В холодную пору, в местности, привычной скорей
к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем
к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти…
И. А. Бродский
Царь Ирод, наместник римского императора Августа, повелел провести всенародную перепись населения, чтобы узнать точное число людей, живущих на завоёванных римлянами землях. Каждый житель должен был прийти в город своих предков для переписи. Толпы израильского народа потянулись в Вифлеем, город Давида. В их числе были Иосиф, происходивший из рода Давида, и его жена Мария. Им предстоял нелёгкий путь из Назарета через всю страну с севера на юг, по горным местностям и через пустыню.
Мария, ожидавшая ребёнка, была сильно измучена утомительной и долгой дорогой. И вот, наконец, поздно вечером они пришли в Вифлеем. Там было уже столько народа, что нигде не осталось места для ночлега. Мария и Иосиф укрылись в вертепе (одной из пещер), куда во время ненастья пастухи загоняли свои стада.
Святая Пещера Рождества. Базилика Рождества Христова, Вифлеем.
Всё было там убого, скудно, просто; Ночь; душный хлев; тяжёлый храп быка… В. Ф. Ходасевич. «Мечта моя! Из Вифлеемской дали…»
Вдруг произошло нечто странное: остановился небесный свод, животные перестали жевать, пастухи замерли. Всё оцепенело. Только высоко в небе горела яркая Вифлеемская звезда, предвещавшая рождение Сына Божьего, Иисуса Христа. Спеленала Мария первенца и положила в ясли (ящик для корма скота). Они и стали первой колыбелькой младенца.
Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространённый, чем рождение Христа. Слишком велико и значительно было это событие в жизни людей, не случайно именно от него человечество ведёт отсчёт новой эры (н. э.). Событие это вобрало в себя, по словам поэта Б. Л. Пастернака, «все мысли веков, все мечты, все миры». Оно предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, иконах и картинах, в скульптуре, поэзии, музыке и книжной миниатюре. Но как по-разному видели этот сюжет художники!
Рембрандт. Святое семейство. 1645 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Конечно, в его художественном воплощении было нечто общее, объединявшее все произведения. Основой для каждого были евангельские рассказы Матфея и Луки и несколько преданий, уходящих корнями в глубокую древность. Ещё первые христиане, гонимые римскими наместниками, изображали Рождество Христово на стенах катакомб, в одной из которых сохранилась фреска III в. — первое произведение, запечатлевшее это знаменательное событие. С IV в. в связи с распространением христианства этот сюжет становится излюбленным и наиболее популярным. Многие детали (ясли с младенцем, три волхва, осёл и вол, заглядывающие в ясли) почти всегда будут присутствовать в произведениях искусства.
Название картины Рембрандта «Святое семейство» настраивает нас на восприятие священного таинства. Между тем автор явно стремится воссоздать в ней будничную атмосферу: Иосиф занят своим привычным делом, а Мария заботливо присматривает за спящим ребёнком… Ощущения фантастичности происходящего автор добивается за счёт использования световой моделировки фигур. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В эпоху Византии был выработан устойчивый канон, которому должен был строго следовать каждый художник. Именно его и унаследовало древнерусское искусство. К сожалению, время не сохранило многих памятников древнерусской иконописи и фресковой живописи.
Эпоха Средневековья внесла новые элементы в изображение сюжета Рождества Христова. Волхвы из жрецов превратились в царей в праздничных одеждах с богатыми и щедрыми дарами. Теперь их сопровождает многочисленная свита, а пастухи несут свои нехитрые подарки младенцу Иисусу. Сама же Дева Мария чаще изображается стоящей на коленях перед маленьким сыном, поклоняясь ему.
А вот в эпоху Возрождения художники переведут сюжет Рождества Христова в реальную действительность. Теперь местом действия станет не пещера, а некое строение, напоминающее хлев. Участников события будут наделять чертами современников, оденут по моде того времени. Природа, служащая фоном, больше напоминает родные художнику пейзажи. И всё же это событие остаётся исполненным величественного смысла. Никогда художники не сводили его к обычным житейским, бытовым сценам.
На этой странице материал по темам:
-
Содержание
- Библейский текст про рождество
- Библейские сюжеты в искусстве
- История искусства разных эпох доклад
- В чем особенность воплощение сюжет рождение христа в произведениях
- Произведение искусства библейского сюжета с автором
- Что рассказывает Библия о чудесном рождении Христа?
- Почему сюжет Рождества Христова был так популярен в искусстве?
- В чём особенность воплощения сюжета Рождества Христова в произведениях изобразительного искусства в эпохи Средневековья и Возрождения?
Библейский текст про рождество
-
Библейские сюжеты в искусстве
-
История искусства разных эпох доклад
-
В чем особенность воплощение сюжет рождение христа в произведениях
-
Произведение искусства библейского сюжета с автором
Вопросы по этому материалу:
-
Что рассказывает Библия о чудесном рождении Христа?
-
Почему сюжет Рождества Христова был так популярен в искусстве?
-
В чём особенность воплощения сюжета Рождества Христова в произведениях изобразительного искусства в эпохи Средневековья и Возрождения?
3-2-5 «О России петь, что стремиться в храм»
Тема: Святые земли русской
Цель: продолжать знакомство со святыми земли русской.
Задачи:
— углубить знания обучающихся о святых русской земли, расширять их кругозор.
— развивать умение работать с музыкальными терминами.
— способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.
Музыкальный материал: » Величания святому благоверному князю А. Невскому».
» Вставайте, люди русские!» из кантаты » А. Невский»; песнопение о Сергии Радонежском; величание «Баллада о князе Владимире».
Планируемые результаты:
Предметные:
Иметь представление о молитвенном песнопении.
Метапредметные:
познавательные:
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
Сравнивать и обобщать информацию.
коммуникативные:
Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач.
Аргументировать свою точку зрения.
регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Осуществлять самоконтроль деятельности.
Оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
Личностные:
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов святых.
Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
(Ответы учащихся)
— Правильно, мы беседовали о празднике «Вербное воскресенье».Вспомните, какие музыкальные произведения мы слушали? (Ответы учащихся)
— Я вижу, вы выполнили домашнее задание и нарисовали иллюстрацию к песни «Вербочки»
Сообщение темы и цели урока.
— Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать произведение.
Слушание » Величания святому благоверному князю А. Невскому».
— Что это за произведение? Кто запомнил?
— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
— Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской.
— А кто такие святые?
Повторение ранее изученного материала.
— Какое произведение написал С.С. Прокофьев об А. Невском?
— Что такое кантата?
— С каким другим словом схоже слово » кантата»?
— Что такое кант?
— Когда начали сочинять канты? При каком императоре?
— Давайте исполним кант. ( Виват!» — движение мелодии рукой).
— Что означает » Виват?»
— Значит, из какого языка к нам пришли эти понятия?
— Где исполняют кантату?
Исполнение темы из хора » Вставайте, люди русские!» из кантаты » А. Невский».
— Ребята, как вы думаете, за что А. Невского называем святым благоверным князем?
— Давайте исполним хор » Вставайте, люди русские!» из кантаты
» А. Невский». Как нам нужно петь? Для чего именно так?
Просмотр видеофрагмента из фильма » Александр Невский».
— Как вы думаете, какие качества А. Невского помогли ему победить крестоносцев? — Какие качества вы хотели бы у него перенять?
— Во втором классе мы с вами говорили еще об одном святом Руси. Это отрок
Варфоломей.
— Что это за святой? Кому он покровительствует?
— Кто может обращаться к нему за помощью?
— Народ также сложил песнопение о Сергии Радонежском.
— Как звучит?
Изучение нового материала.
— Сегодня мы поговорим об одном очень важном моменте истории нашего государства – Крещении Руси.
10 веков назад на Руси была языческая вера, у людей было много богов. Княгиня Ольга, которая правила в то время, отправилась в Византию и стала первой христианкой, т.е. крестилась. А её внук – Князь Владимир ( Красное солнышко) крестился тоже и в 988 году крестил русский народ в реке Днепр, на которой стоит город Киев. В те времена столицей России был город Киев. А сейчас какой город является столицей России?
Княгиня Ольга и её внук Князь Владимир также стали святыми земли русской.
— Святой – значит Божий, и христианская Церковь канонизирует посмертно тех людей, чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящими от останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему. Каждый святой – уникальная и прекрасная личность, и Церковь канонизирует святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.
— Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые вы сейчас видите, являются фрагментами росписи
В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.
В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь.
О них также сложены разные песнопения. Послушаем величание.
Слушанье «Величания»
— Как звучит? ( спокойно, величаво, распевно).
Величать – значит, славить, восхвалять. Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.
В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев.
В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых.
Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.
В 4 классе вы познакомитесь с другими святыми и узнаете, что такое стихира.
А сейчас давайте разучим фрагмент «Величания»
Вокально-хоровая работа
Распевание. Разучивание фрагмента » Величания».
Итог урока.
— За что князя Владимира и княгиню Ольгу почитает народ?
— Кстати, Александр Невский – это пра-правнук Князя Владимира.
За сегодняшний урок мы с вами много повторили и узнали нового. Давайте проверим, все ли вы запомнили. Для этого предлагаю разгадать кроссворд. Если все правильно разгадаем, то получится слово, характеризующее вас.
Решение кроссворда.
— Итак, кто же вы? ( ЗНАТОКИ)
Домашнее задание: выучить тексты новогодних песен
Информация для учителя
Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.
Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.
Дополнительная информация
Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство
«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.
Баллада о князе Владимире (отрывок)
…По лону Днепровских сияющих вод,
Где празднуя жизни отраду,
Весной все гремит, и цветет, и поет,
Владимир с дружиной обратно плывет
Ко стольному Киеву-граду.
Всё звонкое пташство летает кругом,
Ликуючи в тысячу глоток,
А князь многодумным поникнул челом:
Свершился в могучей душе перелом,
И взор его мирен и кроток.
Забыла княгиня и слёзы и страх;
Одеждой алмазной блистая,
Глядит она, с юным весельем в очах,
Как много пестреет цветов в камышах,
Как плещется лебедей стая,
Как рощи навстречу несутся ладьям,
Как берег проносится мимо,
И, лик наклоняя к зеркальным водам,
Глядит, как её отражается там
Из камней цветных диадема.
Плывет и священства и дьяконства хор
С ладьёю Владимира рядом;
Для Киева синий покинув Босфор,
Они оглашают Днепровский простор
Уставным демественным ладом.
Когда ж умолкает священный канон,
Запев зачинают дружины,
И с разных кругом раздаются сторон
Заветные песни минувших времен,
И дней богатырских былины.
Так вверх по Днепру, по широкой реке,
Плывут их ладей вереницы,
И вот перед ними, по левой руке,
Всё выше и выше растет вдалеке
Град Киев с горой Щековицей.
Владимир с княжого седалища встал,
Прервалось весельщиков пенье,
И миг тишины и молчанья настал,
И князю, в сознании новых начал,
Открылось новое зренье:
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня;
И брызнули слёзы впервые из глаз,
И мнится Владимиру: в первый он раз
Свой город увидел сегодня.
Народ, издалёка их поезд узнав,
Столпился на берег, и много
Скитавшихся робко без крова и прав
Пришло христиан из пещер и дубрав
И славят Спасителя Бога.
И пал на дружину Владимира взор:
«Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
Но время настало – и мы с этих пор
Сильны еще силой иною!
Что смутно в душе мне сказалось моей,
То ясно вы ныне познайте:
Дни правды дороже воинственных дней!
Гребите же, други, гребите сильней,
На вёсла дружней налегайте!»
Всшипела под полозом, пенясь, вода,
Отхлынув, о берег забила,
Стянулась быстро ладей череда,
Передние в пристань вбежали суда,
И с шумом упали ветрила.
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон,
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!
А. К. Толстой
Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.
Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.
Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.
Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.
Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых. И к нему учащиеся вернутся, но уже в связи с величанием святых Кирилла и Мефодия.
Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)
Сцены из жизни Христа
Навес над Святым Семейством — тот же, что и в предыдущей сцене Рождество Иисуса, но изображен в другом ракурсе, каменное ложе трансформировалось в подобие трона. Гористаый ландшафт также напоминает предыдущую фреску.
Особенно примечательна эта фреска тем, что на ней присутствует изображение кометы Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.) в качестве Вифлеемской звезды. Европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами.
Волхвы, закутанные в длинные плащи, приносят свои дары Новорожденному Мессии. Самый старший из них склонил колени пред Младенцем.
Свидетелями этой сцены стали ангелы, которые присутствуют на ней, словно царская свита за спиной правителя. С противоположной стороны композиции находятся тщательно выписанные верблюды, сильно схожие на коней. Лицо слуги, обернувшегося к ним, привлекает внимание своим живым выражением, которое так отличается от возвышенного настроения остальных персонажей.
Примечательно, что синяя краска на одеянии Богоматери сильно пострадала. Исследователи творчества Джотто предполагают, что она было дописана значительно позже.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, наконец пришла и остановилась над , где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою»
Евангелие от Матфея 2:1-12.
предыдущая / главная / следующая страница
Рождество Христово на Руси — великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества — Сочельник — принято воздерживаться от приема пищи: «До первой звезды нельзя». По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.
Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.
Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его… — Василий Акимович Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Анатолий Анатольевич Коробкин — Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.
…По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово — «Рождество». Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. — Василий Акимович Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Генрих Матвеевич Манизер — Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Борис Михайлович Кустодиев — Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98×98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Александр Алексеевич Бучкури — Рождественский базар, 1906 г.
Рождественский романс
Твой Новый год по темно-синей
Волне средь моря городского
Плывет в тоске необъяснимой,
Как будто жизнь начнется снова,
Как будто будет свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
— Иосиф Александрович Бродский (1961)
Владимир Юрьевич Жданов — Сочельник
Виктор Лукьянов — Рождество, 2001 г.
Какое блаженство, что блещут снега,
Что холод окреп, а с утра моросило,
Что дико и нежно сверкает фольга
На каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
Восходят над скукою прочих имуществ,
Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить — что за дивная участь…
— Белла Ахмадулина, декабрь 1974
Алексей Михайлович Корин — Рождественская ёлка, 1910 г.
Александр Викторович Моравов — Рождественская ёлка, 1921 г.
Алексей Соловьев — Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.
Рождество
Мой календарь полу-опалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.
Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.
— Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин
Сергей Михайлович Коровин (род. 1957) — Рождество
Ирина Владимировна Рыбакова — Рождество, 2009 г.
Cергей Васильевич Досекин — Подготовка к Рождеству, 1896 г.
Леонтий Никифорович Мазанов — Рождественский вечер, 1919 г.
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
— Александр Блок (1902)
Сергей Смирнов — Сочельник. Час первой звезды
Где ночь бросает якоря
В глухих созвездьях Зодиака,
Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.
Для вас потомства нет — увы,
Бесполая владеет вами злоба,
Бездетными сойдёте вы
В свои повапленные гробы.
И на пороге тишины,
Среди беспамятства природы,
Не вам, не вам обречены,
А звёздам вечные народы.
— Осип Мандельштам (1920)
Юрий Николаевич Волков — Сочельник, 2000 г.
В этот светлый праздник
В этот светлый праздник —
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
— Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)
Александр Алексеевич Бучкури — Катание на святках. Холст, масло
Надежда Полуян–Внукова (Украина) — У бабушки перед Рождеством
Надежда Полуян–Внукова (Украина) — Рождественский вечер
Звезда сияла на востоке,
И из степных далеких стран
Седые понесли пророки
В дань злато, смирну и ливан.
Изумлены ее красою,
Волхвы маститые пошли
За путеводною звездою
И пали до лица земли.
И предо мной, в степи безвестной,
Взошла звезда твоих щедрот:
Она свой луч в красе небесной
На поздний вечер мой прольет.
Но у меня для приношенья
Ни злата, ни ливана нет, —
Лишь с фимиамом песнопенья
Падет к стопам твоим поэт.
— Афанасий Фет (1887)
Константин Александрович Трутовский — Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.
Федот Васильевич Сычков — Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63×83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи
А ЕЩЁ:
— Новый год в русской и советской живописи
— С первого по тринадцатое
— Масленица в русской живописи
— Снежные котики
— Совы Босха
— Зимние красавицы
— Великая сила искусства
— Будка Дюрера в Москве