25 Фев 2012
«Великое повечерие с каноном Андрея Критского» — фильм студии документальных фильмов Киево-Печерской Лавры. Покаяние является началом и главным условием христианской жизни. В Православной Церкви покаянный период Великого поста — это время, когда всякой верующей душе Божественным милосердием дается особенная возможность воспрянуть от греховного сна. Святая Церковь, дабы оживить в сердцах верующих дух «смирения, терпения и любви», установила читать за великопостным богослужением канон прп. Андрея Критского, который уже более тысячи трехсот лет неизменно открывает нам глубину покаяния. Он читается на великом повечерии первых четырех дней первой седмицы Великого поста по частям, а на утрене четверга пятой седмицы читается полностью.
Этот фильм подготавливает зрителя к восприятию Великого покаянного канона: рассказывает о его создателе, чинопоследовании и символике, об особенностях его совершения в Киево-Печерской Лавре. Титрами дается русский перевод всех ирмосов, припевов и некоторых тропарей. Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год Автор — игумен Лонгин (Чернуха) Режиссер — Ольга Леонтенко Оператор — Олег Зорин
По переводу с греческого языка, повечерие — это служба после ужина. Мы просим благословения на наступающую ночь. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном напоминает о ней. В молитвах повечерия мы просим Господа, чтобы Он сподобил нас прейти наступающую ночь без вреда от злых духов.
Повечерие бывает двух видов: малое и великое.
Великое повечерие
Великое повечерие служится в седмичные дни Великого поста, а также в составе всенощной праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Состоит Великое повечерие из трех частей.
Первая часть начинается чтением шести псалмов: 4,6,12,24,30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, доколе смерть не постигла человека, чтобы Господь научил жить праведно.
После чтения шести псалмов поется песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем чтец возглашает стихи из книги пророка Исайи, после каждого из которых поется припев «Яко с нами Бог». И в завершение опять повторяется полностью «С нами Бог… «
Затем поются тропари в честь Пресвятой Троицы: «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, песнословлю Тя, Святые, вечер прошу с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя» и «Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословят…»
Читается Символ веры.
Затем следуют краткие молитвы с поклонами (в пост — с земными поклонами) ко Пресвятой Богородице и ко всем святым. Священник читает «Пресвятая Владычице, Богородице, моли о нас, грешных», хор повторяет эту молитву и полагается поклон. Затем таким же образу произносятся молитвы к святым.
Далее читается Трисвятое и поются тропари по дню. Одни тропари назначены для понедельника и среды, другие — для вторника и четверга, иные — для вечера пятницы. На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, здесь поется тропарь праздника. На повечерии, которое служится Великим постом под праздники чтимых святых (когда служится полиелейная утреня) или храмовым святым — поется тропарь прадника, «Слава и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря святому.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», славословие Пресвятой Богородице «Честнейшую Херувим…», «Молитвами святых отец наших…» и молитва, в которой кратко излагаются моления, содержавшиеся в первой части повечерия: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас от всякия вещи, во тьме преходящия…»
Вторая часть великого повечерия — покаянная. Начинается она с псалмов: 50 и 101-го и молитвы Манассии, царя Иудейского: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших…».
Затем поются покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения или на храмовые праздники, случившиеся в седмичные дни Великого поста, здесь поется кондак праздника.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим…», «Молитвами святых отец наших…» и молитва, завершающая вторую часть повечерия, в которой мы просим помилования и спасения: «Владыко Боже Отче Вседержителю…»
Третья часть более торжественная, она главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го(в первые четыре дня Великго поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие.
Если Великое повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после Великого славословия следует лития и далее последование не отличается от вечерни в составе всенощной.
Если повечерие служится не на бдении, то после этого поется канон (исключение составляют первые четыре дня Великого поста, когда Великий покаянный канон читается сразу после 69-го псалма в начале повечерия, поскольку этот канон настраивает душу к покаянию). Обычно читается один или два канона, иногда еще прибавляются стихиры.
Затем поется «Достойно есть» и читается Трисвятое.
Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…». Во вторник и четверг сырной седмицы вместо этого поется тропарь дня и храма, всем святым, «Слава: Со святыми упокой… «, «И ныне: Молитвами, господи, всех святых и Богородицы…» . В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак вмч.Феодору Тирону, в пятницу 2,3,4-й седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу 6-й седмицы — кондак прав.Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…»
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время и на всякий час…», в которой мы просим освящения и избавления от всякого искушения, «Честнейшую Херувим…», «Молитвами святых отец наших…»
В седмичные дни Великого поста, кроме пятницы, здесь полагается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами и затем читается Трисвятое.
Далее читаются завершающие молитвы. Ко Пресвятой Богородице: «Нескверная «Нескверная, неблазная, нетленная…», в которой мы просим заступничества Матери Божией в час исхода из этой жизни и дабы Пречистая Богородица избавила нас от осуждения на Страшном Суде. И молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души…». Затем краткие молитвы: «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе». И отпуст.
В седмичные дни Великого поста (кроме пятницы) отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву: «Владыко многомилостиве…»
Малое повечерие
Малое повечерие есть сокращение великого. Служится оно почти ежедневно, в те дни, когда Уставом не назначено служить Великое повечение. Состоит оно из псалмов 50-го, 69-го, 142-го, затем читается Великое славословие и Символ веры, канон (за исключением некоторых дней), тропари. После чего читаются заключительные молитвы: «Иже на всякое время и на всякий час…», «Нескверная, неблазная, нетленная…», «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе». И отпуст.
Финляндская Православная церковь вступает в празднование Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
В собственном смысле служба празднику Рождества Христова начинается с литии на Великом Повечерии, за которой следуют стихиры на стиховне, опущенные на вечерне, «Ныне отпущаеши» и тропарь празднику. Теперь праздник действительно начался, открыт путь поклонения Христу. Важно, однако, отметить, что и в этот час, когда праздник начался, Святая Церковь не оставляет заботы о тех, кто еще не приготовился к его достойной встрече. Ведь лития – это не только радостные стихиры, но и усердные моления «о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, милости Божией и помощи требующей».
Утреня, как вседневная, так и праздничная, есть, по преимуществу, служба Христу – Невечернему Свету, пришедшему в мир просветить пребывающее во тьме и сени смертной человеческое естество. В своей неизменяемой части она имеет ряд песнопений, раскрывающих идею Боговоплощения и прославляющих пришедшего в мир Спасителя. Начинается утреня с ангельского славословия «Слава в вышних Богу», предшествующего чтению шестопсалмия. Этим Святая Церковь напоминает, что, хотя в природе и в нашей душе тьма еще борется со светом и нам иногда кажется, что она победит свет, но уже пришел Христос, Свет истинный, и тьма не объяла Его (Ин. 1, 5). Следующее за шестопсалмием пение стихов «Бог Господь, и явися нам» также говорит о явлении Христа во плоти. Пение или чтение в конце утрени великого славословия, как и шестопсалмие, начинающегося с ангельской песни, и чтение в конце 1-го часа молитвы «Христе, Свете истинный» завершают наше ежедневное поклонение пришедшему в мир Невечернему Свету – Христу.
Естественно, что именно утреня праздника Рождества Христова является службой, которая с наибольшей полнотой раскрывает догматическую и нравственную стороны праздника. Характерно, что многие песнопения утрени, в частности, ирмосы ее 1-го канона заимствуют не только мысли, но даже отдельные выражения из Слова святого Григория Богослова.
Святые отцы вообще придавали большое догматическое значение празднованию Рождества Христова, видя в нем утверждение догмата воплощения Сына Божия, и отражали это в своих песнопениях. Так, например, святой Ефрем Сирин († 373) в своих рождественских гимнах исповедует Божественную природу родившегося Христа – Сына Божия. Он говорит, что в утробу непорочной Девы вселился Тот, Кого не может вместить весь мир, Бог был во входе и человеком явился во исходе, что самое воплощение Сына Божия совершилось в целях уврачевания поврежденной природы, что Своим явлением во плоти Он освободил человечество от рабства греху.
Введенный в IV веке на Востоке праздник Рождества Христова в последующие столетия сохранял за собой значение праздника торжества исповедания православной веры в борьбе с несторианской ересью, а затем с монофелитством. Это значение праздника хорошо выразил в конце V в. преподобный Роман Сладкопевец в своем кондаке: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает». В этом поэтическом произведении, состоящем из 25 строф, из которых в современном нам богослужении сохранилось только две, обозначенные как кондак и икос, преподобный Роман раскрывает православное учение о Христе Спасителе, как совершенном Боге и совершенном Человеке.
На рубеже VII-VIII столетий преподобный Косма Маиумский написал канон на Рождество Христово, в котором исповедовал, в обличение монофелитской ереси, две воли в Господе Иисусе Христе.
Священные песнопения на праздник Рождества Христова слагали также святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), святой Андрей Критский († 712), святой Герман, патриарх Константинопольский († 740), преподобный Иоанн Дамаскин († 776), монахиня Кассия (IX в.) и другие песнопевцы, исповедуя в этих песнопениях православное учение о Христе Спасителе. Поэтому с полным основанием можно сказать, что богослужебные тексты, в том числе и на праздник Рождества Христова, являются опоэтизированным изложением православных догматов.
Ряд песнопений примыкает также непосредственно к тематике неизменяемой части утрени. Среди них первое место занимают тропарь и светилен празднику. До начала утрени трижды слышалось пение рождественского тропаря: в первый раз по отпусте вечерни, затем на великом повечерии, наконец, по окончании литии – по «Ныне отпущаеши». Но только теперь, на утрене, когда ему предшествует пение стихов «Бог Господь, и явися нам», исполняемых на глас тропаря, он получает в богослужении место, которое дает возможность до конца постигнуть его возвышенный смысл: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия΄ мирови Свет разума».
На второй день праздника Рождества Христова – 26 декабря совершается Собор Пресвятой Богородицы: «Что́ Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился на земле как человек нас ради? Каждая из созданных Тобою тварей благодарение Тебе приносит: ангелы – пение; небеса – звезду; волхвы – дары; пастыри – удивление; земля – вертеп; пустыня – ясли, а мы приносим Матерь-Деву». Мы приносим самый драгоценный дар Христу – горячую любовь к Его Пречистой Матери, «радость миру родившей». Любовь эта и подвигнула людей, «верующих Рождеству Христову» и составляющих Церковь Божию на земле, собраться в храм для прославления Божией Матери. Собором (греч. «синаксис») называется «собрание верных в честь и память того или иного святого лица».
Велика слава Богоматери, явленная в Рождестве Господа Иисуса Христа. «Посмотри на таинственное рождение Девы, – говорит святой Афанасий Великий (293–373), – Сама родила Она, Сама Своими девическими руками спеленала Младенца и Сама же положила в ясли. Не допустила Она никому коснуться нечистыми руками Богомладенца». Потом, как говорится в Сказании о Рождестве Христовом, Богоотроковица поклонилась до земли Рожденному от Нее.
В первое воскресенье по Рождестве Христове Церковь прославляет также тех, кто «Христову Божественному Рождеству послужили во граде Вифлееме боголепно»: Давида Богоотца, потому что «из него про́йде жезл – Дева, и из Нея возсия Свет – Христос»; Иосифа – Обручника Пресвятой Девы Марии, о котором поется в тропаре: «Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть приемь»; Иакова, «нареченнаго брата Господня», «перваго епископа», который, по свидетельству Церковного Предания, был «самовидцем Божественных Таин, бегаяй с Ним, и во Египте быв со Иосифом и Материю Иисусовою».
Отдание праздника Рождества Христова бывает 31 декабря.
Из книги С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства, 1913 г.
Миниатюра Рождество Христово архим. Зинон (Теодор)
Тропарь Рождеству Христову, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.
Кондак Рождеству Христову, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание праздника
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.