Здесь и далее — иллюстрации из комикса Дебби Танг «Быть интровертом»
Интровертов много — от трети до половины всего населения Земли. Но это слабое утешение, когда кажется, что ребенок слишком застенчив, отстает от бойких сверстников и в школе чувствует себя несчастным.
Чередуйте активные и тихие занятия
Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. У экстравертов реакции приглушены, поэтому они стремятся к внешним стимулам — яркому свету, грохочущим звукам. Это их заряжает.
Интроверты же острее ощущают вкусы, запахи, звуки, сильнее реагируют на общение. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает их. Чтобы расслабиться и «подзарядить батарейки», интроверту нужна более спокойная обстановка — необязательно в одиночестве, но непременно в небольшой компании близких людей.
Постарайтесь создать для ребенка-интроверта такой распорядок дня, чтобы активные занятия чередовались с моментами «подзарядки» в тишине. Например, после школы дайте ему возможность почитать, порисовать или заняться другим любимым делом в одиночестве.
Дайте время на размышления
Интровертам часто бывает сложно сформулировать свое мнение сразу. Когда их торопят с ответом, они часто впадают в ступор. Это может отражаться на учебе — когда учитель дает мало времени на размышления, ребенок может буквально остолбенеть. Но это вовсе не значит, что он не выучил урок, — просто он предпочитает тщательно сформулировать ответ, а не брякать что попало.
Если дать интроверту время раскрыться, он покажет себя с лучшей стороны. Исследователи выяснили, что в группе вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что, хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное.
Дома тоже важно учитывать эту особенность. Обсуждая что-либо, дайте ребенку возможность все взвесить и высказать мнение позже. Умение интровертов глубоко сосредоточиться на той или иной теме — настоящий дар. Позвольте ребенку осознать и использовать его.
Помогите поверить в себя
В школе все внимание часто принадлежит шумным, активным детям, на фоне которых интроверт может почувствовать себя неудачником. Задача родителей — поддержать его самооценку. Расскажите ребенку, что многие великие люди — интроверты, и это не мешает им вдохновлять людей.
Билл Гейтс признавался, что он интроверт. Уоррен Баффетт, инвестор-миллиардер, — тоже. Найдите примеры тихих людей в той сфере, которая интересна ребенку. Почитайте вместе их биографию.
«Тихони» могут быть не менее успешными и эффективными, чем активные люди. Для этого им не надо переступать через себя — нужно лишь заниматься тем делом, которое действительно по душе.
Обустройте личное пространство
Для ребенка-интроверта критически важно иметь личное пространство, где он сможет чувствовать себя в безопасности, побыть в тишине, расслабиться и «зарядить батарейки». Своя комната. Уголок в библиотеке. Домик на дереве. Пещера из подушек и одеял.
Позвольте ребенку создать такое место, не тревожьте его (и не тревожьтесь сами), когда он уединяется. Не спешите «вытаскивать клещами», как прошел день и что задали на дом, — возможно, после школьной суматохи ему нужно побыть в тишине, после чего он будет готов пообщаться.
Расскажите, что всегда готовы помочь
Интроверты склонны замыкаться в себе. Чувствуя себя «не такими, как все», они стесняются говорить о своих чувствах и переживают молча. Часто они предпочитают взваливать на себя весь груз проблем и не делиться ни с кем.
Дайте ребенку понять, что его спокойный темперамент, обостренные чувства, потребность побыть в одиночестве — это нормально. Если он чувствует себя одиноким, убедите, что вы всегда готовы выслушать и поддержать. Не требуйте от ребенка, чтобы он выложил все, что у него на душе, — большинство интровертов от таких требований закроются. Иногда лучшее, что вы можете сделать, — это просто обнять ребенка и посидеть в тишине.
Лиана Хазиахметова
«Тихий, стеснительный, необщительный» — как часто вы говорите или думаете так о своем ребенке? Эти черты считаются в обществе скорее недостатками, кто-то пытается с ними «бороться». Родители опасаются, что дети-интроверты не заведут друзей и всегда будут на вторых ролях. Зря.
На самом деле быть застенчивым — это нормально. В каждом интроверте скрыта могучая сила, хотя ее непросто обнаружить. Сьюзан Кейн — сама интроверт. Несколько лет назад она написала книгу для взрослых «Интроверты: как использовать особенности своего характера». Книга стала бестселлером, ее перевели на 40 языков. Вдруг оказалось, что вокруг много талантливых и успешных интровертов! Просто они не так громко о себе заявляют.
Новая книга Кейн «Тайная сила» — для подростков. Она научит принимать себя настоящим и ценить качества своего характера. Потому что интроверты нужны миру. Пусть ваш ребенок это узнает →
Содержание
Кто такие интроверты
Вот несколько признаков — проверьте, похоже ли на вашего ребенка (или детей друзей, например). Интроверт предпочитает проводить время с одним-двумя друзьями, в большой компании чувствует себя неуютно. Любит побыть один. Похоже? Но это не значит, что интровертам надо вечно сидеть дома. Нужно просто найти баланс между общением и желанием побыть в одиночестве.
Возможно, вы подумали: «Мой ребенок не интроверт, он просто стеснительный». Для «просто стеснительных» книга тоже будет необыкновенно полезной. Она сломает барьеры, которые стоят на пути к реализации таланта.
Среди интровертов много звезд. Например, певица Бейонсе, актриса Эмма Уотсон. Таким же был и Эйнштейн. На фото, кстати, его биография в комиксах
Главное, чему учит книга, — любви к себе и принятию себя таким, какой ты есть. В жизни это помогает.
Невидимки в школе
Подростки еще пока не знают, что важно быть собой. И поэтому, пытаясь прикрыть свой «недостаток», притворяются более общительными, веселыми — им не хочется быть невидимками. «Все люди должны быть разговорчивыми, шумными, — думают они. — Это круто». Книга покажет, что круто ценить себя.
Интроверт может оставаться таким, какой он есть от природы.
Интроверт в школе
Наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности — качества, которые часто встречаются у интровертов, — мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.
Как интроверты меняют мир
Даже тихий школьник может проявить себя, если будет тратить время не на вымученное хождение по вечеринкам в надежде «выйти из своей раковины», а на то, что ему действительно интересно. Посмотрите хотя бы на Стива Джобса и Apple!
Интроверту важно найти дело, которое ему интересно. Когда он приступает к новому занятию, стоит начинать с того, что у него лучше всего получается: заучить роль, погрузиться в проблему, провести анализ. В книге есть советы и упражнения, которые помогут найти любимое дело и определиться с профессией, исходя из способностей ребенка.
Сьюзан Кейн на конференции TED. Ролик с ее участием стал одним из самых популярных в истории. Более 19 миллионов просмотров!
Яркий пример — сама Сьюзан Кейн. Она написала книгу (занятие как раз для интроверта), а теперь уверенно выступает перед огромными аудиториями.
Советы родителям
Эта книга написана специально для подростков, но ее полезно прочесть и родителям. Кто, как не вы, способен помочь ребенку использовать сильные стороны? Вот стратегии, которые можно применить прямо сейчас.
- Поощряйте ребенка на поиск хобби
Жизнь интроверта естественным образом организуется вокруг любимых дел. Сосредоточенность помогает росту мастерства, а с ним приходит уверенность — никак не наоборот. Ребята интровертного склада часто находят друзей через общие увлечения.
- Разберитесь с собой
Многое зависит от вашего типа личности. Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка.
Поговорите с психотерапевтом, помедитируйте — взрослым интровертам тоже важно справиться со страхами.
Родители-экстраверты могут стать хорошим примером для подражания и научить ребенка легкости в общении. Но им могут быть совершенно непонятны его переживания и опыт. Не навязывайте свои взгляды ребенку, найдите золотую середину.
Иллюстрация из книги
- Следите за уровнем тревожности ребенка
Детям нужно помогать выходить из зоны комфорта, но избегайте сильного стресса. В сложные моменты просите ребенка оценить уровень тревожности по шкале от 1 до 10. В норме должно быть 4–6 баллов; 7–10 — уже почти приступ паники.
- Давайте ребенку время на восстановление
Родители не всегда легко принимают стремление детей к одиночеству. Не бойтесь, что ребенок проведет лучшие годы жизни, запершись в комнате. Только уединившись он получает столь необходимую ему передышку.
Время «для себя» наполнит его энергией, нужной для раскрытия потенциала и жизни в удовольствие.
Что еще в книге
Книга начинается с Манифеста, цель которого — принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях.
Из книги ребенок узнает:
- как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке;
- как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей;
- где искать друзей;
- как побудить других прислушаться к себе;
- что делать, если нет сил на общение;
- как добиться успеха в любимом деле;
… десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе.
Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? . В первом письме — подарок.
<<Блок автора>>
Как понять, что ребёнок — интроверт
Интровертность определяется темпераментом, а темперамент — это врождённое качество. Получается, она обусловлена физиологией. Такие личностные качества индивидуальны — у кого-то проявляются ярче, а у кого-то слабее.
Признаки того, что человек — интроверт, появляются ещё в раннем возрасте. Обычно такие ребята не склонны к постоянному общению со сверстниками на детской площадке. Они сконцентрированы на внутреннем мире, не любят шумные активные игры, конкурсы, часто склонны к творческой деятельности — ведут дневники, рисуют, мастерят.
Особенности типа личности
У интровертов нередко возникают трудности при общении в социуме — например, в школе. С одной стороны, это «удобные» ученики: не шумят, не носятся как угорелые и всегда слушаются.
Но с другой стороны, такие дети не любят отвечать устно и высказываться по собственному желанию: чувствуют себя неуютно, боятся ошибиться. Интровертам сложно участвовать в командных заданиях и проектах — они предпочтут выполнить работу самостоятельно.
Считается, что быть интровертом плохо. Но это стереотип, который не имеет ничего общего с действительностью. Интровертность — всего лишь тип личности. Мы все разные, и нет ничего плохого в том, чтобы любить играть в одиночку.
Советы по воспитанию интровертов
Совет 1. Проработайте свои страхи
Воспитание ребёнка-интроверта должно начинаться с самих родителей. Если подсознательный голос внушает вам, что малыш «какой-то не такой», следует с этим разобраться. Общество навязывает нам образ общительных, энергичных и позитивных людей как идеал. Но на деле мы все разные, и нужно уметь это принимать.
Не переживайте — такой тип личности не ставит будущее ребёнка под удар. Многие великие творческие люди были интровертами!
Совет 2. Не заставляйте
Ещё одна рекомендация, как воспитывать интровертов, — отсутствие давления. Возможно, вам хочется, чтобы ребёнок прямо сейчас побежал играть с компанией ребят во дворе, сыграл ведущую роль на утреннике или продекламировал поэму на семейном застолье.
Но если эти желания будут навязываться малышу, следствием станет травматичный опыт, который отразится на жизни в дальнейшем. Пытаясь сделать «лучше», вы лишь нанесёте ребёнку вред. Когда он почувствует, что готов и хочет, он выйдет из зоны комфорта самостоятельно.
Совет 3. Сделайте упор на индивидуальных занятиях
Интровертам тяжело заниматься в коллективе, неудобно быть «выскочкой», нравится заниматься в тишине и спокойствии. Таким детям идеально подходит обучение формата один на один или дистанционные занятия.
Рассмотрите возможность семейного обучения — оно законно в России и подразумевает, что ребёнок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощниками. Например, можно подключать репетиторов или онлайн-школы.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, интроверты могут работать с тьюторами. Это наставники, которые помогут построить индивидуальный образовательный маршрут. Тьюторы знают, как раскрыть сильные стороны интроверта при помощи специальной диагностики Skillfolio. Она выявит способности, навыки и профессиональные роли ребёнка. Результаты помогут определить направление развития, рекомендуемый профиль обучения и потенциальную сферу деятельности.
Резюме
Особенности воспитания ребёнка-интроверта включают в себя проработку собственных страхов и стереотипов, поддержку сына или дочери и индивидуализацию обучения.
Быть интровертом — не значит быть плохим или неудачником. Каждый ребёнок уникален, и не так важно, интроверт он или экстраверт. Главное — найти к нему подход!
Ваш ребенок тихий, сторонящийся шумных компаний, застенчивый и замкнутый в себе? Вполне возможно, что перед вами так называемый интроверт – и потому к его воспитанию нужен совершенно особый подход. Только так вы поможете ему адаптироваться к обществу и стать успешным и счастливым во взрослой жизни…
Интроверт ли на самом деле?
Начать стоит с того, что «чистых» интровертов, как и чистых типов темперамента (вроде холерика, меланхолика или флегматика), встречается очень мало – в большинстве ситуаций человеку присущи лишь отдельные проявления подобного характера. Более того, в разговоре про маленького человечка в возрасте 2-3 лет вообще сложно с уверенностью говорить про интроверсию экстраверсию. Ведь до 5 лет идет активное формирование будущей личности, и малыш нередко меняет свои роли, маски, пробуя подстраиваться под окружающие ситуации: сейчас он заводила на детской площадке, а через полчаса уже присел в уголке и сосредоточился на одной игрушке, не замечая никого вокруг. Да и значимость воспитания и самовоспитания велика – под их воздействием в этом возрасте еще очень многие черты характера могут быть в заметной мере скорректированы…
Но кто же такой интроверт? Прежде всего, это человек, для которого внутренний мир гораздо важнее мира внешнего. Отсюда необычные особенности поведения интроверта. Он почти все время погружен в себя, задумчив, мечтателен, неохотно идет на контакт с другими людьми (в первую очередь ему незнакомыми), избегает публичности, а иногда даже производит впечатление нерешительного, ленивого, слегка заторможенного и, будем откровенны, «отмороженного» (хотя, конечно, это впечатление обманчиво). Ведь его реакция на неожиданные и яркие события замедленная и без особых проявлений эмоций – порой складывается ощущение, что он просто не успевает за другими и при этом ему все равно, что происходит вокруг.
Ребенок-интроверт не хуже других!
В случае с маленьким ребенком это выглядит, например, следующим образом: вы отправились с ним в цирк, а он там, в отличие от большинства детей, не смеялся, не хохотал, не задерживал дыхания во время акробатических трюков и не выражал восторга от дрессированных диких животных – и даже после выхода из цирка добиться внятного рассказа о его впечатлениях кажется невозможным… На этом фоне его противоположность, экстраверт, будет хлопать в ладоши едва ли не громче всех, а по пути домой успеет рассказать о представлении в цирке даже кондуктору в трамвае! Впрочем, это совсем не означает, что малыш-интроверт хоть в чем-то хуже других детей — он просто другой, и все новое и неожиданное дается ему с заметным трудом.
Да, он именно что другой, отличный от прочих. Потому вы должны просто слегка поправлять его слабые стороны и черты – и развивать сильные. Ведь у него есть и собственные плюсы в сравнении с обычным ребенком. Так, у него прекрасная усидчивость — если он занят любимым делом, он может делать его внимательно и кропотливо в течение длительного времени, обязательно доводя до логического завершения. Также интроверт очень аккуратен, последователен, исполнителен, когда его просят о чем-то близкие люди. И да: как раз в общении с теми, с кем ему по-настоящему комфортно, кому он действительно доверяет (пусть даже таких друзей у него всего лишь два-три, а не гурьба приятелей и товарищей), он может раскрываться в полной мере. Тогда у него и речь богатая, насыщенная, и свои чувства или мысли, которых у него никак не меньше, чем у других детей, он выражает без каких-то заметных проблем.
Максимум внимания и терпения
Потому основной принцип воспитания такого малыша – это отказ от собственных родительских ожиданий в отношении своего ребенка. Возможно, вам бы хотелось, чтобы он был поактивнее, легче находил друзей в песочнице или детском саду, быстрее реагировал на ваши замечания или просьбы (особенно это критично для родителей, которые сами являются как раз экстравертами). Но такому ребенку важно ваше понимание, что вы можете полюбить и принять его таким, какой он есть. И если вы торопите, подкалываете или тем более постоянно сокрушаетесь в духе «Что ж ты такой медлительный, такой скучный и некомпанейский, да еще и стеснительный!», это не приведет ровным счетом ни к чему – в худшем случае малыш попросту закроется в себе еще сильнее. Да, возможно, он попытается имитировать бурную деятельность, чтобы получить одобрение папы с мамой, но у него это вызовет дикий внутренний дискомфорт, что в будущем может привести к развитию комплекса неполноценности.
Поэтому наберитесь терпения! И это должно проявляться буквально во всем. Собираетесь на прогулку? Начните заранее готовить малыша к этому, пусть у него будет хоть немного времени, чтобы настроиться и переключиться с домашних игр на игры на свежем воздухе. Планируете культурный поход, допустим, в зоопарк? Расскажите об этом заранее, причем как можно подробнее: что это такое, что там можно увидеть, какие встретятся животные и каких из них можно кормить, сколько займет времени такое событие – причем обязательно уточняйте, нет ли у малыша встречных вопросов. Предстоит посещение какого-то детского праздника? Тогда нужно предупредить об этом ребенка и рассказать, что там будут и другие дети, с которыми можно познакомиться, подружиться и весело поиграть – и в этом нет ничего страшного.
Адаптация всех событий
Главное во всем этом – отсутствие давления, нажима на маленького человечка. Пусть все события происходят в его жизни постепенно и мягко. Например, если он испугался малышни на площадке и ни в какую не хочет играть с ними (и тем более закапризничал, расплакался или даже убежал), не стоит настаивать. Отведите его в сторонку от всех, спокойно побеседуйте, детально выясните, что же конкретно его так сильно расстроило. Объясните, что причина его переживаний не стоит того и он вполне может с ней справиться, если сам захочет. А нет, так повторите эксперимент в другой раз, под другое настроение, когда первое впечатление у него уже успеет забыться и немного стереться из памяти. И так должно быть буквально во всем!
Например, в детском саду предстоит утренник, где все дети будут играть какие-то роли? Попросите воспитателей обязательно дать ему какую-то, но не на первом плане – например, вторая снежинка слева или один из зайчиков в толпе. С одной стороны, это не потребует от малыша чрезмерных психологических усилий (как, допустим, когда в главной роли необходимо читать стих перед множеством незнакомых людей). С другой же, даст почувствовать себя частью коллектива, попробовать на вкус публичность и понять, что и в такой ситуации бывает весело и увлекательно. Ведь ограничивать его в общении нельзя ни в коем случае (что особенно характерно для таких же родителей-интровертов). Социализация строго обязательна! Иначе запертый в четырех стенах ради, казалось бы, его же комфорта и спокойствия ребенок вырастет неподготовленным к внешнему миру – и уже в школе это выльется в немалое количество проблем, тревог и страхов вашего малыша.
И детсад, и секции, и все остальное…
Потому все традиционные инструменты воспитания применимы и к интровертам: и детский сад, и какие-то спортивные или творческие секции. Вот только все это имеет особенности. Перед походом в детсад особенно тщательно подготовьте ребенка: расскажите об этом месте, сходите туда на прогулку и на знакомство с воспитателями, поясните, почему это нужно. Дайте время обдумать все ваши слова, а потом вернитесь к теме, расспросив, какие у него остались впечатления от садика, от площадки там, от воспитателей. Общения с ребенком в этот период вообще должно быть как можно больше: обязательно по возвращению из садика узнавайте, чем он занимался, с кем играл, что кушал. Если видите, что малыш в чем-то замыкается в себе, о чем-то не рассказывает, можно попытаться мягко наводящими вопросами выяснить, в чем проблема. Но если это не получилось, оставьте все как есть – интроверту необходимо наличие некой внутренней зоны комфорта, куда он не пускает вообще никого.
Аналогично все и с упомянутыми секциями. Правда, тут есть оговорка: отдавать в кучу кружков, чтобы найти свой, не стоит. Вы же помните, что интроверт с трудом переключается с одного рода деятельности на другой? Так будет и здесь: только что он танцевал, уже надо сидеть рисовать, а на завтра запланировано плаванье в бассейне – для подобного малыша это настоящая карусель, которая вызовет головокружение и отторжение. Поймите, ребенок этого характера не «тормоз», он легко и быстро может находить решения в «своей» сфере – просто любые резкие перемены заставляют его, так сказать, внутренне вздрогнуть и опешить. Что же до типа самой секции, то, конечно, предпочтительнее умеренно-коллективные: того же футбола лучше избегать, обратив внимание на одиночные виды спорта (там он будет постоянно контактировать с другими детьми, но как бы и оставаться сам по себе), творческие кружки (рисование, лепка, музыка) и т.п.
Поддерживайте и вдохновляйте!
И напоследок: про поддержку такого малыша. Ведь одной только адаптации, пусть бы она и требовала от вас колоссального понимания и терпения, мало. Интроверт только кажется сухим и холодным, но внутренне он может напоминать вулкан – эмоции такого ребенка бывают едва ли не сильнее, чем у экстраверта. Причем если последний моментально создал бурю и так же быстро успокоился, то малыш интровертного типа может копить раздражение, обиду или злость очень долго, буквально пережевывая ее. А с учетом характерной для этого типа характера врожденной мнительности подобную реакцию может вызвать любая мелочь: ему показалось, что папа и мама им недовольны (хотя они просто пришли с работы в раздражении), что сестра или брат не дают покоя (хотя они лишь пытались увлечь его своей игрой), что в садике придираются (хотя его всего-навсего попросили помыть руки перед едой и кушать аккуратно)…
Поэтому от вас требуется как раз поддержка. Вы должны в спокойной обстановке и без посторонних глаз и ушей объяснять различные события в окружающей его жизни, пояснять, почему поругали и чем конкретно недовольны или расстроены (не им самим, а его поступком, не он плохой, а его действия). Вы должны помогать ему выражать свои негативные эмоции – он не должен их копить, а конструктивно выражать: без обидных слов, слез и истерик, а словом. И, конечно, обязательно хвалите малыша-интроверта. Для него важен любой, даже самый мелкий успех – особенно если речь идет об элементах его социализации, над которой вы так усердно работаете. Познакомился с малышом на утреннике, помог оплатить покупку на кассе, принял участие в детских соревнованиях – это должно быть отмечено вами! Все это придаст ему уверенности в своих силах, которой ему так не хватает. И поможет создать надежный фундамент для его будущей взрослой жизни, где он, оставаясь интровертом, сможет спокойно контактировать с другими людьми и добиваться поставленных целей в своей личной или профессиональной деятельности.