«Я Антон Лучко, являюсь студентом 2 курса медико-психологического факультета ГрГМУ. Уроженец г. Гродно. Не буду писать банальные вещи по типу: «помогать надо всем!” или «ты должен стать волонтером!”, нет. Начнём с того, что помогать надо тем, кто действительно нуждается в твоей помощи. И помощь эта должна исходить от чистого сердца, тогда, когда ты можешь и, подчеркну, хочешь помочь! Также я не скажу, что будучи волонтером, врачом или занимаясь любой другой деятельностью, в которой предусмотрен прямой и постоянный контакт с людьми, ты должен быть до фанатичности щедрым, самоотверженным и любить абсолютно всех людей, опять-таки нет. Кто-то может тебе нравится, кто-то нет, это ведь абсолютно нормально. А ты в свою очередь можешь быть как обычным стеснительным студентом, так и суровым байкером-фриком. В общем, получилось довольно завуалированное вступление, расскажу немного о себе…
Ещё в раннем детстве я определился с выбором своей будущей профессии и кем я вообще вижу себя во взрослой жизни. Я мечтал стать военно-полевым хирургом, быть там, где в тебе будут постоянно нуждаться и если ты действительно освоил данную профессию на все 100%, то можешь спасти и вернуть в семьи многих людей: весёлых и угрюмых, хороших и плохих, добрых и злых. В конце концов, вырасти таким человеком, чтобы родители тобой гордились, человеком который живёт по совести, которому можно довериться и человеком, который не предаст своих принципов.
Держа все это у себя в голове и уже в принципе построив план как я этого всего добьюсь, после 4-го класса я поступил в класс с юридическо-правовым уклоном средней школы № 23 г. Гродно (миллицейская форма, повышенная образовательная база). С моей точки зрения это было наилучшей подготовкой для поступления в Минское суворовское военное училище.
Естественно большинство моих знакомых и учителей не верили в меня, а зря… А вот мои родители меня поддержали, за что, я им очень благодарен. Отдельное спасибо моей маме за то, что она еле-еле, но смогла оторвать 13-летнего сына от материнского сердца на такое расстояние.
Конкурс был 7,5 человек на место, но вступительную кампанию я успешно прошёл, и понеслась… Романтика, форма, уважение, одним словом-Элита белоруской молодёжи. Если в двух словах, там было тяжело, но ты всегда мог рассчитывать на плечо товарища, а вместе нам было море по колено. Отличная школа жизни, именно там я получил все монументальные принципы и постулаты дружбы, товарищества, мужества, честности, бескорыстности и жизни в целом. Защищать слабых, отстаивать правду, уметь слушать и слышать – вот, на мой взгляд, идеальный портрет социального члена общества…
После МСВУ я собирался поступать в военно – медицинскую академию им. Кирова в Питере. Плюс были неплохие льготы от моего училища. Аттестат 7 и выше – поступление в любые вузы на военные факультеты Республики Беларусь и Российской Федерации без ЦТ и ЕГЭ.
Но судьба изменила мой вектор жизни кардинально. В январе 2017 г. мне был поставлен диагноз – Лимфома Ходжкина 2 ст. (рак лимфотической системы)…
Я прошёл 2 блока химиотерапии, блок лучевой терапии и с врачами добились полной ремиссии заболевания. В том же году состоялся мой выпуск, но на «военку” мне путь был уже закрыт, с данным заболеванием меня уже не брали. К ЦТ я не готовился, ибо со своим средним баллом 9.4 я проходил в Питер без ЕГЭ и сдав ЦТ для поступления ГРГМУ, естественно пролетел. Год учился на подготовительном отделении ГрГМУ и уже в 2018 поступил туда куда хотел, на МПФ.
Я не знаю как это все устроено… Но для меня жизнь словно раскололась на две половины: «до” заболевания и «после”. Я заболел одним человеком, а после выздоровления стал совершенно другим. Все это очень сложно передать через безэмоциональный текст. Я приведу два отличных высказывания (из немногих) по которым стараюсь жить:
1) «Пугает только неизвестность. Но когда человек уже столкнулся с нею лицом к лицу, она перестает быть неизвестностью. Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944 )
2) «Всё что не делается — всё к лучшему. Следовательно, лучшее — неизбежно…” Неизвестный
Я никогда ни от кого не ждал помощи. Но когда я попал в тяжелейшую для меня ситуацию, когда мои мозги просто – напросто начали плавиться от переизбытка информации, переживаний, непонимания и полной фрустрации – я получил ту помощь и поддержку… От родителей, друзей и товарищей, их родителей, офицеров и учителей МСВУ. Эти люди просто не могли оставить кого-то в беде.
По итогу все эти события моей жизни повлияли на меня в достаточной мере, в столь молодом возрасте. Поэтому для себя, я усвоил, что так важно, помогать людям, давать им новые шансы и попытки, пытаться сделать мир лучше (пусть на капельку, но лучше) и просто не проходить мимо в конце концов».
Чистота духовная паче телесной.
От чиста сердца чисто зрят очи.
Пословица
Духовная чистота как качество личности – способность воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром напрямую, посредством души, не закрытой и блокированной ложным эго, ненасытными чувствами и хаотичным, эгоистичным умом.
Человек – это духовная сущность. Многие отождествляют себя с телом, не понимая, что тело всего лишь временная грубая оболочка души. Помимо грубой оболочки, душа покрыта оболочкой тонкого тела. Это, прежде всего, ум, разум и ложное эго. Сама по себе душа имеет природу счастья, вечности и полного знания. Поэтому душа постоянно генерирует энергию радости, оптимизма, энтузиазма и счастья. Душа всегда чиста, как слеза младенца. Душа, как свет, как Божья искра внутри человека, не бывает плохой и грязной.
Откуда ж тогда берутся преступники, злодеи, завистники, расисты, словом, порочные, невежественные люди, стремительно катящиеся и неизменно попадающие в болото деградации? Раз все люди – родственные души, если в каждом человеке есть представительство Бога — совесть, почему ж на свете столько злых, бессердечных и бездушных особей, почему наплодилось огромное количество людей, лишенных сострадания и милосердия к ближнему? Почему душа с ее энергией любви, радости и счастья не превращает каждого человека в олицетворенное добро, заботливость и порядочность?
Дело в том, что дух и материя не соединяются, не соприкасаются. Грязь материального мира мешает душе проявлять позитивные эмоции счастья. Оболочка тонкого тела – ложное эго, ум, разум, находится вокруг души. Поэтому энергия души порой не может пробиться через эту оболочку, оскверняется и меняет своё качество. Например, свет проходящий через разноцветные стекла, меняет своё качество. Проходя через коричневое стекло, он становится коричневым, через грязные разводы на стекле – серым и тусклым.
Чистые желания души, проходя через оболочку тонкого тела, оскверняются. Например, все знают свойства электричества. Однако использовать его можно по-разному – можно обогревать квартиру, а можно направить для получения холода в холодильнике. Душа хочет любить и заботиться о других людях, но, проходя через фильтры тонкого тела, становится непонятным, что она хочет любить и о ком заботиться. Оскверненная энергия души может превратиться в любовь к деньгам, разврату, пьянству, наркотикам. Заботиться она желает о самой себе, становясь меркантильной и циничной в отношениях с окружающими.
Если у человека раздутое ложное эго, оно, как злобный Цербер, лишает душу права голоса. Представьте себе, что душа – это лампочка. Она находится в условиях военного времени, когда от человека требуется соблюдать правила светомаскировки, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город. Лампочку плотно накрывают черным непроницаемым покрывалом. Полная темень. Лампочка светит, но никто не видит ее света. Так и с душой. Под плотным покрывалом эгоизма и корысти, она не может доставить наружу свою энергию счастья.
Духовная чистота – это когда душа может свободно излагать свои желания. Духовная чистота – это когда голос души не глушится ложным эго, похотливым умом и ненасытными чувствами. Это когда нет цензуры за порывами души. Духовная чистота – это когда душа может свободно общаться с разумом и принимать с ним совместные решения. Приняв решение, разум потирает ладоши, а душа радостно хлопает в ладоши.
Главные враги духовной чистоты – эгоизм и корысть. Эгоизм – это сила, загрязняющая наше мировосприятие. Махровый эгоист живет исключительно ради себя, каждое слово и действо он направляет в угоду себе. Поэтому он постоянно находится в антагонизме с миром. Эгоизм рождает эгоизм. В любом общении эгоизм встречает противостояние и отторжение. Как из рогатки невозможно подбить танк, так и посредством души нельзя пробить броню запущенного эгоизма. Душа желала б явить миру свои чистые намерения, но когда на твоем пути ложное эго построило несколько укрепрайонов, пробиться в мир через дзоты эгоизма становится невозможным.
Когда людям задавали вопрос: «Что они понимают под духовной чистотой?, получали довольно интересные, соответствующие истине ответы. Так Ольга К сказала: — Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу «человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. «только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти «очистку”, только уже пройдя различные сложности.
Александр Ц высказал такую точку зрения: — Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью. Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой.
Ирина Л сказала: — Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет.
В контексте мыслей о духовной чистоте написана замечательная притча.
Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: — Я Есть Свет! — Это верно, — улыбнулся Бог. — Ты есть Свет. Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять. — О! — сказала Маленькая Душа. — Это действительно здорово! Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала: — Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим? И Бог сказал: — Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть? — Ну, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое — фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это — быть Светом! — Но ты уже есть Свет, — повторил Бог, вновь улыбаясь. — Да, но я бы хотела узнать, как это — чувствовать себя Светом! — воскликнула Маленькая Душа. — Хорошо, — сказал Бог с улыбкой. — Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому. — Есть только одна деталь… — Что это? — спросила Маленькая Душа. — Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты. — Хм… — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена. — Подумай над этим, — сказал Бог. — Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света — вот вопрос. — Ну, — подпрыгнула Маленькая Душа, — ты — Бог. Придумай что-нибудь! Бог опять улыбнулся. — Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
— Что такое темнота? — спросила Маленькая Душа.
АРХЕОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ АФРИКИ И ЕВРАЗИИ
УДК 94, 902
С. В. Ветохов
Институт востоковедения РАН ул. Рождественка, 12, Москва, 107031, Россия
НИШИ В ЕГИПЕТСКИХ СКАЛЬНЫХ ГРОБНИЦАХ ГИЗЫ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА КАК ДАТИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК
Во многих древнеегипетских культовых помещениях скальных гробниц, а также в верхней части шахтных погребений второй половины III тыс. до н. э. в Гизе и Саккаре встречаются ниши различного назначения. Не всегда можно точно определить их функцию и время создания, поскольку в большинстве случаев ниши не сохранили каких-либо вещественных остатков. Они могли использоваться в качестве сердаба (места для статуи), ниши для жертвенных даров или для погребения. Нередко ниши наряду с такими архитектурными элементами скальной гробницы, как вход, «ложные двери» или шахтные погребения, служат единственным источником для датировки бесписьменных скальных гробниц, а также гробниц, датировка которых по надписям затруднена. Исследователи уделяли внимание в основном нишам, расположенным в шахте, а не в культовом помещении. Описание ниш, расположенных в культовом помещении, мы встречаем у авторов только в тех случаях, когда их содержание не вызывает вопросов, например в случае обнаружения в них статуй или погребений. Наряду с нишами, имеющими законченный облик, в статье разбираются и не завершенные, которые являлись заготовками для будущих погребений. На основе анализа данных, полученных Российской археологической экспедицией Института востоковедения РАН в Гизе, приводятся различные аргументы для классификации, датировки и определения назначения анализируемых архитектурных элементов древнеегипетских скальных гробниц.
Ключевые слова: Древний Египет, Древнее царство, Гиза, скальная гробница, жертвенная ниша, сердаб, погребение.
Первые скальные гробницы в некрополе Гизы появились во время правления Мен-каура . Они принадлежали членам царской семьи Хафра и размещались к востоку от его пирамиды в массиве скалы — на месте, где прежде добывали камень для пирамид Ху-фу и Хафра. Позднее скальные гробницы заполнили почти все подходящие для этого территории в некрополе — в местах добычи камня, где образовывались участки с отвесной скалой, у пирамидных комплексов,
в местах выхода крупных скальных массивов.
Древнеегипетские скальные гробницы, как и мастабы 1 Древнего царства, состояли из нескольких основных частей — места отправления поминального культа и одной или нескольких шахт, ведущих в погребальные камеры (места погребения тела). Шахтные погребения в скальной гробнице, в отличие от мастабы, размещались внутри культового помещения. Там располагалась и так называемая «ложная дверь» (или двери) —
1 Мастаба — наземное прямоугольное в плане сооружение с наклонными стенами и плоской кровлей, содержащее одно или несколько культовых помещений и подземные погребальные камеры, вход в которые ведет через шахты, расположенные сверху мастабы, вне культового помещения. При строительстве мастаб в разное время использовались кирпич-сырец, камень, дерево или сочетание этих материалов.
ISSN 1818-7919
Вестник ИГУ. Серия: История, филология. 2016. Том 15, № 5: Археология и этнография © С. В. Ветохов, 2016
главное место для поминального культа, и иногда сердаб — небольшая комната или ниша для статуи умершего.
В процессе археологических работ в Гизе в культовых помещениях скальных гробниц были обнаружены ниши различного назначения и размера. Некоторые из них использовались для погребения, судя по прямоугольному углублению в полу, другие содержали жертвенные дары (шахта 2 гробницы LG 64) 2, в третьих были найдены жертвенные дары со статуей (шахта 40N ). Но в большинстве случаев ниши не сохранили каких-либо вещественных остатков, что не позволяет точно определить их первоначальную функцию. Выдвигались различные предположения: сердабы, погребения, жертвенники. Сложность заключается в том, что выявить первоначальное назначение ниш по местоположению или по размеру не всегда удается. Причин тому несколько: совпадающие размеры у ниш, несущих различные функции, хаотичное расположение ниш одного назначения внутри культового помещения и др. Немало путаницы вносят вторично использованные ниши, которые, например, первоначально могли предназначаться для жертвенных даров или статуи, а впоследствии в них было совершено погребение.
Скальные гробницы в целом и их архитектурные детали недостаточно изучены. Специальных работ монографического характера, посвященных архитектурной эволюции и критериям датировки древнеегипетских скальных гробниц III тыс. до н. э., до сих пор предпринято не было. Главным образом внимание специалистов уделялось их эпиграфическому и изобразительному декору.
Однако важность исследования ниш весьма велика. Во многих случаях это один из возможных элементов для датировки гробниц, не содержащих эпиграфического и иконографического материала (наряду с особенностями устройства шахтных погребений или вещественными остатками). Более того, даже наличие эпиграфики в гробнице не всегда улучшает ситуацию, поскольку не каждая надпись сохранилась полностью. Учитывая, что ниши присутст-
2 Неопубликованные материалы РАЭ ИВ РАН в Гизе, сезон 2015 г.
вуют в большинстве скальных гробниц Гизы, необходимо их тщательно проанализировать с точки зрения специфики конструкции и возможных изменений с течением времени.
В рамках данной мы рассматриваем ниши, располагающиеся в скальных гробницах и шахтах как на участке работ РАЭ ИВ РАН в Гизе, так и на других, выявляем рабочие признаки для их классификации и датировки, проводим типологию, устанавливаем причины сооружения данных объектов.
Следует сразу оговориться, что ниши в погребальной камере рассматриваться не будут из-за их отсутствия на участке работ РАЭ ИВ РАН в Гизе. Не планируется также рассмотрение ниш в помещениях, являющихся «ложными дверями», или ниш с врезанными статуями, поскольку их культовое назначение очевидно.
Ниши на участке работ РАЭ ИВ РАН в Гизе встречаются в большинстве скальных гробниц (рис. 1, 1-2): в 35 скальных гробницах их насчитывается 21, из которых 10 определены как незавершенные. Таким образом, наряду с завершенными нишами существует значительное количество незаконченных, которые, как выяснилось в процессе их изучения, скорее всего, являются нишами-заготовками, как и часто встречающиеся шахты-заготовки, прорубленные в скале на величину около половины или одного малого египетского локтя (около 2045 см).
Среди ниш можно выделить несколько групп по местоположению в культовом помещении.
Вторая группа — ниши, находящиеся на одном уровне с полом культового помещения или устьем шахты, шахтного погребения, не имеющего или не сохранившего культовое сооружение (рис. 3, 1-2). Такие ниши, в том числе ниши-заготовки, можно наблюдать, например, в гробницах ОБ 12, ОБ 23, ОБ 58, ОБ 61, ОБ 64 и над шахтой ОБ 40. В нише ОБ 40К, помещенной над шахтой ОБ 40, в верхнем стратиграфическом слое было обнаружено большое коли-
О 100 м
■ I _ ‘
С Окружная стена деревни Назлет эс-Самман
Рис. 2. Скальные гробницы с нишами выше уровня пола культового помещения: 1 — гробница ОБ 49; 2 — гробница ОБ 68 (рисунок наш. — С. В.)
чество керамики середины — третьей четверти IV в. до н. э. , а также фрагмент статуи из белого известняка. Но самый нижний слой содержал фрагменты керамики Древнего царства и лопатку животного. Статуя, датируемая временем Древнего царства, вероятно, попала в верхний слой из нижнего, более древнего, в процессе его нарушения по причине разграбления. Таким образом, нишу GE 40N можно классифицировать как жертвенную, объединенную по функции с серда-бом. Ниша, похожая по расположению на GE 40N, была обнаружена на Западном плато некрополя Гизы над шахтой G 2000 X (G 1903). Она имела малые размеры (высота 31, ширина 22 и глубина 21 см), содержала группу из двух статуй разного масштаба и датировалась VI династией .
Третья группа, самая малочисленная, -ниши, находящиеся в стене шахты, близко к ее устью (рис. 4). Такую нишу можно наблюдать только в шахте 2 гробницы ЬО 64, расположенной на участке работ РАЭ ИВ РАН в Гизе. Самый нижний слой в нише, расположенной в 64 см от устья этой шахты, содержал следы символических подношений (два конических куска ила, которые могли являться так называемым «ложным содержимым» пивных кувшинов) 3, а также небольшое количество древесного угля. Хотя оригинального заклада ниши не сохранилось и в основной части ее заполнения присутствуют фрагменты керамики, хроно-
Рис. 3. Скальные гробницы с нишами выше уровня пола культового помещения: 1 — гробница ОБ 12; 2 — гробница ОБ 58 (рисунок наш. — С. В.)
логически связанные с перемешанным вещевым материалом основной части шахты, находки в нижнем слое позволяют классифицировать данную нишу как жертвенную.
Остальные ниши на участке работ РАЭ ИВ РАН в Гизе не сохранили следов первоначального заполнения.
Следует заметить, что существуют шахты с несколькими погребальными камерами, например шахты 2 и 6 в скальной гробнице ОБ 19, расположенной на участке работ РАЭ. Вопрос происхождения и назначения многокамерных шахт достаточно подробно освещен в статье С. Е. Малых .
Анализируемые ниши могут быть как правильной прямоугольной формы, так и расширяться — иметь проход, ведущий в камеру. Входы в них встречаются различного размера: небольшого — всего 57 см в высоту
Подобные ниши также встречаются в других местах некрополей Гизы и Саккары, в культовых помещениях и шахтах мастаб и скальных гробниц.
В скальной гробнице Сенену (О 1608) на Западном плато Гизы, датируемой концом IV династии, был обнаружен заложенный каменными плитами сердаб, в котором находилась статуя 4. Сердаб сделан напротив
4 Архив Дж. Рейснера, фото Б8084_КБ, Б8086_КБ.
входа в культовое помещение, в ее южной стене, на одном уровне с полом и имеет высоту около 130, ширину 57 и глубину 58 см.
Другой пример расположения статуи в нише в скальном культовом помещении мастабы Инти-шеду (GSE 1915) в верхнем некрополе так называемого «кладбища строителей пирамид» в южной части Гизы, также датируется концом IV династии . Сердаб находится напротив входа в культовое помещение, на ее западной стене, и имеет высоту 92, ширину 68 и глубину 98 см.
В скальной гробнице Анху на западном плато Гизы, датируемой V-VI династиями, египетским археологом А.-М. Абу-Бакром
найдены две ниши на одном уровне с полом . Одна из них заложена сырцовым кирпичом, покрытым раствором; на этой стене была «ложная дверь». Примечательно, что она устроена на южной стене, а не традиционно — на западной. Вторая ниша также содержала погребение, но оно было разграблено.
В Гизе подобные ниши встречаются в шахтах, в одной из которых, например, было обнаружено погребение-тайник матери Хеопса — царицы Хетеп-херес I. На расстоянии около 7 м от устья шахты располагалась заложенная каменными блоками ниша, содержащая череп и ноги быка, два пивных кувшина, древесный уголь и два фрагмента
— С. В.)
базальта . Наличие в ней только даров позволяет отнести ее к категории жертвенных ниш. Датируемая правлением IV династии, она, вероятно, является одним из самых ранних сохранившихся объектов этого типа.
В шахте S 4215 мастабы Мениби на западном плато Гизы, недалеко от устья, находилась заложенная ниша, содержащая, кроме обломков статуй, миниатюрный косметический сосуд, медное лезвие и другие предметы . Наличие статуи и жертвенных даров позволяет отнести данную нишу к категории «жерт-
венная ниша + сердаб». Здесь мы наблюдаем совмещение функций в одной нише, о причинах чего речь пойдет далее.
Подобные ниши фиксируются различными авторами в шахтах недалеко от их устья в некрополе Саккары. Например, в гробнице Ичети, в нише шахты, рассматриваемой как сердаб и относящейся к правлению Пепи II, было обнаружено несколько деревянных статуй .
Следует отметить, что ниши, классифицируемые исследователями как сердабы, также встречаются в нижней части шахты -ближе к погребальной камере. Например,
К. Мышливиц пишет о двух нишах в шахте 32 гробницы Нипепи в Саккаре, фиксируемых вблизи ее дна, напротив входа в погребальную камеру. Одна из них содержала две небольшие деревянные фигуры и миниатюрные модели медных инструментов, а вторая — фрагменты шести деревянных статуэток высотой немногим более 30 см. Учитывая, что в руках статуэток замечены остатки посоха или скипетра, а лица имеют индивидуальные черты, вероятно, присущие владельцу погребения или самому Нипепи, можно говорить об использовании данных ниш как сердабов и жертвенных ниш, т. е. речь идет о совмещении функций .
Большинство обнаруженных в Гизе ниш в шахтах использовалось для погребений. Это было связано, с одной стороны, с уплотнением застройки некрополя и появлением многокамерных погребальных шахт при поздней V и VI династиях , а с другой — со вторичным использованием верхних ниш, вырубленных ранее и находящихся близко к устью шахты. Те из них, которые первоначально предназначались для жертвенных даров или для размещения статуи, позднее могли быть использованы для погребений.
Исследователи уделяли внимание в основном нишам, расположенным в шахте, а не в культовом помещении. Их считали предназначенными для жертвенных даров, для размещения статуй или погребений . Описание ниш, расположенных в культовом помещении, мы встречаем только в тех случаях, когда их содержание не вызывает вопросов, например в случае нахождения в них статуй или погребений.
Г. Юнкер предполагал, что ниша-сердаб, находящаяся в верхней части шахты, может быть «важным звеном в эволюции от установки статуй в сердабе к размещению их в погребальной камере» . Но, исследователь «не стал настаивать на точке зрения, что поголовно все верхние камеры следует считать жертвенными нишами или эквивалентами сердабов» . «Дж. Рейснер и С. Хассан в тех случаях, когда в камерах ничего не найдено, полагали, что верхние камеры были неза-
конченными. Об этом свидетельствовал и небольшой размер большинства таких камер -по площади в пределах 1 кв. м» 5.
Суммируя сказанное, отметим, что существует немало вариантов назначения ниш, а также их размещения. Для того чтобы понять первоначальное назначение данных объектов, не сохранивших идентифицирующих вещественных источников, следует определить признаки для их классификации, выявить, какие из них являлись «рабочими», а какие нет.
Скальная гробница ОБ 5 8 имеет две ниши, находящиеся на уровне пола культового помещения. Они не содержали каких-либо следов, говорящих об их назначении. Чтобы выявить рабочие классифицирующие признаки и определить назначение этих ниш, необходимо сравнить ниши в гробнице ОБ 58 с аналогичными архитектурными элементами, расположенными на уровне пола культового помещения в гробницах О 7836 и О 7823 (рис. 5). Ниши в гробнице ОБ 58 не имеют углубления для погребения тела — так называемого табута. Нет в них порожка и прохода, ведущего в камеру, часто встречающихся у ниш с погребениями. Гробница О 7836, кроме шахты Л, состоит из ниш Б, С, Б, Б, X. Все они имеют схожие габариты камер и место для положения тела (табут). Различие наблюдается только в расположении относительно уровня пола культового помещения двух ниш — Б и С. В нише Б скальной гробницы О 7836 отмечается такой же по габаритам табут, аналогичный с соседними нишами Б и С, у которых есть проход, ведущий в «камеру». Следовательно, можно предположить, что ниши Б, С и Б имели одно назначение. Более того, отсутствие прохода в нише Б говорит о том, что такой признак, как проход, не является обязательным для ниши-погребения. Вероятно, длина погребения (а) является признаком, определяющим назначение ниши, а не наличие ступеньки или табута в ней. Длина погребений (а) колеблется в пределах 98116 см, только ниша у шахты А в гробнице О 7823 имеет размер 81 см, но ее длина совпадает с размером погребальной камеры в шахте. Из всего этого можно сделать вывод, что такой признак, как длина камеры, явля-
5 См.: со ссылкой на: .
Рис. 6. Ниши в скальных гробницах с табутом и без: 1 — гробница ОБ 29; 2 — гробница ОБ 19; 3 — гробница ОБ 69 (рисунки и фото наши. — С. В.)
ется «рабочим». Поэтому ниши в гробнице ОБ 58 можно отнести к нишам-погребениям, учитывая их размер. Более того, длина погребальной камеры в близлежащей шахте ОБ 58-2 и располагающихся вплотную к ней ниш совпадают.
Одним из часто встречающихся признаков у ниш является вытянутое прямоугольное углубление в полу (табут). Для того чтобы определить его надежность как классифицирующего атрибута, рассмотрим скальную гробницу ОБ 69, в северной стене которой располагается ниша выше уровня пола предположительно с погребальной камерой, но без углубления в полу. Однако сравнение ее с другими гробницами восточного плато Гизы, например с ОБ 29 и ОБ 19 (рис. 6), также имеющими ниши выше уровня пола, но содержащие камеры с табутом, показывает, что углубление в полу в нише не явля-
ется обязательным признаком погребального объекта. Схожие размеры прохода, а также размеры камеры говорят об их одинаковом назначении — для погребения. Более того, обычно в большинстве погребений традиционной конструкции (т. е. имеющих шахту, ведущую в погребальную камеру) также нет углубления в полу в камере.
Расположение сердаба в западной или южной стене культового помещения было предпочтительным практически на всем протяжении Древнего царства. Но если при IV династии сердабы размещались исключительно в западной и южной стенах, то при V-VI династиях (при появлении входов в культовые помещения с юга и севера) возросло количество сердабов в северной и даже восточной стенах. Например, С. Хассан отмечал, что в большинстве случаев сердаб располагался за западной стеной напротив
входа в культовое помещение, в визуальной близости от «ложной двери» на ней и насколько возможно близко к шахте, ведущей в погребальную камеру, но в то же время сердаб не имел какой-то специальной ориентации .
Ниши в культовом помещении, классифицируемые как погребения по наличию табута и подходящей для погребения длине камеры, мы также встречаем практически во всех стенах культовых помещений. Например, в гробнице G 7836, датируемой правлением V династии, имеются ниши на всех стенах, кроме восточной.
В результате можно сделать вывод о том, что расположение ниши в культовом помещении, ее ориентация относительно входа в культовое помещение, шахты или «ложной двери» не могут быть надежными признаками для классификации ниши, особенно в конце V и при VI династии.
Для того чтобы понять предназначение незавершенных ниш, а также выяснить надежность такого признака, как размеры прохода в нее, нами было решено сопоставить габариты проходов ниш различного назначения, для чего был взят условный
размер по высоте — 80 см, соответствующий многим зафиксированным нами нишам (рис. 7). При сопоставлении выяснилось, что большинство ниш, определенных первоначально как ниши-погребения по наличию в них табута или имеющих размер камеры около 120 см, имеют схожую высоту входа в нишу. Из двенадцати ниш-погребений пять имеют высоту входа 80 см, еще пять — 85 см, всего одна высотой 75 см и одна — 175 см, которая, по-видимому, была переделана из сердаба. Является ли случайностью, что многие представленные проходы у ниш-погребений совпадают по высоте? Может быть, но не при таком количестве. Совпадающие размеры жертвенной ниши в шахте 2 скальной гробницы ЬО 64 (определенной нами именно так по совокупности данных) с размерами ниш, предназначенных для погребения, может говорить как об одном времени строительства, так и о существующей стандартизации строительных работ, когда ниши различного назначения делались схожего размера. В таком случае, возможно, их размеры могут являться датирующим признаком, но не классифицирующим.
Рис. 7. Сопоставление ниш различного назначения (рисунок наш. — С. В.)
Соответствие размеров ниши ОБ 40К (по назначению — это жертвенная ниша и сер-даб) размерам ниш-погребений наводит на мысль о ее вторичном использовании. Первоначально она могла вырубаться для погребения, о чем также говорит наличие в ней камеры длиной около 100 см, но впоследствии, судя по ее заполнению, она стала использоваться для жертвенных даров и размещения статуи.
В итоге большинство незавершенных ниш, учитывая совпадающие размеры с нишами-погребениями, расположение в гробнице (в западной стене), можно отнести к нишам-заготовкам для будущих погребений. Вероятно, схожий «стандарт» исполнения большинства этих объектов говорит об одном времени их создания.
Ниши в гробницах ОБ 12, ОБ 66, ОБ 68, встреченные на участке работ РАЭ ИВ РАН в Гизе, вырезаны поверх существующих «ложных дверей». Ниши в гробницах ЬО 65, ОБ 69, ОБ 64, ОБ 23, также на участке работ РАЭ, располагаются в западной стене культового помещения рядом с «ложными дверьми». Этот фактор может помочь датировке ниш, задавая нижнюю хронологиче-
скую границу их создания по стилистике «ложных дверей».
Сравнивая ряд входов в сердабы у гробниц Ниуджаптаха, G 1608 и Инти-шеду (рис. 7), можно обратить внимание на их вытянутые пропорции по высоте, в сравнении с нишами для погребений или жертвенных даров. Выбивающаяся из общего ряда высота входа в погребение гробницы G 1608 , составляющая 175 см, наводит на мысль о повторном использовании первоначального сердаба для погребения.
На данном этапе исследования выделяются следующие типы погребений в некрополях Гизы и Саккары по их размещению как в скальных гробницах, так и в шахтах (рис. 8).
Тип 1а — традиционный, наиболее часто встречающийся вид погребения, когда шахта ведет к одной погребальной камере.
Тип 1б — многокамерные шахты, когда одна шахта ведет к двум или более погребальным камерам.
Тип 2 — погребальная камера с неглубокой шахтой, в которой высота прохода в камеру почти равна глубине шахты.
Тип 3 — погребение, располагающееся на одном уровне пола культового помещения или чуть выше.
Среди сердабов можно выделить ряд типов по их размещению в скальных гробницах и шахтах.
Тип 1а — сердаб почти в полный рост человека, встроенный в стену скального культового помещения.
Тип 1б — в отличие от сердаба типа 1а представляет собой невысокую нишу в стене, находящуюся выше уровня пола культового помещения.
Тип 2 — сердаб, размещенный на одном уровне с устьем погребальной шахты.
Тип 3 — сердаб, встроенный в одну из стен погребальной шахты недалеко от ее устья.
Ниши для жертвенных даров в скальных гробницах и шахтах по нашей классификации представляют только один тип, в котором их расположение совпадает с расположением сердаба типа 3 — в стене погребальной шахты недалеко от ее устья.
Жертвенная ниша, объединенная с функцией сердаба, по нашей классификации имеет два типа.
Тип 1 — ниша, располагающаяся над устьем шахты; чаще всего совпадает по размеру и расположению с сердабом типа 2.
Тип 2 — ниша, встроенная в одну из стен погребальной шахты недалеко от ее устья; в большинстве случаев совпадает по размеру и расположению с сердабом типа 3.
В конце V — начале VI династии глубина шахты стала минимальной настолько, что вход в погребальную камеру размещался на уровне пола культового помещения или даже немного выше (тип 2) (GE 19-6, GE 15-3, GE 49-2, GE 31-2). По-видимому, в этот период также появляются погребения в нишах (тип 3), находящихся как на одном уровне с полом культового помещения, так и выше него (GE 57, GE 49, G 7836, G 7823). Встречаются случаи повторного использования сердабов для погребений . Сам факт того, что нередко ниши для погребений врезаны поверх уже сущест-
вующих «ложных дверей», и чаще всего достаточно грубо, говорит о том, что они являются поздними включениями.
На исходе V династии наряду с сердаба-ми высотой в полный рост (тип 1а) (гробница Ниуджаптаха, О 1608) начинают появляться ниши-сердабы (тип 1б) (гробницы Инти-шеду, Небетпеджу, Хуфуанха (О 4520)). Причин этого может быть несколько. Во-первых, тенденция к уменьшению статуй, размещаемых в сердабах, что ведет к уменьшению самих сердабов, во-вторых, поздняя встройка в культовые помещения дополнительного сердаба на небольшом оставшемся пространстве.
При VI династии сердабы начинали размещать в стенках шахт (тип 3) (гробницы Нипепи и Ичети в Саккаре), что скорее всего уже связано с другой причиной — желанием достичь большей надежности в сохранности статуи.
Жертвенные ниши в шахте встречаются достаточно редко, статистика по ним невелика. Вероятно, это связано с тем, что большинство таких ниш не сохранилось -разграблено или вторично использовано для погребения. Самый ранний случай помещения жертвенной ниши в шахте относится к IV династии (погребение-тайник царицы Хетепхерес I (О 7000Х). Ниша подобного назначения была также обнаружена нами в шахте 2 гробницы ЬО 64 (датирована V-VI династиями).
С конца V и при VI династии появляются ниши с объединенной функцией, например жертвенная ниша + сердаб (ОЕ 40К, Мени-би (шахта 8 4215)). Вероятно, это связано с уплотнением застройки в некрополе, нехваткой места для полноценного сердаба в культовом помещении гробницы, а также с постепенно появляющейся тенденцией переноса статуи ближе к погребению.
В целом, к концу Древнего царства мы наблюдаем масштабный рост количества скромных погребений, появление многокамерных шахт, погребений в нишах в культовых помещениях, а также планирование будущих погребений, о чем можно судить по наличию шахт и ниш-заготовок.
Возникновение ниш в гробницах, видимо, следует объяснять их планируемыми функциями. Появление погребений в нишах, а также значительное уменьшение глубины шахт связаны не только с необходимостью уменьшить затраты на изготовление погре-
бения, но и, в случае со скальными гробницами, нехваткой пространства ниже уровня пола культового помещения из-за складывающейся «многоэтажности» комплексов скальных гробниц, доходящей до четырех и более уровней в одном комплексе.
В итоге мы можем сделать ряд выводов. Так, анализ существующих ниш позволил выявить несколько их типов: ниши для погребения, ниши для размещения статуи (сердабы), ниши для жертвенных даров и ниши с совмещенной функцией — жертвенная ниша + сердаб. Удалось выяснить, что не всегда в нишах, предназначенных для погребения, присутствует порожек или углубление в полу, а длина камеры является наиболее надежным классифицирующим признаком. Сравнительный анализ размеров ниш, при их совпадении, может помочь выявить предполагавшееся назначение незавершенной ниши, особенно у ниш, находящихся в одной группе гробниц или в одном комплексе. Таким образом, ниши-погребения и ниши с объединенной функцией, появляющиеся в конце V — начале VI династии, задают датировку скальным гробницам, в которых они размещаются.
Список литературы
Ветохов С. В. Египетские скальные гробницы Древнего царства в Гизе: архитектурные элементы как инструмент датировки // Вестн. древней истории. 2016. № 2. С. 245263.
Малых С. Е. Сосуд и его содержимое: к вопросу об интерпретации некоторых древнеегипетских гробничных сцен эпохи Древнего царства // Вестн. древней истории. 2012. № 4. С. 122-133.
Малых С. Е. Шахты с несколькими погребальными камерами: проблема функционирования Гизехского некрополя в эпоху Древнего царства // Вестн. древней истории. 2014. № 4. С. 3-19.
Abu-Bakr A.-M. Excavations at Giza 19491950. Cairo: Government Press, 1953. 252 p.
Drioton E., Lauer J.-Ph. Un groupe de tombes a Saqqarah // ASAE 55. Le Caire: IFAO, 1958. P. 207-251.
Hassan S. Excavations at Giza 1930-1931. Cairo: Government Press, 1936. Vol. 2. 338 p.
Hassan S. Excavations at Giza 1931-1932. Cairo: Government Press, 1941. Vol. 3. 382 p.
Hassan S. Excavations at Giza 1933-1934. Cairo: Government Press, 1944. Vol. 5. 435 p.
Junker H. Giza VII. Der Ostabschnitt des Westfriedhofes. Erster Teil. Wien; Leipzig: Holder-Pichler-Tempski, 1944. 332 S.
Junker H. Giza IX. Das Mittelfeld des Westfriedhofes. Wien: Adolf Holzhausens Nachfolger, 1950. 315 S.
Reisner G. A. The Tomb of Hetep-Heres // Bulletin of the Museum of Fine Arts, Boston: Monthly, 1927. Vol. 25. P. 1-36.
Reisner G. A. A History of the Giza Necropolis. Cambridge: Humphrey Milford, Oxford Univ. Press, 1942. Vol. 1. 580 p.
Rzeuska T. I. Saqqara II. Pottery of the Late Old Kingdom. Funerary pottery and burial customs. Varsovie: Neriton, 2006. 596 p.
Список источников
Архив Джорджа Эндрю Рейснера. URL: http://www.gizapyramids.org (дата обращения 25.02.2016)
Материал поступил в редколлегию 29.02.2016
S. V. Vetokhov
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences 12 Rozhdestvenka Str., Moscow, 107031, Russian Federation
NICHES IN EGYPTIAN OLD KINGDOM ROCK-CUT TOMBS OF GIZA AS THE DATING FEATURE
Keywords: Ancient Egypt, Old Kingdom, Giza Necropolis, rock-cut tomb, offering niche, serdab, burial.
Abu-Bakr A.-M. Excavations at Giza 1949-1950. Cairo, Government Press, 1953, 252 p.
Drioton E., Lauer J.-Ph. Un groupe de tombes a Saqqarah . ASAE 55. Le Caire, IFAO, 1958, p. 207-251. (in Fr.)
Hassan S. Excavations at Giza 1930-1931. Vol. 2. Cairo, Government Press, 1936, 338 p.
Hassan S. Excavations at Giza 1931-1932. Vol. 3. Cairo, Government Press, 1941, 382 p.
Hassan S. Excavations at Giza 1933-1934. Vol. 5. Cairo, Government Press, 1944, 435 p.
Reisner G. A. The Tomb of Hetep-Heres. Bulletin of the Museum of Fine Arts. Boston, Monthly, 1927, vol. 25, p. 1-36.
Reisner G. A. A History of the Giza Necropolis. Vol. 1. Cambridge, Humphrey Milford, Oxford University Press, 1942, 580 p.