Дети — это инопланетяне. Взрослым приходится учиться понимать их язык, узнавать потребности и показывать, как жить в нашем мире. На основе книги семейного психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка» рассказываем, почему дети не делают ничего назло и что заставляет их плакать, кричать и цепляться за маму.
Содержание
Не бойтесь криков младенца — это механизм выживания. Кстати, улыбка тоже
Самое важное, что нужно понять в поведении новорождённого: он живёт инстинктами. Без участия взрослого младенец обречён на гибель. Он не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Появившись на свет, он знает только два правила выживания.
Первое: сам по себе он не жилец. Если найдётся взрослый, который будет заботиться и защищать — он будет жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.
Второе: если взрослого рядом не оказалось, не стоит сразу сдаваться. Нужно его позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Так его научила эволюция миллионы лет назад.
Но в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — он в первый раз улыбается. Казалось бы, что в этом значимого? Но оказывается, это очень важно. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.
Не отлучайте новорождённого от рук насильно
В большинстве культур новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним и не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.
Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.
Его нужно доносить в прямом смысле слова. Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И там ему надо побыть ещё немного. Однако на некоторое время в методах воспитания поселилось твёрдое убеждение, что новорождённых нельзя брать на руки слишком часто.
«Не знаю, описаны ли в художественной литературе страдания молодой матери, которая стоит за дверью детской и слушает разрывающий сердце крик своего новорождённого. Но не подходит, потому что «нельзя приучать к рукам», потому что «он маленький манипулятор». Старшие учили, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. Но потом родителям приходится расхлёбывать последствия такой практики».
Чувство вины и несостоятельности укореняются в душе родителей и оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. Так рождаются фразы «сам разберись, не маленький» и «не драматизируй, это пустяк».
А ребёнка накрывает отчаяние, когда он заснёт в изнеможении, так и не докричавшись до взрослого. Раз накроет, два, а потом отчаяние останется с ним навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.
Малыши, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. Эти несчастные ненасытно требуют внимания взрослых, капризничают, выматывают своим недовольством и прилипчивостью.
На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же с потребностью ребёнка в донашивании. Если малыш не получит то, что необходимо, у него возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило номер два: борись. В ход идут крики, капризы. И даже получая внимание родителей, он уже не может насытиться.
Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям
Ребёнку исполнился год, и вдруг родители с удивлением замечают, что он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Нет, он не стал капризным, просто перешёл в следующую фазу роста.
Раньше для передвижения ребёнку нужны были взрослые. Теперь он пошёл сам. И может следовать за взрослыми. Как знать, куда может увести его незнакомый человек? Ведь это не мама и папа, к которым уже сформирован кредит доверия.
К первому году жизни у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он уже узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров. И ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.
Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого.
Но иногда, желая услужить окружающим, родители начинают ломать эту установку. Требуют от ребёнка перестать капризничать, ругают или высмеивают за то, что он дичится других, вынуждают быть вежливым. Для ребёнка это неестественно и мучительно.
Ему было бы лучше, если бы родитель позволил спрятаться лицом на груди, успокоить его, дать ребёнку привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить, что ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.
Покажите, что ребёнок может на вас рассчитывать
После года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания. Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести.
Но на прогулке малыш отвлёкся на интересную травинку или бабочку и всё-таки отстал. Это может быть всего несколько метров. Но у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже. Вся надежда на возвращение родителя. От себя детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит, оставаться на месте и кричать. Попытки позвать малыша, чтобы он догнал родителя, не работают. Он продолжает плакать и кричать до тех пор, пока взрослый сам не вернётся за ним.
Другая часть этой программы — следовать за взрослым не только в прямом смысле, но и в переносном. Ребёнок подражает поведению родителя. Так он усваивает самые значительные умения: ходить, говорить, взаимодействовать с предметами. Поэтому важно, чтобы к тому моменту, как ребёнок слез с рук, он знал, где «его» взрослые, а где чужие, и выполнял указания только от своих.
Готовность малыша слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности.
Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей. Это работает и в более взрослом возрасте. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети не попали под дурное влияние, нужно, чтобы привязанность с ними была крепкой. Чтобы дети знали, что могут рассчитывать на родителей.
Научитесь правильно спорить с ребёнком
Одно время в интернете гуляли фотографии плачущих детей с подписями в стиле: я не разрешил ему лизать пол, и он сильно из-за этого расстроился. Этот день наступает в жизни каждого родителя. Обычно к трём годам милый и сладкий крошка превращается в монстра, закатывая скандал по любому поводу.
Совсем недавно, если ребёнок чего-то хотел, но родитель не собирался это давать, малыша легко было унести, уговорить, отвлечь. Но теперь все эти номера не проходят. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. Это наступил кризис негативизма. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.
Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. Он поверил им. Колесо заботы исправно крутилось. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.
Самый простой способ отключить негативизм и вернуть поведение следования — «позвать злого дядю, который тебя унесёт». Не в прямом смысле, разумеется. Но ребёнок всерьёз верит словам родителя. Либо пригрозить оставить его одного. А для ребёнка, как мы помним, остаться одному равносильно смертному приговору. Ещё бы он не испугался. Наконец, можно ударить ребёнка. Боль и угроза повторного удара пугают его, он инстинктивно ищет защиты у родителя и включает следование, выполняя его требование.
Эти способы действительно работают, иначе ими бы не пользовались. Но малыш в данном случае ничему не учится. Просто родитель агрессивным способом запускает реакцию следования. А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком от образа родителей как источника защиты и заботы отваливается небольшой кусочек. У привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится — никто не знает.
Но это не значит, что всё, что остаётся родителям — смириться и слушать истерики трёхлетки.
Первое, что нужно помнить: в этом возрасте ребёнок ничего не делает назло. Потому что на самом деле делать назло очень сложно. Для этого нужно как минимум представлять, как жертва воспринимает те или иные действия.
То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.
В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. У ребёнка ещё не развита критичность, всей сложности ситуации он не видит и всех обстоятельств учесть не может. А родители в силу возраста видят ситуацию шире, понимают последствия и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет. Если его наказывать за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, ребёнок не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Ему останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».
Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Во время кризиса негативизма ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Лучшее, что могут сделать родители — стать его спарринг-партнёром. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.
Больше утешайте, а не воспитывайте
Если у ребёнка не получилось собрать пирамидку, конструктор рассыпался, он ударился или испугался, малыш идёт к родителю. Прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.
Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.
Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.
Но бывает, что родитель проявляет равнодушие или начинает стыдить ребёнка. Ругать. Угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.
Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.
Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.
Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того чтобы утешать или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы.
Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.
Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости.
Чтобы ребёнок умел справляться с жизнью, его нужно утешать, обнимать, принимать его чувства. Помогать проживать стресс, выходить из него, а не глотать. Пусть плачет, боится и протестует. И пусть учится с помощью родителей принимать несовершенства мира.
Купить книгу
Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.
Заблуждения и мифы о детском плаче
Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам
В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.
Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков
Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.
Миф № 3. Само пройдет
Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.
Почему дети плачут?
Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.
Возможны следующие варианты:
· Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.
· Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».
· Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.
· У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.
· У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.
· В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.
· У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.
Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.
Как помочь ребенку, который плачет
Психологи дают четкие рекомендации насчет того, что можно и нужно делать, если вы хотите помочь своему или своей плаксе, а чего делать ни в коем случае нельзя.
Нельзя
· Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
· Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
· Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
· Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.
Можно и нужно
· Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
· Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
· Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
· Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
· Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
· Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
· Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
· Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.
В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.
Первым языком человека называют медики детский плач. Детские врачи постоянно повторяют, что ни одна просьба о помощи ребенка грудного возраста не должна быть оставлена без внимания. Поэтому чем скорее мама начнет понимать, о чем «говорит» ее чадо, тем быстрее между ними возникнет взаимопонимание, которое останется на всю жизнь. Очень часто матери понимают, почему плачет малыш, на уровне инстинкта, но так бывает, к сожалению, не всегда. Случаются ситуации, когда причина совсем не та, что думает мама.
Итак, есть несколько основных причин детского плача.
Первое: ребенок хочет внимания матери
Точнее, детям требуется тактильный контакт, который помогает им почувствовать себя в безопасности. Грудные малыши совершенно беззащитны и очень боятся оставаться в одиночестве, им как воздух необходимо постоянное ощущение защищенности. Это очень важно, потому что ощущение близости родного человека, на которого можно положиться, в будущем поможет обрести человеку уверенность в своих силах. Впрочем, не только это.
Врачи доказали, что общение ребенка и матери, которое включает в себя и прикосновения, и мимику, и взгляды, очень важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще. Между прочим, исследования, которые провели в одной из тюрем США, показали: 97% преступников, отбывающих наказание там, в первые дни жизни были разлучены с матерью.
Второе: физиологические потребности
Физиологических потребностей у маленького человека немало. Они включают и голод, и жажду, и сон, и мочеиспускание, и дефекацию. Кроме того, ребенку может быть холодно или, наоборот, жарко.
Самая частая физиологическая потребность — потребность в еде, поэтому ребенок возвещает о том, что проголодался, с помощью плача. Если в советские времена педиатры настаивали на кормлении ребенка строго по часам и составляли графики кормления в зависимости от возраста, то теперь от этого правила отошли: малыша нужно кормить исключительно по требованию. Лишнего он точно не съест. Педиатры отмечают, что строгое кормление по часам уже 40 лет не практикуется в мире, так как это противоречит физиологическим процессам организма и может приводить к возникновению негативных проявлений со стороны пищеварительной, выделительной систем, а также приводить к перенапряжению нервной системы.
Иногда с помощью плача дети сигнализируют о том, что замерзли. Понять это можно по следующим симптомам: у замерзшего ребенка холодный нос, а возле локтевых сгибов и под коленями появляются складочки.
Может быть и противоположная ситуация: ребенку слишком жарко или душно — и он информирует об этом мир с помощью плача. В таком случае малыш разбрасывает ножки и ручки, у него краснеет кожа, на ней может даже появиться мелкая красная сыпь. Если вы замечаете такие нехитрые приметы, переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте догола и устройте ему полезную для здоровья воздушную ванночку на полчаса. Не мешает также дать ребенку попить теплой воды.
Плач ребенка может быть вызван и потребностью в сне. Обычно малыши начинают «сообщать» маме о том, что они не прочь прикорнуть, уже с 2–3-месячного возраста. При этом далеко не всегда младенец может заснуть самостоятельно — маме нужно укачать его или положить рядом с собой.
Третье: кишечные колики
Эта проблема преследует практически всех детей, в большей степени мальчиков, в первые три-четыре месяца жизни. Из-за нее малыши маются, не могут уснуть — и, конечно, плачут. Дело в том, что в этом возрасте у них еще не сформирована ферментативная система организма, поэтому газы скапливаются в кишечнике и вызывают сдавливание живота и боль. И все же точная причина кишечных колик ученым до конца неизвестна.
О том, что у ребенка нарушено пищеварение, говорят следующие симптомы: увеличивается и напрягается животик; ребенок сначала прижимает ножки к животу, а потом резко их выпрямляет; напряженно сжимает кулачки. В таких случаях детям массируют животик круговыми движениями, кладут их на живот и отводят ножки, как у лягушонка. Дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование. Кормящим мамам рекомендуют тщательно следить за своим питанием и употреблять меньше продуктов, вызывающих повышенное газообразование, к которым относят фасоль и бобовые, молоко, яблоки и груши и пр. В некоторых случаях, когда ничего не помогает, используют специальные газоотводные трубочки, которые продаются в аптеках, однако педиатры советуют ими не злоупотреблять — есть опасность повредить детский кишечник.
Четвертое: болезнь или дискомфорт
Эту группу причин детские врачи называют самой серьезной. Если говорить о дискомфорте, то плач может быть реакцией малыша на громкий шум, незнакомую речь, яркий свет, неудобное положение, колючую ткань, жесткую складку в одежде, мокрую пеленку или подгузник. В таком случае детский плач, как правило, требовательный, но очень непродолжительный. Опознать его легко, как, впрочем, найти причину и устранить ее.
Впрочем, причина детского плача может быть и более тревожной. Ребенок плачет в силу различных заболеваний или пороков развития. Вот тут уже самолечением и прочей самодеятельностью заниматься ни в коем случае не надо — необходимо обращаться к врачу.
Медики отмечают, что в первые шесть месяцев жизни дети, которые находятся на грудном вскармливании, болеют инфекционными заболеваниями значительно реже «искусственников», потому что регулярно получают от матери защищающие от вирусов антитела через молоко. И все-таки риск заразиться существует, особенно если кто-то из домашних подхватил вирус или мама посещает с ребенком общественные места. Поэтому детские врачи рекомендуют всем членам семьи, в которых есть маленькие дети, обязательно проводить профилактику вирусных заболеваний. Прививаться или пропивать курс противовирусных препаратов системного действия.
Однако если ребенок заболел, лечение ему нужно подбирать максимально щадящее, лучше всего гомеопатическое. Растительные сиропы, противовирусные средства с минимальным количеством побочных эффектов.
Пятое: зубы
Еще одна проблема — прорезывание зубов. Этот процесс начинается у ребенка примерно в возрасте трех месяцев (у кого-то раньше, у кого-то позже) — и чаще всего не обходится без боли, а иногда и температуры. В результате ребенок, конечно, плачет. Наиболее болезненно прорезываются первые резцы. Симптомами прорезывания зубов также могут быть воспаление десен, повышение температуры, усиление слюноотделения, а иногда еще и расстройство стула.
Сами по себе эти симптомы не представляют никакой опасности, однако в этой ситуации самое главное — не пропустить под маской «синдрома прорезывания зубов» начало серьезного заболевания. В каких случаях нужно обращаться к врачу?
Если ребенок демонстрирует признаки беспокойства больше двух дней: отказывается от еды, температура повышается более чем до 38°С, сохраняется кашель, учащенное дыхание, ему требуется помощь. Врач подскажет, что делать в этой ситуации. Облегчить симптомы поможет, например, специальное зубное кольцо, которое продается в любой аптеке. Лучше всего его предварительно охладить — боль отступит из-за давления на десны и сужения сосудов под воздействием низкой температуры. Кроме того, можно дать ребенку соску. Помогут также охлажденный очищенный огурец или банан. Существуют и специальные аптечные средства для снятия дискомфорта при прорезывании детских зубов. Традиционно для снятия боли в области десен используются специальные гели на основе лидокаина, которые тонким слоем накладываются на область воспаления. Кроме того, в аптеках продаются растительные препараты, которые помогут, если прорезывание зубов проходит по более серьезному сценарию: с расстройством стула и повышением температуры. Такие лекарства закапывают в рот малышу. Кроме того, педиатры отмечают, что улучшить самочувствие детей помогает и физическая активность, особенно во время купания.
Шестое: аллергии
Аллергию называют эпидемией XXI века. Причины до конца неизвестны: это может быть и экология, и промышленное производство продуктов, и большое количество генетически модифицированной пищи, и невысокое качество воды.
Дети первого года жизни пищевой аллергии подвержены очень часто. Чаще всего проявляется в виде кожных высыпаний (так называемого атопического дерматита), а также в виде различных нарушений функции желудочно-кишечного тракта. Высыпания могут вызывать боль, зуд и даже приводить к экземе, из-за чего ребенок подолгу плачет, особенно по ночам.
В большинстве случаев аллергические реакции развиваются у малышей, которые находятся на искусственном питании. Но бывают и у тех, кого мама кормит грудью. Особенно если она допускает погрешности в питании: употребляет в пищу продукты с высоким риском развития аллергии. К ним относятся сладости, апельсины, шоколад, фастфуд, овощи и фрукты красного цвета, коровье молоко, куриные яйца и пр. Если у грудничка, находящегося на естественном вскармливании, начались аллергические реакции, врачи назначают кормящей маме гипоаллергенную диету. В случае если малыш — «искусственник», ему нужно подбирать специализированную лечебную смесь.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ:
■ Возьмите малыша на руки: таким образом можно устранить самую распространенную причину плача.
■ В случае если ребенок продолжает рыдать, скорее всего, он голоден или хочет спать.
■ Не мешает также проверить подгузник ребенка — возможно, ему в нем дискомфортно.
■ Пытаясь успокоить ребенка, мама должна быть спокойной — дети нередко плачут, реагируя на нервозность матери.
■ Если ничего не помогает — вызывайте врача.
Екатерина Пичугина
Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом, казалось бы, месте, как максимум — сущее наказание для родителей, как минимум — испытание. Проверка на родительскую компетентность.
22 187044 7 Июня 2014 в 16:43 Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог
Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом, казалось бы, месте, как максимум — сущее наказание для родителей, как минимум — испытание. Проверка на родительскую компетентность.
Как реагируют родители, если ребенок любит плакать по пустякам? Исходя из собственных наблюдений и мониторинга родительских форумов, делаю выводы, что способов нашлось не так уж и много. Другое дело, что в большинстве случаев метод, как отучить ребенка плакать по любому поводу, родителями выбран интуитивно или взят из арсенала старых дедовских способов. И в этом не было бы ничего плохого, если бы главной задачей была не попытка найти «кнопку отключения» детского плача, а желание понять истинную причину, на первый взгляд, беспричинных слез.
Зачем искать причину, главное — пусть не плачет
В копилке родительских методов воспитания, как отучить ребенка плакать по любому поводу, мы находим: игнорирование слез, проведение серьезных бесед на тему «плакать — глупо», приводим положительные примеры, если плачет мальчик, то апеллируем к тому, что «настоящие мужчины не плачут», посещаем невропатолога и вооружаемся уcпокаивающими нервную систему средствами.
Угрозы и манипулирование наподобие: «Не перестанешь плакать, я тебя здесь оставлю», «Хватит реветь, а то не куплю тебе шоколадку», переключение внимания ребенка: «Посмотри, какие слоники», а также прямое физическое насилие, наказание дополняют картину мер воздействия воспитателей для решения непростой задачи, как отучить ребенка плакать по любому поводу.
Чаще всего родители добиваются своего: малыш перестает плакать, однако, за кулисами остается цена решения вопроса. Правда, ненадолго. Плачевные плоды своих ошибок воспитания мы пожнем обязательно, пусть и не догадываясь, что послужило первопричиной негативного жизненного сценария чада.
Как известно, незнание не освобождает нас от последствий незнания. Когда мы не осознаем, что делаем, не видим внутренних отличительных особенностей ребенка, то не можем и прогнозировать, как наши методы воспитания сработают на нем, как отразятся на его психике. Системно-векторная психология ликвидирует пробелы в родительских познаниях.
Пустяк или не пустяк?
Начнем с азов: все дети разные не только по внешним признакам, но и различаются по внутренним свойствам психики. Что для одного не важно, то для другого человека может оказаться смыслом жизни. Жизненные ценности, тип мышления, поведение родного дитяти могут кардинальным образом отличаться от наших собственных. Так, например, рядовая потеря старой игрушки некоторыми родителями воспринимается как пустяк, слезы по поводу которой по меньшей мере — пустая трата времени. Для ребенка же, скажем, наделенного зрительным вектором, потеря игрушки — настоящая трагедия.
Из воспоминаний
Был у меня в детстве любимый плюшевый заяц, и как-то я не нашла его на своем месте. То ли брат поиграл неудачно и замел следы, выбросив зайку в мусоропровод, то ли в гости заходили соседские ребятишки, только после продолжительных поисков игрушка найдена не была. Пропал мой зайчик Вася.
— А-а-а, — плакала я.
На вопли подоспели родители.
— Подумаешь, потеряла игрушку — какая мелочь, новую купим.
— Не хочу новую, хочу Васю!
Не понимали родители, что на душе у меня творилось, у девочки со зрительным вектором. Это не просто игрушка была, старая и потертая, это был мой друг, которому я рассказывала свои сказки, о котором я заботилась, которого любила. Уговоры родителей на меня не действовали. Если слова не доходят до дочки, то пусть одна в комнате посидит, подумает, решила мама.
— Как плакать перестанешь, так можешь выходить, — заявила она.
Сидела я долго, плакала уже не только от потери Васи, но и от обиды. Хорошо, что в гости пришла бабушка, она меня пожалела, посочувствовала моему горю, а родителям дала наказ:
— Плачет, значит, пусть поплачет. Не наказывайте ее за слезы.
Мама стала жаловаться:
— Так как же не наказывать? Слов не понимает, по любому поводу и без повода плачет. Сил нет смотреть.
— Вырастет — перестанет.
Ранимые, чувствительные дети
Дети со зрительным вектором обладают от природы особой чувствительностью, эмоциональностью. Они способны создавать тесные эмоциональные связи не только с людьми, но и с игрушками. Потеря игрушки для зрительного ребенка — разрыв связи, невосполнимое чувство утраты. И когда родители делают очередную ошибку — призывают ребенка не плакать, не переживать, тем самым наносят ему очередную психологическую травму.
Правильное развитие зрительного вектора подразумевает под собой развитие в ребенке чувства сострадания, сопереживания. Сначала — по отношению к себе, к потерянной игрушке, потом — по отношению ко всему живому.
Бить зрительного ребенка, чтобы он не плакал, — это верный путь консервации зрительного вектора. Переключать на другое, отвлекать, высмеивать происходящее, логически объяснять, требовать перестать плакать, угрожать, запугивать — тоже означает оставить зрительный вектор ребенка ненаполненным, неразвитым и нереализованным. Такой человек не сможет стать счастливым в полной мере и, соответственно, дать счастье окружающим его людям.
Зрительный вектор в стрессе проявляется в истериках, различных страхах и фобиях.
Выводы
Если вас заботит вопрос о том, как отучить ребенка плакать по любому поводу, то прежде чем слушать добрые советы окружающих, следует понять, какими внутренними особенностями психики обладает ваш малыш. До того, как дети научаются озвучивать внятно свои желания, детский плач — это индикатор самочувствия ребенка.
Если ребенок плачет, то ему плохо (физически или психически). Как бы мы сами ни оценивали ситуацию сквозь призму собственных представлений. К примеру, малыш плачет, когда его переодевают — мама может раздражаться и возмущаться таким поведением, ведь она меняет ему грязное белье на чистое. В действительности же просто карапуз с анальным вектором испытывает дискомфорт (плачет) от всего нового, непривычного.
Опасения родителей, что кроха манипулирует с помощью плача поведением родителей, дабы получить желаемое, несмотря на запреты взрослых, необходимо отличать от реальной потребности ребенка в чем-то. Иногда дети с помощью плача пытаются достучаться до родителей, донести до них свои потребности, а их не слышат, не понимают.
По мере того как дети взрослеют, отчетливее видны их векторы, и плач по любому поводу — это проявление зрительного вектора. Зрительникам свойственно «делать из мухи слона» для того, чтобы выполнить свою роль в обществе — создавать культуру, творить прекрасное, воспевать любовь.
Детям нужно дать шанс развить свой зрительный вектор. В том числе через чтение книг, дающих возможность сострадать героям через выражение сочувствия к происходящему в жизни. Призывать зрительника не плакать, не чувствовать равносильно призыву «не жить».
Детки ждут нашего понимания, верного подхода, тогда и проблем с ними будет меньше, а то и не будет вовсе. Присоединяйтесь к бесплатным онлайн-лекциям Юрия Бурлана, и вы сможете глубже понять своего ребенка, его поведение и самих себя, и забудете о детских капризах. Регистрируйтесь .
Корректор: Ольга Лубова
Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»