5. Истина веры и ее критерии
В каком смысле возможно тогда говорить об истине веры, если она не поддается оценке с позиции какой-либо другой истины, например, научной, исторической, философской? Ответ на этот вопрос следует из природы веры как состояния предельной заинтересованности. Этот ответ, как и само понятие интереса, имеет две стороны: субъективную и объективную. Истину веры нужно рассматривать с обеих сторон. Если исходить из субъективной стороны, нужно сказать о том, что вера истинна, если она адекватно выражает чей-то предельный интерес. Если исходить из~объективной стороны, нужно говорить о том, что вера истинна, если ее содержание действительно предельно. Первый ответ признает истину за всеми подлинными символами и типами веры. Он служит оправданием всей истории религии и истолковывает ее как историю предельного интереса человека, историю его реакции на явление святого по-разному и в разных местах. Второй ответ указывает на критерий предельности, по которому оценивается история религии, но не в терминах отвержения, а в терминах «да» и «нет».
Вера обладает истиной в той мере, в какой она адекватно выражает предельный интерес. «Адекватность» выражения означает способность выразить предельный интерес так, что он создает ответ, действие, общение. Символы, способные совершить это, суть живые символы. Однако жизнь символов ограничена. Отношение человека с предельным претерпевает изменения. Содержания предельного интереса истощаются или подменяются другими содержаниями. Божественный образ перестает служить ответом, он перестает быть общепризнанным символом и утрачивает способность побуждать к действию. Те символы, которые когда-то или где-то выражали истину веры какой-то группы, теперь лишь напоминают нам о вере прошлого. Они утратили свою истину, а возможность возрождения мертвых символов — сомнительна. Во всяком случае для тех, для кого они умерли! Если с этой точки зрения мы посмотрим на историю веры и на историю сегодняшнего периода — то критерием истины веры станет вопрос: эта вера живая или нет? Конечно же, это не точный критерий в научном смысле, однако это практический критерий, который вполне применим по отношению к прошлому с его вереницей давно умерших символов. Однако этот критерий нельзя с той же легкостью применить по отношению к настоящему, потому что никогда нельзя сказать, что символ несомненно мертв, если он по-прежнему употребляется. Быть может, этот символ дремлет, но обладает способностью пробудиться.
Другой критерий истины символа веры состоит в том, что он выражает предельное, которое и на самом деле предельно; другими словами, что он не является идолопоклонническим Вся история веры подлежит оценке именно в свете этого критерия. Слабость всякой веры заключается в той легкости, с которой она становится идолопоклоннической. Человеческая душа, как говорил Кальвин, — это постоянно работающая фабрика идолов. Это относится ко всем типам веры, и даже протестантизм, который, как считается, объединяет различные типы, не свободен от идолопоклоннических искажений. Он также должен применять по отношению к себе тот критерий, который использует по отношению к другим формам веры. Всякий тип веры стремится придать своим конкретным символам абсолютную ценность. Следовательно, критерий истины веры состоит в том, что она подразумевает элемент самоотрицания. Тот символ наиболее адекватен, который выражает не только само предельное, но и свойственное этому символу отсутствие предельности. Христианство, в отличие от всех других религий, выражает себя в таком символе, а именно — в Кресте Христа. Иисус не был бы Христом, не принеся в жертву себя как Иисуса себе — как Христу. Любое приятие Иисуса как Христа, которое не есть приятие Иисуса Распятого, — форма идолопоклонничества. Предельный интерес христианина — это не Иисус, но Христос Иисус, явленный в качестве Распятого. Событие, создавшее этот символ, задает критерий, по которому следует оценивать истину христианства, а также истину любой другой религии. Единственная непогрешимая истина веры — истина, в которой безусловно явлено само предельное, — состоит в том, что всякая истина веры подлежит оценке в терминах да-и-нет. Именно движимый этим критерием, протестантизм критиковал католическую Церковь. Не вероучительные формулировки разделили церкви в период Реформации, раздел был положен открытием заново принципа, согласно которому ни одна Церковь не обладает правом помещать себя на место предельного. Ее истина оценивается с позиции предельного. Вслед за этим протестантское исследование Библии обнаружило различные пласты библейской литературы и сделало вывод о невозможности рассматривать Библию как содержащую непогрешимую истину веры. Использование этого критерия обосновано и по отношению ко всей истории религии и культуры. Этот критерий содержит «да» — он не отвергает никакую истину веры, в какой бы форме она ни обнаруживала себя в истории веры; также он содержит «нет» — ни одну истину веры он не приемлет в качестве предельной, кроме той, что ни один человек ею не обладает. Этот критерий тождествен протестантскому принципу и реализовался в Кресте Христа, что и составляет превосходство протестантского христианства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Просто Ергаки, дабы никого не оскорбить
В первом блоке ЕГЭ по обществознанию, «Человек и общество», есть пункт, посвященный религии. Ученик должен разбираться в структуре религиозного знания, знать основные религии и их классификацию.
Так что такое религия?
Религия – это система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное. Это достаточно общая характеристика. Так же религия может включать в себя свод моральных норм, культовых действий, обрядов. Часто религия имеет общественную организацию, её представляющую – церковь.
Классификация религий:
1. Первобытные культы.
2. Политеизм античности и древних цивилизаций
3. Авраамические религии
4. Мировые религии
В программе обществознания существует классификация религий по количеству последователей — распространенности. Она выглядит следующим образом, от меньшего к большему: местные культы — национальные религии — мировые религии. Местные культы характерны для определенных племён или же исторического места распространения данных племен. Это могут быть особые формы шаманизма, например, на территории Хакасии.
Национальные религии, как правило, исповедуют представители определенной национальности. Это может быть иудаизм евреев или же индуизм индусов. Это не значит, что европеец не может исповедовать индуизм, просто это скорее исключение из общего правила.
К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Это самые распространённые религии, у которых есть общие, характерные только для них черты:
- Наднациональный характер. Мы не можем сказать, кто исповедует христианство. Потому что оно в различных своих формах и церквях распространено от северных юрт до африканских хижин. То же можно сказать и про буддизм, и про ислам. Вышли эти религии из определенных стран, но затем распространились по всему миру.
- Прозелетизм. Это слово обозначает активное миссионерство. То есть, распространение своей религии. Это одна из причин, почему мировые религии не остановились на отдельных государствах и распространились по всему миру.
- Проповедь равенства всех людей. Для мировых религий характерен демократизм — абсолютно все люди равны перед Богом. Или Нирваной, которая не группа.
Для мировых религий так же характерно вера в сверхъестественное, следование ритуалам, характер общинности. Но это относится и к национальным религиям, поэтому данные признаки не относятся к присущим именно мировым религиям.
Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.