Эксперимент и инновации в школе — № 2/2015
Патриотическое воспитание в дошкольном
образовании
Л.Ф. Шкафенко
Жить — Родине служить
Аннотация
В статье представлен опыт работы по созданию уголка боевой и трудовой славы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) как одно из условий нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, уголок боевой и трудовой славы, краеведческая деятельность
Это нужно не мертвым! Это надо живым! Р. Рождественский
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России .
Под патриотическим воспитанием мы понимаем процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Одним из проявлений любви к Родине у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны.
Для того чтобы наши воспитанники могли воспринять то, что живет в сердцах и памяти старшего поколения, задуматься над такими понятиями, как честь, долг, а также формирование уважения к героям, отдавшим жизнь за Родину, нами были организованы следующие мероприятия для детей:
► экскурсии к памятнику павших односельчан, к вечному огню; посещение музея Уралвагонза-вода;
► несколько встреч с ветераном ВОВ А.А. Филатовым. Причем не только в детском саду, но и когда он приболел, ходили с детьми к нему домой с подарками, чтобы поздравить ветерана с Днем Победы. Регулярные встречи с тружениками тыла К.П. Прокопьевой, Е.К. Бариновой. Они принимали активное участие в жизни детского сада;
► посещение школьного музея.
Все это вызвало живой интерес у детей и желание поделиться знаниями с остальными.
В 2010 году в канун празднования 65-летия Великой Победы мы решили создать уголок боевой и трудовой славы в нашем ДОУ. Значимость уголка достаточно
высока — с неподдельным интересом рассматривают наши дети знаки различия, фляжку, котелки, каску, медали, ордена и другие вещи, которыми пользовались солдаты в годы войны, слушают рассказы, песни, сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют .
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны . Уголок боевой и трудовой славы в детском саду — первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна .
Цель: создание условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию уголка боевой и трудовой славы.
Задачи:
► сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
► расширить представления о содержании музейной культуры;
► создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
► формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;
► ознакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, подвигами своих соотечественников, односельчан, родных;
► развивать чувство гордости за достижения своей страны.
В основу решения этих задач положены следующие принципы: учета возрастных особенностей дошкольников; опоры на интересы ребенка; осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководя-
Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015
щей роли взрослого; наглядности; последовательности; сотрудничества и взаимоуважения.
Педагоги и родители наших воспитанников не сразу активно включились в работу, но, видя интерес своих детей, их желание узнать больше об истории Родины и жизни своих предков, с энтузиазмом взялись за дело. Удивительно, но даже пятилетние ребятишки обошли всех своих родственников, ближайших соседей в поисках экспонатов для уголка боевой и трудовой славы. На наш призыв отозвались не только родственники сотрудников и детей, но и другие жители поселка — принесли военную форму моряка, летчика, буклеты с военной техникой, старые фотографии и т. д.
Многие документы в нашем уголке боевой и трудовой славы являются подлинными. Заведующая детским садом А.Ю. Семенова принесла домашний архив с документами дедушки В.М. Красноперова — участника ВОВ: красноармейская книжка с фронта, военный билет, боевые ордена и медали, удостоверение о наградах, датированное 1944 годом, напутственное письмо солдату Воину-победителю, возвращающемуся с фронта домой, газетные вырезки различных лет, документы о дальнейшей трудовой жизни фронтовика.
В.М. Красноперов ушел на войну 7 августа 1941 года. Его зачислили в 823-й зенитный и артиллерийский полк наводчиком. В роте он был самым старшим (37 лет), товарищи уважали его, прислушивались к его советам, ведь он имел большой житейский опыт и был лучшим стрелком в роте. Учил молодых воинов зря не рисковать. В свободное время писал письма домой, ведь его ждали дома старая мать, жена и пятеро детей. Болела душа: «Как они там без мужчин?..» Не раз боец Красноперов чудом оставался в живых. Видимо, ему суждено было вернуться из ада войны.
С каждым днем у солдата росла не только ненависть к врагам, но и вера в свои силы. Гвардеец Красноперов участвовал в знаменитой Сталинградской битве, за что награжден медалью «За оборону Сталинграда». Он прошел с боями от стен Сталинграда до Балтийского моря, освобождая Крым, Донбасс, Белоруссию, Прибалтику. Штурмовал вражеские твердыни — Кенигсберг, Пиллау. Василий Михайлович награжден медалью «За взятие Кенигсберга» и еще двумя медалями «За отвагу». А дома его ждала семья, которая голодала, и нелегкий труд в колхозе в Кировской области. Надо было поднимать колхоз, а вернулись с войны только пять человек из всей деревни. Остальные сорок человек погибли в страшной битве.
Семья фронтовика бережно хранит ценные документы, фронтовые медали и фотографии, воспитывая внуков и правнуков настоящими патриотами.
Старшая медсестра ДОУ Н.Б. Макарова тоже бережно сохранила и принесла нам документы своих родителей Б.А. и К.А. Казмирук: памятные медали и удостоверения к ним, трудовые книжки, удостоверения ветерана труда и т. д.
Видя заинтересованность детей, мы решили подписывать экспонаты уголка боевой и трудовой славы, указывая родство детей или сотрудников с людьми на фотографиях. Например, «прадедушка Бариновой Даши и Биктимировой Карины», «брат Зараменских Лизы» (служит в Российской Армии), «мама воспитателя Шкафенко Л.Ф. служила телеграфистом на границе
во время войны» и т. д. Незнакомые люди на потертых фотографиях стали вдруг понятными и близкими для наших детей. Надо было видеть, с каким интересом ребята рассматривали медали и ордена, как бережно передавали их из рук в руки, как удивляло их молодое лицо прадедушки — защитника Отечества! С какой гордостью показывали они экспонаты и фотографии родственников, сколько уважения и интереса было в их глазах!
Особенно интересной и познавательной оказалась подборка материалов по семье Бариновых (прадедушки и прабабушки наших воспитанниц). В.И. Баринов — участник ВОВ, а его жена Е.К. Баринова — труженица тыла, она часто приходила к нам, рассказывала о тяготах жизни в тылу, о редких весточках с фронта. Рассказы ее очень волновали и интересовали детей. Мы предложили ей записать воспоминания о своей нелегкой жизни. Она написала и подарила нам свой дневник. К сожалению, недавно ее не стало. Но отрывки из дневника мы часто читаем с детьми.
Вот трогательные строчки о нелегкой жизни подростка в тяжелые годы войны: «Тут началась Великая Отечественная война. Всех отцов стали забирать на фронт. У нас отец был больной, но его тоже взяли в трудовую армию. Мы, семь человек, остались с больной мамой. Мы пололи поля, сеяли вручную — дадут ведра или лукошко, поставят нас цепочкой в ряд, а мы ведра чуть держим, ведь они для нас были тяжелыми. Пахали землю на быках. Есть было нечего, рвали лебеду, пекли лепешки. Ходили собирать гнилую картошку, щавель и другие травы, а за колоски на полях даже били…»
С особенным трепетом читаем письмо с фронта для матери фронтовика Евдокии Михайловны Бари-новой от 7 апреля 1945 г.; наградной лист В.И. Барино-ву, участнику исторической битвы за Берлин от 3 мая 1945 г.
Всех экспонатов нашего уголка боевой и трудовой славы не перечислить. Есть материал не только о ВОВ, но и о современных героях земляках: Е.В. Антонов принимал участие в вооруженном конфликте в Чеченской республике. После окончания службы ему был вручен орден «За заслуги перед Отечеством». Ф. Ахмаев — воспитанник нашего детского сада, погиб в Чечне в 19 лет.
Занимаясь краеведческой деятельностью, наши дети стали задавать больше вопросов об истории нашего поселка, птицефабрике, детском саде, Уралва-гонзаводе. Поскольку родители наших детей в основном работают на Уралвагонзаводе, один раздел нашего уголка боевой и трудовой славы посвятили истории завода. Пообщались с работниками музея завода, нашли необходимый материал об истории создания завода, первом директоре. Они, в свою очередь, подарили нам несколько экспонатов для нашего музея. Активное участие в сборе материала приняли родители наших детей, работающие на Уралвагонзаводе. Дети узнали, что уже с первых дней Великой Отечественной войны многие рабочие и руководители завода ушли добровольцами на фронт. Их жены, матери, сестры не могли оставаться дома в такое трудное для страны время и пришли на завод, чтобы самоотверженно трудиться, заменив на производстве мужчин. Во
Жить — Родине служить
всех цехах у станков и на конвейере можно было увидеть подростков 13-14 лет. Трудились они, как взрослые, двенадцать часов в сутки. На производстве над ними шефствовали кадровые рабочие. На работе подростки так уставали, что не было сил добраться домой, некоторые вообще не уходили из цехов, засыпали где-нибудь в уголке. Всю войну завод выпускал танки Т-34, их панически боялись фашисты. Каждый советский танкист мечтал воевать на Т-34. П.П. Бажов в 1945 году писал в своем дневнике: «…всегда любил и уважал крепкий, выносливый и твердый народ своего края. В годы войны не просто это подтвердили, а во много раз усилили. Надо иметь плечи, руки и силу богатырей, чтобы сделать то, что сделали на Урале за годы войны» .
Дети, чьи родители работают на птицефабрике, расположенной на территории нашего села, захотели узнать историю этого предприятия. Ходили на экскурсию по цехам птицефабрики, собрали материал по истории птицефабрики. Передовиками птицефабрики оказались бабушки, папы, мамы наших ребят. Еще один повод для гордости, на этот раз уже за ударный труд.
Вспомнили, что у нас есть много материала по истории детского сада. Старые фотографии 50-летней давности, документы, почетные грамоты. Дети рассматривают старые фотографии с неиссякаемым интересом: во что были одеты дети, как и чем играют, узнают в молоденьких девчонках своих постаревших воспитателей.
Рассматривая наш уголок боевой и трудовой славы, дети изучают историю родного края, своих семей. Ведь, как известно, исторические события каждого человека, его семьи и народа составляют историю нашей страны.
Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить уголок боевой и трудовой славы, расширить интересы детей.
Экспонаты в уголке боевой и трудовой славы доступны непосредственному восприятию детей. Срок экспозиции не ограничивался одним днем, и дети могли самостоятельно ознакомиться с понравившимися экспонатами, пригласить в уголок боевой и трудовой славы своих родственников.
Н а занятиях п о закрепл ен ию впечатлений от уви -денного дети выражали свое эмоциональное отношение: рисовали, лепили, изготавливали поделки.
Вся эта работа непростая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей — их развитость, но
без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей Родине.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Работа по созданию уголка боевой и трудовой славы сплотила коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начали активнее интересоваться методами воспитания, задавать вопросы, предлагать помощь. Проанализировав педагогические наблюдения в процессе общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнерских отношений с родителями вырос духовно-нравственный уровень развития наших воспитанников.
«Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко мы стараемся выполнять и использовать при работе и с родителями, и с детьми.
В этом году все прогрессивные силы, борющиеся за мир на планете, отмечают 70-летие победы над Германией в Великой Отечественной войне. «Никто не забыт и ничто не забыто» — этот знаменитый лозунг не пустые слова, это девиз нашей работы по воспитанию у детей патриотизма, чувства ответственности, любви и благодарности людям, победившим в той тяжелой войне.
Литература
2. Игуменщева А. Музей боевой славы / Дошкольное воспитание. 2006. № 5.
3. Кузьмина Г.М., Костромин В.И. Гордость моя — Вагонка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986.
5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Принцип преемственности поколений – основополагающий критерий развития Урайского отдела вневедомственной охраны.
Старшие наставники передают наработанный опыт пришедшим на службу росгварейцам, воспитывают в молодом поколении достойных защитников, которые являются примером и гордостью отдела. Ведь именно им – молодым сотрудникам подразделения — предстоит в будущем развивать службу и укреплять свои позиции, продолжать выполнять свои обязанности также добросовестно и беспристрастно.
Серикбай Какенов поступил на службу в Урайский отдел вневедомственной охраны в марте 2018 года на должность старшего полицейского. С первых дней службы проявил себя как целеустремленный, честный, тактичный, исполнительный сотрудник. Росгвардеец преуспевает в учебе, демонстрирует высокие показатели по итогам огневой и физической подготовки, активно участвует в жизни коллектива. Принимал участие в окружных соревнованиях комплексного единоборства, занял призовое место. Рассудительный и отзывчивый, всегда готов прийти на помощь сослуживцам, Серикбай стал верным товарищем коллегам по службе.
Серикбай родился в городе Омск, в семье сотрудников правоохранительных органов. Его отец майор внутренней службы в отставке Аралбай Какенов, 27 лет проработал в должности начальника промзоны Федеральной службы исполнения наказаний. Мать — младший инспектор внутренней службы Айгуль Какенова, действующий сотрудник ФСИН, работает в должности дежурного КПП не первый год.
Пример родителей, строгое воспитание и самодисциплина – стали фундаментом для личностного роста и, как результат, дальнейшего поступления на службу в отдел вневедомственной охраны. Хорошей основой для физической подготовки и выносливости стало школьное увлечение греко-римской борьбой, которой росгвардеец занимался не один год. Окончив школу, Серекбай поступил на службу в армию, в воздушно-космические силы Российской Федерации в городе Мирный Архангельской области. В армии продолжал активно заниматься физической подготовкой, по итогам сдачи нормативов военно-спортивного комплекса награжден значком «Воин-спортсмен» первой степени.
Занятие спортом – неотъемлемая часть его жизни. «Спорт учит равняться на сильнейших, стремиться только вперед, преодолевать пределы своих возможностей. Спорт – это высокий стимул для саморазвития», — отмечает росгвардеец.
Желание служить Родине и быть защитником своей страны способствовало поступлению в ряды Росгвардии, — «Служба престижная и ответственная. Это особая честь и великая ответственность».
Для молодых сотрудников служба в рядах Росгвардии – это залог успешного будущего. Почетная, ответственная профессия позволяет бойцам с уверенностью строить планы, учит быть ответственным перед обществом, быть твердым и решительным защитником своей страны.
I. Общие положения.
1.1. Настоящие Положение регулирует деятельность клубных формирований, осуществляющих свою деятельность в Государственном бюджетном учреждении культуры города Севастополя «Культурно-информационный центр» (далее Учреждение).
Настоящее положение разработано на основе:
— конституции Российской Федерации;
— Закона Российской Федерации «Об образовании»;
— Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
— Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №233;
— Устава ГБУК «КИЦ».
1.2. Настоящее Положение утверждается заместителем директора (исполнительный директор) и является нормативным локальным актом, регламентирующим деятельность учреждения.
1.3. К клубным формированиям относятся кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности учреждения.
В клубных формированиях могут участвовать граждане России от 3 до 80 лет. Отказ о зачислении в бюджетный коллектив может быть только по причине отсутствия свободных мест в бюджетном коллективе. Количество бюджетных мест регламентируется количеством штатных единиц.
Приоритетным правом зачисления в бюджетные коллективы пользуются следующие категории граждан:
— дети матерей- одиночек;
— дети-инвалиды;
— дети сотрудников Центра;
— студенты.
1.4. Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:
за счёт бюджетного финансирования учреждения;
по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств учреждения, а также за счёт средств, полученных от собственной деятельности;
по принципу полной самоокупаемости с использованием средств, полученных от собственной деятельности и иных средств.
1.5. Клубные формирования, действующие на бесплатной основе, также как и другие услуги, населению, создаются на базе ГБУК «КИЦ».
II. Порядок приема в клубные формирования.
2.1. Желающие зачисляются в клубные формирования ГБУК «КИЦ» после ознакомления с настоящими Правилами.
Дети зачисляются в клубные формирования на основании заявления родителей о приеме ребенка. Взрослые зачисляются в клубные формирования после личного заявления, написанного по утвержденной форме. Подписывая заявление, участник либо родитель (другой законный представитель ребенка) обязуется соблюдать настоящие Правила.
2.2. При поступлении в клубные формирования необходимо пройти прослушивание, собеседование, просмотр.
2.3. Список участников коллектива утверждается руководителем данного коллектива.
2.4. Занятия в клубных формированиях проводятся согласно расписанию, утвержденному художественным руководителем, который оставляет за собой право в случае необходимости внести изменения. Организационный период с 1.09. по 10.10.
2.5. Занятия в общегосударственные праздники не проводятся.
2.6. В дни осенних, зимних и весенних каникул клубные формирования продолжают свою работу.
2.7. В случае болезни или отсутствии ребенка на занятиях предоставляется справка. В случае систематического пропуска занятий участник исключается из коллектива и на занятия не допускается.
2.8. Иные неординарные жизненные ситуации (семейные обстоятельства, длительная болезнь и т.д.) связанные с пропуском занятий участников, рассматриваются администрацией Центра в индивидуальном порядке.
III. Положения о здоровье участников клубных формирований.
3.1. Подписывая заявление о приеме, участник (с 18 лет), родители или законный представитель подтверждает, что участник клубного формирования не имеет медицинских противопоказаний для посещения занятий.
3.2. В случае сокрытия достоверной информации о состоянии здоровья или физической патологии у ребенка от руководителя коллектива, всю ответственность за его состояние или приступах болезни на занятиях несут родители или законные представители.
3.3.За жизнь и здоровье ребенка вне кабинета (в фойе, туалетных комнатах, раздевалках и т.д.) ответственность несут сопровождающие детей лица.
3.4. Участники клубного формирования с ограниченными возможностями должны посещать занятия в сопровождении ответственного лица, которое в случае необходимости сможет оказать первую помощь. Представитель сопровождает участника до помещения для занятий и находится в фойе.
IV. Порядок посещения занятий в клубных формированиях.
4.1. Участники должны посещать занятия в соответствии с расписанием.
4.2. Участники и сопровождающие их лица обязаны приходить на занятия за 15-20 минут до начала занятий. В случае систематических опозданий на групповые занятия руководитель имеет право не допускать учащегося к занятиям.
4.3. Участники должны заранее ставить в известность руководителя о причине отсутствия на занятиях или о намерении прекратить занятия. В случае плохого самочувствия участника, с симптомами заболевания руководитель коллектива в праве не допустить участника к занятию. Строго запрещается посещать занятия во время инфекционных болезней, представляющих опасность для других.
4.4. Участники должны соблюдать дисциплину на занятиях и строго выполнять задания руководителя клубного формирования.
4.5. Родители допускаются на занятия только по приглашению руководителя, кроме «открытых» занятий.
4.6. Руководитель оставляет за собой право отчислять учащихся в связи с нарушением настоящих правил, внутреннего распорядка Учреждения и отклонениями в поведении ребенка.
4.7. В течение года в Учреждении проводятся плановые мероприятия: праздники, фестивали, конкурсы, творческие и академические вечера, отчетные концерты и спектакли и т. д. Участие в данных мероприятиях также являются частью творческого процесса и обязательны для участников клубного формирования.
4.8. Участие детей в мероприятиях Учреждения (генеральные репетиции, концерты, конкурсы, праздники и т.д.) являются частью творческого процесса и обязательны для участников клубного формирования.
4.9. В течение творческого процесса допускаются по усмотрению руководителя клубного формирования сводные занятия для участников платных и бесплатных кружков.
4.10. Учебные пособия, канцелярские товары, специальную одежду, обувь и другие, необходимые для занятий принадлежности приобретают родители.
4.11.Участники обязаны бережно относиться к имуществу Учреждения, учебным пособиям, музыкальным инструментам, костюмам и т.д. В случае порчи учащимися имущества Учреждения родители обязаны возместить нанесенный ущерб.
4.12. Участники обязаны соблюдать чистоту и порядок в залах, холлах, классах и туалетных комнатах.
4.13. Администрация Учреждения не несет ответственность:
— за вещи, не сданные в гардероб,
— за личные вещи, оставленные без присмотра в фойе и раздевалках.
4.14. Участники обязаны:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— строго соблюдать условия приема на основании заявления;
— систематически посещать занятия и выполнять в установленные сроки все задания руководителей объединений .
4.15. Руководители клубных формирований обязаны:
— Проводить занятия и культурно-просветительские мероприятия в соответствии с утвержденными планами Учреждения и индивидуальными планами.
— Проводить занятия в дни и часы, установленные расписанием.
— При подготовке массовых мероприятий проводить дополнительные занятия и репетиции в дни и часы, согласованные с администрацией.
— Отчислять участников коллективов и кружков за грубые нарушения дисциплины и нарушение настоящих правил.
V. Организация деятельности клубного формирования.
5.1. Клубное формирование создается , реорганизуется и ликвидируется по решению директора учреждения . Коллективу предоставляется помещение для проведения занятий, он обеспечивается необходимой материально-технической базой.
5.2. Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность за счёт средств бюджетного финансирования и внебюджетных средств, полученных от собственной деятельности, оказания платных услуг, средств участников коллективов, в том числе членских взносов, целевых поступлений от физических и юридических лиц, средств выделенных на цели развития коллектива, а также добровольных пожертвований.
5.3. Занятия в коллективах проводятся систематически согласно утверждённому расписанию занятий (учебный ч ас – 4 5 минут). В расписание занятий могу т вноситься коррективы по мере необходимости.
5.4. По согласованию с директором учреждения клубные формирования могут оказывать платные услуги : представления , концертные программы, выставки и т.п. Сборы от реализации платных услуг могут использоваться на развитие коллективов (приобретение костюмов, реквизита, методических пособий, а также на поощрение участников и руководителя клубного формирования).
5.5. За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию «народный», «образцовый» коллектив.
5.6 . За вклад в совершенствование и развитие творческой деятельности, организационную и воспитательную работу участники клубных формирований могу т быть представлены к различным видам поощрений: грамоты, почетные знаки, другие отличия – на основании соответствующих документов органов власти.
VI. Руководство деятельности клубного формирования.
6. По руководству клубных формирований и контролю за их деятельностью.
6.1. Общее руководство клубными формированиями осуществляет заместитель директора учреждения. Для обеспечения деятельности клубных формирований руководитель (заместитель директора) учреждения создает необходимые условия, утверждает программы, планы работ, расписание занятий.
6.2. Непосредственное руководство клубным формированием осуществляет руководитель коллектива.
6.3. Руководитель клубного формирования принимается на работу или освобождается от нее в порядке, установленным действующим законодательством
6.4. Руководитель клубного формирования несёт персональную ответственность за организацию творческой работы, программу , содержание деятельности коллектива, его развитие.
6.5. Руководитель клубного формирования:
— проводит набор участников в клубное формирование и формирует группы по степени подготовки; — формирует репертуар, учитывая качество произведений, исполнительские и постановочные возможности коллектива;
— направляет творческую деятельность клубного формирования на создание художественно полноценных концертных программ , произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и т.п.
— готовит выступления клубного формирования, обеспечивает его активное участие в фестивалях, смотрах, конкурсах, концертах и массовых мероприятиях;
— осуществляет творческие контакты с другими любительскими и профессиональными коллективами;
— организует творческий показ работ клубного формирования за отчётный период (отчётные концерты, выставки и т. д .);
— ведёт в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную работу;
-разрабатывает программу клубного формирования (в зависимости от направлений деятельности), которая представляется художественному руководителю учреждения;
— составляет годовой план организационно-творческой работы, который представляется художественному руководителю Учреждения;
— ведёт журнал учета работы клубного формирования;
— представляет художественному руководителю годовой отчёт о деятельности клубного формирования;
— представляет художественному руководителю аналитическую справку (сравнительный анализ развития клубного формирования за год);
— составляет другую документацию в соответствии с Положением о коллективе;
— постоянно повышает свой профессиональный уровень, участвует в мероприятиях по повышению квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
6.6. Численность, наполняемость и примерные минимальные нормативы деятельности клубного формирования определяются и утверждаются художественным руководителем учреждения по формам согласно приложениям 2 для клубного формирования, финансируемого из бюджета учреждения.
VII. Оплата труда руководителей клубных формирований.
7.1. Должностные оклады руководителей клубных формирований устанавливаются в соответствии с системой оплаты труда, установленной органами местного самоуправления
7.2. В рабочее время руководителя клубного формирования (при норме 40 часов -рабочая неделя) засчитывается время, необходимое для выполнения всех видов работ, направленных на реализацию творческих планов клубного формирования (проведение групповых и индивидуальных репетиций, специальных занятий, работа с концертмейстером, работа по подбору репертуара, аранжировке, переписке и копированию нот, подбору, записи и монтажу фонограмм, подготовка и проведение фольклорных экспедиций с последующей расшифровкой экспедиционных записей, работа с художниками по костюмам и по оформлению спектаклей и концертных программ, решение организационных вопросов и др.), которые осуществляются как непосредственно в базовом учреждении, так и вне места его нахождения.
7 .3 . Должностные оклады руководителям кружков устанавливаются за 3 ч аса кружковой работы в день, аккомпаниаторам – за 4 ч аса работы в день. Для указанных работников устанавливается помесячный суммированный учёт рабочего времени. В тех случаях, когда руководители кружка и аккомпаниаторы не могут быть полностью загружены работой, оплата их труда производится за установленный объем работы по часовым ставкам .
7.4. Расчет почасовой оплаты производится путем деления месячного должностного оклада руководителя кружка на 76,2 (среднемесячное количество рабочих дней — 25,4, умноженное на 3 часа); аккомпаниаторам — на 101,6 (среднемесячное количество рабочих дней — 25,4, умноженное на 4 часа).
Приложение 1
к Положению о работе клубных формирований в ГБУК «Культурно-информационный центр»
Порядок приема в клубные формирования на платной основе.
I. Общие положения.
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Уставом Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя «Культурно-информационный центр».
1.2. Клубные формирования, действующие на платной основе, также как и другие платные услуги, населению, создаются на базе Учреждения на договорной основе с их участниками.
II. Порядок приема и оплата.
2.1. Участники (старше 18 лет) зачисляются в клубные формирования Учреждения после ознакомления с настоящими Правилами, на основании заявления о приеме, после подписания договора. Участники (до 18 лет) зачисляются в клубные формирования после ознакомления родителя или законного представителя с настоящими Правилами, на основании заявления родителя или законного представителя о приеме, после ознакомления с договором Публичной оферты, размещенного на официальном сайте Учреждения.
2.2 Число участников, клубного формирования действующего на платной основе должно иметь не менее 15 человек. Для клубных формирований с индивидуальными занятиями 7-9 человек.
2.3. Список участников клубного формирования утверждается руководителем данного коллектива.
2.4. При поступлении в клубное формирование участник проходит собеседование.
2.5. Занятия в клубных формированиях проводятся согласно расписанию работы .
2.6. Оплата за занятия в клубных формированиях на платной основе производится ежемесячно. До 25 числа текущего месяца производится оплата за следующий месяц. С 1-го числа следующего месяца участники клубных формирований допускаются к занятиям только по предъявлению документа об оплате.
2.7. Сбор оплаты производится строго через кассу Учреждения по бланкам строгой отчетности или через банк. Денежные средства учитываются как поступления от приносящей доход деятельности и поступают на расчётный счет Учреждения.
Родителям выдается документ (абонемент) об оплате, который сохраняется на протяжении всего периода занятий.
2.8. Занятия в общегосударственные праздники не проводятся.
2.9. При взыскании платы за участие в платных клубных формированиях предоставление льгот рассматривается в индивидуальном порядке руководством Учреждения, в соответствии с действующим законодательством.
2.10. В случае болезни или отсутствии ребенка на занятиях (более половины занятий) предоставляется справка. В этом случае оплата за пропущенные занятия не взимается. В случае отсутствия документа, подтверждающего болезнь ребенка, перерасчет оплаты не производится. Оплата производится полностью за место, которое сохраняется за ребенком.
2.11. В случае отмены занятий по причине болезни руководителя клубного формирования, руководителем назначается дополнительное занятие.
2.12. Иные неординарные жизненные ситуации (семейные обстоятельства, временные финансовые сложности, длительная болезнь и т.д.) связанные с оплатой занятий участников, рассматриваются администрацией Учреждения в индивидуальном порядке.
2.14. В случае прекращения посещения занятий участником по независящим от Учреждения причинам, деньги, уплаченные за занятия, не возвращаются.
III. Положения о здоровье участников клубных формирований.
3.1. Подписывая заявление о приеме, участник (с 18 лет), родитель или законный представитель подтверждает, что участник клубного формирования не имеет медицинских противопоказаний для посещения занятий.
3.2. В случае сокрытия достоверной информации о состоянии здоровья или физической патологии у ребенка от руководителя клубного формирования, всю ответственность за его состояние или приступах болезни на занятиях несут родители или законные представители.
3.3. За жизнь и здоровье ребенка вне кабинета (в фойе, туалетных комнатах, раздевалках и т.д.) ответственность несут сопровождающие детей лица.
3.4. Участники клубного формирования с ограниченными возможностями должны посещать занятия в сопровождении ответственного лица, которое в случае необходимости сможет оказать первую помощь. Представитель сопровождает участника до помещения для занятий и находится в фойе.
IV. Порядок посещения занятий.
4.1. Участники должны посещать занятия в соответствии с расписанием.
4.2. Участники и сопровождающие их лица обязаны приходить на занятия за 15-20 минут до начала занятий.
4.3. Участники обязаны заранее ставить в известность руководителя о причине отсутствия на занятиях или о намерении прекратить занятия. В случае плохого самочувствия участника, с симптомами заболевания руководитель клубного формирования в праве не допустить участника к занятию. Строго запрещается посещать занятия во время инфекционных болезней, представляющих опасность для других.
4.4. Участники обязаны соблюдать дисциплину на занятиях и строго выполнять задания руководителя клубного формирования.
4.5. Родители допускаются на занятия только по приглашению руководителя, кроме «открытых» занятий.
4.6. Руководитель оставляет за собой право отчислять учащихся в связи с нарушением правил оплаты, внутреннего распорядка и отклонениями в поведении ребенка.
4.7. В течение года в Учреждении проводятся плановые мероприятия: праздники, фестивали, конкурсы, творческие и академические вечера, отчетные концерты и спектакли и т. д. Участие в данных мероприятиях также являются частью творческого процесса и обязательны для участников клубного формирования.
4.8. Участие детей в мероприятиях Учреждения (генеральные репетиции, концерты, конкурсы, праздники и т.д.) являются частью творческого процесса и обязательны для участников клубного формирования.
4.9. Учебные пособия, канцелярские товары, специальную одежду, обувь и другие, необходимые для занятий принадлежности, приобретаются участниками самостоятельно.
4.10. Участники обязаны бережно относиться к имуществу Учреждения, учебным пособиям, музыкальным инструментам и т.д. В случае порчи имущества участники обязаны возместить нанесенный ущерб.
4.11. Участники обязаны соблюдать чистоту и порядок в залах, фойе, классах и туалетных комнатах.
4.12. Администрация не несет ответственность:
— за вещи, не сданные в гардероб,
— за личные вещи, оставленные без присмотра в фойе и раздевалках.
4.13. Участники обязаны:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— оплачивать платные услуги в утвержденном порядке и в установленные сроки;
— систематически посещать занятия и выполнять в установленные сроки все задания руководителей клубных формирований.
4.14. Руководители клубных формирований обязаны:
— Проводить занятия и культурно-просветительские мероприятия в соответствии с утвержденными планами и индивидуальными планами.
— Проводить занятия в дни и часы, установленные расписанием.
— При подготовке массовых мероприятий проводить дополнительные занятия и репетиции в дни и часы, согласованные с администрацией.
— Следить за правильностью и своевременностью оплаты за занятия .
— Разрабатывать программу клубного формирования (в зависимости от направлений деятельности), которая представляется художественному руководителю Учреждения;
— Составлять годовой план организационно-творческой работы, который представляется художественному руководителю Учреждения;
— Вести журнал учета работы клубного формирования;
— Представлять художественному руководителю годовой отчёт о деятельности клубного формирования;
— Представлять художественному руководителю аналитическую справку (сравнительный анализ развития клубного формирования за год);
— Отчислять участников клубных формирований за грубые нарушения дисциплины и нарушение условий и сроков оплаты за занятия.
V. Руководство деятельности клубного формирования.
5. Руководство клубными формированиями и контроль за их деятельностью.
5.1. Общее руководство клубными формированиями осуществляет заместитель директора Учреждения. Для обеспечения деятельности клубным формированием руководитель (заместитель директора) Учреждения создает необходимые условия, утверждает программы, планы работ, расписание занятий.
5.2. Непосредственное руководство клубным формированием осуществляет руководитель коллектива.
5.3. Руководитель клубного формирования принимается на работу или освобождается от нее в порядке, установленным действующим законодательством.
5.4. Руководитель клубного формирования несёт персональную ответственность за организацию творческой работы, программу, содержание деятельности коллектива, его развитие.