь и спрашивал главного по звону. На четвертый раз, разыскав старшего звонаря, Костя попросил научить его звонить в колокола и зачем-то добавил:
— Я закончил музыкальную школу!
— А колокол – не музыкальный инструмент, — парировал звонарь.
— А что? – изумился Константин.
— Жизнь покажет, — философски заметил тот.
Но на обучение взял. И Костя начал учиться. Целый год из-за робости юноша не брался сам звонить во все колокола, исполняя роль «подзвонка» — помощника звонаря, дергая за веревку или нажимая на педаль. Но однажды паренек случайно остался один на колокольне. Светлая пасхальная неделя, все прихожане и священнослужители разъехались, звони – не хочу. Вышел он оттуда самостоятельным звонарём.
«Музыкалка» не нужна?
По словам Константина, и сегодня каждый, кто хочет стать звонарем, должен пройти примерно тот же путь:
— Надо искать хорошо оборудованную колокольню и звонаря, который работает не меньше 10 лет. Только тогда можно что-то получить, иначе это будут курсы «нарисуй картину за 5 дней», — говорит он.
— А как же музыкальное образование?
— Звоном как ремеслом можно овладеть и без образования, за 3-4 занятия. Но звону как искусству учатся всю жизнь. Без музыкального образования ты будешь ведомым, а не ведущим. К тому же наша симфоническая традиция – Мусорский, Рахманинов, Лядов, передаёт православную эстетику и национальный колорит, которые, в отличие от колокольного звона, не прерывались в советское время. Также важно иметь чувство ритма и быть способным выполнять разные движения одновременно двумя руками, — говорит Константин.
Первое полноценное описание психологии звонаря возникло в 19 веке – великий звонарь из Санкт-Петербурга Александр Смагин говорил «бывало, иду по улице и никакого звона нет, а мне все время кажется, что во мне какой-то колокольный звон, я несу его в себе».
— Звонарь – это не только тот, кто в правильном порядке умеет дергать за веревки, а тот, кого захватила поэзия колокольного звона. Когда ты слышишь, как внутри колокола заиграли сложнейшие краски, до 15 звуков одновременно. А всего звуков до сорока, — дополняет Константин.
«Колокольный звон — это жизнь, это творчество, от земли и неба идущее. А творчество диктует свои законы. Те, кто подходят к этому со своей меркой, уйдут с ней же, те, кто подходят к этому как к пустому ремеслу, не поймут ничего».
Похоже на танец
Обучение звону, по словам Константина, это синтетическое искусство, во многом напоминает обучение танцу и происходит напрямую — от человека к человеку.
— Звонари друг другу объясняют – вот я когда вот так сделаю на первой трети сильную долю (показывает всем корпусом и руками), а ты со мной на вторую четвертую давай, а там сам как-нибудь реши, как у тебя дальше будет. Все движения имеют динамику – язык не просто кнопка, нажал и звонит. Сначала движение, а потом удар. И все пластичные… На меня когда смотрят во время звона, говорят что я напоминаю дирижера или танцора, потому что мои движения выстраиваются в соответствии с звуком. Как нажать на колокол, чтобы заставить его дышать, один удар сделать сильнее, второй слабее, а третьим ударом догнать первый? Как вы это опишите в нотах? Есть определённый темп, оптимальный для колокола. Ты слышишь, как он волну выдал и следующую даешь вслед. Виндсерфинг! Катание с горки! Поймал слалом, поймал поворот, поймай второй, если будешь частить — улетишь, если будешь ехать прямолинейно, то съедешь с горки. Ты входишь в резонанс с теми условиями, в которых находишься, — экспрессивно рассказывает Константин.
Выживает сильнейший
У самого Константина были лучшие учителя, которые еще застали царя и патриарха Тихона. А дальше жизнь так сложилась, что когда в 90-е годы стали восстанавливать церкви и колокольни, Константин оказался в числе ведущих звонарей Москвы. Он был в первой команде звонарей колокольни Ивана Великого на Соборной площади, запустив колокола, которые не слышали 3 поколения москвичей. Участвовал в организации звона строящегося храма Христа Спасителя, и сейчас отвечает там за техническую часть. Многие идут в звонарство, привлекаемые кажущейся легкостью этого дела. Однако, как говорит Константин, в этой профессии всё по Дарвину – выживает сильнейший.
— На колокольню приходит много людей, ротация огромная. Но отсеиваются, как только начинают понимать, что опоздание невозможно, потому что по твоему звону ориентируются остальные. Ты должен быть в дождь, в снег, в мороз, в изнуряющую жару, когда тебе не можется, всё равно — иди и звони! Звонарь должен знать и соблюдать устав службы, — говорит Константин.
По сути звонарь – такой же церковнослужитель, как и батюшка, хоть и без сана.
— Я притчатник, тот, кто имеет отношение к богослужению. Также притчатниками являются певчие, — объясняет Константин.
Больше всего народу на колокольне летом, а зимой звонари остаются в одиночестве. И, несмотря на возрождение старинных и строительство новых храмов, хороших звонарей не хватает. Батюшки пытаются заменить живого человека автоматикой, звонящей в колокола молотками.
— Я крайне отрицательно отношусь к электромеханическому звону. Считаю, что это ввод людей в заблуждение – что, мол, у тебя на колокольне есть звонарь. Люди же все равно узнают, что их приветствует не живое существо, которое молится за них, общается с колоколами. Тогда человек и к самому храму будет относиться как к машине, — с горечью говорит Константин.
Колокольный консультант
При этом сам Константин за свой труд не получает ни копейки! Все 27 лет, что он звонит, он делает это безвозмездно. Основным заработком Константина до недавнего времени было учить звону и делать звонницы на церквях от и до — организовать работу строителей, литейщиков, дизайнеров, учить звонарей.
Константин – автор многих колоколен и звонов в Северо-Восточном округе – храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, Тихвинской иконы Божьей Матери в Алексеевском, Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве (Енисейская ул.), Ризоположения в Леонове, храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Старо-Екатерининской больнице и другие. С удовольствие вспоминает настройку колокольни храма на Софийской набережной, храма Преображения Господня на Преображенской площади.
Отдельной строкой трудовой биографии Константина звучат зарубежные храмы. Вместе со своим наставником, старшим звонарём Московского Кремля Игорем Коноваловым, он сделал первый колокольный звон в новом православном храме Марии Магдалины в Мадриде, в церкви святой Екатерины в Риме рядом с русским посольством. И участвовал в возвращении Даниловых колоколов из Гарварда в Россию – оборудовал башню Гарварда новыми колоколами вместо возвращенных.
Метафизика колокольного звона
В беседе Константин раскрывает глубокий смысл колокольного звона:
Понимаете, колокола – предметы с внешней стороны храма, граница, которая отделяет одну среду от другой. С одной стороны — принадлежность храма, но уже открыты воздуху. Человек, когда слышит звон, приглашается, но не понуждается войти в храм. Колокольный звон создает человеку определенное настроение и среду обитания в акустическом плане. Когда мы читаем описания жизни людей 19 века, то видим, что человек под звон размерял свою жизнь. Он понимал, что если его колокольня зазвонила особо торжественно, то он забыл посмотреть в календарь, а сегодня праздник, надо идти. У него уже возникает коррекция в распорядке дня. И в то же время он слушал звон как музыку. И звонари соединяли звон с пением птиц, грохотом волн, со звуком дождя, раскатами грома. Колокола оказывались удивительным мостом из внутренней церковной жизни к людям, к их душе, их сердцу. Когда говорят, что колокольный звон отгоняет бесов или уничтожает болезни, то мы не должны забывать, что человек это психофизика, наши чувства наши настроения, наше состояние влияет на наше здоровье. Я уверен, как человек с высшим биологическим образованием, что механически колокольный звон не делает ничего, нет магических вибраций, которые якобы убивают вирусы. Но человек, который слышит колокольный звон правильно, упорядочивается и упорядочивает свою жизнь. В этом плане звон влияет на все – на поведение, на настроение, на головную боль, на сопротивляемость заболеваниям. И дальше следует все остальное. Я против магии! Когда говорят, что от удара колокола у меня пять грехов простят, это не православный подход. Христиане уверены, что бог не в бревнах, а в ребрах. Если мы строим храм, то мы посвящаем его богу, а не делаем для себя … Мы не создаем себе защиту, но! В службе на освящении колокола содержится прошение наверх, чтобы нам дали средства борьбы с напастями, молниями, громами, болезнями, и всем остальным. Просить мы можем, но ждать механически — нет. Колокол обладает сверхъестественными способностями в правильном смысле этого слова – выше, чем естество, выводящее за рамки обыденной жизни. Колокольный звон не спутаешь ни с каким другим звуком. Это значит, что он особенный.
Экскурсовод, лектор, учёный
Сейчас Константин, не прекращая работу звонаря, трудится московским экскурсоводом, в том числе по башням и храмам Московского Кремля и Музея колоколов в усадьбе Свиблово, ведёт научную деятельность, а также читает увлекательные лекции про храмы и колокола для всех. Оказывается, после школы Константин окончил биофак МГУ, правда, ни разу не работал по специальности. Но фундаментальная подготовка позволяет проводить исследования — по колокольной акустике, по любимым с детства Ростовским звонам, по истории колоколов. Его публикации есть в научных сборниках, его открытия поражают и подкидывают археологам и историкам новые загадки. Например, он рассчитал, как бы мог звонить Царь-колокол и воспроизвёл этот звук. Такой вот многогранный звонарь. А что касается представления, глохнут ли звонари…
— Это самый популярный вопрос. Оглохнуть можно только от плохого звона. А при грамотном звоне я нахожусь внутри звона как глубоководный ныряльщик, мало ли что вода давит на перепонки, давление-то выровнено. Если глохнем, то только от старости, — улыбается Константин.
Фото и видеоматериалы предоставлены Константином Мишуровским.
Жалобы на звон и гул в ушах — неоднозначная и сложная (по количеству возможных причин ее вызывающих) медицинская проблема. Но ее первым шагом ее решения может стать исключение ненужных и необоснованных методов лечения.
Звон, треск, стрекот кузнечиков, журчание воды, пульсация — этими и другими эпитетами награждают свои жалобы пациенты, которые столкнулись с явлением под названием ушной шум. Его хоть раз в жизни слышали все взрослые люди, а иногда на звон в ушах жалуются даже маленькие дети. Это неприятное явление имеет функциональный характер и сопровождает стрессовые ситуации — тяжелые физические нагрузки, водные процедуры, занятия летными и иными видами спорта и другое. К счастью, основная часть жалоб носит временный, краткосрочный характер. И проходит без последствий. Но для некоторых людей шум в ушах становится одной из самых больших проблем. Он сопровождает их, практически, круглые сутки . Усиливается в тишине, не позволять расслабиться и заснуть, вызывать длительное чувство тревоги. Может приводить к обострению неврологических и общих заболевания, в том числе — депрессий, гипертонической болезни, нарушений ритма сердца.
Длительный, непрекращающийся ушной шум может иметь объективную природу, т.е. связываться с заболеваниями головы, шеи, сосудов. Объективный характер этого явления можно выявить с помощью современных методов диагностики, таких как МРТ и КТ сосудов головного мозга, функциональной рентгенографии позвоночника и других. Такие виды шума носят, чаще всего, пульсирующий характер. И совпадают по ритму с частотой сердечных сокращений. Лечение основного заболевания у невролога, кардиолога, нейрохирурга, ортопеда, мануального терапевта и других специалистов, приводит, как правило, к положительному результату.
У детей и взрослых, «помехи в ушах» в течение долго времени могут быть связаны с развитием воспалительных гнойных и негнойных заболеваний среднего уха. Ощущения «перемещающейся жидкости», фонового гула, напоминающего звук электрических проводов или трансформатора, проходит после лечения ЛОР-заболевания. И по мере восстановления воздушности барабанной полости. Неоценимую услугу может оказать диагностика методом тимпанометрии.
Нередко бывает, что шум в ушах вызван сложными механизмами нарушения процессов регуляции возбуждения и торможения в нервных клетках разных отделов слухового анализатора. Это могут быть как улитка внутреннего уха, так и слуховой нерв, стволовые и корковые отделы головного мозга.
Значительно реже наблюдаются иные причины. В частности, заболевания центральной нервной системы. При этом возникает самопроизвольное сокращение мышц среднего уха как результат раздражающего действия на лицевой нерв. Для выявления причин такого заболевания помогут специализированные методы КТ высокого разрешения, функциональные методы исследования головного мозга и черепных нервов и др. Соответственно, объем лечения определяется исходя из полученных результатов.
Самую неоднозначную и сложную по своему многообразию проблему представляют необъективные ушные шумы. До сих пор не до конца установлена причина большинства из них. Люди ходят годами от одного специалиста к другому, в надежде на помощь. Врачи перебирают все известные им методы консервативного и физиолечения. Назначения носят, в основном, эмпирический характер. Методом проб и ошибок неврологи, психоневрологи, терапевты ищут панацею от жалоб пациента. Ищут, но в массе своей, не находят! Плохо то, что многие лекарства, назначаемые с благими намерениями, не просто бесполезны, но могут вызывать побочные эффекты. Или даже усиливать проявления звона в ушах. Коварство состояния заключается в том, что у многих пациентов свист или пульсация в ушах являются предвестниками развития тугоухости. Без определения причин основного заболевания, без лечения, она будет неотступно следовать за жалобами на посторонние звуки. А со временем – прогрессировать.
Что делать?
- при эпизодах длительного или повторяющегося ушного шума необходимо обратиться к врачу-отоларингологу. Осмотр выявит или исключит состояния, способствующие появлению средних отитов;
- проверить функциональное состояние среднего уха, включая определение параметров работы слуховой трубы. Эти результаты можно получить используя метод тимпанометрии. Обращайтесь в клиники, которые оснащены соответствующим оборудованием;
- необходимо проверить слух на оба уха. С этой целью у детей первых лет жизни применяют метод регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). Детям старше двух лет и взрослым назначают тональную пороговую аудиометрию;
- подозрения на заболевания слухового нерва и ЦНС потребует определить параметры акустических рефлексов в среднем ухе, слуховых вызванных потенциалов;
- заболевания внутреннего уха, в том числе сопровождающиеся приступами ушного шума и головокружения, требуют уточнения с использованием клинических методов регистрации отоакустической эмиссии (СОАЭ, ПИОАЭ, ЗВОАЭ) как у детей, так и взрослых, а также — привлечения врача-отоневролога для оценки статуса вестибулярного и слухового аппарата лабиринта внутреннего уха;
Современные технологии диагностики состояния всех отделов слухового анализатора дают возможность максимально точно изучить работу наружного, среднего, внутреннего уха и слухового нерва. Исследования подскажут путь решения проблемы. Исключение необоснованных, ненужных или имеющих побочные эффект методов лечения дает возможность повысить качество медицинской помощи. Поэтому главной рекомендацией для тех, кто страдает шумом в ушах, будет своевременное обращение на консультацию к врачу-сурдологу.
Звонари Храма Христа Спасителя давно приметили: стоит зазвонить колоколам – и сквозь белесую пелену пасмурного московского неба нет-нет да и пробьется солнечный лучик. Ну а тот день, когда я встречался с главным звонарем Московской Патриархии и председателем Общества церковных звонарей России Игорем КОНОВАЛОВЫМ, и вообще выдался ненастным, холодным. Вовсю лупил мелкий дождичек. Но вот раздались первые удары колокола, порыв свежего ветра разогнал тяжелые облака – и над храмом засияла бездонная бирюза неба.
— Игорь Васильевич, вы не боитесь оглохнуть? Медики утверждают, что звонари после долгих лет службы на колокольне теряют слух.
— Оглохнуть можно, если колокольня, на которой звонишь, неправильно оборудована. Например, когда звонарь стоит непосредственно под зевом колоколов. Благодаря научным исследованиям мы теперь знаем, что нижняя часть колокола, так называемая юбка, должна обязательно находиться ниже уха звонаря. Именно так в старину и оборудовали колокольни. Кроме того, есть и другие меры предосторожности. Во время звона некоторые звонари открывают рот, чтобы уравновесить давление звуковой волны на барабанные перепонки. В монастырях иногда шьют специальные головные уборы — скуфьи с «ушами».
— С чего начался ваш «путь» на колокольню?
— В детстве, еще до школы, я часто представлял себя стоящим и держащимся за веревку от большого колокола, примерно такого же, как наш нынешний даниловский «Благовестник». Учась в школе, я отправлялся по воскресеньям в Новодевичий монастырь — слушать, как звонит там Владимир Иванович Машков. Чем можно объяснить такой интерес и как это можно растолковать, я, честно говоря, не знаю. Глубоко верю лишь в то, что есть Божий промысел над человеком. И если человек ему не противится, то может достигнуть каких-то успехов.
— Но ведь значительную часть своей жизни вы все-таки посвятили технике?
— В 1978 году я поступил на работу в агрегатно-конструкторское бюро. С 1983 года стал ходить на субботники в Даниловом монастыре, проводимые Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Разгребал мусор, таскал кирпичи, выполнял самую неквалифицированную работу. Затем монастырь, вернее убогие развалины, где стены были подперты бревнами, а колокольня вообще снесена, передали неожиданно Московской патриархии для создания здесь духовно-административного центра. Руководителем нам поставили послушника Георгия. Постепенно мы стали постигать основы церковной культуры, в том числе колокольный звон, который является ее, что ли, наиболее «громкой» частью. В канун Тысячелетия Крещения Руси я получил приглашение от братии перейти в Данилов монастырь на постоянную работу и заняться здесь оснащением колокольни.
— Как возрождались даниловские звоны?
— Из 80 тысяч колоколен, которые существовали в России до революции, в нетронутом виде уцелели только две: знаменитая звонница Ростова Великого и колокольня вологодского Софийского собора. Приходилось ездить по городам и весям, смотреть каждый крючочек, каждую палочку, каждый язычок, как сделаны оттяжки, прикреплены тросики. И из этого складывалась система колоколов Данилова монастыря, которая позволяет повторить музыкальный рисунок любого звона, когда-либо в церкви существовавшего. Я бы сказал, что созданная в Данилове система звона не уступает по своей сложности устройству хорошего органа.
— Но ведь даниловская звонница всегда выделялась особым благозвучием.
— Дореволюционный подбор колоколов Данилова монастыря имел выдающуюся музыкальную и историческую ценность. Большой колокол здесь весил 722 пуда. Его было слышно у башен Кремля. Но в советское время это чудо колокольного искусства было продано за рубеж. Поэтому сегодня даниловская звонница оборудована колоколами, привезенными из разных мест.
— Вам известно, в чьи руки попали исторические даниловские колокола?
— У меня есть косвенные данные о том, что колокольный набор Данилова монастыря был продан в США. Сейчас он установлен на специально сооруженной башне Гарвардского университета. Когда футбольная команда Гарварда проигрывает, звонят в один колокол, когда выигрывает — в другие. Трезвонят и на Новый год. В американской прессе по этому поводу появилась как-то нелепая статья под названием «Тридцать тонн металла и ни одной ноты». Хотя наши мастера в старину создавали колокола, которые давали 10 — 15 нот, согласованных между собой в абсолютно точной музыкальной гармонии. Причем отливались эти колокола еще в допетровские времена, когда Русь современной нотной записи еще не знала.
— Из чего отливали колокола на Руси?
— Мастера всегда отыскивали самый мощный акустический металл, который энергию удара языком переводил бы в мощь колокольного гула. Колокол отливали из высокооловянистой бронзы, куда входит 80 процентов меди и 20 процентов олова. Чем чище эти элементы, тем мощнее звучат колокола.
— В лаборатории колокольной акустики на ЗИЛе сделано несколько сенсационных открытий. Каких?
— Ну, например, звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Об этом ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, оказалось, что во время звона колокол сжимается и растягивается.
— У вас как у звонаря особые взаимоотношения с колоколами?
— Колокол — живое, духовное существо. Если вложить в его подвеску или язычок небольшое усилие, то есть где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзывается лучшим звуком. Он как бы чувствует заботу о себе. Если вы ударите кулаком по внешней части колокола, то он промолчит. А если ласково ладошкой хлопнете, то он обязательно отзовется вам своими обертонами.
— Говорят, что звон колокола убивает бактерии, поэтому издревле во время эпидемии все время звонили. Это правда?
— Итальянские ученые, проведя исследования, доказали, что колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других заболеваний. В дореволюционной Москве, где колокола звонили повсюду, эпидемий гриппа, таких, как случаются сейчас, как известно, никогда не было.
— Вы звоните по каким-то особым звонарским правилам?
— Во-первых, ни в коем случае нельзя торопиться при подъеме на колокольню. Я прихожу на ярус звона минут за 10 до первого удара, чтобы можно было посидеть, сосредоточиться. Ведь все мое душевное состояние через звоны будет явлено миру. Во-вторых, во время благовеста я читаю определенные молитвы, 50-й псалом, а при трезвоне идут благочестивые попевки: «Благодать Святого Духа» или «Свят, свят, свят Господь Бог…». С их помощью создаются определенные ритмические коленца.
— С вашей помощью вновь «заговорил» Иван Великий, молчавший многие годы, не так ли?
— Для меня это самый памятный звон — в Кремле ночью на Пасху 92-го. В половине одиннадцатого вечера я попал в Кремль через Троицкие ворота. В Кремле никого не было, фонари не горели, только светились окошки внутренней винтовой лестницы, по которой мне предстояло подняться на ярус звона. Ограждений на втором ярусе, где я должен был звонить, не было, поэтому меня привязали к перилам для страховки. Звонить пришлось по влажной меди, которая наклонно шла к аркам. И вот впервые «заговорил» 150-пудовый колокол «Немчин». По Москве разнесся тот звук, который еще в XVI веке слышали наши предки. Звонить пришлось сразу начисто, поскольку тренироваться музейщики мне не разрешили.
— Почему?
— Музейные работники уверяют, что лестница, ведущая на колокольню, находится в ужасном состоянии, что может разрушиться кладка и вообще при звонах уникальные колокола можно разбить. Если вы задумали играть на рояле, вы же не станете ударять по клавишам молотком. Так и с колоколом: когда подходишь к нему с умением, то никогда ничего не повредишь. На помощь пришли специалиасты двух академий, которые проверили балки, языки и «уши» колоколов, кладку и вынесли решение: звонить можно.
— Последние два года под вашим руководством оснащалась колоколами звонница храма Христа Спасителя. Каков результат работы?
— Сегодня мы не без гордости можем сказать, что именно в России, именно в Москве, именно в храме Христа Спасителя отлиты самые тяжелые колокола XX века. Большой колокол, по оценкам технологов и литейщиков, весит 30 тонн 745 килограммов, язык весит почти тонну — 970 килограммов. Колокола воссоздавались Обществом древнерусской музыкальной культуры и отливались на базе первого литейного цеха ЗИЛа. Были подняты архивные материалы, но записей звучащих старинных колоколов храма не удалось обнаружить. До нас дошли очень приблизительные, почти любительские нотные записи. Но ведь каждое человеческое ухо слышит колокол по-разному. И тем не менее удалось установить главное: весь звон храма Христа Спасителя был выстроен в ля-миноре. Это все-таки храм поминальный, построенный в честь победы 1812 года.
— Как изготовляли большой колокол для храма Христа Спасителя?
— После молебна, который совершил Патриарх Алексий II на ЗИЛе, в литейном цехе подняли заслонку и пошел металл. 25 минут шла струя рыжего металла, заполняя форму. Через несколько дней форма была вскрыта. Месяц ушел на удаление пригара, на расчеканку колокола, на полировку. Затем он был покрыт бромистым серебром, зачищен и в июне 1997 года торжественно поднят на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя.
— Сколько всего колоколов на храме?
— Четырнадцать. Одиннадцать колоколов — на северо-восточной колокольне, там, где зазвон; мелочь висит всякая во главе с пятитонником. На юго-восточной висит колокол 9,5 тонны. На юго-западной — тридцатитонник. И на северо-западной — весом 18 тонн. Причем наши рабочие за два месяца отлили колокола в 30, 18 и 9,5 тонны, тогда как итальянцы на подготовку и отлив колокола в 26 тонн потратили три года.
— Согласитесь, звучание колоколов создает в столице особую атмосферу…
— Если сравнить современную Москву с большими западноевропейскими городами, где практически на каждом храме есть часы, есть колокола, есть просто корильоны на ратушах, которые в определенное время выигрывают разные мелодии, то сравнение будет не в пользу нашей столицы. В Москве, к сожалению, кроме шума машин, практически ничего не слышно. Если только в центре, и то редко, можно услышать трезвон сразу нескольких церквей. Мне довелось в Мюнхене слушать на обычной плошали колокольную музыку. Там господа обыватели и господа туристы могут спокойно сидеть на улице на обычном стуле, вынесенном из собственной квартиры, наслаждаться звучанием колоколов. Это влияет и на настроение людей.
— Система звона на храме, наверное, особая?
— В старину на храме не было слаженного звона. Во время крестного хода вокруг храма вы слышали только ту из четырех колоколен, перед которой находились. Мы же разработали систему слаженного звона, особую систему педалей, привлекаем даже авиаконструкторов. Ведь нигде в мире нет таких звонов, как у нас. В Западной Европе остановились на тяжелых колоколах как на особом сигнальном инструменте. У нас сигнальная функция перешла в сигнально-музыкальный звон, построенный на определенной ритмике. Это уже целое искусство.
— Легко ли стать звонарем?
— Чтобы почувствовать колокол, нужно минимум 7-8 лет. Зачастую приходят люди, знакомые с музыкальной грамотой и имеющие опыт работы с ударными музыкальными инструментами. Поэтому нередко с колокольни доносится не трезвон, а некая джазовая или роковая композиция. Полагаю, что гораздо легче воспитать звонаря из человека, который вообще ничего не умеет, но обладает врожденным чувством ритма музыканта.
— У вас как у звонаря есть в жизни какая-нибудь мечта?
— Хотелось бы услышать, как звонит Царь-колокол.
— Вы это серьезно?
— Вполне. Есть такая общественная организация «Красный звон», которая имеет целью отлить колокол в весе Царь-колокола — 202 тонны. Причем при современной технике это будет не так долго и дорого, как при изготовлении исторического Царь-колокола. Сейчас же другое время и колокола отливают не Моторины, которые форму для отливки обмазывали навозом.
— Семья, дети у вас есть?
— Жена у меня домохозяйка, растим двух детей. Старшей — Лизаветке — 9 лет, младшему -Ярославу — 6 лет. Они уже занимаются музыкой, языками. Устав у нас дома отнюдь не монастырский. Ходим в театры, музеи и даже в цирк. Я хочу, чтобы дети выросли самостоятельными, свободными людьми и сами определили свой выбор в жизни.
Беседовал Александр Астафьев
«Мир новостей” (30 сентября 2000 г.) № 40 (354)