Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!
На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.
25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.
Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.
Содержание
Что же разделило христиан?
Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.
На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.
«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.
Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.
Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.
Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.
Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).
Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.
Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.
А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!
По каким календарям празднуют Рождество в мире?
Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).
Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.
Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.
Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.
/ Фото:
Когда украинцам праздновать Рождество? 25 декабря – как это делают прихожане большинства православных церквей мира, или же 7 января? За месяц до одного из самых любимых всеми праздников вопрос снова поднят в СМИ. В Православной церкви Украины не исключают, что празднование 25 декабря возможно – но в будущем и только в случае, когда этого захотят сами прихожане. Как перенести празднование Рождества, какие еще праздники затронет этот перенос, разбирался сайт «Сегодня».
На днях по украинским масс-медиа разошлась «сенсационная новость»: предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний заявил, что Рождество можно праздновать по Григорианскому календарю 25 декабря.
«Большинство поместных православных церквей празднуют Рождество по новому, Григорианскому календарю. И мы можем это делать в будущем, если это будет воспринимать украинский народ. Если христиане в Украине начнут праздновать Рождество 25 декабря, вскоре можно будет и говорить об изменениях в Церкви», — цитируют Епифания СМИ.
Отметим, что первоисточник информации нам отыскать не удалось. Впрочем, в ПЦУ не отрицают, что вопрос даты празднования может быть рассмотрен. И именно в озвученном порядке: сначала «спрос», затем «предложение».
Какие есть календари
Но сперва напомним, почему одни граждане Украины отмечают Рождество 25 декабря, другие – 7 января.
На данный момент в христианстве существует три календаря. Самый древний (введен в 45 году до н.э.) – Юлианский. Поскольку придумали его в незапамятные времена, он несколько неточен – со временем даты «сбиваются». По этому календарю живут и празднуют сегодня шесть автокефальных православных церквей: Русская, Иерусалимская,Сербская, Грузинская и, с недавнего времени, Польская и Православная Церковь Украины. Также по Юлианскому календарю живут Украинская греко-католическая церковь и Украинская православная церковь Московского Патриархата.
Второй календарь – гораздо моложе и гораздо точнее. Это Григорианский календарь, по которому живут большинство католиков мира (в том числе украинские римо-католики – не путать с греко-католиками),а также православные в Финляндии. Введен он в 1582 году и сейчас используется большинством стран мира в качестве светского календаря.
Наконец, третий календарь – Новоюлианский – самый новый. Его ввели в обиход в 1923 году как «православный ответ» «католическому» Григорианскому календарю. Разумеется, самый современный календарь еще более точен. По этому календарю живут 9 автокефальных православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чешских земель и Словакии. На данный момент Новоюлианский календарь полностью совпадает по датам с Григорианским. Скорей, всего, Митрополит Епифаний в своем комментарии имел ввиду переход именно на этот календарь. Но, либо оговорился, либо СМИ неправильно интерпретировали слова предстоятеля ПЦУ.
Так когда мы на самом деле празднуем?
Скажем парадоксальную вещь: перенести празднование Рождества на 25 декабря невозможно. По той простой причине, что все христианские церкви и так праздновали и празднуют его 25 декабря. В том числе украинские православные церкви. Загвоздка заключается в том, что, когда у нас, по нашему светскому календарю (напомним, совпадающему с Григорианским и Новоюлианским) 7 января, по Юлианскому календарю – все еще 25 декабря. А потому говорить о переносе праздника в корне неверно. Можно лишь говорить о переходе на тот или иной календарь. Само же Рождество в литургическом календаре по-прежнему будет фигурировать 25 декабря (по календарю, по которому живет та или иная церковь).
Путаница же с датами произошла из-за уже упомянутых неточностей календарей. Созданный еще в Римской империи Юлианский календарь дает погрешность в один день примерно раз в 128 лет. За время его существования таких погрешностей накопилось на две недели. Именно потому «25 декабря» в Юлианском приходится на «7 января» в более точных календарях. Кстати, и сегодня эта погрешность продолжает набирать секунды, минуты и часы в пользу дальнейшего расхождения в датах. Пройдет каких-нибудь восемьдесят лет, и Рождество по Юлианскому календарю теоретически будут праздновать уже не 7-го, а 8 января (если точнее, впервые случится это в 2101 году).
Отметим, что и Григорианский календарь, пусть он на порядок точнее Юлианского, все же не идеален. «Лишние» сутки по нему набегают за 10 тысяч лет. Что даже по меркам церкви – солидный срок. Что же касается Новоюлианского, взятого на вооружение православными церквями, то он практически вечен. Более сорока тысяч лет должно пройти, чтобы этот календарь «сбился» на сутки.
«В принципе, против» и «в принципе, не против»
Так какие украинские православные церкви готовы перейти (и если готовы, то когда) на новый календарь, а какие нет?
Предстоятель УПЦ КП патриарх Филарет в интервью в»Украинской правде» летом 2019 года отметил, что церковь готова рассмотреть вопрос перехода на Новоюлианский календарь.
«В принципе, это возможно. Подавляющее большинство православных церквей перешли на этот календарь. Только пять православных церквей до сих пор этого не сделали. Это Иерусалимская, Русская, Украинская, Сербская и Грузинская. Переход возможен. Но при каких условиях? Если народ согласится перейти. Потому что в 20-е годы ХХ века переходили на новый календарь, на Григорианский, но люди в церковь не приходили. Например, на Рождество 25 декабря. Праздник, а в храме нет людей», – сказал патриарх.
В свою очередь, предстоятель УПЦ МП Онуфрий исключает возможность перехода.
«Напомню еще раз, что Иерусалимская Церковь, на земле которой родился Спаситель мира, как мать всех Церквей празднует это событие по Юлианскому календарю, т. е. 7-го января по новому стилю. В нашей Церкви со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром принят и действует устав Иерусалимской Церкви. Поэтому, несмотря на то, что в ряде православных государств Церковь перешла на Григорианский стиль, мы остаемся верными исторической традиции, не меняя стилевой календарь. Всякое изменение традиций всегда влечет за собой новые противоречия, споры и противостояния», – сказал в интервью сайту Киевской метрополии предстоятель УПЦ МП Онуфрий.
Что касается ПЦУ, то о переходе на новый календарь Митрополит Епифаний высказывал свою точку зрения еще в декабре прошлого года.
«Есть календарный вопрос: можем мы в Украине 25 декабря праздновать Рождество или не можем? Это может внести смуту, это может внести раскол. Поэтому я стою на позиции: мы должны реформироваться разумно, мудро, чтобы не внести снова какой-то раскол в церковь. Все нужно воплощать в жизнь постепенно», – сказал митрополит в эфире одного из телеканалов.
Решает сама церковь
Как теоретически может произойти процедура перехода церкви на новый календарь, рассказал сайту «Сегодня» епископ Православной церкви Украины, митрополит Переяславский и Вишневский Александр (Драбинко).
«На сегодняшний день это чисто теоретический вопрос. Он должен обстоятельно изучаться столько времени, сколько необходимо. Хотя кое-где можно прочесть, что ПЦУ чуть ли не уже переходит на Новоюлианский календарь или инициирует это. Нет. Вопрос имеет сегодня полное право на существование и обсуждение, а в дальнейшем, если он будет реципиирован церковным сознанием и сообществом, и на воплощение в жизнь. Если говорить сугубо теоретически, то для перехода на календарь, по которому отмечают церковные праздники в других Поместных Православных Церквах, достаточно было бы решения Синода Церкви на основании итогов работы календарной и богословско-канонический комиссий», – сказал митрополит Александр.
Отметим, что не так давно, в 2014-м году, как раз решением своего Синода перешла на новый для себя календарь Польская православная церковь. Правда, переход случился «обратным» – если ранее церковь жила по Григорианскому (или Новоюлианскому) календарю, то теперь она живет по Юлианскому. Какого-то отдельного решения от госвластей в случае, если церковь решит перейти на другой календарь, разумеется, не требуется.
Календарь – не доминанта
При этом в церкви (по крайней мере в ПЦУ, – авт.) не придают особого «сакрального» значения календарю.
«Мы имеем некоторое предубеждение по поводу календаря. Но, как сказал Господь,»суббота для человека, а не человек для субботы». Точно так же не люди для календаря, а календарь для людей. Скажу на собственном опыте. Прихожанами нашей парафии являются и люди, которые живут по Новоюлианскому календарю. 25 декабря мы, как обычно, служим литургию – это день памяти святителя Спиридона по старому стилю и Рождество по новому календарю. Ежедневно во время Божественной литургии мы символически воспоминаем и Рождение Христа-Спасителя, и его Евангельскую проповедь, и Крестный путь с Голгофой, и Воскресение. Каждое Богослужение пронизано символизмом. К примеру, сотрудники посольств или гости наших прихожан, которые приезжают в Украину во время рождественских отпусков или каникул и которые живут по новому календарю, приходят к нам в храм, молятся и отмечают таким образом Рождество. А почему мы должны быть против? Люди празднуют согласно той традиции, в которой они воспитаны и которой придерживаются. Да, у нас в это время пост, у нас празднование Рождения Христа еще впереди, но это нам не мешает разделить в молитве совместно с ними радость Рождения Спасителя, Который рождается в храмовом богослужении ежедневно. Тем более, что всякий образованный человек сегодня знает, что даты и Рождества, и других праздников – условны, это не непререкаемые догмы вероучения, это часть предания и традиции» – сказал митрополит Александр.
По его словам, вопрос календаря не является доминантой для церкви.
«Это не догматичный вопрос – когда праздновать. Это вопрос календаря и целесообразности. У меня была практика: несколько лет назад я был в командировке в Германии – в тот год мы трижды праздновали Преображение Господне. Первый раз по новому стилю, второй – по старому, третий – в ближайшее воскресенье, поскольку епископ тогда не смог 19 августа присутствовать на одном из Преображенских приходов в сам день праздника, поэтому назначил храмовый день на ближайший выходной. Было совершено богослужение по чину праздника Преображения, освящены фрукты. Никого это не смущало. В выходной день люди смогли приехать из разных городов, чего они не смогли бы сделать в календарную фиксированную дату. Недавно отец Георгий Коваленко делал такое замечание: если уж мы перешли на такой ритм жизни, когда календарные даты праздников для большинства являются рабочими днями, то, возможно, праздники, выпадающие на такие дни, целесообразно привязать к выходным? Храмы могут быть пустыми в большие праздники потому, что нет возможности, а не желания их посетить. В этом я с ним согласен. От себя скажу, что у нас не Российская империя, где бытовой календарь был привязан к церковному. У нас светское государство со своими правилами и законами. Потому я думаю, что полнота евхаристического собрания общины по тому или иному празднуемому нами церковному событию зависит от присутствия в ней Христа, а не от фиксированной даты. Возможно, богослужения больших праздников действительно можно дублировать. Жизнь вносит свои коррективы во второстепенное, а главное – Христос и Евхаристия», – сказал митрополит Александр.
Какие еще праздники могут изменить дату?
Какие еще изменения в датах праздников может повлечь за собой перенос Рождества (то есть переход на другой календарь)? Как пояснил митрополит Александр, к дате празднования Рождества привязаны некоторые другие праздники, к примеру Благовещение, Сретение, Старый Новый год.
«То же Крещение не привязано к Рождеству. Мы просто привыкли, что Крещение входит в цикл Рождественских праздников. Но это абсолютно другой праздник, который не привязан к дате празднования Рождества. Если Пасху мы вычисляем по лунному календарю, в 40-й день – Вознесение, в 50-й – Пятидесятница, то к Рождеству такой привязки других праздников нет. А вот Обрезание Господне – Старый Новый год, как мы его называем – должен праздноваться на 8 день после Рождества», – говорит митрополит Александр.
Таким образом, изменение, которое может повлечь за собой «перенос Рождества» на 25 декабря (по нашему, светскому календарю) – это «исчезновение» Старого Нового года. Праздник попросту «вернется» в изначальное положение, став просто Новым годом (будет праздноваться 1 января). Что же касается других праздников, то они также «займут» свои места в новом календаре, который теперь будет совпадать по датам со светским. Допустим, то же самое Крещение во всех календарях празднуется 6 января, но мы его отмечаем по Юлианскому календарю. То есть тогда, когда на наших календарях уже 19-е. При переходе на другие календари праздник станут отмечать 6 января.
А вот неудобства, подобные тем, что испытали православные поляки после переноса Рождества с 25 декабря на рабочий день 7 января, нам не грозят. Начиная с 2017 года, в Украине выходными являются и 25 декабря, и 7 января. Так что в любом случае Рождество придется на выходной день.
Напомним, ранее новости «Сегодня» рассказывали, что одна из старейших рождественских ярмарок в Европе уже началась во французском Страсбурге.
Новости на эту же тему:
<em>Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся</em> <em>Новоюлианского календаря, встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.</em>Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).Римская церковь установила <strong>25 декабря</strong> в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого <strong>(ок. 320 или 353</strong>). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). И в наше время Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные — 7 января.Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход <strong>в 46 году до н.э.</strong> императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким — «лишнее» время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников — Пасха — стал «наступать» намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.Так <strong>в 1582 году</strong> в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.В России григорианский календарь был введен <strong>в 1918 году</strong>, однако церковь такого решения не одобрила.<strong>В 1923 году</strong> по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» Григорианским календарем, а так называемым «Новоюлианским», который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского — за 3 тысячи 333 года, а «Новоюлианского» — за 40 тысяч лет).
Почитание памяти усопших является неотъемлемой частью истории человечества. Обычаи, связанные с культом мертвых, начали формироваться еще с первобытных времен и существуют по сегодняшний день.
Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Церковью установлен специальный день, когда каждый католик может исполнить свою обязанность перед покойными предками – это День поминовения усопших.
История праздника
Обычай молиться за умерших впервые в христианстве был зафиксирован во II веке, а служение литургии за умерших – в III веке. Уже тогда у людей существовало представление о загробной жизни и о том, что души покойных, прежде чем попасть в рай или ад, должны очиститься от грехов.
© Sputnik / Егор Еремов
Как официально установленный католической церковью, День поминовения усопших впервые отметили во Франции, в аббатстве Клюни. Инициатором введения праздника в церковный календарь в 998 году стал аббат Одилон Клюнийский. С празднованием этого дня связана легенда о том, как пилигрим, возвращавшийся из Святой земли, был выброшен штормом на пустынный остров.
Предание гласит, что живший на острове отшельник рассказал пилигриму, что посреди скал есть трещина, ведущая в чистилище, откуда раздаются стоны душ грешников. Вернувшись домой, пилигрим рассказал об этом аббату Одилону Клюнийскому, который и установил 2 ноября днем заступничества за души всех умерших в чистилище перед Богом.
© Sputnik / Павел Паламарчук Свечи на могилах в День поминовения усопших Таким образом, День поминовения усопших тесно связан с формированием догмата о чистилище, как о месте пребывания душ после смерти. В таком состоянии души могут оставаться достаточно долго. Однако, согласно верованиям католиков, период их пребывания в чистилище можно сократить. Поэтому долг живущих посредством добрых дел, молитв облегчить участь усопших.
Традиции праздника
В Средние века католики верили (и это суеверие распространилось по всей Европе), что в этот день покойники возвращаются домой и некоторое время гостят у живых родственников. Поэтому люди растапливали печки и готовили ритуальную пищу – хотели обогреть и покормить умерших родственников.
© / CoNe88 Цветы и свечи на могилах в День поминовения усопших
А чтобы помочь им обрести спокойствие, в этот день или в течение ближайшей недели после 2 ноября, следует посетить церковь и помянуть всех усопших родственников и друзей, заказав заупокойную мессу.
© Sputnik / Александр Кряжев
Также в эти дни Церковь дает возможность получить для усопших полную индульгенцию – особую благодать, заключающуюся в отпущении перед Богом временной кары за грехи, которые уже были прощены. Для этого, помимо посещения кладбища со 2 по 8 ноября, необходимо выполнить еще три условия: приступить к таинству покаяния (исповеди), принять Святое Причастие и помолиться в тех же намерениях, в которых молится папа римский.
Эти обычаи и традиции имеют место и в наши дни. И сегодня тысячи верующих католиков отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, украшают их зеленью и цветами, ставят горящие свечи, а вечером дома устраивают семейную трапезу.
© Sputnik / Александр Липовец Каждый житель Литвы считает своим долгом побывать на могилах предков в День поминовения усопших
День поминовения усопших в Литве
В августе прошлого года Сейм Литвы решил увеличить количество праздничных дней за счет выходного в День поминовения усопших. Сделано это было для того, чтобы жители больших городов смогли отправиться к могилам своих предков, которые находятся в различных уголках страны, привести захоронения в порядок и украсить их цветами и свечами.
© CC0 / John Thaxter День всех святых, Польша
Как и День Всех Святых, который празднуется накануне, День поминовения усопших считается днем тишины и размышлений о жизни и смерти, поэтому в это время не принято проводить увеселительные мероприятия с громкой музыкой и танцами.
Поскольку праздник пользуется популярностью в балтийской республике и соседней Белоруссии, между странами 1-2 ноября откроются восемь пунктов упрощенного пропуска. Через них границу смогут пересекать граждане, постоянно проживающие на приграничной территории.