Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 3. Рекомендательный список литературы 3.1. Словари и справочники Горбачевич К.С.Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — СПб., 2000. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Любое издание. Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М.,1998. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. — М., 2000. Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / Под общ. рук. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова . — М., 2003. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. / Под ред. И.М. Рожковой. — М.,1997. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. — М., 2003. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Любое издание. Орфоэпический словарь русского языка. — М., 1998. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. — СПб., 1997. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — М., 2005. Словарь антонимов русского языка. – Любое издание. Словарь иностранных слов. — М.1989; следующие издания. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5 000 синонимических рядов. Более 20 000 синонимов. 7-е изд., стереотип. — М. 1999. Словарь паронимов русского языка. – Любое издание. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. — М., 1993; следующие издания. Словарь трудностей русского языка. – Любое издание. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1998. Фразеологический словарь русского языка. – Любое издание. 3.2. Учебники и учебные пособия Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: Учебное пособие. — М., 2008 . Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: Учебное пособие. — М., 2008. 21 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Ростов н/Д; 2008 . Введенская Л.А., Павлова Л.Г Риторика и культура речи. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Изд. 11-е. — Ростов н/Д, 2010 . Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво. — М., 2009. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М., 2001. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию. — Ростов н/Д., 2005. Зубра А.С. Ораторское искусство. — Минск , 2007 . Крюков Р. В. Риторика. Конспект лекций. — М., 2007 Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика: Учебное пособие. — М., 2007. Культура русской речи. Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений; отв. ред. д-р фил. наук, проф. Л. К. Граудина, д-р фил. наук, проф. Е. Н. Ширяев; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. — М., 2008. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2003. Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие для вузов. — М., 2002. Риторика: Учебник. Под ред. д-ра пед. наук, проф. Н. А. Ипполитовой. — М., 2008. Риторика: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — М., 2007. Сурин Н. Риторика: Учебное пособие. 3-е изд., стер. — М., 2007. 3.3. Дополнительная литература Аткинсон М. Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях. Пер. с англ. — М. 2010 . Бредемайер К. Черная риторика. Власть и магия слова: пер. с нем. 5-е изд . М., 2007. Василенко С.В. Эффектная и эффективная презентация: Практическое пособие. 2-е изд. — М., 2011 . Гайдук Ю.Н. 3D общение, или Неюридические тонкости. — Ростов н/Д, 2011. Галло К. Презентация. Уроки убеждения от основателя Apple Стива Джобса. Пер. с англ. 5-е изд. — М., 2012. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика коммуникации. Изд. 2-е. – М., 2002. Кеннеди Г. Переговоры. Полный курс. Пер. с англ. — М., 2011. Кинг Л., Джилберт Б. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Пер. с англ. 6-е изд. — М., 2011. 22 Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. Пер. с нем. — М., 2002. Таранов П.С. Искусство риторики. — М.,2002. Тарасенко М, Пожалуйста, говорите по-русски! СПб. 2002. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. — М., 2002. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. — СПб., 2002. Шотт Б. Как вести переговоры. Надежно, креативно, успешно. Пер. с нем. 2-е изд., стер. — М., 2007. 3.4. Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. Интернет-ресурсы Русского гуманитарного Интернет — университета: а) www.argumentation.ru –электронный журнал по риторике б) www.i-u.ru в) www.vusnet.ru 2.www.dere.com.ua/library/biblio/biblio_ritorika.shtml-Электронная библиотека русской версии «Школи продажу Деревицького» 3. www.edic.ru – электронные словари и энциклопедии 4. www.gramota.ru –Грамота.РУ. Справочно-информационный портал. 5. www.gramma.ru — Культура письменной речи www.informika.ru -интегральный каталог ресурсов 6. www.jiport.com – сборник электронных толковых словарей русского языка 7. www.ru.wikipedia.org — Википедия — проект свободной многоязычной энциклопедии 23 4. Контрольные тестовые вопросы по темам учебной дисциплины «Риторика» В течение I семестра, отведенного для изучения предмета «Риторика», студентам необходимо выполнить две тестовые работы в компьютерном классе Центра дистанционного обучения (ЦДО) (Кронверкский пр., 49, ауд. 101). Студенты самостоятельно записываются на тестирование в соответствии с графиком учебного процесса по дисциплине. Компьютерное тестирование как один из видов самостоятельной работы студентов (СРС) предполагает подготовительный этап, заключающийся, кроме посещения лекционно-практических занятий и выполнения заданий преподавателя, в индивидуальном изучении источников и литературы (см. раздел 3 данного пособия, а также раздел 6 «Справочные материалы»). Компьютерные тесты составлены в соответствии с учебным планом дисциплины, и предполагают проверку формализуемых знаний обучающихся. Тематика вопросов соответствует разделам дисциплины «Риторика». Студент должен продемонстрировать знание истории развития риторики как науки и учебной дисциплины, основ мастерства публичной речи, норм современного литературного языка и выразительного устного выступления, теоретические познания в области культуры речи и делового общения, а также показать умение осуществлять библиографический поиск. Задания, для проверки знаний обучающихся, трех видов. Это тестовые вопросы закрытого типа с выбором одного правильного ответа, задания на поиск соответствий, а также вопросы открытого типа. Помимо тестовых заданий, выполняемых студентами в ЦДО, в рамках семинарских занятий предполагается проверка усвоения обучающимися лекционного материала. Для этого студентам предлагается выполнение проверочной работы, включающей по два вопроса открытого типа, соответствующих тематике лекционных занятий. Итоговая аттестация обучающихся осуществляется на основании результатов выполнения студентами тестовых заданий, посещения лекционных и семинарских занятий, выполнения текущих проверочных работ, а также итоговой контрольной работы. 4.1. Тема 1. Предмет риторики. Из истории риторики 1. Укажите, какую страну принято считать родиной европейского ораторского искусства: 1. Грецию; 2. Италию; 3. Россию; 24 4. Францию. 2. Укажите, как в Древней Греции назывались люди, в V в. до н.э. занимавшиеся обучением молодежи ораторскому искусству: 1. Педагоги; 2. Киники; 3. Софисты; 4. Логографы. 3. Укажите имя выдающегося профессионального судебного и политического оратора Древней Греции, автора знаменитых «филиппик»: 1. Сократ; 2. Демосфен; 3. Перикл; 4. Фукидид. 4. Укажите имя выдающегося древнеримского политического и судебного оратора, автора книг «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор». 5. Укажите, кто из перечисленных ниже учителей красноречия и ораторов первым стал получать за службу государственное жалование: 1. Исократ; 2. Лисий; 3. Красс; 4. Квинтилиан. 6.Укажите, каким термином принято обозначать церковное (богословское) красноречие, искусство произнесения проповеди: 7. Укажите имя выдающегося средневекового церковного и университетского оратора: 1. Аврелий Августин (Августин Блаженный) 2. Марциан Капелла; 3. Пьер Абеляр; 4. Джироламо Савонарола. 8. Укажите имя выдающегося французского оратора, представителя социально-политического красноречия эпохи Великой Французской революции: 1. Арман Жан дю Плесси де Ришелье; 2. Жан Батист Кольбер; 3. Жан Жорес; 4. Оноре де Мирабо. 9. Укажите имя ученого, которого принято считать «отцом русской риторики»: 25 1. Симеон Полоцкий; 2. Феофан Прокопович; 3. Михаил Ломоносов; 4. Михаил Сперанский. 10. Установите соответствия: 1. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако 1. Представители академического красноречия 2. В.И. Ленин, П.Н. Милюков 2. Представители богословско- церковного красноречия 3. В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов 3. Представители социально- политического красноречия 4. Иларион, Иоанн Кронштадтский 4. Представители судебного красноречия 4.2. Тема 2. Основы мастерства публичной речи 1. Укажите термин, соответствующий данному определению: «Филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи)». 2. Установите соответствия между основными родами красноречия и видами речи: 1. Социально-политическое 1. Научное сообщение красноречие 2. Академическое красноречие 2. Юбилейная речь 3. Судебное красноречие 3. Митинговая речь 4. Социально-бытовое 4. Проповедь красноречие 5. Богословско-церковное 5. Прокурорская речь красноречие 3. Укажите термин, соответствующий определению: «Система ориентиров для развертывания смыслового содержания речи»: 1. Конспект; 2. Тезисы; 3. План; 4. Аннотация. 4.Выберите из нижеприведенных определение, соответствующее термину ЭКСПРОМТ: 1. Речь, направленная против кого-либо или чего-либо; 26 2. Речь, произнесенная без подготовки; 3. Тщательно продуманная, заранее подготовленная речь; 4. Неудачная, не достигшая поставленных целей речь. 5. Установите соответствие между определениями и терминами: 1. Развернутое рассуждение, 1. Дискуссия отличающееся полнотой раскрытия темы и законченостью 2. Дословная выдержка из 2. Доклад какого-либо произведения, приводимая автором другого для подтверждения или пояснения своей мысли 3. Обсуждение сообщений, 3. Выписка (выдержка) докладов 4. Дословная или документально 4. Цитата точная запись части текста 6. Укажите понятие, соответствующее определению: «Кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения, лекции»: 1. Конспект; 2. План; 3. Тезисы; 4. Цитата. 7. К основным элементам речевой техники НЕ относится: 1. Фонационное (речевое) дыхание; 2. Мимика; 3. Голос; 4. Дикция. 8. Укажите термин, соответствующий определению: «Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению, как единому целому». 9. Метод подачи материала, в котором изложение идет от общего к частному называется: 1. Методом аналогии; 2. Концентрическим методом; 3. Индуктивным методом; 4. Дедуктивным методом. 10. К невербальным средствам общения относятся: 1. Шепот; 2. Восклицания; 3. Жесты; 4. Крик. 27 4.3. Тема 3. Ваш помощник – библиотека 1. Укажите, при ком из перечисленных ниже правителей была создана первая общедоступная библиотека в России: 1. Петр I; 2. Екатерина II; 3. Александр I; 4. Александр II. 2. Укажите дату основания Императорской Публичной библиотеки (ныне Российской Национальной библиотеки) в Петербурге: 1. 1714 г.; 2. 1757 г.; 3. 1795 г.; 4. 1877 г. 3. Укажите имя единственной за всю историю существования Публичной библиотеки женщины-директора, возглавлявшей ее в годы Великой Отечественной войны: 1. Е.Р. Дашкова; 2. Е.О. Лихачева; 3. Е.Ф. Егоренкова; 4. В.В. Терешкова. 4. Укажите дату основания Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в Петербурге: 1. 1991 г.; 2. 1999 г.; 3. 2000 г.; 4. 2007 г. 5. Укажите, где хранится оригинал «Остромирова Евангелия» — одной из двух древнейших книг на русском языке: 1. В Государственном Эрмитаже; 2. В Российской Национальной библиотеке; 3. В Государственном Русском музее; 4. В Библиотеке Академии Наук. 6. Укажите название науки, изучающей методы и способы систематизации и описания печатных изданий. 7. Укажите, какому понятию соответствует следующее определение: «Краткая характеристика книги или статьи, справочные сведения»: 1. Отзыв; 2. Реферат; 3. Рецензия; 28 4. Аннотация. 8. Укажите, какому понятию соответствует определение: «Место издания, издательство, год выхода в свет произведения печати». 9. Укажите, какие сведения о печатном издании именуются выходными данными: 1. Место издания и тираж; 2. Фамилия автора и год издания; 3. Место и год издания; 4. Тираж и время подписания в печать. 10. Укажите, какой из принципов составления списка литературы используется при написании рефератов, курсовых работ, монографий; 1. По месту издания публикаций; 2. В алфавитном порядке по названиям публикаций; 3. В алфавитном порядке по фамилиям авторов; 4. В зависимости от года издания в хронологической последовательности. 4.4. Тема 4. Основы культуры речи 1. Укажите, какое понятие соответствует следующему определению: «Совокупность качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата, с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей». 2. Укажите, какому понятию соответствуют следующие признаки: обработанность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей. 3. Установите соответствие между функциональными стилями и их лексическим составом: 1. Морфема, аффикс, флексия 1. Разговорно-обиходный 2. Гуманность, народность, 2. Официально-деловой гласность 3. Заслушать, препроводить, 3. Научный резолюция 4. Крохобор, буквоед, огорошить 4. Газетно- публицистический 4. Укажите слово, относящееся к просторечной лексике: 1. Сушилка; 2. Брехня; 3. Читалка; 4. Промокашка. 29 5.Укажите слово, относящееся к книжной лексике: 1. Баловник; 2. Уйма; 3. Очи; 4. Лицо. 6. Укажите название раздела науки о языке, предметом которого является составление словарей: 1. Стилистика; 2. Орфоэпия; 3. Лексикография; 4. Этимология. 7. Укажите название раздела науки о языке, изучающего особенности звуков речи: 1. Фонетика; 2. Морфология; 3. Лексика; 4. Акцентология 8. Укажите название раздела науки о языке (части грамматики), изучающего структуру предложения и сочетания слов в предложении: 1. Пунктуация; 2. Синтаксис; 3. Морфология; 4. Этимология 9. Укажите, как называется вид лингвистического словаря, в котором указываются нормы произношения слов: 1. Орфографический; 2. Энциклопедический; 3. Орфоэпический; 4. Этимологический 10. Укажите, что НЕ является источником изменения норм литературного языка: 1. Разговорная речь; 2. Желание оратора; 3. Просторечие; 4. Профессиональные жаргоны 4.5. Тема 5. Общее представление о нормах современного литературного языка 1. Установите соответствия между предложенными понятиями и определениями: 1. Лексические нормы 1. Правила использования морфологических форм 30 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7
Тема 3. ФОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СТАНОВИМСЯ ОРАТОРАМИ
Отличие устной формы речи от письменной. Монологическая речь и ее особенности. Диалогическая речь: как ее эффективно организовать.
Обсудим вопросы:
В чем разница между устной и письменной речью? Какие формы устной речи использует оратор? Что такое монологическая речь, какова ее структура? Какие виды устной монологической речи выделяют и чем они отличаются? Что такое диалогическая речь? Какова структура диалога? Какие виды вопросов используются в деловой риторике? Как грамотно ответить на вопрос?
Основные понятия
Вопрос – обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку; обозначают признак предмета, состояние или действие.
Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.
Монолог – речь, в отличие от диалога, обращенная к слушателям.
Ответ -высказывание, сообщение, вызванное вопросом.
3.1. Отличие устной формы речи от письменной
Оратор использует устную и письменную формы речи. В процессе подготовки к выступлению он обращается к письменной форме – читает источники, конспектирует необходимое для будущего выступления, записывает свои мысли. Написанный текст – база для публичного выступления. Устная форма речи — основная для оратора, т.к. публичное выступление происходит в ситуации живого общения.
№№ |
Устная речь |
Письменная речь |
Наиболее ранняя форма речи. |
Более поздняя форма речи. |
|
Виды речевой деятельности – говорение и слушание. |
Виды речевой деятельности – письмо и чтение. |
|
Непосредственная связь со слушателем. |
Опосредованная связь с читателем. |
|
Однократное восприятие текста слушателем. |
Возможно многократное восприятие текста читателем. |
|
Ориентирована на нормы устной литературной речи. |
Ориентирована на нормы книжной речи. |
|
Живая интонация. |
Интонация приглушена; опосредована. |
|
Используются вербальные и невербальные средства. |
Используются вербальные средства. |
|
Паузы могут не зависеть от знаков препинания в тексте сообщения. |
Паузы зависят от знаков препинания в тексте. |
|
Можно изменить текст в зависимости от ситуации. |
Не меняется текст в зависимости от ситуации. |
|
Короткие фразы (до 15 слов). |
Более длинные фразы (свыше 15 слов). |
|
Нельзя излишне детализировать высказывания о предмете. |
Можно излишне детализировать высказывания о предмете. |
В современной деловой речи активно используются две формы устной речи – монолог и диалог, поэтому деловая риторика, как и в античные времена (вспомним вопросы Сократа, «Диалоги» Платона), рассматривает ораторскую речь (монолог) и различного вида диалоги.
3.2. Монологическая речь и ее особенности
Монологическая речь – основа ораторской (публичной) речи.
Формы изложения: описание, повествование, рассуждение.
Описание – словесное изображение предмета; средства описания – существительные, прилагательные, реже – глаголы.
Описание = 1-ый признак предмета + 2-ой признак предмета + 3-ий признак предмета
Виды описаний
Естественное — передает впечатление человека о предмете речи, особенности его восприятия предмета, события, человека; имеет субъективный характер.
Искусственное – передает существенные признаки предмета; имеет объективно-научный характер.
Портретное – одновременно изображает внешность человека и описывает впечатление, которое он производит.
Повествование– рассказ о событии. Основные средства – глаголы, которые придают динамичность.
Повествование = 1-ое событие + 2-ое событие + 3-ье событие
События могут излагаться:
— в прямом хронологическом порядке;
— в обратном хронологическом порядке;
— перераспределяться по искусственной схеме (например, с изложения ярких эпизодов, после которых следует рассказ о причинах или последствиях этих событий, их участниках и обстоятельствах).
Рассуждение – рассмотрение идеи, теории, гипотезы; используются определенные логические схемы и построения доказательства.
Рассуждение = тезис + 1-ый аргумент +2-ой аргумент + 3-ий аргумент
Основные методы рассуждения:
— дедуктивный — движение мысли от общего к частному;
— индуктивный – движение мысли от частного к общему;
— метод аналогий – перенос характеристик с известного предмета на малоизвестный.
Структура монологической речи
Монолог = вступление + основная часть + заключение
Вступление (обычно ставится проблема, сообщается основная мысль) включает:
— зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание);
— завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть – излагается суть темы, проблемы, приводятся аргументы и доказательства.
Заключение – подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.
В зависимости от цели монологической речи и ситуации делового общения оратор использует разные виды речи: информационную (информирующую), аргументирующую, убеждающую, побудительную (побуждающую) и эпидейктическую.
Информационная (информирующая) речь
- применяется для передачи знания в ситуации отсутствия необходимой информации у слушателя;
- формирует новые знания;
- возбуждает любознательность слушателей.
Информация |
Формы предъявления (жанр) |
Событие, факт |
Сообщение, доклад; |
О себе |
Представление, автобиография; |
Предмет, явление |
Объяснение |
Способ выполнения действия |
Инструкция |
Сущность предметов, явлений, понятий, процессов |
Консультация |
Готовим информационную речь согласно требованиям,
т.е. она должна быть для слушателей
· новой;
· доступной для восприятия и понимания;
· актуальной и интересной (должна быть связана с насущными проблемами);
· полной (рассматривать все необходимые стороны предмета, явления, процесса);
· краткой (содержать самое главное; конкретное для данной ситуации общения; не более 2-3 фактов, аспектов сообщаемого);
· логичной (излагать мысли последовательно; плавно и четко переходить от одного аспекта к другому);
· эмоционально умеренной на вербальном (ограниченность изобразительно-выразительных средств) и невербальном (ограниченность жестов и мимики, спокойный интонационный рисунок) уровнях.
При создании информационной речи используем:
- информативные слова, которые отвечают на вопросы: кто?, что?, где?, когда?, сколько?;
- тематические слова (соответствуют тематике выступления);
- строевые слова (легко сочетаются с разными словами), которые облегчают оратору составление текста, а слушателям его понимание: задача, путь, проблема, цель, шаг и др.
Следует избегать речевых штампов, например, на сегодняшний день, в данный момент (правильно: сегодня, сейчас).
Аргументирующая и убеждающая речи
Аргументирующая речь применяется при необходимости доказать правильность точки зрения оратора, изменить или укрепить мнение аудитории по обсуждаемой проблеме. В ней доказываются или опровергаются какие-либо положения. В основе – законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Аргументирующая речь имеет два основных элемента:
тезис — утверждение, суждение, которое нужно обосновать (утвердительная часть);
аргумент или довод — положение, факт, с помощью которого доказывается тезис. Обычно приводят не менее трех аргументов для доказательства тезиса (аргументирующая часть).
Кроме того, аргументация может включать и контраргумент, т.е. положение, которое не только не поддерживает тезис или аргумент, но и противоречит им. Приведя контраргумент, необходимо его оспорить или признать допустимым, если он не значим для опровержения вашей точки зрения. Высказывание контраргумента усиливает позицию, т.к. свидетельствует о широком знакомстве с проблемой.
Структура аргументации:
тезис + аргумент + контраргумент.
Аргументирующая часть отвечает на вопрос «Почему?».
Слова-связки, показатели аргументирующей части:
Слова-связки, показатели тезиса:
Аргументацию выстраиваем следующим образом:
Я считаю…(тезис) + потому что…(аргументы).+ Однако некоторые/другие утверждают (тезис оппонента или контраргумент) + т.к. …(аргумент оппонента).+ С этим можно частично согласиться или трудно с этим согласиться илиэто позиция спорна или я все-таки утверждаю…(позиция поповоду контраргумента) + поскольку…(аргумент к выбранной позиции).
Аргументирующую речь выстраиваем следующим образом:
1. Обозначаем тему выступления (Сегодня актуальной является проблема…, Перед каждым из нас сегодня стоит выбор…).
2. Позиция/тезис (Я утверждаю/считаю/думаю…).
3. Расположенные в определенном порядке аргументы (потому что, во-первых, …; во-вторых, …; в-третьих…).
4. Контраргумент и частичное согласие с ним/опровержение (Но некоторые утверждают…, полагая, что… С этим трудно не согласиться, но лишь частично, поскольку…).
5. Вывод (Таким образом,….).
Убеждающая речь применяется в ситуации, когда партнеру нужно не только доказать истинность суждения, но и вызвать определенные чувства, чтобы партнер стал единомышленником. Убедить – значит создать впечатление у партнера, что вы правы.
В основе убеждающей речи – аргументирующая речь, ее структура. Для убеждения в истинности позиции оратору необходимо: активно использовать невербальные средства, показывающие уверенность (жесты, мимика, голос и др.); часто обращаться по имени-отчеству к партнеру; использовать комплименты и другие приемы эмоционального давления (Это действительно так! Многие так считают… Ты же сам прекрасно знаешь…). Как утверждают специалисты, убеждающая речь чаще помогает доказать истинность утверждения, чем аргументирующая.
Побудительная (побуждающая) речь
призывает (побуждает) слушателей к совершению определенного действия во имя общественного блага (в деловой риторике);
воздействует на их поступки, волю.
Разновидностями побудительной речи являются: агитационная, митинговая, политическая и воинская речи.
По степени интенсивности побуждения выделяют жанры:
Менее интенсивные |
Более интенсивные |
совет |
воззвание |
предложение |
ультиматум |
поручение |
приказ |
просьба |
требование |
приглашение |
вызов |
Прежде чем обратиться с побудительной речью, выясняем, способны ли слушатели к предполагаемому действию: могут ли это сделать – физически, духовно, материально; не сделали ли они этого раньше.
Создавая побудительную речь, мы:
Формулируем проблему (что произошло?). Для этого:
· доказываем, что это очень важная проблема, подлежащая немедленному решению. Например:
В последнее время наше предприятие стало почти убыточным. Предприятия, работающие на новом оборудовании, выпускают продукцию, которая значительно превосходит нашу по качеству и имеет меньшую стоимость. Если мы не установим новое оборудование, не освоим его, то наше предприятие не сможет конкурировать на рынке сбыта;
· подчеркиваем, что эта проблема важна именно для этой аудитории. Например:
В вашем отделе оборудование уже не может выпускать конкурентоспособную продукцию, она залеживается годами на складах, а вы теряете в зарплате;
· демонстрируем выгоду и преимущества, которые получит аудитория от решения данной проблемы. Например:
Если мы закупим новое оборудование, то понизится физическая нагрузка и повысится заработная плата.
Специалисты советуют: чем меньше аудитория раньше задумывалась над вопросом, по которому выступает оратор, тем более яркими красками должна быть нарисована безвыходность ситуации, показана крайняя необходимость разрешения этой назревшей проблемы.
1. Ставим задачу.
Для этого:
· определяем, что нужно делать. Например:
Руководство предприятия идет на материальные затраты, закупая новое оборудование. Вам же необходимо освоить его в кратчайшие сроки;
· используем формулы согласия с проблемами и сложностями аудитории:
«Я понимаю, что вы самые занятые, но…», «Конечно, вам будет нелегко перестроиться, но…», «Разумеется, это будет сложно, но.…»;
2. Выдвигаем тезис (утверждение, предложение) и аргументируем его. Почему мы должны это сделать? Как это сделать? Для этого:
ориентируем на конкретные прагматические действия;
предлагаем реальный и конкретный путь или способ, дающий возможность проконтролировать выполнение. Например:
Но осваивать будем без отрыва от производства, в свободное от работы время, поскольку предприятие не должно снижать обороты производства, а вы потерять в зарплате. Курсы будут действовать на территории предприятия с 1 марта 2015г. по 1 июня 2015 г. Желающие могут записаться и приступить к обучению. Чем раньше вы перейдете на новое оборудование, тем выше будет производительность труда, а значит и выше ваша заработная плата.
Эпидейктическая речь
направлена на формирование у слушателей определенного чувства к предмету речи – положительного (похвала, торжественная речь) или отрицательного (обличительная речь). Содержание речи — качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей; оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи.
Торжественная речь – собственно эпидейктическая речь, цель которой доставить удовольствие адресату.
Обличительная речь направлена на формирование у слушателей эмоционального отрицательного отношения; чувства презрения к человеку, явлению, событию;заставляет адресата испытывать отрицательные эмоции.
Может быть составной частью речи-порицания, критики, протеста, назидания и оскорбления.
Разновидности торжественной эпидейктической речи:
1. Протокольная (рамочная) речь — это
краткое информационно-эмоциональное выступление, которое не является центром события, а обозначает его начало и конец; произносится официальным лицом или официально назначенным ведущим.
Основные жанры:
- приветственное слово (например, при открытии симпозиума, выставки, торгового центра);
- вступительное слово и заключительное слово (например, в начале и в конце совещания, собрания).
Структура:
обращение + приветствие (в начале) + сообщение о начале (суть мероприятия, похвала собравшимся, настрой на определенный тон) или о конце (краткие выводы, значимость проведенного мероприятия) события + благодарность (обосновать ее)+ слова прощания (в конце).
- поздравление (в связи с юбилеем, праздником, значительным событием в жизни сотрудника, коллектива, предприятия и др.).
Структура:
Обращение + повод для речи (по какому случаю) + похвала + пожелания.
Составляя поздравление, мы:
- используем для обращения к адресату и присутствующим
- этикетную формулу, приятную им;
- говорим о достоинствах и достижениях;
- хвалим за положительные деловые качества, профессиональные знания и умения, преувеличивая их; подчеркиваем достижения;
- связываем пожелания с похвалой: говорим о будущих перспективах и достижениях;
- активно используем изобразительно-выразительные средства.
Ошибка!
1. Наставление вместо пожелания («тебе нужно…», «хорошо бы тебе..»).
2. Критика вместо похвалы («это, конечно, хорошо, но…»).
3. Отсутствие связи между похвалой и пожеланиями.
4. Использование в пожеланиях банальных выражений.
5. Произнесение поздравления по «бумажке».
В деловой риторике в зависимости от формы делового общения могут взаимодействовать разные виды монологической речи. Например: информационная, убеждающая и побудительная (деловая беседа); информационная, аргументирующая и эпидейктическая (презентация).
3.3. Диалогическая речь: как ее эффективно организовать
Древнегреческий философ Сократ, задавая вопросы, не только искал истину, но и убеждал своих оппонентов. «Сократовский метод» задавания вопросов облегчает партнеру принять положительное решение. Попробуйте задать собеседнику два несложных вопроса, на которые он легко может ответить «да», а затем задайте важный для вас вопрос, который будет направлен на получение согласия. Важно помнить, что в последнем вопросе не должно быть отрицания («Не могли бы..», «Не поможете…», «Не подскажите…»); не следует использовать и «ли-вопросы», т.к. в них заложено два противоположных ответа. Например: Не могли бы Вы предоставить мне…? или Нужно ли выполнять работу…? Вопросы должны быть взаимосвязаны и приближать к получению согласия.
Речь-диалог активно используется в деловой риторике для выяснения истины, уточнения факта, выявления проблемы и т.д. Диалогическая речь представляет собой совокупность вопросов и ответов. Владение диалогической речью включает два основных умения: задавать вопросы и отвечать на них. Образно об этом сказал И. Кант: » Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
В деловом общении важно правильно и целесообразно задавать вопросы, т. к. именно они направляют поиск. Структура вопроса предполагает 2 элемента: вопросительное слово (или словосочетание) и ключевые слова темы или проблемы (содержательная часть). Например: Почему деловые переговоры будем проводить на нейтральной территории? В вопросе речь идет о месте проведения деловых переговоров (содержательная часть); вопросительное слово (почему?) уточняет причину проведения деловых переговоров на нейтральной территории. Следует помнить значение основных вопросительных слов в деловом общении:
ЗАЧЕМ? – цель; ПОЧЕМУ – причина; КАК? (Каким образом?) – способ действия; ЧТО? – объект действия; КТО? – субъект действия.
Вопрос = вопросительное слово/словосочетание + ключевые слова темы/проблемы.
Виды вопросов
1. По составу (или структуре) выделяют простые и сложные вопросы. Простые вопросы состоят из одного вопроса (Какова повестка совещания?); сложные вопросы – из нескольких (В котором часу начнется совещание, кто его будет вести и какова повестка?).
2.По характеру (отношению к адресату) – благожелательные, нейтральные и неблагожелательные. Благожелательные и нейтральные вопросы задаются в ситуациях, когда необходимо что-то узнать, уточнить, цель вопросов прозрачна. Благожелательные вопросы предполагают уважительное отношение к собеседнику. Например: Почему Вы думаете, что нам необходимо сотрудничать? Как Вы думаете, может ли продукт вашей фирмы занять 1-е место? Цель неблагожелательных вопросов (враждебных и провокационных) не всегда прозрачна. Они направлены не столько на выявление истины или уточнение, сколько на дискредитацию, уничижение собеседника. Например: С чего Вы вдруг решили, что я буду сотрудничать с Вами? И почему это Вы думаете, что продукт вашей фирмы займет 1-е место? Благожелательность/неблагожелательность определяется и по тону голоса. Попробуйте произнести благожелательно и неблагожелательно следующий вопрос: Кто Вам сказал, что я могу подписать этот документ?
3.По месту в процессе общения — вступительные и заключающие.
Цель вступительных вопросов в деловой сфере деятельности — начать общение, выявить цели и позиции собеседников, стимулировать заинтересованность партнера и т.д. Например: Кто будет представлять вашу сторону на переговорах? Каков статус вашего представителя? Зачем пролонгировать договор о сотрудничестве с ЗАО «Аренда»? Цель заключающих вопросов – убедиться в одинаковом понимании решения проблемы, побудить к действию. Например: Какой срок окончания монтажа конструкции более реальный – 23 мая или 30 мая? Какой мобильный телефон Вам упаковать – розовый или белый?
4. По цели общения выделяют следующие вопросы:
— уточняющие («ли-вопросы») – позволяют выявить истину (Нужно ли иметь письменное разрешение на строительство детской площадки?);
— восполняющие – предоставляют возможность получить новую информацию. Их можно разделить на закрытые (выявление фактических данных: В каком году открылось ваше предприятие? Кто руководитель вашего предприятия?) и открытые (концептуальные, направленные на выявление мнений, позиций, интересов, предпочтений, ценностей. Например: Почему именно в 2006 году закрылось ваше предприятие? С какой целью вы решили провести переговоры с предприятием «Заря»? Как получить прибыль в кратчайшие сроки?);
— контролирующие – позволяют узнать, слушает ли вас собеседник, адекватно ли понимает (Что Вы об этом скажите?);
— подтверждающие – помогают партнеру согласиться с предложением (Вы считаете, что необходимо выполнить заказ в установленный срок?).
— альтернативные — предоставляют возможность выбора (Когда Вы сможете сдать работу – 20 октября или 27 октября?);
— наводящие — позволяют направить ответ партнера, его решение в нужное русло (Где лучше провести переговоры, чтобы сотрудники ни Вас, ни меня не беспокоили?). Ответ однозначен – на нейтральной территории;
— прогнозирующие — позволяют предположить будущее развитие событий, их последствия. Такие вопросы полезно задавать не только партнеру, но и самому себе (Что будет, если предстоящие деловые переговоры не завершатся подписанием договора? Что будет, если я не смогу убедить директора в необходимости повышения моей заработной платы?);
— риторические — не требуют ответа; используются для привлечения и поддержания внимания, обозначения темы выступления, выявления других проблем или иных сторон проблемы; это может быть утверждение оратора в вопросительной форме (Разве возможно мириться с расхищением государственной собственности?).
Чтобы вопросы были целесообразны, необходимо их планировать: когда, где, у кого и что вы спросите, а главное – с какой целью.
5. По форме — корректные и некорректные вопросы. Корректными считаются вопросы, если они:
1) сформулированы грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка, в соответствии с коммуникативными качествами речи);
2) имеют в основе истинные суждения;
3) не вторгаются в коммерческие тайны, личное жизненное пространство партнера;
4) не оскорбляют достоинство партнера. Вопрос должен «сохранять лицо» партнера, а значит не испортить с ним отношения.
Если хотя бы одно из этих требований нарушается, то вопросы будут некорректными. Например: 1. Чьи это апельсины? (Корректно: Кто поставщик этих апельсинов?); 2. Из-за чего Вы чаще всего ссоритесь с коллегами? (Факта ссоры не было); 3. Сколько у Вас на счету, позвольте узнать? 4. Можете Вы, хотя бы в этот раз вести себя прилично?
Качество диалога в профессиональной деятельности зависит не только от умения задавать вопросы, но и от умения отвечать на них.
Как отвечать на вопросы:
— отвечайте на вопрос с учетом его структуры: используйте ключевые слова вопроса и учитывайте смысл вопросительного слова. Например:
— Почему ваша продукция в последнее время стала более конкурентоспособной?
— Причиной конкурентоспособности нашей продукции в последнее время является …
— разделите сложные по составу вопросы на простые и начните с того вопроса, на который сможете ответить, или он выгоден для вас;
— уточняйте формулировку вопроса партнера (либо просите партнера об этом, либо сами переформулируйте);
— отвечайте на вопрос не сразу (всегда есть несколько секунд на раздумье);
— уточняйте, переформулируйте свой ответ, если его не поняли партнеры;
— возвращайтесь к обсуждаемому вопросу, если вопрос партнера уводит в сторону от проблемы;
— используйте при ответе на некорректные вопросы такие приемы, как: ответ вопросом на вопрос; уход от вопросов; ирония; юмор; «подхват реплики». Выбор приема ответов на вопросы зависит от конкретной ситуации общения, заданного вопроса и от вашей цели.
Участвуя в диалоге, помним народную мудрость: каков вопрос – таков ответ.
Онлайн-тестыТестыЛингвистика, филология, языкознаниеРиторикавопросы
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 136-142
1. Автором афоризма «Истина всегда торжествует!» является:
• Цицерон
2. Автором первого русского учебника по риторике был:
• М. В. Ломоносов
3. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»:
• Горгий
4. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат:
• Цицерону
5. Идеал речевого воздействия, по …, — умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления).
• Цицерону
6. К основным законам риторики не относится закон:
• краткости
7. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел:
• во второй половине 20 века
8. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит:
• Платону
9. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
• филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
• филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
10. Общая риторика отличается от частной тем, что:
• общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
11. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
• популяризация в риторике научного знания и просвещения
• светская направленность его книг по красноречию
12. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах:
• американской риторики
13. Основоположником теории риторической науки считается:
• Аристотель
14. Ренессанс риторики в современной России связан с именами:
• Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского
15. Риторика относится к … наукам.
• филологическим
УДК 82.085
Г.М. ЯРМАРКИНА
Калмыцкий государственный университет, г.Элиста
РИТОРИКА И ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЩЕНИЕ
В статье рассматривается возможность исследования закономерностей повседневной речи в рамках частной риторики обыденного общения. При этом отмечается не только практическая направленность обыденной риторики, но и важность умения оценивать эффективность того или иного способа выражения речевого жанра в особых условиях неподготовленной речи. В качестве примера используются результаты анализа способов выражения просьбы.
Умение строить эффективную речь является необходимым прежде всего в строгих сферах общения: деловой, научной, в широкой сфере публицистики. При этом принимается во внимание не только содержательность, но и выразительность речи, и характер воздействия на адресата. Не менее важна эффективность речи в нестрогих сферах общения, в частности в сфере неофициального повседневного общения (в кругу семьи, друзей).
Закономерности речевого общения в неофициальной обстановке можно изучать в рамках частной риторики обыденного общения (обыденной риторики). Актуальность разработки риторики повседневной речи уже неоднократно подчеркивалась , однако важность формирования риторической грамотности как базы эффективной речи именно в обыденном общении оказывается еще не достаточно осознанной обществом. Вероятно, это связано со спецификой разговорной речи, где забота о форме выражения мыслей минимальна. Тем не менее, можно говорить о некоторых риторических традициях обыденного общения. Так, в рамках традиционного социально-бытового красноречия, практически утраченного в период отказа от риторики, содержались риторические рекомендации для бытовой диа-
логической речи, регулирующие общение в данной сфере. Например, подчеркивалась необходимость изменения речевого поведения со сменой некоторых условий общения (степени знакомства, публичности, официальности и тому подобное) при обязательном проявлении вежливости и внимательности к адресату .
О.Б.Сиротинина пишет о практической риторике обыденного общения, ориентированной на выработку автоматизированных навыков гармонизирующего общения . Соглашаясь с практической направленностью обыденной риторики, мы считаем, что в условиях разговорной речи возможно научиться оценивать результат речи: эффективность использования того или иного жанра и способа его выражения в ситуациях общения с разными собеседниками.
Вопрос о жанрах бытового общения должен занимать в обыденной риторике особое место, поскольку изучение разнообразных способов выражения речевых жанров позволит выявить такие, которые делают речь более эффективной. Например, ситуации побуждения считаются наиболее «опасными», так как высказывания, оформляющие такие ситуации, нередко оказываются источником коммуникативных неудач . Известно, что в повседнев-
_ 103
Санкт-Петербург. 2005
ном общении ведущей формой побуждения оказывается просьба. Этот вид побуждения имеет разнообразные способы выражения; ведущим средством выражения просьбы в русской разговорной речи является императив. Однако просьба считается одним из «мягких» директивов — императивность высказывания уменьшается за счет обращений, актуализаторов вежливости, тактик, сопутствующих просьбе. Тем не менее, способы выражения просьбы могут оказаться источником конфликта. Так, замечено, что в повседневном общении косвенные просьбы нередко вызывают недовольство адресата, связанное именно с таким способом выражения .
Особое внимание обращается на роль тактик, предшествующих просьбе или следующих за ней. Тактики, сопутствующие просьбе, способны предотвратить возможный конфликт или погасить его . Кроме того, распространенные в повседневном общении тактики, подготавливающие просьбу, имеют различную степень интенсивности воздействия: 1) есть/нет вопросы; 2) высказывание с использованием девербатива «просьба»; 3) вопросительные тактики-уточнения условий для побуждения; 4) тактика прямого заявления о том, что адресат видел и знает; 5) напоминание какого-либо элемента общей апперцепционной базы (слова или прошлые обещания адресата). Вероятно, при использовании подготавливающих тактик адресант надеется на большую эффективность просьбы.
Одной из задач обыденной риторики можно считать изучение жанровой организации разновидностей повседневного общения. Так, результаты анкетирования, проведенного среди представителей разных возрастных и социальных групп г.Элисты, показывают, что большая часть респондентов разграничивает дружеское общение и общение в семье по набору речевых жанров и тематической направленности общения.
Таким образом, обыденная риторика, находящаяся еще в стадии становления, должна опираться не только на известные традиции отечественной риторики, использовать результаты в области исследований разговорной речи, но и на данные психо- и социолингвистики, теории речевого этикета и смежных речеведческих дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
2. Рождественский Ю.В. Актуальные проблемы социалистической советской риторики // Риторика и стиль. М., 1984. С. 3-26.
3. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К.Граудина. М., 1996. С. 267-306.
4. Сиротинина О.Б. Риторика как составляющая системы наук об общении // Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. Москва 1997 г. 28-30 января. М., 1998. С. 50-55.
5. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.
6. Ширяев Е.Н. Структура интенциональных конфликтных диалогов разговорного языка // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2002. С. 80-85.