Православные Финляндии вступили в Страстную седмицу.
«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.» (Тропарь, 8-го гласа)
эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.
Из книги С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства, 1913 г.:
Страстная седмица.
Последняя седмица пред Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения, почему и называется Страстной. Она называется также Великой по знаменательности и великости совершившихся в ней событий. «В эту седмицу, — как учит святой Иоанн Златоуст,- разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех, снята клятва и отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с ангелами, преграда разделения отнята, границы взяты; Бог мира примирил небесное и земное.”
Богослужение этой великой по её внутреннему знаменованию и смыслу седмицы святая Церковь обставила и соответственным внешним величием, украсив его мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубокознаменательных, благоговейных обрядов. Все, что только в Ветхом Завете предъизображено или предсказано, а в Новом изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это святая Церковь сводит в один живой и величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужении Страстной седмицы.
Уже на вечерне в неделю Ваий святая Церковь приглашает верных от торжественного праздника Ваий стекаться на Божественный праздник таинства страстей Господних. Потом, с наступлением Страстной седмицы, святая Церковь, воспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, внимательным оком любви и благоговения следит, так сказать, за каждым шагом, вслушивается в каждое слово, даже входит и нас хочет ввести в самые душевные расположения грядущего на добровольную муку Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжение всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова воскресения.
В первые три дня святая Церковь усиленно приготовляет верующих к страстям Христовым. В эти дни на шестом часе положены чтения о таинственных видениях пророка Иезекииля, предвозвестивших основание на земле Церкви Иисусом Христом, Который, Сам испив всю горесть наших бедствий, сделал все эти бедствия для истинных Своих последователей сладкими, спасительными. Положенное на вечернях чтение из книги Исход посвящено воспоминанию бедственного положения народа Иудейского в рабстве Египетском, из которого народ этот был избавлен после того, как вкусил агнца — прообразование Пасхи. Этим воспоминанием святая Церковь внушает верующим, что гораздо тяжелее рабства Египетского рабство диаволу, от которого избавлены мы новою Пасхой — Христом, за нас пострадавшим.
Второе чтение за вечернями заимствуется из книги Иова. Безропотное перенесете всех тяжких бедствий и испытаний, ниспосланных по воле Отца Небесного на этого праведного мужа, служит прообразованием страданий Христа за грехи наши, а также дает нам урок безропотного перенесения скорбей и несчастий в нашей жизни. В соответствие с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Этим благовествованием святая Церковь также имеет в виду показать, что Иисус Христос во всех событиях Своей земной жизни открылся, как истинный Бог и истинный человек, и что только поэтому и Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно вспоминаются святой Церковью в те самые дни, в которые они совершались. В положенных в первые три дня Страстной седмицы на утрени и литургии преждеосвященных Даров особо избранных Евангельских чтениях святая Церковь просвещает верующих Евангельскими повествованиями о событиях каждого дня и назидает произнесенными в эти дни речами Спасителя и Его беседами. Таким образом, святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям, и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он непосредственным слушателям Своим в эти дни. Подготовляя верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя, святая Церковь всему вообще Богослужение первых трех дней Страстной седмицы придает характер преимущественной печали и трогательного сокрушения о нашей греховности.
С вечером среды оканчивается великопостное Богослужение и начинается ряд служб особенного знаменования и совсем иного состава; в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, наполняющего сердца верующих и отселе проникающего все Богослужение церковное, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — восторгают сердце, переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятое на кресте Святейшее Слово совоскресит с Собою и нас, погибающих. Полнотою священных повествований, глубоко-содержательных песнопений и, наконец, целым рядом благоговейных обрядов и священных обычаев святая Церковь в дни страстей Христовых осеняет душу христианина таким избытком чувств горестных и радостных, безгранично умилительных и животворных, что религиозное одушевление и вдохновенный восторг верующей души христианской в эти дни не поддается никакому описанию, его не в состоянии выразить никакое слово.
Последовательно развертывая поразительно-величественную повесть страстей Господних, Богослужение Страстной седмицы дает нам полную возможность мысленно переноситься в эти дни то в Иерусалим, то на гору Елеонскую, то в горницу Сионскую, то в Гефсиманию, то на Голгофу, то в вертоград Иосифа Аримафейскаго, то подобно женам мироносицам «зело рано” тещи ко гробу Спасителя, чтобы видеть Его живоносное воскресение. Теснейшим образом сближая нас с понесшим вольные страсти Спасителем нашим, Богослужение Страстной седмицы доставляет нам бесценную возможность мысленно созерцать потоки Его святейшей крови, пролитой за нас, и слышать как бы непосредственно из самых пречистых Его уст последние предсмертные речи и Божественные Его наставления. Словом, присутствуя в Страстную седмицу на службах церковных, живо представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную, так близкую сердцу христианина историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему.”
Вследствие этого Страстная седмица является знаменательнейшим временем в году, несравненно возвышающим душу христианина и настраивающим ее к принятие самых высоких идей и впечатлений, — временем, доставляющим обильную пищу для религиозной христианской мысли и небесное наслаждение и восторги верующему сердцу.
По свидетельству святого Иоанна Златоуста, первенствующие христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста; они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству безпримерные страдания. старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дел любви и милосердия; считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания пречистою кровию Непорочного Агнца, прекращали все тяжбы, судопроизводства в присутственных местах, сноры и наказания и даже освобождали на это время от цепей узников темничных, виновных не в уголовных преступлениях.
- Триодь Постная. Служба во Святой и Великий Вторник
- Песнопения Страстной седмицы
Великий Вторник: кесарю – кесарево
Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме, и фарисеи пытаются искусить Спасителя…
Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день в церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глубину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.
Последняя проповедь в Иерусалимском храме: «Кесарю – кесарево»
Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15), – говорил в этот день Спаситель апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф.26:2).
Вместе с тем, в Великий вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник замечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению». Мы можем лишь кратко остановиться на некоторых моментах этого евангельского повествования.
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф.24:1). Фарисеи, уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям. Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союзом с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф.22:16). Те же люди недавно говорили о Христе: Он не от Бога (Ин.9:16), Он обманывает народы (Ин.7:12); и даже: Ты самарянин, и бес в Тебе (Ин.8:48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа.
Фарисеи спросили Христа: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Ин.8:49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, – то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, – то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). Кроме глубокого духовного смысла (о том, что светская власть не имеет права вмешиваться в дела веры, а учение Христово выше любой политической идеологии), эти слова имели и неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати. Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Иудею, тем более, странно было бы стремиться сохранить у себя монеты с языческим изображением обожествляемого императора. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять божественной мудрости.
Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа, в первую очередь, в отношении его вождей, тех же фарисеев, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Надо заметить, что на словах фарисеи действительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф.23:3). Однако, подобная ревность питалась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а банальным властолюбием, корыстолюбием, тщеславием и лицемерием, т.е. желанием вместо того, чтобы жить подлинной жизнью в Боге, надеть на себя некую благочестивую маску, за которой можно спрятать свой лик, искореженный слишком человеческими страстями. Мы видим, как подобная внутренняя установка приведет к прямому богоубийству. Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям: Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порожденьями ехидниными (т.е. детьми гадюк, которые, по античным поверьям, прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет на них и других, не менее жестоких слов.
Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.
Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф.24:2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по Р.Х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя. Эсхатологические предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, столь свойственного человеку во все эпохи, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.
Притчи о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах
Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о рабах, неверном и благоразумном, и о десяти девах.
Господин покидает свой дом и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (Мф.24:49); другой исправно делает свое дело. Господин вернется неожиданно и благоразумного раба сделает управляющим имением, а с неверным поступит сурово: рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф.24:51).
Во второй притче ситуация для персонажей еще трагичней. Десять дев дожидаются прихода жениха: пять из них мудрые, – они заранее всё приготовили: взяли с собой светильники и запаслись маслом для них; остальные же, неразумные, понадеялись на то, что ждать жениха не придется, и масла с собой не захватили.
Жених же замедлил, неразумные девы уснули, светильники их погасли, а когда жених пришел в полунощи, они бросились искать масло, опоздали и застали уже закрытые двери. Так и любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя. При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени. Архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни».
Об этом же поется в тропаре первых трех дней Страстной седмицы: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».
«Се Жених грядет в полунощи»
Фото: https://flic.kr/p/25k58Bi
Современное православное богослужение в основе своей имеет устав древнейшей монашеской обители Ближнего востока — Лавры Саввы ОсвящЕнного. Этот мужской монастырь, основанный в пятом веке великим святым — Саввой Освященным, до сих пор существует. Обитель расположена на западном берегу реки Иордан на территории государства Израиль. Монахи здесь живут, как и века назад, ежедневно совершая богослужение и трудясь во славу Божию. Многие богослужебные песнопения, написанные в Лавре Саввы Освященного, звучат теперь в каждом православном храме. Об одном из них рассказывает священник Антоний Борисов.
Монахи, жившие в древности в Лавре Саввы Освященного, стремились создавать богослужебные песнопения на основании евангельского текста. Что не случайно — ведь монастырь расположен в Палестине — месте, где жил и проповедовал Иисус Христос. Города, природа, сам язык этой местности вдохновлял монахов на написание молитвословий, пронизанных духом новозаветного повествования. Видимо так и возникло одно из наиболее проникновенных песнопений Великого поста, названное по первым словам — «Се Жених грядет в полунощи». Вот его полный текст:
«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
Русский перевод песнопения звучит так:
«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Её молитвами) помилуй нас».
В основе песнопения лежит евангельская притча о десяти девах, подругах невесты, которые по ближневосточному обычаю вышли встречать жениха со светильниками в руках. Жених запаздывал с приходом. Масло в светильниках закончилось. И только у пяти дев из десяти имелся его запас. Притча называет Женихом Христа, а Его приход на пир сравнивает со Вторым пришествием. Девы — это всё человечество. Как видите, только часть его будет готова к приходу Спасителя.
Песнопение «Се Жених грядет в полунощи» поется в православных храмах в первые три дня Страстной седмицы — недели перед Пасхой. Страстная неделя — духовная подготовка к встрече с Христом Воскресшим, небесным Женихом, спешащим на Свое пасхальное торжество. А теперь давайте послушаем песнопение «Се Жених грядет в полунощи» в исполнении хора Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни.