Не зря говорят: об уровне цивилизованности государства судят по его отношению к детям, старикам и инвалидам. Да, сегодняшняя Украина в этом плане вряд ли может служить примером для подражания. Но тем более важно, чтобы действия и шаги (пусть пока и не столь масштабные и всеобъемлющие, как бы хотелось), направленные на улучшение качества жизни самых незащищенных граждан нашей страны, всячески приветствовались и поощрялись.
Не один год в Киеве активно работает общественная организация благотворительный фонд помощи ученым-инвалидам по зрению «Визави». Руководит им бывший завкафедрой ботаники Киевского национального университета им.Т.Шевченко, а ныне доцент кафедры тифлопедагогики («тифлос» в переводе с греческого — «слепой») Национального педуниверситета им. М.Драгоманова Юрий Войтюк. Во многом благодаря своему энергичному президенту, фонду удалось реализовать целый ряд интереснейших и, безусловно, нужных проектов. В частности, совместно с «Окном в мир», общественным объединением пользователей компьютерных технологий для инвалидов, «Визави» успешно воплощает в жизнь программу компьютерного обучения незрячих. А совсем недавно увидел свет изданный шрифтом Брайля уникальный трехтомник «Экология. Терминологический словарь», предназначенный для незрячих школьников. Профинансировали этот проект «Визави» Фонд фундаментальных исследований Министерства образования и науки Украины и Посольство Королевства Нидерланды в Украине.
Словарь необычен даже не тем, что в трех томах подготовлена информация по Брайлю. Такого терминологического справочника по экологии до сих пор нет и для обычных школьников! Абсолютно парадоксальная ситуация: сперва книгу получат незрячие ребятишки, затем слабозрячие и только потом обычные школьники. Впрочем, такой порядок, наверное, более чем закономерен. Ведь за последние 5—7 лет в Украине вышло много учебников, но при этом абсолютно отсутствует подобная литература для спецшкол.
Даже учителю порой сложно разобраться в терминах и новых понятиях, которыми изобилуют сегодняшние учебники. Что уж говорить о незрячих мальчиках и девочках. А тут такое мощное, современное, грамотно составленное пособие! Во-вторых, новоиспеченный словарь будет… иллюстрирован. Оказывается с помощью компьютерных технологий даже с рождения незрячему ребенку можно, так сказать, визуализировать не только цветок, животное или дерево, но и клетку живого организма, маршрут похода и даже такое абстрактное понятие, как биосфера.
Работа над созданием словаря шла чуть больше двух лет. Авторский коллектив составителей весьма презентабелен — член-корреспондент Украинской академии аграрных наук, заведующий кафедрой физиологии и экологии растений КНУ им. Т.Шевченко Николай Мусиенко, профессор Александр Брайон, доцент кафедры зоологии КГУ Валентин Серебряков и уже упоминавшийся Юрий Войтюк. К слову, Юрий Александрович практически не сомневается, что к концу этого квартала словарь поступит (естественно, бесплатно) в школы, школы-интернаты для незрячих и специализированные библиотеки. Причем растиражировать трехтомник планируют в таком количестве, чтобы полностью обеспечить потребности всех вышеупомянутых учреждений.
— Сегодня мы не одиноки в решении своих проблем, — говорит Юрий Войтюк. — И хотя у нас больше принято критиковать госструктуры, именно Минобразования и науки выделило средства под проект издания словаря. Есть у нас и, так сказать, не корпоративные, а индивидуальные помощники. Такие, как многоуважаемый доктор Дэвид Минтер из Международного центра сельскохозяйственных и биологических наук (Лондон, Великобритания).
Естественно, после столь удачного старта «Визави» планирует продолжить сотрудничество с Фондом фундаментальных исследований. Уже фактически готово учебное пособие по истории для незрячих. Идей и планов, по утверждению Юрия Александровича, море. И самое главное, их воплощение в жизнь теперь уже не кажется чем-то эфемерным и фантастическим. А это, согласитесь, говорит о многом.
Жизнь без детей: успехов больше, счастья меньше
Вовк Е.
(Опубликовано в журнале «Социальная реальность», 2008, №5)
В спорах о движущих мотивах деторождения сломано немало копий. Да и вряд ли здесь может быть получен окончательный ответ – уж больно тонкая материя. Между тем, вопрос далеко не умозрительный и не праздный – он вплотную примыкает к вопросу о причинах «нормативной малодетности” (а значит, в конечном итоге, и к вопросу о разработке мер воздействия на демографическую ситуацию). Мы попытаемся подойти к проблеме с другой стороны – со стороны представлений о бездетности. Ведь, как правило, мало кто задается вопросом, как сквозь призму социокультурных ценностей выглядит альтернатива «жизни с детьми”, и уж тем более – какие «за” и «против” оказываются на чашах весов в момент принятия репродуктивных решений. Преимущество подобного захода в том, что разговор о бездетном образе жизни позволяет высветить соображения и установки, обычно затмеваемые безусловной ценностью детей: говорить о положительных сторонах бездетности гораздо легче, чем об ограничениях и потерях, привносимых ребенком в жизнь родителей.
Судя по полученным нами данным1, вопрос о рождении ребенка влечет за собой серьезное столкновение ценностей – в этой точке культурная концепция успеха и культурная концепция полноценной счастливой жизни вступают в трудноразрешимое противоречие. Речь, повторим, шла о бездетности – а именно, о приобретениях и потерях, связанных с сознательным отказом от обзаведения детьми; но, на наш взгляд, эти представления зеркально отображают представления о приобретениях и потерях, связанных с решением о рождении ребенка (будь то первенец или очередное чадо).
Приведем сначала ответы на открытый вопрос, что теряют люди, отказываясь иметь детей, каких положительных сторон жизни, каких преимуществ они лишаются.
Во-первых, по мнению респондентов, жизнь бездетных людей лишена важной эмоциональной составляющей, связанной с общением с детьми и их воспитанием. Добрая половина ответов так или иначе касаются именно этой темы – различаются только акценты.
Одни фокусируют внимание на эмоциональном опыте родительства – говорят, что, отказываясь иметь детей, люди лишают себя радости материнства и отцовства, возможности заботиться о детях и воспитывать их, видеть ответную любовь с их стороны.
«Быть названным мамой или папой”, «быть родителями, счастье – наблюдать, как растут дети”, «видеть, как растет свой ребенок, как делает успехи в своей жизни, нет ребенка – не о ком заботиться”; «воспитывать, растить”; «дать жизнь маленькому человеку”; «забот, побед, значения”; «каждодневное общение с детьми”; «лишают себя возможности подарить свою любовь”; «радость воспитания своих детей”; «радость и счастье материнства и отцовства”; «слышать слова «папа” или «мама””; «чувствовать ребенка на руках, гордость материнства, отцовства” (15%; ответы на открытый вопрос).
«Детской ласки и любви”; «когда ребенок тебя любит – это счастье” (8%; ответы на открытый вопрос).
Другие апеллируют к более общим и абстрактным категориям и одновременно постулируют тождественность между опытом родительства и доступностью светлых, счастливых переживаний – говорят, что, отказываясь иметь детей, люди лишают себя «всего самого лучшего”, вообще лишаются радости и счастья. Впрочем, не исключено, что эти респонденты говорят в целом о том же, что и респонденты из предыдущей группы, только несколько иными словами.
«Без детей нет радости”; «без детей нет счастья”; «всего самого лучшего”; «всего самого хорошего лишаются”; «всего: всей радости, всей жизни”; «дети – это само по себе счастье”; «понять настоящее счастье”; «простого человеческого счастья”; «человек без ребенка не может быть счастлив”; «элементарного счастья в детях” (17%; ответы на открытый вопрос).
Вторая категория ответов во многом смыкается с первой – с той оговоркой, что в ней акцентируется экзистенциальная ценность детей; респонденты говорят, что, отказываясь иметь потомство, люди лишают себя будущего, теряют цель и смысл жизни и самое ощущение полноценного существования.
«Лишают себя будущего”; «на своем будущем крест ставят” (4%; ответы на открытый вопрос).
«А для чего тогда жить?”; «без детей жизнь неполноценная”; «без детей нет смысла жизни”; «без детей плохая жизнь”; «все теряют, жизнь полноценную человеческую”; «все теряют, обязательно надо иметь ребенка”; «всего лишаются”; «дети – смысл жизни”; «теряют свою жизнь”; «цели в жизни нет у этих людей” (11%; ответы на открытый вопрос).
Третья категория ответов о негативных аспектах бездетности связана с социальными последствиями такого репродуктивного выбора. Здесь часть респондентов упоминают об одиночестве, подстерегающем бездетных, – дескать, отказываясь стать родителями, люди лишают себя перспективы получить в будущем поддержку и заботу со стороны детей и внуков, рискуют остаться без единой родной души.
«В старости не будет рядом родного человека”; «в старости некому стакана воды подать”; «опоры и поддержки в старости нет”; «останется один, и помочь некому”; «ухоженную старость”; «хорошей старости” (14%; ответы на открытый вопрос).
Кто-то говорит, что люди, сознательно выбирающие бездетность, лишаются возможности оставить наследников, продлить род, увидеть внуков – в каком-то смысле обеспечить себе бессмертие.
«Внуков, продолжения рода”; «возможность иметь наследников, преемников”; «внуки – это все”; «видеть около себя похожего ребенка”; «дети – это продолжение тебя”; «их род не продлится”; «лишают себя внуков”; «лишаются своего продолжения” (14%; ответы на открытый вопрос).
Часть опрошенных считают, что бездетные люди лишены полноценной семьи, не знают настоящего семейного уюта и счастья.
«Без детей нет семьи”; «иметь нормальную семью”; «настоящую полную семью”; «обычных семейных радостей”; «семейного счастья” (4%; ответы на открытый вопрос).
По существу, пусть мы и разделили представления о потерях, связанных с выбором бездетного образа жизни, на несколько категорий, нам кажется, что в большинстве приведенных реплик речь так или иначе идет именно об экзистенциальной ценности детей и экзистенциальном смысле родительства. Обратим внимание на то, какими понятиями оперируют респонденты: радость, счастье, гордость, смысл жизни, продолжение рода… Пожалуй, из этого ряда выпадают только рассуждения об одинокой старости бездетных людей – здесь вопрос о наличии или отсутствии детей рассматривается с более прагматических позиций.
Посмотрим теперь, что за категории оказываются на другой чаше весов: что, по представлениям респондентов, приобретают люди, отказываясь иметь детей, какие положительные стороны жизни открываются перед ними и какие преимущества они имеют?
Во-первых, это свобода и независимость, возможность тратить больше времени на себя, свои увлечения и интересы.
«Более свободен”; «личную свободу и независимость”; «молодые, свободные”; «руки у них развязаны” (13%; ответы на открытый вопрос).
«Баловать самих себя”; «больше времени на себя, можно путешествовать”; «все для себя имеют, живут для себя”; «вся прелесть жизни в их руках”; «ездят за границу, отдыхают там”; «есть возможность посвятить жизнь только себе”; «жить в свое удовольствие”; «что хотят, то и делают” (11%; ответы на открытый вопрос).
Во-вторых, это больше шансов добиться профессиональных успехов, построить карьеру, реализовать себя как творческую личность.
«Могут больше добиться в карьере”; «могут отдаться работе, творчеству”; «могут строить карьеру”; «отдают себя работе”; «перспективы карьеры”; «профессиональный рост” (6%; ответы на открытый вопрос).
В-третьих, это финансовое благополучие, материальный достаток и возможность тратить деньги только на себя.
«Бюджет выше”; «богатство”; «больше денег на себя тратят”; «меньше материальных затрат”; «они более обеспечены”; «они коттеджи строят, дома”; «финансовое благополучие” (7%; ответы на открытый вопрос).
Наконец, бездетные люди не обременены ответственностью за детей, у них меньше обязанностей и забот и больше шансов сохранить здоровые нервы и вообще жить в спокойствии.
«Беззаботная жизнь”; «жить без напряжения”; «меньше проблем”; «необременённость”; «нет никаких забот”; «нет ответственности ни перед кем”; «никаких обязанностей”; «никому ничего не обязаны, не должны”; «ничем не связаны, нет ответственности” (5%; ответы на открытый вопрос).
«Бессонные ночи отсутствуют”; «душевное спокойствие”; «они обретают спокойствие, не надо дергаться, вскакивать по ночам”; «спокойная жизнь”; «спят больше”; «целые нервы” (4%; ответы на открытый вопрос).
Как видим, обсуждая преимущества бездетного образа жизни, респонденты, за редким исключением, говорят либо о составляющих жизненного успеха, либо о возможности наслаждаться жизнью – именно эти жизненные блага, согласно массовым представлениям, приобретают бездетные люди и именно всем этим приходится поступаться тем, кто обзаводится-таки детьми.
Итак, похоже, выбор между наличием и отсутствием детей оказывается выбором между счастьем – и успехом, удовольствиями; между экзистенциальными смыслами существования – и свободой, самореализацией, обеспеченностью. На наш взгляд, ровно такой же выбор возникает и в момент принятия решения о рождении или нерождении очередного ребенка.
Обратим внимание: представления о выгодах бездетности имеют довольно широкое хождение – тот или иной содержательный ответ на соответствующий открытый вопрос дал каждый третий из участников опроса (хотя, конечно, они распространены в гораздо меньшей мере, чем представления о потерях, связанных с бездетностью, – последние описывали семеро из каждых десяти).
Оценивая баланс положительных и отрицательных следствий бездетности, большинство, конечно, говорили о преобладании вторых: мнение, что у бездетного существования больше плохих, нежели хороших сторон, высказали 78% опрошенных. Из числа остальных 17% затруднились однозначно принять ту или иную точку зрения, а 4% склонны думать, что в бездетности больше преимуществ, чем недостатков (интересно, что суждения по этому поводу не связаны с возрастом респондентов). В представлениях о том, возможно ли полноценное счастье без детей, однозначности меньше: с мнением, что если у взрослого, зрелого по возрасту человека нет детей, то он не может быть по-настоящему счастливым, согласились две трети опрошенных (64%), тогда как каждый шестой (16%) посчитал, что и при отсутствии потомства можно быть по-настоящему счастливым; еще 20% затруднились выбрать ту или иную позицию.
Таким образом, несмотря на безоговорочное господство мнения о преобладании негативных сторон бездетного образа жизни над позитивными, довольно многие — примерно треть россиян — усматривают в последнем определенные преимущества, упоминая их в ответах на открытый вопрос, и примерно столько же — по крайней мере не уверены в том, что подобный образ жизни «по определению” не совместим с полноценным счастьем.
Как мы говорили выше, вопрос о том, чтобы иметь ребенка, похоже, влечет за собой трудноразрешимое столкновение культурной концепции успеха и культурной концепции счастливой жизни. Не исключено, что именно в силу этого столкновения ценностей большинство людей сегодня останавливаются на рождении одного-двух детей — в конце концов, для реализации упомянутой выше экзистенциальной программы, для получения соответствующего эмоционального опыта, привнесения в жизнь счастья достаточно и одного; после же акцент смещается на реализацию программ личной успешности.
Но если, как нам представляется, нынешняя российская «нормативная малодетность”, будучи в значительной мере следствием столкновения семейных и личностных ценностей, ценностей родительства и ценностей самореализации, ценности «быть нужным” и ценности «быть свободным”, представляет собой определенный нормативный компромисс, то в принципе возможно и альтернативное разрешение данной коллизии, а именно — примирение, синтез ценностей на уровне социальных и культурных практик.
Речь идет о практиках, в рамках которых дети не ограничивали бы (или ограничивали в минимальной степени) личностную свободу родителей. Где-то для этого потребуется менять целый пласт представлений (например, о необходимости стерильных условий для малышей или обязательности родительского самопожертвования). Где-то — создавать организационные формы (например, зоны для некурящих и детские комнаты в публичных местах) и развивать институциональные практики (предоставление молодым родителям надомной работы, стимулирование частичной занятости или самозанятости и т.д.). Но, конечно, это долгая история, предполагающая к тому же известную гибкость общества и изобретательность культуры.
1 Общероссийский опрос населения от 24–25 мая 2008 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов). В дальнейшем по умолчанию приводятся ссылки на этот опрос
За минувшие сутки в России, по данным оперативного штаба, выявлено 582 новых случая заражения коронавирусом. Общее число заболевших превышает четыре с половиной тысячи. Более трехсот человек поправились. Умерли 43. Больше всего инфицированных по-прежнему в Москве.
И сегодня в городе проведут масштабную дезинфекцию. Специальными растворами будут мыть дороги, дворы и пешеходные переходы. Регулярная дезинфекция проводится и в области.
Тем временем в разных регионах уточняют, как жить в самоизоляции. Например, в Подмосковье отметили: находиться можно не только в квартире, но и на даче.
Опустевшие ранее ульяновские школы открылись вновь. Но за партами из-за карантина по-прежнему никого — в школьных столовых теперь раздают продуктовые наборы.
«На территории Ульяновской области 23 тысячи обучающихся имеют право на бесплатное питание. Это дети из категории малообеспеченных, многодетных семей, дети с ограниченными возможностями», — сообщила директор Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Ульяновской области Наталья Козлова.
«Сгущенку дети очень любят, они будут рады. Пшено дети тоже очень любят, кашу пшенную на молоке», — говорит Ирина Шамарова.
А еще консервы, макароны и соки. Родителям учеников уже раздали более 14 тысяч таких наборов. Подобные школьные обеды уже с понедельника начнут выдавать и в Подмосковье.
А во Владивостоке владельцы некоторых ресторанов решили поддержать врачей: готовят для медиков комплексные обеды бесплатно.
«Сегодня грибное харчо, маринованные шашлыки и хачапури с сыром. Приготовили на 80 персон, для двух больниц», — рассказал Максим Галишников.
Аплодисменты благодарности. Настоящий флешмоб под названием «Спасибо врачам» устроили жители одного из микрорайонов Екатеринбурга, не выходя из дома. В условиях, когда медики работают буквально на износ, такая поддержка бесценна.
В свою очередь правительство стремится помочь с кадрами.
«Мы занимаемся переподготовкой того персонала, который готов работать с этими сложными больными, и, наконец, для помощи мы привлекаем и студентов, и ординаторов, и средний медицинский персонал», — сообщила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.
Ударными темпами сейчас строят и новые медицинские объекты. Минобороны возводит в разных регионах 16 госпиталей. К работам привлекли железнодорожные и инженерные войска. В Нижнем Новгороде готовый комплекс сдадут уже в этом месяце, а в Хабаровском крае медцентр на 200 мест обещают завершить к 15 мая. На базе стационара планируют развернуть целый госпиталь и в Саратове.
«В настоящее время у нас полностью готово 130 коек, в достаточном количестве для обеспечения этого количества коек имеется оборудование необходимое: аппарат искусственной вентиляции легких, концентраторы кислорода», — сообщила главный врач 2-й городской больницы г. Саратова Светлана Бакал.
Пожилым людям, вынужденным оставаться сейчас дома, по всей стране помогают волонтеры. Привезут лекарства и, если нужно, сами сходят в магазин за всем необходимым.
«Основные заявки идут от пожилых людей по доставке продуктов питания. К нам обращаются — мы привозим продукты, бесплатно доставка», — сказал координатор штаба волонтеров Тимур Абдрашитов.
В Уфе планируют в скором времени запустить доставку продуктов при помощи специальных дронов, разработанных и собранных в России.
На выпуск медицинской продукции сейчас свои линии переводят многие компании: кто-то стал шить защитные маски, кто-то выпускает средства гигиены. Например, в Ставропольском крае запустили новый конвейер по производству обеззараживающих препаратов.
В Красноярском крае рыбинспекторы совместно с полиций призывают любителей весеннего лова поскорее свернуть удочки. Пик заболеваемости коронавирусом в России пока не пройден.