Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.
Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих — мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.
Содержание
- Колокольня Ивана Великого
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Архангельский собор
- Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
- Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов
- Верхоспасский собор
- Церковь Рождества Богородицы на Сенях
- Города России на Putidorogi-nn.ru:
- Нашествие татар от 1219 до 1238 года
- Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
- Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
- Глава 4. Накануне. Русско-турецкая война 1569 года. Нашествие Девлет Гирея 1571 года
- Как государь всея Руси искал спасения в стогу сена: Крымское нашествие 1521 года
- События 1999 года.
- Март 1848 года. Революционные события в Копенгагене и Киле
- События 1848 года — упущенная возможность?
- 145. Сны 1953 года. Нашествие врачей-убийц. Яркий Хрущев — лидер блеклого и лживого антисталинизма
- IV. События 6 января 1905 года
- § 5. Нашествие на Русь войск Тимура и отражение этого события в памятниках общественной мысли
- События 1649 года. Продолжение борьбы
- События 1993 года — закономерный итог 1991-го
- Нашествие 1812 года
- 7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту
- Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва)
Колокольня Ивана Великого
Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп — высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.
В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.
Успенский собор
Главным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.
Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.
Благовещенский собор
Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.
Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.
Архангельский собор
Нынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектуры. Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.
Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Небольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.
За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй — артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.
Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов
Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода.
В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.
Верхоспасский собор
Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.
Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.
← МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ | МОСКВА → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
События 1472 года.Нашествие Ахмата
О нашествии ордынского хана Ахмата в 1480 году, закончившегося знаменитым стоянием на реке Угре, знают все: так Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Но то, что восемью годами раньше тот же Ахмат с большим войском вторгся на Русь, осталось за пределами широких масс читателей.
Вот вкратце как происходили по ТВ те события: в 1472 году по наущению Литвы Ахмат, кстати, племянник Махмета и двоюродный брат Касима и Ягупа, с большим войском вторгается в русские пределы. Иван III вместе с царевичем Данияром выезжает в Коломну, к войску. С братом Ивана III князем Андреем против ордынцев идет казанский царевич Муртоза.
Почему они выехали в Коломну, а не в Серпухов, это непонятно, так как в это время татары подошли к Алексину, и именно Серпухов лежит по прямой на дороге от Алексина к Москве, а Коломна расположена за СОТНЮ КИЛОМЕТРОВ К ВОСТОКУ. Прибыв в Коломну, Иван III к татарам не приблизился, а, наоборот, практически открыл им свободный путь на Москву.
Несмотря на то, что татары были еще очень далеко, а великий князь собрал громадное войско — 180 тысяч человек, мать Ивана III и его сын бегут из Москвы в Ростов.
Тем временем к Алексину наконец-то подходят русские войска во главе с братом князя Юрием. Войско Ахмата неожиданно поворачивает обратно и в панике бежит. Литовцы так и не пришли к своим союзникам татарам. Вот вкратце и вся история, УДИВИТЕЛЬНО похожая на события 1480 года, так что нет сомнений в том, что один из этих двух походов Ахмата ДУБЛИКАТ другого.
Все это очень и очень странно, но сейчас многое прояснится: вскоре после бегства Ахмата согласно ТВ умирает брат Ивана III князь Юрий. В это время сам Иван III с младшими братьями находится в Ростове. До возвращения великого князя не решаются хоронить тело Юрия, «которое,
В ПРОТИВНОСТЬ ОБЫКНОВЕНИЮ, четыре дня стояло в церкви Архангела Михаила».
Юрий скончался на 32-м году жизни скоропостижно и холостым. Так утверждает традиционная история. Впрочем, в этом ничего, казалось бы, странного нет, все ходим под Богом, но Юрий оставил завещание.
Завещание, на первый взгляд, обычное и довольно скучное. Но именно здесь те, кто правил летописи, основательно просчитались и вместо того чтобы доказать текстом этого завещания якобы обыденную правдивость сочиненной ими истории, сделали все наоборот.
Дело в том, что в этом завещании Юрий поручает братьям выкупить различные вещи, заложенные им, так как у него были долги. Но вещи для того и закладывают, чтобы потом самим выкупить, иначе их продали бы сразу и выгодней, и в завещаниях об этом не пишут. Вот вы сами, заложив что-то в ломбард, побежите писать об этом в завещании? Конечно, если вы тяжело и всерьез заболели, то такое возможно, да и то лишь теоретически. НО ЮРИЙ УМЕР ВНЕЗАПНО, МОЛОДЫМ И ЗДОРОВЫМ.
Что же произошло на самом деле? Вот реконструкция альтернативной истории. Царевич Данияр, сын Касима, он же Даниил Васильевич Ярославский, он же Андрей Меньшой, бежит в Орду к хану Ахмату (в другой транскрипции Ахмету, это одно и то же), который дает ему войско. Силы Юрия=Ягупа разбиты, а сам он убит. Москва и весь юг захвачены Данияром=Андреем Меньшим. Но север и северо-запад с городами Ярославлем и Переславлем еще остаются под контролем братьев Юрия — Андрея Большого, Бориса и их племянника Федора Юрьевича, сына погибшего Юрия.
Кстати, если вы спросите, где же здесь Иван III из ТВ? Отвечу: до 1472 года он соответствовал Юрию=Ягупу, а затем — Данияру=Андрею Меньшему, то есть очередному татарину на великокняжеском столе.
И вот здесь на исторической сцене появляется царевна Софья, племянница последнего византийского императора. Согласно традиционной истории в 1469 году папа Римский решил отдать Софью за великого князя Ивана Ш с целью династического брака для давления на турок. Посол великого князя Иван Фрязин вместе с Софьей 24 июня 1472 года выехал из Рима, 21 сентября они уже были в Ревеле (ныне Таллинн). 12 ноября Софья въехала в Москву и в тот же день обвенчалась с Иваном III.
В это же самое время был арестован княжеский посол Иван Фрязин. Оказывается, венецианский дож (правитель Венеции) отправил вместе с ним в Москву посла, который далее должен был ехать к хану Ахмату с целью склонить последнего к войне с Турцией. Фрязин выдает посла Тревизана за своего племянника, но эта ложь раскрывается. Фрязин арестован, а Тревизан приговорен к смертной казни, но в последний момент ее отменяют.
Итак, обратите внимание:
1. Посол из Венеции едет к хану Ахмату через Москву (а может, все-таки конечная цель его поездки — Москва?).
2. Едет инкогнито. Значит, кого-то опасается?
3. Иван Фрязин и Иван Тревизан — не одно ли и то же лицо? Тем более, буквы «ф» и «т» зачастую друг в друга переходят. Тревизан = Фревизан, а это уже почти Фрязин. Кстати, эта история закончилась тем, что Тревизана освободили и выслали (в Италию), а Фрязин… уехал в Италию. Но если это одно и то же лицо, то вся вышеописанная история с Фрязиным и Тревизаном уже явная выдумка. Далее, вскоре после этого умирает митрополит Филипп. Ко всему прочему именно в этот период, по мнению современников, в характере Ивана III произошли резкие перемены.
Но если традиционная история доказала свою несостоятельность, то как эти события объяснит альтернативная версия? Очень просто.
Папа Римский решает отдать царевну Софью за сына Юрия (т. е. Ягупа, но для Папы он предстает с христианским именем Юрий) князя Федора Юрьевича (а не за Ивана III по ТВ), наследника престола. Еще раз напомню, что по альтернативной версии места для Ивана III нет, под этим именем выводится очередной татарин, захвативший власть на Руси.
Софья достигает берегов Прибалтики 21 сентября. Юрий=Ягуп был убит примерно 23 августа, но известия об этом до Ревеля еще не дошли. Поэтому ничего не подозревающая Софья едет в Москву. 11 октября она прибывает в Псков, где находившийся с ней папский легат узнает о поражении и смерти великого князя Юрия (Ягупа), отца жениха Софьи Федора. Федор Юрьевич теперь не наследник престола, а просто племянник при правителях — дядях Андрее Большом и Борисе, да и правителей не всей Московии, а только ее северо-западной части. Этот папский легат решает вопрос с браком отложить, за что Федор Юрьевич приказывает делегацию схватить, а самого легата Тревизана (или Фревизана), а по-русски — Фрязина, казнить.
Между тем, укрепившись в Москве и соседних городах, Андрей Меньший в 1473 году казнит митрополита Филиппа, верного слугу Юрия и продолжает захват новых земель. На его сторону переходит крупный военачальник покойного Юрия князь Холмский, который за все свои предыдущие действия заслужил гнев Андрея=Данияра, но последний его прощает, взяв взамен с него клятвенную грамоту верности. В этом ему помог и новый митрополит Геронтий. Следуя примеру Холмского, к Андрею переходят еще ряд воевод — князей.
Несмотря на явные успехи, у Андрея Меньшего (Данияра) не все благополучно. В качестве платы за ордынскую помощь в Рязанском княжестве утвердился сын Ахмата царевич Муртаза.
Наконец, для Андрея Меньшого пришло время разобраться с оппозиционным ему Ярославлем.
В 1477 году великий князь ведет войска на мятежный Север. Из Ярославля к нему едут послы — архиепископ, сыновья Бориса — Василий и Иван и второй сын покойного Юрия — Иван (Патрикеев) с целью заключения мира (ТВ: «На другой день послы новгородские были с дарами у брата Иоаннова, Андрея Меньшого, требуя его заступления»).
Но великий князь отказывается от переговоров, продолжая поход (ТВ: «Иоанн в тот же день велел Холмскому, боярину Федору Давидовичу, князю Оболенскому-Стриге и другим воеводам под главным начальством брата его, Андрея Меньшого, идти из Бронниц к Городищу и занять монастыри, чтобы новгородцы не выжгли оных. Воеводы перешли озеро Ильмень по льду и в одну ночь заняли все окрестности новгородские»).
Андрей Большой и Борис уже предлагают стать его данниками (ТВ: «Предлагаем государю ежегодную дань со всех волостей новогородских, с двухсот гривну»).
Но Андрей Меньшой непоколебим: он хочет быть не сюзереном, а полновластным владельцем всей Северо-Восточной Руси, тем более, что Ярославль несколько лет назад уже был в его власти (ТВ: Бояре донесли о том великому князю и вышли от него с следующим ответом: «Ты, богомолец наш, и весь Новгород признали меня государем; а теперь хотите мне указывать, как править вами?»)
Борис и Андрей Большой бегут на литовскую границу в Великие Луки. Ярославль взят в кольцо и в 1478 году сдался. В городе началась резня, из-за множества трупов разразилась эпидемия. Когда немногие оставшиеся в живых ярославцы начали возвращаться на пепелища, а Андрей Меньшой продолжил резню. Кто уцелел, тех отправили в рабство. САМЫЙ КРУПНЫЙ русский город был опустошен. Впрочем, ненадолго; вскоре туда стали переселяться жители Московии и татары. Но с исторической памятью о Ярославле как древней русской столице было практически покончено.
Как вы думаете, что ЕЩЕ нужно было сделать, чтобы покончить с Ярославлем — Великим Новгородом и памятью о нем? Жители перебиты и рассеяны, документы сожжены, стены и крупнейшие соборы уничтожены. Но остаются еще могилы, отнюдь не молчаливые свидетельства былого величия города. Могилы ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ. Их тоже уничтожают, но не все. В Ярославле был похоронен отец нового великого князя — Касим. Его гробницу сын перевез в Москву, где он и перезахоронен. Гробница сохранилась в Архангельском соборе Москвы — усыпальнице великих князей и царей, причем находится отдельно от других. Под каким именем он похоронен? Под именем некоего ВАСИЛИЯ ЯРОСЛАВИЧА. Как это объясняет традиционная история? По ее версии, речь идет о князе Василии Ярославиче Боровском, умершем в 1483 году в заточении, в котором он провел почти тридцать лет. За что же узнику, врагу, не члену правящей династии (по ТВ не был даже потомком Дмитрия Донского) оказана честь быть похороненным среди великих князей? Да и дата смерти на его захоронении — почему-то 1462 год (а не 1483 год)! Зато по альтернативной версии это год смерти Касима, который был Василием, т. е. правителем, басилевсом, а столицей его был Ярославль. Отсюда и имя: Василий Ярославич.
Вероятно, намного раньше захвата Ярославля Андрею Меньшому досталась и царевна Софья, которую он и взял себе в жены. У татар практиковалось брать в жены вдов своих братьев, в том числе и убитых ими. А Софья была женой его двоюродного брата Федора Юрьевича.
Я не думаю, что она сильно переживала. В принципе она давно была морально к этому готова. Софья была дочерью Фомы, брата последнего византийского императора. Другой брат императора, Дмитрий, добровольно отдал свою дочь в сераль турецкому султану, перейдя к тому на службу.
По традиционной версии к 1478 году Софья, жена Ивана III, родила трех дочерей: Елену, Феодосию и… вторую Елену. Не много ли Елен? Через несколько лет она рожает… вторую Феодосию.
Реально же все проще: первые Елена и Феодосия были от ее брака с Федором Юрьевичем, а остальных детей она родила от других мужей, ибо новому ее мужу было суждено жить недолго. Наступил 1480 год.
Следующая глава >>
Нашествие татар от 1219 до 1238 года
Нашествие татар от 1219 до 1238 года Если, читая эту историю, вы, милые дети, часто жалели о несчастьях нашего бедного Отечества, если вас огорчало то, что приходилось терпеть нашим добрым предкам, то вы вдвое больше будете огорчены теперь: ни злые кудесники, ни дикие Печенеги и
Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года Наконец, мы дошли до самого знаменитого из наших старинных государей, до великого князя Иоанна III. Он освободил нас от жестокой власти Татар, он возвратил нашему Отечеству его прежнюю славу; наконец, он
Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года Иоанн, назначенный Богом воскресить наше Отечество к славе и счастью, никогда не поступал необдуманно и неосторожно. Прежде всего он долго обдумывал свое намерение, рассуждал о том, как лучше его исполнить, готовил все
Глава 4. Накануне. Русско-турецкая война 1569 года. Нашествие Девлет Гирея 1571 года
Глава 4. Накануне. Русско-турецкая война 1569 года. Нашествие Девлет Гирея 1571 года В конце 60-х годов XVI века была организована антирусская коалиция из Турции, Крымского ханства, Польско-Литовского государства и Швеции. Россия должна была быть атакована с запада, юга и востока.
Как государь всея Руси искал спасения в стогу сена: Крымское нашествие 1521 года
Как государь всея Руси искал спасения в стогу сена: Крымское нашествие 1521 года Будучи подростком, очень сложно удержать власть над взрослыми, искушенными в интригах людьми. Командовать полком в 16 лет красиво в литературных легендах, на практике это оборачивается
События 1999 года.
События 1999 года. Попытаемся реконструировать события, предшествующие июлю 1999 года. Основная идея — аналогичные события уже происходили на памяти человечества в эпоху Матриархата, поэтому их следы сохранились в так называемых суевериях народов Евразии. Наше время можно
Март 1848 года. Революционные события в Копенгагене и Киле
Март 1848 года. Революционные события в Копенгагене и Киле В декабре 1847 г. Кристиан VIII дал указание разработать либеральную конституцию. Проект был подготовлен к началу нового года, но его так и не удалось обсудить в Государственном совете, поскольку у короля произошло
События 1848 года — упущенная возможность?
События 1848 года — упущенная возможность? Общая атмосфера политического возбуждения и ожидания сгустилась до предела с избранием папы Пия IX в июне 1846 года. Он был сторонником прогресса и реформатором, симпатизировавшим идеям Джоберти. А почему бы нет, коль скоро
145. Сны 1953 года. Нашествие врачей-убийц. Яркий Хрущев — лидер блеклого и лживого антисталинизма
145. Сны 1953 года. Нашествие врачей-убийц. Яркий Хрущев — лидер блеклого и лживого антисталинизма — Мне долго снилась война. Пока не перестала зимой 1953 года, когда по нарастающей взвилась «антикосмополитическая» кампания. Началось еврейское «дело врачей». Зима 1952–1953-го.
IV. События 6 января 1905 года
IV. События 6 января 1905 года События 6 января 1905 года во время крещенского парада. Рабочие волнения. Зубатовщина. Усмирение рабочих 9 января. Убийство вел. кн. Сергея Александровича 4 февраля в Москве. Влияние этого события на вел. кн. Елизавету Федоровну. Посещение ею в тюрьме
§ 5. Нашествие на Русь войск Тимура и отражение этого события в памятниках общественной мысли
§ 5. Нашествие на Русь войск Тимура и отражение этого события в памятниках общественной мысли О нашествии на Русь в 1395 г. войск Тимура в летописных сводах сохранилась повесть в нескольких вариантах. Наиболее кратко это событие изложено (неправильно под 1398 г.) в
События 1649 года. Продолжение борьбы
События 1649 года. Продолжение борьбы В результате событий 1648 года поняли и поляки, что восстание Хмельницкого далеко вышло за пределы прежних казацких «бунтов» и превратилось в гражданскую войну, грозящую отпадением от Польши обширных богатейших территорий.А потому
События 1993 года — закономерный итог 1991-го
События 1993 года — закономерный итог 1991-го Д. В. Лобанов: Виктор Алексеевич, мы сейчас готовим проект, в первую очередь интернет-проект, посвященный событиям двадцатилетней давности — распаду Советского Союза. В связи с этим берем интервью у тех немногих, которые
Нашествие 1812 года
Нашествие 1812 года Подвиг солдат генерала Раевского под Салтановкой. Художник Н. Самокиш.
7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту
7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту 1) Тит Ливии сообщает, что именно галлы напали на римлян. Говорится о «ГАЛЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ», см. выше. В ответ на вторжение галлов римляне собирают войско,
Основные тенденции в литературе и искусстве. Со второй половины ХIV века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство. Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием. В тоже время, совершенно очевидна тенденция к отходу от ортодоксального христианства и усиление чисто русских традиций, накопленных в период домонгольского завоевания, включая древнеславянскую культуру.
Литература и общественная мысль. Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над внешним врагом не могли не оставить глубокого следа в русской литературе. Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве талантливых русичей. Идея национальной независимости, готовности защитить отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества произведений этого периода.
Самым совершенным литературным памятником, наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина». Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле – «за Доном». «Задонщина» стала поэтическим прославлением русской победы на Дону. Автор повествует о бедах русской земли, скорбит о погибших, воздает хвалу победителям. Заключительную часть произведения пронизывает уверенность в непоколебимости Руси. Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном, и в идейном отношении. Сопоставляет события в «Слове» и в современной ему действительности.
Куликовской битве было посвящено «Сказание о Мамаевом побоище», появившееся в первой половине ХV века. «Сказание» было весьма популярно в ХVI и ХVII веках. Оно сохранилось более чем в ста списках и восьми основных редакциях. Многие рукописи украшены миниатюрами, изображающими основные события. В тексте подлинные исторические факты соседствуют с придуманными. Видимо, автору важнее всего было подчеркнуть единство Руси, которое стало основой блестящей победы.
Во многих регионах страны (Тверь, Рязань, Смоленск) появляются сложные литературные произведения на основе многочисленных народных преданий, связанных с борьбой против иноземцев.
В устном народном творчестве широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным богатырям пришли реальные исторические лица. Песни посвящались конкретным событиям. В рассказах о взятии Казани воспевались пушкари, их находчивость и мастерство. Исключительно популярны были народные герои. Простой русский человек побеждает хвастливого иноземного князя Кострюка. Множество песен сложено о Ермаке – смелом атамане, выходце из народа, который присоединил Сибирь к Русскому государству, был активным противником бояр. Народ пытается дать свою оценку русским правителям, их конкретным делам.
По прежнему, много внимания уделяется летописанию. Уже в начале XV века была составлена большая московская летопись – «Троицкая», которая сгорела в пожаре 1812 года и была восстановлена ученым М.Д. Приселковым на основании многолетних изысканий. 10 томов объемом около 9000 листов составил Лицевой летописный свод – самое крупное произведение подобного рода средневековой Руси. Обширные летописи появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. По богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.
Новгородский архиепископ Макарий еще при Василий III задумал собрать, систематизировать и переписать в двенадцати огромных фолиантах «все святые книги… которые в русской земле обретаются». Совершенно очевидно, что Макарий не только хотел сохранить ценное литературное наследие, но, прежде всего, определить круг чтения православных, регламентировать духовную жизнь, «уберечь» их от нежелательной, вредной литературы. Этот колоссальный труд был назван «Великие Минеи Четии», завершен в 1541 году. Сюда вошли более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному месяцу.
Ярким примером нравственно-воспитательных произведений может служить «Домострой» – свод рекомендаций, наставлений в благочестии, чисто практических советов. Составителем основной редакции «Домостроя» (существовал еще ранний, новгородский вариант) был священник кремлевского благовещенского собора Сильвестр, духовный наставник Ивана IV в отрочестве и юности. 64 главы книги включают «духовное строение» о почитании веры, «мирское строение» об организации семейной жизни, «домовое строение» о ведении хозяйства. Здесь можно почерпнуть сведения о том, как строить дом, как принимать гостей, как отцу семейства лучше относиться к домочадцам и челяди, чтобы воцарился мир и порядок. Хозяйкам давались практические рекомендации по ведению хозяйства.
В конце XIV – начале XV века на Руси появляется множество переводных сочинений. В 1518 году великий князь Василий III пригласил в Москву афонского монаха Максима для перевода Толкового псалтыря. В России его прозвали греком. Максим Грек был из знатного рода, получил прекрасное образование, до пострижения в монахи много путешествовал.
Именно в России Максим Грек состоялся как писатель, публицист, философ. Многие сведения в древнерусские книги попали благодаря его переводам. Непреходящее значение имеют его собственные работы – «О пришельцах философах», «Беседования о пользе грамматики», «Беседа души и ума». Его труды переписывали и изучали по всей Руси. А в келье кремлевского Чудова монастыря собирались московские просвещенные люди, жаждущие знаний.
Слишком большой авторитет Максима Грека напугал официальную церковную власть, тем более, что философ был сторонником «нестяжателей». По ложному доносу он был арестован и долгое время содержался как узник в различных монастырях.
Дальнейшее развитие литературы и просвещения было связано с открытием первой типографии на Руси в 1536 году. Ее организовал Иван Федоров – человек незаурядных способностей, энциклопедист и просветитель, художник и писатель, изобретатель и разносторонний мастер, умелец, владевший многими ремеслами. Он умел отливать пушки, изобрел многоствольную мортиру и первый печатный станок.
В 1564 году Иван Федоров вместе с ближайшим другом и помощником Петром Мстиславцем выпускает в свет «Апостола» – первую точно датированную русскую книгу, которая, безусловно, претендует на роль эталона печатной продукции. Издатели провели тщательное редактирование, не было ни одной опечатки. Шрифт, украшения, иллюстрации хорошо продуманы и аккуратно выполнены. Издание готовилось 10 лет. Вслед за «Апостолом» был издан «Часовник», надолго ставший основной учебной книгой. Во второй половине XVI века появились около 20 печатных изданий.
Калита – прозвище, произошло от слова кошелек; по одной версии, он был очень скуп и недоверчив, всегда носил на поясе кошелек, по другой – кошель ему нужен был для раздачи милостыни бедным.
Духовным вождем «нестяжателей» стал Нил Сорский. Его последователи – Вассиан Патрикеев, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Максим Грек. «Нестяжатели» критикуют церковь, в особенности монастыри, которые увлеклись «земными богатствами» (монастыри даже занялись ростовщичеством), проповедуют аскетизм, нравственное самоусовершенствование.
Духовный вождь игумен Иосиф Волоцкий призывал к укреплению монастырей, высказывал идею превосходства духовной власти над светской.
Начало еретическим движениям было положено в вольнолюбивом Новгороде, затем они распространяются и на другие города. Среди самых массовых и популярных – новгородские «стригольники», движения возглавляемые Матвеем Башкиным и Феодосием Косым.
Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва)
Описание:
Центральное благочиние Московской городской епархии
История
Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село).
Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг.
15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин), в 1989 г. причисленный к лику святых.
В феврале 1918 г. создано братство Храма Христа Спасителя. В 1922-1923 гг. храм захватили обновленцы, в 1931 г. он был закрыт. По распоряжению И.В. Сталина 5 декабря 1931 г. храм взорвали, на его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».
В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря была построена временная часовня Державной иконы Божией Матери, разобранная впоследствии.
7 января 1995 г., в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил чин закладки храма.
14 апреля 1996 г. была совершена Пасхальная вечерня — первое богослужение под сводами восстановленного храма, 19 августа Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол нижнего храма — Спасо-Преображенского, после чего в храме были возобновлены регулярные богослужения.
К декабрю 1999 г. были полностью завершены росписи храма, 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение главного престола верхнего храма.
19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архиереев совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя.
В стилобатной части размещаются музей храма, Зал церковных соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.
Престолы
Верхний храм: главный престол освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела — в честь свт. Николая МИрликийского, северного — св. блгв. кн. Александра Невского.
Нижний храм: центральный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, южный — прп. Алексия, человека Божия, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.
В комплекс храма также входит церковь Державной иконы Божией Матери.
Святыни
Частица Ризы Господней, гвоздь Креста Господня, частица Ризы Богородицы; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, свт. Григория Богословаравноап. кн. Владимира, глава и частица мощей свт. Иоанна Златоуста, мощи свт. Филарета, митрополита Московского, частицы мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, прп. Марии Египетской, прп. Михаила Малеина, вмч. Феодора Стратилата, вмц. Евфимии Всехвальной, прп. Евфросинии Московской; один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери, чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери и др.
Богослужение
Ежедневно в будние дни Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По воскресным дням Литургия в 10.00. Исповедь начинается за час до начала Литургии.
***
Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Страна: Россия Город: Москва Адрес: 119034, г. Москва, ул. Волхонка, д. 15 Телефон: +7(495) 637-12-76 Web-сайт: www.xxc.ru E-mail: info@xxc.ru Ключарь: Михаил Рязанцев, протоиерей