Фото: m24.ru/ Виктория Виатрис
3 мая исполняется 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского. Монах, наставник, основатель Троице-Сергиевой лавры, служивший идее объединения государства и прекращения междоусобиц, человек, которого уже при жизни называли святым — в России сотни храмов носят его имя, десятки из них расположены в Москве и Подмосковье. О самых интересных из них рассказывает М24.ru.
«Любовью и единением спасемся»
Точный день рождения Сергия Радонежского неизвестен, но Русская православная церковь считает датой его появления на свет 3 мая 1314 года. Благодаря житию, написанному учеником Радонежского Епифанием, мы знаем, что Варфоломей (имя, данное Сергию при крещении) родился недалеко от Ростова Великого в семье бояр. В 7 лет мальчика и двух его братьев отдали в учение к дьячку, но грамота ему не давалась.
Все изменилось после того, как Варфоломей встретил в поле молившегося старца-черноризца. Мальчик попросил помолиться и за то, чтобы Бог помог ему научиться читать. И случилось чудо: в тот же день он начал складно читать, а вскоре любимыми его книгами стали жития святых и летописи. Старец же предсказал родителям мальчика, что сыну их суждено создать обитель Святой Троицы, и он «многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей».
Когда Варфоломей был подростком, его семье пришлось покинуть родные земли и перебраться в город Радонеж недалеко от Москвы. Мечтой Варфоломея была монашеская жизнь, после смерти родителей он сместе со старшим братом Стефаном (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество с именем Стефан) отравился на «взыскание места пустынного», которое нашлось на холме Маковец неподалеку от Радонежа. Там братья поставили два сруба — один под церковь, а другой под келью. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так начиналась история известной на весь мир Троице-Сергиевой Лавры.
Варфоломей принял иноческий сан с именем Сергий, постпенно собрал вокруг себя учеников. Он показывал им пример во всем: сам дрова рубил, воду носил, и огород развел, и плотничал. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним прославили Сергия, к нему потянулись люди: не только за советом и добрым словом, но и за исцелением.
Преподобному приписывают чудесные случаи избавления людей от разных недугов — с годами, согласно житию, у него развились способности к пророчеству и предвидению. Так, Сергий Радонежский предсказал победу московскому князю Дмитрию в Куликовской битве. Ученик Сергия Епифаний рассказывал, что преподобный видел, что происходило за сотни верст, «с расстояния во много дней ходьбы так, словно находился поблизости».
Вся обитель стояла на молитве за русское воинство, время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе.
Гонец с Куликова поля только через четыре дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Святотроицкой обители уже праздновали победу русского воинства. После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену с еще большим благоговением. Перед смертью князь Дмитрий позвал Сергия скрепить его духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Даже уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Сергий Радонежский один из самых почитаемых в России святых. Сейчас, как и сотни лет назад, актуальны его слова «Любовью и единением спасемся». В его честь созданы сотни храмов по всей стране. В честь юбилейной даты будут отреставрированы более 700 храмов и пределов, которые носят имя Сергия Радонежского, а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пройдут масштабные реставрационные работы, по объему сравнимые только с восстановлением храма после сожжения одним из монгольских ханов.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Фото: www.stsl.ru
Датой основания Троице-Сергиевой лавры принято считать 1337 год, когда Варфоломей и Стефан поселились на холме Маковец. Вскоре Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, не выдержав всех тягот пустынножительства, и его брат, принявший иноческий сан с именем Сергий, остался один. Но ненадолго. Вскоре к нему потянулись люди, нуждающиеся в духовной помощи, и другие иноки. Любопытный факт: долгое время иноков — учеников Сергия, было ровно 12, как апостолов у Христа. Они построили двенадцать келий и обнесли обитель забором.
Постепенно слава Сергия и монастыря росла, в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали ей свое имущество. Сергий запрещал просить, но он не запрещал брать подаяние, если оно идет от чистого сердца. Благодаря им пустынь обратилась в богатый монастырь, сожженный в 1408 году татарским ханом Едигеем.
Первым каменным строением на территории восстановленной обители стал Троицкий собор, возведенный при игумене Никоне – любимом ученике Сергия. В росписи храма участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».
Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и после их окончания, «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.
Крестили здесь и долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана Грозного. Впоследствии он часто бывал в обители, вкладывал деньги в ее развитие: при нем монастырская территория приобрела сегодняшние размеры, по периметру возвели белокаменные стены. В итоге Троицкий монастырь, ставший к концу XVI века крупнейшим в России, превратился в мощную крепость (осада монастыря польско-литовскими интервентами, начавшись в 1608 году, длилась 16 месяцев, но все приступы 15-тысячной армии Лжедмитрия II были отбиты. После победы слава монстыря, а вместе с ней и пожертовования многократно выросли, что помогло быстро восстановить разрушенное и возвести новые объекты — царские хоромы, церковь Зосимы и Савватия, Больничные палаты).
Стрелецкий бунт за стенами монастыря пережидали царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей, затем Петр скрывался здесь во время выступления стрельцов, присягнувших Софье. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.
Преемники Петра Великого, основавшего новую столицу Санкт-Петербург, не проявляли большого интереса к судьбе монастыря. И только с приходом к власти Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета обители. При ней в 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил титул лавры. Так именовали некоторые крупнейшие мужские православные монастыри, как правило, подчиненные патриарху. Существует легенда, что Елизавета Петровна очень оригинальным способом ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру пешком из Москвы: в день она проходила 2-3 км, после чего отправлялась в карете во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета проходила еще немного.
В XVIII—XIX веках лавра стала одним из богатейших монастырей Росси, но революция 17-го года привела к ее закрытию. На территории обители открылся историко-архитектурный музей, на переплавку изъяли большую часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший «никоновский» 1420 года).
К концу 1930-х памятники Лавры были сильно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и хозяйственные нужды. Лишь в 1946 году благовест колокола «Лебедь» возвестил о начале богослужения в Успенском соборе, а патриарх Алексий I заново освятил трапезный храм Сергия Радонежского.
Несмотря на трудности послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние памятников, выполнить капитальную реставрацию ряда построек. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы, они постепенно продолжались все последующие годы. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, куда входят около 50 зданий различного назначения, построенными лучшими зодчими XV—XIX веков, вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694)
Фото: vpmon.ru
Высокопетровский мужской монастырь, расположенный на Петровке, известен с 1377 года, но основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII вв. В частности, собор Сергия Радонежского возведен в 1690-1694 по приказу Петра I после стрелецкого бунта в благодарность за спасение семьи в стенах Троице-Сергиева монастыря и за то, что св. Сергий внял молитвам Петра I, которого он просил о помощи в борьбе с сестрой Софьей.
Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий. Даже центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо (замененное новоделом в начале 2000-х). А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память о спасении Петра I во время стрелецкого бунта.
В 1812 году монастырь разграбили наполеоновские войска, а в храме Сергия находилась их конюшня. Позже храм был восстановлен, но без прежнего блеска. После революции монастырь официально закрыли, но он продолжал работать подпольно, на что пожаловались рядом живущие партийцы, это положило начало очередному разграблению. Из монастыря вывезли 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Висячие подсвечники надлежало сдать в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд Исторического музея.
В начале Великой Отечественной войны в храме Сергия Радонежского начиняли порохом зажигательные бомбы. Уже в мирное время в «трапезной части» собора занимались акробатикой и гимнастикой, в центральной части — тяжелой атлетикой, а в алтаре сидели тренеры. В 50-е годы монастырь отдали Министерству культуры СССР: в храме Сергия Радонежского построили два этажа и комнаты, где сидели сотрудники, а в алтаре – дирекция.
Также храм стал репетиционной площадкой танцевального ансамбля «Березка», в братских кельях разместился Литературный музей, остальные помещения использовались как запасники произведений изобразительного искусства. Не особо заботились о сохранности построек и при строительстве московского метро: территория Высокопетровского монастыря заваливалась мусором и грунтом, из-за чего храмы ушли в землю почти на 2 метра.
В 1992 году храм передали общине верующих, и здесь были возобновлены богослужения, сейчас в нем хранятся частицы мощей Сергия Радонежского. В целом обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом.
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678)
Церковь «в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках» упоминается в документах с 1591 года. Первоначально строение было деревянным, и после пожара его сменила каменная церковь, возведенная в 1678 году как усыпальница бояр Ухтомских (сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских). Впоследствии храм процветал при покровительстве Петра I и Нарышкиных, но после войны 1812 года здание сильно пострадало, его даже убрали из списка церквей Москвы. Спустя полвека церковь была восстановлена прихожанами.
В начале ХХ века храм в Крапивинском переулке закрыли большевики, частично разобрана колокольня. Позже в храме разместили цех Первого московского завода коньков, а в оставании колокольни находилась трансформаторная подстанция.
Богослужения возобновились лишь в 1991 году, тогда же в храм прп. Сергия Радонежского была передана святыня — «Кийский Крест» из кипариса, которому более 300 лет, с частицами мощей более 300 святых и 16 камнями с мест библейских событий. Крест является точной копией Креста Христова, он был заказан в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, недалеко от Архангельска. Эта святыня считается самым значительным собранием мощей в православии. В 30-е годы Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея.
Также в начале нового тысячелетия была восстановлена по образцу XVIII века разрушенная колокольня, на ней воссоздан весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового. Отливали колокола под Ярославлем по старинной и очень трудоемкой технологии – в настоящей литейной яме.
Храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х)
Фото: businovohram.ru
Первые сведения о храме в селе Бусиново (ныне микрорайон на севере Москвы в составе района Западное Дегунино) относятся к 1584 году. По преданию это место благословил сам Преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители в Москву к митрополиту Алексию. В XVI веке на этом месте построили деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, спустя столетие здесь вырос новый деревянный храм во имя Преподобного Сергия. Каменным он стал еще через два века благодаря пожертвованиям владимирского купца Ивана Бусурина и князя Николая Оболенского, а на месте старой деревянной церкви возвели часовню.
С 37-го года храм бездействовал. Колокольню частично сломали, здание храма сильно перестроили: некоторое время тут работала фабрика по пошиву матрасов, потом храм пустовал, лишь в 90-м году богослужения были возобновлены. Сегодня в нем хранится древняя икона прп. Сергия с частицей его мощей.
Храм Сергия Радонежского в Бибирево (1864—1894)
Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бибирево в бывшем владении кремлевского Вознесенского монастыря известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1864 году рядом с ним в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам Сергия начали строить каменный храм прп. Сергия Радонежского, освещенный спустя 20 лет.
По преданию, 13 июля 1873 года в селе Бибирево произошло чудо. Во время эпидемии холеры чудотворная икона Преподобного Сергия Радонежского, которую носили монахи, вырвалась из рук и понеслась по воздуху. После этого эпидемия отступила. С тех пор 13 июля в Бибирево служат молебен Сергию Радонежскому.
В 1918 г. монастырское подворье было ликвидировано, и монахини создали сельхозартель, затем образовали артель по пошиву одеял.
Матушки помогали священнику Бибиревского храма отцу Алексею, занимались рукоделием и обучали шитью и вышиванию сельских девочек. Кроме того, на их попечении оставались разросшийся плодовый сад, огороды и скотный двор. Однако обвиненные председателем сельсовета в антисовесткой пропаганде отец Алексий был расстрелян, а монахини получили по 8-10 лет лагерей. В 30-е годы территорию храма отобрал колхоз: деревянная Церковь Благовещения Богородицы была разобрана, дерево пошло на строительство коровника, а в алтаре каменного храма устроили склад комбикорма, затем в храме была фабрика по производству выключателей, в 80-е годы — автомастерская.
По одной из легенд, при строительстве станции метро «Бибирево» храм хотели снести, и, когда техника сделала первый удар о его стены, шар отскочил, не нанеся какого-либо повреждения, а рабочие, увидев это чудо, в ужасе разбежались.
Лишь в 90-е годы храм на Костромской улице возвратили Русской Православной церкви. Сейчас на территории строится новый храмовый комплекс во имя Собора Московских Святых.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (XIX век)
Фото: sergeyrad.ru
Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Как и у многих других московских церквей, различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью (1796 г) является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.
Нынешнее здание было построено в 1818 г. на средства статского советника Смолянского, потратившего на строительство практически все свое состояние. Впоследствии покровительство храму оказывали местные купцы, а также московские власти, украшавшие храм ради привлечения старообрядцев к Православной Церкви. В итоге по подбору древних икон и по внутреннему убранству храм мог соперничать с соборами Московского Кремля.
Как и большинству храмов, ему пришлось пережить закрытие и запустение, которому предшествовало варварское разграбление. Из храма было вывезено более 800 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Купола были ободраны, кресты сбиты, на крышах росли маленькие деревца, а здание пронизали глубокие трещины. В Храме некоторое время размещался секретный архив, в доме причта разместили коммуналки. В 80-е храм передали расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Фото: sergeyrad.ru
В здании храма устроили экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы, и в начале 90-х он снова ожил.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе дал современное название и расположенной неподалеку улице, которая находится в Таганском районе между Андроньевской площадью и площадью Рогожская Застава. Изначально улица Сергия Радонежского называлась Воронья улица, по месту расположения в Вороньей слободе. В 1923 году ее переименовали в Тулинскую улицу. Название взяли от литературного псевдонима В. И. Ленина — К. Тулин. Так она называлась до 92-го года, когда ей дали имя святого.
Оксана Загребнева
Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея
Икона преподобных Кирилла и Марии с житием
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2).
Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»
Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не задолго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая Святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать… Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве…
Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия, и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась особенно внимательной к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания; а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона (Суд.13:4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала», – как говорит святитель Платон, – «через свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи!» – говорила она тогда, – спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси – храняй младенцы Господь (Псал.114:5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!» Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою.
Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию; их благочестие требовало, чтобы их чувства благодарности к благо Дающему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо благоговейном обете. А что могло быть приятнее Господу в таких обстоятельствах, в каких они находились, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться вполне достойными милости Божией? И вот, праведная Мария, подобно святой Анне, матери Пророка Самуила, вместе со своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу.
Крещение младенца Варфоломея, будущего прп. Сергия 3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за сию новую милость, явленную Им на дом благочестивого боярина. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение и исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей, конечно потому, что в этот день (11 июня) праздновалась память святого Апостола Варфоломея, ибо сего требовал тогдашний церковный обычай. Это имя и по самому значению своему – сын радости – было особенно утешительно для родителей сего младенца. Ибо можно ли описать ту радость, которая переполняла их сердца, когда они видели пред собою начало исполнения их светлых надежд, которые почивали на сем младенце со дня его чудесного возглашения во чреве матери? Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику, и он, как сведущий в Священном Писании, указал им много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу; привел им слова пророка Давида о совершенном предведении Божием («несодеянная моя видеста очи Твои» (Пс.138:16)) и Апостола Павла («Бог Воззвавый мя от чрева матере моея явити Сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал.1:16)), и другие подобные места Священного Писания. Отец Михаил утешил Кирилла и Марию благодатною надеждою относительно их новорожденного. «Не смущайтесь, – говорил он им, – а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы». И благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.
Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал ее сосцов; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам так, что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. Мария, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было приметно никаких признаков болезни, ни внутренней, ни наружной. Оставаясь без пищи, малютка не только не плакал, но и весело смотрел на них, улыбался и играл ручками… Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал материнских сосцов, и тогда все убедились, что в этом детском посте ознаменовались, как выражается святитель Филарет, «предшествования расположения матери и проявлялись семена будущих его расположений». Возращенный постом во чреве матери, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И мать, действительно, стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался ее молоком.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась.
Раз отец послал его в поле искать жеребят, каковое поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богу и изливал пред Всеведущим слезы сердечного умиления. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону и стал вблизи. Старец окончил молитву, с любовью взглянул на доброе дитя, и, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа, ласково подозвал его к себе, благословил, отечески поцеловал и спросил: «Что тебе надобно, чадо?» «Меня отдали учиться грамоте», – сказал сквозь слезы Варфоломей, – «и больше всего желала бы душа моя научиться читать Слово Божие. Но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться. Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы». Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстами малую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Довольно научив его о спасении души, старец хотел уже идти в путь свой; но благоразумный отрок не хотел расстаться со святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. «Родители мои», – говорил Варфоломей, –очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!»
Старец последовал за юным странноприимцем, и с честью его встретили родители Варфоломеевы. Для благочестивых людей такой старец – инок – всегда желанный гость, а Кирилл и Мария особенно любили принимать и покоить у себя в доме иноков. Приняв благословение от старца, они предложили ему радушное угощение. Но гость медлил садиться за стол. «Прежде следует вкусить пищи духовной», – заметил он и направился в моленную, которая в старое доброе время имелась в каждом доме благочестивых князей и бояр. Туда пригласил он с собою Варфоломея, и, благословив начало Третьего часа, велел ему читать псалмы. Отрок взял благословение от старца и, благоговейно осенив себя крестным знамением, начал стихословить Псалтирь стройно и внятно! После того святой гость вкусил предложенной ему трапезы, и, благословив радушных хозяев, хотел удалиться; но благочестивым боярам жаль было так скоро отпустить его: им хотелось еще побеседовать с опытным в духовной жизни старцем, в котором они уже приметили дар прозорливости. Между прочим, они рассказали ему, как сын их, будучи еще во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае. «О добрые супруги! – сказал им на это старец, – вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына. Зачем же вы страшитесь там, где нет никакого страха? Вам должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем: Он предызбрал вашего сына еще прежде его рождения. А что я говорю вам истину – вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!» Старец встал, чтобы идти; уже на пороге дома он еще раз обратился к родителям Варфоломеевым и вымолвил в пророческом духе такие загадочные слова: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей». Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну? – И глубоко сохранили они в благоговеющих сердцах своих его таинственные слова.
Отрок Варфоломей испрашивает родительское благословение на иноческое житие Желая сохранить душевную и телесную чистоту, отрок укрощал юную плоть свою строгим воздержанием и трудами. Когда Мария уговаривала его пощадить себя, он отвечал: «Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же теперь я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?» Мать удивлялась разумным речам своего сына, и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорила ему: «Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое!»
В то время Ростовские земли попали под влияние московских князей. Послан был на Ростов в сан воеводы московский вельможа Василий, прозванием Кочева, и с ним другой, по имени Мина. По прибытии в Ростов, они стали действовать полновластно, притесняя жителей, так что многие принуждены были отдавать москвичам свои имущества, доходя до крайней нищеты, а за это получали только оскорбления и побои. Не избежали этих скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл, еще ранее этих событий, под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду со своим князем, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, а больше всего, – говорит преподобный Епифаний, – великая рать или нашествие Туралыково в 1327 году, – все это вместе крайне неблагоприятно отозвалось на его состоянии и почти довело Кирилла до нищеты. Очень вероятно также, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских, может быть, и он лишился тогда не только боярских почестей, но и всего своего достояния. Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было от наместников московских удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.
Случай скоро представился. В 12 верстах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович (Калита) написал духовное завещание, в коем, между прочим, назначил «село Радонежское» в удел Великой Княгине Елене «с малыми детьми» нераздельно. Вскоре после того село это перешло в полную собственность младшего сына Ианнова Андрея. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия Тысяцкого, Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, их родственников Дюденю и Онисима (бывшего ростовского вельможу, а в последствии – диакона и ученика Сергиева). В числе их переселился и блаженный Кирилл со всем своим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова.
Святые Кирилл и Мария приняли пострижение По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». «Помедли, чадо, – отвечал ему на это отец, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому – у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это – дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Варфоломей не выходил из воли отеческой.
Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного – для старцев, другого – для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.
Хотьков монастырь
Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей – праведных Кирилла и Марии – в Хотьковском монастыре.
В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых – схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию – к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.